РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ
Направление подготовки
39.03.02
Направленность (профиль) образовательной программы
Социальная работа в системе социальных служб
Уровень высшего образования
Бакалавриат
(программа прикладного бакалавриата )
Форма обучения
очная, заочная
Красноярск 2017
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа в системе социальных служб (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2016 № 8.
Разработчики рабочей программы дисциплины:
Канд. мед. наук, доцент | Алла Викторовна Жарова | |
подпись |
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на заседании кафедры
от « » 20 г. протокол №
учёная степень, учёное звание, должность | подпись | имя, отчество, фамилия |
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на заседании методической комиссии института
от « » 20 г. протокол №
учёная степень, учёное звание, должность | подпись | имя, отчество, фамилия |
Актуализация содержания рабочей программы Содержание и методика социально-медицинской работы
Внесены изменения согласно протокола заседания методической комиссии института
№ от 20 г.
Внесены изменения согласно протокола заседания методической комиссии института
№ от 20 г.
Внесены изменения согласно протокола заседания методической комиссии института
№ от 20 г.
Внесены изменения согласно протокола заседания методической комиссии института
№ от 20 г.
Внесены изменения согласно протокола заседания методической комиссии института
№ от 20 г.
Оглавление
1. Цель и задачи изучения дисциплины....................................................................................... 4
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы...................................................................... 4
3. Место дисциплины в структуре ОПОП................................................................................... 5
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.......................................................................... 5
5. Содержание дисциплины................................................................................................................ 6
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине......................................................................................................................................... 15
7. Образовательные технологии....................................................................................................... 17
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.............................................................................................................................................................. 18
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины........................................................................................................................................ 18
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины....................................................................................................................... 20
11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины................................. 21
12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине................................................................................................................... 23
13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине................................................................................................................... 23
АННОТАЦИЯ
Рабочей программы дисциплины
Содержание и методика социально-медицинской работы
Направление подготовки | 39.03.02 Социальная работа |
Направленность (профиль) | Социальная работа в системе социальных служб |
Объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины:
сформировать у студентов систему знаний о социально-медицинской деятельности как отдельном направлении социальной работы, ее нормативно-правовом обеспечении, раскрыть содержание методик социально-медицинской работы с различными группами населения в учреждениях разного типа.
Задачи изучения дисциплины:
- ознакомиться с концепцией и базовой моделью социально-медицинской работы;
- изучить нормативно-правовые основы и зарубежный опыт социально-медицинской работы;
- изучить формы и методы социально-медицинской работы в учреждениях разного типа;
- овладеть технологиями социально-медицинской работы с различными группами населения.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы |
ОК-9 | способность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | Знать: - принципы организации первой медицинской помощи (ПМП) при стихийных бедствиях, социальных и технических катастрофах, внезапных заболеваниях и несчастных случаях; - характеристику угрожающих жизни состояний. Уметь - организовать деятельность по оказанию ПМП; - выбирать технологии активизации потенциала человека с целью улучшения условий его жизнедеятельности и индивидуального благосостояния Владеть: - культурологическими и медико-социальными основами организации ПМП; - навыками применения этических принципов при организации ПМП; - навыками организационной деятельности и работы в команде. |
ОПК-3 | способность использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | Знать: - современную концепцию и базовую модель отечественной социально-медицинской работы; - организацию социально-медицинской работы; - функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико-социальной помощи населению; - нормативно-правовую базу социально-медицинской работы; - зарубежный опыт социально-медицинской работы; - особенности инновационных процессов при реализации социально-медицинской работы. Уметь: - анализировать и оценивать социально-медицинские проблемы различных групп населения; - определять цель и задачи социально-медицинской работы с различными категориями населения; - применять технологии социально-медицинской работы с лицами, страдающими психическими, онкологическими, инфекционными заболеваниями, инвалидами, военнослужащими, лицами, заключенными под стражу, отбывающими наказание в местах лишения свободы; - осуществлять социально-медицинскую работу в организациях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения. Владеть: - категориями комплексного подхода при осуществлении социально-медицинской работы; - технологиями социально-медицинской работы с различными категориями населения; - навыками координатора в решении проблем гражданина, связанных со здоровьем; - навыками нормативно-правового обоснования применения различных технологий социально-медицинской работы. |
Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы» входит в вариативную часть (дисциплины по выбору студента) Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы высшего образования (Б1.ДВ4.1). Данный курс связан со знаниями и умениями, приобретенными студентами при изучении дисциплин «Технология социальной работы», «Психология социальной работы», «Основы социальной медицины».
Дисциплина обеспечивает знания студентами концепции и нормативно-правового регулирования, организации и содержания социально-медицинской работы с населением, форм и методов поддержания высокого качества жизни населения, связанного со здоровьем.
Краткое содержание дисциплины
Теоретические основы социально-медицинской работы. Содержание и методика социально медицинской работы в учреждениях разного типа. Особенности социально-медицинской работы с различными группами населения.
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
1. Цель и задачи дисциплины
1.1 Цель изучения дисциплины:
сформировать у студентов систему знаний о социально-медицинской деятельности как отдельном направлении социальной работы, ее нормативно-правовом обеспечении, раскрыть содержание методик социально-медицинской работы с различными группами населения в учреждениях разного типа.
1.2 Задачи изучения дисциплины:
- ознакомить с концепцией и базовой моделью социально-медицинской работы;
- изучить нормативно-правовые основы и зарубежный опыт социально-медицинской работы;
- изучить формы и методы социально-медицинской работы в учреждениях разного типа;
- овладеть технологиями социально-медицинской работы с различными группами населения.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы |
ОК-9 | способность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | Знать: - принципы организации первой медицинской помощи (ПМП) при стихийных бедствиях, социальных и технических катастрофах, внезапных заболеваниях и несчастных случаях; - характеристику угрожающих жизни состояний. Уметь - организовать деятельность по оказанию ПМП; - выбирать технологии активизации потенциала человека с целью улучшения условий его жизнедеятельности и индивидуального благосостояния Владеть: - культурологическими и медико-социальными основами организации ПМП; - навыками применения этических принципов при организации ПМП; - навыками организационной деятельности и работы в команде. |
ОПК-3 | способность использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | Знать: - современную концепцию и базовую модель отечественной социально-медицинской работы; - организацию социально-медицинской работы; - функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико-социальной помощи населению; - нормативно-правовую базу социально-медицинской работы; - зарубежный опыт социально-медицинской работы; - особенности инновационных процессов при реализации социально-медицинской работы. Уметь: - анализировать и оценивать социально-медицинские проблемы различных групп населения; - определять цель и задачи социально-медицинской работы с различными категориями населения; - применять технологии социально-медицинской работы с лицами, страдающими психическими, онкологическими, инфекционными заболеваниями, инвалидами, военнослужащими, лицами, заключенными под стражу, отбывающими наказание в местах лишения свободы; - осуществлять социально-медицинскую работу в организациях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения. Владеть: - категориями комплексного подхода при осуществлении социально-медицинской работы; - технологиями социально-медицинской работы с различными категориями населения; - навыками координатора в решении проблем гражданина, связанных со здоровьем; - навыками нормативно-правового обоснования применения различных технологий социально-медицинской работы. |
3. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы» входит в вариативную часть (дисциплины по выбору студента) Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы высшего образования (Б1.ДВ4.1). Данный курс связан со знаниями и умениями, приобретенными студентами при изучении дисциплин «Технология социальной работы», «Психология социальной работы», «Основы социальной медицины».
Дисциплина обеспечивает знания студентами концепции и нормативно-правового регулирования, организации и содержания социально-медицинской работы с населением, форм и методов поддержания высокого качества жизни населения, связанного со здоровьем.
Краткое содержание дисциплины
Теоретические основы социально-медицинской работы. Содержание и методика социально медицинской работы в учреждениях разного типа. Особенности социально-медицинской работы с различными группами населения.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
а) очная форма
Вид учебной работы | Всего, зачетных единиц (акад.часов) | Семестр |
8 | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 3 /1 08 | 3 /1 08 |
Контактная работа с преподавателем: | 1,7/60 | 1,7/60 |
занятия лекционного типа | 0,7/24 | 0,7/24 |
занятия семинарского типа | 1/36 | 1/36 |
в том числе: семинары | ||
практические занятия | 1/36 | 1/36 |
практикумы | ||
лабораторные работы | ||
другие виды контактной работы | ||
в том числе: курсовое проектирование | ||
групповые консультации | ||
индивидуальные консультации | ||
иные виды внеаудиторной контактной работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1,3/48 | 1,3/48 |
изучение теоретического курса (ТО) | 0,7 /28 | 0,7 /28 |
расчетно-графические работы (РГР) | ||
реферат, эссе (Р) | 0,3/10 | 0,3/10 |
курсовое проектирование (КР/КП) | ||
контрольные работы (Кн.р) | ||
другие виды самостоятельной работы: | 0,3/10 | 0,3/10 |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен |
б) заочная форма
Вид учебной работы | Всего, зачетных единиц (акад.часов) |
Семестр
5. Содержание дисциплины
а) очная форма
№ | Модули и темы дисциплины | Занятия лекционного типа, (акад.часов)
| Занятия семинарского типа, (акад.часов) | Самостоятельная работа, (акад.часов)
| Формируемые компетенции | |
Семинары и/или практические занятия | Лабораторные работы | |||||
Модуль I | ||||||
1 | Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ | ОК-9 ОПК-3
| ||||
1.1 | Социально-медицинская работа как вид профессиональной деятельности | 2 | 3 | 4 | ||
1.2 | Концепция и базовая модель социально-медицинской работы в современной России | 2 | 3 | 4 | ||
1.3 | Нормативно-правовая и организационная база социально-медицинской работы в России | 2 | 3 | 4 | ||
1.4 | Особенности организации медико-социальной помощи в зарубежных странах. | 2 | 3 | 4 | ||
Модуль II | ||||||
2 | Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ В ОРГНАИЗАЦИЯХ РАЗНОГО ТИПА | ОК-9 ОПК-3
| ||||
2.1 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях социального обслуживания населения | 2 | 3 | 4 | ||
2.2 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях здравоохранения | 2 | 3 | 4 | ||
2.3 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях образования | 2 | 3 | 4 | ||
2.4 | Социально-медицинская работа в сфере охраны материнства и детства | 2 | 3 | 4 | ||
Модуль III | ||||||
3 | Раздел 3. СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ | ОК-9 ОПК-3
| ||||
3.1 | Социально-медицинская работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями | 2 | 3 | 4 | ||
3.2 | Социально-медицинская работа с лицами, страдающими зависимостью от психоактивных веществ | 2 | 3 | 4 | ||
3.3 | Социально-медицинская работа с онкологическими больными | 2 | 3 | 4 | ||
3.4 | Социально-медицинская работа с инфекционными больными | 2 | 3 | 4 | ||
Итого | 24 | 36 | 48 |
б) заочная форма
№ | Модули и темы дисциплины | Занятия лекционного типа, (акад.часов)
| Занятия семинарского типа, (акад.часов) | Самостоятельная работа, (акад.часов)
| Формируемые компетенции | |
Семинары и/или практические занятия | Лабораторные работы | |||||
Модуль I | ||||||
1 | Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ | ОК-9 ОПК-3
| ||||
1.1 | Социально-медицинская работа как вид профессиональной деятельности | 0,5 | 0,5 | 6 | ||
1.2 | Концепция и базовая модель социально-медицинской работы в современной России | 0,5 | 0,5 | 8 | ||
1.3 | Нормативно-правовая и организационная база социально-медицинской работы в России | 0,5 | 0,5 | 8 | ||
1.4 | Особенности организации медико-социальной помощи в зарубежных странах. | 0,5 | 0,5 | 8 | ||
Модуль II | ||||||
2 | Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ В ОРГНАИЗАЦИЯХ РАЗНОГО ТИПА | ОК-9 ОПК-3
| ||||
2.1 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях социального обслуживания населения | 0,5 | 1 | 8 | ||
2.2 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях здравоохранения | 0,5 | 1 | 8 | ||
2.3 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях образования | 0,5 | 1 | 8 | ||
2.4 | Социально-медицинская работа в сфере охраны материнства и детства | 0,5 | 1 | 8 | ||
Модуль III | ||||||
3 | Раздел 3. СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ | ОК-9 ОПК-3
| ||||
3.1 | Социально-медицинская работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями | 0,5 | 1 | 8 | ||
3.2 | Социально-медицинская работа с лицами, страдающими зависимостью от психоактивных веществ | 0,5 | 1 | 8 | ||
3.3 | Социально-медицинская работа с онкологическими больными | 0,5 | 1 | 8 | ||
3.4 | Социально-медицинская работа с инфекционными больными | 0,5 | 1 | 8 | ||
Итого | 6 | 10 | 92 |
Занятия лекционного типа
Учебным планом предусмотрены лекционные занятия по следующим темам
Тема 2.1 Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях социального обслуживания населения
Объекты социально-медицинской работы в организациях социального обслуживания населения. Объем гарантированных государством социально-медицинских и социально-гигиенических услуг: медицинская помощь в объеме программ обязательного медицинского страхования, проведение медико-социальной экспертизы, реабилитационные мероприятия, первичная медико-санитарная помощь, содействие в направлении на санаторно-курортное лечение, психологическая поддержка, содействие в получении бесплатной зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, соблюдение санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования.
Тема 2.2 Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях здравоохранения
Объекты социально-медицинской работы в оганизациях здравоохранения: содержание профилактической и патогенетической направленности социально-медицинской работы, значение базовой модели социально-медицинской работы для лечебно-профилактических организаций различного профиля.
Тема 2.3 Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях образования
Типы образовательных организаций. Объекты социально-медицинской работы в организациях образования: учащиеся, сотрудники, родители и лица, их замещающие. Содержание профилактической и патогенетической направленности социально-медицинской работы в организациях образования. Понятие девиантного поведения и виды социальных отклонений. Актуальность социально-медицинской работы с детьми и подростками девиантного поведения. Медико-социальные проблемы детей и подростков девиантного поведения.
Занятия семинарского типа
Учебным планом предусмотрены практические занятия
№ п/п | Модули и тем дисциплины | Наименование и объем практических занятий (ОФ/ЗФ) |
Модуль I | ||
1 | Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ | |
1.1 | Социально-медицинская работа как вид профессиональной деятельности | Тема: (3/0,5) Социально-медицинская работа как вид профессиональной деятельности |
1.2 | Концепция и базовая модель социально-медицинской работы в современной России | Тема: (3/0,5) Концепция и базовая модель социально-медицинской работы в современной России |
1.3 | Нормативно-правовая и организационная база социально-медицинской работы в России | Тема: (3/0,5) Нормативно-правовая и организационная база социально-медицинской работы в России |
1.4 | Особенности организации медико-социальной помощи в зарубежных странах | Тема: (3/0,5) Особенности организации медико-социальной помощи в зарубежных странах |
Модуль II | ||
2 | Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗНОГО ТИПА | |
2.1 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях социального обслуживания населения | Тема: (3/1) Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях социального обслуживания населения |
2.2 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях здравоохранения | Тема: (3/1) Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях здравоохранения |
2.3 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях образования | Тема: (3/1) Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях образования |
2.4 | Социально-медицинская работа в сфере охраны материнства и детства | Тема: (3/1) Социально-медицинская работа в сфере охраны материнства и детства |
Модуль III | ||
Раздел 3. СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ | ||
3.1 | Социально-медицинская работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями | Тема: (3/1) Социально-медицинская работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями |
3.2 | Социально-медицинская работа с лицами, страдающими зависимостью от психоактивных веществ | Тема: (3/1) Социально-медицинская работа с лицами, страдающими зависимостью от психоактивных веществ |
3.3 | Социально-медицинская работа с онкологическими больными | Тема: (3/1) Социально-медицинская работа с онкологическими больными |
3.4 | Социально-медицинская работа с инфекционными больными | Тема: (3/1) Социально-медицинская работа с инфекционными больными |
Содержание практических занятий
Образовательные технологии
В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» предусматривается использование в учебном процессе инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества – интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Интерактивные формы проведения занятий
Вид занятия | Наименование занятия, тема | Метод интерактивного обучения | Кол-во часов (ОФ/ЗФ/ОЗФ) |
Модуль I
Модуль II
Модуль III
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины сформированы и представлены в приложении к данной рабочей программе.
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
9.1 Основная литература
1. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: [учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Социальная работа»]/ Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова. - 2-е изд., испр. и доп.. - Москва: Академия, 2013. - 270, [2] с.: схем. - (Высшее профессиональное образование. Социальная работа). - (Бакалавриат).
2. Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Н. П. Жигарева, 2014. - 216 ; [4] с.л. ил. - ЭБС «Лань». Ссылка на текст учебника: _$0,,http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56232$http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56232
3. Социальная работа с инвалидами [Электронный ресурс] : [учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Социальная работа»] / [Н. Ф. Басов и др. ; под ред. Н. Ф. Басова], 2012. - 400 с. - ЭБС «Лань». Ссылка на текст учебника: _$0,,http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53329$http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53329_
4. Кравченко, А. И. Социальная работа [Электронный ресурс] : электрон. учеб. / А. И. Кравченко. - Электрон. дан. - Москва : КноРус, 2010. - 1 эл. опт. диск; 12 см.: цв., зв. - (Электронный учебник).
5. Ткаченко, В. С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: учеб. пособие/ В. С. Ткаченко. - М.: Наука-Спектр, 2010. - 381 с.
6. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. И. Холостова, 2014. - 339 с. - ЭБС «Лань». Ссылка на текст учебника: _$0,,http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56298$http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56298
7. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. И. Холостова, 2014. - 237 с.- ЭБС «Лань». Ссылка на текст учебника: _$0,,http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56296$http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56296
8. Шмелева, С. В. Содержание и методика социально-медицинской работы: [учеб. пособие для вузов по специальности и направлению «Соц. Работа»]/ С. В. Шмелева, В. Г. Тактаров. - М.: Академия, 2010. - 224 с.
9. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой, 2014. - 752 с.- ЭБС «Лань». Ссылка на текст учебника: _$0,,http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=50232$http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=50232
9.2 Дополнительная литература
1. Арнст, Н. В. Физическое воспитание детей с ЦП/ Н. В. Арнст, Н. И. Сидорова, Л. Г. Муратова; Сиб. гос. технол. ун-т //Медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей. - Красноярск: СибГТУ, 2010. - Т. 2. - С. 245-247.
2. Афанасьева, Е.Н. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями как приоритетное направление социальной политики государства/ Е. Н. Афанасьева; Сиб. гос. технол. ун-т //Формирование новой экономики XXI века: Сборник статей, июнь 2013. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2013. - С. 19-21.
3. Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: [учеб. пособие для вузов по специальности 050711.65 «Соц. Педагогика»]/ С. А. Беличева, А. Б. Белинская . - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 381 с.: табл. - (Высшее образование). - Библиогр. в конце гл. - Библиогр.: с. 372-381.
4. Гончарова, Г. Н. Социальная геронтология : слов.-справ. : [учеб. пособие для специальности и направления 040400.62 "Соц. работа" очн. и заочн. форм обучения] / Г. Н. Гончарова, Л. Е. Ананьина ; [отв. ред. Е. С. Медведева] ; Сиб. гос. технол. ун-т. - Красноярск : СибГТУ, 2013. - 230, [1] с. - Библиогр.: с. 227-230.
5. Гончарова, Г. Н. Социальная геронтология : [слов.-справ. : [учеб. пособие для специальности и направления "Соц. работа" очн. и заочн. форм обучения] / Г. Н. Гончарова, Л. Е. Ананьина ; [отв. ред. Е. С. Медведева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Сиб. гос. технол. ун-т". - Красноярск : СибГТУ. Т. 2. - 2013. - 195 с. - Библиогр.: с. 192-194.
6. Коваль, С.А. К вопросу о социальной защите инвалидов и их семей/ С. А. Коваль; Сиб. гос. технол. ун-т //Медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей. - Красноярск: СибГТУ, 2010. - Т. 2. - С. 78-85.
7. Колоскова, Т. П. Опыт взаимодействия организаций социальной сферы при профилактике заболеваний в г. Красноярске/ Т. П. Колоскова; Сиб. гос. технол. ун-т //Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте - 2011: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. 21-30 июня 2011г.. - Одесса: Черноморье, 2011. - Т. 24: Медицина, ветеринария и фармацевтика, Биология, Сельское хозяйство. - С. 20-22.
8. Медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 1-3 дек. 2010г., Красноярск : [в 2 т.]/ М-во образования и науки Рос. Федерации, Сиб. гос. технол. ун-т, Ин-т доп. проф. образования, повышения квалификации и переподгот. специалистов (ИДПОПК и ПС), Центр переподгот. и повышения квалификации преподавателей ; [редкол.: В. В. Огурцов [и др.]. - Красноярск: СибГТУ. - Грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Т. 2. - 2010. - 374 с.
9. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст] : учеб. пособие : [для вузов] / М. Н. Мисюк. - Москва : Юрайт, 2011. - 427 с. : рис., табл. - (Основы наук). - Библиогр.: с.420-424 . - Предм. указ.: с. 425-427.
10. Назарова, Е. Н. Основы здорового образа жизни : учебник : [для вузов по направлению «Педагогическое образование»] / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - 3-е изд., испр. - Москва : Академия, 2013. - 256 с. : табл. - (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование). - (Бакалавриат). - Библиогр.: с. 253.
11. Рубанович, В. Б. Основы здорового образа жизни : учеб. пособие : [для вузов] / В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Новосиб. гос. пед. ун-т", ФГБОУ ВПО "Моск. пед. гос. ун-т ". - Новосибирск ; Москва : АРТА, 2011. - 254, [2] с. : граф., ил., схем., табл. - (Безопасность жизнедеятельности / науч. ред. сер.: Р. И. Айзман, С. В. Петров). - Библиогр.: с. 223-227.
12. Содержание и методика социально-медицинской работы: метод. указания к выполнению контрол. работы для специальности 040101 заочн. формы обучения/ М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Сиб. гос. технол. ун-т»; [сост.: А. В. Жарова, Т. П. Колоскова ; отв. ред. А. А. Чащина]. - Красноярск: СибГТУ, 2011. - 32 с.
13. Сократов, Н.В. Воспитание культуры здоровья у детей и подростков / Монография П.П. Тиссен, Н.В. Сократов. — 2010. – 224с.
14. Социально-медицинские аспекты ВИЧ-инфекции и проблемы ее профилактики на современном этапе: монография [Текст]/ Т. П. Колоскова, А. В. Жарова ; [ отв. ред. Л . Е. Ананьина]; М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО « Сиб. гос. технол. ун-т». - Красноярск: СибГТУ, 2010. - 201 с.
Специализированные периодические издания
15. Аксенова, В. Здоровье - главное в шкале ценностей/ В. Аксенова. - (Медицина) //Охрана труда и социальное страхование. - 2010. - N 6. - С.60-61.
16. Бесфамильная, Л.В. Концепция повышения социально-экономической эффективности страхования ответственности за качество медицинских услуг в России/ Л. В. Бесфамильная. - (Качество: национальная программа) //Стандарты и качество. - 2009. - N 9. - С.80-84.
17. ВОЗ создает Глобальную сеть. - (Санпросвет) //Вопросы социального обеспечения. - 2009. - N 15. - С.28:
18. Волонтеры уменьшили количество инфарктов. - (Санпросвет) //Вопросы социального обеспечения. - 2010. - N 15. - С.31.
19. Взаимосвязь экологии и здоровья человека. - (Санпросвет) //Вопросы социального обеспечения. - 2010. - N 13. - С.27-28.
20. Инвалидов трудоустроят. - (Социальное развитие: исполнение указаний). - (Социальная защита инвалидов) //Вопросы социального обеспечения. - 2011. - N 5. - С.5.
21. Кочелаева, М. Первый родительский шаг/ М. Кочелаева. - (Социальная политика в отношении женщин и детей): 1 родительский шаг //Вопросы социального обеспечения. - 2012. - № 11. - С.13.
22. Львова, О. В. (врач-психиатр). Аутизм. Методы реабилитации детей-инвалидов с психической патологией/ О. В. Львова, Е. В. Ермолаева. - (Социальная поддержка инвалидов): Методы реабилитации детей-инвалидов с психической патологией //Социальная работа. - 2011. - N 5. - С.46-48.
23. Организационные формы медико-социальной реабилитации пожилых и старых людей/ Л. Хорошина [и др.]. - (Теория и практика). - (Социальное обслуживание пожилых) //Вопросы социального обеспечения. - 2012. - № 2. - С.24-29.
24. Чехова, С. Пропаганда здорового образа жизни/ С. Чехова. - (Гость журнала). - (АСИ) //Вопросы социального обеспечения. - 2009. - N 18. - С.32.
25. Шевчук, Г. Социальная защита пострадавших на производстве. Тема 4. 4: Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний/ Г. Шевчук. - (Материалы для обучения): Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания: Гарантии работникам, получившим профессиональное заболевание //Библиотека инженера по охране труда. - 2010. - N 7. - С.3-15.
26. Шестакова, Е. Помоги себе сам!/ Е. Шестакова. - (Консультация) //Охрана труда и социальное страхование. - 2011. - N 6. - С.76-81. - ISSN 0131-2618
27. Шилина, Л. Окно, открытое в мир/ Людмила Шилина. - (Реабилитация) //Социальная защита. - 2013. - № 6 (252);Социономия (социальная работа). - 2013. - № 6. - С.66-69. - журнал в журнале.
28. Ящук, Е. (педагог-психолог центра «Семья»). «Открытая дверь» для «особых» детей/ Елена Ящук. - (Инвалид: о нем и для него) //Социальная защита. - 2010. - N 9 (219); Социономия (социальная работа). - 2010. - N 9. - С.5-8. - журнал в журнале.
10 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. КонсультантПлюс. Технология ПРОФ [Электронный ресурс ] : справочная правовая система : версия 4000.00.15 : [установленные банки : законодательство, судебная практика, финансовые консультации, комментарии законодательства, технические нормы и правила]. – М. : ЗАО «Консультант Плюс»,1992 – Режим доступа: локальная сеть вуза
2. Межрегиональная аналитическая роспись статей (МАРС) [Электронный ресурс]: база данных содержит аналит., библиогр. записи на статьи из отечеств. период. изданий [объединяет 192 б-ки, аналитическая роспись 1715 журн.] / Рук. проекта И. В. Крутихин ; Ассоц. регион. библ. консорциумов. – Электрон. дан.(более 300 тыс. записей).– СПб. [и др], 2001 – . – Режим доступа: http://library.sibstu.kts.ru ; http://mars.arbicon.ru
3. Университетская библиотека Online : [Электронный ресурс] : электронная библиотечная система : база данных содержит электронные учебники для вузов / ООО «Директмедиа Паблишинг». – М., 2006 – . – Режим доступа: www.biblioclub.ru.
4. Elibrary.ru : [Электронный ресурс] : электронная библиотечная система : база данных содержит сведения об отечественных книгах и периодических изданиях по науке, технологии, медицине и образованию / Рос. информ. портал. – М., 2000. – Режим доступа: http://elibrary.ru
5. Ibooks.ru : [Электронный ресурс] : электронная библиотечная система : база данных содержит электронные учебники по высшей школе / Основатель проекта А.М. Коновалов; ЗАО «Айбукс». – СПб., 2010. – Режим доступа: www.ibooks.ru.
6. Norma CS [Электронный ресурс] : справочная нормативная система : версия 1.0. 548, сетевая : База данных содержит реквизиты и тексты более 100 типов нормативно-технических документов: стандарты, нормативные, правовые, директивные и справочные документы. – М., [2007] – Режим доступа: локальная сеть биб-ки.
7. Портал «Гуманитарное образование» : [Электронный ресурс] : http://www.humanities.edu.ru/
8. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» : [Электронный ресурс] : http://school-collection.edu.ru/
9. Официальный сайт крайстата / Интернет-ресурс // http://krskstate.ru/
10. Официальный сайт Министерства социальной политики Красноярского края / Интернет-ресурс // http://szn24.ru/
11. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ / Интернет-ресурс // http://www.minzdravsoc.ru/
12. Официальный сайт ТФОМС Красноярского края / Интернет-ресурс // http://www.krasmed.ru/
13. КонсультантПлюс. Технология ПРОФ [Электронный ресурс ] : справочная правовая система : версия 4000.00.15 : [установленные банки : законодательство, судебная практика, финансовые консультации, комментарии законодательства, технические нормы и правила]. – М. : ЗАО «Консультант Плюс»,1992 – . – Режим доступа: локальная сеть вуза.
14. Портал «Гуманитарное образование» : [Электронный ресурс] : http://www.humanities.edu.ru/
15. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» : [Электронный ресурс] : http://school-collection.edu.ru/
16.Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html
17.Гражданский Кодекс РФ. 14-ФЗ от 26 января 1996 г. [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177647/
18.Федеральный закон «Об основах социального обслуживании граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ / [Электронный ресурс] : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166044;fld=134;dst=100351;rnd=0.19384026364423335
19.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ / [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166137/
20.Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/popular/zdorovia_grazhdan/
21.Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171752
22.Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года № 3186-1 [Электронный ресурс] : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169787
23.Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212 [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79374/ Федеральный портал «Российское образование» : [Электронный ресурс] : http://www.edu.ru/
24.Постановление Правительства РФ Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 года № 1662 - р от 17 ноября 2008 г. [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_90601/
25.Указ губернатора Красноярского края «Об утверждении стратегии развития Красноярского края на период до 2020» года» от 24.11.2011 № 218-уг. [Электронный ресурс] : http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW123;n=72301
11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Вид учебных занятий | Организация деятельности обучающегося |
Лекция | В ходе лекции преподаватель излагает и разъясняет основные наиболее сложные понятия темы, а так же связанные с ними теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическую работу и указания к самостоятельной работе. В ходе лекций студентам рекомендуется: - вести конспектирование учебного материала, -обращать внимание на категории и формулировки, раскрывающие содержание явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению; - задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью разъяснения спорных ситуаций. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции. Для успешного овладения дисциплиной необходимо посещать все лекции, так как их содержание взаимосвязано. В случае пропуска лекции, студент должен переписать пропущенную лекцию и ответить преподавателю на вопросы по теме лекции в часы консультаций. |
Практические занятия | Практическое занятие – это активная форма учебного процесса в вузе. При подготовке к практическому занятию студент должен изучить рекомендованную основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя. На практическом занятии студент отвечает на контрольные вопросы по темам практических занятий. |
Самостоятельная работа (изучение теоретической части курса) | Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студентов в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены при изучении дисциплины. Для самопроверки студент отвечает на вопросы для самоконтроля. |
Самостоятельная работа (реферат для студентов очной формы обучения) | Одной из форм самостоятельной работы студента является написание реферата. Темы рефератов указаны в приложении к программе. После написания реферат должен быть сдан на проверку и далее может быть возвращен на доработку. |
Самостоятельная работа (составление словаря основных терминов) | Одной из форм самостоятельной работы будущих бакалавров социальной работы является составление словаря основных терминов дисциплины. Основная функция изучения основных терминов – овладение категориально-понятийным аппаратом дисциплины. Словарь основных терминов, составляемый студентами должен состоять не только из дефиниций приведенного перечня терминов, но и указывать источник информации. |
Самостоятельная работа (контрольная работа для студентов заочной формы обучения) | Выполнение контрольной работы является обязательным элементов самостоятельной работы и условием допуска к экзамену студента заочной формы обучения. Темы контрольной работы указаны в приложении к программе. Контрольная работа предоставляется студентом преподавателю не позднее, чем за 7 дней до защиты. Защита контрольной работы проводится в сроки, установленные сессией. |
Подготовка к экзамену | Подготовка к экзамену предполагает изучение рекомендуемой литературы и других источников, конспектов лекций, ответы на контрольные вопросы по темам курса. |
12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
Операционная система Windows 7 (8).
Microsoft Word 2007.
Microsoft Power Point.
Adobe Acrobat Reader.
Электронно-библиотечная система «Лань».
13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Занятия проходят в аудиториях, оборудованных в соответствии со СНИП и правилами противопожарной безопасности. Лекционные мультимедийные классы (ауд. Ц301, Ц303, Ц211, Ц213, А207, Б322, 2/229), включающие проекционное оборудование (проектор, экран, ноутбук, колонки).
Для самостоятельной работы студентов библиотека ВУЗа, при использовании книжного фонда, электронных изданий, обеспечивает каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерных аудиториях библиотеки с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемой дисциплины. ВУЗ обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Для научно-исследовательской работы студентов по дисциплине кафедра социальной работы и социологии располагает методическим кабинетом (2/446) на 20 посадочных мест, аудиторией с мультимедийным оборудованием (2/412) на 30 посадочных мест.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева»
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(приложение к рабочей программе дисциплины)
для проведения промежуточной аттестации
по учебной дисциплине
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ
Направление подготовки
39.03.02
Направленность (профили) образовательной программы
Социальная работа в системе социальных служб
Уровень высшего образования
Бакалавриат
(программа прикладного бакалавриата)
Форма обучения
Очная, заочная
Красноярск 2017
Модуль 1
1. В чем состоит актуальность социально-медицинской деятельности в России?
2. Дайте общую характеристику форм и методов социально-медицинской работы.
3. Какова концепция социально-медицинской работы в России?
4. Охарактеризуйте базовую модель социально-медицинской работы.
5. Какова основополагающая нормативно-правовая база социально-медицинской деятельности?
6. Охарактеризуйте законодательство Российской Федерации, регламентирующее социально-медицинскую помощь.
7. Дайте характеристику формам и методам социально-медицинской помощи в зарубежных странах.
8. Дайте определение предмета социальной работы как самостоятельной социальной науки.
9. Социально-медицинская работа: основные понятия и категории. Мультидисциплинарный характер профессионального вида деятельности.
10. Цель и объекты социально-медицинской работы.
11. Принципы социально-медицинской работы: экосистемность, полимодальность, солидарность, конструктивная стимуляция, континуальность.
12. Исторический аспект становления социально-медицинской работы в России.
13. Основные положения современной отечественной концепции социально-медицинской работы.
14. Место социально-медицинской работы среди смежных видов деятельности.
15. Характеристика социально-ориентированных, медико-ориентированных и интегративных функций специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико-социальной помощи населению.
16. Особенности патогенетической и профилактической направленности социально-медицинской работы.
17. Базовая модель социально-медицинской работы как методическая основа развития нового вида профессиональной деятельности. Основные элементы базовой модели.
18. Сеть учреждений здравоохранения и социальной защиты населения как организационная основа становления и развития социально-медицинской работы в России.
19. Место и роль негосударственных учреждений и общественных организаций в становлении и развитии социально-медицинской работы.
20. Правовая нормативная база социально-медицинской работы: состояние, проблемы, перспективы.
21. Особенности медико-социальной помощи и социально-медицинской работы в Великобритании, Скандинавских странах, Германии, США.
22. Объем гарантированных государством социально-медицинских услуг.
Модуль 2:
1. Каково содержание социально-медицинской деятельности в системе социальной защиты населения?
2. Каковы основные направления и содержание медико-социальной работы в учреждениях здравоохранения?
3. Охарактеризуйте объекты, содержание и методы социально-медицинской работы в учреждениях образования.
4. Содержание и методика социально-медицинской работы в стационарных учреждениях социального обслуживания: пансионатах, домах-интернатах различного профиля, специализированных санаториях, домах сестринского ухода, геронтологических центрах, социально-реабилитационных центрах.
5. Содержание и методика социально-медицинской работы в полустационарных социальных учреждениях: отделениях дневного или ночного пребывания муниципальных центров социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
6. Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях социального обслуживания на дому: комплексных центрах социального обслуживания населения, территориальных центрах социальной помощи семье и детям, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
7. Содержание и методика социально-медицинской работы в общеобразовательных учреждениях.
8. Содержание и методика социально-медицинской работы в специализированных образовательных учреждениях.
9. Основные положение Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».
10. Охарактеризуйте принципы и содержание реабилитационного процесса.
11. Основные положения Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
12. Основные положения Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Модуль 3:
1. Каковы роль и функции социальных служб в системе охраны материнства и детства, деятельности центров планирования семьи и репродукции
2. Охарактеризуйте направления и формы социально-медицинской работы с детьми и подростками девиантного поведения.
3. Каковы технологии социально-медицинской работы с наркологическими больными?
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ
Направление подготовки
39.03.02
Направленность (профиль) образовательной программы
Социальная работа в системе социальных служб
Уровень высшего образования
Бакалавриат
(программа прикладного бакалавриата )
Форма обучения
очная, заочная
Красноярск 2017
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа в системе социальных служб (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2016 № 8.
Разработчики рабочей программы дисциплины:
Канд. мед. наук, доцент | Алла Викторовна Жарова | |
подпись |
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на заседании кафедры
от « » 20 г. протокол №
учёная степень, учёное звание, должность | подпись | имя, отчество, фамилия |
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на заседании методической комиссии института
от « » 20 г. протокол №
учёная степень, учёное звание, должность | подпись | имя, отчество, фамилия |
Актуализация содержания рабочей программы Содержание и методика социально-медицинской работы
Внесены изменения согласно протокола заседания методической комиссии института
№ от 20 г.
Внесены изменения согласно протокола заседания методической комиссии института
№ от 20 г.
Внесены изменения согласно протокола заседания методической комиссии института
№ от 20 г.
Внесены изменения согласно протокола заседания методической комиссии института
№ от 20 г.
Внесены изменения согласно протокола заседания методической комиссии института
№ от 20 г.
Оглавление
1. Цель и задачи изучения дисциплины....................................................................................... 4
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы...................................................................... 4
3. Место дисциплины в структуре ОПОП................................................................................... 5
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.......................................................................... 5
5. Содержание дисциплины................................................................................................................ 6
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине......................................................................................................................................... 15
7. Образовательные технологии....................................................................................................... 17
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.............................................................................................................................................................. 18
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины........................................................................................................................................ 18
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины....................................................................................................................... 20
11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины................................. 21
12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине................................................................................................................... 23
13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине................................................................................................................... 23
АННОТАЦИЯ
Рабочей программы дисциплины
Содержание и методика социально-медицинской работы
Направление подготовки | 39.03.02 Социальная работа |
Направленность (профиль) | Социальная работа в системе социальных служб |
Объем дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины:
сформировать у студентов систему знаний о социально-медицинской деятельности как отдельном направлении социальной работы, ее нормативно-правовом обеспечении, раскрыть содержание методик социально-медицинской работы с различными группами населения в учреждениях разного типа.
Задачи изучения дисциплины:
- ознакомиться с концепцией и базовой моделью социально-медицинской работы;
- изучить нормативно-правовые основы и зарубежный опыт социально-медицинской работы;
- изучить формы и методы социально-медицинской работы в учреждениях разного типа;
- овладеть технологиями социально-медицинской работы с различными группами населения.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы |
ОК-9 | способность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | Знать: - принципы организации первой медицинской помощи (ПМП) при стихийных бедствиях, социальных и технических катастрофах, внезапных заболеваниях и несчастных случаях; - характеристику угрожающих жизни состояний. Уметь - организовать деятельность по оказанию ПМП; - выбирать технологии активизации потенциала человека с целью улучшения условий его жизнедеятельности и индивидуального благосостояния Владеть: - культурологическими и медико-социальными основами организации ПМП; - навыками применения этических принципов при организации ПМП; - навыками организационной деятельности и работы в команде. |
ОПК-3 | способность использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | Знать: - современную концепцию и базовую модель отечественной социально-медицинской работы; - организацию социально-медицинской работы; - функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико-социальной помощи населению; - нормативно-правовую базу социально-медицинской работы; - зарубежный опыт социально-медицинской работы; - особенности инновационных процессов при реализации социально-медицинской работы. Уметь: - анализировать и оценивать социально-медицинские проблемы различных групп населения; - определять цель и задачи социально-медицинской работы с различными категориями населения; - применять технологии социально-медицинской работы с лицами, страдающими психическими, онкологическими, инфекционными заболеваниями, инвалидами, военнослужащими, лицами, заключенными под стражу, отбывающими наказание в местах лишения свободы; - осуществлять социально-медицинскую работу в организациях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения. Владеть: - категориями комплексного подхода при осуществлении социально-медицинской работы; - технологиями социально-медицинской работы с различными категориями населения; - навыками координатора в решении проблем гражданина, связанных со здоровьем; - навыками нормативно-правового обоснования применения различных технологий социально-медицинской работы. |
Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы» входит в вариативную часть (дисциплины по выбору студента) Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы высшего образования (Б1.ДВ4.1). Данный курс связан со знаниями и умениями, приобретенными студентами при изучении дисциплин «Технология социальной работы», «Психология социальной работы», «Основы социальной медицины».
Дисциплина обеспечивает знания студентами концепции и нормативно-правового регулирования, организации и содержания социально-медицинской работы с населением, форм и методов поддержания высокого качества жизни населения, связанного со здоровьем.
Краткое содержание дисциплины
Теоретические основы социально-медицинской работы. Содержание и методика социально медицинской работы в учреждениях разного типа. Особенности социально-медицинской работы с различными группами населения.
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
1. Цель и задачи дисциплины
1.1 Цель изучения дисциплины:
сформировать у студентов систему знаний о социально-медицинской деятельности как отдельном направлении социальной работы, ее нормативно-правовом обеспечении, раскрыть содержание методик социально-медицинской работы с различными группами населения в учреждениях разного типа.
1.2 Задачи изучения дисциплины:
- ознакомить с концепцией и базовой моделью социально-медицинской работы;
- изучить нормативно-правовые основы и зарубежный опыт социально-медицинской работы;
- изучить формы и методы социально-медицинской работы в учреждениях разного типа;
- овладеть технологиями социально-медицинской работы с различными группами населения.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы |
ОК-9 | способность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | Знать: - принципы организации первой медицинской помощи (ПМП) при стихийных бедствиях, социальных и технических катастрофах, внезапных заболеваниях и несчастных случаях; - характеристику угрожающих жизни состояний. Уметь - организовать деятельность по оказанию ПМП; - выбирать технологии активизации потенциала человека с целью улучшения условий его жизнедеятельности и индивидуального благосостояния Владеть: - культурологическими и медико-социальными основами организации ПМП; - навыками применения этических принципов при организации ПМП; - навыками организационной деятельности и работы в команде. |
ОПК-3 | способность использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | Знать: - современную концепцию и базовую модель отечественной социально-медицинской работы; - организацию социально-медицинской работы; - функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико-социальной помощи населению; - нормативно-правовую базу социально-медицинской работы; - зарубежный опыт социально-медицинской работы; - особенности инновационных процессов при реализации социально-медицинской работы. Уметь: - анализировать и оценивать социально-медицинские проблемы различных групп населения; - определять цель и задачи социально-медицинской работы с различными категориями населения; - применять технологии социально-медицинской работы с лицами, страдающими психическими, онкологическими, инфекционными заболеваниями, инвалидами, военнослужащими, лицами, заключенными под стражу, отбывающими наказание в местах лишения свободы; - осуществлять социально-медицинскую работу в организациях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения. Владеть: - категориями комплексного подхода при осуществлении социально-медицинской работы; - технологиями социально-медицинской работы с различными категориями населения; - навыками координатора в решении проблем гражданина, связанных со здоровьем; - навыками нормативно-правового обоснования применения различных технологий социально-медицинской работы. |
3. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы» входит в вариативную часть (дисциплины по выбору студента) Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы высшего образования (Б1.ДВ4.1). Данный курс связан со знаниями и умениями, приобретенными студентами при изучении дисциплин «Технология социальной работы», «Психология социальной работы», «Основы социальной медицины».
Дисциплина обеспечивает знания студентами концепции и нормативно-правового регулирования, организации и содержания социально-медицинской работы с населением, форм и методов поддержания высокого качества жизни населения, связанного со здоровьем.
Краткое содержание дисциплины
Теоретические основы социально-медицинской работы. Содержание и методика социально медицинской работы в учреждениях разного типа. Особенности социально-медицинской работы с различными группами населения.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
а) очная форма
Вид учебной работы | Всего, зачетных единиц (акад.часов) | Семестр |
8 | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 3 /1 08 | 3 /1 08 |
Контактная работа с преподавателем: | 1,7/60 | 1,7/60 |
занятия лекционного типа | 0,7/24 | 0,7/24 |
занятия семинарского типа | 1/36 | 1/36 |
в том числе: семинары | ||
практические занятия | 1/36 | 1/36 |
практикумы | ||
лабораторные работы | ||
другие виды контактной работы | ||
в том числе: курсовое проектирование | ||
групповые консультации | ||
индивидуальные консультации | ||
иные виды внеаудиторной контактной работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1,3/48 | 1,3/48 |
изучение теоретического курса (ТО) | 0,7 /28 | 0,7 /28 |
расчетно-графические работы (РГР) | ||
реферат, эссе (Р) | 0,3/10 | 0,3/10 |
курсовое проектирование (КР/КП) | ||
контрольные работы (Кн.р) | ||
другие виды самостоятельной работы: | 0,3/10 | 0,3/10 |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен |
б) заочная форма
Вид учебной работы | Всего, зачетных единиц (акад.часов) |
Семестр
5. Содержание дисциплины
а) очная форма
№ | Модули и темы дисциплины | Занятия лекционного типа, (акад.часов)
| Занятия семинарского типа, (акад.часов) | Самостоятельная работа, (акад.часов)
| Формируемые компетенции | |
Семинары и/или практические занятия | Лабораторные работы | |||||
Модуль I | ||||||
1 | Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ | ОК-9 ОПК-3
| ||||
1.1 | Социально-медицинская работа как вид профессиональной деятельности | 2 | 3 | 4 | ||
1.2 | Концепция и базовая модель социально-медицинской работы в современной России | 2 | 3 | 4 | ||
1.3 | Нормативно-правовая и организационная база социально-медицинской работы в России | 2 | 3 | 4 | ||
1.4 | Особенности организации медико-социальной помощи в зарубежных странах. | 2 | 3 | 4 | ||
Модуль II | ||||||
2 | Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ В ОРГНАИЗАЦИЯХ РАЗНОГО ТИПА | ОК-9 ОПК-3
| ||||
2.1 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях социального обслуживания населения | 2 | 3 | 4 | ||
2.2 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях здравоохранения | 2 | 3 | 4 | ||
2.3 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях образования | 2 | 3 | 4 | ||
2.4 | Социально-медицинская работа в сфере охраны материнства и детства | 2 | 3 | 4 | ||
Модуль III | ||||||
3 | Раздел 3. СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ | ОК-9 ОПК-3
| ||||
3.1 | Социально-медицинская работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями | 2 | 3 | 4 | ||
3.2 | Социально-медицинская работа с лицами, страдающими зависимостью от психоактивных веществ | 2 | 3 | 4 | ||
3.3 | Социально-медицинская работа с онкологическими больными | 2 | 3 | 4 | ||
3.4 | Социально-медицинская работа с инфекционными больными | 2 | 3 | 4 | ||
Итого | 24 | 36 | 48 |
б) заочная форма
№ | Модули и темы дисциплины | Занятия лекционного типа, (акад.часов)
| Занятия семинарского типа, (акад.часов) | Самостоятельная работа, (акад.часов)
| Формируемые компетенции | |
Семинары и/или практические занятия | Лабораторные работы | |||||
Модуль I | ||||||
1 | Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ | ОК-9 ОПК-3
| ||||
1.1 | Социально-медицинская работа как вид профессиональной деятельности | 0,5 | 0,5 | 6 | ||
1.2 | Концепция и базовая модель социально-медицинской работы в современной России | 0,5 | 0,5 | 8 | ||
1.3 | Нормативно-правовая и организационная база социально-медицинской работы в России | 0,5 | 0,5 | 8 | ||
1.4 | Особенности организации медико-социальной помощи в зарубежных странах. | 0,5 | 0,5 | 8 | ||
Модуль II | ||||||
2 | Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ В ОРГНАИЗАЦИЯХ РАЗНОГО ТИПА | ОК-9 ОПК-3
| ||||
2.1 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях социального обслуживания населения | 0,5 | 1 | 8 | ||
2.2 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях здравоохранения | 0,5 | 1 | 8 | ||
2.3 | Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях образования | 0,5 | 1 | 8 | ||
2.4 | Социально-медицинская работа в сфере охраны материнства и детства | 0,5 | 1 | 8 | ||
Модуль III | ||||||
3 | Раздел 3. СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ | ОК-9 ОПК-3
| ||||
3.1 | Социально-медицинская работа с лицами, страдающими психическими заболеваниями | 0,5 | 1 | 8 | ||
3.2 | Социально-медицинская работа с лицами, страдающими зависимостью от психоактивных веществ | 0,5 | 1 | 8 | ||
3.3 | Социально-медицинская работа с онкологическими больными | 0,5 | 1 | 8 | ||
3.4 | Социально-медицинская работа с инфекционными больными | 0,5 | 1 | 8 | ||
Итого | 6 | 10 | 92 |
Занятия лекционного типа
Учебным планом предусмотрены лекционные занятия по следующим темам
Тема 1.1 Социально-медицинская работа как вид профессиональной деятельности. Отечественный исторический опыт социально-медицинской работы
Социально-медицинская работа как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Принципы деятельности: экосистемность, полимодальность, солидарность, конструктивная стимуляция, континуальность. Медико-социальная направленность как характерная черта длительного процесса становления социальной работы в современном профессиональном ее понимании. 1990-е годы - период становления социально-медицинской работы как профессионального вида деятельности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 297.