Причины возникновения наркотизма и подходы к его консультированию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наркомания — это одна из многочисленных на сегодняшний день социальных болезней всего мирового сообщества. В различных ра­ботах и статьях довольно часто рассматривается то, каким социально-опасным явлением стало употребление психоактивных веществ (ПАВ). Угроза этого явления обществу и государству, ужас­ные последствия наркомании несомненны, однако не останавлива­ют ее распространение. Существует значительное количество теорий, рассматривающих причины возникновения аддиктивного поведения химического плана. К химическим аддикциям относят: алкоголизм, наркоманию, кофеиновую и никотиновую зависимости; адциктивное пристрастие к снотворному, транквилизаторам, токси­команию. Некоторые авторы к этой же группе относят аддикцию к еде, которая описана нами ранее.

Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, кото­рая возникает при первой встрече способом аддиктивной реализа­ции и производит определенное впечатление на аддикта. Фиксация чаще всего связана участием в каком-либо виде деятельности. На­пример, в случае компьютерной аддикции это участие в игре, в слу­чае алкогольной или наркотической — совместный прием препара­та, ощущение приятности этого процесса или внутренние пережи­вания измененного состояния сознания, которые запомнились как неповторимые и вызывают желание повторения процесса или само­го состояния. Фиксация является определенным пусковым момен­том аддиктивного процесса. Фиксация также является определя­ющей для способа выбора аддиктивного агента. Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева (2001) подчеркивают важность фиксации для орга­низации аддиктивного процесса. Авторы обозначают, что фиксация в аддиктивном процессе проходит с большой легкостью и не требу­ет напряжения для удовлетворения желания. Постепенно из фикса­ции возникает сверхценное отношение или отношение навязчивости к агенту реализации, что серьезно изменяет жизнь аддиктивной личности. Необходимо помнить, что фиксация — это особое чувство, связанное с обретением психологической свободы, возможностью контролировать и изменять свое состояние, что формирует иллюзию самодостаточности и независимости личности. В результате сверх­ценное отношение к реализации аддиктивного желания не позволя­ет личности формировать какие-либо другие желания.

Рассматривая факторы аддиктивной реализации или причины формирования аддиктивных расстройств, Короленко Ц.П. и Дмит­риева Н.В. (2001) выделяют семь гипотез.

1. Развитие аддикции обусловлено слабостью суперэго, которое не способно противостоять тенденции в получении удовольствия, без учета ближайших и дальних последствий.

2. Дальнейшее прогрессирование аддикции связано с нарушени­ями в структуре Эго, которое не справляется с фрустрацией.

3. Закрепление человека в аддиктивной реализации связано с внутренним дискомфортом, возникающим вследствие недовольства своим профессиональным или ролевым поведением. Прием ПАВ по­зволяет достичь ощущения приближения транцедентного состояния, достижения удовлетворения, единства с космосом.

4. Аддиктивный процесс развивается вследствие влияния вытес­ненных в бессознательное деструктивных конфликтов, которые про­воцируют тревогу, беспокойство или генерализованное чувство вины.

5. Причинами возникновения аддиктивного процесса являются затруднения в социальной сфере, связанные с наличием социальных фобий, чувства скуки, одиночества, пустоты.

6. Причиной развития аддикций считается отсутствие поддержки со стороны первичной группы (близкие люди, члены семьи) в пер­вые годы жизни.

7. Причиной возникновения аддиктивного процесса является эмоциональная нестабильность или отсутствие постоянства страте­гий воспитания в семье. Эти перепады семейных взаимодействий вызывают состояния тревоги, неуверенности в себе, спутанности и являются благоприятной почвой для формирования аддиктивной ре­ализации (Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева, 2001).

Все вышеперечисленное может стать причиной аддикции и при­вести к формированию гиперкомпенсации через адциктивную реа­лизацию. Дело в том, что аддиктивная реализация в этой ситуации дает аддикту ощущение превосходства (о котором мы говорили ра­нее), ощущение возможности менять свое эмоциональное состоя­ние, ощущение контроля над своей жизнью, которых он не имел ра­нее. При этом эмоциональное состояние, которое возникает в про­цессе аддиктивной реализации и следующие за ним аффективные переживания, фиксируются как на сознательном, так и на бессознательном уровне и серьезно изменяют как взаимодействие психиче­ских функций, так и восприятие окружающие.

Достаточно часто причиной аддиктивной реализации считают же­лание избавиться от неприятного или неустраивающего личность со­стояния эмоциональной и психической нестабильности и заменить его состоянием другого содержания. В этом случае внутренние по­требности аддикта практически не вербализуются, так как связаны с состояниями первичными, возникающими вранний довербальный период. В этом контексте Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева (2001) выделяют так называемые аутодеструкции, которые выражаются бес­сознательным стремлением к регрессу до чувства океанического единства.

Авторы подробно рассматривают специфику возникновения ад­диктивной реализации за счет неудовлетворенных потребностей, к числу которых относится любовь, чувство принадлежности, стрем­ления к власти, попытки добиться полной свободы или получить удовольствие. Так как реализация этих потребностей крайне затруд­нена в жизни, а отсутствие их сопровождается чувством психологи­ческого дискомфорта, то возникает попытка найти другие способы (например, активное фантазирование) для получения необходимых ощущений, удовлетворяя собственные потребности. Аддиктивная реализация позволяет снизить чувство неудовлетворения и дать ощу­щение психологического комфорта.

При этом консультирование подобных аддиктивных состояний встречается с рядом сложностей. Научить аддикта адекватным спо­собам удовлетворения своих потребностей, особенно если это свя­зано с неразвитым чувством любви, которое трудно компенсируется через другие способы и дает чувство постоянного дискомфорта, — крайне затруднительно. То есть добиться ремиссии, при лежащем в основе возникновения аддикции подобном комплексе, крайне за­труднительно, так как прекращая участие в аддиктивной реализации, человек не становится здоровым, и причины, приводящие его к ад­дикции, начинают работать с удвоенной силой.

Другой фактор, выделенный авторами, — это аддиктивная реали­зация как суррогат в межличностных контактах. Так как социальным контактам такие люди не доверяют, зная по опыту, что другие люди могут быть агрессивными, сложно прогнозируемыми, зависимым проще и безопаснее общаться с аддиктивными агентами. Происхо­дит своеобразное смещение межличностных отношений на область аддитивной реализации с однозначной гарантией получения удо­вольствия. В этом варианте аддикции, все объекты имеют опреде­ленную социально приемлемую функцию и являются способом вы­страивания отношений: это отношения с пищей, играми, медика­ментами. Специфической особенностью являются то, что все эти агенты используются для изменения психического состояния в нужном направлении. При этом к людям появляется отношение как к объектам манипулирования. Отношение к близким также становит­ся утилитарного характера. Авторы Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитрие­ва (2001) отмечают, что в этом случае поведение аддиктов будет ха­рактеризоваться предпочтением общению с людьми — общению с объектами. Среди причин подобного смещения множество разных историй: отсутствие возможности адекватно выстраивать отноше­ния из-за особенностей семьи, значимые потери, утрата дружеских контактов, социальная изоляция. В этом случае возникают и особен­ности прогрессирования аддиктивного процесса. В структуре жизни аддикта основными чувствами являются одиночество, стыд, злость, страх, психологическая боль, что и является стимулом для нахожде­ния различных способов, позволяющих снизить деструктивные чув­ства. Чаще всего аддиктивная личность пытается найти способы сни­жения боли, скуки, одиночества и аддиктивная реализация помога­ет в этом. Однако в процессе развития аддиктивной зависимости ад­диктивная реализация не способна полностью избавить от скуки и боли. В этом случае аддиктивный ритуал становится менее эмоцио­нально насыщен. Это состояние обычно тяжело переживается аддиктом и связывается с некоторой временной потерей контроля над поведением.

При этом аддикт держится за стиль жизни, как за спасательную соломинку, которая дает ему ощущение уверенности. Постепенно отношения начинают выстраиваться только с теми, кто находится в рамках аддиктивного процесса. Мышление аддикта становится на­правлено только на сохранение аддиктивного поля. Окружающий мир воспринимается как враждебный, часто у аддикта формируют­ся социофобии.

 

АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

 

По структуре и форме алкогольная зависимость является ведущей среди зависимостей от ПАВ. Специфика ее протекания и послед­ствия в виде нарушений психического и физического характера, на­рушений поведения и авитальностость патологического пристрастия выводит алкогольную зависимость на первое место среди угроз здо­ровью нации.

Рассматривая факторы риска возникновения алкогольной зави­симости выделяют три основные группы: социальные; психологиче­ские; индивидуально-биологические факторы.

К индивидуально-биологическим факторам относят наследствен­ность и индивидуальную реакцию на алкоголь.

Группа психологических факторов риска формирования алко­гольной зависимости включает личностные особенности человека,

в том числе его комплексы, внутренние и внешние конфликты, склонность к тревоге и депрессии.

К социальным факторам риска возникновения зависимости от­носят специфику социальной ситуации в стране, влияния средств массовой информации, доступность и качество алкогольной продук­ции, финансовых трудностей населения и т.д. Особым фактором воздействия является структура и особенности семейного воспита­ния.

Выделяются 3 стадии развития алкоголизма:

I. стадия связана с первичным влечением к алкоголю, которое еще может быть подавлено усилием воли или обстоятельствами. Харак­теризуется пропаданием рвотного рефлекса, снижением количе­ственного контроля (хочется выпить больше).

II. стадия может продолжаться от 10 до 15 лет. Симптомы алкого­лизма нарастают, возникают проблемы с социальным окружением: конфликты в семье, скандалы, запои, вытрезвитель, прогулы, может появиться склонность пропивать вещи. Первичное влечение пере­стает быть ритуальным (зависимому уже не надо повода, чтобы вы­пить). Количественный контроль утрачивается, после первой дозы возникает стойкое стремление выпить еще. На этой стадии пьют либо до состояния «отключки», либо «всегда не хватает». Присут­ствует высокая толерантность к алкоголю, которая может продол­жаться на протяжении ряда лет, однако появляется абстинентный синдром (похмелье), на основе которого появляются запои различ­ной длительности. По сути, болезнь входит в ситуацию порочного круга, с потребностью в опохмелении, снимаемой последующей вы­пивкой, вновь приводящей к похмелью.

Идут изменения личности в виде усиления гипертимных черт личности, снижения интеллекта, снижения моральных требований и запретов, вплоть до деградации.

III. стадия является конечной, с отсутствием каких-либо сдержи­вающих факторов. Характерна полная утрата контроля, толерант­ность к алкоголю очень снижена (пьянеет от минимальных доз). Прием спиртного не требует никаких поводов. Характеризуется по­стоянным ощущением злобы, раздражения, особенно по отношению к семье. Обучение новому не возможно. Стадия заканчивается смер­тью зависимого.

Формы зависимости. Психологическая зависимость от алкоголя появляется уже с первых случаев приема его в виде сильного влече­ния к одурманивающему состоянию. Со временем формируется фи­зическая зависимость вследствие того, что алкоголь входит в хими­ческий состав тканей организма.

Рассматривая аспекты психологической зависимости, принято выделять альфа-, бета- и йота-тип зависимости. Альфа-алкоголизм связан с употреблением алкоголя для ухода от неприятной или конфликтной ситуации. Для бета-алкоголизма характерно стремление к времяпровождению в компаниях, где алкоголь является гарантом повышенного настроения, легкого, интересного общения. Со вре­менем такой способ общения становиться единственным, так как в состоянии трезвости человек понимает собственную некомпетент­ность и испытывает комплекс неполноценности.

Йота-алкоголизм связан с потребностью в усилении воображе­ния, с центральным образом — смерти, ее приближения, преодоле­ния. Страх смерти выражен и может явиться основой воздержания от алкоголя. Также выделяют гамма-, дзета- и дельта-формы, кото­рые относятся к физической зависимости.

Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева (2001), описывая химические аддикции, приводят соответствующие разным формам алкогольно­го поведения — аддиктивные мотивации: 1) атарактическая мотива­ция, заключающаяся в приеме алкоголя с целью снижения явлений эмоционального дискомфорта; 2) субмиссивная мотивация, связан­ная с неспособностью отказа при предложении алкоголя хоть сколько-нибудь значимым лицом; 3) гедонистическая мотивация, связанная с попытками достижения кайф-эффекта при приеме ал­коголя, поиск позитивных ощущений; 4) мотивация с гиперактива­цией поведения, субъективным повышением тонуса и самооценки; 5) псевдокультурная мотивация, выражающаяся в желании произве­сти впечатление на окружающих, показать «вкус к жизни». Часто яв­ляется компенсацией комплекса неполноценности.

Достаточно часто прием алкоголя вызывает ситуацию потребно­сти в неотложной помощи зависимому больному как вследствие по­ражения жизненно важных органов и систем, так и вследствие острых психотических расстройств (бред, нарушение сферы влече­ния, агрессия, алкогольные делирии, алкогольный абстинентный синдром и Т.Д.).

Рассматривая основные подходы к лечению алкоголизма, необ­ходимо заметить, что мировая практическая наркология не знает средств для радикального, одномоментного избавления от зависи­мости. Лечение всегда представляет собой сложный многоаспектный процесс с включением медицинского, психологического, психиа­трического и социального компонентов. Напомним, что, опираясь на понятие доминанты Ухтомского, мы можем делать вывод, что полное 100-процентное избавление от зависимости вообще невоз­можно. Все существующие методики ведут речь о воздержании и ре­миссии, или переводе аддикции в другие, более социально приемле­мые формы.

Терапевтический процесс всегда имеет определенную этапность и зависит от целевого назначения воздействий. Обычно выделяют этапы, направленные на: купирование наркологического состоянии, выведение из запоя; дезинтоксикацию; противоалкогольную тера­пию, направленную на принятие новых принципов жизни, без ал­коголя; поддерживающая терапия; реабилитация, направленная на восстановление социальных связей, умений и навыков зависимого.

Противоалкогольный этап лечения всегда проводиться в клини­ке и направлен на формирование отвращения к алкоголю, коррек­цию аффективных и поведенческих нарушений, научение необходи­мым социальным навыкам в плане межличностного взаимодействия, решения конфликтов и т.д. Особое внимание на этом этапе придают работе по снижению или купированию патологического влечения к алкоголю (угашение доминанты). В этом направлении выделяют ряд методов.

Условно-рефлекторная противоалкогольная терапия. Заключается в принятии алкогольных напитков в сочетании с веществами, вызы­вающими тошноту и рвотный рефлекс, наступающий незамедли­тельно после принятия алкоголя. В результате формируется отрица­тельный условный рефлекс, отвращение к спиртному.

Сенсибилизирующая противоалкогольная терапия. Опирается на прием средств, повышающих чувствительность к алкоголю и их не­переносимость.

Блокирующая терапия. Основывается на приеме средств, нейтра­лизующих эйфорические эффекты алкоголя.

Максимально часто для лечения алкоголизма применяются про­граммы, основанные на методологии «12 шагов» Сообщества Ано­нимных Алкоголиков. Рассмотрим ее.

Обычно программа начинает использоваться после первичного лечения, проведенного в стационаре в течение шести недель, и на­правлена на зависимых, которые хотят поддерживать безалкоголь­ный образ жизни. Сообщество Анонимных Алкоголиков (АА) поя­вилось в 1935 г. Основная идея программы направлена на признание своих ошибок и изменение образа жизни зависимого. Впоследствии в рамках сообщества появились дополнительные программы, на­правленные на помощь наркоманам (Сообщества Анонимных Нар­команов (АН) появилось в 1953 г.), семьям зависимых, созависимым. «Ал-Анон» — сообщество для семей и родственников алкоголиков, «Нар-Анон» — сообщество родственников наркоманов. Появились группы для подростков — «Алатин» и группы для детей из семей ал­коголиков — «Алатот». Более подробно с программами можно озна­комиться на официальном сайте сообщества www.aa.org. Ниже при­веден список шагов и традиций.

Двенадцать шагов Анонимных Алкоголиков (www.aa.org.).

1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что наша жизнь стала неуправляемой.

2. Пришли к убеждению, что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

3. Приняли решение вверить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем.

4. Произвели глубокое и бесстрашное исследование своего пове­дения.

5. Признались перед Богом, собой и другим человеком в сущно­сти своих ошибок.

6. Полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас от всех отрицательных черт нашего характера.

7. Смиренно попросили Его устранить наши изъяны.

8. Вспомнили всех, кому мы причинили зло, и приготовились воз­местить им нанесенный ущерб.

9. Лично возместили ущерб всем этим людям, где это было воз­можно, кроме тех случаев, когда такое возмещение принесло бы вред им или кому-либо другому.

10. Продолжали критически наблюдать за своим поведением и, когда ошибались, своевременно признавали это.

11. Старались путем молитвы и размышления углубить наш со­знательный контакт с Богом, как мы Его понимаем, молясь о знании Его воли и о силе для исполнения этой воли.

12. Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих Шагов, мы старались делиться опытом с другими алкоголика­ми и применять эти принципы во всех наших делах.

Двенадцать традиций (www.aa.org.)

Двенадцать традиций являются основополагающими для органи­зации деятельности участника группы АА. Мы приводим традиции в варианте дублирования принципов АА для АН.

1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; лич­ное выздоровление зависит от единства АА (АН).

2. В делах нашей группы есть только один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он мо­жет предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители — всего лишь облеченные доверием исполнители, они нами не управ­ляют.

3. Единственное условие для членства в АА (АН) — это желание прекратить употреблять алкоголь (наркотики).

4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, кроме тех случаев, когда дело касается других групп или АА (АН) в целом.

5. У каждой группы есть лишь одна главная цель — донести наши идеи до тех алкоголиков (наркоманов), которые все еще страдают.

6. Группе АА (АН) никогда не следует поддерживать, финансиро­вать или предоставлять имя АА (АН) для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы про­блемы, связанные с деньгами, собственностью или престижем, не отвлекали нас от нашей главной цели.

7. Каждой группе АА (АН) следует полностью опираться на соб­ственные силы, отказываясь от помощи извне.

8. Сообщество Анонимных Алкоголиков (Наркоманов) должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной ква­лификацией.

9. Сообществу АА (АН) никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы или коми­теты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают.

10. Сообщество Анонимных Алкоголиков (Наркоманов) не при­держивается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА (АН) не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.

11. Наши отношения с обществом основываются на привлека­тельности наших идей, а не на пропаганде. Мы должны всегда сохра­нять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и теле­видением.

12. Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, по­стоянно напоминающая нам о том, что главными являются принци­пы, а не личности.

Группы Анонимных Наркоманов и Алкоголиков опираются на ряд принципов, соблюдение которых является условием работы дан­ной программы.

1. Сплоченность является основополагающим принципом жизни сообщества, и оговорен в «12 традициях» АА. Считается, что отсут­ствие сплоченности не позволит справиться с заболеванием.

2. Внушение надежды направлено на формирование веры в успех работы группы АА и достижение личного и социального благополу­чия. Внушение надежды поддерживается присутствием членов сооб­щества, имеющих большие сроки ремиссии и достигших высоких со­циальных достижений.

3. Обобщение. Принцип связан со снижением уникальности про­блем каждого человека, унификации сложностей, позволяющих по- новому взглянуть на собственную жизнь и получить надежду на то, что с ними можно справиться.

4. Альтруизм как ощущение необходимости друг другу членов в ситуации долгой ремиссии, так и вновь прибывших.

5. Предоставление информации как способность к взаимообме­ну участников методами преодоления тяги к алкоголю, решения воз­никающих в жизни алкоголика проблем.

6. Множественный перенос. Принцип связан с ситуацией пере­хода групповых отношений в отношения, подобные в рамках семей­ного взаимодействия. Такие отношения прорабатываются в рамках занятий по программе как групповых, так и индивидуальных.

7. Межличностное общение. В рамках взаимодействия с группой АА человек испытывает комплекс как положительных, так и отри­цательных эмоциональных состояний, позволяющих научиться ре­шению многих межличностных проблем.

8. Развитие межличностных коммуникаций. В группе АА идет ак­тивное научение межличностной коммуникации, через соблюдение групповых ритуалов представления, участие в группе.

9. Имитирующее поведение. Для формирования трезвого поведе­ния участникам программы предлагается имитировать поведение уже имеющих такой опыт участников, поддерживая себя Лозунгами, как словесными «формулами» программы (готовые способы преодоле­ния сложностей).

10. Катарсис. Связан с работой с чувствами, которые лежат в основе алкоголизации. Проработка негативных чувств, их осознание и научение, управление чувствами, что приводит к психологическо­му облегчению состояния.

Основой работы АА является групповая форма, в рамках которой обеспечивается эффективный уровень обратной связи, подкрепля­ется мотивация трезвости, формируются адекватное самосознание и самооценка.

В рамках программы существуют три основных лозунга, позволя­ющих удерживаться в рамках трезвой жизни: «Живи одним днем», как принцип, направленный на текущий момент «главное остаться трезвым в течение одного этого дня»; «Первым делом — главное», связанный с рассмотрением трезвости как основы жизни; «Тише едешь — дальше будешь», связан с идеей, что сразу изменения не­возможны, движение к трезвости должно быть постепенным и не терпит суеты.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 261.