и формы налогообложения (кривая Лаффера)
Налоги – это обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения
или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогооб ложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.
По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарение, налог на имущество.
Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров - алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины.
Есть ряд мнений о разумных пропорциях этих налогов. Одно из них заключается в том, что таких пропорций не существует, так как есть мировая практика применения в развитых странах только прямых налогов либо только косвенных. Например, в Западной Европе крупнейший налоговый источник - НДС. Косвенные налоги взимать
легче, но они меньше учитывают финансово-хозяйственное положение налогоплательщика и при своей универсальности представляют тяжелый налоговый пресс, который смягчается в акцизах, взимаемых по дифференцированной ставке. Кроме того, косвенные налоги - это тяжкое бремя для населения.
Наиболее крупные федеральные налоги в России: НДС; акцизы; налог на прибыль предприятий и организаций; отчисления на производство минерально-сырьевой базы (целевой бюджетный фонд); платежи за пользование природными ресурсами; сбор за пересылку, перевалку грузов и наливку нефти; сбор за отпускаемую электроэнергию производственными предприятиями.
По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются.
Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения налогового бремени нашли свое отражение в принципах налогообложения.
По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.
Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительный рубль дохода более обеспеченного. Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уровень налогов, при котором разные по величине потери дохода обладали бы равной полезностью для их владельцев.
Налоги играют определяющую роль в формировании доходов государства. В этом проявляется их собственно фискальная функция (пополнение доходов казны). Данное направление налоговой политики связано с уровнем и со структурой налоговой нагрузки на бизнес. Существующие государственные приоритеты могут выражаться в та-
ких мерах налогового регулирования, как установление льготных ставок налогов или налоговые освобождения для определенных отраслей экономики или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.
Налоги требуют научного подхода к их установлению. Первые научные принципы налогов определил А. Смит, который сформулировал четыре принципа: понятность условий взимания налогов; сбор налогов в сроки, удобные для налогоплательщика; пропорциональность налогов доходам; минимальные издержки взимания налогов.
В экономической теории сделана попытка установить связь между ставкой налога и деловой активностью. Кривая Лаффера, названная по имени американского ученого, занимающегося данной проблемой, описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет (см. рис. 8.1).
По мере роста ставок налога от 0 до 100 % доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (до точки М, соответствующей, допустим, 50 %-ной ставке налога), а затем снижаться опять до 0. Лаффер с помощью своей кривой показал, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «уходить в тень». Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, например, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет.
Ставки налога | 100 % r1 50 % r0 0 | N M R0 R1 Налоговые поступления |
Рис. 8.1. Кривая Лаффера
Кривая Лаффера не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления налогов максимальные.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 350.