Типология психопатических характеров П. Ганнушкина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДП. СЕМИНАР. Отличия между механизмами псих защиты и копингами.

  1. Инерционность. Механизмы не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными. Техники (копинги) пластичны и приспособлены
  2. Эффект. Непосредственный и отложенный эффект. Механизмы стремятся к быстрому снижению эмоц напряжения. При самоконтроле мб даже в какой-то степени удовольствие
  3. Тактический и стратегический эффект. Механизмы псих защиты сиюминутно снимают напряжение ( разовое снятие напряжения). Копинги рассчитаны на перспективу
  4. Разная мера объективности восприятия ситуации. При механизмах искажается восприятие действительно и самого себя. При самоконтроле связь с реалистичным восприятием и объективное отношение к самому себе
  5. Сознательность и несознательность. Механизмы не осознанны. Копинги осознаны.

 

 

Копинги- индивид способ взаимодействия с ситуацией, в соответствии с его логикой, значимостью в жизни человека,

 

 

Стили

Стратегии

Стратегия шире механизмов. В РФ стратегии , за границей механизмы. Стратегия = механизмы.

Копинги и совладение- синонимы

 

Критерии Классификации копингов Лазарус и фолькман

  1. Крпинги направленные На решение проблемы (один из партнеров не должен быть задействован)
  2. Копинги направленные На изменение установок на решение проблем (говорим о том, что не ты одна на себе тащишь, он контролирует и просто Интересуется).

 

 

  1. Эмоц
  2. Поведён
  3. Когнитивные

 

Нартова бочавер.

Критерии для классификации

  1. Ориентация на проблему
  2. ориентация на себя
  3. Область психического, в котором развёртывается : мысли, поведение, чувства
  4. Эффективность : приносит или нет желаемый результат
  5. Временная протяжённость полученного эффекта. Разрешается ситуация радикально или требует возврата.
  6. Ситуация, которые провоцируют : кризисные или повседневные.

Копенгаген для кого-то мб эффективным, а для кого-то нет, ситуация кризисная а для кого-то обычная,

 

 

1.

Предмет, задачи и место дифференциальной психологии в системе наук

В самом общем виде можно определить дифференциальную (от лат. differentia – различие) психологию как отрасль психологии, изучающую индивидуальные и групповые психологические различия людей.

Заметна тенденция ставить знак равенства между дифференциальной психологией и психологией индивидуальных различий. Сам термин "дифференциальная психология" был введен В. Штерном в 1900 году. Он один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между людьми и опубликовал работу «О психологии индивидуальных различий: сущность, задачи и методы дифференциальной психологии». В. Штерн считал, что исследования должны быть направлены не на различия между индивидуальностями, а на отдельные «личностные особенности», по которым отличаются люди.

Дифференциальная психология занимает одно из ведущих мест в области психологических знаний. Она связана с общей психологией, с возрастной, педагогической, социальной. С психодиагностикой, с психоконсультированием, с вопросами психотерапии, с психологией семьи, с социологией, философией, психофизиологией. Как самостоятельная наука сложилась недавно.

 Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, а также типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.

          Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики. Количественно оценивает индивидуальные различия в разных сферах.

Дифференциальная психология имеет 2 задачи: выделение индивидуальных различий и объяснение их происхождения.

 

АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ И ТЕМПЕРАМЕНТ

 

Глава 13

ПРАВО- И ЛЕВОРУКОСТЬ

И ТЕОРИЯ ВЕДУЩЕГО

(ДОМИНАНТНОГО) ПОЛУШАРИЯ

 

13.3. АСИММЕТРИЯ ЗРЕНИЯ, СЛУХА

И ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА

По этой пробе выявлено, что для фиксации предмета чаще всего используется пра«

вый глаз (табл. 13.1), однако процент случаев его предпочтения не так высок, ка|

предпочтение правой руки (соответственно 65 % и 95 %). Таким образом, по крайне^

мере, у 30 % людей предпочтение левого глаза не обусловлено праворукостью и дг

минантностью левого полушария. На самом же деле, и в оставшихся 65 % случаев н-

никакой уверенности, что ведущий глаз «подстраивается» под ведущую руку и доми

нантное полушарие. ,

 

Доминирование одного глаза отсутствует по величине поля зрения, по величине

аккомодации, рефракции и другим функциональным показателям. Асимметрия слуха. Предпочтение в использовании одного уха при слушании,

прислушивании является твердо установленным фактом. Уже у новорожденного на-

блюдается предпочтение правого уха при восприятии слов и дискриминации фонем,

что свидетельствует о том, что в левом полушарии имеется генетически запрограм-

мированный нервный субстрат, приспособленный для восприятия дискретных еди-

ниц, которые составляют основу языка (X. Хекаен [Н. Несаеп, 1976).

По остроте слуха различия между правым и левым ухом вообще не выявляются

(И. И. Славина, А. И. Качевская, 19Й).

Асимметрия в функционировании вестибулярного аппарата. К. Л. Хилов (1952)

приводит данные о продолжительности нистагма при вращении вправо (преимуще-

ственное раздражение левого лабиринта) и при вращении влево (преимущественное

раздражение правого лабиринта). Явного превалирования одного из симметричных

вестибулярных органов не выявлено: асимметрия часто менялась по знаку и распре-

делялась справа и слева примерно поровну.

13.4. ДОМИНАНТНОСТЬ ПОЛУШАРИЯ

И ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Особенно чувствительный удар по теории доминантного полуша-

рия нанесли клинические и психофизиологические исследования, в которых изуча-

лась зависимость тех или иных психических проявлений от локализации соответству-

ющих и.м центров в правом и левом полушарии (табл. 13.3).

Речевые функции. Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение,

что у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей — в правом.

Такое мнение сложилось в результате клинических наблюдений за больными с ин-

сультами, о чем за 30 лет до Брока (в 1836 году) сообщил неизвестный широкой науч-

ной общественности французский врач Марк Дакс, однако его сообщение осталось

незамеченным. При параличе правой руки терялась и речь, т. е. возникала афазия, а

при параличе левой руки этого не было. У левшей наблюдались противоположные

явления. Однако постепенно накапливались и другие данные, свидетельствовавшие

о том, что и правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении речи,

только другим способом.

В. Пенфилд и Л. Роберте (1965) пишут, что понимание речи возникает после по-

ступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного —

после поступления в оба полушария зрительных импульсов. Правое полушарие, по

их мнению, после обучения речи тоже принимает участие в понимании и произношении

 

При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т. е. наруше-

ние способности к чтению. Однако это наблюдается не всегда. Все зависит от того

языка, на котором человек учится читать. В Японии, например, дислексиков в 10 раз

меньше, чем в странах Запада. Объясняется это тем, что в японском языке использу-

ются два вида письма: кана, где, как и в нашем алфавите, символы соответствуют зву-

кам (хотя каждый символ означает не отдельный звук, а слог, т. е. сочетание звуков)

и кандзи, где символами служат иероглифы, отображающие не звуки, а предметы или

понятия (рис. 13.2).

Предполагается, что зрительно-пространственное восприятие иероглифов осуще-

ствляется правым полушарием (в связи с тем, что в отличие от левого полушария. осуществляющего переработку информации аналитически и последовательно, правое

полушарие делает то же самое целостно и одновременно). Правое полушарие воспри-

нимает наборы элементов, подобные представленным на рис. 13.3, как цельные кон-

Для понимания того, что доминирование одного из речевых центров формирует-

ся в процессе овладения речью и грамотностью, представляют интерес случаи, когда

бывший правша, вследствие мозгового повреждения или повреждения руки вынуж-

ден стать левшой. Ряд наблюдений говорят о том, что они становятся афазиками при

повреждении правого полушария. Это подтверждает мысль А. А. Ухтомского, что

«центр речи не связан категорически и неподвижно с однажды и насегда заданным

"центром Брока", но может воспитаться вновь на другом месте по связи с первым

местом, Б том случае, если полушарие, где имеется центр речи, поранено», 1955, с. 106).

По-иному обстоит дело с размещением центров речи у левшей. Доказано, что у

70 % левшей они располагаются, как и у правшей, в левом полушарии, у половины из

остальных левшей (15 %) речь контролируется правым полушарием, а у другой по-

ловины — обоими полушариями.

Таким образом, уже рассмотрение речевой функции показглвает, что правое полу-

шарие не является послушным исполнителем волн другого, левого полушария. Еще

более очевидным это становится при рассмотрении вопроса о локализации центров,

заведующих другими психическими функциями, в частности — интеллектом.

Полученные в экспериментах и в клинике данные дают основание ученым предпо-

лагать, что левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки ин-

«}юрмации, обеспечивает рационально-логическое, индуктивное мышление, связанное

с вербально-символическими функциями, в то время как правое полушарие исполь-

зует глобальную, синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуи-

тивное, дедуктивное, образное мышление.

Эмоции и межполушарная асимметрия. В отношении латерализации эмоций мне-

ния ученых разделились. Бытующее представление о том, что эмоциональные про-

цессы связаны исключительно с правым полушарием, многими учеными оспаривает-

ся. Одни из них высказываются за связь положительных эмоций с левым полушари-

ем, а отрицательных — с правым, и этому есть подтверждения. По данным X. Терциана

и К. Цекотто, выключение с помощью барбитуратов одного из полушарий дало раз-

ные результаты. При действии на правое полушарие наблюдалось эйфорически-ма-

ниакальное состояние, а при действии на левое полушарие — депрессивно-катастро-

фическое состояние. Это подтверждает данные ряда авторов (К. Клейст, 1934;

М. С. Лебединский, 1941; С. В. Бабенкова, 1963), что при поражении ггравого полу-

шария у больных наблюдается эйфория, дурашливость, бестактность, неадекватность

поведения.

По данным А. Кепалайте (1982), люди более жизнерадостные, оптимистичные и с

большей успешностью решения вербальных тестов отличаются большей активностью

левого полушария, тогда как склонные к депрессивным переживаниям и характери-

зующиеся наглядно-образным мышлением — большей активностью правого полуша-

рия.

Итак, вышеизложенное свидетельствует о том, что представления ученых первой

половины XX века о доминантности левого полушария у правшей не оправдались.

В большинстве случаев асимметрии рук, ног, зрения и слуха у одного человека не

совпадают. Этому способствует и несовершенство используемых проб для выявле-

ния «рукости» или «погости» (см. главу 17). Неудивительно, что по данным многих

авторов (например, по Е. И. Николаевой и Н. М. Субботиной, 1989) процент лиц с

левосторонней и смешанной асимметрией оказывается очень высоким, а количество

лиц с правосторонней асимметрией не превышает и половины обследованных. Отсюда

' Конфабуляции (от лат. confabulari - болтать) - это вымыслы, принимающие форму воспоминании;

ложные воспоминания, или галлюцинации памяти.

' Псевдореминисценции - это искаженные воспоминания, иллюзии памяти.

ч

ученые пытаются выявлять профили функциональной асимметрии у каждого чело-

века в отдельности и сопоставляют их с проявлением тех или иных способностей,

эффективностью деятельности, особенностями поведения.

Контрольные вопросы

1. О чем говорит теория доминантного полушария?

2. Какие данные ей противоречат?

3. Совпадает ли частота предпочтения среди людей правой руки и правой ноги?

4. Можно ли говорить о ведущей ноге?

5. Что такое ведущий глаз?

6. Есть ли доминирование предпочтения одного из органов слуха?

Можно ли по вегетативным функциям судить о право- или леворукости?

С какими большими полушариями головного мозга связаны некоторые психиче-

ские функции?

 

 

Клетка

экзодерма

мезодерма (кости…)

эндодерма (внутренние органы)

Экзоморфный – тип телосложения, который соответствует астенику Крэчмера. Организм хрупкий, тонкий, грудная клетка уплощена, конечности длинные, тонкие, НС плохо защищена.

Мезоморфный тип – хорошо развита мышечная система, стройное тело, большая физическая сила, соответствует атлету Крэчмера.

Эндоморфный тип – избыточная жировая ткань, полная противоположность экзоморфному.

В результате многолетних наблюдений здоровых людей Шелдон заметил, включая экстравертов и интровертов, определенные типы темперамента.

Тип темперамента Телосложение
Церебратоник Экзоморфное
Соматотоник (преобладание телесного) Мезоморфное
Висцеротоник Эндоморфное

Висцеротоник – расслабленность в движениях и осанке, любовь к комфорту, замедленность реакций, пристрастие к еде, ярко выражена социализация пищевой потребности, любовь к компаниям, застольям, характерна склонность к общественной работе – социофилия. Характерна приветливость, относительная эмоциональная ровность, терпимы, спят хорошо, отсутствуют взрывные эмоции. В трудных ситуациях испытывают потребность в людях. Ориентация на семью.

Соматотоник – уверенность в движениях и осанке, энергичен, потребность в движениях, преобладает потребность в доминировании, склонность к риску. Решительные манеры, храбрость, сильная агрессивность, психологическая нечувствительность, отсутствие сострадания. Характерна клаустрофобия. С трудом приглушаемый голос, выносливость боли, шумное поведение, самоуверенность, агрессивность, в горе потребность в действии.

Церебротоник – заторможенность в движении, скованность в осанке, скорость реакции высокая. Склонность к уединению, рассуждению. Скрытость в проявлении чувств, некая заторможенность в эмоциях. Социофобия (страх перед общественными контактами), заторможенность в общении, агорафобия (боязнь открытого пространства). Непредсказуемость поведения, чрезвычайная чувствительность к боли, плохой сон, хроническая усталость. Устойчив к алкоголю. В горе потребность в уединении.

    1. Нейродинамические (нейрофизиологические) теории.

Объяснение темперамента через особенности ЦНС.

      1. И.П. Павлов

И.П. Павлов ввел понятие типа высшей нервной деятельности. Он определяется соотношением свойств нервной системы. И.П.Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а так же в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. Павлов выделил три свойства нервных процессов:

  1. Нервные процессы обладают силой. Сила определяется работоспособностью нервной клетки. Сила нервных процессов (сила - слабость) – способность НС выдерживать действие длительных или часто повторяющихся воздействий раздражителя возбуждающего или тормозного типа.
  2. Нервные процессы обладают свойством уравновешенности. Уравновешенность (уравновешенность - неуравновешенность) – способность к переходу от возбуждения к торможению в критической ситуации.
  3. Нервные процессы обладают подвижностью. Они могут быть подвижными и инертными. Подвижность (подвижность - инертность) - скорость перехода от возбуждения к торможению, и наоборот.

На основании этих свойств Павлов описал типы нервных процессов (типы ВНД).

ТИП ВНД

сильный слабый

уравновешенный неуравновешенный

подвижный инертный

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный. Большая сила нервных процессов, их равновесие и значительная подвижность, поэтому он быстро и легко приспосабливается к измененным условиям. Высокая сопротивляемость к трудностям в жизни (Сильный).

Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный. НС сильная, уравновешенная, малоподвижная. Реагирует спокойно, медленно, не склонен к переменам. Но хорошо сопротивляется (Инертный).

Холерик – сильный неуравновешенный. Сильная НС, но возбуждение преобладает над торможением. Большая жизненная энергия (Безудержный).

Меланхолик – слабый тип. Слабое и возбуждение и торможение. Пассивен, заторможен. Сильные раздражители - источники нарушения поведения (Слабый).

      1. Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин

Возражения Павлову:

  1. Павлов признавал, что в принципе возможно 4 типа ВНД (например, слабый-уранавновешенный-подвижный и т.д.). Это теоретически возможно, практически же встречаются 4 типа. В действительности оказалось, что их больше четырех (Теплов считает, что на Павлова повлияла гиппократовская классификация).
  2. По Павлову лучший тип – сангвиник. Все остальные не обеспечивают биологическую адаптацию. Теплов: нельзя говорить об адаптивности и неадаптивности темперамента. Если они существуют, то это имеет биологическую целесообразность.
  3. Теплов: свойства, описанные Павловым, не такие простые. У слабых процесс нарастания реакции идет быстрее (чувствительный, сензитивный тип лучше реагирует на слабые раздражители). Свойство силы и слабости – выносливость. Сензитивные – не выносливые, сильные – выносливые.
  4. Обнаружили частичность, парциальность свойств НС. Как таковых общих свойств НС не существует. Тип ВНД зависит от анализаторов (например, человек может быть сильным по отношению к зрительному анализатору и слабым по отношению к слуховому).
  5. Тип ВНД не обязательно соотносится с темпераментом. Несовпадение генотипа и фенотипа. Генотип Павлов определил как прирожденный тип нервной системы, фенотип – как склад высшей нервной деятельности. Генотип Павлов связывал с понятием темперамент, а фенотип – с понятием характер. Т.е. Павлов дал чисто физиологическую интерпретацию темперамента. Психологические же аспекты темперамента он называл характером.

Теплов добавил еще 2 свойства:

    • динамичность – легкость и быстрота (нарастания и распространения), с которой НС генерирует возбуждение и торможение.
    • лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов (время реакции, скорость ответа) – взамен подвижности.

Заменяет понятие «тип» на «синдром свойств» – совокупность свойств НС, коррелирующих между собой. т.е. не сверху от типов, а снизу от свойств.

Свойство, синдром силы становится центральным для образования 2 групп свойств, коррелирующих с ней:

  1. Сила НС коррелирует с низкой чувствительностью (высокие пороги слуховой, звуковой чувствительности);
  2. Слабость НС коррелирует с высокой чувствительностью.

Свойства НС не предопределяют однозначно никаких форм поведения. Но они образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения и труднее другие. Т.е. существует более сложная связь, чем думал Павлов.

Небылицын Обобщение темпераментов провел без выделения типов, но и не стал выделять отдельные частные свойства НС. Основные характеристики темперамента следует выделять как функции анатомических структур. Компоненты темперамента:

1) Общая психологическая активность индивида (энергетическая активность - настойчивость, воля или вялость, инертность) – активность ретикулярной формации, «энергетического центра» организма.

2) Моторный компонент (общая двигательная активность - быстрота, резкость, ритмичность, амплитуда движений).

3) Эмоциональные процессы (динамические характеристики: впечатлительность, импульсивность, лабильность) – активность лобно-лимбической коры, отделов

Интеллект

Человеческий интеллект – это способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между объектами

и идеями и использовать знания осмысленным способом.

Климов

Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии («восьмиугольник Климова»):

Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Наличие способностей . Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.

Мнение родителей, семьи . Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

Мнение сверстников . Например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии.

Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – «жизненную перспективу» – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры». Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или – для начала – в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.

Знания о профессии . Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.

Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами выбора профессии». Называются они «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО».

 

Лоос

Более детальную классификацию профессий дал В. Г. Лоос (1974). Все профессии он разделил на следующие 8 групп.

1. Делопроизводство (представители этих профессий занимаются оформлением документации: бухгалтер, ревизор, статистик, счетовод). Эти профессии предъявляют к человеку специфические требования: «конторская исполнительность», умение поддерживать тщательный порядок в ведении дел, что связано со склонностью к педантичности; критичность, умение классифицировать материал (Н. Д. Левитов, 1928), а также ряд характерологических черт (A. Dodge, 1940).

2. Литература и искусство . Эти профессии связаны с интересом к художественному творчеству. Они делятся на профессии, связанные с драматическим искусством (актеры, радио- и телекомментаторы); профессии, связанные с изобразительным искусством (скульпторы, художники, архитекторы, дизайнеры, модельеры, фотографы, ювелиры, рекламщики), литературные профессии (писатели, поэты, драматурги, журналисты, критики, переводчики, публицисты, редакторы, референты); профессии, связанные с музыкой (музыканты, певцы, композиторы, дирижеры, аранжировщики); профессии, связанные с режиссурой (режиссеры кино и театра, операторы); профессии, связанные с хореографией (солисты балета, танцоры, хореографы); цирковые профессии.

3. Наука . Представители этих профессий занимаются научной деятельностью.

4. Природа . В отличие от Е. А. Климова, В. Г. Лоос относит в эту группу только те профессии, которые связаны с культивированием природных богатств, а связанные с их разработкой — в другую («рабочие профессии»). Выделены две подгруппы: животный мир (зооветработники: ветеринарный врач, зоотехник, птицевод, пчеловод, рыбовод; рабочие профессии: доярка, конюх, пасечник, птицевод, пчеловод, рыбовод) и растительный мир (агротехнические профессии: агроном, лесничий, садовод, цветовод; рабочие профессии: земледелец, комбайнер, работник оранжереи, тракторист).

5. Работа с людьми . Выделены следующие подклассы: администраторы (бригадир полеводческой бригады, мастер, руководитель отдела и т. д.); медицинские работники (врачи, фельдшеры, медсестры и др.); педагоги (учителя, воспитатели детских учреждений, тренеры, преподаватели институтов, училищ); юристы, библиотекари, делопроизводители (секретарь, страховой агент); профессии по обслуживанию пассажиров транспорта (кондуктор, бортпроводник, проводник поезда); работники сопровождения (переводчик, экскурсовод); работники сферы обслуживания (официант, закройщик, парикмахер, работник справочного бюро и др.); работники торговли (кассир, продавец, контролер).

6. Рабочие профессии . Водительские профессии (шоферы, машинисты, вагоновожатые); промышленные профессии (станочники, наладчики, слесари, токари и др.); операторы (аппаратчики, диспетчеры, операторы); работники типографий (линотипист, наборщик); профессии, связанные с разработкой природных богатств (бурильщик, пильщик, проходчик, шахтер); строительные профессии (каменщик, плотник, маляр, штукатур, бетонщик, бульдозерист).

7. Романтические профессии . Профессии, связанные с «острыми» ощущениями, — геолог, китобой, летчик, космонавт, моряк, рыбак.

8. Техника . Сюда входят инженерные профессии, связанные с интересом к конструированию машин, оборудования, к проектированию технологических процессов, к работе по организации производства. Это конструкторы, технологи, организаторы производства.

Конечно, приведенная классификация тоже далека от идеала и требует, как замечает сам автор, уточнений по мере изучения отдельных профессий. Особое сомнение вызывает выделение группы романтических профессий. Кроме того, нет исследований, которые бы показали различия по способностям и особенностям личности между работниками, относящимися к различным группам профессий, выделенных В. Г. Лоосом.

 

Таблица 9

Возраст Стадии профессионального становления Способы профессионального самоопределения
Дошкольное детство (до 7 лет)   Профессионально-ролевые игры
Младший школьный возраст (до 1 1 лет)   Профессиональные индукции
Подростковый возраст (до 1 5 лет) Первичная амбивалентная оптация Профессионально окрашенные фантазии.Романтически окрашенные профессиональные намерения
Ранняя юность (до 1 8 лет) Вторичная реалистическая оптация Ситуативный выбор учебно-профессионального направления. Выбор профессионального образования и профессиональной подготовки
Юность (до 23 лет) Профессиональное образование и профессиональная подготовка Самоопределение в учебно-профессиональном поле
Молодость (до 27 лет) Профессиональная адаптация. Первичная профессионализация Кристаллизация профессиональной направленности. Самоопределение на конкретном рабочем посту
Зрелость (до 33 лет) Вторичная профессионализация Самоопределение в профессии
Зрелость (до 60 лет) Профессиональное мастерство Самоопределение в профессиональной культуре
Пожилой возраст (до 75 лет) Менторинг — наставничество Самоопределение в общественно-полезной и семейно-бытовой жизни

Выводы

1. Профессиональное самоопределение — это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности влияют социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за свое становление.
2. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации, «выполнения» себя.
3. Становление личности реализуется различными способами профессионального самоопределения. Анализ этих способов (см. табл.6) показывает, что профессиональное самоопределение предполагает проявление собственной позиции в проблемной ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. И конечно, это процесс творческий.
4. Профессиональное самоопределение неизбежно порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлении и реальных возможностей, противоречия между «Я-реальным», «Я-отраженным» и «Я-возможным». Эти противоречия приводят к возникновению внутриличностных конфликтов, преодоление которых, как правило, требует психологической помощи психолога-профессиоведа.

 

Для профессий типа «человек — человек» выделены такие профессионально важные качества:

1. доброжелательность, такт;

2. общительность;

3. эмоциональная устойчивость;

4. самообладание, выдержка;

5. чуткость, отзывчивость, сопереживание (эмпатия);

6. самостоятельность;

7. доминантность;

8. организаторские способности;

9. социальный интеллект;

10. чистота, четкость, выразительность речи;

11. экспрессия лица и поведения;

12. настойчивость.

Для профессий типа «человек — техника» выделяются следующие ПВК:

13. техническое и образное мышление;

14. пространственные представления;

15. концентрация и переключение внимания;

16. образная память;

17. время реакции;

18. координация движений;

19. физическая выносливость.

Для профессий типа «человек — знак» нужны другие ПВК:

20. вербальное мышление (умение анализировать);

21. вербальная память;

22. аккуратность;

23. концентрация, устойчивость и распределение внимания;

24. усидчивость;

Для профессий типа «человек — художественный образ» желательны:

25. образное мышление;

26. образная память;

27. пространственные представления;

28. координация движений;

29. мышечно-кинестетическая чувствительность;

30. энергетическая заряженность;

31. аккуратность.

 

Пол — описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

 

Половому диморфизму (половой диморфизм — наличие различий

в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей) подвержены многие представители живой природы.

 

Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

 

Гендерная идентификация — процесс, результатом которого

является гендерная идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу

и ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли.

 

Гендерная роль — совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчины и женщины в определенном обществе в определенное

историческое время.

 

На сегодняшний день выделяют 3 типа психологического пола

личности или 3 типа гендерных ролей — маскулинный, феминный,

андрогинный.

 

К психологическим теориям гендерной идентичности отно-

сятся психоаналитическая (подчеркивается значимость эмоций и

бессознательной имитации ребенком поведения родителей своего

пола), бихевиоральная (на основе механизмов подкрепления и на-

казания), когнитивная теория самокатегоризации (ребенок внача-

ле категоризует себя как мальчика или девочку, а затем старается,

чтобы его поведение соответствовало полу).

К теориям, объясняющим различия психики мужчин и женщин

относятся:

— Эволюционная теория В. А. Геодакяна, согласно которой диф-

ференциация полов связана с двумя основными составляющими

эволюционного процесса — консервативностью и изменчивостью,

— Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса, согласно кото-

рой половые различия в поведении связаны с воздействием андро-

генов,

— Концепция взаимодополняемости полов (Т. Парсонс и Р. Бейлс).

Согласно данной теории имеющиеся различия в психике мужчины

и женщины связаны с разными функциями — инструментальной

и экспрессивной, которые они выполняли на протяжении истории

человечества.

В целом, как культуральные, так и биологические факторы вно-

сят свой вклад в развитие различий в способностях, поведенческих

проявлениях, личностных чертах мужчин и женщин.

 




Типология психопатических характеров П. Ганнушкина

Автор выделяет несколько групп психопатий.
Циклоиды. В этой группе выделяют разные виды с характерными чертами:
- конструктивно-депрессивные (постоянна пониженное, пессимистичное настроение, высокая чувствительность к неприятностям, склонность к самобичеванию, угрюмость, ощущение постоянной усталости и разбитости, способность легко впадать в отчаяние, скрытая от внешних глаз отзывчивость и способность «проникать в душу» собеседника);
- конституционально-возбужденные (веселость, часто художественная одаренность, поверхностность и неустойчивость интересов, болтливость, склонность к построению «воздушных замков», неусидчивость, ловкость , изворотливость, склонность к рисковому поведению и хвастовству, нетерпимость к возражениям, тяга к ведению споров);
- циклотимики (смена состояний возбуждения и депрессии, одновременное сосуществование элементов противоположных настроений);
- эмотивно-лабильные психопаты (капризность, открытость и даже простодушие, колебания настроения по незначительным причинам, способность к глубоким чувствам и привязанностям).

Астеники. Их объединяет высокая раздражительность, сопровождающаяся приступами гнева и быстрым психическим истощением:
- неврастеники-ипохондрики (чрезмерная нервно-психическая возбудимость, раздражительность, утомляемость, вялость, апатичность, безынициативность, неусидчивость) ;
- увлеченные неврастеники («самозахват» личности какими-либо интересами, возбудимость и раздражительность, быстрая утомляемость и следующая за ней апатия);
- впечатлительные неврастеники (чрезмерная впечатлительность, чувство собственной неполноценности, ранимость, робость, малодушие, застенчивость, «мимозо-подобная» чувствительность,самолюбие.);
- психастеники (крайняя нерешительность, боязливость, постоянные сомнения, недоверие к самому себе, потребность в постороннем совете и помощи, постоянные тревоги, педантизм, формализм, стеснительность, бездеятельность, фантазерство, склонность к тепличной жизни, опасение за будущее, боязнь неизвестного).

Шизоиды с врожденными шизофреническими чертами. Эта группа характеризуется оторванностью от внешнего мира, непредсказуемостью поведения, отсутствием естественности и гармоничности. Речь шизоидов не согласуется с их мимикой и жестами. Она отличается либо витиеватостью, патетичностью и напыщенностью, либо монотонностью, невыразительностью и стереотипностью.

Параноики. Их выделяет склонность к «сверхценным» идеям, которые рьяно отстаивают, не проявляя при этом самокритичности. Злопамятны и мстительны, неуживчивы и агрессивны. Если параноик принял решение, то добивается его любой ценой. При этом нравственная сторона для него не имеет значения. К параноикам можно отнести фанатиков с их несокрушимой волей и жаждой борьбы.

Эпилептоиды. Это люди неудержимой ярости, раздражительности, тоски, гнева и страха. Их притягивают сильные ощущения, напряженная деятельность. Им свойственны нетерпимость к мнению других, себялюбие, обидчивость, подозрительность Склонность к эпизодическим расстройствам настроения делает их несносными в семейной и деловой жизни. Они не способны переживать за других. Фактически это люди инстинктов и примитивных влечений. Среди них много азартных игроков, бродяг, половых психопатов-извращенцев.

Истерические характеры. Психика этих людей отмечается желанием быть в центре внимания окружающих и в воображаемом мире собственной неповторимости и оригинальности. Для достижения этих целей ими используются все средства: личная привлекательность и уродство, удачи и неприятности, обман и лесть. Истерики фальшивы и неестественны, театральны и самовнушаемы. Причем они сами верят в то, что внушают себе, забывая, что это ложь. Среди них много аферистов, уличных жуликов и «донжуанов».

Неустойчивые психопаты. К ним обычно относят людей крайне слабовольных и слабохарактерных, легко поддающихся влиянию окружающих. Собственных интересов у них, как правило, нет. Среди социально позитивных людей они как бы «растворяются», выделяясь лишь беспорядочностью, непунктуальностью и ленью. Психопаты нуждаются в постоянной опеке. В нетрезвом состоянии они бессердечны, бездумны, грубы до неузнаваемости. Далее следует горькое раскаяние и самобичевание, но не надолго.

Антисоциальные психопаты. Это группа «нравственного помешательства» с резко выраженными моральными дефектами. Антисоциальные психопаты страдают частичной эмоциональной тупостью. У них поражена эмоциональная сфера. Они не имеют чувства стыда, долга, чести и достоинства, ленивы и лживы, часто питают ненависть даже к ближнему из-за того, что тот пытается удержать их в пределах нормы. Исправлению не подлежат. Такие типы встречаются, например, среди женщин, не имеющих материнских чувств к своему ребенку.

Конституционально-глупые. Здесь наблюдается поражение интеллектуальной сферы личности. Иногда недуг представителей этой группы называют «салонным слабоумием». Обладая зачастую хорошей памятью и имея большой багаж знаний, они практически бесплодны. Обращает на себявнимание их склонность придерживаться шаблона, говорить банальные вещи без тени оригинальности и новизны. Они консерваторы, боятся всего нового. К данной группе можно отнести людей, называемых резонерами.

 

 










Дата: 2018-12-28, просмотров: 652.