Сравнительный анализ этапов решения учебной задачи и периодов формирования двигательного навыка по Н.А. Бернштейну
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В ранее проведённых исследованиях уже приводились примеры решения учебных задач на уроках физической культуры [7, 19, 21, 26]. Но в них не анализировался физиологический механизм формирования навыка. Ясно было одно, что формировался он явно не по механизму условного рефлекса. В табл. 2 приведены этапы решения учебной задачи и периоды формирования навыка по Н.А. Бернштейну с целью физиологического обоснования тех действий, которые ученики совершают в процессе её решения.

Таблица 2

Соотношение этапов решения учебной задачи и периодов формирования двигательного навыка

Этапы решения учебной задачи Периоды формирования двигательного навыка
1. Постановка и принятие учебной задачи «Как научиться быстро передвигаться на лыжах?». 2. Анализ ситуации. На этом этапе выявляются причины того, что не позволяет прыгать далеко. Не позволяет быстро передвигаться то, что неизвестно, какие элементы наиболее эффективны для максимально возможного результата. С помощью эксперимента эти элементы выявляются.   1. Первоначальное знакомство с движением и первоначальное овладение им. 1.1. Выявление двигательного состава (рассказ, показ, разъяснения, наблюдение, анализ). Ознакомление с тем, как движение выглядит снаружи (внешняя картина движения). 1.2. Прояснение внутренней картины движения. Человек учится перешифровывать афферентные сигналы в эффекторные команды. Накопление «словаря перешифровок». Организм должен «наощущаться досыта».  
3. Конструирование способа решения задачи и создание идеального образа. Выявляется, что этот способ - тренировка (в принятии положений головы, туловища, угол сгибания ног, скользящий шаг, постановка палок, работа рук). Создание идеального образа (правильное выполнение элементов: 1) положение головы; 2) положение туловища; 3) работа рук; 4) постановка палок; 5) положение толчковой ноги; 6) скользящий шаг.    
4. Решение частных учебных задач (ЧУЗ). На этом этапе подбираются специальные упражнения, в которых отрабатываются отдельные элементы попеременного двухшажного хода. ЧУЗ-1 (первая частная учебная задача): отработка положения головы. Подбираются упражнения для отработки элемента. 5. Самоконтроль первого элемента (СК-1). Здесь определяются критерии контроля правильности элемента. Визуальный контроль, чувственный контроль. 6. Самооценка (СО-1). На этом этапе определяется количество баллов, начисляемых за правильное выполнение элемента. Оценка в один балл ставится, если: пятки первыми встречают опору при приземлении, пальцы рук касаются пола, нет болевых ощущений в коленях и пояснице. И так далее. Решается ЧУЗ-2 (отработка положения туловища), ЧУЗ-3 (работа рук), ЧУЗ-4 (положение ноги при отталкивании), ЧУЗ-5 (постановка палок). ЧУЗ-6 (скользящий шаг) При решении каждой ЧУЗ определяются критерии самоконтроля, количество баллов за правильное выполнение.   2. Автоматизация движения. Полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате ведущий уровень частично или полностью освобождается от заботы об этом движении. 2.1. Увязка деятельности всех низовых уровней. 2.2. «Рекрутирование» готовых двигательных блоков. «Фонотека» (фон). Каждый организм имеет свою «фонотеку», т.е. набор фонов, и от его объёма зависят его двигательные возможности и даже способности.  
  3. Шлифовка навыка за счёт стабилизации и стандартизации. Стабилизация – навык приобретает такую прочность, что не разрушается ни при каких обстоятельствах. Помехоустойчивость приобретается за счёт того, что к этому моменту организм уже опробовал массу отклонений, которые вызывались внутренними и внешними помехами. Все они были отработаны и теперь на каждый возможный случай у него имеется запас соответствующих коррекций. Стандартизация – приобретение навыком стереотипности. В этот период при многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий, напоминающих «гвардейцев в строю».  

 

Отличие в этапах решения учебной задачи и периодов формирования двигательного навыка в том, что «вход в навык» осуществляется по-разному. При решении учебной задачи знакомство с двигательным действием осуществляется в виде анализа, осуществляемого посредством исследовательской деятельности учеников, а при формировании навыка это делается учителем.

Сходство же обнаруживается в том, что, пробуя разные варианты выполнения элементов при решении учебной задачи, ученики, по Н.А. Бернштейну, накапливают «словарь перешифровок». Этот словарь он называет «фонотекой» (причём первую половину слова он предлагает понимать не как латинский корень, означающий «звук», а буквально как «фон»). Каждый организм имеет свою «фонотеку», т.е. набор фонов, и от его объёма зависят его двигательные возможности и даже способности. Полностью соответствуют друг другу решение частных учебных задач и периоды автоматизации шлифовки.

В дополнение к теории физиологии активности мы даём возможность проявиться «разгулу фантазии» учеников (придумывая разные способы выполнения элементов и упражнения для их отработки), и сопутствующих ему положительных эмоций, а также большей осмысленности действий на уроке. Ученики осваивают действия самоконтроля, самооценки, целеполагания (увязывая подбираемые упражнения сообразно поставленной цели).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 204.