Определение экономической системы. Существуют разные подходы к определению экономической системы. Марксистский подход основан на характеристике экономической системы как способа производства —единства и взаимодействия двух составляющих: производительных сил, находящихся на определенном уровне развития, и соответствующего им типа производственных отношений. В этом единстве производственные отношения являются общественной формой использования и развития производительных сил. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил лежит в основе эволюции способов производства. Последняя выступает как закономерный процесс развития человеческого общества.
Одни экономисты определяют экономическую систему как сообщность людей (социум), объединенных общим экономическим интересом, другие считают ее совокупностью производственных отношений. Третьи под экономической системой понимают общие закономерности деятельности и развития человека как индивида и члена общества.
Наиболее правильным нам представляется определение экономической системы как единства человека и общественного производства. При таком подходе во главу угла ставится человек как индивид и член общества.
Центральное место в экономической системе занимают отношения собственности. Именно собственность обусловливает цель функционирования и развития экономической системы. Отношения собственности определяют, в чьих интересах ведется производство, кому принадлежат средства производства и производимый продукт. Собственник средств производства суверенно распоряжается ими, использует их для организации производства и извлечения дохода.
Каждый крупный этап общественного развития имеет свою особую, присущую ему систему отношений собственности, которая и обусловливает качественное своеобразие, историческую специфику данного общества, его классовую и социальную структуру.
Технологические способы производства. В отличие от экономического способа производства, выражающего единство производительных сил и производственных отношений, технологический способ производства связан со сферой действия производительных сил.
Технологический способ производства представляет собой средства труда в единстве с материалами, технологиями, энергией, информацией и организацией производства. Именно от того, какие средства труда используются для производства, различают экономические формации.
В основе технологического способа производства лежит техника, в развитии которой выделяют три основных этапа: инструментализацию, механизацию, автоматизацию.
Первый этап основан на примитивных орудиях труда, связанных только с ручным трудом. Этот этап производства и развития техники условно можно назвать инструментально-ручным. Второй этап можно назвать машинным, механизированным, а третий — преимущественно автоматизированным.
Прогресс производительных сил общества (техническая основа всего общественного прогресса) включает четыре этапа:
1) естественно-технический (средствами труда служили только органы тела работника, которые он дополнял палкой, камнем, костью). Этот этап соответствует возникновению и первоначальным стадиям становления первобытно-общинного способа производства;2) технический (связан с использованием огня и изготовлением орудий труда из металлов — меди, бронзы, железа). Он охватывает период высшего развития и разложения первобытно-общинного способа производства, рабовладельческий и феодальный способы производства;
3) научно-технический (возник в недрах феодализма и стал массовым при капитализме). Этот этап характеризуется техническим и промышленным переворотом, связанным с возникновением машинного производства и применением науки в производстве;
4) научно-техническая революция (начало относится к 50-м гг. XX в.). На этом этапе возникло автоматизированное производство, началось превращение науки в непосредственную производительную силу общества.
Структура экономической системы общества. Основными элементами экономической системы являются: социально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм, конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Поскольку экономическую систему мы рассматриваем как единство человека и общественного производства, ее структурными элементами выступают человек и общественное производство.
Вся история общества — это прежде всего история развития человека как первого элемента структуры экономической системы. [На первых этапах развития общества существовали естественные производительные силы, которые сводились к природе самого человека и силам окружающей его природы. Второй этап развития производительных сил — подчинение естественных производительных сил общественным — утвердил человека в качестве главной производительной силы. На этапе всеобщих производительных сил, когда господство человека над природой осуществляется с помощью науки, человеческий интеллект входит в производство.
Чуловек — воплощение совокупности общественных отношений: экономических, политических, национальных, семейных, идеологических, нравственных. Он как носитель рабочей силы воплощает всю гамму общественных отношений и личных качеств, существенно влияющих на его потребности, интересы и мотивы к труду, отношение к работе и ответственность за результаты производства.
Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно. Удовлетворение человеческих потребностей — всеобщее назначение производства. В этом смысле человек — конечная цель любого производства.
Потребность в труде является главной формой самовыражения человеческой личности. Необходимым условием ее роста выступает превращение работника в хозяина производства. Благоприятная обстановка для этого создается в условиях перехода к рыночной экономике, когда гарантируются равноправие всех форм собственности и хозяйствования, свобода предпринимательской деятельности. В этих условиях особенно важно формирование современного экономического мышления и поощрение предприимчивости и деловитости, без которых не преодолеть социальной инертности масс, не добиться перелома в отношении к производству, труду и собственности.
Эффективной становится такая система управления, которая опирается на точное знание и умелое использование интересов работников. Социально развитый человек является более сложным объектом управления.
В структуре экономической системы выделяют и такой важный элемент, как общественное производство, состоящее из сфер и фаз. Его сферами являются материальное, духовное и социальное производство, а также производст-во общественного человека. Разграничение четырех основных сфер общественного производства относительно. Оно обусловлено спецификой объектов труда, способов его осуществления, получаемых результатов. Особенности материального, духовного, социального производства, а также производства общественного человека не исключают, а, наоборот, предполагают их единство и неразрывную связь. Все они направлены на конечную цель — функционирование экономической системы общества.
Общественное производство имеет четыре фазы непосредственное производство, распределение, обмен и потребление.
Исходной фазой является непосредственное производство — процесс создания полезного продукта. В изменении производства — ключ ко всем изменениям в распределении, обмене и потреблении. Эта фаза экономики имеет решающее значение. Ведь если ничего не создано, то нечего и распределять, обменивать и потреблять.распределение выявляет долю каждого человека в со-_зданом богатстве. Оно играет огромную роль в формировании отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность и самого производственного процесса.
Обмен- — процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Он подобно распределению, во-первых, играет огромную роль в доведении произведенной продукции до потребителя; во-вторых, оказывает сильное обратное воздействие на производство.
Потребление — использование изготовленных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Оно является конечной целью любого производства. Без производства не может быть потребления, так как производство создает объект для потребления, определяет его уровень и структуру. В свою очередь потребление, формируя потребность в новых продуктах, влияет на развитие производства.
Хозяйственный механизм и его место в экономической системе. Важное место в экономической системе общества принадлежит хозяйственному механизму.
Хозяйственный механизм — это совокупность форм и методов организации общественного производства. В литературе встречаются и другие определения. Хозяйственный механизм рассматривается как способ ведения хозяйства со свойственной ему системой конкретных форм и методов хозяйствования, правовых норм, форм экономических связей, организационных структур управления, с помощью которых общество использует экономические законы. Структура хозяйственного механизма включает фазы воспроизводства: /(производство,;распределение, обмен и 1fпотребление. По уровню управления различают следующие элементы хозяйственного механизма-Утютребптелъ, у семья, район (город), предприятие (организация), объединение, отрасль, народное хозяйство.
Хозяйственный механизм непосредственно связан с экономическими отношениями. Он включает в себя такие конкретные формы этих отношений, как нормы и нормативы, экономические оценки ресурсов, финансы и кредит, цена, прибыль, заработная плата, премия и т.д.
Хозяйственный механизм тесно связан с социальными, политическими отношениями, способствует активизации их роли по отношению к производству.
Так как хозяйственный механизм неотделим от производительных сил, он включает в себя организационные структуры производства, которые отражают уровень развития производительных сил, конкретные формы разделения труда и др.
В состав хозяйственного механизма входят и надстроечные явления — правовые нормы, регулирующие многообразные отношения, возникающие на предприятиях и между ними, их взаимосвязи с органами управления.
Хозяйственный механизм — это прежде всего механизм использования экономических законов. В силу этого он предполагает, во-первых, их познание, во-вторых, разработку четкой, научно обоснованной программы действий, в-третьих, реальное общественное действие в процессе хозяйствования.
Каждый экономический закон в механизме хозяйствования имеет определенное функциональное значение. Например, объем производства устанавливается законом спроса и предложения; структура производства — законом пропорций; качество продукции — законом возвышения потребностей; общие стимулы предпринимательства — законом прибыли; побуждения каждого работника к активным действиям — законом оплаты по труду.
Важнейшая функция хозяйственного механизма — поддержание динамического соответствия между уровнем развития производительных сил и конкретными формами экономических отношений. Это достигается путем создания необходимых условий для технического совершенствования производства и роста его эффективности.
/.Обновление отношений собственности преодоление отчуждения трудящихся от собственности и управления?, создание действенных стимулов к плодотворному труду —' это тоже функции хозяйственного механизма. Функциями хозяйственного механизма также являются экономическое стимулирование, организация производства, организация управления, регулирование финансово-кредитных отношений, регулирование материально-технических связей, учет и контроль, правовое регулирование хозяйственной жизни, социально-психологическое воздействие на хозяйствование.
К функциям хозяйственного механизма относится регулирование социально-экономических отношений как системы. Это регулирование необходимо, с одной стороны, для сохранения определенной стабильности в экономике и нормальной жизнедеятельности всех членов общества. С другой стороны, в процессе регулирования не менее важно своевременно вносить в систему изменения, которые назревают под воздействием прогресса в производительных силах.
В странах СНГ осуществляются радикальные реформы хозяйственного механизма. Сущность их — переход к рыночной экономике. Цель реформ — оздоровление экономики стран: придание хозяйственному механизму противозатратной направленности; активизация экономических стимулов научно-технического прогресса; повышение материальной заинтересованности коллективов в высоких конечных результатах хозяйствования; расширение демократизма в управлении; переход трудовых коллективов на самоуправление.
Типы экономических систем
В мировой экономической литературе существуют разные подходы к выделению типов экономических систем. В качестве критерия используется, как правило, доминирующая форма координации действий хозяйствующих субъектов, формы собственности, соотношение секторов национальной экономики.
Марксистская концепция типа экономической системы исходит из того, что общество в своем развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Двигателем перехода от одной формации к другой является открытый К.Марксом закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.
В основе каждой формации лежит определенный способ производства, представляющий единство производительных сил и производственных отношений. Совокупность производственных отношений образует экономический базис формации. Политические, философские, религиозные и другие взгляды и соответствующие им учреждения составляют надстройку формации.
Американский экономист У.Ростоу в книге "Стадии экономического роста", опубликованной в 1960 г., выдвинул теорию стадий роста и выделил пять стадий экономического развития: традиционнее общество; переходное общество, или период создания условий для сдвига; период сдвига; стадия зрелости; стадия высокого уровня массового потребления. На первой стадии нет накопления, отсутствует промышленность, здесь низкий уровень развития сельского хозяйства и производительности труда. На второй стадии норма накопления составляет 5 % национального дохода, на третьей — 10, на четвертой — 20 % (здесь создается крупная машинная индустрия), на пятой стадии производственный потенциал нации работает на потребление, ведущим сектором экономики становятся отрасли, производящие предметы длительного пользования. Для этой теории характерен технократический подход, выдвижение на первый план состояния техники.
Американские экономисты К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю выделяют четыре модели экономических систем: чистый капитализм, командная экономика, смешанные системы, традиционная экономика.
Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными интересами. Каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производят-ся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и услуги. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением правовой структуры, позволяющей функционировать свободным рынкам.
Командная экономика, или коммунизм, характеризуется общественной собственностью на материальные ресурсы. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом.
Смешанные системы характеризуются наличием в экономике различных форм собственности на средства производства и продукты труда. Здесь встречаются элементы чистого капитализма и командной экономики.
Традиционная экономика характеризуется наличием традиционных, основанных на обычаях экономических систем. Техника производства, обмен, распределение доходов бази-руются на освященных временем обычаях. Такая экономика характерна для многих развивающихся стран.
Некоторые экономисты выделяют рыночную экономику как тип экономической системы. Современная рыночная система представляет широкое многообразие смешанных форм. В рыночной экономике сама система рынков, цен, прибылей, убытков определяет, ч т о, к а к и для к о г о производить.
По сравнению со всеми предшествующими системами рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.
Необходимо различать рыночные системы эпохи свободной конкуренции и современные рыночные системы. Первые строились на господстве частной собственности, т.е. собственности частных физических и юридических лиц на большинство ресурсов и результатов общественного производства. Частная собственность позволяла им по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и продавать материальные ресурсы. Однако в различные эпохи имелись определенные ограничения на производство и потребление отдельных продуктов, существовала государственная собственность. Сфера же воздействия государства и его регулирующее начало были крайне ограничены.
Современные рыночные системы находятся между двумя крайностями: с одной стороны, чистые рыночные структуре свободной конкуренции, а с другой — планово-управляемая экономика. Все это означает, что в реальной действительности существует не вообще рыночная экономика, а вполне конкретные ее типы. По этому поводу К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю в "Экономикс" задают вопрос: "Функционирует ли рыночная система общего типа в американской экономике?" и отвечают: "В принципе — да, в частности — нет".
В современных рыночных типах экономических систем присутствует целый комплекс мер, ослабляющих или вовсе ликвидирующих те тенденции, которые тормозят рост эффективности рыночной экономики. Особая роль в этом принадлежит государству. Государство в современных типах рыночной экономики выполняет важные и многообразные функции. Первые связаны с поддержанием и облегчением функционирования рыночной экономики. Сюда Относятся обеспечение правовой базы реализации и защита
конкуренции. Вторые направлены на усиление и модификацию функционирования рыночной экономики. Это перераспределение дохода и богатства; корректирование и распределение ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики посредством регулирования уровня занятости, инфляции и стимулирования экономического роста.
Государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики во второй половине XX ст., когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура.
Модели в рамках экономических систем. В рамках каждой экономической системы существуют свои национальные модели организации хозяйства. Это объясняется тем, что страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
Выделяют американскую, японскую, шведскую модели экономических систем, а также социальное рыночное хозяйство ФРГ. Каждая из них имеет свои особенности. Например, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от роста производительности труда. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национальйого дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. При социальном рыночном хозяйстве ФРГ особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства.
Специфику в социально-экономические преобразования вносят страны СНГ. В Республике Беларусь взят ориентир на создание модели социально ориентированной рыночной экономики, сочетающей преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.
В процессе формирования новой экономической модели в республике предусматривается:
создать правовое обеспечение всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;
29осуществить поэтапную либерализацию всех форм экономической деятельности, гарантировать свободу предпринимательства;
преобразовать систему распределительных отношений, поощрять приоритетное стремление человека к приумножению личного благосостояния своим трудом;
создать систему сильной социальной защиты;
осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;
создать конкурентную среду и не допускать недобросовестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;
сформировать сильную финансовую кредитно-денежную систему, способную обеспечить социально-экономическую эффективность функционирования и развития народного хозяйства;
создать предпосылки ускоренного технического развития производства;
обеспечить экономическую безопасность страны и т.д.
Стратегической целью социально-экономических преобразований является повышение жизненного уровня белорусского народа. Эта цель может быть достигнута путем построения высокоэффективной экономической системы, обладающей современными стимулами к высокопроизводительному труду, восприимчивой к научно-техническому прогрессу. Вместе с тем история страны, традиции народа, его менталитет с обостренным чувством социальной справедливости требуют придания экономической системе сильной социальной направленности.
Для нашего типа рыночной экономики особую значимость будет иметь проблема социальной защиты и социальных прав человека. Социальная защита должна строиться на базе социальных нормативов, представляющих научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.
Основные формы социальной поддержки — денежные доплаты, дотации на приобретение отдельных видов продуктов питания и непродовольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, натуральная выдача отдельных товаров, введение продовольственных талонов, .льготы при покупке лекарств.
Государство должно всячески поддерживать отечественное предпринимательство. Последнее может развиваться на основе различных форм собственности и хозяйствования. Государственное регулирование развития предпринимательства возможно при оказании соответствующей консультационной, информационной помощи, проведении льготной налоговой политики, предоставлении кредита, целевого государственного финансирования, обеспечении материально-техническими ресурсами.
Государство должно поощрять иностранные инвестиции, внедрение иностранного капитала в экономику. Иностранное инвестирование позволяет не только развивать производство, но и приобщаться к зарубежному научно-техническому, организационному и управленческому опыту. Некоторые молодые государства развивающегося мира успешно использовали научно-технический и финансовый уровень стран-экспортеров капитала для развития промышленности, повышения наукоемкое™ производства. Именно прямые частные инвестиции позволили так называемым новым индустриальным странам — Сингапуру, Южной Корее, Тайваню, Гонконгу и др. — на основе новых передовых технологий достичь высокого уровня развития промышленности.
В обозримом будущем в экономике Беларуси сохранится государственный сектор, поэтому в политике по отношению к нему важно создать условия, при которых государственные предприятия могли бы влиться в рыночную сферу. Кроме того, необходимо создать условия для ускоренного формирования частного сектора, который бы выступил реальным конкурентом государственным предприятиям.
Г л а в а 3
Дата: 2018-12-28, просмотров: 232.