Классификация методов технического анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все многообразие методов прогнозирования технического ана­лиза более или менее укладывается в определенную схему. В этой книге речь в основном пойдет о западном техническом анализе, в рамках которого и определена нижеследующая классификация.

Графические методы

Под графическими понимаются те методы, в которых для прог­нозирования используются наглядные изображения движений рынка. Эти методы возникли ранее всех остальных из-за просто­ты в применении: максимум требуемых инструментов — лист бу­маги, ручка и линейка. Подобные методы различаются в зависи­мости от того, на каком типе графика строятся.

Например, классические фигуры строятся на линейных либо гистограммных чартах. А особые способы построения ценовых графиков (японские свечи и крестики-нолики) привели к разви­тию отдельных рукавов прогнозирования только на их основе.

6 Два врача с одинаковым образованием и практикой часто ставят противоположный диагноз!

20


2. Методы, использующие фильтрацию или математическую
аппроксимацию

Эти методы бурно развиваются последние 25 лет вместе с компьютерной техникой. Каждый из них сложно воплотить в жизнь вручную. Для этого пришлось бы проводить громоздкие вычисления для каждого отрезка времени ценового графика, а за­тем аккуратно наносить полученные значения предпочтительно на миллиметровую бумагу... С появлением компьютера, подклю­ченного к современной информационной сети, все наши пробле­мы решаются автоматически. Все, что от нас требуется — ввести входные параметры и сразу после этого проанализировать нуж­ную кривую. Казалось бы — все очень просто, ведь такого типа ме­тоды подают сигналы о покупке и продаже механически. Многие трейдеры используют их, особенно не вникая в суть построения.

Мы подробно остановимся на плюсах и минусах самой значи­тельной и работоспособной группы этих методов, называемой ме­тодами фильтрации. Эта группа делится на две основные части: скользящие средние и осцилляторы. После этого Вам решать, на­сколько полезно (с точки зрения эффективности использования методов, а значит, и живой прибыли) иметь хотя бы общее пред­ставление о том, с чем Вы работаете.



Теория Циклов

Теория Циклов более развита на теоретическом, чем на прак­тическом уровне. Она занимается циклическими колебаниями не только цен, но и природных явлений в целом. Мы попытаемся сос­тавить общее представление о положениях этой теории и опишем некоторые следствия, помогающие в непосредственных прогнозах.

Почти все методы технического анализа укладываются в эту классификацию. Например, Волновая Теория Эллиотта — метод в основном графический, но имеет черты фильтрации и циклич­ности. Данная же классификация дает возможность увидеть откры­вающуюся перед нами перспективу.

Имена и история

История западного технического анализа насчитывает немно­гим более века. Началась она с заметки в Wall Street Journal, опуб­ликованной Чарльзом Доу в начале 1890-х. К тому времени г-н Доу был уже хорошо известен широкому кругу бизнесменов как один из создателей Индекса Доу-Джонса. В конце прошлого века Ин­дустриальный и Транспортный Индексы имели свою историю и отлично прижились. Поскольку колебания Индексов были важны­ми для заключения биржевых сделок, сразу же возникла необ­ходимость в их прогнозировании. В своей статье Доу изложил ряд принципов, с помощью которых, по его мнению, можно было

21


вступать в сделки на покупку и продажу без особенного риска. Эти принципы используются почти во всех методах современно­го технического анализа в неявном виде. К сожалению, Чарльз Доу не опубликовал своих идей отдельной книгой, а лишь напи­сал еще ряд статей в том же журнале. Термин Теория Доу появил­ся уже после его смерти — был введен аналитиками, система­тизировавшими труды Доу. Доу называют "дедушкой техни­ческого анализа", и согласно генетике мы прослеживаем черты предка в сыновьях и внуках.

Многие из графических теорий и методов были признаны в полном объеме только после смерти их создателей. Это связано с всплеском интереса к техническому анализу во второй половине 70-х, сохранившимся по сей день. Интересно, что почти каждая из графических теорий названа по имени своего первого автора, а все методы фильтрации довольно безлики, хотя имена их созда­телей нам также известны.

Ральф Нельсон Эллиотт открыл свою теорию в годы Великой Депрессии, анализируя индексы Доу-Джонса, и оставил труды по основной концепции и математическому обоснованию. Эти кни­ги регулярно публикуются до сих пор. Кроме определения базис­ной формы ценовых движений, Эллиотт открыл для технического анализа последовательность Фибоначчи1. Теория не забылась и получила мощный импульс в конце 70-х — начале 80-х годов благодаря усилиям талантливого аналитика Роберта Прехтера, ставшего впоследствии "гуру 80-х" в США.

Уильям Ганн, легендарный трейдер первой половины XX ве­ка, создал довольно сложную комбинацию геометрически-алгеб­раических принципов, которые с успехом использовал при тор­говле на зарождавшихся фьючерсных рынках. Они привлекли огромное внимание сразу после публикации, и впоследствии Ганн даже создал специальный учебный центр.

Способ ведения ценового графика как крестиков-ноликов и со­ответствующие принципы прогнозирования были заложены Вик­ тором де Вилльером в 30-х годах и получили большую популяр­ность при его жизни. Сейчас и график, и сами принципы исполь­зуются гораздо реже, что связано, по всей видимости, с тем, что они оказались не универсальными.

Почти все классические фигуры технического анализа были открыты в первой половине этого века, но их авторство устано­вить довольно сложно.

Метод японских свечей стал популярным среди западных трейде­ров в конце 80-х. Один из первооткрывателей метода, Стив Нисон,

7 Исходя из количества методов использования этой последовательности в наши дни, можно назвать ее по меньшей мере "тетей", если не "бабушкой" технического анализа.

22


заработал на нем большие деньги. Японские свечи работоспособ­ны, но вряд ли возможности, заложенные в этом методе, до сих пор осознаны в полной мере. Метод был создан более трехсот лет назад японцами, торговавшими "пустыми корзинами риса". "Пу­стая корзина" — тот же фьючерс, и графическая запись его цены представляла собой "свечу" или "подсвечник". В зависимости от цвета, формы и расположения свечей составляется прогноз буду­щего движения цены. И хотя все современные информационные системы предоставляют трейдерам графики этого типа, взгляды японца и американца на одну и ту же картину могут быть совер­шенно разными. Это происходит из-за разницы в психологиче­ском подходе. Может быть, российские участники рынка смогут лучше понять японцев и применят анализ "свечек" в совсем нео­жиданном ракурсе? Интересно отметить, что более чем за три ве­ка существования метод японских свечей в основе своей не пре­терпел изменений.

Бум технического анализа в 70-е годы был прежде всего свя­зан с развитием компьютерной техники. Трейдеры получили в свои руки отличный инструментарий, работающий до того про­сто, что почти не нужно думать над анализом возникших сигна­лов (а только о том, насколько им стоит доверять). И хотя осцил­ляторы и скользящие средние даже в названиях почти не носят "личностного" характера, отметим имена таких выдающихся создателей, как Уэллс Уайлдер, Джордж Лейн, Ларри Уильяме.

С возникновением информационных систем типа Reuters, Dow-Jones Telerate, Bloomberg, Tenfore задача трейдеров и аналитиков сильно упростилась. Мы больше не тратим драгоценное время на построение графиков цены, объема торговли и открытого интереса; не ведем расчеты по сложным формулам на калькуляторе. Вместо этого появилась возможность сопоставить несколько методов, твор­чески призадуматься или вовсе пойти и выпить кофе. Сам по себе технический анализ как метод прогнозирования цены не стал луч­ше или хуже после появления "Пентиума", зато мы можем стать бо­лее опытными и успешными прогнозистами, приобретя дополни­тельное время для размышлений.

В заключение добавим, что честь систематизации методов и оформления технического анализа как отдельной прикладной на­уки в большой степени принадлежит Джону Мерфи и Роберту Прехтеру, о которых уже упоминалось.



Теория Доу

Теория Доу была создана для применения на рынках ценных бумаг и индексов. Как мы помним, эта теория — "дедушка" тех­нического анализа, и нам важно составить его портрет, чтобы поз-

23


же распознать родовые черты в потомках. Для составления ха­рактерного портрета рассмотрим шесть основных положений этой теории.

1. Движения индексов учитывают все (рис.1.4).

Звучит практически как аксиома 1. Отличие в том, что здесь идет речь об индексах Доу-Джонса, а мы говорили о рынках вообще.

Рис. 1.4. Индекс Доу-Джонса в наши дни.

График предоставлен фирмой Dow Jones Telerate.

24


2. У рынка есть три тренда (рис. 1.5).

Доу определил бычий тренд как имеющий серию пиков, пре­вышающих один другой, а медвежий — как серию углубляющих­ся спадов. Затем составил их классификацию по времени развития.

Доу делил тренды по времени на первичный, вторичный и малый, уподобляя их приливу, волне и ряби на море. Так же, как волны составляют прилив, а рябь — волны, вторичный тренд со­ставляет первичный, а малый — вторичный. Первичный, или глав­ный, тренд длится год или более. Вторичный, или промежуточ­ный, тренд длится от трех недель до трех месяцев и является кор­рекцией к основному тренду, составляя при этом его треть, две трети или половину. Малый, или краткосрочный, тренд длится менее трех недель и является составной частью промежуточного.

Изменение тренда определяют так же, как и конец прилива: каждая последующая волна становится короче предыдущих.

Такие выводы подчиняются законам Геометрии Частей. Их используют в некоторых методах, работающих с трендами.

3. Главный тренд имеет три фазы (рис.1.6).

Представим себе ярко выраженный медвежий тренд. Его первая фаза, фаза зарождения, представляет собой спад цен под действием общеизвестных "плохих новостей", например, известия о ликви­дации нескольких крупных компаний. Во второй фазе принима­ют участие биржевые спекулянты, причем цены быстро падают, хотя новости и улучшаются. В третьей, заключительной, фазе в действие вступает широкая публика, подстегнутая прессой, и на­чинается панический спад цены. Именно в этой, последней, фазе информированные "киты" начинают покупать.

Как видим, схема основана на психологических особенностях поведения участников рынка, неизменных и по сей день. Эти наблюдения сходны с наблюдениями Эллиотта. С другой сторо­ны, не стоит строить торговый план на основании этого положе­ния, поскольку в наши дни оно воспринимается несколько утри­рованным.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 389.