Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
Понятие
Исполнительная власть — ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства Российской Федерации и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера8. Исполнительная власть — это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества9.
Признаки исполнительной власти
  • является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • ее деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
Признаки исполнительной власти, выделяемые Ю.М. Козловым10
  • представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями;
  • самостоятельна, но только в функционалъно-компетенционном смысле, т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;
  • непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей;
  • не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности;
  • имеет определенное субъектное выражение, т.е. олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией;
  • выступает как организованный институт, т.е., с одной стороны, весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов; при этом механизм должен быть сам необходимым образом организован.
Соотношение исполнительной власти и государственного управления
Исполнительная власть рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «государственное управление», где исполнительная власть — это возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других, а государственное управление — подзаконная исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Таким образом, государственное управление по своему назначению не что иное, как государственная деятельность, в рамках которой реализуется исполнительная власть11.
Такое12 понимание соотношения исполнительной власти как политико-правовой категории и государственного управления как организационно – правовой категории возможно в случае, если мы рассматриваем государственное управление в узком смысле. Государственное управление в широком смысле — это организующая, упорядочивающая деятельность государства, целенаправленное воздействие органов государства, его учреждений и служащих на различные сферы общества, поведение индивидов и их коллективов; данная деятельность осуществляется всеми органами государственной власти.

1 Тихомиров ЮЛ. Курс административного права и процесса. — М, 1998. — С. 38-39.

2 Бахрах Д.Н. Указ. соч. — С. 1-2.

3 Социальные системы призваны обеспечивать благополучное сосуществование наибольшего числа членов общества. Собственно, самое страшное социальное явление из созданных людьми — это иерархически сложные системы, утратившие конечную цель своего существования, замкнувшиеся в себе, потерявшие целевую связь с окружающей средой (об этом, кстати, написаны знаменитейшие произведения мировой художественной литературы).

4 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 2002. — С. 19-20.

Часть I. Основные институты административного права

5 Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебн. пособие. — М., 2000. — С. 253.

6 Тихомиров ЮЛ. Указ. соч. — С. 44—45.

7 Габричидзе Б.Н., Чернявский А. Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. — М., 2003. — С. 23.

8 Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. — М., 1998. -С. 31.

9 Бахрах Д.Н. Указ соч. — С. 8.

10 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 2002. — С. 23-25.

11 Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М., 2000. - С. 28.

12 Чиркин В.Е. Государственное управление. — М., 2001. — С. 12.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.