ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Челябинск, 2017

 

Тема 5. Учебно-методическое обеспечение преподавания модуля «Основы мировых религиозных культур»

Задание 1. Познакомьтесь с существующими учебниками «Основы светской этики».

Данилюк А.Я. Режим доступа: http://ipk-tula.ru/upload/files/orkse/303/Bondarenko.pdf  Студеникин М.Т. Режим доступа: https://russkoe-slovo.ru/efu.php (возможно скачать программу и воспользоваться учебником)
Шемшурина А.И. Режим доступа: http://www.rulit.me/author/shemshurina-a-i/osnovy-svetskoj-etiki-4-klass-download-free-456401.html Васильева Т.Д. Режим доступа: http://skachaj24.ru/osnovy-svetskoj-etiki-4-klass-vasileva/

Задание 2. На основе анализа содержания тем каждого учебника проведите сравнение их по ценностным основаниям. Результаты анализа отразите в таблице.

Автор учебника

Данилюк А.Я.

Студеникин М.Т.

Шемшурина А.И.

Васильева Т.Д.

Ценности Добро + + + + Родина + + + + …

Задание 3. Прочитайте текст Урока 1 в каждом учебнике. Оцените его по критериям, представленным в таблице (от 1 до 3-х баллов).

Автор учебника

Данилюк А.Я.

Студеникин М.Т.

Шемшурина А.И.

Васильева Т.Д.

Критерии
Раскрытие содержания темы урока
Логика изложения
Занимательность теста
Задания к тексту
Наличие проблемных вопросов
Доступность языка изложения
Наличие иллюстраций
Всего баллов:

Задание 4. Составьте текст рекламы для учебника, получившего наибольшее количество баллов.


Тема 6. Основные нравственные понятия в курсе

Основы светской этики

Задание 1. Составьте текст для обучающихся 4-х классов из 5-6 предложений, в котором раскрывается сущность понятий:

а) патриотизм

б) справедливость

в) милосердие

г) любовь

д) верность

е) труд

Патриотизм Справедливость
Милосердие Любовь
Верность Труд

Задание 2.  Сравните понятия

Этика – это Этикет - это

Вывод:

Мораль – это Нравственность - это

Вывод:

Задание 3. Опишите человека, который обладает негативными качествами.

Злой человек – это тот, кто _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жадный человек – это тот, кто ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Равнодушный человек – это тот, кто _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жестокий человек – это тот, кто __________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Какие традиции и светские праздники, которые отмечают в России,  Вам известны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Назовите те ценности, которые являются основанием перечисленных выше праздников и традиций.

Пример:

День Победы
Мир во всем мире
Уважение старших
Патриотизм


Продолжите:


Тема 7. Приобщение младших школьников к нравственным ценностям на уроках светской этики



Задание 2. Найдите в словарях, энциклопедиях и в других литературных источниках определение понятию «приобщение». Зафиксируйте.

Задание 3. Какие виды деятельности, на Ваш взгляд, будут способствовать приобщению младших школьников к базовым национальным ценностям?                                       



Задание 4. Рассмотрите механизм приобщения младших школьников к базовым национальным ценностям. Опишите действия учителя в ходе приобщения младших школьников к ценностям.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК
ВОСПИТАТЕЛЬ
Создаёт условия для:
Деятельности, направленной на познание базовых национальных ценностей
Деятельности, способной вызвать эмоциональные переживания младшего школьника
Деятельности, побуждающей младших школьников к проявлению нравственных умений на основе усвоенных ценностей
Приобретает знания о базовых национальных ценностях
Принимает базовые национальные ценности
Осознаёт мотивы поступков, действует на основе усвоенных ценностей
Участвует в деятельности, в процессе которой:
Подражая взрослым
По просьбе взрослого
По убеждению
Эмоциональный отклик
Положительное отношение
Ценностные ориентации
Разрозненные факты
Представления
Понятия
                                                                                                                              

Тема 8. Содержание семейных ценностей в курсе

Основы светской этики

Задание 1. Какими нравственными ценностями представлена базовая национальная ценность СЕМЬЯ в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России?


СЕМЬЯ
                                                                                                                                   

Задание 2. Раскройте содержание каждой ценности.

Задание 4. Напишите в лепестках ромашки традиции Вашей семьи. Расскажите о традициях своей семьи в микрогруппе. Послушайте рассказы одногруппников. На листьях ромашки запишите те традиции, которых в Вашей семье нет, но Вы хотели бы, чтобы они появились.  


Задание 5. Выпишите из учебников по Основам светской этики названия всех тем, раскрывающих сущность семейных ценностей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Составьте отрывок урока по одной из вышеназванных тем.

Тема урока: ___________________________________________________________   Цель урока: ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Планируемые результаты: ___________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ценностные ориентиры: ____________________________________________________ Методическое обеспечение урока (наглядность, сопровождение: музыкальное, литературное, техническое): _________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Этап мотивации к изучению нового материала: _________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Этап изучения нового материла: ______________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вопросы проблемного характера: ____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задания для обучающихся: __________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 7. Что Вы знаете о празднике любви, семьи и верности?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте краткий план-сценарий этого праздника. Оформите его на стр. 70.

Тема 10. Методические аспекты преподавания основ светской этики в начальной школе

Задание 1. Вспомните, каким образом формируется мотивация к изучению нового материала. Предложите несколько способов формирования у младших школьников мотивации к изучению основ светской этики.

1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Дайте характеристику следующим методам.

 
Метод моральных дилемм
 
Исследовательский метод
 
 
Эвристические методы
Проектный метод


Задание 3. Обратитесь к учебнику Основы светской этики. Приведите примеры использования вышеназванных методов на уроках светской этики.


Метод моральных дилемм

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эвристические методы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Исследовательский метод

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Метод проектов

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Охарактеризуйте следующие формы организации деятельности на уроке.

Уроки-экскурсии
Викторины
Творческие мастерские
Деловые и ролевые игры


Задание 4. Обратитесь к учебнику Основы светской этики. Приведите примеры использования вышеназванных форм на уроках светской этики.


Уроки-экскурсии

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Деловые и ролевые игры

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Викторины

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческие мастерские

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Прочитайте статью Плужниковой Н.Н. «Методы обучения основам светской этике в школе» (приложение 5). Укажите, какие методы обучения рекомендует автор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 11. Проектирование и обсуждение уроков дисциплине «Основы светской этики»

Задание 1. Обратитесь к методическому пособию «Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» (Режим доступа: http://orkse.aktashshkola.edusite.ru/DswMedia/programmaosnovyisvetskoyyetiki.pdf).

Выберите 3 темы (см. Тематическое планирование). Изучите содержание, представленное в таблице. Обратите внимание на знания и умения, которые должны быть сформированы у обучающихся в ходе урока. Подберите для каждого урока средства, методы и формы реализации представленного содержания, соответствующие знаниям и умениям, которые должны быть сформированы.

Пример.

Тема урока: Вежливость.

Содержание урока Требования к подготовке обучающихся Средства, формы и методы реализации содержания урока Литературные, музыкальные произведения, картины художников, видео
Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения Беседа с обучающимися (о понимании ими смысла слов «вежливость», «уважение». Работа со словарем. Рассказ с презентацией (происхождение слов «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста»). Работа с учебником. Ответы на вопросы, представленные в учебнике. Решение проблемной ситуации (обиженный на своего друга Костя в порыве гнева наговорил ему много обидных слов). Работа в микрогруппах: составление правил этикета в ситуациях общения. Тренинг «Слышать и слушать».  

Продолжите:

Тема урока: Дружба и порядочность

 

 

Содержание урока Требования к подготовке обучающихся Средства, формы и методы реализации содержания урока Литературные, музыкальные произведения, картины художников, видео
   

Тема урока: Защитники Отечества

Содержание урока Требования к подготовке обучающихся Средства, формы и методы реализации содержания урока Литературные, музыкальные произведения, картины художников, видео
   

Тема урока: Этика и этикет

Содержание урока Требования к подготовке обучающихся Средства, формы и методы реализации содержания урока Литературные, музыкальные произведения, картины художников, видео
   

План-сценарий

Цель:

 

Планируемые результаты:
Ход мероприятия:

 

 



Приложение 1. Фрагмент программы «Этика» Н.Е. Щурковой

 

ПРОГРАММА 4 КЛАССА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа )

(1 час в неделю )

Нравственность в обществе (1 –2 четверти; 17 часов )

1. Облик нравственности и язык нравственности (3 ч.)

Знакомство с основными понятиями: этика, мораль и нравственность. Как появились эти слова. Смысл этих понятий.

Накопление этических норм и нравственных отношений в ходе исторического развития. Можно ли записать все правила нравственности? Примеры нравственного поведения, нравственного поступка. Как мы оцениваем поступки людей и выражаем нравственные оценки.

Язык нравственности: слово, жест, поза человеческого тела, мимика, предметы, вещи, одежда, другие символы; поступок как действие. «Поле нравственности» и соблюдение этических норм в повседневной жизни. Мораль, этика и радость общения.

2. Прообраз нравственности в мире животных (1 ч.)

Иллюстрации форм «нравственного поведения» животных в этологии. Взаимовыручка, предупреждение об опасности, «уроки» для своих детенышей: инстинкт или зачатки будущей нравственности? «Стать человеком» и «оставаться человеком…».

3. Зарождение нравственности в первобытном обществе (1 ч.)

Первые проявления нравственности в человеческом обществе. Объединение людей в древние времена как естественный способ выживания человека. Этические правила как условие существования племени. Что регулировало поведение людей в первобытном обществе. Табу – запреты как первые шаги к нравственности. Ритуалы. Традиции. Созидание первобытного человека как начало культуры. Нравственность и интересы общества.

4. Первый шаг к науке этике (2 ч.)

Человек разумный (Homosapiens). Что значит мыслить. Роль философов античности в осмыслении Человека как явления жизни (Сократ, Аристотель). Появление этики как науки, анализирующей отношения между людьми и оценивающей роль нравственности в их жизни. Добро как основная категория этики. Человек нравственный (Homomoralis). Дисциплина и свобода. Основные объекты нравственного отношения. Что дает человеку наука этика.

5. Религия и нравственность (2 ч.)

Сознание первобытных людей и вера в существование сверхъестественных сил. Язычество. Мифы Древней Греции как отражение представлений людей о богах. Основные религии: буддизм, христианство, ислам, иудаизм. Монотеистические религии. Облик бога в иконописи. Атеизм.

Нравственные правила и нормы в религии. Заповеди. Запреты. Жизнь человека по религиозным заповедям. Строгость нравственных религиозных норм, наказание. Роль религии в укреплении нравственных норм. Религиозные нор мы и светская этика.

6. Свобода нравственного выбора. «Хочу» и «надо» (2 ч.)

Характеристики нравственности. Понятие нравственного выбора. Действие, поступок и отношение к Другому. Нравственность – свободное отношение, проживаемое отношение. Мера нравственности безнравственности. Великодушие в оценке нравственности человека. Мотивы поступка. Внутренняя нравственная свобода. Поступок «наедине с собой». Свобода Другого. Желания и нравственные обязанности. Два понимания свободы: свобода «для» и свобода «от». «Быть как все» или «не быть как все». Поступок на грани самопожертвования – подвиг. Противоречие между принуждением и свободой.

7. Традиции в обществе (1 ч.)

Что такое традиции. Традиции как проверенные временем правила поведения. Уважение к традициям. Утверждение норм Добра в традициях. Общественное мнение. Традиции в повседневной жизни современного школьника. Праздничные школьные традиции. Как рождаются традиции.

8. Кто придумал этикет (2 ч.)

Этикет как форма нравственного поведения. Назначение этикета. Пунктуальность как одно из правил этикета. Современный этикет. Этикет в гостях. Этикетные формулы и их роль в нашей жизни. Этикет у разных народов. Жесты, позы. Одежда. Ситуации этической защиты. Четыре главных правила этикета. Истинный этикет. Что можно и что нельзя. Общие черты этикета.

9. Самый сложный вопрос общественной нравственности (1 ч.)

Проблема нравственности – самая сложная проблема. Столкновение разных мнений, позиций в истории человечества и сегодня. Справедливость – несправедливость. Справедливость и проблема неравенства людей. Когда мы сталкиваемся с несправедливостью.

10. Добро должно быть умным (1 ч.)

Знание и возможность предвидеть события. Предвидение последствий в нравственных отношениях. Искусство как важнейший источник этических знаний. Взросление человека и освоение моральных норм. Что значит – быть нравственным.

Итоговое занятие (1 ч.)

Виды индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроке и формы воспитательной работы во внеурочное время:

– работа с репродукциями картин известных художников;

– характеристика поступков исторических личностей, героев литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов;

– анализ жизненных ситуаций;

– участие в игровых ситуациях и упражнениях (игра «Предлагаю – выбираю»);

– разрешение моральных дилемм;

– самонаблюдение и рефлексия;

– инсценировка сказки «Терем-теремок» на новый лад;

– чтение художественной литературы (Р. Киплинг «Книга джунглей», Р. Брэдбери «Каникулы»); знакомство с кинофильмами (например, фильмом «Пигмалион» по пьесе Б. Шоу);

– работа с интернетресурсами;

– моделирование и обсуждение ситуаций;

– беседа с близкими людьми (изучение мнения) и подготовка сообщения.

Практикумы:

– наблюдение и самонаблюдение;

– упражнение в соблюдении этических норм;

– миниисследования;

– размышления на этические темы;

– изучение и оптимизация своих способностей, умений, своего поведения (например, операция «Плюс один»);

– подготовка выразительного чтения литературных про изведений и обмен мнениями (например, стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке»); – решение этических задач; – написание эссе.

Нравственность в душе человека (3 –4 четверти; 17 часов)

1. Я и Другой (3 ч.)

Индивид. Субъект. Индивидуальность. «Я» каждого чело века. Отношения «Я – Другой» в основе нравственности. Ценность Другого для каждого из нас. Учитывать интересы Другого, помогать Другому. Развитие нашего собственного «Я» происходит благодаря взаимоотношению с Другим. Важность того, какие люди нас окружают. Познание себя в общении с Другим. Расширение жизненного горизонта в общении с другими. Залог духовного обогащения – способность выявлять у людей положительные качества и перенимать достойные умения.

Автономия. Почему важно не нарушать автономию Другого. Взаимная забота друг о друге как обязательное условие человеческой жизни. Умение «видеть» Другого. Что значит уважать других, быть благодарным Другому?

Друг. Бескорыстность дружеских отношений. Деловые отношения. Товарищество. Приятель и приятельские компании. Знакомство. Умение выбирать знакомых, приятелей, товарищей. Мое «Я» – Другой для всех других.

Отношение к семье и родным. Любовь, забота как основа семейных отношений.

2. Конфликт: нравственное разрешение (1 ч.)

Противоречия в отношениях между людьми как причина разногласий. Почему возникают конфликты? Что происходит в конфликтной ситуации? Как разрешать конфликты? Взаимное уважение как основной принцип разрешения конфликта. Помощь детей в разрешении конфликтов в семье. Способы разрешения конфликта: уступка, компромисс, «третейский суд» и др. «Пустячные» (пустые) конфликты.

Опасность конфликтов, возникающих между государства ми.

Улучшение нравственных отношений между людьми как результат правильно разрешенных конфликтов.

3. Совесть регулятор моей нравственности (2 ч.)

Совесть как внутренний регулятор поведения человека. Чувство стыда. Совесть как способность предвидеть исход собственного поведения. Совесть – стержень нравственности. Кого называют бессовестными людьми. Бессовестность и эгоизм. Причины одиночества; муки совести.

Совесть как советчик и защитник счастья человека. Великодушие. Возможно ли развивать совесть. Развитие совести: интерес к состоянию другого человека; осмысление художественных произведений; анализ своих поступков. Умение слушать собеседника, понимать его духовный мир. Совесть усиливает другие достоинства человека. Совесть и свобода.

4. Счастье и нравственность (1 ч.)

Счастье и наше отношение к собственной жизни. Счастье: чувства, работа разума. Счастье как особое состояние души. Удовлетворение жизнью. Отчего возникает состояние счастья? Ошибки в понимании счастья. Восхождение к счастью. Несчастье. Этикет в проявлении переживания счастья и несчастья. Секреты счастья.

5. Отечество, в котором я живу (1 ч.)

Родина. Отношение к родной земле, своей стране. Многонациональная и многоконфессиональная семья народов России. Богатство природы и особенности климата. История на шей страны, ее культурные достижения. Нравственные характеристики народа. Патриотизм. Как рождается в душе патриотизм. Привязанность к месту жительства. Гордость за Отчизну. Горесть и стыд. Любовь к народу. Забота о Родине со стороны детей.

6. Жизнь вокруг меня (2 ч.)

Что значит проживать жизнь. Жизнь как постоянное движение и изменение. Жизнь как единство разных миров, природного, социального... Красота жизни. Жизнь как космическое явление. Человек, любящий жизнь.

Я наблюдаю и воспринимаю жизнь. Я наслаждаюсь жизнью. Я познаю жизнь. Я преодолеваю трудности жизни. Я оберегаю жизнь. Я планирую свою жизнь. Перспектива жизни. Я улучшаю жизнь. Я созидаю жизнь. Любовь в жизни. Благоговение перед жизнью. Ценность жизни. Противоречия жизни.

7. Труд как условие нравственной жизни (2 ч.)

Для чего человеку трудиться. Ценность труда. Проживание человеком в труде роли созидателя, творца. Трудработа и трудзабота. Творческий труд. Уважение к любому труду. Физический и умственный труд. Учебный труд. Профессиональный труд. Труд в духовной сфере. Труд и материальное благополучие. Нравственные традиции предпринимательства. «Хочу», «надо» и «могу». Труд как способ преобразовать мир, проявить свою индивидуальность, оставить след на Земле, почувствовать ценность отдыха, стать ответственным человеком. Правила трудовой деятельности. Пять шагов организации труда.

8. Самое трудное умение в нравственных отношениях (1 ч.)

Самое трудное умение – быть благодарным: парадоксально ли это утверждение? Дары природы и культуры. Кого благодарить? «Я научился!» или «Меня научили!». Удиви тельное чувство благодарности. Формы благодарности. Спасибо! Благодарность в слове, мимике, специальных знаках. Кого называют неблагодарными. Благодарность и благородство.

9. Мое «Я» и мое достоинство (1 ч.)

Отношение к самому себе. Представление о себе. Образ «Я» как множество характеристик. Отношение человека к своему «Я» в разные эпохи. Что значит «уважать себя». Чувство собственного достоинства. Скромность. Гордость. Общее и различное в поведении человека гордого и человека скромного. Богатство внутреннего мира человека. Другие люди как часть человечества. Понятие «честь». Резистентность в нравственном аспекте. Совесть и достоинство в сохранении своей нравственной позиции. Требовательность к самому себе.

10. Слово и дело (2 ч.)

Быть человеком действия. Расхождение знаний о моральных нормах и реального поведения человека. Хвастовство и его причины. Самовоспитание. Упражнение в повседневных умениях: приветствовать, произносить добрые слова, совершать достойные поступки… Быть человеком действия. Побуждение к действию. Умение поставить себя на место другого. Что отличает человека действия. Свобода нравственного поведения.

Итоговое занятие (1 ч.)

Виды индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроке и формы воспитательной работы во внеурочное время:

– этическая игра «Мой выбор»;

– миниисследование «Позиция людей в ситуации конфликта»;

– рассказ об одном дне из жизни первобытного человека;

– самонаблюдение («Мое спасибо!»);

– обращение к жизненному опыту и художественной литературе для поиска примеров нравственного поведения;

– моделирование и инсценировка ситуации хвастовства (герои ситуаций: черепаха, кошка, собака, заяц);

– работа с интернетресурсами;

– задание «Этическая альтернатива»;

– спектакль по книге Э. Портер «Поллианна»;

– работа с репродукциями картин известных художников;

– анализ жизненных ситуаций.

Практикумы:

– родословная моей семьи;

– миниисследование, в том числе групповое психологическое миниисследование;

– игровое упражнение «Корзина грецких орехов»;

– наблюдение и самонаблюдение;

– просмотр (с последующим обсуждением на уроке) мультфильма «Как ослик счастье искал»;

– анализ судьбы маленького лебедя по экранизации сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утенок» (автор сценария и режиссер Г.Я. Бардин). Обсуждение вопроса «Когда главный герой испытывает благодарность своим собратьям?»; упражнение в соблюдении этических норм.

 

Приложение 2. Основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

 

1. Национальный воспитательный идеал

 

«Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

• преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;

• духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;

• внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

• в соответствии с национальным приоритетом;

• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

• согласно Конституции Российской Федерации;

• согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» […, с. 11].

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

• бережное отношение к жизни человека, заботу о продолжении рода;

• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

• повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

• повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

• укреплению национальной безопасности» [… , с. 12-14].

 

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание

 

«Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

• общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;

• содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

• семейной жизни;

• культурно-регионального сообщества;

• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

• российской гражданской нации;

• мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом» […, с. 15 - 17].

 

4. Базовые национальные ценности

 

«Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в постоянном диалоге различных социальных сил и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодежи как основа развития нашей страны» [.., с. 18-19].

 

Данилюк, А.Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/25032010115140.pdf.

Приложение 3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися. Организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое воспитание Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Нравственное и духовное воспитание Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии. 208

4. Интеллектуальное воспитание Ценности: образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.

5. Здоровьесберегающее воспитание Ценности: здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание Ценности: миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества; поликультурный мир.

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание Ценности: красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.

8. Правовое воспитание и культура безопасности Ценности: правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде

9. Воспитание семейных ценностей Ценности: семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям, прародителям; забота о старших и младших.

10. Формирование коммуникативной культуры Ценности: русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответственное отношение к слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение.

11. Экологическое воспитание Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, 209 забота об окружающей среде, домашних животных. Все направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательная организация может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на уровне начального общего образования (Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/8262/poop_noo_reestr.pdf).

 

Приложение 4. Примерная программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса

(составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений А.Я. Данилюка «Основы религиозных культур и светской этики», издательство «Просвещение», 2010)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырех основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

(4 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год)

Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики

Пояснительная записка

    Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

    Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

    Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.

    Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.

    Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы учитывают современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. В связи с этим в основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Школа 2100»:

    Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

    Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

    Деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

    В соответствии с образовательной программой «Школа 2100», каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

· Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

· Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

· Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

· Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

· Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

    Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

    Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

    Регулятивные УУД:

· Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

· Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

· Совместно с учителем составлять план решения задачи.

· Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

· В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

    Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

· Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

    Коммуникативные УУД:

· Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

· Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

· Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

· Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

· Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

    Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

    Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

    К 1-й линии развития относятся следующие из них:

· Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

· Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

· Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.

· Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

    Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

· Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

· Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

· Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

    Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

Содержание учебного предмета

Класс

    Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

    Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.

    Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.

    Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.

Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Рабочая программа. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1433249/.

 

Приложение 6.Фрагмент Программы курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики

 

Особенности модуля «Основы светской этики»

Модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно- воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, по- лученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло и др. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благо- приятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и куль- туры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное от- ношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, про- явление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополни- тельных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии. Они

 

знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок, как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так по- степенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.


Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рас- сказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. Происходит формирование у детей первичных представлений о куль- туре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого  темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь куль- тура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в  формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

В целях повышения эффективности работы учителя и сокращения затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержание курса светской этики (программа) дается в сочетании с тематическим планированием его преподавания. Более подробные рекомендации практического характера, а также внеклассные мероприятия разработаны в «Книге для учителя» к учебнику «Основы светской этики».

 

Тематическое планирование (всего 34ч.)

Тема Кол - во часо в Содержание

Приложение 8. Фрагмент программы Т. Д. Шапошниковой «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 

Содержание курса

4—5 классы (34 часа)

Урок 10. Убеждения

Основное содержание: убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений.

Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека.

Притча «Зачем нужен ты сам?».

Вариативное содержание: Д. С. Лихачев.

Основные понятия: цель жизни.

Межмодульные связи: притчи.

Словарная работа: сверхличный.

Урок 11. Нравственный выбор

Основное содержание: трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях.

Возможности изменения убеждений человека.

Вариативное содержание: усилия души и разума при совершении нравственного выбора.

Основные понятия: нравственный выбор.

Словарная работа: человечность, «быть человеком».

Урок 12. Совесть. Долг

Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор.

В. А. Сухомлинский о совести.

Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка».

Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести.

Основные понятия: совесть, стыд, долг.

Словарная работа: долг.

Урок 13. Ответственность

Основное содержание: ответственность. Ф. М. Достоевский об ответственности.

Басня об Эзопе и камне.

Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Вариативное содержание: Эзоп. Басни Эзопа. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Основные понятия: ответственность.

Словарная работа: ответственность, басня.

Урок 15. Справедливость

Основное содержание: Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития.

Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы.

Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви.

Вариативное содержание: Мо-цзы и его ученики.

Основные понятия: справедливость, Мо-цзы, всеобщая любовь.

Словарная работа: справедливость.

Урок 19. Заповеди любви

Основное содержание: христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений.

Библия — священная книга христианства.

Вариативное содержание: Иисус Христос. Библия.

Основные понятия: христианство, любовь, Библия, Иисус Христос.

Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Христианство.

Словарная работа: христианство.

Урок 21. Прощение

Основное содержание: различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор.

Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении.

Изречения философов и мыслителей о прощении.

Вариативное содержание: обида и прощение. Рассказ В. А. Солоухина «Мститель».

Основные понятия: прощение.

Словарная работа: грех.

Урок 25. Милосердие

Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий».

Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии.

Благотворительные организации в современном мире.

Вариативное содержание: проявления милосердия в повседневной жизни.

Основные понятия: милосердие, благотворительность.

Межмодульные связи: традиции благотворительности в различных религиозных культурах.

Словарная работа: милосердие, благотворительность.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: Российские благотворительные организации и их деятельность.

Урок 28. Альберт Швейцер

Основное содержание: жизнь по нравственным законам.

Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире.

Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка.

Вариативное содержание: борьба А. Швейцера за прекращение производства ядерного оружия.

Основные понятия: человеколюбие, Альберт Швейцер.

Словарная работа: человеколюбие.

Список литературы

 

1. Бунеев, Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Рабочая программа. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: [Электронный ресурс]/ Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1433249/.

2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/25032010115140.pdf.

3. Плужникова , Н.Н.Методы обучения основам светской этики в школе: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-osnovam-svetskoy-etiki-v-shkole.

4. Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса. – Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/umk/primernaya-programma-kursa-osnovy-religioznykh-kultur-i-svetskoj-etiki-dlya-4-klassa.html.

5. Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/8262/poop_noo_reestr.pdf).

6. Программа курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (ФГОС. Начальная инновационная школа).

7. Шапошникова, Т.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Рабочая программа: [Текст] /Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко. – М.:  Дрофа, 2012.

Учебное издание

 

Верховых Ирина Валерьевна

 

 

Воспитательные аспекты преподавания основ светской этики в начальной школе 

 

Учебное пособие

 

 

Работа рекомендована РИСом ЮУрГГПУ

Протокол № .. (пункт ..), 2017 г.

 

ISBN ………………………………

 

Редактор ……..

 

Издательство ЮУрГГПУ

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69

 

 

Бумага офсетная. Подписано в печать ……. г.

Формат 70х100/16.  Объем …. уч.-изд. л.

Тираж 500 экз. Заказ №

 

 

Отпечатано с готового оригинал-макета

в типографии ЮУрГГПУ  

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69

 

 


 


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Челябинск, 2017

 

Тема 5. Учебно-методическое обеспечение преподавания модуля «Основы мировых религиозных культур»

Задание 1. Познакомьтесь с существующими учебниками «Основы светской этики».

Данилюк А.Я. Режим доступа: http://ipk-tula.ru/upload/files/orkse/303/Bondarenko.pdf  Студеникин М.Т. Режим доступа: https://russkoe-slovo.ru/efu.php (возможно скачать программу и воспользоваться учебником)
Шемшурина А.И. Режим доступа: http://www.rulit.me/author/shemshurina-a-i/osnovy-svetskoj-etiki-4-klass-download-free-456401.html Васильева Т.Д. Режим доступа: http://skachaj24.ru/osnovy-svetskoj-etiki-4-klass-vasileva/

Задание 2. На основе анализа содержания тем каждого учебника проведите сравнение их по ценностным основаниям. Результаты анализа отразите в таблице.

Автор учебника

Данилюк А.Я.

Студеникин М.Т.

Шемшурина А.И.

Васильева Т.Д.

Ценности Добро + + + + Родина + + + + …

Задание 3. Прочитайте текст Урока 1 в каждом учебнике. Оцените его по критериям, представленным в таблице (от 1 до 3-х баллов).

Автор учебника

Данилюк А.Я.

Студеникин М.Т.

Шемшурина А.И.

Васильева Т.Д.

Критерии
Раскрытие содержания темы урока
Логика изложения
Занимательность теста
Задания к тексту
Наличие проблемных вопросов
Доступность языка изложения
Наличие иллюстраций
Всего баллов:

Задание 4. Составьте текст рекламы для учебника, получившего наибольшее количество баллов.


Тема 6. Основные нравственные понятия в курсе

Основы светской этики

Задание 1. Составьте текст для обучающихся 4-х классов из 5-6 предложений, в котором раскрывается сущность понятий:

а) патриотизм

б) справедливость

в) милосердие

г) любовь

д) верность

е) труд

Патриотизм Справедливость
Милосердие Любовь
Верность Труд

Задание 2.  Сравните понятия

Этика – это Этикет - это

Вывод:

Мораль – это Нравственность - это

Вывод:

Задание 3. Опишите человека, который обладает негативными качествами.

Злой человек – это тот, кто _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жадный человек – это тот, кто ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Равнодушный человек – это тот, кто _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жестокий человек – это тот, кто __________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Какие традиции и светские праздники, которые отмечают в России,  Вам известны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Назовите те ценности, которые являются основанием перечисленных выше праздников и традиций.

Пример:

День Победы
Мир во всем мире
Уважение старших
Патриотизм


Продолжите:


Тема 7. Приобщение младших школьников к нравственным ценностям на уроках светской этики



Задание 2. Найдите в словарях, энциклопедиях и в других литературных источниках определение понятию «приобщение». Зафиксируйте.

Задание 3. Какие виды деятельности, на Ваш взгляд, будут способствовать приобщению младших школьников к базовым национальным ценностям?                                       



Задание 4. Рассмотрите механизм приобщения младших школьников к базовым национальным ценностям. Опишите действия учителя в ходе приобщения младших школьников к ценностям.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК
ВОСПИТАТЕЛЬ
Создаёт условия для:
Деятельности, направленной на познание базовых национальных ценностей
Деятельности, способной вызвать эмоциональные переживания младшего школьника
Деятельности, побуждающей младших школьников к проявлению нравственных умений на основе усвоенных ценностей
Приобретает знания о базовых национальных ценностях
Принимает базовые национальные ценности
Осознаёт мотивы поступков, действует на основе усвоенных ценностей
Участвует в деятельности, в процессе которой:
Подражая взрослым
По просьбе взрослого
По убеждению
Эмоциональный отклик
Положительное отношение
Ценностные ориентации
Разрозненные факты
Представления
Понятия
                                                                                                                              

Тема 8. Содержание семейных ценностей в курсе

Основы светской этики

Задание 1. Какими нравственными ценностями представлена базовая национальная ценность СЕМЬЯ в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России?


СЕМЬЯ
                                                                                                                                   

Задание 2. Раскройте содержание каждой ценности.

Задание 4. Напишите в лепестках ромашки традиции Вашей семьи. Расскажите о традициях своей семьи в микрогруппе. Послушайте рассказы одногруппников. На листьях ромашки запишите те традиции, которых в Вашей семье нет, но Вы хотели бы, чтобы они появились.  


Задание 5. Выпишите из учебников по Основам светской этики названия всех тем, раскрывающих сущность семейных ценностей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Составьте отрывок урока по одной из вышеназванных тем.

Тема урока: ___________________________________________________________   Цель урока: ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Планируемые результаты: ___________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ценностные ориентиры: ____________________________________________________ Методическое обеспечение урока (наглядность, сопровождение: музыкальное, литературное, техническое): _________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Этап мотивации к изучению нового материала: _________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Этап изучения нового материла: ______________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вопросы проблемного характера: ____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задания для обучающихся: __________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 7. Что Вы знаете о празднике любви, семьи и верности?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте краткий план-сценарий этого праздника. Оформите его на стр. 70.

Тема 10. Методические аспекты преподавания основ светской этики в начальной школе

Задание 1. Вспомните, каким образом формируется мотивация к изучению нового материала. Предложите несколько способов формирования у младших школьников мотивации к изучению основ светской этики.

1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Дайте характеристику следующим методам.

 
Метод моральных дилемм
 
Исследовательский метод
 
 
Эвристические методы
Проектный метод


Задание 3. Обратитесь к учебнику Основы светской этики. Приведите примеры использования вышеназванных методов на уроках светской этики.


Метод моральных дилемм

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эвристические методы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Исследовательский метод

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Метод проектов

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Охарактеризуйте следующие формы организации деятельности на уроке.

Уроки-экскурсии
Викторины
Творческие мастерские
Деловые и ролевые игры


Задание 4. Обратитесь к учебнику Основы светской этики. Приведите примеры использования вышеназванных форм на уроках светской этики.


Уроки-экскурсии

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Деловые и ролевые игры

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Викторины

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческие мастерские

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Прочитайте статью Плужниковой Н.Н. «Методы обучения основам светской этике в школе» (приложение 5). Укажите, какие методы обучения рекомендует автор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 11. Проектирование и обсуждение уроков дисциплине «Основы светской этики»

Задание 1. Обратитесь к методическому пособию «Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» (Режим доступа: http://orkse.aktashshkola.edusite.ru/DswMedia/programmaosnovyisvetskoyyetiki.pdf).

Выберите 3 темы (см. Тематическое планирование). Изучите содержание, представленное в таблице. Обратите внимание на знания и умения, которые должны быть сформированы у обучающихся в ходе урока. Подберите для каждого урока средства, методы и формы реализации представленного содержания, соответствующие знаниям и умениям, которые должны быть сформированы.

Пример.

Тема урока: Вежливость.

Содержание урока Требования к подготовке обучающихся Средства, формы и методы реализации содержания урока Литературные, музыкальные произведения, картины художников, видео
Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения Беседа с обучающимися (о понимании ими смысла слов «вежливость», «уважение». Работа со словарем. Рассказ с презентацией (происхождение слов «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста»). Работа с учебником. Ответы на вопросы, представленные в учебнике. Решение проблемной ситуации (обиженный на своего друга Костя в порыве гнева наговорил ему много обидных слов). Работа в микрогруппах: составление правил этикета в ситуациях общения. Тренинг «Слышать и слушать».  

Продолжите:

Тема урока: Дружба и порядочность

 

 

Содержание урока Требования к подготовке обучающихся Средства, формы и методы реализации содержания урока Литературные, музыкальные произведения, картины художников, видео
   

Тема урока: Защитники Отечества

Содержание урока Требования к подготовке обучающихся Средства, формы и методы реализации содержания урока Литературные, музыкальные произведения, картины художников, видео
   

Тема урока: Этика и этикет

Содержание урока Требования к подготовке обучающихся Средства, формы и методы реализации содержания урока Литературные, музыкальные произведения, картины художников, видео
   

План-сценарий

Цель:

 

Планируемые результаты:
Ход мероприятия:

 

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 1043.