Виды правовых актов управления
По юридическим свойствам
|
Нормативные
| Издаются с целью регулирования однотипных управленческих общественных отношений, рассчитаны на длительное и многократное применение и не имеют конкретного адресата (например, Водным кодексом РФ предусматривается, что Правительство РФ устанавливает порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов), регламентируют различного рода социально-экономические программы (например, программы приватизации).
|
Индивидуальные
| Рассчитаны на разовое их применение к одному конкретному случаю (например, индивидуальным актом является постановление судьи о наложении административного взыскания на конкретное лицо, акт о назначении на должность или об освобождении от должности). Индивидуальные акты по своему юридическому содержанию являются распорядительными правовыми актами.
|
Смешанные
| Сочетают нормы нормативного и индивидуального характера (например, решение об образовании органа исполнительной власти, в котором одновременно устанавливается организационно-правовой статус этого органа и назначается его руководитель).
|
По действию на территории
|
На всей территории Российской Федерации
| Это относится к указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ.
|
На территории отдельных субъектов
| Распространяют свою юридическую силу на определенной территории в пределах Российской Федерации (например, постановления администрации края, области).
|
На территории нескольких государств
| В соответствии с двухсторонними и многосторонними соглашениями, заключаемыми суверенными государствами — участниками Содружества Независимых Государств, а также за пределами Российской Федерации (например, это нормы, регламентирующие деятельность различных организаций, находящихся в зарубежных странах).
|
По действию во времени
|
Ограниченные сроком действия
| Устанавливается определенный срок действия нормы, либо она действует до прекращения событий, которыми была вызвана необходимость принятия данной нормы.
|
Не ограниченные сроком действия
| Не имеют определенного срока действия, т.е. действуют до того момента, когда другим правовым актом будут отменены.
|
По наименованию в зависимости от принявшего его органа9
|
Указы и распоряжения Президента РФ
| Распространяют свое действие в соответствии с полномочиями Президента РФ и законодательством Российской Федерации, оформляют также решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, которыми он руководит, и многое другое.
|
Постановления и распоряжения Правительства РФ
| Регулируют общественные отношения в пределах юридической силы.
|
Постановления, издающиеся федеральными органами исполнительной власти
| Постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, имеющие обязательную силу для всех подразделений соответствующей системы.
|
Распоряжения высшего должностного лица субъекта Федерации
| Регулируют отношения, возникающие в пределах его компетенции и регулирующие общественные отношения в пределах территории субъекта Федерации.
|
По способу охраны от нарушений10
|
Административной ответственности
| Назначают меры наказания, предусмотренные за конкретные составы административных правонарушений.
|
Дисциплинарной ответственности
| Определяют меры наказания за определенный дисциплинарный проступок.
|
В зависимости от порядка принятия11
|
Единоличные
| Принимаются в единоличном порядке.
|
Коллегиальные
| Принимаются простым или квалифицированным большинством в соответствии с нормами, регулирующими эти юридические отношения.
|
По характеру компетенции12
|
Акты надотраслевого общего управления
| Распространяются на отношения, возникающие во всех отраслях общественных отношений.
|
Акты отраслевого управления
| Регулируют отношения, складывающиеся в определенной отрасли общественных отношений.
|
Акты межотраслевого управления
| Регулируют отношения, складывающиеся в нескольких смежных отраслях общественных отношений.
|
Схема 4. Виды правовых актов управления
Требования, предъявляемые к правовым актам управления
Требования, предъявляемые к правовым актам управления
Требования к законности правовых актов управления
|
Прежде всего акт государственного управления должен соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов. Для актов разных уровней требование о соответствии закону предполагает различный круг нормативно-правовых документов, которым должен соответствовать акт. Акты государственного управления, издаваемые в субъектах Федерации, помимо этого должны соответствовать актам Президента, Правительства РФ, а также нормам регионального законодательства. Акт государственного управления должен быть принят с учетом существующего предмета ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Акт государственного управления должен быть принят в рамках компетенции издающего органа государственного управления и соответствовать актам вышестоящих органов государственного управления. Акт государственного управления должен быть юридически обоснованным, т.е. содержать четкие целевые установки, порядок исполнения решения, предусматривать возможные последствия введения акта и т.п., а также приниматься в связи с определенными обстоятельствами, являющимися достаточным основанием для издания акта государственного управления.
|
Требования к подготовке, изданию и действию правовых актов управления
|
Требования к подготовке актов государственного управления разрозненны и неоднозначны. На каждом уровне государственного управления существуют собственные правила создания актов управления. На федеральном уровне упорядочено принятие в основном нормативных актов управления, однако есть нормы, посвященные и индивидуальным актам.
|
Требования к действию актов государственного управления во времени и пространстве связаны прежде всего со вступлением актов в законную силу. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
|
Требования к содержанию и форме нормативно-правовых актов управления
|
Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.
|
Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
- наименование органа (органов), издавшего (издавших) акт;
- наименование вида акта и его название;
- дата подписания (утверждения) акта и его номер;
- наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
|
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату, а также отвечать требованиям юридической техники.
|
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.
|