МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

· оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

· технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

· экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

· библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);

- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

- религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);

- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

· печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса. – Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/umk/primernaya-programma-kursa-osnovy-religioznykh-kultur-i-svetskoj-etiki-dlya-4-klassa.html.

 

 

Приложение 5. Методы обучения основа светской этики

 (Н.Н. Плужникова)


 

Дисциплина «Основы светской этики» была введена сравнительно недавно в качестве одного из модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в качестве экспериментального проекта для учеников 4—5 классов средних общеобразовательных учреждений. Актуальность изучения светской этики в школе обусловлена прежде всего необходимостью духовно-нравственного просвещения, а всей дисциплины в целом — потребностью формирования у младшего подростка «мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» [1. С. 3]. Но введение светской этики, а также ее преподавание в школе продиктовано, на наш взгляд, некоторыми объективными особенностями развития современного общества и культуры.

Информационный характер современной культуры, расширение коммуникационного пространства и внедрение инновационный технологий качественно изменяют процесс обучения в современном образовании. В отличие от традиционной модели обучения обучение в инновационном обществе нацелено на формирование многосторонней личности, обладающей не только профессиональными, но и нравственными


качествами, личности, способной жить не


столько в мире компьютеров, сколько в мире окружающих ее людей. Такие требования к современному человеку предъявляет современное сетевое общество, в котором каждый человек является частью социальной сети и от знаний и отношения каждого человека зависит функционирование социального целого: «Человек живет в мире убеждений, верований, идей  своего времени, он вынужден жить, ориентируясь на этот значимый мир, “дух времени”, соотнося с ним свои действия. И этот мир, меняясь, меняет жизнь человека, его “сюжет жизненной драмы”. Такое изменение происходит с каждым новым поколением, так как предшествующее изменило значимый мир по сравнению с тем, каким оно его застало» [9. С. 116].

В современном обществе человек, а тем более ребенок находится под властью социальных стереотипов, моделей поведения, которые предлагает ему общество. Общество задает ориентиры жизни ребенку, поэтому крайне важно научить его самостоятельно выбирать и формировать нравственные ценности, чтобы быть создателем собственной жизни, а не зависеть от мнения окружающих его людей, от моды на то или иное знание, от массовой культуры. Светская этика в этом плане выполняет задачу становления нравственной личности, а нравственность — основа любого общества, базис, без которого сохранение и выживание общества невозможно.

Методика преподавания этики — это, пожалуй, наиболее сложный и тонкий компонент учебной программы. Главная задача учителя — повлиять на мировоззрение ребенка, причем повлиять таким образом, чтобы он сам осознавал, что именно от него зависит существование других людей и мира в целом. Ведь что такое нравственность? Это индивидуальная позиция, позволяющая человеку сохранять чувство собственного достоинства, поступать что называется «по совести». В этом плане одна из трудностей преподавания этики состоит в том, что категории этики (а им посвящена большая часть занятий в рамках дисциплины) нельзя изучать «теоретически». Практическое освоение данных категорий возможно только с помощью личного опыта, который ребенок получает в семье, в школе, среди своих сверстников. Подчас ребенок сам различает эти понятия интуитивно правильно. Учитель же выполняет роль компаса, который ориентирует ребенка не на интуитивное, а на обоснованное, осмысленное этическое решение. Каким образом ребенок сможет сам принять рациональное решение, сделать взвешенный нравственный выбор? Только в том случае, если ему покажут пример из его собственной жизни и помогут разобраться с конфликтными или стрессовыми ситуациями, с которыми он сталкивается каждый день.

Еще одна трудность преподавания этики, на наш взгляд, это работа с сознанием, которое информационно перегружено, которое еще не определилось, но уже информационно «запрограммировано» (родителями, сверстниками, интернет-сообществами и др.). В этом сознании уже есть ориентиры поступков, которые даны, предзаданы ребенку обществом. Самым мощным ориентиром для такого сознания в современном обществе является экономический фактор. Ребенок видит, что кто-то из его сверстников успешнее, кто-то — нет, у кого-то не получается даже играть в игры, поэтому он слывет неудачником. Ребенок начинает воспринимать окружающий мир через стойкое убеждение, что мир устроен иерархически и критерий этой иерархии только один — деньги. Ребенок привыкает, что деньги — это не только основа успешной и благополучной жизни, но и определенного поведения, которое можно назвать нравственным. 

Психике ребенка еще сложно выстраивать собственные шкалы и системы ценностей, поэтому легче ориентироваться на ту систему (или системы), которую он явно видит в обществе: «Важнейшая этическая проблема заключается в том, что часть людей принимают такую денежную шкалу («инструмент», «линейка» для измерения значимости человека) в качестве основной для оценки других людей и самооценки успешности собственной жизни, и надо признать, что это тоже их выбор, на который они имеют право» [6. С. 85].

Важно осознавать, что требования в преподавании этики предъявляются не только к ребенку, но и к учителю. Учитель сам должен быть ценностно зрелым человеком. Если он нравственно сформирован сам как личность, то никогда не станет навязывать ребенку свои нравственные понятия, а лишь поделится собственным опытом. У учителя должна быть «нравственная точка отсчета». Для начала учитель должен определить, как он относится к собственному представлению о должном, достойном, справедливом.

Задача преподавания этики в предподростковом периоде — развитие конфликтной компетенции, в том числе формирование самостоятельной способности урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев на основе существующих норм и правил. Это все необходимо, чтобы воспитать достойного человека, в первую очередь понимающего законы человеческого сосуществования.

Проблема преподавания светской этики в школе имеет не только мировоззренческий, но и методический аспект. Министерством образования и науки РФ разработан ряд учебных и методических пособий для ее преподавания. В них представлены программа и задачи дисциплины, планы уроков. В качестве учебных пособий можно выделить «Основы светской этики. 4—5 классы» и «Программы общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики 4—5 классы”». В качестве методического пособия можно выделить «Основы религиозных культур и светской этики». Все эти пособия вышли в 2010 г. под редакцией А. Я. Данилюка. Но конкретных методических рекомендаций для учителя в данных пособиях нет. Они описывают лишь содержательный, учебный момент дисциплины.

Что касается различных интернетисточников, то можно выделить два сайта: 

«Основы религиозных культур и светской этики» 

(http: //www.orkce.ru/ user);

«Открытый класс» (с поурочными планами) (http://www.openclass.ru/wikipages/140319). 

На первом сайте выложена официальная информация по дисциплине, существует возможность консультаций с технологиями и содержанием дисциплины. Второй сайт интересен в методическом плане, поскольку содержит «выкладки» некоторых уроков по светской этике учителями различных регионов Российской Федерации. Также интересные сведения по методике преподавания этики можно найти на сайте Л. Т. Ретюнских — доктора философских наук, профессора кафедры философии МПГУ. Она профессионально занимается методикой обучения детей философским играм [См.: 7—8], является создателем уникальной методики преподавания философии подросткам в виде игры, имеет официальный сайт (http://www.phil4chil.ru), на котором описана методика и практика проведения с детьми сократических бесед.

Основными принципами обучения ребенка светской этике, соответствующими коммуникативному развитию общества и культуры, должна стать диалогичность и интерактивность обучения. Именно в диалоге и интерактиве рождается приобретение способности вычленять этическое содержание в любой жизненной ситуации. Поэтому на уроках необходимо моделирование ситуаций, активизирующих самостоятельную деятельность ученика по осмыслению проблемных этических ситуаций. Конечно же, необходимо опираться на социальный опыт ребенка, для чего нужно приводить примеры наиболее типичных ситуаций, которые ребенок уже переживал в своей жизни.

Учитель должен демонстрировать знание основных этических понятий, уметь иллюстрировать их на понятных ученику примерах, знать основные тенденции развития современной культуры, проявлять эрудицию. Он должен уметь объяснить, почему ребенку в конкретных ситуациях необходимо поступать определенным образом и почему это будет нравственным. При этом важно, чтобы педагог демонстрировал собственную нравственную позицию. Во взаимоотношениях учителя с учеником должен преобладать демократический стиль общения. Ученик же должен 230 проявлять активность, самостоятельность суждений, навыки сотрудничества и работы в коллективе, уметь слушать не только учителя, но и своих сверстников.

Наиболее эффективными типами уроков по светской этике, на наш взгляд, можно назвать сократический диалог и деловую игру, урок-сказку [См.: 3—5]. Основу сократического диалога составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов (например, «Почему человек бывает злым?»). При подготовке данного типа урока учитель должен четко сформулировать вопрос или проблему и возможные пути ее решения. В начале урока он обосновывает выбор проблемы и выделяет ее узловые моменты. В процессе урока происходит не только систематизация возможных путей решения нравственной проблемы, но и постановка связанных с ней новых вопросов, дающих ученикам пищу для новых размышлений. Особенностью деловых игр является моделирование жизненных ситуаций, требующих осознанного нравственного решения: «В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике» [2. С. 66]. Кроме того, в деловой игре учащиеся вычленяют и перерабатывают теоретический материал урока.

Важным компонентом обучения светской этике являются интерактивные занятия. Слово «интерактив» происходит от английского слова «interact» (взаимное действие): «Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика» [2. С. 163]. Интерактивность необходима не только для успешного усвоения материала. В интерактивном занятии ученик чувствует себя самостоятельным участником диалога, способным выносить собственные этические суждения.

В процессе такого занятия идет активный обмен знаниями, идеями, позициями. В ходе данного обучения ученик учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа различных жизненных ситуаций, общаться с другими людьми и уважать чужое мнение.

В качестве форм интерактивного обучения можно использовать дебаты или работу в группах. Актуальна в преподавании этики такая интерактивная форма, как составление коллажа. Учащиеся разбиваются на группы и с помощью различных материалов делают коллаж на предложенную учителем тему (например, «добро», «альтруизм») с последующим обсуждением того, почему именно такой коллаж был составлен).

Учебная программа по основам светской этики включает в себя в качестве необходимого элемента защиту учащимися проектов. Проектный метод — это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая имеет реальный практический результат, оформленный тем или иным образом» [4. С. 3].

В рамках дисциплины «Основы светской этики» по предлагаемой программе для общеобразовательных учреждений презентация творческих проектов учащихся предполагается на последнем уроке. Учащиеся делают сообщения по выбранным темам (например, «Долг и ответственность в жизни человека», «Любовь и уважение к Отечеству»), защищают итоговый проект, который оценивается учителем. Можно организовать на последнем уроке защиту группового проекта.

Представленный в нашей работе методический компонент учебного модуля по светской этике представляет собой лишь один из вариантов возможной организации процесса обучения. Хочется надеяться, что данный учебный модуль не будет ограничен только рамками учебного плана, а сформирует у младшего подростка практическую способность к достойному диалогу с окружающим миром.


 

Приложение 6. Фрагмент рабочей программы курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» 4–5 классы (Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева)

    Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» для 4–5 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича.





Пояснительная записка

    Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

    Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

    Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.

    Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.

    Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы учитывают современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. В связи с этим в основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Школа 2100»:

    Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

    Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

    Деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

    В соответствии с образовательной программой «Школа 2100», каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 467.