Экспериментальной проверке были подвергнуты две методики обучения технике двигательного действия:
– по типу условного рефлекса И.П. Павлова (контрольная группа);
– основанная на теориях учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и физиологии активности Н.А. Бернштейна (экспериментальная группа).
Результаты сравнительного анализа представлены на рис. 2.
Работа, носящая поисковый, исследовательский характер с различными вариантами выполнения элементов попеременного двухшажного хорда, положительно сказалась на качестве передвижения попеременным двухшажным ходом (целостного двигательного действия).
Рис. 2. Уровень освоения техники попеременного двухшажного хода опытными группами.
В среднем уровень освоения техники попеременного двухшажного хода в экспериментальной группе составил 2,82 балла (максимальная оценка – 4 балла), а в контрольной – 1,6 балла (t = 3,57; p < 0,001).
Результаты сформированности самооценки представлены в таблице 1.
Таблица 1
Достоверность ошибок, сделанных учениками при самооценке техники попеременного двухшажного хода учениками контрольной и экспериментальной групп
Кол-во ошибок в самооценке ЭГ (n = 27) | Кол-во ошибок в самооценке КГ (n = 25) | t St ЭГ с КГ | |||||
X | δ | m | X | δ | m | t | p |
0,81 | 0,78 | 0,21 | 2,79 | 0,62 | 0,18 | 7,1 | <0,001 |
Десять учеников экспериментальной группы смогли объективно оценить свою технику попеременного двухшажного хода (оценка «5»), двенадцать сделали по одной ошибке (оценка «4») и пятеро – две (оценка «3». Среднее количество ошибок по группе составило 0,81, в то время как в контрольной группе – 2,79, в которой 11 человек сделали по три и более ошибок (оценка «2»).
Таким образом, анализ ситуации, результатом которого являются эффективные варианты выполнения элементов лыжного хода, которые, в свою очередь, становятся критериями оценки, приводит к умению учеников контролировать свои действия и на этой основе – объективно их оценивать.
Поисковая деятельность по нахождению критериев оценки двигательного действия привела к осознанию ощущений при его выполнении и пониманию причин эффективности элементов (например, ученики объясняли, что «скользящим шагом передвигаться намного проще, так как идёт скольжение по снегу, а ступающим тяжело, так как приходится поднимать ноги»). Данные действия явились причиной более качественного выполнения техники попеременного двухшажного хода по сравнению с контрольной группой и к сформированности умения объективно оценивать свои действия.
Таким же образом оценивалась техника выполнения и других упражнений школьной программы.
Поскольку количество критериев у упражнений разное (например, в беге их было 7, в кувырке – 6, метание малого мяча – 6, прыжке в длину с разбега – 6), то уровень усвоения их техники в обобщённом виде был представлен в процентах (рис. 3). [7].
Рис. 3. Уровень усвоения техники двигательных действий школьной программы (%).
В среднем сформированность техники двигательных действий в начале эксперимента составляла 65 % в экспериментальных классах и 67 % в контрольных. В конце эксперимента он поднялся до уровня в 89 % в экспериментальных классах и до 72 % в контрольных. В экспериментальном классе разность процентных чисел (D) оказалась в 2,2 раза больше средней ошибки разности процентных чисел (MD%), что позволяет утверждать, что полученная разница достоверна. В контрольном же классе этот показатель оказался недостоверным (MD% = 0,4; t < 2).
Выводы
1. Опираясь на требования Стандарта, нами была проанализирована литература по общей теории деятельности и теории учебной деятельности, в структуре которой обязательным элементом должна быть учебная задача. В данной ситуации традиционный метод обучения двигательным навыкам, основанный на учении И.П. Павлова об условном рефлексе, вступает в противоречия с теорией учебной деятельности. Для разрешения противоречия нами была проанализирована альтернативная павловской теория физиологии активности Н.А. Бернштейна.
До работ Бернштейна в физиологии бытовало мнение (которое излагалось и до сих пор излагается в учебниках), что двигательный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, в самом общем виде механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул – процесс его центральной переработки (возбуждение программ) – двигательная реакция.
В основе научного творчества Н.А. Бернштейна лежит его новое понимание жизнедеятельности организма, в соответствии с которым он рассматривается не как реактивная система, пассивно приспосабливающаяся к условиям среды (именно это следует из условно-рефлекторной теории), а как созданная в процессе эволюции активная, целеустремленная система. Иначе говоря, процесс жизни есть не простое «уравновешивание с внешней средой», а активное преодоление этой среды.
2. Сравнение этапов решения учебной задачи с периодами формирования двигательного навыка показало их сходства и различия. Отличие в этапах решения учебной задачи и периодов формирования двигательного навыка в том, что «вход в навык» осуществляется по-разному. При решении учебной задачи знакомство с двигательным действием осуществляется в виде анализа, осуществляемого посредством исследовательской деятельности учеников, а при формировании навыка это делается учителем.
Сходство же обнаруживается в том, что, пробуя разные варианты выполнения элементов при решении учебной задачи, ученики, по Н.А. Бернштейну, накапливают «словарь перешифровок». Этот словарь он называет «фонотекой», от объёма которой зависят двигательные возможности человека и даже способности. Полностью соответствуют друг другу решение частных учебных задач и периоды автоматизации и шлифовки. На объединении учебной задачи и периодов формирования двигательного навыка и была выстроена методика обучения технике двигательных действий.
3. В результате занятий по экспериментальной методике уровень освоения техники попеременного двухшажного хода в экспериментальной группе в среднем составил 2,82 балла (максимальная оценка – 4 балла), а в контрольной – 1,6 балла (t = 3,57; p < 0,001).
Дальнейшие эксперименты на другом учебном материале (кувырок, спринтерский бег, метание малого мяча, прыжок в длину с разбега) подтвердили полученные результаты: навык в экспериментальных группах формировался качественнее, чем в контрольной.
Результатом экспериментального обучения стало и сформированная самооценка техники. Ученики экспериментальной группы на достоверно значимом уровне в оценивании себя делали меньше ошибок, чем их сверстники в контрольной (0,81 против 2,79)
Заключение
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подвёл итог дискуссиям о будущем образования и определил новые цели, содержание, образовательные подходы и методы обучения. В связи с этим, возникли противоречия между требованиями ФГОС к обучению, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, и методикой обучения технике двигательных действий, основанной на учении И.П. Павлова об условном рефлексе.
Ранее проведённые исследования по обучению двигательному действию методом решения учебных задач убеждало в том, что навык формировался явно не по механизму условного рефлекса. Но в них не анализировался физиологический механизм формирования навыка. Анализ теории физиологии активности Н.А. Бернштейна и сопоставление периодов формирования двигательного навыка с этапами решения учебной задачи позволило с физиологической точки зрения объяснить, обосновать правомерность её применения для формирования техники двигательных действий.
Проведённые экспериментальные исследования подтвердили эффективность применения метода решения учебных задач при обучении технике двигательных действий.
В дополнение к теории физиологии активности при обучении создаются условия для проявления творческости учащихся и сопутствующих ей положительных эмоций, а также большей осмысленности действий на уроке. Ученики осваивают действия самоконтроля, самооценки, целеполагания (увязывая подбираемые упражнения сообразно поставленной цели).
Библиографический список
1. Барчуков И.С. Физическая культура: методики практического обучения: учебник / И.С. Барчуков. – М.: КНОРУС, 2014. – 304 с.
2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн – М.: Медицина, 1966.
3. Волосатых О.О. Исследовательский метод обучения физической культуре в начальной школе / О.О. Волосатых, А.М. Тихонов // Традиции и инновации в спорте, физической культуре и спортивной медицине: ПермспортМед - 2013: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием; 23-24 мая 2013; г.; г. Пермь, Россия / под ред. Е.В. Старковой, Т.А. Поляковой; Перм. гос. пед. ун-т; Перм. гос. мед. академия. - Пермь: Астер, 2013.
4. Волосатых О.О. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста / О.О. Волосатых, А.М. Тихонов, Л.В. Скирдонова // Физическая культура, спорт, туризм : научно-методическое сопровождение: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием; 15-16 мая 2014.; г. Пермь, Россия / ред. колл.: Е.В. Старкова (глав. ред.), Т.А. Полякова (науч. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. уни-т. – Пермь: Астер, 2014.
5. Голяков И.П. Соответствие программ по физической культуре Федеральному государственному стандарту начального общего образования / / И.П. Голяков // Традиции и инновации в спорте, физической культуре и спортивной медицине: ПермСпортМед – 2013: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием; 23–24 мая 2013.; г. Пермь, Россия / под ред. Е.В. Старковой, Т.А. Поляковой; Перм. гос. пед. ун-т; Перм. гос. мед. академия. – Пермь: ООО «ПК “Астер“», 2013.
6. Жужгова Л.В., Тихонов А.М. Уровень сформированности понятий в области физической культуры у школьников основной и средней школы // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых учёных. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 71-72.
7. Кечкин Д.Д. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности: Дисс. … канд. пед. наук / Д.Д. Кечкин, Тульский гос. ун-т – Тула, 2013.
8. Кечкин Д.Д. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности // Д.Д. Кечкин, А.М. Тихонов // Традиции и инновации в спорте, физической культуре и спортивной медицине: ПермспортМед - 2013: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием; 23-24 мая 2013; г.; г. Пермь, Россия / под ред. Е.В. Старковой, Т.А. Поляковой; Перм. гос. пед. ун-т; Перм. гос. мед. академия. - Пермь: Астер, 2013.
9. Короткова Е.А. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям / Е.А. Короткова, Н.А. Фомичёва // Там же. - 2005. - № 8. - С. 12-14.145
6 2008. – 570 с. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. проф. Г.Д. Драча. – Ростов н/Д: Феникс
10. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. – М.: Радуга. – 1982.
11. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич; пер. с польск. О.В. Долженко. – М.: Высшая школа, 1986.
12. Курысь В.Н. Физическая культура как общеобразовательный учебный предмет / В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева // Теория и практика физической культуры. - 2002. -№ 9. – 57-60.170
13. Кустова В.И. Особенности перестройки педагогической деятельности учащихся при переходе на новое содержание обучения: дис. ...канд. пед. наук./ В.И. Кустова. - Л., 1983.
14. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – МГУ.: Изд-во МГУ, 1973. – 374 с.200
15. Пуни А.Ц. Об осознаваемости и неосознаваемости движений в заученных действиях / А.Ц. Пуни // Вопросы психологии и спорта. – М.: ФиС, 1955.
16. Развивающее образование. Том II. Нерешённые проблемы развивающего образования. – М.: АПК и ПРО, 2003.
17. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье / В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.302
18. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Исследовательская разработка для учителя / С.Т. Танцорова. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1997. – 39 с.336
19. Тихонов А.М. Влияние совместной учебной деятельности младших школьников при решении учебных задач на эффективность техники двигательного действия и её самооценку / А.М. Тихонов // Физическая культура и спорт. Новый вектор развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 60-летию факультета физической культуры ( 16 октября 2009 г., г. Пермь) / науч. ред. М.Н. Исаков; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009.
20. Тихонов А.М. Модернизация процесса профессионального образования по физической культуре: монография / А.М. Тихонов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 364 с.
21. Тихонов А.М. Основные подходы к преподаванию физической культуры в школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом / А.М. Тихонов, И.П. Голяков // Теория и практика физической культуры. – 2014. – №5. – С. 13-15.
22. Тихонов А.М. Системно-деятельностный подход в преподавании физической культуры: Учебное пособие / А.М. Тихонов, Д.Д. Кечкин, О.О. Волосатых, И.П. Голяков. – Пермь: КЦФКиЗ, 2013.
23. Тихонов А.М. Цель, результат и содержание образования по физической культуре в общеобразовательной школе / А.М. Тихонов // Физическая культура и спорт. Новый вектор развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 60-летию факультета физической культуры (16 октября 2009 г., г. Пермь) / науч. ред. М.Н. Исаков; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009.
24. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
25. Холодов Ж.К. Технология постградуального обучения в системе повышения квалификации и переподготовки физкультурных кадров / Ж.К. Холодов // Теория и практика физической культуры. - 2002.- № 5.387
26. Шилоносов М.Г. Формирование самооценки техники попеременного двухшажного хода на уроках физической культуры / М.Г. Шилоносов // Традиции и инновации в спорте, физической культуре и спортивной медицине: ПермСпортМед – 2013: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием; 23–24 мая 2013.; г. Пермь, Россия / под ред. Е.В. Старковой, Т.А. Поляковой; Перм. гос. пед. ун-т; Перм. гос. мед. академия. – Пермь: ООО «ПК “Астер“», 2013.
27 Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.