Своеобразие предмета государственного права различные виды конституционно-правовых отношений:

Конституционно-правовые нормы можно классифицировать:

I) По подотраслям регулирования на:

а) основы конституционного строя;

б) правовой статус индивида;

в) форму государственного единства;

г) основы муниципального самоуправления;

д) основы избирательного права и системы;

е) систему органов государственной власти;

ж) законодательный процесс;

з) нормы переходного характера.

II) По источникам:

а) конституция;

б) законы;

в) подзаконные акты.

III) По уровню:

а) федеральный;

б) субъектов РФ.

IV) По действию во времени:

а) имеют обратную силу (распространяются на события, имевшие место до их принятия);

б) не имеют обратной силы.

V) По территории действия:

а) вся территория РФ;

б) часть территории РФ (один или несколько субъектов);

в) территория муниципального образования.

VI) По предмету:

а) материальные;

б) процедурные (регулируют нормы деятельности государственных органов);

в) процессуальные (защищающие нормы).

VII) По составу:

а) полные (нормы, все составные части которых содержатся в одной статье);

б) комбинированные:

- отсылочные (такие нормы, различные элементы которых содержатся в разных статьях одного нормативного акта или в разных нормативных актах одной отрасли права);

- бланкетные (нормы, у которых гипотезы и диспозиции содержатся в конституционном праве, а санкции – в других отраслях права).

 

08 Виды государственно-правовых норм.

Конституционно-правовые нормы можно классифицировать:

I) По подотраслям регулирования на:

а) основы конституционного строя;

б) правовой статус индивида;

в) форму государственного единства;

г) основы муниципального самоуправления;

д) основы избирательного права и системы;

е) систему органов государственной власти;

ж) законодательный процесс;

з) нормы переходного характера.

II) По источникам: а) конституция; б) законы; в) подзаконные акты.

III) По уровню: а) федеральный; б) субъектов РФ.

IV) По действию во времени: а) имеют обратную силу (распространяются на события, имевшие место до их принятия); б) не имеют обратной силы.

V) По территории действия: а) вся территория РФ; б) часть территории РФ (один или несколько субъектов); в) территория муниципального образования.

VI) По предмету: а) материальные; б) процедурные (регулируют нормы деятельности государственных органов); в) процессуальные (защищающие нормы).

VII) По составу: а) полные (нормы, все составные части которых содержатся в одной статье); б) комбинированные:* отсылочные (такие нормы, различные элементы которых содержатся в разных статьях одного нормативного акта или в разных нормативных актах одной отрасли права); * бланкетные (нормы, у которых гипотезы и диспозиции содержатся в конституционном праве, а санкции – в других отраслях права).

 

09 Система отрасли государственного (конституционного) права

Понятие и признаки конституции: основные теоретические проблемы.

Особое место среди актов, действующих на территории РФ, занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

Существуют следующие принципы конституции:

1) Верховенство конституции. Оно проявляется в двух аспектах: а) конституция распространяется на всю территорию государства; б) конституция имеет высшую юридическую силу.

2) Конституция является базой текущего законодательства. Она содержит принципы, которые развиваются в отраслевых законах.

3) Стабильность конституции:

а) Конституция принимается тогда, когда имеется компромисс интересов различных социально-политических сил;

б) Конституция рассчитана на длительный срок действия;

в) Конституция имеет особый порядок принятия и внесения в неё изменений, это система довольно жёсткая.

Виды конституций.

Можно выделить следующие виды Конституций:

I) Прежде всего, можно выделить фактическую и юридическую Конституцию. Фактическая Конституция – это реальное соотношение социально-политических сил в обществе на момент принятия Конституции. Юридическая Конституция – это акт высшей юридической силы, который отражает фактическую Конституцию в обществе. В конституционном праве, говоря о видах Конституций, принято иметь в виду именно юридическую Конституцию.

II) По степени соответствия фактической Конституции юридические Конституции делятся на реальные и фиктивные. Реальные Конституции адекватно отражают фактическую Конституцию, в отличие от фиктивных. Конституция может быть фиктивной полностью, когда она совсем не отражает реальное соотношение социально-политических сил, или частично, когда она отражает это соотношение лишь отчасти.

III) В зависимости от способа принятия все Конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие Конституции принимаются и изменяются в том же порядке, что и остальные законы государства (как правило, простым большинством голосов). Жесткие Конституции принимаются и изменяются в особом порядке.

IV) В зависимости от формы выделяют писаные и неписаные Конституции. Писаная Конституция существует в виде единого кодифицированного нормативно-правового акта. В большинстве государств Конституции писаные. Неписаная Конституция не существует в виде единого кодифицированного нормативно-правового акта. Она состоит из:* отдельных федеральных или конституционных законов;* договоров;* конституционных судебных прецедентов;* конституционно-правовых обычаев. Классический пример неписаной Конституции – это Конституция Великобритании. Вместе с тем. Существуют отрицательные стороны данных видов Конституций. Так, например, деятельность Конституционных Судов возможна только при наличии писаной Конституции, таким образом, в Великобритании существенно затрудняется охрана прав граждан.

V) По форме государственного единства данного вида государства выделяют конституции унитарных государств, конституции федеративных государств, конституции субъектов федерации, конституционные акты автономных образований в унитарных государствах.

VI) В зависимости от формы правления выделяют конституции республик и монархий.

VII) По политическому режиму могут быть конституции демократических, либерально-демократических, авторитарных и тоталитарных государств.

VIII) По способу принятия все конституции подразделяются на:* принятые с помощью референдума;* принятые высшим законодательным органом власти;* принятые специальным законом;* порядок введения в действие изложен в самой конституции.

 

31 Особенности конституционных норм. Проблемы преамбулы

Референдум

1. Референдум в РФ проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании, на всей территории РФ (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»).

2. Принимать участие в референдуме имеют право все совершеннолетние (достигшие 18-летнего возраста) граждане РФ, за исключением лиц находящихся по приговорю суда в местах лишения свободы (ст. №5 ФКЗ «О референдуме РФ»).

3. Принимать участие в референдуме имеют право все граждане РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств (ст. № 2 ФКЗ «О референдуме РФ»).

4. Не имеют право принимать участие в референдуме граждане, признанные судом недееспособными.

5. Все участники референдума обладают равным количеством голосов.

6. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»).

7. Участие в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»).

8. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования (ст. №2 ФКЗ «О референдуме РФ»).

9. Вопросы, выносимые на референдум, не могут ограничивать или отменять общепризнанные права человека и гражданина.

10. Референдум не может проводиться в период военного или чрезвычайного положения на всей территории страны и в течении 3-х месяцев, после их отмены (ст. 7 ФКЗ «О референдуме»).

 

62 Народная нормотворческая инициатива и народное обсуждение

Виды федераций:

1) союзная федерация (появилась исторически первой) создается из нескольких государств путем заключении единого федеративного договора;

2) смешанная федерация, это та, которая начала формироваться как союзная, а продолжила свое формирование как альтернативная, либо наоборот. Типичный пример: США, СССР;

3) Альтернативная федерация создается на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства. Федерации можно подразделить по статусу субъектов: а) федерации с равноправными субъектами называются симметричными; б) федерации с неравноправными субъектами называются асимметричными.

Федерации подразделяются по степени сохранения суверенитета:

1) субъекты которой не обладают государственным суверенитетом;

2) субъекты сохраняют государственный суверенитет. Причем субъект может сохранить государственный суверенитет только в союзной федерации, которая образовалась: * объединившись добровольно, на основе договора; * сохранив право на сецессию (выход из федерации).

Такой вид позволяет защитить права человека. Федерации подразделяются по централизации:

1) централизованное присутствие, приоритет федеральных законов над законами субъектов по большинству предметов ведения;

) децентрализованное. Две системы контроля: федеральный и на местах. Федерации подразделяются по характеру субъектов: а) национально территориальные субъекты, национально-государственные образования; б) субъекты созданные по другим признакам.

Федеративное государство. Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три "ветви") децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика. федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить США.

 

77 Признаки федерации, федеративная природа РФ

Признаки федерации

Федерация – это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований. Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов.

Виды федераций:

1) союзная федерация (появилась исторически первой) создается из нескольких государств путем заключении единого федеративного договора;

2) смешанная федерация, это та, которая начала формироваться как союзная, а продолжила свое формирование как альтернативная, либо наоборот. Типичный пример: США, СССР;

3) Альтернативная федерация создается на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства. Федерации можно подразделить по статусу субъектов: а) федерации с равноправными субъектами называются симметричными; б) федерации с неравноправными субъектами называются асимметричными.

Федерации подразделяются по степени сохранения суверенитета:

1) субъекты которой не обладают государственным суверенитетом;

2) субъекты сохраняют государственный суверенитет. Причем субъект может сохранить государственный суверенитет только в союзной федерации, которая образовалась: * объединившись добровольно, на основе договора; * сохранив право на сецессию (выход из федерации).

Такой вид позволяет защитить права человека. Федерации подразделяются по централизации:

1) централизованное присутствие, приоритет федеральных законов над законами субъектов по большинству предметов ведения;

) децентрализованное. Две системы контроля: федеральный и на местах. Федерации подразделяются по характеру субъектов: а) национально территориальные субъекты, национально-государственные образования; б) субъекты созданные по другим признакам.

Федеративная природа РФ отличается следующими признаками:

1. Российская Федерация имеет конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального значения, автономная область — свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов РФ.

2. Российская Федерация обладает своей территорией, на которую распространяется ее суверенитет и в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Наряду с этим республики, входящие в состав РФ, также имеют свое гражданство.

4. Российская Федерация имеет общие для всей Федерации высшие органы государственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой республики и действуют на территории всех республик.

5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6. Не только Российская Федерация, но и ее субъекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, коммерческими структурами, международными организациями, реализуя при этом свои интересы.

7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их полномочий. Причем Конституция закрепляет исключительные полномочия РФ (ст. 71) и совместную компетенцию РФ и ее субъектов (ст. 72). Все иные полномочия принадлежат субъектам РФ. Конституция их не перечисляет, а только ограничивается указанием, что «вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73). Российская Федерация — суверенное государство. Суверенитет РФ — свойство государственной власти на основе воли многонационального народа РФ самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.

 

78 Унитарное государство: понятие, виды.

Унитарное Г – это единое Г, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящие, как правило, из АТЕ (губернии, области и т.д.).

Унитарное Г – более централизованная форма территориально-политического устройства, чем федерация, в которой государственной властью обладают и ее субъекты. Оно может включать федеральные автономии. Составные части не могут участвовать в решении государственных вопросов.

Признаки:

1) единая территория, территориальное верховенство на общефедеральном уровне;

2) одна учредительная власть;

3) одна система органов власти;

4) одно гражданство;

5) общегосударственные Вооруженные силы;

6) один бюджет;

7) одна система налогов и сборов;

8) одна денежная единица.

Делятся на: 1) простые и 2) сложные.

1) состоят только из АТЕ.

2) имеют в своем составе на ряду с АТЕ одно или несколько автономных образований.

Делятся на: 1) централизованные; 2) децентрализованные.

1) органы управления назначаются сверху донизу;

2) во всех звеньях АТЕ имеются только избираемые органы самоуправления. Автономия в унитарном государстве:

Территориально-автономное образование это административно обособленная часть унитарного государства (обладает привилегией в отношениях с центральной властью о решении вопросов внутренней жизни). Автономные образования создаются по следующим принципам: экономический (автономным статусом обладает экономически единая территория (район)), территориально-географический (обособляется территория обладающая территориальными особенностями (например, Крымская автономная республика)), национальный (по компактному проживанию социально-этнической общности), по условиям быта (например, Донская советская республика, на данным момент подобных республик нет).

Все автономные образования делятся на группы: по политическому признаку: государственно-политическая, законодательная (субъекты могут принимать собственные законы по вопросам внутренней жизни), по административному признаку (законов принимать не могут, самостоятельно принимают только исполнительно-распорядительные акты).

Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам. Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства -федераций и конфедеративных государственных союзов. В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше.

Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов ), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями).

Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе РФ является государством с унитарной формой правления.

Основные признаки унитарного государства Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; Единые для всей страны высшие органы власти; Единая система законодательства; Единое гражданство; Единая денежная единица; Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.Виды унитарных государств Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от: характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства; Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов.

 

79 Признаки унитарного государства, виды, понятие,

Унитарное Г – это единое Г, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящие, как правило, из АТЕ (губернии, области и т.д.). Унитарное Г – более централизованная форма территориально-политического устройства, чем федерация, в которой государственной властью обладают и ее субъекты. Оно может включать федеральные автономии.

Составные части не могут участвовать в решении государственных вопросов.

Признаки:

1) единая территория, территориальное верховенство на общефедеральном уровне;

2) одна учредительная власть;

3) одна система органов власти;

4) одно гражданство;

5) общегосударственные Вооруженные силы;

6) один бюджет;

7) одна система налогов и сборов;

8) одна денежная единица.

Делятся на: 1) простые и 2) сложные. 1) состоят только из АТЕ. 2) имеют в своем составе на ряду с АТЕ одно или несколько автономных образований.

Делятся на: 1) централизованные; 2) децентрализованные. 1) органы управления назначаются сверху донизу; 2) во всех звеньях АТЕ имеются только избираемые органы самоуправления.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

- характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

- объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

- государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

- государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

- государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

 

80 Принципы российского федерализма распределение полномочий

Право сецессии

Федерации подразделяются по степени сохранения суверенитета:

1) субъекты которой не обладают государственным суверенитетом;

2) субъекты сохраняют государственный суверенитет. Причем субъект может сохранить государственный суверенитет только в союзной федерации, которая образовалась: объединившись добровольно, на основе договора; сохранив право на сецессию (выход из федерации). Такой вид позволяет защитить права человека.

Избирательная система это:

1) то же самое, что и избирательное право, т.к. избирательная система закреплена в юридических нормах;

2) общественные отношения, а избирательное право – это нормы, которые закрепляют данные общественные отношения. Вторая позиция, по мнению лектора, более правильная, т.к. она показывает отражение предмета и сам предмет. Специалисты по государственному праву зарубежных стран считают избирательную систему способом подсчета голосов и определения результатов выборов.

Лектор с этим мнением также согласен. Самое правильное определение на основе теории целостности социальных систем будет следующим – избирательная система это взаимосвязанная интегративная совокупность элементов (механизм по реализации субъектами избирательного права), возникающие между ними отношения и регулирующие эти отношения нормы. Избирательное право это элемент избирательной системы.

Основные принципы избирательного права это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование. Менее значимыми считаются:

1) принцип гласности;

2) принцип проведения выборов избирательными комиссиями;

3) территориальный принцип организации выборов (выборы проводятся по территориальным избирательным округам);

4) принцип государственного финансирования выборов (в РФ смешанное финансирование [помимо финансов, которые дает кандидатам на предвыборную агитацию государство, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии], при допущении смешанного рефинансирования).

Избирательная система это:

1) то же самое, что и избирательное право, т.к. избирательная система закреплена в юридических нормах;

2) общественные отношения, а избирательное право – это нормы, которые закрепляют данные общественные отношения. Вторая позиция, по мнению лектора, более правильная, т.к. она показывает отражение предмета и сам предмет. Специалисты по государственному праву зарубежных стран считают избирательную систему способом подсчета голосов и определения результатов выборов.

Лектор с этим мнением также согласен. Самое правильное определение на основе теории целостности социальных систем будет следующим – избирательная система это взаимосвязанная интегративная совокупность элементов (механизм по реализации субъектами избирательного права), возникающие между ними отношения и регулирующие эти отношения нормы. Избирательное право это элемент избирательной системы.

Одни авторы считают, что избирательная система равна избирательному праву. Другие считают, что избирательная система – это общественные отношения избирательного права, то есть нормы, которые закрепляют данные общественные отношения. Есть мнение, что избирательная система – это способ подсчета голосов (это несколько неверно). Избирательная система – это взаимосвязанная интегративная совокупность элементов (механизм реализации субъективного избирательного права), возникающие между ними отношения и регулирующие эти отношения нормы – совокупность всех норм, регулирующих порядок прохождения выборов.

Элементы избирательной системы. 1-я группа организационно-территориальная:

Избирательные округа:

1) подразделяются по количеству мандатов: а) одномандатные; б) многомандатные;

2) по охвату территории: а) общефедеральные (выборы президента, депутатов Государственной Думы от избирательных объединений); б) региональные (выборы депутатов законодательного органа или высшего должностного лица субъекта федерации); в) территориальные (выборы законодательного органа или высшего должностного лица города); г) локальные (выборы законодательного органа или высшего должностного лица местного самоуправления);

3) производственные (создаются на предприятиях).

Другим территориальным субъектом является избирательный участок – это часть избирательного округа, в пределах которого осуществляется голосование и первичный подсчет голосов.

Избирательные участки создаются на территории округов органами местного самоуправления. По избирательным участкам формируются списки избирателей. 2-я группа – непосредственные участники избирательных кампаний связана с выдвижением кандидатов на выборные должности:

1) сами кандидаты (должны отвечать активному и пассивному избирательному праву);

2) субъекты выдвигающие кандидатов на выборные должности: а) избирательные объединения (возможно политическая партия или общественные объединения в программах которых записано, что оно является избирательным объединением); б) группа избирателей (лица, которые ставят свои подписи под избирательными списками); в) инициативные группы по выдвижению претендентов; г) доверенные лица кандидатов на выборы – это лица, оказывающие поддержку и помощь кандидату в ходе избирательной кампании (необходимо от помощника депутата);

3) наблюдатели за ходом ИК и подведением итогов выборов.

 

94 Виды избирательных систем.

Одни авторы считают, что избирательная система равна избирательному праву. Другие считают, что избирательная система – это общественные отношения избирательного права, то есть нормы, которые закрепляют данные общественные отношения. Есть мнение, что избирательная система – это способ подсчета голосов (это несколько неверно). Избирательная система – это взаимосвязанная интегративная совокупность элементов (механизм реализации субъективного избирательного права), возникающие между ними отношения и регулирующие эти отношения нормы – совокупность всех норм, регулирующих порядок прохождения выборов.

Элементы избирательной системы. 1-я группа организационно-территориальная:

Избирательные округа:

1) подразделяются по количеству мандатов: а) одномандатные; б) многомандатные;

2) по охвату территории: а) общефедеральные (выборы президента, депутатов Государственной Думы от избирательных объединений); б) региональные (выборы депутатов законодательного органа или высшего должностного лица субъекта федерации); в) территориальные (выборы законодательного органа или высшего должностного лица города); г) локальные (выборы законодательного органа или высшего должностного лица местного самоуправления);

3) производственные (создаются на предприятиях).

Другим территориальным субъектом является избирательный участок – это часть избирательного округа, в пределах которого осуществляется голосование и первичный подсчет голосов. Избирательные участки создаются на территории округов органами местного самоуправления. По избирательным участкам формируются списки избирателей.

2-я группа – непосредственные участники избирательных кампаний связана с выдвижением кандидатов на выборные должности:

1) сами кандидаты (должны отвечать активному и пассивному избирательному праву);

2) субъекты выдвигающие кандидатов на выборные должности: а) избирательные объединения (возможно политическая партия или общественные объединения в программах которых записано, что оно является избирательным объединением); б) группа избирателей (лица, которые ставят свои подписи под избирательными списками); в) инициативные группы по выдвижению претендентов; г) доверенные лица кандидатов на выборы – это лица, оказывающие поддержку и помощь кандидату в ходе избирательной кампании (необходимо от помощника депутата);

3) наблюдатели за ходом ИК и подведением итогов выборов.

Виды:

I. По способу подсчета голосов и определения итогов выборов: 1) мажоритарные избирательные системы (система подсчета голосов по одномандатным округам: а) абсолютного большинства (более 50% от числа голосовавших); б) относительного большинства (побеждает у кого больше голосов); 2) пропорциональные избирательные системы (применяются на выборах по одному мандату от избирательных объединений, которые получают в парламенте количество мест пропорциональное количеству голосов избирателей: а) с установленным мин голосов; б) учитываются все голоса избирателей). Мажоритарная система не позволяет полностью учитывать соотношение политических сил в стране. Пропорциональная учитывает соотношение разных политических сил, но не обеспечивает гласности выборов. 3) Система единого не передаваемого голоса (избиратели голосуют не только за список, но персонально за каждую фигуру представленную в списке. Проходит та которая набрала наибольшее количество голосов).

II. По степени альтернативности: а) альтернативные (несколько кандидатов); б) безальтернативные.

III. По характеру избирательных округов: а) с территориальными округами; б) с экстерриториальными. IV. По количеству мандатов: а) на основе только одномандатных округов; б) одно и более мандатных округов; в) смешанные.

 

95 Подготовка и проведение выборов: основные стадии кампания

Избирательная кампания – это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности элементов – стадий.

Своеобразие предмета государственного права различные виды конституционно-правовых отношений:

1) конкретные правоотношения. Они возникают в результате реализации норм – правил поведения, в них четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности;

2) правоотношения общего характера. Они порождаются нормами – принципами, нормами – целями, нормами – декларациями. Конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности;

3) правовые состояния. Они четко определяют субъектов правоотношений, но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм;

4) постоянные или временные правоотношения - срок действия не определен, но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм – правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются;

5) материальные и процессуальные правоотношения. В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношений – это правоустановительные отношения. В процессуальных правоотношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах – это правоохранительные отношения.

Специфика конституционно-правовых отн.:

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП.

2. Им свойствен особый субъективный состав. Среди субъектов ГПО имеются субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Обладают высоким политическим потенциалом.

4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока. Т.о, ГПО — это общественное отношение, урегулированное нормой КП, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные ГПО с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями. Реализация таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т. п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния.

Их характерной чертой представляется четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе РФ). Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений — материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные — порядок реализации правовых действий, т. е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых — реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых — права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Юридический факт — это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

 

6. Субъекты и объекты ГПО: понятие, виды, основные теоретические проблемы.

Субъект ГПО – это субъект права, который обладает в данном правоотношении конкретными правами и обязанностями. Субъект права не является субъектом правовых отношений, так как право, в широком смысле слова, - это установленная законом мера возможного поведения. Эта мера устанавливается для конкретных субъектов. Субъекты государственного права обладают только государственно-правовой правоспособностью, то есть нормативный акт закрепляет меры возможного поведения за субъектом. Реально некоторые права (свободы) реализуются вне правоотношений. Следовательно, чтобы быть субъектом правоотношений, надо обладать правосубъектностью (юридическая предпосылка субъекта для его участия в правоотношении). Конституционная правосубъектность лица вытекает из государственно-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Дееспособность – это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретенные своими действиями новые права и обязанности. Деликтоспособность – это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия.

Субъекты ГПО:

I) Главным субъектом ГПО (в юридическом смысле) является избирательный корпус. Избирательный корпус – это часть населения страны, обладающая активным избирательным правом. Избирательные корпуса могут быть нескольких видов: 1) По территориальному принципу: а) Общефедеральный; б) Субъекта федерации (региональный); в) Местный (муниципальный). 2) По экстерриториальному принципу (в рамках определенной социальной группы): а) Социально-этнические группы населения, национальные, народнические; б) Профессиональная группа – крестьянство; в) Иные.

II) Группа граждан РФ. Граждане могут быть субъектами по достижению нескольких признаков. К признакам относятся: возраст; медицинская вменяемость, которая должна быть установлена медицинским путем. Правовая, медицинская невменяемость должна быть закреплена в судебном порядке.

III) Политические партии и иные объединения.

IV) Органы государственной власти РФ и её субъектов.

V) Сами субъекты РФ и РФ в целом.

VI) Иностранные граждане и лица без гражданства (когда желают приобрести российское гражданство).

VII) Субъекты избирательной системы: избирательные комиссии всех видов, доверенные лица кандидатов на выборные должности, уполномоченные избирательных объединений, депутаты и иные выборные лица, органы государственной власти и местного самоуправления, помощники депутатов, органы муниципальных территориальных образований.

Объект ГПО – это то, по поводу чего возникает данное правовое отношение. Объект делится на простой и сложный. Отношения со сложным объектом делятся на основные и факультативные. Основные – это власть и мотив власти (например, когда наши сограждане хотят избирать депутатов). Факультативные объект – особый статус лица, например, депутатская неприкосновенность. Другим факультативным объектом могут быть материальные ценности. Факультативный объект может лежать за пределами ГПО. Факультативный объект тесно связан с основным.

 

 

07 Государственно-правовые нормы: понятие, особенности

-правовые нормы – это правила поведения общего характера, изданные и гарантированные государством с целью регулирования отношений народовластия.

Конституционно-правовые нормы обладают определенными особенностями:

1) конституционно-правовые нормы регламентируют отношения по реализации народного суверенитета;

2) конституционно-правовые нормы, как правило, содержатся в законах и иногда в подзаконных актах;

3) конституционно-правовые нормы должны быть рассчитаны на длительный срок и должны обладать стабильностью;

4) конституционно-правовые нормы имеют учредительный характер (либо обеспечивают учредительный характер других норм);

5) структурной особенностью конституционно-правовых норм является специфическое закрепление в нормативных актах (гипотеза, диспозиция, санкции могут содержаться в разных нормативных актах).

Одной из характерных черт конституционно-правовых норм, определяющих взаимодействие с нормами других отраслей права, является то, что они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются. Конституционно-правовые нормы первичны. Они устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституции также несут специфику конституционно-правовых норм в целом (порядок принятия, введение в действие, порядок размещения норм в статьях конституции).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 54.