Работу выполнила:
студент 351 группы
Шилоносов Михаил Г
__________________________
(подпись)
«Допущен к защите в ГАК» Научный руководитель:
Зав. кафедрой: проф. каф.ТМФК, канд. пед. наук,
_______________________ Тихонов Александр Михайлович
(подпись)
«____»_____________2015г.
_________________________
(подпись)
ПЕРМЬ
2015
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Методологические основы теории обучения двигательным действиям……...5
1.1. Общая теория деятельности…….………………….……………..………….5
1.2. Учебная задача……………………….………….…………………..…….....13
1.3. Физиология активности Н.А. Бернштейна…………………………………16
1.3.1. Механизмы организации движений и действий человека…………16
1.3.2. Схема рефлекторного кольца Н.А. Бернштейна……………………18
1.3.3. Теория уровней построения движений……………………………..20
1.3.4. Механизмы формирования навыка………………………………….22
2. Организация и методика исследования………………………………………...24
2.1. организация исследования…………………………………………………..24
2.2. Методы исследования……………………………………………………….26
3. Методика обучения двигательного действия на основе теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и физиологии активности Н.А. Бернштейна……….28
3.1. Сравнительный анализ этапов решения учебной задачи и периодов формирования двигательного навыка по Н.А. Бернштейну…………………………28
3.2. Сравнительный анализ этапов решения учебной задачи и периодов формирования двигательного навыка по Н.А. Бернштейну……………………..…..32
3.3. Экспериментальная проверка методик обучения двигательному навыку.34
Выводы……………………………………………………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….. 40
Библиографический список……………………………………………………... 41
Введение
Вот как описывается двигательный навык в учебнике 2014 года издания «Физическая культура: методики практического обучения»: «Двигательный навык – это произвольное движение, доведённое до автоматизма (по типу условного рефлекса). При многократном повторении движений в головном мозге формируются прочные условно-рефлекторные связи – динамический стереотип». [1, С 29].
Обучение начинается с создания учителем (тренером) у учеников образа движения. Он показывает, рассказывает, анализирует структуру действия, делит целостное двигательное действие на элементы и в специально подобранных упражнениях даёт задание ученикам на их отработку, контролируя и оценивая их.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подвёл итог дискуссиям о будущем образования и определил новые цели, содержание, образовательные подходы и методы обучения. В связи с этим, появилась научная проблема, актуальность которой определяется возникновением противоречия между требованиями ФГОС к обучению, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, и методикой обучения технике двигательных действий, основанной на учении И.П. Павлова об условном рефлексе.
С учётом выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каким образом организовать обучение по предмету «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС, не потеряв качество освоения техники двигательных действий.
Цель работы: сравнить эффективность методик обучения технике двигательных действий.
Объектом исследования является процесс обучения технике двигательных действий.
Предмет исследования – сравнительный анализ методик обучения двигательным навыкам.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование техники двигательного действия на основе теорий учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и теории физиологии активности Н.А. Бернштейна будет приводить не только к её более качественному освоению, но и к формированию регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования, затрагивающие вопросы теории деятельности, учебной деятельности и теории физиологии активности Н.А. Бернштейна.
2. Разработать методику формирования двигательных действий, основанной на положениях теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и теории физиологии активности Н.А. Бернштейна.
3. Сравнить методики, основанные:
– на учении И.П. Павлова об условном рефлексе;
– на теории учебной деятельности и теории физиологии активности Н.А. Бернштейна.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что впервые теоретически обоснован метод формирования техники двигательных действий на основе теории учебной деятельности и теории физиологии активности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы могут использоваться в процессе обучения двигательным действиям в соответствиями с требованиями ФГОС, формируя универсальные учебные действия.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.