Разгосударствление и приватизация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рынок и отношения собственности. Рыночная эконо­мика предполагает множество субъектов и форм собствен­ности. Отношения присвоения —отчуждения, возникаю­щие при торговле между многими независимыми собствен­никами, требуют четких имущественных прав. В огосудар­ствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производитель не имеет права полновластно распоряжать-

ся средствами производства и готовым продуктом. Рыноч­ная экономика требует того, чтобы предприятия как само­стоятельные субъекты хозяйствования несли полную от­ветственность за конечные результаты деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву вла­дения имуществом соответствует фиктивная ответствен­ность. Поэтому результаты убыточной работы переклады­ваются на общество. Кроме того, рыночная и огосударст­вленная экономика базируются на разных стимулах и мотивах деятельности. В первом случае движущим моти­вом являются экономические интересы субъектов, реали­зующиеся через механизмы конкуренции и ценообразова­ния. Во втором собственность функционирует через адми­нистративное принуждение приказными методами.

Отсюда следует, что переход от сложившейся в социа­листических странах командно-административной эконо­мики к рыночной может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности, а для этого необ­ходимо провести разгосударствление экономики и прива­тизацию государственных предприятий. Необходимость этих мер состоит и в том, что проблема финансирования из бюджета ряда отраслей и огромного количества пред­приятий является исключительно острой и в конечном итоге ложится на плечи всего населения.

Сущность разгосударствления. Под разгосударствле­нием понимается передача от государства юридическим и физическим лицам частично или полностью функций пря­мого хозяйственного управления, замена вертикальных связей между министерствами, другими органами государ­ственного управления и предприятиями на горизонталь­ные, т.е. связи между самими предприятиями.

Разгосударствление предполагает изменение экономи­ческой роли и функций государства, сокращение сферы государственной регламентации общественного производ­ства, переход от преимущественно неэкономических к эко­номическим методам регулирования экономики.

Разгосударствление проводится с целью преодоления монополии государства, устранения существующего в ус­ловиях административно-командной системы отчуждения работника от средств и результатов производства и превра­щения его в реального собственника, создания и развития конкурентных рыночных отношений, преобразования тру­довых отношений путем введения разных форм собствен­ности и возможности выбора сферы применения своеготруда вместо безальтернативного государственного найма на работу.

Разгосударствление включает в себя следующие основ­ные направления: сокращение доли госсектора в экономике на основе приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий; уменьшение доли национального про­дукта, перераспределяемого через госбюджет; коммерциа­лизацию государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности; ликвидацию го­сударственной монополии внешней торговли; переход от централизованного распределения материальных, финан­совых и трудовых ресурсов к формированию рынков то­варов, труда и капиталов.

Содержание приватизации. Смена собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государст­венной собственности другим экономическим субъектам называется приватизацией. В западной экономической теории термин "приватизация" определяется как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. В результате приватизации государство полностью или частично утра­чивает права владения, распоряжения и пользования госу­дарственной собственностью, а государственные органы утрачивают права управления ею.

Приватизация — не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, изыскания средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего клас­са

Приватизация — процесс, противоположный национали­зации, которая проводится с целью превращения частной собственности в государственную. Наиболее масштабной на­ционализация была в СССР, где была национализирована подавляющая часть средств производства и национального богатства. Национализация и приватизация проводятся в разных странах и в настоящее время. Кроме того, в отдель­ных странах проводится реприватизация — возврат нацио­нализированной собственности прежним владельцам.

Есть два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в бесплатной передаче государственно­го имущества, второй — в его продаже. У обоих подходов есть свои достоинства и недостатки. Факт создания привати­зируемого государственного имущества всем народом, низ­кий жизненный уровень населения стран СНГ, незначитель­ные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, созда-

ют предпосылки для применения первого варианта. К недо­статкам его относят неравномерное распределение производ­ственных фондов по отраслям и природных ресурсов — по регионам, что создает различные стартовые условия для трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача иму­щества еще не превращает работника в хозяина.

Достоинством приватизации через распродажу имуще­ства являются быстрое пополнение госбюджета и ликвида­ция бюджетного дефицита, укрепление денежного обраще­ния, недостатком — нехватка средств у населения. Поэто­му чаще всего в странах СНГ сочетаются платная и бес­платная приватизация. Часть стоимости выкупаемого иму­щества передается населению бесплатно путем наделения их чеками "Жилье" и "Имущество", используемыми соот­ветственно для выкупа жилья или имущества государст­венных предприятий. Количество чеков зависит от трудо­вого стажа, возраста, состава семьи, других факторов.

Мировой опыт приватизации. Начало приватизации было положено в Великобритании правительством М.Тэт­чер. Причина заключалась в затруднительном финансовом положении государственных предприятий в периоды цик­лических кризисов 70-х и 80-х гг. В западных странах используют несколько способов приватизации. Первый, самый распространенный, заключается в продаже акций предприятия всем желающим, второй — в продаже част­ному лицу или компании доли капитала предприятия. Третий способ связан с продажей акций работникам дан­ного предприятия. Широкое распространение получила распродажа дочерних предприятий, принадлежащих госу­дарственному головному предприятию.

Приватизация привела к значительному сокращению государственного сектора экономики. Так, в странах, где влияние государства наиболее значительное (Италия, Франция, Португалия), вклад государственных предпри­ятий в экономику составляет от 18 до 24 %. В Великобри­тании этот показатель равен 8 %.

В результате приватизации создаются в основном сме­шанные государственно-частные предприятия. Происхо­дят изменения в механизме финансирования предприятий. Если государственные предприятия в качестве источников финансирования используют резервы государственных банков, налоговые поступления, то после приватизации они переходят на активы частных банков, средства зару­бежных инвесторов, частные инвестиции.Сейчас в Западной Европе наблюдается замедление темпов приватизации. Это объясняется тем, что программа приватизации в основном выполнена.

Приватизация в странах СНГ. Она основывается на ряде принципов. Прежде всего идет сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Применяется разно­образие методов, форм и процедур приватизации. Прива­тизируемое имущество различается между собой по разме­рам, отраслям и территориям, уровню технической воору­женности и другим признакам. Поэтому методы и способы приватизации не могут быть одинаковы для всех. В про­цессе приватизации осуществляется разделение функций собственности и управления. Собственник (владелец) кон­трольного пакета акций после завершения приватизации нанимает руководителя, который подотчетен собственни­ку, и при приватизации обеспечивается предоставление надежных социальных гарантий членам трудовых коллек­тивов, предприятия которых приватизируются. Члены тру­довых коллективов, например, могут приобретать имуще­ство своего предприятия дешевле его оценочной стоимости. Должен быть постоянный контроль за проведением прива­тизации со стороны государства, а также должны соблю­даться постепенность и поэтапность ее проведения.

Одним из острых дискуссионных вопросов является приватизация земли. Одна из главных причин, побужда­ющих государство отходить от монопольного владения землей, — неэффективность использования и ухудшение состояния сельскохозяйственных земель. В странах СНГ к приватизации земли подходят по-разному. Однако реше­ние проблемы собственности на землю должно сводиться не столько к тому, какая из форм собственности получит преимущество, сколько к установлению их рационального соотношения, к определению границ, за которыми та или иная форма собственности будет неэффективна.

Первые итоги приватизации в странах СНГ позволяют сделать следующие выводы. Подорван монополизм госу­дарственной собственности, начался процесс формирова­ния многоукладной экономики, основаный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяй­ствования. Приватизация приводится разными масштаба­ми и темпами: быстрыми в России (уже в 1994 г. 3/4 промышленных рабочих было занято в негосударственном секторе)., зачастую они опережали подготовленность к ней народного хозяйства и населения; и значительно более

медленными в Беларуси и некоторых других странах СНГ. Сейчас во всех странах СНГ осуществляется первый этап приватизации, связанный с перераспределением собствен­ности. На очереди второй этап — создание условий для повышения конкурентной способности производства, реор­ганизации и реконструкции предприятий, притока инвес­тиций. Для этого необходимо: создание соответствующей законодательной базы, увязка программы приватизации с программой структурной перестройки экономики, форми­рование полноценных рынков ценных бумаг, создание условий для работы чековых и других инвестиционных фондов, становление финансово-промышленных групп.



Глава 4

Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.