Рассматривая вопросы психологической работы с игровой зависимостью, мы больше говорим о терапии, чем о консультировании. Считается, что психотерапевтический процесс должен проходить ряд этапов:
1 этап — диагностический, направленный на выявление стадии и степени выраженности игровой зависимости. В рамках этого этапа определяют личностные особенности зависимого, особенности его психоэмоционального состояния, степень полезависимости (комор- бидности), профессиональный статус и индивидуальные особенности протекания игрового цикла;
2 этап — связан с реализацией индивидуального плана терапии. На этой стадии при необходимости осуществляется стационарное лечение, медикаментозная терапия, сеансы программирования. В ситуации полезависимости проводится лечение сопутствующих зависимостей (алкогольной, наркотической). Основной целью этого этапа является замена зависимого игрового поведения на другие формы поведения, приносящие удовольствие;
3 этап — формирование ценностей поведения жизни без игры. На этом этапе формируются витальные ценности, связанные с социальной активностью личности. Важным является осознание зависимого необходимости постоянного сознательного контроля собственных интересов и желаний. По сути, этот этап направлен на подавление прежних способов получения удовольствия и формирование новых через изменение соотношения между сознательным и бессознательным управлением поведения при усилении первого;
4 этап — связан с необходимостью подключения семейной социальной поддержки и создания благоприятной социальной атмосферы;
5 этап — направлен на формирование внутреннего контроля своего поведения вне зависимости от давления окружающей среды;
6 этап — этап освобождения от игровой зависимости, связанный с формированием баланса между внешней ненаркотической стимуляцией и внутренней активностью. На этом этапе идет реадаптация зависимого к социальной среде.
Интернет-аддикция, компьютерная алдикция близки по значению к предыдущей. Чаще используют термин «интернет-зависимость», как патологическое использование компьютера. Аддиктивное поведение связано с тем, что человек проводит большую часть своего времени с компьютером, нанося ущерб другим сферам деятельности. Интернет-аддикция является новой для современного общества. Существует несколько факторов, которые увеличивают возможность развития интернет-зависимости, связанных с удовлетворением потребностей человека: неограниченный доступ к информации, возможность анонимных действий, виртуальная реализация фантазий, участие в азартных играх. Все это делает привлекательность Интернета довольно высокой.
К маркерам наличия интернет-зависимости относится: повышенное настроение при пользовании Интернетом с его последующим снижением при прекращении реализации; неудержимое влечение к тому, чтобы выйти Интернет; большое количество времени нахождения в Интернете; трудности прекращения связи; отрицательные эмоции без использования компьютера; потеря интереса к другим сферам жизни; уклонение от выполнения обязанностей. По сути, компьютерная реализация близка к гэмблингу, однако качество реализации здесь меняется, в связи с возможностью создания виртуального мира, который со временем замещает мир реальности. Виртуальный мир становится таким транзиторным объектом, как любимая игрушка, которая замещает контакты с родителями во время отсутствия и имеет огромное значение для человека. Это приводит к тому, что потеря виртуального мира крайне болезненно переживается аддиктом. Мало того, происходит определенное стирание границ между виртуальным и реальным мирами. Часто виртуальность начинает восприниматься как однозначная реальность, а реальность стирается и становится нереальностью. Рассматривая характеристики людей с интернет-аддикциями С.П. Короленко, Н.В. Дмитриева (2001) отмечают такие особенности, как: тенденция к амбициозно
сти, высоким достижениям при внешних невозможностях реализации. Интернет-аддикция может быть достаточно сильной, что приводит к эффекту дегуманизации, повышенной аугодеструкции в поведении, агрессии в отношениях с окружающими.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 306.