Классификация правовых форм государственного управления
Классификация Ю. М. Козлова4.
|
По степени юридического выражения
|
Основные
| Заключаются в издании правовых актов уполномоченными на то государственными органами.
|
Базирующиеся на основных
| Влекут определенные юридические последствия или имеют определенную юридическую направленность (регистрационную, разрешительную, надзорную и т.п.).
|
По достигаемым результатам
|
Позитивного регулирования
| Заключаются в регулировании общественно – экономических отношений, происходящих в государстве (законы, регулирующие определенные сферы общественно–экономических отношений).
|
Реакции на негативные явления
| Целью является прекращение или приостановление негативных общественно-правовых явлений (утверждение программ социально-экономического развития и т.п.).
|
По направленности
|
Воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления
| Основное направление действия — внешняя направленность. Регулирование отношений, возникающих вне сферы государственного управления.
|
Воздействующие на деятельность нижестоящего управленческого аппарата
| Основное направление действия — внутренняя направленность. Регулирование отношений, складывающихся внутри сферы государственного управления.
|
По объему
|
Общеобязательные
| Обязательны для выполнения управляемыми субъектами по всей сфере государственного управления.
|
Адресованные конкретным объектам
| Регулируют сферу действия конкретных объектов сферы государственного управления.
|
По адресату
|
Вся система исполнительной власти
| Охватывают отношения, складывающиеся по всей системе исполнительной власти.
|
Конкретные работы исполнительного органа
| Направлены на регулирование определенной деятельности исполнительного органа власти.
|
По характеру
|
Процедурные
| Определены полномочиями конкретного органа государственной власти.
|
Процессуальные
| Определены особым обязательным порядком решения определенных ситуаций.
|
По субъектному выражению
|
Односторонние
| Регулируют отношения конкретного субъекта.
|
Многосторонние
| Сложный субъектный состав, в котором субъекты имеют многосторонний характер.
|
По инициативности
|
По собственной инициативе
| Субъект отношений собственной инициативой регулирует образование отношений.
|
По инициативе других участников
| Действия субъекта отношений определяют волевые действия других субъектов отношений.
|
По условиям применения
|
Нормальная общественная жизнь
| Регулирование общественных отношений в стандартных ситуации.
|
Чрезвычайная ситуация
| Продиктовано сложившийся ситуацией, необходимо введение в действие специальных форм правового регулирования.
|
По объекту управляемого воздействия
|
Законодательные органы
| Продиктовано особенностями нормативного регулирования законодательных органов.
|
Судебные органы
| Основой выступают процессуальные формы государственного регулирования.
|
По юридическому содержанию
|
Предписывающие
| Определяют порядок деятельности управляемого субъекта.
|
Запрещающие
| Определяют действия, выполнение которых недозволительно.
|
Дозволительные
| Предоставляют управляемому субъекту возможность действовать по своему усмотрению.
|
Классификация А. П. Коренева5
|
По содержанию
|
Правотворческие
| Регулируют процесс принятия правовых актов.
|
Правоприменительные
| Осуществляют контроль за применением правовых актов.
|
По направленности
|
Внутренние
| Регулируют внутренние отношения, возникающие в сфере административных отношений.
|
Внешние
| Взаимодействуют со схожими отраслями права, регулируя правоотношения, возникающие при взаимодействии.
|
По способу выражения
|
Словесные
| Имеют устное выражение.
|
Конклюдентные
| Выражены в определенных действиях уполномоченных на то государственных лиц (жест государственного инспектора по безопасности дорожного движения).
|
Классификация Д. Н. Бахрах6
|
По юридическим действиям
|
Принятие правовых актов
| Полномочия принятия актов, регулирующих общественные отношения.
|
Заключение договоров
| Регулирование общественных отношений в порядке свободного волеизъявления.
|