Таким образом, на логическом уровне применяются:

1) общенаучные методы (метод материалистической диалектики, метод анализа и синтеза, метод системного подхода и системного анализа);

2) частно-научные методы (теоретико-правовой метод, сравнительно-правовой метод, формально-правовой метод);

3) методы других наук (сравнительно-исторический метод, метод использования закона больших чисел, метод математического моделирования, формально-логический метод, лингвистический метод).

 

14 Диалектический метод науки государственного

Классификация методов научных исследований в ГП зависит от этапа познавательного процесса, т. е. от уровня сознания:

1) эмпирический (первичный уровень);

2) логический.

На эмпирическом уровне применяется метод описания для того, чтобы получить первичное представление о свойствах явления и о его влиянии на окружающую среду. Логический уровень предполагает использование логических законов, мыслительных конструкций, прогнозирования и иных подобных познавательных инструментов.

Таким образом, на логическом уровне применяются: 1) общенаучные методы (метод материалистической диалектики, метод анализа и синтеза, метод системного подхода и системного анализа); 2) частно-научные методы (теоретико-правовой метод, сравнительно-правовой метод, формально-правовой метод); 3) методы других наук (сравнительно-исторический метод, метод использования закона больших чисел, метод математического моделирования, формально-логический метод, лингвистический метод). Основополагающий метод всех исследований – метод материалистической диалектики. Он предполагает первичность экономического и вторичность политического.

Явления изучаются в динамике, т. е. диалектический метод предполагает исторический подход в изучении государственно-правовых явлений. Правовые явления необходимо изучать с конкретно исторических позиций. Этот метод основан на использовании законов диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количества в качество; 3) закон отрицания отрицания (совершенствование государственных правовых институтов).

 

15 Метод системного подхода, анализа в государственном

Классификация методов научных исследований в ГП зависит от этапа познавательного процесса, т. е. от уровня сознания:

1) эмпирический (первичный уровень);

2) логический. На эмпирическом уровне применяется метод описания для того, чтобы получить первичное представление о свойствах явления и о его влиянии на окружающую среду.

Логический уровень предполагает использование логических законов, мыслительных конструкций, прогнозирования и иных подобных познавательных инструментов. Таким образом, на логическом уровне применяются: 1) общенаучные методы (метод материалистической диалектики, метод анализа и синтеза, метод системного подхода и системного анализа); 2) частно-научные методы (теоретико-правовой метод, сравнительно-правовой метод, формально-правовой метод); 3) методы других наук (сравнительно-исторический метод, метод использования закона больших чисел, метод математического моделирования, формально-логический метод, лингвистический метод).

Основополагающий метод всех исследований – метод материалистической диалектики. Он предполагает первичность экономического и вторичность политического. Явления изучаются в динамике, т. е. диалектический метод предполагает исторический подход в изучении государственно-правовых явлений. Правовые явления необходимо изучать с конкретно исторических позиций. Этот метод основан на использовании законов диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количества в качество; 3) закон отрицания отрицания (совершенствование государственных правовых институтов).

 

16 Частно-юридические методы в науке государственного

Классификация методов научных исследований в ГП зависит от этапа познавательного процесса, т. е. от уровня сознания: 1) эмпирический (первичный уровень); 2) логический. На эмпирическом уровне применяется метод описания для того, чтобы получить первичное представление о свойствах явления и о его влиянии на окружающую среду. Логический уровень предполагает использование логических законов, мыслительных конструкций, прогнозирования и иных подобных познавательных инструментов.

Таким образом, на логическом уровне применяются: 1) общенаучные методы (метод материалистической диалектики, метод анализа и синтеза, метод системного подхода и системного анализа); 2) частно-научные методы (теоретико-правовой метод, сравнительно-правовой метод, формально-правовой метод); 3) методы других наук (сравнительно-исторический метод, метод использования закона больших чисел, метод математического моделирования, формально-логический метод, лингвистический метод). Основополагающий метод всех исследований – метод материалистической диалектики. Он предполагает первичность экономического и вторичность политического. Явления изучаются в динамике, т. е. диалектический метод предполагает исторический подход в изучении государственно-правовых явлений. Правовые явления необходимо изучать с конкретно исторических позиций. Этот метод основан на использовании законов диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количества в качество; 3) закон отрицания отрицания (совершенствование государственных правовых институтов).

 

17 Источники КП: понятие и система

Принято различать понятия источника права в материальном (факторы, определяющие содержание права: материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения) и юридическом смыслах (формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Эту функцию выполняют правовые акты.). Источники КП рассматривают в юридическом смысле.

Источниками КП являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу КПН. К источникам КП относятся только действующие в настоящее время нормативно правовые акты. 2 уровня: федеральный и субъектов федерации. По предметам федерального ведения приоритет у федерального закона (ФЗ), по предметам ведения субъектов – приоритет у регионального закона (РЗ). Сфера совместного ведения – это сфера в которой право принимать обязательные решения имеет и федеральная и региональная власть.

Решение: 1) «опережающая компетенция» - какая из сторон первой приняла нормативный акт (НА), тот А и будет действовать; 2) закон – принимается ФЗ в котором разводятся полномочия федерации и субъектов; 3) смешанная – распределение полномочий осуществляется и законами и договорами федеральной власти и власти субъектов. В отсутствии федерального НА субъект может принять свой закон, но с принятием ФЗ субъект обязан привести свое законодательство в соответствии с федеральным.

Субъекты издают НА на основании законов РФ. Федеральные источники КП: 1) Акт народного голосования (референдум); 2) Конституция; 3) Разновидности законов: а) конституционные; б) ординарные (обычные) федеральные законы. Виды конституционных законов: 1) законы, которые вводят К в действие; 2) законы, которые изменяют и дополняют К (конституционные поправки); 3) закон, который развивает отдельные конституционные положения и о принятии которого прямо сказано в К РФ. Федеральные ординарные (обычные) законы – это законы, которые по юридической силе стоят вслед за К и КЗ.

К ФЗ приравниваются: 1) законы РФ (приняты до К 1993 года, применяются лишь в той части, в которой они не противоречат К ); 2) законы бывшего СССР (применяются в РФ в части, не противоречащей К РФ, и в той мере, в которой данные отношения не урегулированы ФЗ).

Далее по юридической силе следуют подзаконные акты:

1) указы президента РФ;

2) постановления палат Федерального Собрания;

3) постановления Правительства РФ;

4) акты органов местного самоуправления;

5) международные правовые акты и международные договоры РФ;

6) акты Конституционного Суда РФ и акты судебных органов;

7) федеративные договоры.

Источниками права субъектов РФ являются: а) Конституции (уставы) субъектов РФ – акты наивысшей юридической силы на данной территории по вопросам их ведения; б) Конституционный или Уставной Закон субъекта РФ – имеет силу конституционного закона по вопросу их ведения; в) ординарные законы субъектов РФ; г) постановления законодательных органов субъектов РФ, либо постановление палат; д) постановлений глав администраций (губернаторов) и других субъектов федерации; е) нормативные акты органов местного самоуправления; ж) договоров органов государственной власти и органов муниципального самоуправления о передаче последним отдельных государственных полномочий; з) государственный правовой обычай (сегодня его практически нет).

 

18. Конституция как источник отрасли государственного (конституционного) права РФ. Понятие и особенности.

Прежде чем определить понятие Конституции необходимо обозначить ее признаки (юридические свойства).

1) Конституция является Основным Законом государства. На это указывали еще древние мыслители, так, например, Платон заявлял, что неминуемо погибнет то государство, в котором выше закона стоит воля правителя. Платон подразделял все законы на два вида: главный закон (nomos) и остальные законы, которые должны подчиняться главному.

Таким образом, Конституцию можно назвать главным законом, которому должны подчиняться все остальные законы и иные нормативные акты. В советский период в науке КП возник определенный подход, согласно которому Конституцию именовали не Основным Законом государства, а Основным Законом общества. На самом деле данная позиция является несостоятельной по нескольким причинам.

Во-первых, Конституция – это закон, а закон является частью права. Право появляется только тогда, когда есть государство, но общество может существовать и до появления государства, таким образом, Конституция не может быть Основным Законом общества. Во-вторых, далеко не все отношения в обществе могут регулироваться с помощью права, некоторые из них упорядочиваются нормами морали, нравственности.

Право может вмешиваться не во все сферы человеческой жизни, а значит и не во все сферы жизни общества.

2) Конституция обусловлена соотношением социально-политических сил в обществе. В зависимости от этого в государстве могут быть приняты различные виды Конституций.

3) Конституция закрепляет важнейшие институты государства, правовой статус индивида и источник власти в государстве. Конституция закрепляет основы народного и государственного суверенитетов. В соответствии с данными признаками можно дать определение Конституции. Конституция - это основной закон государства, который в соответствии с существующим в обществе соотношением социально-политических сил, закрепляет основы народного и государственного суверенитетов и правового статуса индивида.

Существуют следующие принципы конституции:

1) Верховенство конституции. Оно проявляется в двух аспектах: а) конституция распространяется на всю территорию государства; б) конституция имеет высшую юридическую силу.

2) Конституция является базой текущего законодательства. Она содержит принципы, которые развиваются в отраслевых законах.

3) Стабильность конституции: а) Конституция принимается тогда, когда имеется компромисс интересов различных социально-политических сил; б) Конституция рассчитана на длительный срок действия; в) Конституция имеет особый порядок принятия и внесения в неё изменений, это система довольно жёсткая.

 

19 Федеральные конституционные законы - источник

Помимо Конституции в РФ действует еще 2-е разновидности закона: конституционные и ординарные федеральные (обычные законы).

Конституционный закон в мировой практике знает 3 вида:

1) Которые вводят конституцию в действие, такие законы были у нас, только с принятием новой конституции 1993 г. решили, что они не нужны, и этот закон был включен в раздел второй конституции.

2) Которые изменяют и/или дополняют конституцию или конституционные поправки. Этот вид у нас тоже существует, имеет большую силу, чем конституционный закон и принимается в более сложном порядке.

3) Которые развивают отдельные конституционные положения и о принятии которых прямо сказано в конституции государства. Но у нас некоторые такие положения не действуют, например, положение о государственной символике не уточнено в конституционном законе на самом деле не действует.

У нас сейчас действуют незаконная символика и при ее оскорблении, человек не может быть привлечен к ответственности именно по этой статье. Федеральные ординарные законы – это законы, которые по юридической силе стоят после конституции и конституционных законов. Они регулируют иные наиболее важные вопросы государственной жизни, не урегулированные конституцией и конституционными законами.

Федеральные законы принимаются государственной думой и одобряются советом федерации, подписываются и обнародуются президентом РФ. Президент может не подписывать закон, вернув его обратно государственной думе со своими замечаниями, а вот федеральный конституционный закон подписать обязан. Федеральный закон и федеральный конституционный закон это те, которые приняты после принятия конституции 1993 г.

Но до принятия конституции принимались и другие законы: законы РФ (что принято до конституции, применяется в той части, где не противоречит ныне действующей конституции), законы бывшего СССР (например, о правовом положении иностранных граждан) применяется в РФ в той части, где не противоречит конституции 1993 г. и в той мере, в которой данные отношения не урегулированы российскими федеральными законами.

 

20 Федеральные (ординарные) законы - источник. Приравненные

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками КП являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на территории РФ, занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли. К числу источников КП, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы РФ — федеральные законы. Закон — наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.

К источникам КП относятся такие законы РФ, как Закон о гражданстве, Закон о статусе депутата Государственной думы, Федерального собрания и др.

 

 

21 Указы президента РФ как источники государственного

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками КП являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на территории РФ, занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства.

 

22 Постановления палат Федерального Собрания РФ - источник

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками КП являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на территории РФ, занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства.

 

23 Акты правительства РФ. Их место в системе источников

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками КП являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на территории РФ, занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства.

 

24 Акты Конституционного Суда как источники государственного

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками КП являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на территории РФ, занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства.

Судебные решения также являются источниками КП.

Принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде РФ». Решения Конституционного суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан.

 

25 Международные правовые акты, международные

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками КП являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на территории РФ, занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства.

 

26 Государственно-правовые договоры - источники

Дата: 2018-12-28, просмотров: 47.