Продукт как результат производства. Свойства продукта. Индивидуальный и общественный продукт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристика продукта. Это полезная вещь или полезный эффект (услуга). Он представляет собой резуль­тат целесообразной деятельности людей. Будучи результа­том процесса труда, продукт является и его условием. Он обеспечивает воспроизводство как личного, так и вещест­венного факторов производства. В первом случае возоб­новляются физические и духовные способности человека. Это возобновление происходит в любом обществе. Его материальной основой является продукт. За счет продуктавоспроизводятся и вещественные факторы производства — предметы труда и средства труда.

По характеру потребительских свойств продукты труда подразделяются на вещественные продукты труда и немате­риальные услуги. Вторые удовлетворяют потребности чело­века в силу полезного эффекта функционирования живого труда (полезный эффект деятельности врача, учителя, ар­тиста). По функциональной роли в процессе общественного воспроизводства продукты труда делятся на средства произ­водства и предметы потребления. В условиях товарного производства продукт труда становится товаром.

В западной литературе вместо термина продукт часто используется термин благо. Благами называются средства, пригодные для удовлетворения потребностей. Блага опре­деляются и как желаемые вещи, удовлетворяющие челове­ческие потребности, и как приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов. Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять опреде­ленную потребность человека, еще не делает его благом. Способность предмета удовлетворять какую-либо потреб­ность должна быть осознана человеком.

Классификация благ. Блага подразделяются на мате­риальные и нематериальные. Материальные блага вклю­чают естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей про­мышленности; здания, машины, инструменты; долговые обязательства; паи государственных и частных компаний.

Нематериальные блага делятся на две группы: внут­ренние и внешние, заключены в самом человеке и представ­ляют качества и способности, побуждающие людей к дей­ствию и наслаждениям. Например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовлетворение от чтения и музыки. Внешние блага нахо­дят выражение в репутации и деловых связях. Существуют еще даровые блага, которые никем не присвоены и достав­ляются природой без приложения труда человека (рыба, земля, никем не присвоенная).

Выделяют неэкономические и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятель­ности людей, не обмениваются на другие блага. Эти блага, как правило, имеются в количествах, превышающих по­требность в них. К ним, например, относятся воздух, в некоторых случаях — вода, хотя без них человек вообще не может существовать. Блага, количество которых ограничено по сравнению с потребностью в них, называются' экономическими.

Различают долговременные и Недолговременные блага. Первые используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз. Они потребляются постоянно, в течение целого ряда последовательных использований (производственное оборудование). Вторые удовлетворяют потребность лишь один раз и полностью потребляются (питание).

Блага делятся на взаимозаменяемые (субституты или заменители) и взаимодополняемые (комплементарные). Первые могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы, масло подсолнечное и масло оливковое как продукт питания. Вторые — это такие блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность, если использовать их совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему.

Все блага — и взаимодополняемые и взаимозаменяе­мые — подразделяются на настоящие, которые находятся в непосредственном распоряжении субъекта, и будущие, которыми субъект может располагать лишь в будущем. Блага можно различать как прямые и косвенные. К первым относятся те, которые призваны непосредственно удовле­творять потребности людей, т.е. предметы потребления; ко вторым — блага, использующиеся для производства дру­гих благ, т.е. средства производства.

В западной литературе продуктом, благом считается и услуга. Статистика признает следующую структуру услуг: бытовые, связи, культуры, по содержанию детей в дo­школьных учреждениях, туристско-экскурсионные, здра­воохранения и образования, правового характера и сбере­гательного банка, учреждений физической культуры и спорта.

Согласно субъективистской доктрине экономическая ценность благ зависит от их относительной редкости. Ценность определяется двумя обстоятельствами — интен­сивностью потребности (это величина психологическая) и наличным Количеством блага, способного удовлетворить потребность. Следует учитывать, что всякая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ, а вместе с тем одно благо можно использовать для удовле­творения нескольких потребностей. Следовательно,[суще­ствует проблема не только недостаточности экономическихблаг по сравнению с потребностями, но и предназначеннос­ти каждого блага для определенного ряда применений.

Свойства продукта. Он характеризуется двумя свой­ствами: способностью удовлетворять ту или иную потреб­ность и воплощенными в нем затратами общественного труда.

Соответственно различают натурально-вещественную и общественную стороны продукта. Натурально-вещест­венная сторона продукта —это совокупность механичес­ких, химических, физических и других полезных свойств, делающих продукт способным удовлетворять потребность, т.е быть потребительной стоимостью.

Потребности людей разнообразны. Поэтому разнооб­разны потребительные стоимости. По мере развития науки и техники люди открывают в окружающем мире все новые свойства вещей, создают искусственные материалы, кото­рых нет в природе, новые технические средства и ставят их себе на службу. Мировая статистика утверждает, что общая численность продукции материального производст­ва, производственной и бытовой инфраструктуры в совре­менном обществе составляет более 24 млн наименований.

Одни потребительные стоимости непосредственно удовлетворяют личные потребности — пища, одежда, бы­товая техника и т.д.; другие (машины, сырье, топливо и т.д.) служат средством производства материальных благ. Иными словами, потребительные стоимости в зависимости от того, какие потребности людей они удовлетворяют, выступают как средство производства и предмет потребле­ния. Потребительные стоимости могут удовлетворять по­требности людей в форме не только вещи, но и услуги. Последние могут быть материальными и нематериальны­ми.

Другое свойство продукта состоит в том, что он вопло­щает в себе определенное количество затраченного труда. Последний выступает в виде живого труда, т.е. труда, непосредственно производящего данный продукт, и про­шлого труда, т.е. труда, овеществленного в средствах производства.

Общественная сторона продукта позволяет опреде­лить, во что обходится обществу получение той или иной потребительной стоимости, ценой каких затрат труда удов­летворена та или иная потребность.

Индивидуальный и общественный продукт. В каждом конкретном случае результатом производства выступает

единичный продукт: хлеб, ткани, станки, автомобили и т.д. Единичный продукт является результатом индивидуаль­ного производства, а результатом общественного производ­ства выступает общественный продукт, представляющий собой сумму потребительных стоимостей, созданных в обществе за определенный период времени.

Общественный продукт по своей натурально-вещест­венной форме делится на средства производства и предме­ты потребления. В основе этого деления лежит функцио­нальное назначение продукта: его способность быть сред­ством производства или предметом потребления. Посколь­ку в обществе есть потребность и в средствах производства, и в предметах потребления, их нужно производить.

В условиях товарного производства общественный про­дукт имеет и стоимостную форму. Это его общественная сторона. С точки зрения стоимости произведенный про­дукт включает в себя стоимость потребленных средств производства; необходимый продукт, идущий на воспро­изводство рабочей силы; прибавочный продукт, выступаю­щий излишком над необходимым продуктом.

Часть общественного продукта, использованная в тече­ние года на производственное потребление, т.е. на возме­щение примененных в процессе производства материаль­ных ресурсов, называется промежуточным продуктом. В статистике величина промежуточного продукта соответст­вует сумме текущих материальных затрат на производство. Разность между совокупным общественным продуктом и промежуточным продуктом составляет конечный общест­венный продукт. Другими словами, конечный обществен­ный продукт — часть совокупного общественного продук­та, остающаяся после вычета из него текущих материаль­ных затрат на производство. Он включает в себя товары и услуги, которые покупаются для конечного пользования, а не для дальнейшей обработки и переработки. Конечные результаты всех видов экономической деятельности в стра­не характеризует валовой национальный продукт. Он отличается от совокупного общественного продукта. Пер­вый отражает итоги экономической деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сфере на­циональной экономики, а второй — результат только материального производства. Есть еще понятие валового внутреннего продукта, исчисляемого как совокупная сто­имость конечной продукции отраслей материального про­изводства и сферы услуг.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 217.