1.Понятие, сущность и функции политической элиты. Теория элит (Парето, Моска, Шумпетер).
2.Типология политических элит.
3.Политическое лидерство: понятие и функции. Типы политических лидеров.
4.Особенности формирования политических элит и лидерства в современной России.
Семинар №10
Политическое сознание. Идейно-политические
Течения современности.
1.Понятие, сущность и структура политического сознания.
2.Типы политического сознания: тоталитарное, авторитарное, либеральное, и демократическое.
3.Политическая идеология и ее функции в обществе. Типы идеологий.
4.Идеологические течения в современной России.
Семинар №11
Политическая культура
2.Типология политических культур.
3.Политические субкультуры. Политическая культура молодеж
4.Особенности современной политической культуры и политической социализации в России.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ СРС
Основная задача семинарской части— проверка усвоения материала по заданной теме (представленного в лекциях и учебнике) и углубление полученных знаний.
Семинарская часть включает в себя:
–опрос по основным положениям, представленным в лекции и учебнике;
–последовательное изучение основных тематических блоков с акцентом на вопросы;
–анализ типовых заданий, а также основных трудностей их характерных ошибок при их решении;
–развитие умений и навыков: систематизации материала, анализа полученной информации, выделения связей между различными тематическими блоками и положениями.
Основная задача практической части
— закрепление полученных знаний в решении типовых заданий, выработка навыков анализа исторического источника. Практическая часть также предусматривает регулярную проверку усвоения основных дат, понятий и персоналий по курсу истории.
Ключевые моменты методики подготовки и их практическая реализация
Выработка у студента навыков систематизации исторического материала.
Мы будем учиться:
а) выделять основную мысль абзаца, пункта изучаемого источника;
б) составлять опорный план — конспект;
в) использовать различные шаблоны систематизации материала (в форме
таблиц, схем, диаграмм).
Формирование устойчивых ассоциаций между различными положениями курса. Мы будем учиться:
а) видеть каждую историческую эпоху в многообразии ее проявлений (экономических, политических, социальных и духовных);
б) составлять т.н. «ассоциативные карты», представляющие в схематическом и сжатом виде основные взаимосвязи между различными
явлениями исторической эпохи;
в) решать типовые задачи, позволяющие закрепить устойчивые ассоциации.
–
Развитие у студента исторического мышления, умения анализировать основные исторические факты и явления, выявлять причины и следствия событий и процессов. Мы будем учиться:
а) анализировать исторический источник, выделять позицию автора и давать собственную оценку описываемым событиям;
б) анализировать исторические ситуации и процессы, устанавливать исторические взаимосвязи;
в) осуществлять историческое сравнение, выделять общее и различное в сопоставляемых
событиях и процессах;
г) аргументировать свою позицию в оценке неоднозначных явлений русской истории.
Устные формы контроля
Устный опрос может использоваться как вид контроля и метод оценивания формируемых компетенций (как и качества их формирования) в рамках самых разных форм контроля, таких как: собеседование , коллоквиум , зачет ),
Собеседование – специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по
определенному разделу, теме, проблеме и т.п.
Коллоквиум (лат. colloquium – разговор, беседа) может служить формой не только
проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части,
разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и
других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы
обучающихся.
Экзамен представляют собой формы периодической отчетности студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению ВПО.
Письменные формы контроля
Письменные работы могут включать: тесты, контрольные
работы (эссе ), рефераты, курсовые работы, научно-учебные отчеты, отчеты по научно-исследовательской работе студентов.
Важнейшими достоинствами тестов и контрольных работ являются:
- экономия времени преподавателя (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном
контроле);
- возможность поставить всех студентов в одинаковые условия;
- возможность разработки равноценных по трудности вариантов вопросов;
- возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;
- возможность проверить обоснованность оценки;
- уменьшение субъективного подхода к оценке подготовки студента, обусловленного его
индивидуальными особенностями.
КОНТРОЛЬ (ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА)
В качестве оценочных средств используются:
Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и 35конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин. Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; занимает часть учебного занятия (10–30 минут); правильные решения разбираются на том же или следующем занятии; частота тестирования определяется преподавателем.
Контрольная работа является более сложной формой проверки; она может применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам. Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Контрольная работа может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии. Рекомендуемая частота проведения – не менее одной при каждой текущей и промежуточной аттестации.
Эссе – одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин циклов ГСЭ и, в некоторых случаях, профессионального цикла. Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чѐткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме (рекомендуемый объѐм эссе – 10 тысяч знаков). В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ собранных студентом конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развѐрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему, и т.д.
Реферат - форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Объем реферата может достигать 10–15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определѐнной теме, нерассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям
Текущий контроль
В ходе текущего контроля оцениваются достижения студентов в процессе освоения дисциплины. Текущий контроль включает оценку самостоятельной (внеаудиторной) и аудиторной работы. В качестве оценочных средств используются:
· различные виды устного и письменного контроля (опрос на практическом занятии, выполнение контрольных работ и рефератов, написание эссе на обозначенные темы);
· компьютерное и бланочное тестирование;
Промежуточная аттестация по дисциплине
Промежуточная аттестация студентов по дисциплине предполагает зачет и экзамен (очная форма); экзамен (заочная форма).
ВопрОсы к ЗАЧЕТУ по ПОЛИТОЛОГИИ
· Политология как наука. Предмет, функции, структура, методы.
· Этапы становления политологии как науки на Западе. Развитие политологии в России: возникновение основных школ и направлений.
· Политика как социальное явление.
· Политическая власть ее признаки, сущность, функции, виды, формы проявления.
· Легитимность власти и ее типы. Эффективность политической власти.
· Генезис и сущность государства.
· Государство как политический институт. Типы государства. Формы государственного правления.
· Унитарное государство, федерация и конфедерация. Их сущность и сравнительный анализ.
· Правовое, социальное государство и гражданское общество.
· Понятие политического режима, его признаки, сущность, типология.
· Тоталитаризм и его основные черты и проявления.
· Авторитаризм как форма политического режима.
· Демократия и ее сущность.
· Политическая система общества: сущность, структура, функции, типы.
· Гражданское общества и особенности его становления в современной России.
· Понятие политической элиты. Ее структура, функции, роль в политической системе.
ВопрОсы к Экзамену по ПОЛИТОЛОГИИ
· Политология как наука. Предмет, функции, структура, методы.
· Этапы становления политологии как науки на Западе. Развитие политологии в России: возникновение основных школ и направлений.
· Политика как социальное явление.
· Политическая власть ее признаки, сущность, функции, виды, формы проявления.
· Легитимность власти и ее типы. Эффективность политической власти.
· Генезис и сущность государства.
· Государство как политический институт. Типы государства. Формы государственного правления.
· Унитарное государство, федерация и конфедерация. Их сущность и сравнительный анализ.
· Правовое, социальное государство и гражданское общество.
· Понятие политического режима, его признаки, сущность, типология.
· Тоталитаризм и его основные черты и проявления.
· Авторитаризм как форма политического режима.
· Демократия и ее сущность.
· Политическая система общества: сущность, структура, функции, типы.
· Гражданское общества и особенности его становления в современной России.
· Понятие политической элиты. Ее структура, функции, роль в политической системе.
· Теории элит.
· Природа и технология политического лидерства.
· Типология политических лидеров.
· Политические партии: признаки, функции, структура, значение.
· Типология политических партий. Современные политические партии России.
· Партийные и избирательные системы: их сущность, типология.
· Общественно-политические организации и движения. Их место и роль в политической системе общества. Понятие политического «лобби».
· Политическое сознание - важнейший элемент политической системы общества.
· Политическая идеология, ее содержание, место и роль в структуре политики.
· Виды политической идеологии (консерватизм, либерализм, социализм, социал-демократия, коммунизм, фашизм.)
· Понятие политической культуры. Сущность, структура, типология. Политическая культура современной России.
· Природа политических конфликтов, сущность и типы социально-политических конфликтов, способы их разрешения.
· Мировое сообщество и международные отношения. Современные тенденции в развитии отношений между странами. Глобальные социально-политические проблемы мировой политики.
· Место и роль России в мировой политике и политических процессах. Национально-государственные интересы России и проблемы Национальной безопасности.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ "ПОЛИТОЛОГИЯ"
· Политическая концепция Платона. Платон о "идеальном государстве".
· Аристотель о политике и типах государственного устройства.
· Сравнительный анализ типологии государственных устройств Платоном и Аристотелем.
· Цицерон о совершенном государстве.
· Сравнительный анализ социально-политических идей Т. Мора и Т. Кампанеллы
· Н. Макиавелли как политический мыслитель.
· Политическая концепция Т. Гоббса.
· Дж. Локк о политике, власти, государстве.
· Сравнительный анализ политических идей Т. Гоббса и Дж. Локка,
· Ш. Монтескье: концепция разделения властей.
· Разделение властей по Монтескье и в Конституции РФ (сравнительный анализ).
· Политическая концепция Ж. Ж. Руссо.
· Сравнительный анализ политических идей П. Пестеля и Н. Муравьева.
· Гегель о гражданском обществе.
· К. Маркс, Ф. Энгельс о политике и государстве.
· Политические идеи российских анархистов: Бакунин, Кропоткин.
· Либерализм в России: Чичерин Б.Н.
· Ленин В. И. "Государство и революция".
· Вебер М. "Политика как призвание и профессия".
· Н. Бердяев как политический мыслитель.
· Политическая концепция И. Ильина.
· Р. Миллс. “Властвующая элита”. М. Джилас. “Новый класс” (сравнительный анализ).
· Природа и функции политической власти.
· Власть и политика.
· Власть и ее легитимность.
· Тоталитаризм в XX веке: причины возникновения и крушения.
· Проблемы перехода от тоталитарного общества к демократии.
· Современные концепции демократии.
· Политический плюрализм: сущность, практика развития.
· Политическая система общества как совокупность
властных институтов.
· Государство как основной институт политической системы.
· Партии в структуре власти: роль, функции.
· Партии в современном российскм обществе.
· Партийная система в современной России.
· Сравнительный анализ программ политических партий России.
· Личность как носитель политических отношений.
· Политика и мораль.
· Политическое отчуждение: сущность, проблемы преодоления,
· Проблемы формирования гражданского общества и правового государства.
· Политика и экономическая структура общества.
· Социальные основы политического процесса.
· Проблемы и перспективы формирования среднего слоя в российском обществе.
· Социальная политика при переходе к рыночной экономике.
· Национальная политика. Распад СССР и проблемы национальных отношений в современной России.
· Политологический анализ Конституции Российской Федерации.
· Политика и социокультурная ситуация в Российском обществе.
· Внешняя политика в современных условиях. Геополитика.
· Молодежь как субъект политической жизни
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ "ПОЛИТОЛОГИЯ.
· Политология как наука и учебная дисциплина, ее предмет и роль в обществе.
· Политическая мысль Древнего Китая. Конфуций.
· Политические учения Древней Греции. Типология политических устройств Платона и Аристотеля.
· Политические учения Средневековья. Господство теократизма.
· Концепция политики и государства Н. Макиавелли. Политика и мораль.
· Политические теории Т. Гоббса и Дж. Локка.
· "Дух законов" Ш. Л. Монтескье. Теория разделения властей. Многофакторный подход к анализу политики.
· Политическая теория Ж.-Ж. Руссо.
· Марксистская концепция политики.
· Проблемы политики, власти, управления в политической социологии М. Вебера.
· Современная западная политология (основные персоналии и концепции)
· Особенности развития политической мысли в России (этапы, персоналии, общая характеристика)
· Политика как общественное явление.
· Сущность и функции политической власти.
· Типология власти и характеристика различных политических режимов.
· Демократия в современном мире: теория и практика.
· Тоталитаризм в XX веке: причины возникновения и крушения.
· Особенности авторитаризма как политического режима.
· Система разделения властей в российском обществе.
· Политическая система общества: сущность и структура. Типология политических систем современности.
· Государство как политический институт.
· Гражданское общество и проблемы его формирования в России.
· Общественные организации и движения в политике.
· Лоббизм в политике.
· Социология политических партий Р. Михельса.
· Политические партии и партийные системы современности.
· Социальные основы политического процесса. Маргинализация общества, проблемы формирования среднего слоя.
· Деятельность государства в экономике и социальной сфере: концепции, дискуссии, тенденции.
· Человек как субъект и объект политики. Права человека в России.
· Типология политического участия.
· Политическое сознание: структура и функции.
· Политическая идеология. Идейно-политические течения в современном российском обществе.
· Политический конфликт: сущность, типы, пути разрешения.
· Теория элит Г. Моска и В. Парето.
· Политическое лидерство. Лидерство в современной России.
· Политическая культура; сущность, структура, функции.
· Типология политической культуры.
· Политическая культура российского общества. Традиции и современность. Н. Бердяева о политической культуре России.
· Политическая социализация молодежи. Политические ориентации современной российской молодежи.
· Этнонациональная политика.
· Основные тенденции в развитии международных отношений и международной политики. Современная геополитика.
· Институт выборов в современном российском обществе.
· Политологический анализ Конституции Российской Федерации.
· Политологический анализ программы политической партии (по выбору студента).
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Подготовка к семинарским занятиям включает поиск информации (в библиотеке, через Интернет и пр.), а также её глубокое осмысление, чему способствует конспектирование первоисточников, составление плана их фрагментов, ведение терминологического словаря Студентам, изучающим курс «Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях» предлагается составить:
а) Подробные конспекты.
б) Краткие конспекты.
в) Сводные конспекты.
г) Тезисные конспекты.
д) Составление планов устных ответов.
е) Составление письменных ответов на вопросы.
Подготовка к семинарским занятиям является одной из составляющих самостоятельной работы студентов, которая, кроме работы с первоисточниками, учебными пособиями и справочной литературой, включает в себя подготовку к контрольным работам, ролевой игре.
Рекомендации по написанию реферата
Реферат – это одно из наиболее распространенных учебных заданий как в средней школе, так и в вузе. Всем учащимся в течение года приходится писать их не один раз. На первый взгляд, написание реферата по любому предмету не представляет из себя ничего сложного. Тем не менее, многие школьники и студенты сталкиваются чуть ли не с непреодолимыми трудностями при его подготовке. Причем объясняется это не сложностью самого задания, а обычным незнанием учащихся того, что такое реферат по своей сути и как его следует писать.
1.Определите тему реферата. Тему реферата должна порождать какая-либо проблема, которую вы хотите исследовать.
2.Задайте вопросы к этой теме. На эти вопросы вы и будете искать ответ.
3.Подумайте о том, кто будет читать ваш реферат. Для какой группы людей он предназначается? Может быть, реферат прочтет только ваш преподаватель, может быть, аудитория, а может, ваш реферат будет интересен определенной категории населения? Представление о потенциальных читателях позволит вам выбрать подходящую стилистику изложения и перечень вопросов, которые вы будете освещать в реферате.
4.Найдите материал по каждому из вопросов. Составьте конспект. Выделите опорные пункты, это поможет вам в дальнейшем продумывать логику изложения.
5.Объедините ваши конспекты в единую систему. Изложение должно быть логичным и последовательным. Каждый последующий пункт должен быть так или иначе связан с предыдущим. Сформулируйте подзаголовки пунктов, вы затем отобразите их в содержании.
6.Приступайте к оформлению вашего реферата.
Сделайте титульный лист. Большими буквами по центру напишите тему реферата. Подпишите автора реферата чуть ниже, более маленькими буквами. В нижнем углу укажите дату.
7.Оформите содержание в виде нумерованного или маркированного списка. Отобразите в нем составленные ранее подзаголовки пунктов.
В конце реферата поместите список использованной литературы. Пишется автор, название произведения, город, издательство, год издания. Либо ссылка на интернет-ресурс.
8.Прочитайте готовый реферат. Представляйте себя при этом придирчивым и критичным читателем. Сами сделайте замечания и пожелания к своему реферату. Исправьте недочеты, повторите прочтение.
Рекомендации по написанию эссе
Сев за эссе по истории, первым делом определитесь с темой. Возможно, что преподаватель уже дал вам тему, которая не пришлась по душе, по которой ничего не хочется писать. Но в любом случае, выбрали вы тему, или вам ее дал преподаватель, следующий этап в работе - поиск информации по имеющийся теме. Постарайтесь изучить её в мельчайших подробностях. Возможно, даже если изначально она не вызывала у вас симпатии, вы сможете придумать план ответа, а заодно запасётесь и фактическим материалом.
Затем найденную информацию необходимо упорядочить. Составьте план рассуждений, опираясь на причинно-следственные связи между событиями, о которых пойдёт речь в вашем эссе. Не пренебрегайте планом, как бы скучно это ни казалось: строгая схема, в зависимости от которой будет впоследствии строиться ваше эссе, поможет вам избежать алогичности в сочинении. Как правило, за нарушение логики в рассуждениях довольно часто снижают балл.
Перед тем как приступить к написанию эссе, продумайте также аргументы и контраргументы - "за" и "против", выражаясь проще. Продумайте их заранее, так как позже у вас не будет времени "соскальзывать" на пространные рассуждения. Выпишите их в столбик и кратко, в виде тезисов, а после, на бумаге, "обшейте" эти сухие аргументы "кружевом" своего красноречия. Но не забывайте: краткость сестра таланта, избегайте "воды".
План и список тезисов готовы, идеи в голове уже сформировались, можно доставать листок и писать. Когда возьмётесь за основной текст эссе, отдавайте предпочтение публицистическому стилю речи. Но лучше проконсультируйтесь с преподавателем: может быть, в вашем конкретном случае нужно склоняться к научному стилю. Главное - не "скатывайтесь" на разговорный стиль, как бы вам ни хотелось выражаться попроще, как в повседневной жизни. Это сразу умалит ваш опус в глазах проверяющего.
В конце эссе не забудьте чёткий, ясный вывод. Отсутствие вывода карается по всей строгости закона, подчас это самая важная часть в сочинении. Так что, изложив все аргументы pro et contra, не забудьте сделать из всех своих рассуждений достойный вывод. И не забудьте добавить собственное мнение, часто именно это и требуется от автора эссе - на основе исторической ситуации высказать собственное мнение. Обязательно свяжите его с фактическим содержанием сочинения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 232.