Основные подходы к преподаванию физической культуры были изложены в ряде публикаций [21,22]. Там прописаны компоненты методики преподавания физической культуры в школе.
В связи с системно-деятельностным подходом содержанием образования будет являться педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Такое содержание предполагает использование в учебном процессе продуктивных методов обучения (исследовательский, проектный, эвристический), что, в свою очередь, делает учебный процесс личностно ориентированным, потому как личность - это субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт. Произвести такой новый продукт – значит осуществить акт творчества. Поэтому понятия «личность» и «творчество» неотделимы друг от друга. Творческое начало содержит в себе учебная деятельность, поэтому в процессе систематического выполнения её субъект приобретает и черты личности [21].
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (умение учиться, формирование субъекта учебной деятельности). В соответствии с главной, целью физической культуры является освоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.). Предметом преподавания физической культуры как учебной дисциплины в таком случае становится освоение основ физкультурной деятельности.
Деятельностной теорией учения, которая лежит в основе Стандарта, называют такую, которая опирается на понятия «действие», «задача» (они являются существенными компонентами целостной деятельности). В процессе решения учебной задачи субъект находит то действие, которое и приводит к достижению цели. Это действие усваивается учеником и становится результатом учебной деятельности.
В соответствии с этими положениями формирование навыка началось с практического знакомства с техникой попеременного двухшажного хода, после чего началось выявление тех основных элементов, от которых зависит скорость передвижения на лыжах. Позже они станут критериями для оценки и самооценки техники лыжного хода. Во время урока у учеников выявлялись различия в выполнении элементов, которые становились предметом экспериментальной работы. С этой целью были использованы эстафеты, во время которых команды поочерёдно бежали, применяя разные варианты выполнения элемента. Эффективным считался такой вариант, выполняя который обе команды становились победительницами. На первом уроке проверялась эффективность положения головы. Первый вариант был с положением головы на грудь, а второй – голова является продолжением туловища (для контроля применялась установка: смотреть на 4-5 метров перед собой). После проведения эстафет выяснилось, что бежать вторым способом быстрее. Таким образом был выявлен первый критерий оценки техники попеременного двухшажного хода. На этом же уроке ученики оценивали правильность выполнения этого элемента: у других, а потом и у себя.
На втором уроке было продолжено выявление основных элементов. Экспериментальной проверке подверглись разные варианты положения рук, постановки палок для отталкивания, положения ног (прямые или чуть согнутые), положения толчковой ноги, движение лыж (скользящий или ступающий шаг). следовательно, эти выявленные шесть элементов и стали теми контрольными точками, по которым и происходило оценивание (шестибалльная шкала).
На третьем уроке правильность выполнения элементов отрабатывалась в специальных упражнениях, которые предлагались самими учениками.
На четвёртом уроке (контрольном) ученики проходили отрезок дистанции и оценивали свою технику лыжного хода. Учителем отмечалось количество ошибок, сделанных в самооценке. При объективной самооценке выставлялась отметка «5», при одной ошибке – «4», при двух – «3».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 240.