и реальных доходов за 1966-1985 гг.[3]
Пятилетки | ||||
VIII (1966-1970 гг.) | IX (1971-1975 гг.) | X (1976-1980 гг.) | XI (1981-1985 гг.) | |
Среднегодовые темпы роста НД | 7,2 | 5,1 | 3,9 | 3,1 |
Среднегодовые темпы роста производительности труда | 6,8 | 4,6 | 3,2 | 3,1 |
Среднегодовые темпы роста реальных доходов | 6,6 | 4,8 | 4,4 | 4,2 |
Данные таблицы показывают неуклонное падение темпов роста как производства, так и жизненного уровня населения. И в стране принимались меры по преодолению такой динамики. Осуществлялись анализ сложившейся ситуации, уточнения текущих и долговременных целей, путей их достижения, применения новых форм организации производства и его стимулирования. Но все это делалось в рамках командной системы. Достаточно вспомнить решения пленумов и съездов коммунистической партии Советского Союза. Так, в 1957 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление «О переходе к территориальному принципу управления экономикой», в 1965 г. – «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании пла-
нирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» и др.
XXVII съезд КПСС (март, 1986 г.) принял постановление «Об ускорении социально-экономического развития страны». Как говорится в документе, эта задача может быть выполнена на основе перестройки методов управления общественными процессами, хозяйственного механизма, мышления и настроения людей в духе понимания цели ускорения социально-экономического развития страны и активной борьбы за него.
Однако, несмотря на принимаемые меры, процесс ухудшения экономической ситуации шел не только по нарастающей, но и расширялся. Постепенно он охватил финансовую сферу, сферу денежного обращения, доходы и расходы населения, потребительский рынок. Так, дефицит государственного бюджета в 1989 г. составил 91,8 млрд руб., что равняется приблизительно 10 % ВНП против 3-4 % в нормально развивающейся рыночной экономике.
В этих условиях для финансирования расходов бюджета, т.е. для покрытия его дефицита, государство встало на путь привлечения средств из ресурсов Госбанка СССР. Это вызывало нарастание государственного внутреннего долга. Так, в 1985 г. он составил 141,6 млрд руб., а в 1988 г. – 311,8 млрд руб., в 1989 г. – 398,2 млрд руб. Эмиссия наличных денег в 1989 г. достигла 18 млрд руб. по сравнению с 4 млрд руб. в 1985 г. Рубль начал резко обесцениваться и постепенно перестал выполнять функцию средства обращения.
Не менее разрушительную роль играло и нарастающее расхождение между денежными доходами и расходами населения. Результатом этого являлись быстрый рост неудовлетворенного спроса населения (дефицит) и диспропорции, складывающиеся на потребительском рынке. При этом значительная часть денежных доходов накапливалась на руках у населения, вместо того, чтобы использоваться для оплаты товаров и услуг. Такой высокий рост денежных доходов населения, не подкрепленный приростом товаров и услуг, – главная причина несбалансированности рынка и растущей инфляции. Из оценки ситуации следовало, что экономика страны ближе подходит к той грани, за которой нужно будет говорить уже не об экономическом кризисе, а о катастрофе.
В этих условиях стало совершенно очевидным, что для преодоления кризиса необходим переход к рынку, создание соответствующих ему структур, включая многообразие видов и форм собственности, организацию предпринимательства, реорганизацию финансовой системы, кредитного дела, введение соответствующей рынку системы налогов и т.д. Распад СССР и образование суверенных государств ускорили его переход к рынку, эффективность которого доказана мировым опытом. Так была разработана и «Программа по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям», о чем говорилось выше.
10.2. Переход к рыночным отношениям – условие
преодоления кризисных явлений в экономике
Программа исходила из того, что в условиях рынка управлять поведением экономических субъектов, т.е. предприятий и предпринимателей, можно, лишь опираясь на их интерес, а не на директивы и указания сверху.
Благоприятные и выгодные для предпринимателей условия хозяйствования создаются, если в их деятельность никто не вправе вмешиваться, когда эта деятельность проходит в рамках законов. Поэтому должны быть приняты законы, четко очерчивающие рамки деятельности экономических субъектов. При этом функции государства должны сводиться к налогам и гарантиям. Только так, обеспечив экономический интерес производителей, правовую стабильность, можно обеспечить экономический рост. Это главная цель Программы по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям.
Для достижения этой цели, как предусматривала Программа, должны были быть реализованы:
1. Приватизация и разгосударствление собственности.
2. Стимулирование деловой активности.
3. Защита экономических прав и свобод от негативных внешних воздействий.
4. Бюджетно-финансовая политика и кредитно-денежная система.
5. Социальная защита населения и некоторые другие.
Эти положения Программы перехода к рынку закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В ее статье 8 говорится:
1. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Основой экономики любой системы, многообразия организационных форм производства является собственность, ее многообразие или однообразие. Если в командной системе собственность и предприятия являются государственными, то в рыночной экономике они приобретают многообразные формы – индивидуальная частная, коллективная, государственная.
Весной 1991 г. был принят Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», а в августе 1992 г. – Указ Президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ». На основе этого Указа началось крупномасштабное мероприятие, направленное на ускорение создания рыночной экономики путем массовой приватизации на основе использования приватизационных чеков – ваучеров.
В результате ваучерной приватизации до 1993 г. были переданы в частную и коллективную собственность десятки тысяч промышленных предприятий, предприятия торговли и общественного питания, ателье и мастерские бытового обслуживания и т.д., что послужило основой вывода о том, что в стране появился слой массовых собственников.
Продолжающаяся поныне приватизация осуществляется в виде продажи имущества предприятий на аукционах, инвестиционных и коммерческих торгах, иными словами, в современных условиях приватизация не чековая, а денежная. Результаты ее оцениваются по деньгам, вырученным от реализации собственности.
Рыночные отношения, как известно, немыслимы без рыночных цен, уравновешивающих спрос и предложение. Поэтому вместе с приватизацией и акционированием собственности, созданием условий для активной хозяйственной деятельности всем собственникам менялись существующие системы цен и практика ценообразования.
19 декабря 1991 г. правительство РСФСР приняло постановление «О мерах по либерализации цен». В нем говорится: «Предприятиям и организациям, другим юридическим лицам, расположенным на территории РСФСР, независимо от подчиненности и форм собственности применять со 2 января 1992 г. на всю продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги свободные (рыночные) цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции производить по свободным (рыночным ценам). Вместе с тем в постановлении предусматривались предельные коэффициенты повышения цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, имеющие важную социальную значимость. В частности, предельные размеры повышения цен и тарифов на основные потребительские товары (услуги), реализуемые населению, от 2 до 5 раз. Например, на хлеб – 3 раза, молоко, кефир – 3 раза, сахар – 3,5, услуги пассажирского транспорта – 2, услуги связи – 3 и т.д.
Широкое развитие получила рыночная инфраструктура. Она создавалась на основе соответствующих законов и представлена сетью предприятий розничной торговли, посреднических предприятий, бирж, ярмарок, центров оптовой торговли, аукционов, кредитных учреждений, страховых и транспортных фирм, сетью информации и других, обслуживающих рынок структур.
Важнейшим условием перехода России к рынку явилось реформирование всей кредитной системы. Без этого, как учит мировая практика, рынок немыслим. В 1992 г. были приняты Законы «О Центральном Банке России», «О банках и банковской деятельности». Банковская система, состоящая из Центрального Банка России, национальных банков республик в составе РФ и коммерческих банков, должна привлекать денежные средства и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности и т.д.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 326.