Он ушел из жизни в 1983 году. Его учение было признано в самый короткий срок. К сожалению, мы уже знаем, что только смерть подчас заставляет взглянуть на человека, на дело его жизни по-иному. Ценность взглядов Иванова в том, что это не скороспелый плод, а много раз проверенный и выстраданный.
Излагая правила "Детки", П. К. Иванов написал: "Мне скоро исполнится 85 лет. Пятьдесят из них я отдал практическому поиску путей здоровой жизни. Для этого я каждодневно испытываю на себе различные качества природы, особенно суровые стороны ее. Я полон желания весь свой опыт передать нашей молодежи... Это - мой подарок им".
Учение Порфирия Корнеевича Иванова сводится к практическому выполнению следующих правил.
"Детка"
"Детка, ты полон желания принести пользу народу. Для этого постарайся быть здоровым. Сердечная просьба к тебе: прими от меня несколько советов, чтобы укрепить свое здоровье.
1. Два раза в день купайся в холодной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся, где можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным.
2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно попроси себе и всем людям здоровья.
3. Не употребляй алкоголя и не кури.
4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держись хотя бы сутки.
5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.
6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.
7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье - здоровайся со всеми.
8. Помогай людям, .чем можешь, особенно бедному больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душою и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу мира!
9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.
10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.
11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал - хорошо. Но самое главное делай!
12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.
Я прошу, я умоляю всех людей: становитесь и занимайте свое место в Природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом в Природе, себе на благо, чтобы тебе было легко".
Литература
Агаджанян Н., Катков А. Резервы нашего организма. – М., 1982.
Айрапетов С. Г. Здоровье, эмоции, красота. - М., 1977.
Амосов Н. М. Раздумье о здоровье. - М., 1978.
Апарин В. Е. Физкультура для среднего и пожилого возраста. - М., 1968.
Берман Э. Р. Общеразвивающие упражнения. - М., 1967.
Бирюков А. А. Баня и массаж. - Мн., 1989.
Букалов М. М., Янанис С. В. Гигиеническая гимнастика и закаливание. - М., 1965.
Бураго Л. И. Гимнастика для лиц среднего и пожилого возраста. – М., 1973.
Добровольский В. К. Физическая культура и здоровье. - М., 1972.
Журавлев Е. П. Секреты здоровья. - М., 1977.
Жужиков В. 650 гимнастических упражнений. - М., 1970.
Иванченко И. Тайны русского закала. - М., 1985.
Калгушкин А. Н. Целебный холод воды. - М., 1988.
Кафанова Л. П., Решетников Г. С. Полнота – твой враг. - М., 1975.
Кафанова Л. П. Путевка в долголетие. – 1975.
Косицкая И. П. Искусство быть здоровым. – М., 1977.
Краймский В. Я. Воздух закаливает и лечит. - М., 1973.
Кривенков С. Твое здоровье в твоих руках. - М., 1973.
Кудрявцев В. Физическое совершенство. - М., 1974.
Кузьмин Н. И. Гармоническое развитие человека. - М., 1973.
Коколевский Г. М. Гигиена физкультурника. - М., 1971.
Купер Кеннет. Новая аэробика. - М., 1976.
Купер Кеннет. Аэробика для хорошего самочувствия. - М., 1989.
Леви В. Искусство быть собой. - М., 1973.
Ловицкая И. Упражнения на расслабление мышц. - М., 1969.
Ловицкая И. Меридиан жизни / Под ред. Круглого М. М. - Саратов, 1972.
Микулин А. А. Активное долголетие. - М., 1977.
Мокиенко Н. Н. Родник здоровья. - М., 1968.
Найдин В. Л. Десять тысяч шагов к здоровью. - М., 1978.
Найдин В. Л. Наш друг - бег. - М., 1976.
Пальмова С. А. Бодрость и здоровье. - М., 1974.
Пилс-Самкова Г. Всегда в хорошей форме. - М., 1975.
Жбанков Р. Г., Приходченко К. М., Полищук С. А. Закаливание холодом. - Мн., 1980.
Решетников Г. С. Ваши мышцы. - М., 1977.
Рубцов А..Т. Уроки общей физической подготовки для женщин. - М., 1971.
Саркизов-Серазини И. М. Путь к здоровью, силе и долгой жизни. - М., 1987.
Саркизов-Серазини И. М. Физическая культура в пожилом возрасте. - М., 1962.
Саркизов-Серазини И. М. Источник жизни. - М., 1968.
Саркизов-Серазини И. М. Человек должен быть здоровым. - М., 1964.
Семенов Л. П. Советы тренерам. - М., 1980.
Смоленский В. М. Внимание: и раз, и два... - М., 1974.
Спиридонов Н. И. Самовнушение, движение, сон, здоровье. – М., 1976.
Спиридонов Н. И. Тысяча советов на здоровье. – М., 1971.
Хамзин Х. Х. Правильная осанка. – М., 1972.
Шенкман С. Мы – мужчины. – М., 1977.
Шефер И. В. Эликсир бодрости. – М., 1980.
Урок 4
Я люблю
На этом уроке ты: · стараешься глубже осознать значимость любви и уважения к людям. Основные понятия темы: · нравственные нормы; · доброта; · любовь; · уважение. Пометки на полях: Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь и не глядит – а все видит! Русские пословицы А теперь прибывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. I Кор. 13:13 Любовь - одно из тех страданий, которые невозможно скрывать; одного слова, одного неосторожного взгляда и даже молчания достаточно, чтобы выдать его. П. Абеляр. Абеляр, Пьер (1079-1142) – французский философ. Какого человека мы называем добрым? Продолжи фразу: "Добрый человек – это такой человек, который..." Чем больше любишь, тем больше страдаешь. А. Амнель. Амнель, Анри Фредерик (1821-1881) – швейцарский писатель. Разлука для любви - это ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Р. Бюсси-Рабютен. Бюсси-Рабютен, Роже (1618-1693) – французский военный деятель, писатель. Лишь в восторгах любви ощущают счастье существования и, прижимая губы к губам, обмениваются душами. К. Гельвеций. Гельвеций, Клод Адриан (1715-1771) – французский философ. Любить - значит перестать сравнивать. Б. Грассе. Грассе, Бернар (1881-1955) – французский писатель. Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца. В. Гюго. Гюго, Виктор Мари (1802-1885) – французский писатель. Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид. Демокрит. Демокрит (460-370 до н. э.) – древнегреческий философ. Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, сомневаешься во всем. Г. Колетт. Коллет, Габриэль Сидони (1873-1954) – французская писательница. Любовь - это казна счастья: чем больше она дает, тем больше получает. В. Мюллер. Мюллер, Вильгельм (1794-1827) – немецкий поэт и прозаик. Жизнь заключается в любви. Она начинается любовью к матери, длится любовью к женщине, детям, делу, которому посвятил себя, и заканчивается любовью к самой жизни, из которой жалко уходить. Но только с любовью к женщине рождаются красивые дети, творятся великие дела и не пропадает желание жить. Достоин восхищения великий дар любви. Э. Севрус Севрус (Борохов) Эдуард Александрович (р. 1948) – русский литератор. Если хочешь, чтоб тебя любили, - люби. Сенека. Сенека (Младший), Луций Анней (4 до н. э. – 65 н. э.) – римский писатель, философ. Быть любимым - это больше, чем быть богатым, ибо быть любимым - значит быть счастливым. К. Тилье. Тилье, Клод (1801 1844) – французский писатель. Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу. Д. Юм. Юм, Давид (1711-1776) – английский философ, экономист. | Возможно ли проявление доброты без любви к окружающему миру и людям? Сколько раз в день ты произносишь: "Я люблю..."? Интересно, какое количество страниц ты исписал бы в тетради, перечисляя все то, что ты любишь? Однако мы ведем речь о правилах нравственности, определяющих отношения между людьми. Насколько длинен будет список людей, которых ты уважаешь и любишь? Поиграем в детскую игру: "Я знаю пять деревьев: береза - раз, клен - два и т. д.". Назови число людей, которых ты любишь: "Мама - раз..." А можешь ли ты сосчитать число людей, которые любят тебя? А хотелось бы тебе, чтобы и тех и других было больше? Любовь - это и чувство, и состояние человека, и величайшая нравственная ценность. Ты уже встретился или обязательно встретишься с романтической любовью. Отношения между людьми, построенные на любви, порождают теплоту и душевность, заботу и ласку. Любовь лечит физические и духовные недуги. Особенность любви такова, что она, как животворный источник, щедро одаривает не только других, но и самого человека, испытывающего ее. Она воодушевляет, возвышает и окрыляет человека, делает мир вокруг ярче и прекраснее. Значимость любви к людям отметил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Однажды его спросили: - Какой самый главный момент в жизни человека? - Настоящий момент, - ответил писатель. - Какой человек в жизни самый главный? - Тот, с кем вы общаетесь в настоящий момент. - А какое дело самое главное в жизни? - Находиться с человеком, с которым вы общаетесь в данный момент, в любви! А как же завоевывать любовь и уважение, и как учиться дарить их другим? Л. Н. Толстой дает следующий совет: "Самый лучший человек тот, кто живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший - кто живет чужими мыслями и своими чувствами". Значит, любовь, в первую очередь, связана с умением СОРАДОВАТЬСЯ и СОСТРАДАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ и СОПЕРЕЖИВАТЬ, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. "Душа - всему мера", "Душа - заветное дело", - подсказывают русские пословицы. А старая истина гласит: "Единство в главном, разногласия в неглавном и во всем - любовь". Доброе и уважительное отношение к людям исходит от внутреннего чувства, которое воспитывается постепенно. Поразмыслим над этим. Любовь эстетизирует половое влечение, мощную силу инстинкта продолжения рода, "безумие" "низших" чувств. Она укрывает тайну зачатия благоухающими цветами, возносит земные чувства к бесконечности космоса. Все, к чему прикасается любовь, обретает особую, чарующую силу, становится нежнее, совершеннее, прекраснее. Любовь совершенствует и дополняет творчество самой природы. Любовь - это самое утонченное, самое хрупкое творение психической жизни человека. Нет ничего более убийственного для нее, чем грубость слов, резкость интонаций, властная безаппеляционность взглядов, банальность прозы жизни. Как психическое явление чувство любви как бы создано с помощью тончайших "инструментов" сознания. В его природе чувствуется блеск бриллианта и прозрачность фарфора. Иногда малейшее неосторожное движение оказывается губительным для него. Надо беречь "блеск" и "прозрачность" любви и красоты: они так ранимы... Примечания для учителя Хорошее здоровье - это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье - это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Человек может двигаться к доброму здоровью, будучи практически здоровым или даже инвалидом. Доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки. В нем всему есть место. Это чувство любви к самому себе с достоинством и уважением. Объясните учащимся, что они будут играть в игру "Остров Мечты". Скажите им, что это игра, в которой сбывается мечта любого человека. Однако, каждый ученик должен выбрать только одну мечту из предлагаемого списка: Здоровье, Богатство, Слава, Любовь, Дружба и Семья. Напишите эти слова в виде заголовков колонок на доске. Работа должна проходить в быстром темпе. Спросите ученика "Твоя мечта?". Дайте ему всего лишь несколько секунд на ответ и спрашивайте следующего. Помечайте ответы школьников в соответствующих колонках на доске. После того как опрошены будут все, попросите некоторых из них объяснить свой выбор. Спросите, почему они не выбрали что-либо другое, в частности, здоровье. Пусть ученики обсудят как те решения, касательно их здоровья, которые они принимают теперь, скажутся в ближайшем и отдаленном будущем, скажутся в большой степени на их мечтах и жизненных целях. Две модели состояния влюбленности Чувство любви рождается при наличии особого душевного состояния, которое называют влюбленностью. В чем же особенность такого состояния? Можно вести речь о двух, по крайней мере, "моделях" поведения влюбленного. Первую условно назовем "вдохновение": человек испытывает прилив интеллектуальных и творческих сил, активно реализует свои потенциалы, превосходя самого себя. Другая "модель" поведения влюбленного – "заторможенность". Для нее характерны спад сил, ограничение потребностей и интересов личности в плоскости "я и любимый человек", некоторое притупление интеллекта и эмоций. Ощущение, восприятие, память, внимание, мышление и воображение – все познавательно-творческие процессы протекают почти у каждого влюбленного не так, как обычно, нередко дают даже искаженную информацию о внешней среде и внутреннем мире человека. Эти процессы проявляются как бы в новом диапазоне, что, по-видимому, связано с подключением таких пластов психики, которые обычно не функционируют или функционируют крайне редко. Если поведение влюбленного соответствует типу "вдохновение", все виды ощущений активизированы и посылают в мозг более мощные, чем обычно, нервные импульсы. Прежде всего они связаны с любимым человеком, однако общее состояние накладывает отпечаток на все реакции влюбленного: многое он чувствует обостренно, повышаются его реактивность, впечатлительность. Восприятие формирует яркие образы действительности, поэтому часто образ любимого человека идеализируется, влюбленные люди очень впечатлительны и легко ранимы. Память действует активно, влюбленный охотно заучивает или припоминает стихи, рассказывает истории из своей жизни. Внимание хорошо контролирует все его поступки, речь, поэтому такие влюбленные часто предупредительны, галантны, наблюдательны. Воображение становится ярким, образным, влюбленный блещет остроумием и находчивостью. Иначе проявляются познавательные психические процессы, если имеем дело с "моделью заторможенности". Они также действуют в нетипичном диапазоне, но находятся в подавленном пассивном состоянии. Мышление сосредоточено на информации, преимущественно относящейся к любимому человеку и взаимодействию с ним, потому влюбленный мыслит, как правило, некритически, игнорирует доводы разума, советы со стороны (старинная поговорка гласит: "Невозможно любить и быть умным"). Состояние влюбленности для рассматриваемого типа человека - наиболее благоприятная почва для самообмана. Память фиксирует самые незначительные явления, относящиеся к объекту любви и к переживаемым личностью состояниям, в то же время плохо воспроизводятся многие события прошлого. Вот почему такой влюбленный живет лишь настоящим, нередко пренебрегает личным опытом, усвоенными нормами, собственными принципами. Работа с родителями Подростки, на которых рассчитана данная программа (возраст – 15лет) представляют собой проблему для родителей и учителей. Именно в этом возрасте дети начинают подчеркивать свою независимость от родителей, начинают больше значения придавать своим друзьям и начинают осознавать себя в качестве социально значимой единицы. Именно эта растущая независимость и может представлять трудность для родителей, особенно в такой сложной области, как вопросы полового воспитания и повседневные проблемы общего здоровья. Родители могут задаваться вопросом, всего ли удалось достичь, к чему они стремились, особенно в доведении до ребенка нравственных норм, убеждений и своих надежд в сфере отношений полов. Они могут беспокоиться все ли знает ребенок из того, что ему положено знать для принятия разумных решений. Они могут волноваться, сумеет ли их ребенок противостоять нажиму со стороны сверстников, направленному на то, чтобы побудить их ребенка действовать в противоречии с их родительским ожиданием. Их может охватывать двойственное чувство, отношение к подростку как к своему ребенку и одновременно признание того факта, что он взрослеет. Школа может оказать большую помощь родителям на этом этапе развития их детей. Она должна помнить, что: - родители нуждаются в информации по вопросам взаимоотношений полов. Школы не должны полагать, будто бы родители знают все, что необходимо знать для того, чтобы помочь своим детям разобраться в этих вопросах. - многие родители стесняются обсуждать со своими детьми вопросы, имеющие отношение к сексуальности. - родители могут не знать или беспокоиться о том, что преподается детям в школе, особенно по темам, которые, как им кажется, являются темами особенно интимного свойства. - следует поощрять стремление родителей к открытости в общении со школой, с тем, чтобы на любые свои вопросы относительно того, что преподается, они получали исчерпывающий и своевременный ответ. - помимо всего прочего родители являются главным примером для своих детей и решающим фактором в социальном, нравственном и эмоциональном развитии учащихся, с которыми учителя ведут повседневную работу. Это означает, что школа и семья должны стремиться наладить тесное взаимодействие в вопросах полового воспитания. Школы должны проводить следующую работу с родителями: - организовывать обучающие семинары для родителей, чтобы обеспечить их информацией и навыками, необходимыми им для эффективного просвещения их детей в вопросах отношений полов. - разрабатывать такие виды домашних заданий, которые предполагают беседу детей со своими родителями на темы полового воспитания. - при рассылке родителям информационных писем часть их должна быть посвящена тому, какие темы полового воспитания обсуждаются в настоящее время в классе и указаниям, какая информация и источники (книги, например) могли бы быть им полезны. - информировать родителей, какие имеются источники, где родители могли бы почерпнуть необходимую информацию и получить нужную консультацию. - проводить работу с руководителями местных общественных организаций (например, с руководителями религиозных общин, лидерами молодежных организаций), которые заинтересованы в установлении сотрудничества в области контактов с родителями. - разрабатывать совместные обучающие программы для учащихся и их родителей, с тем, чтобы они могли обмениваться информацией и поддерживать открытость общения в семье. Задания и упражнения I. Опиши (устно или письменно) действия людей, которые хотят показать, что они тебя любят, хорошо к тебе относятся. II. Подумай и назови, в чем заключается разница между похожими действиями людей, совершаемыми из чувства любви и по другой причине, например, из-за страха или ложного чувства долга и др. III. Закончи предложения: Я могу показать, что я люблю себя, тем, что... Я показываю маме, что люблю ее, тем, что я... Я могу показывать папе, что забочусь о нем, когда я... Я хочу, чтобы мой друг (подруга) знал(а), что я забочусь о нем (о ней). Поэтому я... Я могу показать уважение к взрослым людям тем, что... Я часто стараюсь придерживать входные двери, потому что... IV. Христианское понимание любви к людям изложено в Новом Завете Библии. Объясни и попробуй привести свои аргументы "за" или "против" известных постулатов библейского текста: Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (I Кор. 13:4-7). V. Как бы ты закончил предложение: "Любовь никогда не перестает..." (Окончание предложения ты найдешь там же, в тексте Нового Завета). VI. Докажи своими примерами известное утверждение: "Любовь творит чудеса!" VII. Следующие задания можно объединить словом "Предположим..." 1. Предположим, что ты сможешь получить 1 млн. долларов. Чем ты готов пожертвовать ради него? 2. Предположим, что ты очень нуждаешься в любви и признании со стороны какого-либо человека. Какую цену ты готов за это заплатить, чем пожертвовать? 3. Предположим, что все люди твоего города, твоей страны, всего мира начинают любить друг друга... Придумай историю, которая так начинается. VIII. В чем, на твой взгляд, заключается разница между словами "добрый" и "добренький"? |
Домашнее чтение
Роберт Бернс
В полях, под снегом и дождем,
Мой милый друг,
Мой бедный друг,
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг,
От зимних вьюг.
А если мука суждена
Тебе судьбой,
Тебе судьбой,
Готов я скорбь твою до дна
Делить с тобой,
Делить с тобой.
Пускай сойду я в мрачный дол
Где ночь кругом,
Где тьма кругом, -
Во тьме я солнце бы нашел
С тобой вдвоем,
С тобой вдвоем.
И если б дали мне в удел
Весь шар земной,
Весь шар земной,
С каким бы счастьем я владел
Тобой одной,
Тобой одной.
Сергей Есенин
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
В первый раз я запел про любовь.
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад.
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут.
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан.
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Литература:
Ананьев Е. Г. Человек как предмет познания. - Л: Изд. ЛГУ, 1959.
Андреева Л. С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи. // Вопр. философии. – 1980. - №2. – с. 135-143.
Антонов А. И. Социология рождаемости (теоретические и методологические проблемы). - М.: Статистика, 1980.
Антонов А. Н. Подготовка девочки к материнству. – Л., 1929.
Бабичев В. В. Нейроэндокринология пола. - М.: Наука, 1981.
Бельская Г. Откуда берутся плохие жены? // Лит. газета. –1977. - №36.
Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
Бернштам Т. А. Девушка-невеста и предбрачная обрядность в Поморье в XIX - начале XX века / Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. - Л.: Наука, 1977. с. 49-71.
Братусь Б. C. Аномалия личности. - М.: Мысль, 1988.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: МГУ, 1984.
Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопр. психол. – 1988. - №5. – с. 27-37.
Вишневский A. Г. Воспроизводство населения и общество. - М.: Финансы и статистика, 1982.
Властовский В. Г. Акселерация роста и развитие детей. - М.: Изд. МГУ, 1976.
Вундер Н. А. Эндокринология пола. - М. Наука, 1980.
Геодакян В. А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. - 1965. - №1. - с. 105-112.
Гозман Л. Я. О возможности социально-психологического исследования любви / Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1979, с. 89-97.
Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - Л.: Наука, 1984.
Дзарасова И. В., Медков В. М. Репродуктивное поведение семьи / Семья и дети. Под ред. А. И. Антонова. - М: Изд. МГУ, 1982, с. 6-16.
Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. - Л., 1988.
Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - Л.: Медицина, 1986.
Ишлондский Н. Е. Любовь. Общество. Культура. - Берлин, 1924.
Кон И. С. Дружба.. Этико-психологический очерк. - М.: Политиздат, 1987.
Кон И. С. Половая мораль в свете социологии / Советская педагогика. - 1966. - №12. - с. 64-77.
Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психологии. – 1981. - №2. - с. 47-57.
Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982.
Кон И. С. Этнография детства. Историографический очерк / Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Под ред. И. С. Кона. - М., 1983.
Кон И.С. В поисках себя (личность и ее самовоспитание). - М.: Политиздат, 1984.
Корольков А. А., Петленко В. П. Норма как закономерное явление. / Философские социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. Под ред. Г. И. Царегородцева. - М.: Медицина, 1975, с. 22-47.
Латышев И. А. Семейная жизнь японцев. – М.: Наука, 1985.
Леонтьев А. К. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
Лисицын Ю. П. Здоровье населения и современные теории медицины. - M.: Медицина, 1982.
Любит – не любит. - М., 1969.
Макаренко А. С. Книга для родителей. Сочинения в 7 томах. - М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1957, т. 4.
Рюриков Ю. Б. Три влечения. Любовь, ее вчера, сегодня, и завтра. - М., 1968.
Рюриков Ю. Б. Трудность счастья: любовь и молодая семья. – М., 1977.
Семенов B. C. Происхождение семьи и брака. - М.: Мысль, 1974.
Семенов Д. С. Образы брака и любви в молодежных журналах / Молодежь. Образование. Воспитание, профессиональная деятельность. – Л.: Наука, 1973. с. 164-170.
Тылкина С. П. Беседы о любви. - М.: 1962.
Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. 2 изд. - М.: Мысль, 1979.
Урок 5
Нормы права и правонарушения*
На этом уроке ты: · знакомишься с понятиями "правонарушение", "проступок", "вина"; · размышляешь о причинах правонарушений; · учишься анализировать свои и чужие поступки с точки зрения правомерного поведения; · осмысливаешь понятие "юридическая ответственность"; · сравниваешь формы юридической ответственности на примерах древних и современных правовых норм; Основные понятия темы: · правонарушение; · проступок; · преступление; · вина; · юридическая ответственность; · цели наказания; · справедливость. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ - человек, способный на правонарушение. Потенциал - совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо УНИКАЛЬНОСТЬ – неповторимость, неодинаковость взглядов, вкусов, поступков. Свойства характера и качества личности, которые приводят к правонарушениям: · легкомыслие, · самонадеянность, · неуважение к закону, · неуважение к другим людям. ВИНА - это отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию; способность предвидеть, допускать, осознавать и желать отрицательных последствий своих действий. Это интересно! Случилось это в 1926 г., во время похода скаутов по югу Англии. Воспользовавшись занятостью наставника, 8-летний Линдон Хоукинс забрался в его палатку и похитил две дольки шоколада. Почти семь десятилетий хранил он тайну о совершенном преступлении. Совершенно случайно Хоукинс узнал, что тот командир отряда скаутов, а ныне 90-летний священник Дэвид Ки, еще жив. Узнав адрес священника, раскаявшийся "грабитель" отправил ему письмо с чеком на 50 фунтов стерлингов. "Я долгие годы страдал от чувства вины за содеянное, - написал Хоукинс. -Примите этот маленький чек в благодарность за проведенные вместе прекрасные дни и очень вкусный шоколад". Пометки на полях: Право - это все то, что истинно и справедливо. В. Гюго. | Если ты выполнял задание, предлагающее нарисовать дерево "Строение права", то независимо от того, рисовал ли ты это дерево на листе бумаги или представлял его образ в своих мыслях, можешь сделать вывод о том, какое огромное количество норм права можно на нем поместить. А сколько их существует в действительности? Очень много. Вполне закономерен вопрос - неужели человек в состоянии соблюсти такое количество законов и норм? Но мы с тобой признали, что нормы права рождены обществом для обеспечения своей жизнедеятельности. Поэтому в большинстве случаев вполне добровольно люди соблюдают эти нормы. Поведение людей, соответствующее нормам права, называется правомерным. Итак, в основном люди отличаются именно правомерным поведением. Но внутренние причины для этого у каждого разные. Одни соблюдают законы потому, что почитают их, признают их важность. Другие над этим могут и не очень задумываться, а просто ведут себя "как все". Третьи не нарушают норм права из-за боязни наказания. Впрочем, один и тот же человек в разных жизненных ситуациях может руководствоваться всеми перечисленными доводами. Однако нельзя отрицать того, что нарушения закона все-таки происходят. Поведение людей, нарушающее нормы права, называется правонарушением. Теперь подумаем над тем, почему люди нарушают закон. Видимо, те доводы, которые способствуют правомерному поведению, не всегда срабатывают. Кто-то не признает важность закона. Кто-то не хочет поступать, как все. Кто-то не боится наказания или думает, что никто не узнает о правонарушении. Встречаются люди, для которых характерно и первое, и второе, и третье. Они особенно легко идут на нарушение закона. Пробуем разобраться дальше. Почему человек руководствуется данными мотивами, приводящими к правонарушению? Обрати внимание на то, что характер человека, его поступки зависят и от него самого, и от окружающего общества. Интересно, если бы потенциальный правонарушитель перед совершением противоправного поступка думал о неизбежности наказания, решился бы он на правонарушение или нет? Скорее всего, все-таки нет. Люди, идущие на правонарушение, думают, что так или иначе они сумеют остаться безнаказанными. Иногда это объясняется их легкомыслием, иногда излишней самонадеянностью. Однако и общество виновато в том, что люди не боятся наказания. Зачастую государство и общество слабо реагируют на правонарушения, на беззаконие, и преступники остаются безнаказанными. Мы неоднократно говорили о том, что каждый человек уникален. А один из важнейших признаков права, как ты уже знаешь, - общеобязательность. Нет ли здесь противоречия? Может быть, нельзя придумать одинаково хорошие законы для всех людей разом и добиться их исполнения? И если это так, то кто-то всегда будет поступать не как все? Все это приводит к заключению, что гуманные законы должны учитывать то, что является общим для всех нас; те же законы, которые разделяют и различают людей, приводят к дискриминации, а значит, к росту числа правонарушений. Однако и сам человек, прежде чем поступать вопреки всем и вся, должен серьезно задуматься над последствиями таких поступков. Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Человек не понимает или не хочет понимать важности соблюдения закона для благополучия общества, а значит, и каждого его члена. Он не уважает старших, он помыкает младшими и слабыми. Относительно же к алкоголю и другим наркотикам, главной причиной наркотизма является доступность наркотиков и положительная психологическая программа на их потребление и применение. Если законы призваны опираться на нормы добра и справедливости, то, нарушая закон, человек нарушает нравственную норму. Воспитывая нравственные качества, ты воспитываешь тем самым в себе правомерное поведение, и наоборот, правомерное поведение охраняет нравственность. Таким образом, мы с тобой пришли еще к одной важной мысли. Препятствиями на пути правомерного поведения являются те же самые преграды, что стоят на пути добра. Таковы некоторые общие причины неправомерного поведения. Каковы отличительные признаки поступка, признанного правонарушением? Если право охраняет общество, то правонарушение приносит ему вред. Нарушение нормы права общественно опасно. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - это первый признак правонарушения. Второй признак, необычен, но если он отсутствует, то поступок, который выглядит как правонарушение, таковым не является. Этот признак - НАЛИЧИЕ ВИНЫ. Представь себе ситуацию. С одного из верхних этажей строящегося здания падает работник, который вставлял в окна рамы. Он задевает строительную люльку, и это сохраняет ему жизнь. Но из люльки выпадает рабочий-маляр и получает серьезные увечья. Совершил ли правонарушение первый рабочий-строитель, если его собственное падение было случайным? Нет, так как в случайном падении не может быть предвидения отрицательных последствий. Его поступок, говоря проще, не несет вины, которая является обязательным признаком правонарушения. Если же первый рабочий был пьян, то его вина безусловна. Правонарушения могут быть легкими и тяжелыми, то есть иметь разную степень опасности для общества. По степени этой опасности, вредности для общества их можно разделить на две группы. ПРОСТУПКИ - правонарушения меньшей степени опасности. Они могут быть дисциплинарные, административные, имущественные, финансовые, семейные. Это очень многочисленная группа правонарушений. В течение дня в школе то и дело совершаются дисциплинарные проступки, хотя многие из вас не склонны относить их к правонарушениям. Например, списывание на экзамене, опоздание на урок и просто... разговоры между учениками, мешающие учителю вести урок. Не забывай, что за любое правонарушение человек несет ответственность и должен быть наказан! ПРЕСТУПЛЕНИЯ - опасные виды правонарушений. За них, конечно, следует более суровое наказание. Преступления нарушают нормы уголовного права. Все виды преступлений перечислены в Уголовном кодексе Российской Федерации. К сожалению, приходится признать, что количество преступлений не уменьшается, а, наоборот, растет, особенно совершенных в результате потребления алкоголя и других наркотиков. Людей всегда мучил вопрос, как бороться с правонарушениями. Что для этого должно сделать общество и что может сделать каждый отдельный человек? Подумай над этим и ты. В правосудии есть еще одно замечательное правило. До того как суд принимает свое решение, человек считается невиновным. Ну а если вина доказана - держи ответ. Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Государство наказывает правонарушителя разными способами. Трудно судить человека, сложно его и наказывать. В наказании важна справедливость. Попробуем разобраться в том, что означает "справедливое наказание". Вспомни, когда тебя в последний раз наказывали за проступок. | |||
Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон - это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого. В. Гюго | ||||
Мой проступок | Полученное наказание | Соответствовало ли оно поступку? | Что я чувствовал | |
1. 2. 3. | ||||
| ||||
Гюго, Виктор Мари (1802-1885) – французский писатель. Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. В. Соловьев. Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ. Правосудие есть основание всех общественных добродетелей. П. Гольбах Гольбах, Поль Анри (1723-1789) – французский философ. Не следует забывать, что враги часто бывают правы, осуждая наших друзей, а правда усиливает удар врага; -сказать печальную и обидную правду о друзьях раньше, чем скажет ее враг, значит обессилить нападение врага. М. Горький. Горький Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) – русский писатель. | Сделай вывод о том, в чем заключался результат наказания. Обменяйтесь мнениями. И еще один вопрос. Знал ли ты заранее о том, какое наказание последует за твоим проступком? Какую роль это сыграло? А какие меры принимает государство к правонарушителю? В древнем обычном праве считалось правильным и справедливым, чтобы преступника наказывал сам потерпевший. Чаще всего потерпевший наносил обидчику точно такой же ущерб, какой понес сам. Действовало правило "око за око, зуб за зуб". Со временем, с развитием государственности, появляются специальные органы, на которые возлагается функция наказания. Они обязаны действовать в соответствии с законом. Современное общество не может обойтись без мер государственного воздействия. Но как мы сейчас определяем цели наказания? · Для восстановления справедливости преступник должен понести кару - лишения, страдания, ограничения. · Наказание должно привести к исправлению правонарушителя, его перевоспитанию. · Наказание правонарушителя должно послужить уроком для других людей, предупредить другие правонарушения. Непросто определить такое наказание, при котором все цели были бы достигнуты. Что важнее - покарать преступника или перевоспитать его? Все важно! С ростом числа правонарушений все большее число людей склоняется к мнению, что нужно ужесточать наказание. Но это может озлобить человека, и вместо возвращения к правомерному поведению он приобретет желание мстить. Этого ли мы хотим? Мы уже обсуждали необходимость воспитания в себе такого качества, как умение - прощать. Если люди не научатся это делать, то оступившийся человек окажется в одиночестве. Чувствуя враждебность, он сохранит склонность к антиобщественным поступкам. |
Вопросы и задания
I. Для того чтобы лучше понять и осмыслить вопросы о причинах .правонарушений, сделаем схематический рисунок в виде яичницы. В центре - человек и мотивы его неправомерного поведения, вокруг - общество и те обстоятельства, которые способствуют росту правонарушений.
Раскрась "яичницу" (можешь ее сделать разноцветной). Приведи свои примеры, раскрывающие указанные причины нарушения норм права.
II. Ответь на вопросы:
1. Почему в большинстве случаев люди добровольно соблюдают нормы права?
2. Каковы внутренние причины правомерного поведения?
3. Что такое правонарушение?
4. Всегда ли, нарушая нравственную норму, мы нарушаем норму права? (Докажи примерами).
Всегда ли, нарушая норму права, мы нарушаем нравственную норму? (Докажи примерами).
5. Каковы признаки правонарушения?
6. Чем отличаются правонарушения друг от друга.
III. Объясни новые понятия и термины, запомни их:
правомерное поведение;
правонарушение;
признаки правонарушения;
вина;
проступок;
преступление.
IV. Попробуй найти в себе одно или несколько внутренних свойств, которые помогают тебе соблюдать правовые нормы (например, правила дорожного движения, устав школы, правила поведения на транспорте, в общественных местах и др.).
А какие внутренние качества тебе в этом немного мешают? Можешь ли ты указать хотя бы одно внутреннее качество, которое бы ты назвал слабостью?
Сделайте упражнение по цепочке:
Мне помогает ...
Мне мешает ...
V Постарайся проанализировать свои поступки в течение одного дня с позиции правомерности поведения. Сделай это добросовестно и ничего не пропусти.
Если возникнут затруднения в оценке поступка, обратись за помощью к учителю. В случае подробного описания можно ограничиться анализом нескольких поступков, совершенных в течение какой-либо части дня.
Мои поступки вчера | Возможное правонарушение | Чем я руководствовался |
1. 2. 3. |
VI. Обсуди следующие ситуации. Укажи, какие нормы права морали нарушены.
1. 8-й "Б" класс учился во вторую смену. Перед началом уроков Гаркави и Красовский встречали ребят из школы и объявляли, что первого урока истории не будет, так как учитель заболел. Собравшись у школы, одноклассники решили погулять в парке по соседству и заодно обсудить подготовку к школьному КВН. Учителю истории Гаркави и Красовский сообщили, что ребята не придут на урок, так как готовятся к важному мероприятию. Гаркави и Красовский остались довольны своей "грандиозной аферой", решив, что, в случае разоблачения, объяснят все шуткой и заботой об общем деле...
2. Учительница математики решила побеседовать с мамой Саши Колокольниковой о причинах снижения успеваемости Саши. В дневнике была сделана соответствующая запись. Встреча назначалась на 2 декабря. Саша ожидала неприятностей и осторожно перед цифрой 2 поставила единичку...
3. Юрий Бессонов, который в 9-м "Б" пользовался уважением одних за постоянную готовность смело поднимать руку на всех уроках и других - за отважные битвы врукопашную на переменах, однажды вошел в класс с огромным лиловым синяком под глазом. Ребятам он сказал: "Их было четверо из 9-го "Г". Для поддержания боевого духа товарища и в знак солидарности 9-й "Б" решил проучить обидчиков. Договорились встретить недругов сразу после уроков.
В любом ли состоянии человек способен соблюдать правила?
Всегда ли хорошо быть честным?
Почему взрослые часто говорят, что месть - это плохо? Ты с этим согласен?
Придумай окончания ситуаций. Какие последствия могут ожидать героев этих историй?
Домашнее чтение
Антиалкогольное законодательство в Древнем мире*
Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются законы Хаммурапи (I792-I750 гг. до н. э.), увековеченные на черном базальтовом столбе. Одна из статей законов запрещала свободной женщине посещать корчагу "для питья сикеры". Если все-таки она нарушала запрет, то ее должны были сжечь.
Ликург - легендарный законодатель Спарты (ок. IХ-VII вв. до н. э.). Под страхом сурового наказания он запретил попойки и употребление вина молодоженами в день свадьбы.
Солон (640-560 гг. до н. э.) в своих радикальных реформах стремился искоренить пьянство у архонтов. По свидетельству Писистрата в Афинах действовал такой закон: "архонту, если его застанут пьяным, наказание - смерть". Из высказываний Эзопа в изречениях так называемых Семи мудрецов мы узнаем о том, что Солон издал указ, запрещающий рабам "напиваться" хмельных изделий. А из диалога Анахарсиса и Питтака следует, что последний будучи руководителем в Митилене на Лесбосе (ок. 590-580 гг. до н. э.) принял закон, согласно которому за проступок, совершенный "во хмелю", полагалось взыскание "вдвое против трезвого".
Известный памятник древнеримского права "Законы 12 таблиц" приписывается децемвирам и датируется 451-450 гг. до н. э. В этих законах отражены требования к поведению римлян в общественных местах, а также запрещен обычай, связанный с поминанием усопшего раба. Например, Законы "установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе считали необходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь сложит или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого". В большинстве случаев такого рода преступления совершались в хмельном состоянии. Согласно закону десятой таблицы "отменяется бальзамирование (умащивание) рабов и питье круговой чаши. "Без пышного окропления, без длинных гирлянд, без курильниц".
Представление о нормах образа жизни в Древней Индии и положении четырех сословий дают "Ману-смрити", которые часто называют "Законами Ману". Они впервые записаны между II в. до н. э. и II в. н. э. Многие правовые нормы в этом сборнике регулируют отношения, связанные с употреблением хмельных изделий, с поведением варн в состоянии опьянения. Вот лишь некоторые из них: "Когда (кто-либо) тайком овладевает спящей, опьяненной иди безумной, это - наихудший из видов брака, восьмой, известный, (как) пайщача". "Нет греха в употреблении мяса и в плотских удовольствиях - таков образ жизни живых существ; но воздержание (от всего этого приносит) большую награду". "Пьянство, игра в кости, женщины и охота - по порядку (перечисления) -эту четверку надо считать наихудшей в группе (пороков), порожденной желанием". "Пьянство, общение с дурными людьми, оставление мужа, бродяжничество, спанье (в неположенное время), проживание в другом доме - шесть действий, порочащих женщину". "Убийца брахмана, пьяница, вор, осквернитель ложа гуру - они все вместе и каждый в отдельности должны считаться людьми, совершившими великий грех. Для этих четырех, не совершивших искупление, надо определить законное наказание - телесное и денежное. На осквернителя ложа гуру должно быть наложено (клеймо, изображающее) женский орган, на пьяницу – знак продавца спиртного (изображение чарки), на вора - знак собачьей ноги, на убийцу брахмана - знак трупа без головы". Клеймо ставилось на лоб. "Убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру и даже сообщество с такими (преступниками) объявили великими грехами. Пренебрежение Ведой, порицание Веды, лжесвидетельство, убийство друга, поедание запрещенной и несъедобной пищи - шесть (преступлений), равных пьянству".
В середине IV в. до н. э. министр Шан Ян (390-338 гг. до н. э.) в царстве Цинь провел реформы, которые должны были привести к усилению государства. Он ввел единое законодательство. Что касается наказаний за преступления, то они отличались жесткостью. Например, групповая выпивка наказывалась смертной казнью. Применялись различные виды смертной казни: четвертование, разрубление пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени.
Примерно с 2 тыс. до н. э. проводились римские мистериально-оргиастические празднества тайного культа в честь греко-римского бога вина Вакха (Диониса). Однако в дальнейшем из-за частых беспутств и разврата участников празднеств по предложению Катона римский сенат в 186 г. до н. э. запретил культ вакханалий не только в метрополии, но и в провинциях. Но этот запрет не везде и не всегда выполнялся.
Плиний Старший (23/24 - 79 гг.) в 14-ой книге "Естественной истории" повествует о том, "что некий римлянин был оправдан за убийство жены, предавшейся пьянству, что некая римлянка, взломавшая замок у места хранения ключей от винного погреба, чтобы вылить хмельного напитка, была уморена голодом своими родственниками за этот проступок".
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1135.