№ | Наименование критерия | Комментарии |
1. | Выбор стратегии урока. -К какому типу относятся основные методики, применённые на данном уроке? (Пассивные, активные, интерактивные)? -Уместно ли на данном уроке сочетание данных методик? | |
2. | Оригинальность урока, профессиональная грамотность и эрудиция педагога. -Является ли урок авторским, оригинальным (полностью; отдельными учебными ситуациями – какими именно) -Какие источники, каких авторов (тексты, иллюстрации, предметы, фактография и др.) использовались на уроке? -Грамотно ли (корректно) используются данные источники? -Имели ли место фактические ошибки при изложении учебного материала? -Насколько учитель владеет содержанием преподаваемого модуля в контексте решения воспитательных задач урока? | |
3. | Структура урока. -Урок имеет чёткую структуру? -Как осуществляются переходы от одной учебной ситуации к другой, не нарушена ли логика? -Правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока? | |
4. | Организация диалога на уроке. -Чётко ли сформулированы задания, вопросы? -Понимают ли их дети? -Активны ли школьники, проявляют интерес? -Удалось ли организовать диалог между детьми? -Были ли такие обучающиеся, которые никак не проявили себя на этом уроке (даже в качестве заинтересованных слушателей)? -Дисциплина на уроке: добивался ли её учитель особыми мерами (мотивация, личный авторитет, повышение/понижение голоса и особая интонация, дисциплинарные взыскания и др.) -Помогали или сковывали диалоговую инициативу эти меры? | |
5. | Соответствие учебного материала возрастным и индивидуальным психологическим особенностям. -Соответствует ли предъявляемый учебный материал возрастным особенностям духовно-нравственного развития личности? -Соотносится ли учебный материал с закономерностями формирования ценностных ориентаций? -Учитываются ли в ходе урока индивидуальные психолого-педагогические характеристики отдельных учащихся и класса в целом (особенности восприятия, темперамента, уровень сформированности коммуникативных навыков, уровень обученности и воспитанности )? | |
6. | Системность преподавания модуля курса. -Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? -Какие программные вопросы были опущены, обоснованно ли это на данном уроке? -Как связан урок с последующим(и) и предыдущим(и)? -Как и что следовало изменить в изучении нового материала? | |
7. | Реализация воспитательных задач. -Велась ли работа по формированию мировоззрения, как был связан урок с жизненным опытом учащихся? -Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя? -Как можно описать слово учителя, его эмоциональное воздействие, стиль педагогического общения, эмоциональную атмосферу урока? -Как действовал учитель на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся, консультирование, организация межличностного/межгруппового взаимодействия, экспертиза и др)? -Был ли установлен контакт с классом? | |
8. | Организация обратной связи. -Осуществлялось ли как-то первичное, сопутствующее закрепление в процессе ознакомления с новым материалом? -Как контролировалось усвоение материала (сколько учеников отвечало, по какому принципу осуществлялся опрос? | |
9. | Развитие обучающихся. -Имело ли место совершенствование мыслительной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (анализ; синтез; мышление по аналогии; работа с ассоциациями; противопоставление; обобщение, классификация, систематизация)? -Были ли использованы формы работы, направленные на развитие творческого мышления? -Имело ли место эстетическое развитие учащихся? -Работал ли учитель над развитием коммуникативных и личностных навыков у учащихся? | |
10 | Формы организации работы на уроке -самостоятельная; -работа в парах; -работа в группах; -индивидуальная; -фронтальная; | |
11. | Интеграция учебного материала. -Сообщались ли на уроке какие-то интересные и ранее неизвестные учащимся сведения для общего развития? -Осуществлялись ли интеграция (внутрипредметные, межпредметные, надпредметные связи)? -Прослеживалась ли связь с другими модулями курса? | |
12 | Рефлексия -Ученики оценивают результат и процесс деятельности -Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности | |
13 | Результативность урока -Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем -Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками | |
14 | Техническое обеспечение, его обоснованность. -Использовались ли на уроке раздаточные материалы, мудьтимедийные средства обучения, -ТСО и уместно ли было их использование? -Насколько грамотно изготовлены (в т.ч. и с точки зрения норм СанПиН и соблюдения авторских прав) раздаточные материалы, мультимедийные ресурсы? |
Приложение 1. Фрагмент программы «Этика» Н.Е. Щурковой
ПРОГРАММА 4 КЛАССА
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа )
(1 час в неделю )
Нравственность в обществе (1 –2 четверти; 17 часов )
1. Облик нравственности и язык нравственности (3 ч.)
Знакомство с основными понятиями: этика, мораль и нравственность. Как появились эти слова. Смысл этих понятий.
Накопление этических норм и нравственных отношений в ходе исторического развития. Можно ли записать все правила нравственности? Примеры нравственного поведения, нравственного поступка. Как мы оцениваем поступки людей и выражаем нравственные оценки.
Язык нравственности: слово, жест, поза человеческого тела, мимика, предметы, вещи, одежда, другие символы; поступок как действие. «Поле нравственности» и соблюдение этических норм в повседневной жизни. Мораль, этика и радость общения.
2. Прообраз нравственности в мире животных (1 ч.)
Иллюстрации форм «нравственного поведения» животных в этологии. Взаимовыручка, предупреждение об опасности, «уроки» для своих детенышей: инстинкт или зачатки будущей нравственности? «Стать человеком» и «оставаться человеком…».
3. Зарождение нравственности в первобытном обществе (1 ч.)
Первые проявления нравственности в человеческом обществе. Объединение людей в древние времена как естественный способ выживания человека. Этические правила как условие существования племени. Что регулировало поведение людей в первобытном обществе. Табу – запреты как первые шаги к нравственности. Ритуалы. Традиции. Созидание первобытного человека как начало культуры. Нравственность и интересы общества.
4. Первый шаг к науке этике (2 ч.)
Человек разумный (Homosapiens). Что значит мыслить. Роль философов античности в осмыслении Человека как явления жизни (Сократ, Аристотель). Появление этики как науки, анализирующей отношения между людьми и оценивающей роль нравственности в их жизни. Добро как основная категория этики. Человек нравственный (Homomoralis). Дисциплина и свобода. Основные объекты нравственного отношения. Что дает человеку наука этика.
5. Религия и нравственность (2 ч.)
Сознание первобытных людей и вера в существование сверхъестественных сил. Язычество. Мифы Древней Греции как отражение представлений людей о богах. Основные религии: буддизм, христианство, ислам, иудаизм. Монотеистические религии. Облик бога в иконописи. Атеизм.
Нравственные правила и нормы в религии. Заповеди. Запреты. Жизнь человека по религиозным заповедям. Строгость нравственных религиозных норм, наказание. Роль религии в укреплении нравственных норм. Религиозные нор мы и светская этика.
6. Свобода нравственного выбора. «Хочу» и «надо» (2 ч.)
Характеристики нравственности. Понятие нравственного выбора. Действие, поступок и отношение к Другому. Нравственность – свободное отношение, проживаемое отношение. Мера нравственности безнравственности. Великодушие в оценке нравственности человека. Мотивы поступка. Внутренняя нравственная свобода. Поступок «наедине с собой». Свобода Другого. Желания и нравственные обязанности. Два понимания свободы: свобода «для» и свобода «от». «Быть как все» или «не быть как все». Поступок на грани самопожертвования – подвиг. Противоречие между принуждением и свободой.
7. Традиции в обществе (1 ч.)
Что такое традиции. Традиции как проверенные временем правила поведения. Уважение к традициям. Утверждение норм Добра в традициях. Общественное мнение. Традиции в повседневной жизни современного школьника. Праздничные школьные традиции. Как рождаются традиции.
8. Кто придумал этикет (2 ч.)
Этикет как форма нравственного поведения. Назначение этикета. Пунктуальность как одно из правил этикета. Современный этикет. Этикет в гостях. Этикетные формулы и их роль в нашей жизни. Этикет у разных народов. Жесты, позы. Одежда. Ситуации этической защиты. Четыре главных правила этикета. Истинный этикет. Что можно и что нельзя. Общие черты этикета.
9. Самый сложный вопрос общественной нравственности (1 ч.)
Проблема нравственности – самая сложная проблема. Столкновение разных мнений, позиций в истории человечества и сегодня. Справедливость – несправедливость. Справедливость и проблема неравенства людей. Когда мы сталкиваемся с несправедливостью.
10. Добро должно быть умным (1 ч.)
Знание и возможность предвидеть события. Предвидение последствий в нравственных отношениях. Искусство как важнейший источник этических знаний. Взросление человека и освоение моральных норм. Что значит – быть нравственным.
Итоговое занятие (1 ч.)
Виды индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроке и формы воспитательной работы во внеурочное время:
– работа с репродукциями картин известных художников;
– характеристика поступков исторических личностей, героев литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов;
– анализ жизненных ситуаций;
– участие в игровых ситуациях и упражнениях (игра «Предлагаю – выбираю»);
– разрешение моральных дилемм;
– самонаблюдение и рефлексия;
– инсценировка сказки «Терем-теремок» на новый лад;
– чтение художественной литературы (Р. Киплинг «Книга джунглей», Р. Брэдбери «Каникулы»); знакомство с кинофильмами (например, фильмом «Пигмалион» по пьесе Б. Шоу);
– работа с интернетресурсами;
– моделирование и обсуждение ситуаций;
– беседа с близкими людьми (изучение мнения) и подготовка сообщения.
Практикумы:
– наблюдение и самонаблюдение;
– упражнение в соблюдении этических норм;
– миниисследования;
– размышления на этические темы;
– изучение и оптимизация своих способностей, умений, своего поведения (например, операция «Плюс один»);
– подготовка выразительного чтения литературных про изведений и обмен мнениями (например, стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке»); – решение этических задач; – написание эссе.
Нравственность в душе человека (3 –4 четверти; 17 часов)
1. Я и Другой (3 ч.)
Индивид. Субъект. Индивидуальность. «Я» каждого чело века. Отношения «Я – Другой» в основе нравственности. Ценность Другого для каждого из нас. Учитывать интересы Другого, помогать Другому. Развитие нашего собственного «Я» происходит благодаря взаимоотношению с Другим. Важность того, какие люди нас окружают. Познание себя в общении с Другим. Расширение жизненного горизонта в общении с другими. Залог духовного обогащения – способность выявлять у людей положительные качества и перенимать достойные умения.
Автономия. Почему важно не нарушать автономию Другого. Взаимная забота друг о друге как обязательное условие человеческой жизни. Умение «видеть» Другого. Что значит уважать других, быть благодарным Другому?
Друг. Бескорыстность дружеских отношений. Деловые отношения. Товарищество. Приятель и приятельские компании. Знакомство. Умение выбирать знакомых, приятелей, товарищей. Мое «Я» – Другой для всех других.
Отношение к семье и родным. Любовь, забота как основа семейных отношений.
2. Конфликт: нравственное разрешение (1 ч.)
Противоречия в отношениях между людьми как причина разногласий. Почему возникают конфликты? Что происходит в конфликтной ситуации? Как разрешать конфликты? Взаимное уважение как основной принцип разрешения конфликта. Помощь детей в разрешении конфликтов в семье. Способы разрешения конфликта: уступка, компромисс, «третейский суд» и др. «Пустячные» (пустые) конфликты.
Опасность конфликтов, возникающих между государства ми.
Улучшение нравственных отношений между людьми как результат правильно разрешенных конфликтов.
3. Совесть – регулятор моей нравственности (2 ч.)
Совесть как внутренний регулятор поведения человека. Чувство стыда. Совесть как способность предвидеть исход собственного поведения. Совесть – стержень нравственности. Кого называют бессовестными людьми. Бессовестность и эгоизм. Причины одиночества; муки совести.
Совесть как советчик и защитник счастья человека. Великодушие. Возможно ли развивать совесть. Развитие совести: интерес к состоянию другого человека; осмысление художественных произведений; анализ своих поступков. Умение слушать собеседника, понимать его духовный мир. Совесть усиливает другие достоинства человека. Совесть и свобода.
4. Счастье и нравственность (1 ч.)
Счастье и наше отношение к собственной жизни. Счастье: чувства, работа разума. Счастье как особое состояние души. Удовлетворение жизнью. Отчего возникает состояние счастья? Ошибки в понимании счастья. Восхождение к счастью. Несчастье. Этикет в проявлении переживания счастья и несчастья. Секреты счастья.
5. Отечество, в котором я живу (1 ч.)
Родина. Отношение к родной земле, своей стране. Многонациональная и многоконфессиональная семья народов России. Богатство природы и особенности климата. История на шей страны, ее культурные достижения. Нравственные характеристики народа. Патриотизм. Как рождается в душе патриотизм. Привязанность к месту жительства. Гордость за Отчизну. Горесть и стыд. Любовь к народу. Забота о Родине со стороны детей.
6. Жизнь вокруг меня (2 ч.)
Что значит проживать жизнь. Жизнь как постоянное движение и изменение. Жизнь как единство разных миров, природного, социального... Красота жизни. Жизнь как космическое явление. Человек, любящий жизнь.
Я наблюдаю и воспринимаю жизнь. Я наслаждаюсь жизнью. Я познаю жизнь. Я преодолеваю трудности жизни. Я оберегаю жизнь. Я планирую свою жизнь. Перспектива жизни. Я улучшаю жизнь. Я созидаю жизнь. Любовь в жизни. Благоговение перед жизнью. Ценность жизни. Противоречия жизни.
7. Труд как условие нравственной жизни (2 ч.)
Для чего человеку трудиться. Ценность труда. Проживание человеком в труде роли созидателя, творца. Трудработа и трудзабота. Творческий труд. Уважение к любому труду. Физический и умственный труд. Учебный труд. Профессиональный труд. Труд в духовной сфере. Труд и материальное благополучие. Нравственные традиции предпринимательства. «Хочу», «надо» и «могу». Труд как способ преобразовать мир, проявить свою индивидуальность, оставить след на Земле, почувствовать ценность отдыха, стать ответственным человеком. Правила трудовой деятельности. Пять шагов организации труда.
8. Самое трудное умение в нравственных отношениях (1 ч.)
Самое трудное умение – быть благодарным: парадоксально ли это утверждение? Дары природы и культуры. Кого благодарить? «Я научился!» или «Меня научили!». Удиви тельное чувство благодарности. Формы благодарности. Спасибо! Благодарность в слове, мимике, специальных знаках. Кого называют неблагодарными. Благодарность и благородство.
9. Мое «Я» и мое достоинство (1 ч.)
Отношение к самому себе. Представление о себе. Образ «Я» как множество характеристик. Отношение человека к своему «Я» в разные эпохи. Что значит «уважать себя». Чувство собственного достоинства. Скромность. Гордость. Общее и различное в поведении человека гордого и человека скромного. Богатство внутреннего мира человека. Другие люди как часть человечества. Понятие «честь». Резистентность в нравственном аспекте. Совесть и достоинство в сохранении своей нравственной позиции. Требовательность к самому себе.
10. Слово и дело (2 ч.)
Быть человеком действия. Расхождение знаний о моральных нормах и реального поведения человека. Хвастовство и его причины. Самовоспитание. Упражнение в повседневных умениях: приветствовать, произносить добрые слова, совершать достойные поступки… Быть человеком действия. Побуждение к действию. Умение поставить себя на место другого. Что отличает человека действия. Свобода нравственного поведения.
Итоговое занятие (1 ч.)
Виды индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроке и формы воспитательной работы во внеурочное время:
– этическая игра «Мой выбор»;
– миниисследование «Позиция людей в ситуации конфликта»;
– рассказ об одном дне из жизни первобытного человека;
– самонаблюдение («Мое спасибо!»);
– обращение к жизненному опыту и художественной литературе для поиска примеров нравственного поведения;
– моделирование и инсценировка ситуации хвастовства (герои ситуаций: черепаха, кошка, собака, заяц);
– работа с интернетресурсами;
– задание «Этическая альтернатива»;
– спектакль по книге Э. Портер «Поллианна»;
– работа с репродукциями картин известных художников;
– анализ жизненных ситуаций.
Практикумы:
– родословная моей семьи;
– миниисследование, в том числе групповое психологическое миниисследование;
– игровое упражнение «Корзина грецких орехов»;
– наблюдение и самонаблюдение;
– просмотр (с последующим обсуждением на уроке) мультфильма «Как ослик счастье искал»;
– анализ судьбы маленького лебедя по экранизации сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утенок» (автор сценария и режиссер Г.Я. Бардин). Обсуждение вопроса «Когда главный герой испытывает благодарность своим собратьям?»; упражнение в соблюдении этических норм.
Приложение 2. Основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
1. Национальный воспитательный идеал
«Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
• преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
• духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;
• внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.
Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
• в соответствии с национальным приоритетом;
• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
• согласно Конституции Российской Федерации;
• согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» […, с. 11].
2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
• бережное отношение к жизни человека, заботу о продолжении рода;
• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
• повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
• повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
• укреплению национальной безопасности» [… , с. 12-14].
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание
«Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
• общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
• содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
• семейной жизни;
• культурно-регионального сообщества;
• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
• российской гражданской нации;
• мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом» […, с. 15 - 17].
4. Базовые национальные ценности
«Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в постоянном диалоге различных социальных сил и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодежи как основа развития нашей страны» [.., с. 18-19].
Данилюк, А.Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/25032010115140.pdf.
Приложение 3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися. Организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Гражданско-патриотическое воспитание Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Нравственное и духовное воспитание Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии. 208
4. Интеллектуальное воспитание Ценности: образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.
5. Здоровьесберегающее воспитание Ценности: здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание Ценности: миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества; поликультурный мир.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание Ценности: красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.
8. Правовое воспитание и культура безопасности Ценности: правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде
9. Воспитание семейных ценностей Ценности: семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям, прародителям; забота о старших и младших.
10. Формирование коммуникативной культуры Ценности: русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответственное отношение к слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение.
11. Экологическое воспитание Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, 209 забота об окружающей среде, домашних животных. Все направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательная организация может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на уровне начального общего образования (Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/8262/poop_noo_reestr.pdf).
Приложение 4. Примерная программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса
(составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений А.Я. Данилюка «Основы религиозных культур и светской этики», издательство «Просвещение», 2010)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1756.