Памятка российскому долгожителю
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Люби Родину. И защищай ее. Безродные долго не живут.

2. Люби работу. И физическую тоже.

3. Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких об­стоятельствах.

4. Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации.

5. Люби свою семью. Умей отвечать за нее.

6. Сохрани свой нормальный вес, чего бы это тебе ни сто­ило. Не переедай!

7. Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опасных для жизни мест.

8. Не бойся вовремя пойти к врачу.

9. Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки.

10. Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы твоего тела. Люби свое тело, щади его.

11. Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от тебя самого.

12. Делай добро. Зло, к сожалению, само получится.

"Здравствуйте, вам говорю!" – П. К. Иванов

Правила "Детки" можно начинать выполнять в любом возрасте независимо от состояния здоровья. В первую очередь к Иванову обращались те, кому врачи уже не могли помочь. Он лишь преду­преждал: "Прежде чем заняться по моей системе закалки-трени­ровки, хорошенечко подумай, для чего (и как) ты это будешь де­лать. Осознание всех своих действий залог здоровья и успеха... Не спеши жить, спешка - проявление неразумности". Даже чисто ги­гиенические рекомендации Иванова имеют многоплановую образ­ность, отражают множество уровней сознательной работы. Важно выполнять каждый совет "Детки" буквально. С чего начать?

Выйти на улицу и встать босыми ногами на землю - хотя бы на несколько секунд, в зависимости от уровня страха и готовности вашего сознания. Если при этом успеете правильно подышать (для начала хотя бы сделать полный вдох ртом и проглотить) и поду­мать о здоровье - тогда совсем хорошо. Затем нужно облиться хо­лодной водой, дома или на улице - "это твои условия". Если страх перед холодной водой велик, то нужно начать сознательно его пре­одолевать: в первый раз плеснуть хотя бы на стопы, на другой день чуть повыше и повышать уровень до тех пор, пока не решитесь окатить себя водой целиком, с головой. Вы на собственном опыте убедитесь, что кратковременная доза концентрированного холода "пробуждает организм" к здоровью, а вовсе его не переохлаждает. После такого окатывания организм начинает интенсивно выраба­тывать внутреннее тепло, больному человеку сразу становится легче.

Проделывать все это необходимо каждый день дважды, тратя утром и вечером всего по несколько минут. Длительность воздейст­вия холодом или стояния на земле не имеет принципиального зна­чения. Здесь важен поступок, сам факт, что человек сознательно делает шаг навстречу здоровью, шаг к своему месту на Земле. Да­лее пусть жизнь идет естественным чередом. Нужно лишь попутно стараться выполнять все другие правила. Не плевать на землю, здо­роваться с возможно большим числом людей, не пить, не курить, терпеть без еды и питья субботу - так все до единой рекомендации.

Самая характерная ошибка - это стремление выполнять только часть правил, делить их на обязательные и необязательные. Именно такое неправильное отношение к "Детке" приводит к осложнениям. Если же человек разумно и без спешки старается выполнить все, что ему по силам, то он, как правило, сразу чувствует облегчение.

"Свое здоровье надо в природе заслужить делом – и ничем иным".

Нужно, чтобы Природа (внутренняя и внешняя) "захотела" пойти человеку навстречу. Одних обливаний, как правило, недос­таточно. "Природу не обманешь... она в этом предостережена" и требует "собственных сознательных усилий на всех уровнях".

"Больному человеку все делается непригодным, и Природа не помощник. Он морально падает, он морально умирает, уходит из жизни, идет к смерти".

"Болезни делают человека неполноценным, заставляют думать больше не о деле, а о себе. Болезни делают человека эгоистом".

Вот почему люди с больным телом и сознанием обычно не способны правильно оценить большинство пунктов "Детки". Им нужно просто пробовать их выполнять, а уже потом делать выводы.

Другой характерной ошибкой являются попытки модифициро­вать "Детку" для себя. Стояние босиком на балконе или на снегу, принесенном в дом, несет только закаливание холодом: такие про­цедуры не могут заменить подлинных рекомендаций "Детки". Без­условно, на балконе полезно делать "вдохи жизни" и дышать от­крытым телом, ноги полезно погружать в холод любой формы, но все это не может заменить непосредственный контакт с землей. Становиться босиком на землю или лежащий на земле снег нужно обязательно - "земля принимает болезни".

Чем холоднее вода, тем она более способна "выгонять болез­ни" - это касается и очень ослабленных людей. Но обращаться с водой нужно разумно, умело, не забывая об осторожности. "Не бойтесь холодной воды, она же живая!" Как всякое живое существо, холодная вода может помочь, а может и "наказать", "скрутить в бараний рог". Все будет зависеть от намере­ний и готовности человека войти с ней в правильное "общение"..

К П. К. Иванову и его жене В. Л. Сухаревской не раз обращались с таким вопросом: как быть, если нет чистого воздуха, продуктов, чистой воды. И в ответ слышали вопрос:

- А ты укажи место, где сейчас все чистое? Действительно, осталось ли место на земле, где все сохрани­лось в первозданном чистом виде? Один из многочисленных "сек­ретов" системы в том, что "неумираемые силы" существуют вез­де, где есть Природа (материя) с ее законами. Только в искусственных и "отравленных" условиях извлекать эти силы труд­ней. Если мы живем в задымленном промышленном городе – значит, это наше место и условия, где мы поставлены Природой жить". Главное, совершать в этих условиях поступки, нужные Природе (их-то и подсказывают правила "Детки"), научиться правильно принимать любые внешние условия.

П. К. Иванов рекомендовал стараться по возможности дышать чистым воздухом, а "питаться самым лучшим", но неизменно до­бавлял, что чистая вода или продукты - не главное. Не они в сущности "питают" Человека. Путь к "чистому питанию Человека открывают правильные поступки и дела".

"Вредна не та грязь, что снаружи организма, а та, что внутри".

Перейти от прогреваний к закаливанию можно сразу, сразу можно отказаться и от лекарств. Но при этом надо стремиться вы­полнять все правила. Самое опасное и вредное - "расшатывать" организм то к теплу, то к холоду, или то употреблять лекарства, то их бросать. Если вы начали лечить себя холодом, то о прогреваниях желательно не думать совсем.

После длительной практики оздоровления у человека нередко появляется потребность более глубокого осознания каждого пунк­та "Детки". Он начинает рассматривать как наркотик не только алкоголь и курение, но и некоторые свои привычки - все, к чему жадно, наркотически человек устремлен, что связывает его спо­собность нести в себе полное здоровье. К таким видам духовно-этической наркомании можно отнести переедание, сладостра­стие, болтовню, суетливость, умничанье, салонную элитарность, исключительность лидерства, бюрократичность...

Все это - действия "для себя", стремление жить за счет друго­го, а не за счет собственного сознания, естественных потребно­стей и любви к Природе. Такие склонности и поступки Природе чужды, сейчас она особенно нуждается в помощи и понимании со стороны каждого. За потребительство Природа неизбежно наказы­вает. "А вы совершайте правильные поступки и тогда болеть (го­реть) не будете".

Литература

Алиев Х. М. Ключ к себе: этюды о саморегуляции. – М.: Мол. гвардия, 1990.

Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. – Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1989.

Бережков Л. Ф., Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Медицинские наблюдения за состоянием здоровья школьников. Руководство для врачей школ. - М.: Медици­на, 1983, с. 41-87.

Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. 3-е изд. - Ростов н/Д.; изд-во Ростовск. ун-та, 1990.

Крылов Д. Н. Критические периоды формирования личности. / Здоровье, развитие, личность. - М.: Медицина, 1990, с. 210-221.

Крылов Д. Н., Кулакова Т. П. Нервно-психическое здоровье и задачи психогигие­ны детства. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. - М., 1984, с.173-183.

Кючарьянц В. Тревога: Новая проблема в зеркале психики // Московские новости. -1987, - 17 мая.

.Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. - М.: "Знание" РСФСР, 1982, 40 с.

Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

Навакатикян А. О., Ковалева А. И. Здоровье и работоспособность при умственном труде. - Киев: Здоровье, 1989.

Петленко В. П. Основные методологические проблемы теории медицины. - Л.: Медицина, 1982.

Петленко В. П. Философские вопросы теории патологии. - Л.: Медицина, книга 1, 1968; книга 2, 1971.

Петленко В. П., Сержантов В.Ф. Проблема человека в теории медицины. - Киев: Здоровье, 1984, с. 192-194.

Петленко В. П., Спивак Л. И. Философия и психосоматическая проблема медицины // Военно-медицинский журнал, - 1984, - №9, - с. 11-16.

Петленко В. П., Струков А. И., Хмельницкий O. K. Детерминизм и теория причинности в патологии. - М.: Медицина, 1977, с. 42-201.

Петленко В. П., Струков А. И., Хмельницкий O. K. Детерминационная концепция болезней человека. // Архив патологии. – 1884. - №11. - с. 3-8.

Петленко В. П., Царегородцев Г. И. Философия медицины. - Киев: Здоровье, 1981, с. 223-224.

Попова А. И. Укреплять здоровье. // Начальная школа. – 1990. - № 6. - с. 89-92.

Сердюковская Г. Н., Кляйнпетер У. Охрана здоровья детей и подростков - важнейшая социальная проблема. Здоровье, развитие, личность. – М.: Медици­на, 1990, с. 14-26.



Урок 2

Здоровое питание

На этом уроке ты: · знакомишься со здоровой и полезной пищей; · познаешь пищу, которую следует избегать; · получишь представление о "правопитании" (рациональном питании); · узнаешь о сыроедении, голодании, вегетарианстве и полезных соках.   Главные понятия темы: РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и национальных факторов. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой умственной и физической работоспособности, активному долголетию.    

Правильное питание – "правопитание" – это такая наука, которая похожа на урок правописания или грамматики. Путь к науке начинается с азов. Начнем и мы с вами с этого.

Что мы едим?

Наша пища, как известно, состоит из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Образование клеток и тканей, т. е. рост организма, происходит главным образом за счет белка. По своему происхождению белки делятся на животные и растительные. Из растительных можно назвать сою, горох, хлеб и другие. Из животных – сыр, мясо, рыба, яйцо, молоко и другие. Растительный белок очень полезен, но он не может полностью заменить белок животный. К примеру, аминокислотный состав белков животного происхождения ближе организму человека. В рационе подростка белки животного происхождения должны составлять около 60% от общего количества белка в пище.

Жиры и углеводы – основные источники энергии. Суточная потребность девушек составляет 2800 килокалорий, а юношей – 3150 килокалорий. При сгорании 1 грамма жира образуется 9,3 килокалории, а 1 грамма белков и углеводов – 4,1 килокалории. Известно, что очень полезны растительные масла. В то же время, в них не содержатся полинасыщенные кислоты, которые тоже необходимы организму человека.

Сколько же килокалорий вы тратите в час на вашу основную деятельность - учебу? Все виды этой деятельности превышают 100 ккал/ч: читаете учебник - около 110 ккал; слушаете объяснение учителя, отвечаете на уроках, сдаете экзамены - по 100; выполняете лабораторную работу (на уроках химии или физики) - до 150 ккал/ч; работаете на уроках труда - 150-190 ккал/ч. (табл.1).

Наибольшее количество энергии тратится при занятиях физическими упражнениями, спортивными играми, бегом. Так, на утреннюю зарядку вы расходуете не менее 200 ккал/ч, на прогулочную ходьбу 170-200, на ходьбу средней скорости - около 300, при увеличении скорости ходьбы энерготраты растут до 600 ккал/ч. Между прочим, если вы идете со средней скоростью по песчаной или заснеженной дороге, то энерготраты увеличиваются до 450 ккал/ч.

Езда же в транспорте требует небольшого расхода энергии – не более 100 ккал/ч. А вот каков расход энергий при занятиях различными видами спорта в ккал/ч:

· бег (10 км/ч) 670

· бег (18 км/ч) 1180

· бег на лыжах 420-800

· езда на велосипеде 180-570

· плавание 230-950

· катание на лодке (гребля) 200

Сколько энергии вы расходуете, столько вы и должны получать с пищей. Так определяется потребность в калорийности суточного рациона.

Пометки на полях:

 

Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел.

Абу-ль-Фарадж.

Абу-ль-Фарадж (897-967) – арабский поэт и ученый.

 

Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.

Гиппократ.

Гиппократ (460-370 до н. э.) - древнегреческий врач.

 

Чревоугодие уничтожает больше, чем меч.

Античный

афоризм.

 

 

Таблица 1

Примерный расход энергии на различные виды деятельности*

Вид деятельности

Энергозатраты, ккал/час

Сон и отдых лежа

65-77

Уборка постели, личная гигиена

102-144

Чтение, просмотр телевизионных передач

90-100

Шитье, вязание

95-110

Мытье посуды, глажение белья

130-144

Вытирание пыли, подметание полов

167-180

Стирка белья, мытье полов

200-270

Другие виды домашней работы

157-200

Таблица 2

Физиологические нормы суточной потребности школьников в пищевых веществах (г) и калорийности рациона (ккал)*

Возраст, лет

Белки

Жиры

Углеводы

Калорийность

всего в том числе животные всего в том числе животные 1-10 80 48 80 15 324 2400 11-13 96 58 96 18 382 2850 14-17 (юноши) 106 64 106 20 422 3150 14-17 (девушки) 93 56 93 20 367 2750

 

 

  Две четверти желудка наполни пищей, одну питьем и одну оставь для ветра. Древнетибетский трактат "Чжуд-ши".   Человек копает себе могилу ножом и вилкой. Старинная поговорка   Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу. Китайская пословица   Избыток пищи мешает тонкости ума. Сенека. Сенека (Младший), Луций Анней (4 до н. э.-65 н. э.) – римский писатель, философ.     Встав из-за стола голодным – Вы наелись, если Вы встаете наевшись – Вы переели, если встаете переевши – Вы отравились. А. Чехов. Чехов Антон Павлович (1860-1904) – русский писатель.    

Минеральные соли сохраняют неизменный состав крови, придают крепость костям, способствуют деятельности мозга, да в принципе всего организма. В организме имеются соли кальция и фосфора, железо, магний, натрий, марганец, цинк, йод, кобальт, фтор и т. д., и т. п. – почти вся таблица Менделеева. В то же время, в потреблении фтористого натрия или поваренной соли нужно знать меру. И будет лучше, если пища будет мало соленой.

Кроме того, организму требуются различные витамины, и в первую очередь витамин С, провитамин А, витамины группы В, витамин Р и другие.

Чрезвычайно полезны натуральные соки, в которых хорошо сохраняются минеральные соли, есть в них пектиновые вещества и клетчатка, но особенно много витаминов.

Абрикосовый сок содержит калий, необходимый для поддержания в нор­ме сердечно-сосудистой системы, железо, необходимое для предупреждения малокровия, а главное много каротина - провитамина А. Стакан сока полностью возмещает суточную потребность в этом витамине. То же самое можно сказать и про сливовый сок. Многие предпочитают томатный сок. Он пре­красно утоляет жажду и очень полезен. Выпив стакан сока, можно удовлетво­рить суточную потребность в витамине С и минеральных веществах. Томат­ный сок долго сохраняет свои свойства. Повторим: зимой и ранней весной выпить стакан или хотя бы полстакана сока весьма полезно. В виноградном соке много калия, в яблочном - железа, в соке из крыжовника и малины - меди. В 100 граммах черносмородинового сока содержится до 90 миллиграм­мов витамина С, что полностью удовлетворяет суточную потребность в этом витамине взрослого человека. Яблочный сок богат также витамином Р, ряби­новый и морковный - провитамином А (каротин).

Хорошее состояние кожи, волос, ногтей, нормальная работа органов и систем человеческого организма - все это и многое другое зависит от правильного питания, от приема разнообразной пиши. При однообразном питании организм не получает нужных ему веществ, и здоровье человека начинает разрушаться. Это про­является в виде частых простудных заболеваний, малокровия, ве­сенней утомляемости, кариеса зубов и других болезненных состояний.

Физические часы питания

Интервал между приемами пищи не должен превышать 4-4,5 часа. Наиболее рационален четырехразовый прием пищи в одни и те же часы.

Обжоры роют себе могилу зубами.

А. Этьен.

Этьен, Анри (Младший) (1531-1598) – французский писатель, переводчик, филолог.

Таблица 3

Сочетание пищевых продуктов

Наиболее распространенные продукты Наилучшее сочетание Наихудшее сочетание
Фрукты (полукис­лые и некислые)   Кислое молоко   Кислые фрукты, крахмалы (злаковые, хлеб, прочие крахмалы), белки, молоко
Фрукты кислые   Прочие кислые фрукты, орехи, молоко кислое   Сладости (все), крахмалы (злаки, хлеб, прочие крахмалы), белки, кроме орехов
Зеленые овощи все белки, все крахмалы Молоко  
Крахмалы   Зеленые овощи, живот­ные, растительные жиры Все белки, все фрукты, кислоты, сахара
  Мясо (всех видов)   Зеленые овощи   Молоко, крахмалы. сладости, другие белки, кислые фрукты н овощи., сливочное и растительное масло, сметана, сало

 

Орехи (большинство видов)   Зеленые овощи, кислые фрукты   Молоко, крахмалы, сладости, другие белки, кислые фрукты и овощи, сливочное и растительное масло, сливки, сало
Яйца   Зеленые овощи   Молоко, крахмалы, сладости, другие белки, кислые фрукты и овощи, сливочное и растительное масло, лярд, сало
Молоко   Принимать отдельно или с кислыми фруктами Все белки, зеленые овощи, крахмалы
Жиры животные Все злаковые Все белки
Дыня (всех видов)   Лучше употреблять отдельно Все продукты  
Злаковые (зерновые)   Зеленые овощи   Кислые фрукты, все белки, все сладости, молоко
Салаты, бобовые, горох, (кроме зеленых бобовых) Зеленые овощи   Все белки, все сладости, молоко, фрукты (все виды), сливочное и растительное масло, сливки, сало, лярд

 


 

Азбучные истины "правопитания":

· Никогда не ешьте до явного перенасыщения, когда в подложечной области возникает ощущение тяжести, вид пищи, воспоминание о ней вызывает отвращение, мучительно клонит ко сну, а при резких движениях возникает отрыжка.

· Стремитесь есть в твердо установленные часы и ничего не ешьте в промежутках между основными приемами пиши.

· Во время еды не ведите серьезных разговоров, не читайте и не смотрите телевизионные передачи. Любое отвлечение в период приема пищи приводит к затормаживанию функции желудочно-кишечного тракта, что отрицательно сказывается на пищеварении.

· Не торопитесь во время еды. Плохо прожеванная пища хуже усваивается, раздражает стенки пищевода, желудка, кишечника.

· Не ешьте очень холодную, а тем более очень горячую пищу. Частое охлаждение или обжигание слизистой пищевода и желудка способствуют возникновению воспалительных процессов.

· Следите за систематическим опорожнением кишечника, выработайте у себя условный рефлекс, чтобы стул был всегда в одно и то же время.

· Не забывайте о белках, а значит ешьте творог, сыр, рыбу, мясо, яйца; о фосфоре - яйца, морская рыба; о кальции - в молочных продук­тах; о витамине С, который содержится в овощах и зелени, в апельсинах, лимонах, яблоках, квашеной капусте.

· Если вы переутомились, если ваши глаза устали от вечернего чтения, пре­рвитесь на 5-10 минут, натрите на пластмассовой терке 5-6 морковок и выжмите массу через марлю. Получится чашка (или даже больше) сока. Сразу же выпейте его маленькими глотками. Еще вкуснее и полезнее напиток из морковного сока с половиной стакана холодного молока. Ваш организм зарядился витамином А, точнее каротином.

· Готовьте еду маленькими порциями.

· Ешьте из посуды маленьких размеров.

· Перед подачей на стол раскладывайте еду на порции.

· Ешьте медленно, маленькими кусочками.

· В гостях ешьте как можно меньше.

· Если вы сегодня "набрали" лишние калории, завтра их луч­ше "недобрать".

· Откажитесь от соусов, приправ, газированных напитков, ост­рых, соленых и маринованных блюд.

· Жареные блюда замените на вареные и тушеные.

· Ограничьте потребление соли.

· Сократите потребление хлеба и сахара до двух кусков в день.

· При нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь или кусочек капусты.

 


 



Таблица 4

Примерный суточный набор продуктов для детей и подростков (в граммах)*

Продукты

Возраст, лет

11-13

14-17

девушки юноши
Молоко 500 500 500
Творог и творожные изделия 45 50 50
Сметана 15 15 20
Сыр 10 15 15
Мясо, мясопродукты 170 200 220
Рыба 50 60 70
Яйца, шт. 1 1 1
Хлеб ржаной девочки мальчики 70 100 100 100 150 150
Хлеб пшеничный девочки мальчики 150 200 200 200 250 250
Крупа, макаронные изделия девочки мальчики 45 50 50 50 60 60
Сахар, кондитерские изделия 80 80 100
Масло сливочное 30 30 40
Масло растительное 15 15 20
Картофель девочки мальчики 200 250 250 250 300 300
Другие овощи 300 320 350
Фрукты, ягоды 150-500 150-500 150-500

 

Сыроедение

На первый взгляд сырая пища не всегда приятна. Мы знаем множество сыроедов, которые восторгаются сырой пищей. Сырая пища обладает рядом преимуществ:

 

· содержит в полной мере в себе энзимы (ферменты), аккумулирующие солнечную энергию;

· сохраняет все витамины и микроэлементы;

· иммунизирует организм человека против вредных бактерий;

· содержит больше щелочных оснований, что важно для здоровья и выносливости;

· укрепляет жевательный аппарат и зубы;

· не вызывает лишней жажды;

· насыщает быстрее, больше и экономичнее;

· дешевле в подготовке;

· помогает при различных заболеваниях (подагре, ожирении и т. п.).

 


 


Таблица 5

Дата: 2018-12-28, просмотров: 216.