Эксперимент длиною в целую жизнь: П. К. Иванов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Он ушел из жизни в 1983 году. Его учение было признано в самый короткий срок. К сожалению, мы уже знаем, что только смерть подчас заставляет взглянуть на человека, на дело его жизни по-иному. Ценность взглядов Иванова в том, что это не скороспе­лый плод, а много раз проверенный и выстраданный.

Излагая правила "Детки", П. К. Иванов написал: "Мне скоро исполнится 85 лет. Пятьдесят из них я отдал практическому поиску путей здоровой жизни. Для этого я каждодневно испытываю на себе различные качества природы, особенно суровые стороны ее. Я полон желания весь свой опыт передать нашей молодежи... Это - мой подарок им".

Учение Порфирия Корнеевича Иванова сводится к практическому выполнению следующих правил.

"Детка"

"Детка, ты полон желания принести пользу народу. Для этого постарайся быть здоровым. Сердечная просьба к тебе: прими от меня несколько советов, чтобы укрепить свое здоровье.

1. Два раза в день купайся в холодной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся, где можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным.

2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и со­вместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на зем­лю, а зимой на снег хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно попроси себе и всем людям здо­ровья.

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держись хотя бы сутки.

5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и не­сколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это празд­ник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.

6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не вы­плевывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.

7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми по­жилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье - здоровайся со всеми.

8. Помогай людям, .чем можешь, особенно бедному больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душою и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и помо­жешь делу мира!

9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомогани­ях, смерти. Это твоя победа.

11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал - хорошо. Но самое главное делай!

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.

Я прошу, я умоляю всех людей: становитесь и занимайте свое место в Природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом в Природе, себе на благо, чтобы тебе было легко".

 

Литература

Агаджанян Н., Катков А. Резервы нашего организма. – М., 1982.

Айрапетов С. Г. Здоровье, эмоции, красота. - М., 1977.

Амосов Н. М. Раздумье о здоровье. - М., 1978.

Апарин В. Е. Физкультура для среднего и пожилого возраста. - М., 1968.

Берман Э. Р. Общеразвивающие упражнения. - М., 1967.

Бирюков А. А. Баня и массаж. - Мн., 1989.

Букалов М. М., Янанис С. В. Гигиеническая гимнастика и закаливание. - М., 1965.

Бураго Л. И. Гимнастика для лиц среднего и пожилого возраста. – М., 1973.

Добровольский В. К. Физическая культура и здоровье. - М., 1972.

Журавлев Е. П. Секреты здоровья. - М., 1977.

Жужиков В. 650 гимнастических упражнений. - М., 1970.

Иванченко И. Тайны русского закала. - М., 1985.

Калгушкин А. Н. Целебный холод воды. - М., 1988.

Кафанова Л. П., Решетников Г. С. Полнота – твой враг. - М., 1975.

Кафанова Л. П. Путевка в долголетие. – 1975.

Косицкая И. П. Искусство быть здоровым. – М., 1977.

Краймский В. Я. Воздух закаливает и лечит. - М., 1973.

Кривенков С. Твое здоровье в твоих руках. - М., 1973.

Кудрявцев В. Физическое совершенство. - М., 1974.

Кузьмин Н. И. Гармоническое развитие человека. - М., 1973.

Коколевский Г. М. Гигиена физкультурника. - М., 1971.

Купер Кеннет. Новая аэробика. - М., 1976.

Купер Кеннет. Аэробика для хорошего самочувствия. - М., 1989.

Леви В. Искусство быть собой. - М., 1973.

Ловицкая И. Упражнения на расслабление мышц. - М., 1969.

Ловицкая И. Меридиан жизни / Под ред. Кругло­го М. М. - Саратов, 1972.

Микулин А. А. Активное долголетие. - М., 1977.

Мокиенко Н. Н. Родник здоровья. - М., 1968.

Найдин В. Л. Десять тысяч шагов к здоровью. - М., 1978.

Найдин В. Л. Наш друг - бег. - М., 1976.

Пальмова С. А. Бодрость и здоровье. - М., 1974.

Пилс-Самкова Г. Всегда в хорошей форме. - М., 1975.

Жбанков Р. Г., Приходченко К. М., Полищук С. А. Закаливание холодом. - Мн., 1980.

Решетников Г. С. Ваши мышцы. - М., 1977.

Рубцов А..Т. Уроки общей физической подготовки для женщин. - М., 1971.

Саркизов-Серазини И. М. Путь к здоровью, силе и долгой жизни. - М., 1987.

Саркизов-Серазини И. М. Физическая культура в пожилом возрасте. - М., 1962.

Саркизов-Серазини И. М. Источник жизни. - М., 1968.

Саркизов-Серазини И. М. Человек должен быть здоровым. - М., 1964.

Семенов Л. П. Советы тренерам. - М., 1980.

Смоленский В. М. Внимание: и раз, и два... - М., 1974.

Спиридонов Н. И. Самовнушение, движение, сон, здоровье. – М., 1976.

Спиридонов Н. И. Тысяча советов на здоровье. – М., 1971.

Хамзин Х. Х. Правильная осанка. – М., 1972.

Шенкман С. Мы – мужчины. – М., 1977.

Шефер И. В. Эликсир бодрости. – М., 1980.



Урок 4

Я люблю

На этом уроке ты: · стараешься глубже осознать значимость любви и уважения к людям.   Основные понятия темы: · нравственные нормы; · доброта; · любовь; · уважение.   Пометки на полях: Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь и не глядит – а все видит! Русские пословицы   А теперь прибывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. I Кор. 13:13   Любовь - одно из тех страданий, которые невоз­можно скрывать; одного слова, одного неосторожного взгляда и даже молчания достаточно, чтобы выдать его. П. Абеляр. Абеляр, Пьер (1079-1142) – французский философ.     Какого человека мы называем добрым? Продолжи фразу: "Добрый человек – это такой человек, который..."   Чем больше любишь, тем больше страдаешь. А. Амнель. Амнель, Анри Фредерик (1821-1881) – швейцарский писатель.   Разлука для любви - это ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Р. Бюсси-Рабютен. Бюсси-Рабютен, Роже (1618-1693) – французский военный деятель, писатель.   Лишь в восторгах любви ощущают счастье сущест­вования и, прижимая губы к губам, обмениваются ду­шами. К. Гельвеций. Гельвеций, Клод Адриан (1715-1771) – французский философ.   Любить - значит перестать сравнивать. Б. Грассе. Грассе, Бернар (1881-1955) – французский писатель.   Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существо и неред­ко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца. В. Гюго. Гюго, Виктор Мари (1802-1885) – французский писатель.   Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид. Демокрит. Демокрит (460-370 до н. э.) – древнегреческий философ.   Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, сомневаешься во всем. Г. Колетт. Коллет, Габриэль Сидони (1873-1954) – французская писательница.   Любовь - это казна счастья: чем больше она дает, тем больше получает. В. Мюллер. Мюллер, Вильгельм (1794-1827) – немецкий поэт и прозаик.   Жизнь заключается в любви. Она начинается любо­вью к матери, длится любовью к женщине, детям, делу, которому посвятил себя, и заканчивается любовью к самой жизни, из которой жалко уходить. Но только с любовью к женщине рождаются красивые дети, творят­ся великие дела и не пропадает желание жить. Досто­ин восхищения великий дар любви. Э. Севрус Севрус (Борохов) Эдуард Александрович (р. 1948) – русский литератор.   Если хочешь, чтоб тебя любили, - люби. Сенека. Сенека (Младший), Луций Анней (4 до н. э. – 65 н. э.) – римский писатель, философ.   Быть любимым - это больше, чем быть богатым, ибо быть любимым - значит быть счастливым. К. Тилье. Тилье, Клод (1801 1844) – французский писатель.   Любовь есть не что иное, как желание счастья дру­гому лицу. Д. Юм. Юм, Давид (1711-1776) – английский философ, экономист. Возможно ли проявление доброты без любви к окружающему миру и людям? Сколько раз в день ты произносишь: "Я люблю..."? Интересно, какое количество страниц ты исписал бы в тетради, перечисляя все то, что ты любишь? Однако мы ведем речь о правилах нравственности, определя­ющих отношения между людьми. Насколько длинен будет список людей, которых ты уважаешь и любишь? Поиграем в детскую игру: "Я знаю пять деревьев: береза - раз, клен - два и т. д.". Назови число людей, которых ты любишь: "Мама - раз..." А можешь ли ты сосчитать число людей, кото­рые любят тебя? А хотелось бы тебе, чтобы и тех и других было больше? Любовь - это и чувство, и состояние че­ловека, и величайшая нравственная ценность. Ты уже встретился или обязательно встре­тишься с романтической любовью. Отноше­ния между людьми, построенные на любви, порождают теплоту и душевность, заботу и ласку. Любовь лечит физические и духов­ные недуги. Особенность любви такова, что она, как животворный источник, щедро ода­ривает не только других, но и самого чело­века, испытывающего ее. Она воодушевля­ет, возвышает и окрыляет человека, делает мир вокруг ярче и прекраснее. Значимость любви к людям отметил ве­ликий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Однажды его спроси­ли: - Какой самый главный момент в жиз­ни человека? - Настоящий момент, - ответил писа­тель. - Какой человек в жизни самый глав­ный? - Тот, с кем вы общаетесь в настоящий момент. - А какое дело самое главное в жизни? - Находиться с человеком, с которым вы общаетесь в данный момент, в любви! А как же завоевывать любовь и уваже­ние, и как учиться дарить их другим? Л. Н. Толстой дает следующий совет: "Са­мый лучший человек тот, кто живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший - кто живет чужими мыслями и своими чувствами". Значит, любовь, в первую оче­редь, связана с умением СОРАДОВАТЬСЯ и СОСТРАДАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ и СОПЕРЕЖИВАТЬ, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. "Душа - всему мера", "Душа - заветное дело", - под­сказывают русские пословицы. А старая истина гласит: "Единство в главном, разно­гласия в неглавном и во всем - любовь". Доброе и уважительное отношение к лю­дям исходит от внутреннего чувства, кото­рое воспитывается постепенно. Поразмыс­лим над этим. Любовь эстетизирует половое влечение, мощную силу инстинкта продолжения рода, "безумие" "низших" чувств. Она укрывает тайну зачатия благоухающими цветами, возносит земные чувства к бесконечности космоса. Все, к чему прикасается любовь, обретает особую, чарующую силу, становится нежнее, совершеннее, прекраснее. Любовь совершенствует и дополняет творчество самой природы. Любовь - это самое утонченное, самое хрупкое творение психической жизни человека. Нет ничего более убийственного для нее, чем грубость слов, резкость интонаций, властная безаппеляционность взглядов, банальность прозы жизни. Как психическое явление чувство любви как бы создано с помощью тончайших "инструментов" сознания. В его природе чувствуется блеск бриллианта и прозрачность фарфора. Иногда малейшее неосторожное движение оказывается губительным для него. Надо беречь "блеск" и "прозрачность" любви и красоты: они так ранимы...   Примечания для учителя Хорошее здоровье - это образ жизни. Это стиль жиз­ни, который человек выбирает для себя, если хочет до­стичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье - это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Человек может двигаться к доброму здоровью, будучи практически здоровым или даже инвалидом. Доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привыч­ки. В нем всему есть место. Это чувство любви к самому себе с достоинством и уважением. Объясните учащимся, что они будут играть в игру "Остров Мечты". Скажите им, что это игра, в которой сбывается мечта любого человека. Однако, каждый ученик должен выбрать только одну мечту из предлагаемого спи­ска: Здоровье, Богатство, Слава, Любовь, Дружба и Семья. Напишите эти слова в виде заголовков колонок на доске. Работа должна проходить в быстром темпе. Спросите ученика "Твоя мечта?". Дайте ему всего лишь несколько секунд на ответ и спрашивайте следующего. Помечайте от­веты школьников в соответствующих колонках на доске. После того как опрошены будут все, попросите некоторых из них объяснить свой выбор. Спросите, почему они не выбрали что-либо другое, в частности, здоровье. Пусть ученики обсудят как те решения, касательно их здоровья, которые они принимают теперь, скажутся в ближайшем и отдаленном будущем, скажутся в большой степени на их мечтах и жизненных целях.   Две модели состояния влюбленности Чувство любви рождается при наличии особого душевного состояния, которое называют влюбленностью. В чем же особенность такого состояния? Можно вести речь о двух, по крайней мере, "моделях" поведения влюбленного. Первую условно назовем "вдохновение": человек испытывает прилив интеллектуальных и творческих сил, активно реализует свои потенциалы, превосходя самого себя. Другая "модель" поведения влюбленного – "заторможенность". Для нее характерны спад сил, ограничение потребностей и интересов личности в плоскости "я и любимый человек", некоторое притупление интеллекта и эмоций. Ощущение, восприятие, память, внимание, мышление и воображение – все познавательно-творческие процессы протека­ют почти у каждого влюбленного не так, как обычно, нередко дают даже искаженную информацию о внешней среде и внутрен­нем мире человека. Эти процессы проявляются как бы в новом диапазоне, что, по-видимому, связано с подключением таких пла­стов психики, которые обычно не функционируют или функцио­нируют крайне редко. Если поведение влюбленного соответствует типу "вдохновение", все виды ощущений активизированы и посылают в мозг более мощ­ные, чем обычно, нервные импульсы. Прежде всего они связаны с любимым человеком, однако общее состояние накладывает отпеча­ток на все реакции влюбленного: многое он чувствует обостренно, повышаются его реактивность, впечатлительность. Восприятие фор­мирует яркие образы действительности, поэтому часто образ люби­мого человека идеализируется, влюбленные люди очень впечатлительны и легко ранимы. Память действует активно, влюб­ленный охотно заучивает или припоминает стихи, рассказывает ис­тории из своей жизни. Внимание хорошо контролирует все его поступки, речь, поэтому такие влюбленные часто предупредитель­ны, галантны, наблюдательны. Воображение становится ярким, об­разным, влюбленный блещет остроумием и находчивостью. Иначе проявляются познавательные психические процессы, ес­ли имеем дело с "моделью заторможенности". Они также действуют в нетипичном диапазоне, но находятся в подавленном пассивном состоянии. Мышление сосредоточено на информации, преимуще­ственно относящейся к любимому человеку и взаимодействию с ним, потому влюбленный мыслит, как правило, некритически, иг­норирует доводы разума, советы со стороны (старинная поговорка гласит: "Невозможно любить и быть умным"). Состояние влюблен­ности для рассматриваемого типа человека - наиболее благоприят­ная почва для самообмана. Память фиксирует самые незначительные явления, относящиеся к объекту любви и к переживаемым личностью состояниям, в то же время плохо воспроизводятся многие события прошлого. Вот почему такой влюбленный живет лишь настоящим, нередко пренебрегает личным опытом, усвоенными нормами, собственными принципами. Работа с родителями Подростки, на которых рассчитана дан­ная программа (возраст – 15лет) представляют собой проблему для родителей и учителей. Именно в этом возрасте дети на­чинают подчеркивать свою независимость от родителей, начинают больше значения придавать своим друзьям и начинают осоз­навать себя в качестве социально значимой единицы. Именно эта растущая независимость и может представлять трудность для родите­лей, особенно в такой сложной области, как вопросы полового воспитания и повседнев­ные проблемы общего здоровья. Родители могут задаваться вопросом, всего ли удалось достичь, к чему они стремились, особенно в доведении до ребенка нравственных норм, убеждений и своих надежд в сфере отноше­ний полов. Они могут беспокоиться все ли знает ребенок из того, что ему положено знать для принятия разумных решений. Они могут волноваться, сумеет ли их ребенок противостоять нажиму со стороны сверстников, направленному на то, чтобы побудить их ребенка действовать в противоречии с их родительским ожиданием. Их может охватывать двойственное чувство, отношение к подростку как к своему ребенку и одновременно признание того факта, что он взро­слеет. Школа может оказать большую помощь родителям на этом этапе развития их детей. Она должна помнить, что: - родители нуждаются в информации по вопросам взаимоотношений полов. Школы не должны полагать, будто бы родители знают все, что необходимо знать для того, чтобы помочь своим детям разобраться в этих вопросах. - многие родители стесняются обсуждать со своими детьми вопросы, имеющие отно­шение к сексуальности. - родители могут не знать или беспоко­иться о том, что преподается детям в школе, особенно по темам, которые, как им кажется, являются темами особенно интимного свойства. - следует поощрять стремление родителей к открытости в общении со школой, с тем, чтобы на любые свои вопросы относитель­но того, что преподается, они получали исчерпывающий и своевременный ответ. - помимо всего прочего родители являются главным примером для своих детей и ре­шающим фактором в социальном, нравственном и эмоциональном развитии уча­щихся, с которыми учителя ведут повсе­дневную работу. Это означает, что школа и семья должны стремиться наладить тесное взаимодействие в вопросах полового воспитания. Школы должны проводить следующую работу с родителями: - организовывать обучающие семинары для родителей, чтобы обеспечить их ин­формацией и навыками, необходимыми им для эффективного просвещения их де­тей в вопросах отношений полов. - разрабатывать такие виды домашних за­даний, которые предполагают беседу де­тей со своими родителями на темы поло­вого воспитания. - при рассылке родителям информационных писем часть их должна быть посвящена тому, какие темы полового воспитания обсуждаются в настоящее время в классе и указаниям, какая инфор­мация и источники (книги, например) могли бы быть им полезны. - информировать родителей, какие имеются источники, где родители могли бы по­черпнуть необходимую информацию и получить нужную консультацию. - проводить работу с руководителями местных общественных организаций (на­пример, с руководителями религиозных общин, лидерами молодежных организа­ций), которые заинтересованы в установ­лении сотрудничества в области контак­тов с родителями. - разрабатывать совместные обучающие программы для учащихся и их родителей, с тем, чтобы они могли обмениваться ин­формацией и поддерживать открытость общения в семье.   Задания и упражнения I. Опиши (устно или письменно) действия людей, которые хотят показать, что они тебя любят, хорошо к тебе относятся. II. Подумай и назови, в чем заключается разница между похожими действиями людей, совершаемыми из чувства любви и по другой причине, например, из-за страха или ложного чувства долга и др. III. Закончи предложения: Я могу показать, что я люблю себя, тем, что... Я показываю маме, что люблю ее, тем, что я... Я могу показывать папе, что забочусь о нем, когда я... Я хочу, чтобы мой друг (подруга) знал(а), что я забочусь о нем (о ней). Поэтому я... Я могу показать уважение к взрослым людям тем, что... Я часто стараюсь придерживать входные двери, потому что... IV. Христианское понимание любви к людям изложено в Новом Завете Библии. Объясни и попробуй привести свои аргументы "за" или "против" известных постулатов библейского текста: Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (I Кор. 13:4-7). V. Как бы ты закончил предложение: "Любовь никогда не перестает..." (Окончание предложения ты найдешь там же, в тексте Нового Завета). VI. Докажи своими примерами известное утверждение: "Любовь творит чудеса!" VII. Следующие задания можно объединить словом "Предположим..." 1. Предположим, что ты сможешь получить 1 млн. долларов. Чем ты готов пожертвовать ради него? 2. Предположим, что ты очень нуждаешься в любви и признании со стороны какого-либо человека. Какую цену ты готов за это заплатить, чем пожертвовать? 3. Предположим, что все люди твоего города, твоей страны, всего мира начинают любить друг друга... Придумай историю, которая так начинается. VIII. В чем, на твой взгляд, заключается разница между словами "добрый" и "добренький"?

 

Домашнее чтение

Роберт Бернс

 

В полях, под снегом и дождем,

Мой милый друг,

Мой бедный друг,

Тебя укрыл бы я плащом

От зимних вьюг,

От зимних вьюг.

 

А если мука суждена

Тебе судьбой,

Тебе судьбой,

Готов я скорбь твою до дна

Делить с тобой,

Делить с тобой.

 

Пускай сойду я в мрачный дол

Где ночь кругом,

Где тьма кругом, -

Во тьме я солнце бы нашел

С тобой вдвоем,

С тобой вдвоем.

 

И если б дали мне в удел

Весь шар земной,

Весь шар земной,

С каким бы счастьем я владел

Тобой одной,

Тобой одной.

 

Сергей Есенин

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали,

В первый раз я запел про любовь.

В первый раз отрекаюсь скандалить.

 

Был я весь - как запущенный сад.

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

 

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут.

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

 

Поступь нежная, легкий стан.

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

 

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

 


Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Литература:

Ананьев Е. Г. Человек как предмет познания. - Л: Изд. ЛГУ, 1959.

Андреева Л. С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи. // Вопр. философии. – 1980. - №2. – с. 135-143.

Антонов А. И. Социология рождаемости (теоретические и методологические проблемы). - М.: Статистика, 1980.

Антонов А. Н. Подготовка девочки к материнству. – Л., 1929.

Бабичев В. В. Нейроэндокринология пола. - М.: Наука, 1981.

Бельская Г. Откуда берутся плохие жены? // Лит. газета. –1977. - №36.

Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.

Бернштам Т. А. Девушка-невеста и предбрачная обрядность в Поморье в XIX - начале XX века / Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. - Л.: Наука, 1977. с. 49-71.

Братусь Б. C. Аномалия личности. - М.: Мысль, 1988.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: МГУ, 1984.

Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопр. психол. – 1988. - №5. – с. 27-37.

Вишневский A. Г. Воспроизводство населения и общество. - М.: Финансы и статистика, 1982.

Властовский В. Г. Акселерация роста и развитие детей. - М.: Изд. МГУ, 1976.

Вундер Н. А. Эндокринология пола. - М. Наука, 1980.

Геодакян В. А. Роль по­лов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. - 1965. - №1. - с. 105-112.

Гозман Л. Я. О возможности социально-психологического исследования любви / Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1979, с. 89-97.

Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - Л.: Наука, 1984.

Дзарасова И. В., Медков В. М. Репродуктивное поведение семьи / Семья и дети. Под ред. А. И. Антонова. - М: Изд. МГУ, 1982, с. 6-16.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. - Л., 1988.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - Л.: Медицина, 1986.

Ишлондский Н. Е. Любовь. Общество. Культура. - Берлин, 1924.

Кон И. С. Дружба.. Этико-психологический очерк. - М.: Политиздат, 1987.

Кон И. С. Половая мораль в свете социологии / Советская педагогика. - 1966. - №12. - с. 64-77.

Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психологии. – 1981. - №2. - с. 47-57.

Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982.

Кон И. С. Этнография детства. Историографический очерк / Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Под ред. И. С. Кона. - М., 1983.

Кон И.С. В поисках себя (личность и ее самовоспитание). - М.: Политиздат, 1984.

Корольков А. А., Петленко В. П. Норма как закономерное явление. / Философские социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. Под ред. Г. И. Царегородцева. - М.: Медицина, 1975, с. 22-47.

Латышев И. А. Семейная жизнь японцев. – М.: Наука, 1985.

Леонтьев А. К. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

Лисицын Ю. П. Здоровье населения и современные теории медицины. - M.: Медицина, 1982.

Любит – не любит. - М., 1969.

Макаренко А. С. Книга для родителей. Сочинения в 7 томах. - М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1957, т. 4.

Рюриков Ю. Б. Три влечения. Любовь, ее вчера, сегодня, и завтра. - М., 1968.

Рюриков Ю. Б. Трудность счастья: любовь и молодая семья. – М., 1977.

Семенов B. C. Происхождение семьи и брака. - М.: Мысль, 1974.

Семенов Д. С. Образы брака и любви в молодежных журналах / Молодежь. Образование. Воспитание, профессиональная деятельность. – Л.: Наука, 1973. с. 164-170.

Тылкина С. П. Беседы о любви. - М.: 1962.

Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. 2 изд. - М.: Мысль, 1979.




Урок 5

Нормы права и правонарушения*

На этом уроке ты: · знакомишься с понятиями "правонарушение", "просту­пок", "вина"; · размышляешь о причинах правонару­шений; · учишься анализировать свои и чужие поступки с точки зрения правомерного поведения; · осмысливаешь по­нятие "юридическая ответственность"; · сравниваешь фор­мы юридической от­ветственности на примерах древних и современных правовых норм; Основные понятия темы: · правонарушение; · проступок; · преступление; · вина; · юридическая ответственность; · цели наказания; · справедливость.   ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ - человек, способный на правонарушение.   Потенциал - совокупность средств, возможностей, необ­ходимых для чего-либо   УНИКАЛЬНОСТЬ – неповторимость, неодинаковость взглядов, вкусов, поступков.   Свойства характера и качества личности, которые приводят к правонарушениям: · легкомыслие, · самонадеянность, · неуважение к за­кону, · неуважение к другим людям.   ВИНА - это отноше­ние лица к совершае­мому им обществен­но опасному деянию; способность предви­деть, допускать, осо­знавать и желать от­рицательных послед­ствий своих действий.   Это интересно! Случилось это в 1926 г., во время похода скаутов по югу Англии. Воспользовав­шись занятостью наставника, 8-летний Линдон Хоукинс забрался в его палатку и похитил две дольки шоколада. Почти семь десятилетий хранил он тайну о совершенном преступлении. Совершенно случайно Хоукинс узнал, что тот командир отряда скаутов, а ныне 90-летний священник Дэвид Ки, еще жив. Узнав адрес священника, раскаявшийся "граби­тель" отправил ему письмо с чеком на 50 фунтов стерлингов. "Я долгие годы стра­дал от чувства вины за содеянное, - написал Хоукинс. -Примите этот маленький чек в благодарность за про­веденные вместе прекрасные дни и очень вкусный шоколад".   Пометки на полях: Право - это все то, что истинно и справедливо. В. Гюго.

Если ты выполнял задание, предлагающее нарисовать дерево "Строение права", то не­зависимо от того, рисовал ли ты это дерево на листе бумаги или представлял его образ в своих мыслях, можешь сделать вывод о том, какое огромное количество норм права можно на нем поместить. А сколько их существует в действительности? Очень мно­го. Вполне закономерен вопрос - неужели человек в состоянии соблюсти такое коли­чество законов и норм? Но мы с тобой признали, что нормы права рождены обществом для обеспечения своей жизнедеятель­ности. Поэтому в большинстве случаев впол­не добровольно люди соблюдают эти нормы.

Поведение людей, соответствующее нормам права, называется правомерным.

Итак, в основном люди отличаются именно правомерным поведением. Но внутрен­ние причины для этого у каждого разные.

Одни соблюдают законы потому, что по­читают их, признают их важность.

Другие над этим могут и не очень задумы­ваться, а просто ведут себя "как все".

Третьи не нарушают норм права из-за боязни наказания.

Впрочем, один и тот же человек в разных жизненных ситуациях может руководствоваться всеми перечисленными доводами.

Однако нельзя отрицать того, что нару­шения закона все-таки происходят.

Поведение людей, нарушающее нор­мы права, называется правонарушени­ем.

Теперь подумаем над тем, почему люди нарушают закон. Видимо, те доводы, кото­рые способствуют правомерному поведению, не всегда срабатывают. Кто-то не признает важность закона. Кто-то не хочет поступать, как все. Кто-то не боится наказания или думает, что никто не узнает о правонаруше­нии.

Встречаются люди, для которых харак­терно и первое, и второе, и третье. Они особенно легко идут на нарушение закона.

Пробуем разобраться дальше. Почему человек руководствуется данными мотивами, приводящими к правонарушению? Об­рати внимание на то, что характер человека, его поступки зависят и от него самого, и от окружающего общества.

 Интересно, если бы потенциальный пра­вонарушитель перед совершением проти­воправного поступка думал о неизбежности наказания, решился бы он на правонаруше­ние или нет? Скорее всего, все-таки нет. Люди, идущие на правонарушение, думают, что так или иначе они сумеют остаться безнаказанными.

Иногда это объясняется их легкомысли­ем, иногда излишней самонадеянностью. Однако и общество виновато в том, что люди не боятся наказания. Зачастую государство и общество слабо реагируют на правонарушения, на беззаконие, и преступники остаются безнаказанными.

Мы неоднократно говорили о том, что каждый человек уникален. А один из важ­нейших признаков права, как ты уже знаешь, - общеобязательность. Нет ли здесь противоречия? Может быть, нельзя придумать одинаково хорошие законы для всех людей разом и добиться их исполнения? И если это так, то кто-то всегда будет посту­пать не как все?

Все это приводит к заключению, что гу­манные законы должны учитывать то, что является общим для всех нас; те же законы, которые разделяют и различают людей, приводят к дискриминации, а значит, к росту числа правонарушений. Однако и сам человек, прежде чем поступать вопреки всем и вся, должен серьезно задуматься над последствиями таких поступков.

Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Человек не понимает или не хочет понимать важности соблюдения закона для благополучия общества, а значит, и каждого его члена. Он не уважает старших, он помыкает младшими и слабыми.

Относительно же к алкоголю и другим наркотикам, главной причиной наркотизма является доступность наркотиков и положительная психологическая программа на их потребление и применение.

Если законы призваны опираться на нормы добра и справедливости, то, нарушая закон, человек нарушает нравственную норму. Воспитывая нравственные качества, ты воспитываешь тем самым в себе правомер­ное поведение, и наоборот, правомерное поведение охраняет нравственность.

Таким образом, мы с тобой пришли еще к одной важной мысли. Препятствиями на пути правомерного поведения являются те же самые преграды, что стоят на пути добра.

Таковы некоторые общие причины неправомерного поведения.

Каковы отличительные признаки поступка, признанного правонарушением?

Если право охраняет общество, то правонарушение приносит ему вред. Нарушение нормы права общественно опасно. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - это первый признак правонарушения.

Второй признак, необычен, но если он отсутствует, то поступок, который выглядит как правонарушение, таковым не является. Этот признак - НАЛИЧИЕ ВИНЫ.

Представь себе ситуацию. С одного из верхних этажей строящегося здания падает работник, который вставлял в окна рамы. Он задевает строительную люльку, и это сохраняет ему жизнь. Но из люльки выпадает рабочий-маляр и получает серьезные увечья. Совершил ли правонарушение первый рабочий-строитель, если его собственное падение было случайным? Нет, так как в случайном падении не может быть предвидения отрицательных последствий. Его поступок, говоря проще, не несет вины, которая является обязательным признаком правонарушения. Если же первый рабочий был пьян, то его вина безусловна.

Правонарушения могут быть легкими и тяжелыми, то есть иметь разную степень опасности для общества. По степени этой опасности, вредности для общества их мож­но разделить на две группы.

ПРОСТУПКИ - правонарушения мень­шей степени опасности. Они могут быть дисциплинарные, административные, иму­щественные, финансовые, семейные.

Это очень многочисленная группа право­нарушений. В течение дня в школе то и дело совершаются дисциплинарные проступки, хотя многие из вас не склонны относить их к правонарушениям. Например, списыва­ние на экзамене, опоздание на урок и про­сто... разговоры между учениками, мешаю­щие учителю вести урок. Не забывай, что за любое правонарушение человек несет ответ­ственность и должен быть наказан!

ПРЕСТУПЛЕНИЯ - опасные виды право­нарушений. За них, конечно, следует более суровое наказание. Преступления нарушают нормы уголовного права. Все виды преступ­лений перечислены в Уголовном кодексе Рос­сийской Федерации.

К сожалению, приходится признать, что количество преступлений не уменьшается, а, наоборот, растет, особенно совершенных в результате потребления алкоголя и других наркотиков.

Людей всегда мучил вопрос, как бороться с правонарушениями. Что для этого должно сделать общество и что может сделать каж­дый отдельный человек? Подумай над этим и ты.

В правосудии есть еще одно замечательное правило. До того как суд принимает свое решение, человек считается невиновным. Ну а если вина доказана - держи ответ.

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения за совершенное правона­рушение.

Государство наказывает правонарушите­ля разными способами. Трудно судить чело­века, сложно его и наказывать. В наказании важна справедливость. Попробуем разобраться в том, что означает "справедливое наказа­ние". Вспомни, когда тебя в последний раз наказывали за проступок.

Сознание права развивает сознание долга. Всеоб­щий закон - это свобода, кончающаяся там, где начи­нается свобода другого.

В. Гюго

       
Мой проступок Полученное наказание Соответствовало ли оно поступку? Что я чувствовал
1. 2. 3.      

 

Гюго, Виктор Мари (1802-1885) – французский писатель.   Сущность права состоит в равновесии двух нравст­венных интересов: личной свободы и общего блага. В. Соловьев. Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ.   Правосудие есть основание всех общественных добродетелей. П. Гольбах Гольбах, Поль Анри (1723-1789) – французский философ.   Не следует забывать, что враги часто бывают правы, осуждая наших друзей, а правда усиливает удар врага; -сказать печальную и обидную правду о дру­зьях раньше, чем скажет ее враг, значит обессилить нападение врага. М. Горький. Горький Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) – русский писатель.

Сделай вывод о том, в чем заключался результат наказания. Обменяйтесь мнения­ми.

И еще один вопрос. Знал ли ты заранее о том, какое наказание последует за твоим проступком? Какую роль это сыграло?

А какие меры принимает государство к правонарушителю?

В древнем обычном праве считалось правильным и справедливым, чтобы преступника наказывал сам потерпевший. Чаще всего потерпевший наносил обидчику точно такой же ущерб, какой понес сам. Действовало правило "око за око, зуб за зуб".

Со временем, с развитием государствен­ности, появляются специальные органы, на которые возлагается функция наказания. Они обязаны действовать в соответствии с законом. Современное общество не может обойтись без мер государственного воздействия. Но как мы сейчас определяем цели наказания?

· Для восстановления справедливости преступник должен понести кару - лишения, страдания, ограничения.

· Наказание должно привести к ис­правлению правонарушителя, его пере­воспитанию.

· Наказание правонарушителя долж­но послужить уроком для других людей, предупредить другие правонарушения.

Непросто определить такое наказание, при котором все цели были бы достигнуты. Что важнее - покарать преступника или перевоспитать его? Все важно!

С ростом числа правонарушений все боль­шее число людей склоняется к мнению, что нужно ужесточать наказание. Но это может озлобить человека, и вместо возвращения к правомерному поведению он приобретет же­лание мстить. Этого ли мы хотим?

Мы уже обсуждали необходимость воспитания в себе такого качества, как умение - прощать. Если люди не научатся это делать, то оступившийся человек окажется в одино­честве. Чувствуя враждебность, он сохранит склонность к антиобщественным поступкам.

 

Вопросы и задания

I. Для того чтобы лучше понять и осмыслить вопросы о причинах .правонарушений, сделаем схематический рисунок в виде яичницы. В центре - человек и мотивы его неправомерного поведения, вокруг - общество и те обстоятельства, которые способствуют росту правонарушений.

 

Раскрась "яичницу" (можешь ее сделать разноцветной). Приведи свои примеры, раскрывающие указанные причины нарушения норм права.

II. Ответь на вопросы:

1. Почему в большинстве случаев люди добровольно соблюдают нормы права?

2. Каковы внутренние причины правомерного поведения?

3. Что такое правонарушение?

4. Всегда ли, нарушая нравственную норму, мы нарушаем норму права? (Докажи примерами).

Всегда ли, нарушая норму права, мы нарушаем нравственную норму? (Докажи примерами).

5. Каковы признаки правонарушения?

6. Чем отличаются правонарушения друг от друга.

III. Объясни новые понятия и термины, запомни их:

правомерное поведение;

правонарушение;

признаки правонарушения;

вина;

проступок;

преступление.

IV. Попробуй найти в себе одно или несколько внутренних свойств, которые помогают тебе соблюдать правовые нормы (например, правила дорожного движения, устав школы, правила поведения на транспорте, в общественных местах и др.).

А какие внутренние качества тебе в этом немного мешают? Можешь ли ты указать хотя бы одно внутреннее качество, которое бы ты назвал слабостью?

Сделайте упражнение по цепочке:

Мне помогает ...

Мне мешает ...

V Постарайся проанализировать свои поступки в течение одного дня с позиции правомерности поведения. Сделай это добросовестно и ничего не пропусти.

Если возникнут затруднения в оценке поступка, обратись за по­мощью к учителю. В случае подробного описания можно ограничиться анализом нескольких поступков, совершенных в течение какой-либо части дня.

Мои поступки вчера Возможное правонарушение Чем я руководствовался
1. 2. 3.    

VI. Обсуди следующие ситуации. Укажи, какие нормы права морали нарушены.

1. 8-й "Б" класс учился во вторую смену. Перед началом уроков Гаркави и Красовский встречали ребят из школы и объявляли, что первого урока истории не будет, так как учитель заболел. Собравшись у школы, одноклассники решили погулять в парке по соседству и заодно обсудить подготовку к школьному КВН. Учителю истории Гаркави и Красовский сообщили, что ребята не придут на урок, так как готовятся к важному мероприятию. Гаркави и Красовский остались довольны своей "грандиозной аферой", решив, что, в случае разоблачения, объяснят все шуткой и заботой об общем деле...

2. Учительница математики решила побеседовать с мамой Саши Колокольниковой о причинах снижения успеваемости Саши. В дневнике была сделана соответствующая запись. Встреча назначалась на 2 декабря. Саша ожидала неприятностей и осторожно перед цифрой 2 поставила единичку...

3. Юрий Бессонов, который в 9-м "Б" пользовался уважением одних за постоянную готовность смело поднимать руку на всех уроках и других - за отважные битвы врукопашную на переменах, однажды вошел в класс с огромным лиловым синяком под глазом. Ребятам он сказал: "Их было четверо из 9-го "Г". Для поддержания боевого духа товарища и в знак солидарности 9-й "Б" решил проучить обидчиков. Договорились встретить недругов сразу после уроков.

В любом ли состоянии человек способен соблюдать правила?

Всегда ли хорошо быть честным?

Почему взрослые часто говорят, что месть - это плохо? Ты с этим согласен?

Придумай окончания ситуаций. Какие последствия могут ожидать героев этих историй?

 

Домашнее чтение

Антиалкогольное законодательство в Древнем мире*

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются законы Хаммурапи (I792-I750 гг. до н. э.), увековеченные на черном базальтовом столбе. Одна из статей законов запрещала свободной женщине посещать корчагу "для питья сикеры". Если все-таки она нарушала запрет, то ее должны были сжечь.

Ликург - легендарный законодатель Спарты (ок. IХ-VII вв. до н. э.). Под страхом сурового наказания он запретил попойки и употребление вина молодоженами в день свадьбы.

Солон (640-560 гг. до н. э.) в своих радикальных реформах стремился искоренить пьянство у архонтов. По свидетельству Писистрата в Афинах действовал такой закон: "архонту, если его застанут пьяным, наказание - смерть". Из высказыва­ний Эзопа в изречениях так называемых Семи мудрецов мы узна­ем о том, что Солон издал указ, запрещающий рабам "напиваться" хмельных изделий. А из диалога Анахарсиса и Питтака следует, что последний будучи руководителем в Митилене на Лесбосе (ок. 590-580 гг. до н. э.) принял закон, согласно ко­торому за проступок, совершенный "во хмелю", полагалось взыска­ние "вдвое против трезвого".

Известный памятник древнеримского права "Законы 12 таб­лиц" приписывается децемвирам и датируется 451-450 гг. до н. э. В этих законах отражены требования к поведению римлян в общест­венных местах, а также запрещен обычай, связанный с поминани­ем усопшего раба. Например, Законы "установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе считали не­обходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь сложит или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого". В большинстве случаев такого рода преступления совершались в хмельном состоянии. Согласно закону десятой таблицы "отменяется бальзамирование (умащивание) рабов и питье круговой чаши. "Без пышного окропления, без длинных гирлянд, без курильниц".

Представление о нормах образа жизни в Древней Индии и по­ложении четырех сословий дают "Ману-смрити", которые часто называют "Законами Ману". Они впервые записаны между II в. до н. э. и II в. н. э. Многие правовые нормы в этом сборнике регулируют отношения, связанные с употреблением хмельных изделий, с поведением варн в состоянии опьянения. Вот лишь некото­рые из них: "Когда (кто-либо) тайком овладевает спящей, опьяненной иди безумной, это - наихудший из видов брака, восьмой, известный, (как) пайщача". "Нет греха в употреблении мяса и в плотских удовольст­виях - таков образ жизни живых существ; но воздержание (от всего этого приносит) большую награду". "Пьянст­во, игра в кости, женщины и охота - по порядку (перечисления) -эту четверку надо считать наихудшей в группе (пороков), порожденной желанием". "Пьянство, общение с дурными людьми, оставление мужа, бродяжничество, спанье (в неположен­ное время), проживание в другом доме - шесть действий, пороча­щих женщину". "Убийца брахмана, пьяница, вор, осквернитель ложа гуру - они все вместе и каждый в отдельности должны считаться людьми, совершившими великий грех. Для этих четырех, не совершивших искупление, надо определить законное наказание - телесное и денежное. На осквернителя ложа гуру должно быть наложено (клеймо, изображающее) женский орган, на пьяницу – знак продавца спиртного (изображение чарки), на вора - знак собачьей ноги, на убийцу брахмана - знак трупа без головы". Клеймо ставилось на лоб. "Убийство брах­мана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру и даже со­общество с такими (преступниками) объявили великими грехами. Пренебрежение Ведой, порицание Веды, лжесвидетельство, убийст­во друга, поедание запрещенной и несъедобной пищи - шесть (преступлений), равных пьянству".

В середине IV в. до н. э. министр Шан Ян (390-338 гг. до н. э.) в царстве Цинь провел реформы, которые должны были привести к усилению государства. Он ввел единое законодательст­во. Что касается наказаний за преступления, то они отличались жесткостью. Например, групповая выпивка наказывалась смертной казнью. Применялись различные виды смерт­ной казни: четвертование, разрубление пополам, обезглавлива­ние, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени.

Примерно с 2 тыс. до н. э. проводились римские мистериально-оргиастические празднества тайного культа в честь греко-рим­ского бога вина Вакха (Диониса). Однако в дальнейшем из-за частых беспутств и разврата участников празднеств по предложе­нию Катона римский сенат в 186 г. до н. э. запретил культ вакха­налий не только в метрополии, но и в провинциях. Но этот запрет не везде и не всегда выполнялся.

Плиний Старший (23/24 - 79 гг.) в 14-ой книге "Естественной истории" повествует о том, "что некий римлянин был оправ­дан за убийство жены, предавшейся пьянству, что некая римлянка, взломавшая замок у места хранения ключей от винного погреба, чтобы вылить хмельного напитка, была уморена голодом своими родственниками за этот проступок".

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1135.