Со второй половины декабря 1991г. до марта 1992г. – можно озаглавить «Федеративный договор – поиск компромисса». В это время продолжилась работа над созданием Федеративного договора в РФ.
В его основу был положен разумный принцип: сила государства – не в механизмах подчинения и подавления, а в учете интересов всех народов, осознающих государственное единство, территориальную целостность РФ как свой общий интерес. Федеративный договор от 31 марта 1992г. приостановил нарастание открытого всеобщего национального конфликта, перевел его на время в локальные формы. Федеративный договор изначально был компромиссом между слабой центральной властью и рядом сильных республик. IV. С апреля 1992г. по 12 декабря 1993г. – «От конфедерации к конституционной федерации». Сразу же после подписания Федеративного договора началась борьба руководителей республик с федеральным центром за его практическую реализацию.
Особенность этого периода заключалась в том, что федеральный центр противостоял сепаратизму и экономическому эгоизму республик уже не в одиночку: края, области и регионы начиная с 1993г. стали все решительнее противостоять сложившемуся неравенству. Появились первые ростки будущего государственного устройства РФ, построенной не по этническому, а по территориальному принципу.
Такое развитие событий зимой – летом 1993г. благоприятно сказалось на подготовке новой Конституции РФ, предусматривающей выравнивание прав субъектов Федерации. V. С 12 декабря 1993г. по настоящее время – можно характеризовать как «Укрепление российской государственности». Этот этап отличают: углубление и расширение межрегиональных ассоциаций в стране; подписание Договора об общественном согласии, соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий федеральных органов власти с более чем 40 субъектами РФ, в том числе краями и областями.
35 Конституция РФ 1993г., её структура.
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. В основе обобщения конституционных норм в общие разделы, главы лежит единство предмета регулирования, т. е. их связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.
В основе определения последовательности расположения в конституции этих комплексов норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга. Структура Конституции РФ на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию. Значительное влияние на структуру Конституции РФ оказал факт пребывания РСФСР в составе бывшего СССР в качестве союзной республики, поскольку структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить принятую в союзной. Такая установка особенно четко выражена в Конституции РСФСР 1937 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими Конституциями СССР.
Для первых советских конституций РФ было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Их отличало сначала отсутствие особого раздела о правах граждан, затем его включение в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. 11). При разработке проекта Конституции 1993 г. предполагалось начать Конституцию именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является, невозможно. Однако Конституция не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, уже во второй статье закрепив их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя РФ.
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.
Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав: 1. Основы конституционного строя. 2. Права и свободы человека и гражданина. 3. Федеральное устройство. 4. Президент. 5. Федеральное собрание. 6. Правительство РФ. 7. Судебная власть. 8. Местное самоуправление. 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».
Указанная структура Конституции РФ существенно отличается от имеющейся в предшествующей. В последней редакции выделялись преамбула, одиннадцать разделов и в качестве приложения включался Федеративный договор. В структуре новой Конституции РФ четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана.
Это проявляется в следующем: 1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» — отражение качественного изменения характеристики строя. 2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов РФ и порядок их избрания». 3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства. 4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей. 5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов РФ, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе РФ, органам государственной власти и управления края, области, автономного округа и города. 6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития РФ, который и в прежней Конституции уже являлся неоправданным. 7. В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность».
В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности без увязки ее статуса с государством. Конституция РФ 1993 г. не включила текст Федеративного договора, поскольку его положения нашли отражение в Конституции. Раздел второй Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела — явление нередкое. В этом разделе в Конституции закрепляются положения по вопросам, связанным с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы власти и управления.
36 Общая характеристика раздела 1 Конституции РФ 1993 г.,
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеральное устройство.
4. Президент.
5. Федеральное собрание.
6. Правительство РФ.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».
Указанная структура Конституции РФ существенно отличается от имеющейся в предшествующей. В последней редакции выделялись преамбула, одиннадцать разделов и в качестве приложения включался Федеративный договор. В структуре новой Конституции РФ четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана.
Это проявляется в следующем: 1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» — отражение качественного изменения характеристики строя. 2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов РФ и порядок их избрания». 3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства. 4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей. 5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов РФ, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе РФ, органам государственной власти и управления края, области, автономного округа и города. 6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития РФ, который и в прежней Конституции уже являлся неоправданным. 7. В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность».
В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности без увязки ее статуса с государством.
Раздел I. 1.Основы конституционного статуса (Народовластие; демократическое государство; федеративное; правовое; республиканская форма правления (глава- Президент); светское государство (нет обязательной религии); социальное государство (достойная жизнь человека)( надо бы назвать «Принципы конституционного строя»)
2.Права и свободы человека и гражданина (Свобода личности; равноправие граждан; естественное право) ( надо бы назвать «статус гражданина» т.к. включают обязанности, гарантии,принципы)
3.Федеративное устройство (Федерация, имеющая три вида субъектов: а) республики(государства); б)национальные образования-автономии; в) территориальные образования- области, города фед значения. Конституция и ФЗ имеют верховенство на всей территории)
4.Президент РФ (глава государства; избирается прямым голосованием; гарант конституции)
5.Федеральное Собрание (Нижняя палата-Гос Дума- 450 чел, профессиональная основа; Верхняя палата-Совет Федерации_ 2 представителя от каждого Суб.)
6.Правительство (осуществляет исполнительную власть, отвечает за всё: бюджет, кредитная, денежная политика; оборона страны)
7.Судебная власть (правосудие осуществляется только судом) ( надо бы назвать «Правосудие и прокуратура» )
8.Местное самоуправление (структура определяется населением. Устанавливаются местный бюджет, налоги)
37 Обеспечение реализации конституции, её охрана и защита:
К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент РФ является гарантом Конституции. Он обязуется соблюдать и защищать Конституцию.
Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов.
Конституция РФ предусматривает и активные формы ее охраны гражданами. Так, ч. 2 ст. 46 предусматривает обжалование гражданами в суде решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления.
В силу Закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном суде» граждане впервые обращаются с жалобами на нарушение прав и свобод в Конституционный суд.
Кроме этого, в силу естественного права и суверенитета народ имеет право на активные действия по защите Конституции в чрезвычайных ситуациях, когда возникает непосредственная угроза Конституции путем совершения государственного переворота, т. е. на вооруженную ее защиту.
Конституция РФ является Основным Законом, а, следовательно, нуждается в дополнительной охране. В литературе встречаются споры по поводу определения понятия охрана. Одни исходят из того, что охрана – это надзор, контроль, пресечение нарушения Конституции и наказание виновных. Другие считают, что охрана – это только стремление не допустить нарушения Конституции. Если же нарушение Конституции уже произошло, то начинает действовать защита. Можно полагать, что эта точка зрения является наиболее правильной. Таким образом, охрана включает в себя защиту. Дискуссионными являются и такие категории как надзор и контроль. В.С. Нерсесянц считает, что надзор – это такая охрана Конституции, когда уполномоченное лицо следит за исполнением Конституции и может по своему усмотрению возбудить производство дела. Контролем Нерсесянц считал меры к наказанию виновных, которые применяются при наличии ходатайства определенных субъектов. Таким образом, можно сделать вывод, что защита Конституции включает надзор за ее соблюдением, а также ее охрану.
Существует несколько уровней защиты Конституции:
1) всеобщий уровень защиты, когда Конституцию обязаны защищать все субъекты правоотношений;
2) специфические уровни защиты, осуществляемые специальными субъектами: а) общекомпетенционный уровень, когда защиту Конституции осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления как в своей деятельности, так и в деятельности подчиненных организаций; б) уровень правоохранительной деятельности, на котором работают все правоохранительные органы. Они защищают Конституцию, так как стоят на страже закона; в) специфический уровень – уровень защиты со стороны специально созданных органов (Конституционный Суд РФ).
38 Конституционный контроль в РФ.
Соотношение понятий «контроля» и «надзора»: «Контроль»-система гос органов публичной власти, при котором контролирующий орган может отменять акты, а «Надзор»- орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку. Конституционный контроль- проверка на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных для участия в осуществлении публичной власти.
Необходимость конст контроля обусловлена прежде всего иерархичностью правовых норм, которая, в свою очередь, во многом есть следствие иерархичности в системе органов власти, управомоченных на правотворчество. Конст контроль возможен только так, где действует писанное право, в том числе писанные конституции, положения которых обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми другими национальными и местными правоположениями. Объекты Конституционного контроля.
Проверка:
1.Обыкновенных законов на не противоречие органическим входит в этом случае в понятие конс контроля. Законы принятые путем референдума, проверке обычно не подлежат (т.к. волеизъявление народа)
2.Внутригосударственные договоры
3.Акты исполнительной власти, местного самоуправления
4.Соответствие нац законов международным
5.Подписанные междунар законы до их вступления в силу.
6.Конституционность отдельных положений самой конституции
7.На соответствие конституции действий должностных лиц.
8.акты и действия общ объединений, на которые гос возложило определенные властные функции.
В системе правозащитных механизмов современного цивилизованного государства особая роль отводится институту конституционного контроля. Именно судебной власти как наиболее беспристрастной и независимой передан конституционный контроль в РФ. Конституционный суд призван обеспечить верховенство федеральной Конституции и ее непосредственное действие на всей территории страны, соблюдение и защиту основных конституционных прав и свобод человека. Конституция РФ существенно расширила полномочия Конституционного суда (КС) как органа защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции.
Прежде всего это касается функции толкования Конституции, которая отныне становится исключительной прерогативой КС, а его решения по этому поводу — обязательными для всех органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Осуществляя толкование норм Конституции, в том числе касающихся прав и свобод, КС будет способствовать дальнейшему развитию и углублению их содержания, а также степени их юридической защищенности. Другим важнейшим нововведением в системе конституционного контроля представляется процедура конкретного контроля, т. е. рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов.
В условиях проведения в РФ глубинных реформ практически во всех отраслях права и внесения изменений в действующее законодательство значение такой формы контроля невозможно переоценить. Разбирая конкретное дело, суд будет обязан следить за тем, чтобы подлежащий применению закон соответствовал Конституции. Право любого суда поставить вопрос о Конституционности закона, с одной стороны, расширяет ответственность судов, а с другой — освобождает от нравственного упрека, давая возможность не применять неконституционные, с их точки зрения, законы.
Если у суда возникнут сомнения в этом, он вправе приостановить процесс и направить запрос в Конституционный суд РФ. Это, несомненно, весьма способствует укреплению гарантий прав и свобод человека и гражданина в правоприменительной практике российского правосудия. , институт индивидуальной жалобы в обновленном варианте будет в большей степени служить осуществлению контроля за соблюдением прав и свобод в системе управления и правосудия.
39 Изменения и дополнения Конституции РФ: понятие и способы
Принятие конституции:
1. Конституционным собранием ( при 2/3 голосов)
2. Референдум (1/2 от ½ голосующих)
(Ст. 134)Предложения о поправках и пересмотре могут вносить Президент, Совет Федерации, Гося Дум, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Пересмотр: Главы 1,2,9. (Ст. 135) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение будет поддержано 3\5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало 1/2 от ½ голосующих
40 Внесение изменений и дополнений в гл. 1,2,9 Конституции
Принятие конституции:
1.Конституционным собранием ( при 2/3 голосов)
2.Референдум (1/2 от ½ голосующих)
(Ст. 134)Предложения о поправках и пересмотре могут вносить Президент, Совет Федерации, Гося Дум, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Пересмотр: Главы 1,2,9. (Ст. 135) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение будет поддержано 3\5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало 1/2 от ½ голосующих
41. Внесение изменений в гл.3-8 Конституции РФ.
Принятие конституции:
1. Конституционным собранием ( при 2/3 голосов)
2. Референдум (1/2 от ½ голосующих)
(Ст. 134)Предложения о поправках и пересмотре могут вносить Президент, Совет Федерации, Гося Дум, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Пересмотр: Главы 1,2,9. (Ст. 135) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение будет поддержано 3\5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало 1/2 от ½ голосующих
Поправки: Главы 3-8. (Ст.136). Поправки принимаются как ФКЗ ( т.е. одобрение не мене ¾ голосов Совета Федерации и 2/3 Гос. Думой), вступают в силу после одобрения законодательными органами 2/3 Суб РФ.
Поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
Принятие ФКЗ: Совет Федерации- 3/4. Гос Дума- 2/3. У президента нет отлагательного Вета.
Изменения в статью 65 Конституции, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ.
42. Внесение изменений в ст. 65 Конституции РФ.
Принятие конституции:
1.Конституционным собранием ( при 2/3 голосов)
2.Референдум (1/2 от ½ голосующих)
(Ст. 134)Предложения о поправках и пересмотре могут вносить Президент, Совет Федерации, Гося Дум, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Изменения в статью 65 Конституции, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ.
43. Общая характеристика раздела 2 Конституции РФ, его юриди
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
В основе обобщения конституционных норм в общие разделы, главы лежит единство предмета регулирования, т. е. их связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеральное устройство.
4. Президент.
5. Федеральное собрание.
6. Правительство РФ.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».
Указанная структура Конституции РФ существенно отличается от имеющейся в предшествующей. В последней редакции выделялись преамбула, одиннадцать разделов и в качестве приложения включался Федеративный договор.
Раздел второй Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела — явление нередкое. В этом разделе в Конституции закрепляются положения по вопросам, связанным с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы власти и управления.
44. Система источников государственного (конституционного) п
Подходы к понятию источника права:
1.материальный (факторы, определяющие содержание права: материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения)
2.юридический (формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Эту функцию выполняют правовые акты.).
Источники КП (рассматривают в юридическом смысле). Источниками КП являются нормативные правовые акты, действующие в настоящее время.
2 уровня:
I.федеральный (Приоритет у ФЗ)
1.Акт народного голосования (референдум);
2.Конституция;
3.Разновидности законов
а.Конституционны закон: 1) законы, которые вводят К в действие; 2) законы, которые изменяют и дополняют К (конституционные поправки); 3) закон, который развивает отдельные конституционные положения и о принятии которого прямо сказано в К РФ.
б.федеральный закон (ординарные (обычные))- это законы, которые по юридической силе стоят вслед за К и КЗ: 1) законы РФ (приняты до К 1993 года, применяются лишь в той части, в которой они не противоречат К ); 2) законы бывшего СССР (применяются в РФ в части, не противоречащей К РФ, и в той мере, в которой данные отношения не урегулированы ФЗ).
Далее по юридической силе следуют подзаконные акты: 1) указы президента РФ; 2) постановления палат Федерального Собрания; 3) постановления Правительства РФ; 4) акты органов местного самоуправления; 5) международные правовые акты и международные договоры РФ; 6) акты Конституционного Суда РФ и акты судебных органов; 7) федеративные договоры.
45 Соотношение приоритетов федеральных источников КП РФ
Разграничение компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ:
Способы распределения полномочий в сферах совместного ведения:
1) на основе закона;
2) на основе договора;
3) на основе закона и договора.
Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ распределяют компетенции.
Реализация по полноте разделения власти:
а) на федеральном уровне удовлетворительная, ость органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
б) у субъектов РФ собственной является только законодательная, исполнительная власть (в рамках предмета своего ведения), только в 14 республиках собственными являются органы судебной власти.
Сфера совместного ведения РФ и субъекта РФ:
В ст.72 Конституции РФ определяется сфера совместного ведения - решения принимаются совместно федерацией и субъектами, здесь очень важно разграничение полномочий. Механизм разграничения полномочий может осуществляться в двух вариантах. Во-первых, можно издать закон, однако только издание закона делит сферу ведения на два блока - федерации и субъекта. Во-вторых, источником распределения является договор между федеральной властью и властью субъекта РФ. Однако такие договоры для каждого субъекта были разными и неравными. Условия договоров о распределении совместного ведения:
1) Договоры должны заключаться только в рамках Конституции РФ они не могут эти рамки изменять или нарушать. Напр., вопрос о собственности на природные ресурсы по Конституции РФ находится в совместном ведении федерации и субъектов. Можно издать федеральный закон по конкретному вопросу, в данном случае, по недрам.
2) Договор о распределении полномочий в сфере совместного ведения. Ст.71 п.в, ст.72 п.б - общее, защита прав и свобод человека и гражданина и национальных свобод, но не указано конкретное правило регулирования. Так как федеральный закон по данному вопросу пока еще не принят, субъекты РФ не могут устанавливать на своей территории дополнительные гарантии
46 Конституционный строй РФ: понятие, признаки, принципы
Понятие основ конституционного строя в литературе оценивается по-разному. Нередко под основами подразумевается кодифицированный нормативно-правовой акт, который содержит основы правового регулирования в той или иной сфере. С этой позиции под основами конституционного строя можно понимать Конституцию. Румянцев О.Г. определяет конституционный строй как порядок организации власти в государстве, при котором на основе Конституции соблюдаются права человека, разделение властей, равноправие форм собственности, судебная защита прав и свобод. Государственный строй – это реалия, где не существует элементов правового государства. Общественный строй – это урегулированное законом соотношение классовых сил в стране. Козлов Е.И. и Кутафин О.Е. определяют основы конституционного строя как устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить федерации характер конституционного государства. Таким образом, принципы конституционного строя являются составной частью основ конституционного строя. Разные авторы выделяют различные принципы конституционного строя.
Одни считают, что их четыре, то есть принципы:
1) демократизма;
2) федерализма;
3) правовой государственности;
4) республиканского правления.
Другие полагают, что принципов гораздо больше (принцип приоритетного статуса прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, государственного суверенитета, разделения властей, федерализма, социальной государственности, идеологического, политического многообразия, самостоятельности местного самоуправления и некоторые другие). Можно полагать, что данные принципы являются составной частью четырех основных. Так, к принципу демократизма можно отнести принцип народовластия, государственного суверенитета, многообразия экономических основ народовластия, политического, экономического многообразия, светской государственности.
1) Принцип демократизма: в Конституции РФ указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или демократическим государством. Народовластие в данном случае – это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
2) Принцип федерализма: Россия является федеративным государством. Федеративное устройство РФ основывается на государственной целостности РФ, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, на равноправии и самоопределении народов в РФ, на равноправии субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
3) Принцип правовой государственности. Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона.
4) Принцип республиканского правления. В Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Некоторые авторы выделяют принцип светской государственности.
47 Основы и принципы конституционного строя. Система
Понятие основ конституционного строя в литературе оценивается по-разному. Под основами подразумевается кодифицированный нормативно-правовой акт, который содержит основы правового регулирования в той или иной сфере. С этой позиции под основами конституционного строя можно понимать Конституцию. Понимается конституционный строй как порядок организации власти в государстве, при котором на основе Конституции соблюдаются права человека, разделение властей, равноправие форм собственности, судебная защита прав и свобод. Принципы конституционного строя являются составной частью основ конституционного строя.
Разные авторы выделяют различные принципы конституционного строя. Одни считают, что их четыре, то есть принципы:
1) демократизма;
2) федерализма;
3) правовой государственности;
4) республиканского правления. Другие полагают, что принципов гораздо больше (принцип приоритетного статуса прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, государственного суверенитета, разделения властей, федерализма, социальной государственности, идеологического, политического многообразия, самостоятельности местного самоуправления и некоторые другие). Можно полагать, что данные принципы являются составной частью четырех основных. Так, к принципу демократизма можно отнести принцип народовластия, государственного суверенитета, многообразия экономических основ народовластия, политического, экономического многообразия, светской государственности.
1) Принцип демократизма: в Конституции РФ указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или демократическим государством. Народовластие в данном случае – это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны и не вправе выходить за пределы своих полномочий. Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического разнообразия (плюрализма). Что создает возможность всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и осуществляется в рамках Конституции, оказывать влияние на политический процесс.
2) Принцип федерализма: Россия является федеративным государством. Государственная целостность РФ обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территорий, единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции и федеральных законов на всей территории РФ; единым гражданством РФ; отсутствием у субъектов РФ выхода из состава РФ или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности РФ. Принцип федерализма выражается в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов (разделение властей по вертикали).
3) Принцип правовой государственности. В соответствии с Конституцией, Российская Федерация является правовым государством. Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона.
4) Принцип республиканского правления. В Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократия – республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления.
Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли.
Некоторые авторы выделяют в качестве конституционного принципа РФ принцип светской государственности. Его сущность выражается в том, что в таком государстве церковь отделена от него, а государственные и муниципальные образования отделены от церкви. В РФ церковь формально существует сама по себе. Отступлением от принципа светской государственности является общегосударственный праздник православного Рождества.
48 Принцип высшей ценности прав и свобод человека и граждан
Согласно ст. 1 Основного закона РФ, Россия есть демократическое правовое государство. Это выражается в том, что человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Причем признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве
Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью — фундаментальная норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества.
Нормы Конституции РФ, посвященные основным правам и свободам человека и гражданина, нельзя рассматривать вне связи с принципами признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние на всю деятельность демократического государства. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.
Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства является задачей демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и свободы, — обязанность государства.
Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.
Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют существенных усилий государства
также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у человека определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу — важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Ее создание — важное условие, способствующее превращению граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.
Принцип приоритета статуса прав и свобод человека чисто в идеологическом плане. Этот принцип является вторичным по своей природе, в праве есть другие ценности, которые его обуславливают это экономическая система, народовластие и только на их базе можно говорить о правах и свободах. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, это значит, что среди ценностей при прочих равных условиях, надо принимать такое решение, чтобы ценность прав и свобод была в выигрыше. Приоритет именно прав и свобод, но не обязанностей.
49 Конституционно-правовой статус индивида: понятие, элемент
Правовой статус личности — система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубьек-тностью) координирует свое поведение в обществе.
Термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» используются конституцией и законодательством. В социальном плане они обозначают членов общества. В политическом плане, в соответствии с конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Под правовым положением личности понимается юридический статус гражданина. Правовой статус лица без гражданства, иностранного гражданина — самостоятельные категории, однако, учитывая то, что они формируются на основе правового положения гражданина определенного государства, целесообразно говорить о правовом положении личности в целом. Понятия «правовой статус личности» и «правовое положение личности» равнозначны
Статус индивида складывается: 1) статус человека; 2) статус личности; 3) статус гражданина; 4) статус иностранного гражданина; 5) статус апатрида. 1) Характеризуется совокупностью международных правовых норм, закрепляющих определенное правовое положение человека. К ним необходимо стремится каждому государству. Человек – жив, способен к высшей нервной деятельности, то есть имеет право на жизнь и сохранение популяции. 2) Личность - человек, который осознает: а) себя в обществе; б) общество вокруг себя; в) свои действия, их последствия; г) отвечает за них. 3) Гражданин находится с государством в особой политико-правовой связи, в силу которой они приобретают взаимные права, обязанности, ответственность. Данное определение не соотносится с действительностью, так как гражданин есть всякий, а участником правоотношений должен быть правоспособный и дееспособный индивид, Þ недееспособный не может быть гражданином РФ. 4) Лица, находящиеся на территории РФ, которые не являются гражданами РФ, имеющие доказательства о нахождении в гражданстве иностранного государства. 5) Лица, немеющие доказательств о принадлежности к гражданству ни одного государства. Элементами конституционного статуса индивида являются: 1) права; 2) свободы; 3) обязанности; 4) законные интересы; 5) гарантии прав и свобод.
Существует ряд принципов конституционного статуса индивида в РФ. Эти принципы определяют основные направления политики российского государства. К ним относятся:
1) всеобщность и неотчуждаемость (государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы, да и сам человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права);
2) равенство (равенство всех перед законом предполагает наделение государством своих граждан в равной мере правами и обязанностями без исключения, запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности);
3) непосредственное действие (права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, и независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих эти права, органы, представляющие различные ветви власти, обязаны их соблюдать);
4) гарантированность, защищенность государством (конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления).
50 Права и свободы как элементы конституционно-правового ст
Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики РФ как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы.
Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. В случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является «защищенной», и не может быть изменена ФС РФ. Оновные права и свободы Ч и Г рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения,они существуют объективно, а не по воле законодателя. Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, т. е. являются неотчуждаемыми. Государство не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека. Правовой статус – это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений. Конституционно-правовой статус личности – это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы КП устанавливают основы правового статуса личности.
Конституционные права и свободы человека и гражданина:
• являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом законодательстве;
• для них характерна высокая степень обобщения и распространения;
• в основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве РФ;
• они обеспечиваются повышенной правовой охраной.
1. Самое общее деление прав и свобод – деление их на права человека и права гражданина – связано с дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества человек имеет равные права со всеми другими, но как член политически организованного общества он имеет равные права только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.
2. Понятия право и свобода – в значительной степени равнозначны. Но между ними есть и различие. «Свобода» – понятие более общее, чем «право», нередко под «свободой» понимается группа прав (в частности, политических).
3. Иногда права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные. Большинство индивидуальных прав и свобод человека и гражданина могут осуществляться и коллективно, тогда как коллективные права и свободы индивидуально осуществлены быть не могут.
4. Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные. Так, право граждан РФ на участие в управлении делами государства реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
5. Права и свободы можно разделять на общие (принадлежащие достаточно широкому кругу лиц) и особенные (частные).
6. Выделяют абсолютные права и свободы (которые ни при каких условиях не могут быть ограничены) и права и свободы, подлежащие законодательному ограничению. К первым относятся право на жизнь, достоинство личности, право на жилище, на судебную защиту, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, неприкосновенность частной жизни и др. Ко вторым – свобода печати, свобода передвижения, право собственности, тайна переписки и др.
7. Наиболее разработанной и традиционной является классификация прав и свобод Ч и Г по сферам проявления этих прав и свобод. Три группы: • личные (гражданские) права и свободы – это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, обеспечивают конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц.
Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ;
• политические права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам РФ (но не все: например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку независимо от гражданства РФ);
• экономические, социальные и культурные права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевом законодательстве: трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др.
51 Проблема законных интересов как элемента конституционно-
Под защитой интереса традиционно понимается принятие соответствующих мер, направленных на предупреждение, устранение посягательства на интерес личности, а также восстановление нарушенного интереса. Раскрытая выше двуединая природа конституционного права позволяет говорить о том, что исследуемые интересы охраняются и защищаются как исключительно конституционно-правовыми способами (позитивная нормативная охрана, ретроспективное обращение в Конституционный Суд, к Уполномоченному по правам человека, посредством деятельности общественных объединений и др.) так и с помощью других отраслей права (обращение в суд общей юрисдикции, административное обжалование, обращение за помощью в органы прокуратуры).
Значит, для реализации всех существующих форм и способов защиты конституционно-правовых интересов субъект должен быть способен к участию не только в конституционных, но и в административных, гражданско-процессуальных и иных правоотношениях. Конституционное право как средство охраны изучаемых интересов представляет собой систему общеобязательных, формально определенных юридических норм, строго регламентирующих процедуру реализации интересов, не допускающих введения дополнительных условий их осуществления, а также устанавливающих меры ответственности за незаконные посягательства на конституционно-правовые интересы личности.
В определении проявляется инструментальная функция конституционного права, направленная на охрану интересов посредством детальной регламентации в действующем законодательстве условий их реализации. Группу средств ретроспективной защиты составляют иные приемы и способы, которые, в свою очередь подразделяются на исковые, неисковые и универсальные. К исковым относятся средства защиты конституционно-правовых интересов личности посредством обращения субъекта в органыконституционной юстиции (Конституционный Суд РФ, конституционные, уставные суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции всех уровней, международные судебные органы. К неисковым относится административный (внесудебный) порядок защиты интересов. Какое из средств наиболее эффективно, в применении? Может ли личность одновременно или поочередно использовать оба механизма для защиты своих конституционно-правовых интересов?
Сравнение судебного и административного (внесудебного) порядка защиты конституционно-правовых интересов личности показало как положительные, так и отрицательные черты каждого из них. Так, с одной стороны, административный порядок более оперативен, специализирован и менее формализован. Судебный порядок обладает строго противоположными свойствами, но зато он представляет собой не «робкий спор униженного просителя со всесильным хозяином служебного кабинета», а открытое состязание равноправных участников судебного разбирательства
Далее, следует обратить внимание на ретроспективные способы защиты конституционно-правовых интересов личности, относящихся к группе неисковых способов. Наиболее значимыми являются защита интересов с помощью охранительных норм, посредством обращения к Уполномоченному по правам человека. Следует иметь в виду и то, что, во-первых, данное средство защиты могут использовать лишь физические лица.
Во-вторых, необходимость в этом институте возникает тогда, когда существующие институты не удовлетворяют решению поставленных контрольных задач в отношении государственного управления и защите интересов граждан от административного произвола. То есть это дополнительное, а не альтернативное средство правовой защиты в системе иных механизмов правозащитной деятельности. Универсальные средства защиты конституционно-правовых интересов личности сочетают в себе свойства позитивных и ретроспективных форм защиты. Их использование позволяет защищать конституционно-правовые интересы как до, так и после их нарушения. При этом указанные способы бывают объективными, то есть осуществляются государственными органами без участия заинтересованных субъектов в порядке общего надзора, и субъективными, где инициатива принадлежит заинтересованному субъекту.
К числу объективных способов относятся деятельность Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (бывшая Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации), а также прокурорский надзор за соблюдением прав и законных интересов личности. В перечень субъективных универсальных способов входят защита интересов личности посредством обращения или участия в общественных объединениях, организации и/или участии в публичных мероприятиях, а также посредством обращения в средства массовой информации.
В зависимости от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества, и государства основные права и свободы делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные. Личные права и свободы обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личных потребностей. К ним, в частности, относятся право на жизнь, на охрану личного достоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.
52 Обязанности как элемент конституционно-правового статуса
Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность. Конституция РФ 1993 г не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся главным образом в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает неразрывное единство двух составных частей конституционно-правового статуса личности в РФ – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.
Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:
1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);
2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);
3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);
4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);
5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и др.);
6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);
7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).
8) обязанность граждан РФ защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».
Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что: – во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер.
Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет; – во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан РФ (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин РФ не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона; – в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в РФ (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан РФ (в частности, обязанность по защите Отечества).
53. Государственно-правовая правосубъектность индивида в РФ.
Правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы личности.
Он базируется на современном учении о свободе, в основе которого лежат идеи:
1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав является главной обязанностью государства.
2. Свобода личности состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другой личности.
3. Границы свободы могут быть определены законом, который соответствует праву, а право есть мера свободы.
4. Ограничение прав возможно исключительно с целью содействия достижению общего благосостояния в демократическом обществе. Личность становится субъектом права не автоматически. Она признаётся таковой законами государства и, прежде всего, его i конституцией.
Для успешного реформирования общества и государства в демократическом направлении необходимо, чтобы i правовой статус личности был юридически чётким, вбирающим в себя общечеловеческие достижения в области прав человека. В трактовке правового статуса личности нет единства среди ученых. Нередко в его структуру вводятся, кроме прав, свобод, обязанностей, ещё и гражданство, законные интересы, гарантии'. Указанные категории являются либо предпосылками правового статуса, либо его условиями, сопутствуют ему, примыкают к нему, но не составляют его структуру. Известно, что интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства. Как категория внеправовая или «доправовая», интерес закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в принципах права.
Он способствует формированию правовой установки личности. Выделение законного интереса возможно в качестве элемента структуры социального, а не правового статуса. Гражданство как определенное политико-юридическое состояние является предпосылкой обретения индивидом правового статуса гражданина конкретного государства в полном объеме. Оно определяет формирование правового положения личности и особенностей конституционных основ его статуса.
Гарантии реализации прав и обязанностей существенно влияют на содержание и социальное значение правового статуса личности. Без создания государством условий для осуществления прав, свобод, обязанностей они останутся «заявлениями о намерениях». Однако общесоциальные (экономические, политические, идеологические и др.) и специально-социальные (юридические) гарантии являются факторами реализации правового статуса личности, а не элементами структуры его системы. Имеются разные подходы к вопросу о соотношении право-субъектности и правового статуса: одни ученые считают право-субъектность предпосылкой правового статуса, другие склонны включать её в правовой статус в качестве структурного элемента, третьи — называют правосубъектность как более объемную категорию, вбирающую в себя правовой статус. Правосубъектность (праводееспособность) относится к условиям обретения правового статуса, ибо она заключена в способности лица иметь права, исполнять обязанности, нести ответственность.
Однако этим её назначение не исчерпывается. Без правосубъектности невозможно определить правовой статус физического и юридического лица: специальная ность влияет на специальный статус, а индивидуальная право-субъектность в значительной степени характеризует индивидуальный статус. Правосубъектность способствует установлению отличия правового статуса от иных социальных статусов личности — экономического, политического, этнического и др.
Термин «Правосубъектность» применяется к субъектам права — участникам правоотношения. Термин «правовой статус» используется для характеристики правового положения лица в целом. Предполагая наличие правосубьектности, правовой статус лица является своего рода инструментом, который систематизирует нормы о субъекте права (его права, свободы, обязанности, ответственность) и приводит их в устойчивое состояние. Поэтому Правосубъектность как важный «опорный» институт (фундамент) обретения правового статуса физическим либо юридическим лицом может быть включена в состав правового статуса.
Правовой статус гражданина, иностранца или лица без гражданства непосредственно выражает его Правосубъектность, которую, как записано во Всеобщей декларации прав человека ООН, обязаны признавать все государства. Он включает в себя основные неотчуждаемые права человека, которые, как правило, закреплены в конституции демократического государства (см. о правосубъектности в главе «Правоотношения. Юридические факты»).
Правовой статус личности — система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубьек-тностью) координирует свое поведение в обществе. Термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» используются конституцией и законодательством. В социальном плане они обозначают членов общества. В политическом плане, в соответствии с конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Под правовым положением личности понимается юридический статус гражданина.
54 Понятие и виды гарантий конституционно-правового статуса
Правовой статус личности — система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубьек-тностью) координирует свое поведение в обществе. Термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» используются конституцией и законодательством. В социальном плане они обозначают членов общества. В политическом плане, в соответствии с конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца.
Под правовым положением личности понимается юридический статус гражданина. Правовой статус лица без гражданства, иностранного гражданина — самостоятельные категории, однако, учитывая то, что они формируются на основе правового положения гражданина определенного государства, целесообразно говорить о правовом положении личности в целом. Понятия «правовой статус личности» и «правовое положение личности» равнозначны Гарантии – меры обеспечения прав и свобод субъекта. Подразделяются на фактические (политические, экономические, социальные) и юридические.
Юридические гарантии установлены в законе. Они подразделяются на: 1) материально-правовые; 2) процедурные; 3) процессуальные. 1) Закрепление правовых норм, наиболее значимых для государства в целом. Выделяют: экономико-правовые (закреплены в законодательных основах экономической системы); социально-правовые (пр.соц.полит.); политико-правовые; культурно-юридические. 2) Закрепленные нормами КП процедуры решения конкретных вопросов. 3) Закрепление в юридических нормах порядка защиты нарушенных прав и свобод. Все гарантии могут быть общими (распространяются на несколько прав и свобод) и специальные (распространяются на конкретные права и свободы). Выделяют различные виды прав и свобод, прежде всего права: гражданские, политические, личные, экономические, социальные, культурные, экологические.
Правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы личности. Он базируется на современном учении о свободе, в основе которого лежат идеи: 1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права.
Обеспечение и охрана этих прав является главной обязанностью государства. 2. Свобода личности состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другой личности. 3. Границы свободы могут быть определены законом, который соответствует праву, а право есть мера свободы. 4. Ограничение прав возможно исключительно с целью содействия достижению общего благосостояния в демократическом обществе. Личность становится субъектом права не автоматически. Она признаётся таковой законами государства и, прежде всего, его i конституцией. Для успешного реформирования общества и государства в демократическом направлении необходимо, чтобы i правовой статус личности был юридически чётким, вбирающим в себя общечеловеческие достижения в области прав человека.
В трактовке правового статуса личности нет единства среди ученых. Нередко в его структуру вводятся, кроме прав, свобод, обязанностей, ещё и гражданство, законные интересы, гарантии'. Указанные категории являются либо предпосылками правового статуса, либо его условиями, сопутствуют ему, примыкают к нему, но не составляют его структуру. Известно, что интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства.
Как категория внеправовая или «доправовая», интерес закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в принципах права. Он способствует формированию правовой установки личности. Выделение законного интереса возможно в качестве элемента структуры социального, а не правового статуса. Гражданство как определенное политико-юридическое состояние является предпосылкой обретения индивидом правового статуса гражданина конкретного государства в полном объеме. Оно определяет формирование правового положения личности и особенностей конституционных основ его статуса. Гарантии реализации прав и обязанностей существенно влияют на содержание и социальное значение правового статуса личности. Без создания государством условий для осуществления прав, свобод, обязанностей они останутся «заявлениями о намерениях». Однако общесоциальные (экономические, политические, идеологические и др.) и специально-социальные (юридические) гарантии являются факторами реализации правового статуса личности, а не элементами структуры его системы.
Имеются разные подходы к вопросу о соотношении правосубъектности и правового статуса: одни ученые считают правосубъектность предпосылкой правового статуса, другие склонны включать её в правовой статус в качестве структурного элемента, третьи — называют правосубъектность как более объемную категорию, вбирающую в себя правовой статус.
55 Понятие и признаки гражданства в РФ.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.