Тема 2. История возникновения дифференциальной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Исторические предпосылки развития представлений об индивидуально-типических различиях.

2. Зарождение дифференциальной психологии как науки.

3. Влияние экспериментальной психологии и тестирования на появление дифференциальной психологии.

Исторические предпосылки развития представлений об индивидуально-типических различиях: древнегреческие представления об индивидуальных различиях. Личностные особенности при вычислениях в астрономии. Зарождение дифференциальной психологии как науки. Влияние биологии на появление дифференциальной психологии. Влияние экспериментальной психологии и тестирования на появление дифференциальной психологии: У. Штерн, А. Бине, Дж. Кеттелл. Развитие статистического метода.

 

Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для лю­дей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заста­вило систематизировать наблюдаемые отличия, дать им определенное научное объяснение. И не случайно уже в Древней Греции философы обсуждали эту про­блему. Платон в книге «Государство» писал, что два человека не могут быть со­вершенно одинаковыми: каждый отличается от другого своими способностями, поэтому одному следует заниматься каким-либо своим делом, а другому — своим. Более того, Платон предложил, как бы сейчас сказали, тест на профессиональную пригодность к солдатской службе.

Еще более известно учение Гиппократа о четырех типах «красиса», ученый заметил и описал типические различия в поведении человека. Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, в своих работах (напри­мер, в «Этике») значительное место уделил анализу групповых различий, в том числе видовых, расовых, половых и социальных, проявляющихся в психике и морали. Он связывал их отчасти с врожденными факторами. Аристотель описал людей, обладающих либо избытком, либо дефицитом вспыльчивости, смелости, стыдливости и др.

После длительного периода затишья в изучении данной темы, характерного для Средневековья, новый импульс оно получило благодаря педагогам и просве­тителям XVIII-XIX вв. — Ж. Ж. Руссо, Песталоцци, Гербарту, К. Д. Ушинскому — в связи с изучением индивидуальности ребенка, его способностей. Однако все это было связано с наблюдением, а не количественным измерением обнару­живаемых различий. Поразительно, но первое систематическое измерение индиви­дуальных различий осуществили вовсе не психологи и философы, а астрономы.

В 1796 г. Мэскелин, астроном Гринвичской астрономической обсерватории, уволил своего ассистента, потому что тот зафиксировал (с помощью своего зре­ния) прохождение звезды на секунду позже, чем он сам. В 1816 г. кенигсбергский астроном Бессель прочитал об этой истории и заинтересовался индивидуальны­ми особенностями вычислений, производимых разными наблюдателями. Сопо­ставив данные нескольких из них, он установил определенные различия. С появ­лением хронографов и хроноскопов во второй половине XIX в. это получило более объективное подтверждение и заставило физиологов заняться изучением психи­ческих различий между людьми, в частности по «времени реакции». Поэтому экспериментальная психология, послужившая фундаментом и для дифферен­циальной психологии, возникла, по существу, из недр физиологических исследо­ваний, проводившихся Вебером, Фехнером, Гельмгольцем, Гальтоном, наконец, Вундтом, создавшим первую экспериментальную лабораторию для проведения психологических исследований.

Вундт . Он открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге 1879 г. Это оказало существенное влияние на развитие экспериментальной психологии. В лаборатории изучались зрительные и слуховые впечатления, скорости реакций, ассоциаций и др. Первоначально психологами-экспериментаторами игнорировались индивидуальные различия и рассматривались как «случайные» отклонения. Однако вклад экспериментальной психологии в дифференциальную психологию заключается в том, что было продемонстрировано, что психологические феномены доступны для объективного и даже количественного изучения. Это было необходимо, чтобы возникло изучение индивидуальных различий. 

Влияние биологии. В конце 19 века под влиянием дарвиновской теории возрос интерес к сравнительному анализу, предполагающему наблюдение за тем, как одни и те же качества проявляются у представителей разных видов. Особенно важными для дифференциальной психологии являются исследования Ф. Гальтона, наиболее знаменитого последователя Дарвина. Гальтон первым попытался применить эволюционные принципы изменчивости, отбора и приспособляемости к исследованию человеческих индивидов. Научные интересы Гальтона были свзаны с изучением наследственности (книга «Наследственный гений»). Для Гальтона стало очевидным, что для определения степени сходства между индивидуумами их можно измерять – каждого в отдельности, сравнивать друг с другом, изучать большие группы. Для этих целей Гальтон разработал многочисленные процедуры и тесты. (книги «Исследование человеческих способностей» ). Новаторским было изучение Гальтоном индивидуальных и групповых различий образного мышления.

Развитие статистического метода . Статистический анализ является одним из основных средств, которые использует дифференциальная психология. Гальтон предпринял попытки адаптировать многочисленные математические процедуры для обработки данных по индивидуальным различГальтон занимался проблемами нормального распределения и корреляции. Карл Пирсон, который был студентом Гальтона, разработал математический аппарат теории корреляции.

Тестирование в психологии . Наряду со статистикой, психологическое тестирование является важным средством дифференциальной психологии. После Гальтона следующий этап в развитии психологического тестирования связан с именем Джеймса Маккина Кэттелла. В своих работах Кэттелл объединил два параллельно развивающихся течения: экспериментальную психологию и психологию, основанную на измерении индивидуальных различий. Кэттелл учился в доктарантуре в лаборатории В.Вундта. Затем читал лекции в Англии и общался с Гальтоном. Вернувшись в Америку, Кэттелл организовал лабораторию для занятий экспериментальной психологией, активно распространял методики психологического тестирования. Понятие «интеллектуальный тест» впервые появилось в работах Кэттелла в 1890 г.

Затем появились тесты Бине-Симона, Стенфорда-Бине и др. Появились понятия тестовые нормы, надёжность теста.

К началу 19 века диффренциальная психология начала обретать конкретные формы. В 1895 г. Бине и Генри опубликовали статью «Психология индивидуальности», которая представляет собой первый систематический анализ целей, предмета и методов дифференциальной психологии. В качестве главных проблем дифференциальной психологии авторы указали изучение природы и степени индивидуальных различий в психических процессах и выявление взаимосвязи психических процессов человека, чтобы классифици­ровать качества и определить среди них фундаментальные.

Основателем дифференциально-психофизиологического направления как само­стоятельной научной дисциплины считается Уильям Штерн. В 1900 г. он выпус­тил книгу «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии». При переиздании (1911 г.) она вышла уже под другим названием — «Дифференциальная психология и ее методические основы».

У. Штерн интересовала природа раз­личий между людьми, поэтому он обратился к наследственности, климату, соци­альному или культурному уровню развития, образованию и другим факторам.

В 1903 г. вышла книга Томсона «Индивидуальные различия полов», в которой впервые были изложены результаты всеобъемлющего тестирования мужчин и жен­щин, проводившегося в течение нескольких лет. Тогда же появились исследова­ния различий расовых групп.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 492.