Тема 6. Государство – основной политический
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

институт общества (4 часа)

Государство является исторические первым политическим институтом. Государство определяется как основной институт политической системы общества, обладая верховной властью, суверенитетом на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма в виде системы органов и учреждений. В политологии одной из сложнейших проблем является проблема происхождения государства. Существует множество концепций происхождения государства. К основным (наиболее распространенным) относятся:

1) теологическая (религиозная) – происхождение государства есть результат деятельности богов.

2) патриархальная (основатель Конфуций) – государство рассматривается как большая семья, во главе которой стоит отец-патриарх, который заботиться о поданных и действует от имени всех

3) психологическая (основатель Цицерон) – государство связывается с наличием у людей различных импульсов, направленных к властвованию и подчинению

4) концепция общественного договора (основатели Гоббс, Локк, Монтескье) – природа государства во всеобщем примирении людей (страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество; вера в то, что государство способно лучше обеспечить права человека; человеческий разум на первом плане)

5) органическая концепция (создатель Спенсер) – государство рассматривается как произведение сил природы

6) гидравлическая – возникновение государства было продиктовано необходимостью организации ирригационных работ (мелиорация)

7) концепция инцеста – связана с запретом кровосмешения

8) марксистская теория – основывается на возникновении семьи, частной собственности, классов, а в результате появляется государство, которое регулирует отношения между ними

Государство возникает на определенной ступени развития общества в результате взаимодействия разных причин.

 

2.Государство имеет обязательные признаки:

1) территория (составляет физическую и материальную основу государства)

суша

недра

водное пространство

воздушное пространство

2) население – совокупность людей, проживающих на данной территории

3) власть

4) суверенитет

5) монопольное право на применение принуждения

6) монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения

7) монопольное право на взимание налогов и сборов с населения

Основные функции государства:

1) внутренние – имеют приоритет над внешними функциями. Это основное направление деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним внутренних задач

социальная функция

экономическая

идеологическая

организаторская

правовая

политическая

культурно-воспитательная

образовательная

2) внешние

функция развития взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами на основе принципа мирного существования

развитие равноправных отношений в другими странами

участие в международном делении труда и интеграции

защита интересов данного государства, его взаимовыгодных отношений с другими странами

защита от военной и экономической экспансии

 

3.Правовое государство – это тип государства, который последовательно воплощает принципы конституции и ограниченного в своей деятельности нормами права и развитым социальным контролем.

Правовое государство – это такое государство, которое подчинено нормами права, установленными демократическим путем.

Для формирования правового государства необходимы определенные условия:

разделение и баланс властей

установление пределов концепции властей

политический плюрализм

подзаконность власти и управления

конституционный надзор

широкое местное самоуправление

Право – система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений, распространенных на все сферы жизни. Нормы права являются юридическим выражением и закреплением отношений, складывающихся в различных областях общественной жизни, в сфере материального свойства. Правовые нормы соответствуют культурному развитию общества, испытывают влияние исторических традиций.

Понятия государство и право. Государство – организация политической жизни, выраженная в конкретных органах. Право – регулятор общественных отношений, т.е. состоит из норм и правил поведения. Государство и право являются тесно связанными между собой феноменами.

Право – орудие государства, без норм государство не обходится. С помощью норм права господствующие социальные группы выражают свою волю, т.е. право – возведенная в закон воля господствующего класса, являющаяся средством организации госвласти. Посредством юридических норм государство осуществляет свои функции, решения обязательные для всего населения. Существование самого права невозможно без государства. Юридические нормы исходят от государства. Государство конкретизирует их в индивидуальных актах.

Правовое государство имеет ряд признаков:

приоритет права личности

равная ответственность и обязанность государства перед гражданином и гражданина перед государством

сфера отношений между государством, личностью и обществом регулируется законами и демократическими нормами самоуправления, свободной инициативы граждан

верховенство закона и действие принципа «разрешено все, что не запрещено законом»

социальной основой является гражданское общество

суверенитет народа (народ является источником власти, государственный суверенитет носит представительный характер)

верховенство закона, законы правового государства опираются на конституцию и обладают наивысшей обязательной силой

незыблемость свободы личности, его прав, чести и достоинства

наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод личности

Правовое государство взаимосвязано с гражданским обществом.

Гражданское общество – общество, в котором имеются и расширяются области свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена. Такое общество составляет комплекс частных лиц, добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом.

Гражданское общество имеет свою структуру, в которую входят:

1) субъекты гражданского общества – социальные институты: семья, школа, церковь, СМИ, правотворческие, политические и иные общественные объединения граждан

2) отношения (горизонтальные, не властные, добросовестные ассоциации, связи и взаимоотношения граждан и их объединения в сфере экономических, социальных, духовных и культурных отношений

3) культура – правовые нормы, сложившиеся традиции и стереотипы в деятельности сферы свободного волеизъявления граждан, т.е. политическая культура

Характерные признаки гражданского общества:

1) гуманизм и стабильность социальных отношений

2) правовая защищенность граждан

3) высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности

4) политический плюрализм (наличие различных идей)

5) эффективный социальный контроль со стороны гражданского общества над институтами власти

Эффективное гражданское общество может быть сформировано при наличии определенных условий:

равноправие всех форм собственности

многоукладная рыночная регулируемая экономика

создание условий для деловой активности и предприимчивости, для свободной и творческой трудовой деятельности граждан

равноправие различных социальных групп, слоев, классов и общностей

справедливость, солидарность и партнерство в отношениях между социальными слоями

наличие определенного среднего класса, удельный вес которого более 50%

реальные гарантии прав и свобод личности, обеспечивающие равный доступ к участию в государственных и общественных делах

верховенство права, разделение властей

политический плюрализм

обязательная выборность всех представительных органов власти

свободное идейное самоопределение граждан

рационализм

политическое отношение к действительности

открытость и способность к принятию иного опыта

Социальное государство – это демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующую достойные условия для жизнедеятельности и свободы развития личности. Оно осуществляет политику, направленную на обеспечение благосостояния всех граждан, поддержку социально слабых групп населения. Для утверждения в обществе принципов социальной справедливости социальное государство должно обеспечивать:

1) движение к утвержденной социальной справедливости

2) ослабление социального неравенства

3) предоставление каждому работы или иного источника существования

4) сохранение мира в обществе

5) формирование для человека благоприятной жизненной среды

Социальное государство должно основывать на:

1) высоком уровне экономического развития

2) демократической политической системе

3) компромиссе основных политических сил относительно путей и целей развития общества

4) реализации идей социального партнерства

5) повышении регулирующей роли государства

Основным условием являются экономические условия.

Тема 7. Политические партии и общественные объединения (4 часа)

Более широкое “зонтичное” определение, которое охватывает партии, использующие не только состязательные и сдерживающие, но и подрывные стратегии в борьбе за власть, предложил К.Джанда: “ партия - это организация, преследующая цель замещения правительственных должностей своими признанными представителями”.

Пытаясь сформулировать универсальное определение “ политической партии” американский политолог Д. Ла Паломбара указал на четыре образующих партию признака:

1. Любая партия есть носитель идеологии или особого видения мира и человека (мировоззрения);

2. Партия - это организация то есть достаточно длительное институализированное объединение людей на разных уровнях политики (от местного - до международного);

3. Цель партии завоевание и осуществление власти;

4. Каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа - от голосования за нее до активного членства.

Причем, первый и третий признаки это то, что отличает политические партии от заинтересованных групп, а второй и третий это то, что отличает их от общественных движений.

Проблема идентификации различных видов групповых объединений является предметом пристального внимания исследователей. Так английский политолог Г.Джордан считает, что партии и группы интересов с точки зрения их функциональных и организационных особенностей нередко перетекают друг в друга. На этом основании он делает предположение, что “дефиниции партии и группы интересов должны частично совпадать, пересекаться, накладываться друг на друга: ведь перед нами не дискретные явления. Использование только одного критерия, такого, например, как “не стремящиеся к власти”, не дает удовлетворительного результата”.

Типология политических партий

Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают свое присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысление природы партий обусловило попытки их классифицировать и систематизировать. Переход от описательности на уровень теоретических обобщений позволил глубже проникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки.

В политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы -функции, идеологии, социальная база, методы деятельности и т. д.

Общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация М. Дюверже,основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Структурапредставляет собой наиболее синтетичный компонент, испытывающий влияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т. д.). В то же время именно структура способствует адаптации партии к изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий в , политической борьбе. Среди структурных характеристик М. Дюверже выделил общее организационное строение,' систему членства, органы руководства. На основе этих переменных он различал кадровые и массовые партии.

Кадровые партиивосходят к периоду зарождения демократии, когда избирательное право было еще ограничено. В том замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их деятельность была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей.

Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты.Комитет создается по территориальному принципу,и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации,ине стремится к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения.Проведение и организация предвыборных кампаний составляет их основное назначение. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ.

Деятельность комитетов обычно имеет, как говорят, «сезонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти изатухает после ее окончания. Комитеты автономны ислабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных на основе комитетов, которые можно рассматривать как их первичные организации, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать такие партии кадровыми. Европейские либеральные и консервативные партии в большинстве своем являются именно кадровыми партиями.

Массовые партиивозникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному,так и попроизводственному принципу,но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что партия существует за счет членских взносов.

Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре массовых партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учет и контроль расходования финансовых средств. Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий:социалистический, коммунистический и фашистский.

Разделение на кадровые и массовые партии соответствует делению партий на правые и левые. Правые партии - «буржуазные», а левые - «пролетарские». Исключение составляют фашистские партии, являющиеся массовыми, но имеющие правый уклон.

Кроме этого, деление партий на массовые и кадровые совпадает с их делением на партии с сильной и слабой организацией. Кадровые партии имеют децентрализованный характер и слабую организацию. В них высока степень автономности местных комитетов (первичных организаций), а центральные органы партии, как правило, не служат для них авторитетом.

В массовых партиях преобладают «вертикальные связи» между руководством и первичными организациями. Централизованный характер и наличие сильной организации, неукоснительное соблюдение партийной дисциплины обусловлены необходимостью демонстрировать свою эффективность в отстаивании интересов трудящихся, успешно осуществлять политическое воспитание масс.

Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами определяет характер деятельности партии, преобладание тех или иных методов работы, тех или иных звеньев партийного механизма. Если образно представить партию в виде концентрических окружностей, то в ней можно выделить:

1) круг «симпатизирующих» (т. е. «твердых избирателей» и сочувствующих, чье отношение к партии ограничивается голо сованием в ее пользу);

2) крут членов партии (т. е. выплачивающих членские взносы, пропагандирующих доктрину партии, соблюдающих партийную дисциплину);

3) круг активистов и функционеров (т. е. тех, для кого партия представляет смысл жизни, хотя их роль в массовых и кадровых партиях неодинакова). В кадровых партиях активисты являются членами комитетов, в массовых они составляют ядро каждой базовой группы и выполняют решения руководителей.

Единственным показателем силы или слабости кадровых партий является число избирателей, поддерживающих их на выборах, поэтому кадровые партии приспосабливают свою программу и политику к электоральным предпочтениям с целью увеличения числа своих избирателей. Главными действующими лицами в кадровых партиях становятся парламентарии.Они являются своеобразными лидерами, ориентирующимися на голоса избирателей, от которых зависит не только их успех, но и положение партии. «Активисты,' - замечает М. Дюверже, - слишком малочисленны в этих кадровых партиях, чтобы стать их основой, они слишком зависимы от избираемых депутатов, раздатчиков благ и привилегий, они преисполнены почтения к парламентским и министерским функциям».

Массовые партии имеют разветвленную и жесткую бюрократическую систему управления, позволяющую вовлекать в партию большие массы людей и контролировать первичные организации. Партийная бюрократия оказывает решающее влияние на рядовых членов партии и парламентариев. Если в кадровых партиях ее парламентарии обеспечивают руководство партией, не встречая серьезного сопротивления со стороны ее членов, то в массовых партиях действует принцип подчинения депутатов партийным руководителям, выбранным членами партии.

Эффективность деятельности массовых партий обеспечивается благодаря активности членов партии, входящих в нее на основе индивидуального членства. Коллективное членство (характерное для кадровых партий) в отличие от индивидуального не предполагает ни действительного включения в политическую жизнь, ни персональных обязательств перед партией. Данное обстоятельство глубоко трансформирует природу партий.

Кроме этого, массовые партии всех типов отличает групповая сплоченность и высокая результативность, которые достигаются благодаря принципам организации первичных звеньев.Так, первичными организациями социалистических партийявляются секции по месту жительства численностью в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей,где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному совету), исполнительная - исполкому (или национальному секретариату), а юридическую власть проводит контрольная комиссия.

Коммунистические партиисоздают свои первичные организации (ячейки) по месту работы.Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет партиям контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать жесткую партийную дисциплину. Организационным принципом партий является «демократический централизм»,пытающийся совместить свободу (например, выборность руководителей всех уровней) и принуждение (подчинение меньшинства большинству). На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию. Выборы руководителей превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет центральное руководство партии.

Фашистские партии имеют много сходных черт с коммунистическими: вертикальные связи, централизация власти, жесткая структура. Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии. Возникая из полувоенных формирований, они культивировали жестокость и насилие. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой армии.

Как видим, бинарная классификация партий М. Дюверже на кадровые и массовые была достаточно универсальной и прагматичной. Однако уже сам М.Дюверже отмечал, что она является «приблизительной, описывающей скорее тенденции, чем дающей четкое различие». Ряд партий оставался за пределами данной классификации, некоторые имели промежуточный характер. Например, лейбористская партия, насчитывающая 6,5 млн. человек, причем среди них с коллективным членством через профсоюзы -5,8 млн., не может быть однозначно отнесена ни к кадровым, ни к массовым. Или такая особенность кадровых партий США, как плотная организационная сеть на уровне избирательного округа (демократическая партия имеет 2, 5 тыс. ячеек, республиканская -2 тыс.), заметно отличает их от классических партий нотаблей (людей, чье положение в обществе обеспечивает им авторитет в политике). Впрочем, не менее сложно классифицировать и партии, являющиеся объединением разнородных фракций, течений, клиентел, как, например, либерально-демократическую партию Японии. Поэтому предпринимались попытки усовершенствовать классификацию М. Дюверже.Они происходили под влиянием социальных перемен в индустриально развитых странах.

Структурные изменения в экономике западных стран подорвали социальную базу массовых партий и обусловили их упадок. Работники индустриальных производств, бывшие прежде клиентурой массовых партий, теряли работу и перемещались из добывающего и обрабатывающего секторов экономики в сектор услуг. Заметно улучшались условия труда, повышалась зарплата квалифицированных рабочих, что изменяло их политические взгляды. Вследствие этого значение классового сознания и политической идеологии в формировании партийных предпочтений заметно упало.

Более того, в постиндустриальных обществах существенно трансформировался механизм выработки политических предпочтений.Согласно классической модели американских политологов С. Липсета и Д. Роккана,на политический выбор граждан влияет сочетание пяти переменных величин: общественного положения, уровня доходов, качества образования, места жительства и религиозной принадлежности.По традиционной модели Липсета-Роккана считалось, что граждане со скромным материальным достатком, невысоким уровнем образования, со статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к партиям левого спектра. Например, они выбирают социал-демократию за ее приверженность материальным ценностям. Напротив, граждане с престижным образованием и высоким социальным статусом, материально обеспеченные образуют массовую базу консервативных партий. Религиозная часть населения отдает свои предпочтения соответствующим религиозным партиям.

Переход к постиндустриальным технологиям в развитых странах приводит к вытеснению в общественном сознании традиционных (материальных) ценностей. Их заменяют такие нематериальные ценности, как образ жизни, возможности самореализации личности, солидарность, качество среды обитания и т. д., носителями которых являются высокообразованные и приспособленные к жизни в условиях информационной революции социальные группы.

Экономический рост сглаживает социальные различия, устраняет существенные классовые антагонизмы. Общество переходит от конфликта как способа развития к согласию. В условиях возросшего многообразия социальных интересов политические партии вынуждены отказываться от притязаний на идеологическое и интеллектуальное руководство массами. Они предпочитают непосредственно обращаться к избирателям, а не к членам партии.

Следует учитывать, что упадок партий отчасти вызван и разочарованием определенной части населения развитых стран в партиях, как механизмах представительства интересов. Поэтому многие граждане стремятся быть независимыми, идеологически неангажированными.

Произошедшие в западных странах социальные перемены послужили основанием для дополнения бинарной классификации М. Дюверже новым типом партии - партии избирателей.Так, итальянский политолог Д. Сартори различает уже три типа партий: парламентско-электоральную, организационно-массовую (которые близки кадровой и массовой партиям М. Дюверже)и электорально-массовую.Французский политолог Ж. Шарло определяет партии избирателей как межклассовые и межидеологические движения, целиком обращенные к электорату.

Партии избирателей (их еще называют «универсальными», или «интерклассовыми») стремятся выражать общенациональные интересы, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща, в частности, голлистской партии Объединение в поддержку Республики, европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США, партиям «зеленых» и др.

И все же, несмотря на эти изменения, по-прежнему сохраняет свое значение деление партий по политическим целями идеологии на праворадикальные (фашистские), консервативные, либеральные, реформистские, социал-демократические, социалистические и леворадикальные (коммунистические).

8.3 Функции партий

Появившись на политической сцене, партии превратились в важный фактор общественного развития. Их роль обусловливается теми функциями, которые они выполняют в обществе. Количество функций может варьироваться по странам и зависит от уровня экономической, социальной, культурной и политической зрелости общества. В индустриально развитых странах,где высока специализация ролей и функций политических институтов, партии выполняют в представительной системе относительно ограниченные функции, и прежде всего такие, как формирование общественного мнения, отбор кандидатов и обеспечение условий деятельности депутатов. Названные функции вычленяются с акцентом на электоральное и парламентское направление деятельности партий.

В модернизирующихся обществах,где специализация политических ролей и структур еще ограниченна, партии выполняют широкий спектр функций и оказываются включенными в многочисленные виды деятельности. По своей природе они заметно отличаются от парламентских партий в развитых странах и напоминают деятельность тоталитарных партий.

ВПолитической науке, однако, не существует единства мнений по вопросу о функциях партий. Различные авторы рассматривают функции партии, используя разные теоретические подходы.

Классический подходакцентирует внимание на такой функции партий в развитых странах, как формирование общественного мнения.Обеспечивая население информацией о программах и возможностях кандидатов, партии не только стимулируют свободный выбор каждым гражданином того или иного кандидата, но и сплачивают избирателей икандидатов на определенной идеологической основе. В результате выбор избирателя происходит осмысленно, а не на основе веры.

Некоторые авторы называют эту функцию партий электоральной и считают ее наиболее важной. В частности, Д. Эптер отмечал, что «основная функция политических партий - структурировать общественное мнение, измерять его состояние и сообщать ответственным членам правительства и руководству так, чтобы руководители и подчиненные, общественное мнение и власть разумным образом сблизились друг с другом. Принцип представительной власти целиком основан на этих связях».

Отбирая кандидатов на выборы и предлагая их избирателям, партии выполняют функцию политического рекрутирования.Кадровые партии проводят рекрутирование закрыто, на заседаниях руководящих органов. Массовые партии отбирают кандидатов посредством прямого или косвенного участия рядовых членов партии. И в первом, и во втором случаях заметны олигархические тенденции. Однако отмеченные недостатки нейтрализуются теми преимуществами, которые партии предоставляют политической системе.

Прежде всего целенаправленным отбором кандидатов партии обеспечивают циркуляцию элит. «Система позволяет, -отмечал М. Дюверже,- создать правящий класс, вышедший из народа и приходящий на смену прежнему... Самый глубокий смысл политических партий в том, что они пытаются создать новые элиты... Всякое правительство олигархично по природе, однако источники олигархии ипути их образования могут быть весьма различными... Режим без партий увековечивает правящие элиты, пришедшие к власти благодаря деньгам или положению... Режим без партий - это обязательно консервативный режим... Исторически партии зародились, когда народные массы начали реально участвовать вполитической жизни: они создали необходимые рамки, позволяющие им набирать из своих рядов собственные элиты...»

Партии выступают связующим звеном между избирателями и депутатами. Влияние на избирателей они оказывают разъясняя позицию депутатов и одновременно информируя последних о чаяниях избирателей. Не менее важно и то, что партии создают среду, в которой действуют депутаты-парламентарии. Партии объединяют депутатов одной политической ориентации и обеспечивают их согласованные действия, задавая дисциплину голосования. Так называемые «мягкие» партии не заставляют голосовать своих депутатов одинаково, а «жесткие» партии предписывают своим депутатам четко соблюдать дисциплину голосования.

В отличие от структурного, Г. Алмонд и Д. Пауэлл используют системный подход к анализу функций партий. С их точки зрения, партии выступают элементом, обеспечивающим жизнеспособность социальной системы благодаря эффективному реагированию на импульсы, поступающие из внешней среды. Следуя такой исходной посылке, они расширяют список функций, выполняемых партиями. Наиболее важной им представляется функция агрегирования интересов (т. е. согласования и обобщения разнородных интересов). Данная функция явно преобладает у партий, действующих в условиях значительного многообразия интересов.

Обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и представляются властным структурам. Это функция артикуляции(представительства) интересов. Наряду с двумя указанными партии могут выполнять и «правительственные» функции,участвуя в разработке, внедрении и применении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя интересы и требования социальных групп власти, партии выполняют функцию коммуникации,т. е. взаимосвязи властных структур и общества, обеспечивая их устойчивый диалог, способствуя сближению их позиций. Приспособление социальной системы к постоянно изменяющимся условиям своего функционирования, обеспечение динамического равновесия групп интересов партии осуществляют путем реализации функций политического рекрутирования и политической социализации.Отбирая наилучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты. Добровольное принятие гражданами целей и установок политической системы происходит благодаря культивированию партиями определенных ценностей и стереотипов поведения.

Функции партий могут варьироваться в зависимости от политического режима. Для тоталитарных партий (коммунистического и фашистского толка) одной из наиболее важных функций является функция политической мобилизации.Мобилизация означает обеспечение форсированной поддержки политических целей со стороны широких слоев населения. Высокий уровень участия масс в политике осуществляется с помощью идеологической обработки населения, манипулирования общественным сознанием, выдвижения лозунгов, соответствующих ожиданиям масс, контроля за информацией, наконец, применения насилия к инакомыслящим.

В тоталитарных системах партия непосредственно выполняет функцию реализации власти.Поскольку представительная система отсутствует либо имеет декоративный характер, постольку именно партия концентрирует в своих руках весь объем властных функций, вмешиваясь во все сферы жизнедеятельности человека. Властвующая партия, и в этом ее особенность, не отделена от государства, она сращивается с ним и является его несущей конструкцией. Негативные последствия всеохватности функций партий, их сращивания с государством показала политическая практика СССР в 20 - 40-х годах и Германии в 30 - 40-х годах, где сложились тоталитарные системы.

8.4 Партийные системы

Логика действий партий диктуется характером ее связей со своей средой, т. е. другими партиями. В каждой стране партии, их окружение, союзы и стратегии образуют совокупность относительно стабильных связей. Эту структуру, совокупность связей между взаимодействующими партиями М. Дюверже назвал «партийной системой». Природа коалиции партий влияет на функционирование институтов, определяет сущность политических режимов.

В каждой конкретной стране партийная система является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, истории страны, ее традиций, экономической и социальной структуры. Кроме того, наиболее важное влияние на партийную систему оказывает избирательный режим.

В политической науке существуют различные классификации партийных систем. Поскольку система партий любого общества определяется поколичественному (по числу партий, входящих в систему) и качественному (по масштабу влияния) критерию, постольку возможны две системы типологий.

Количественный критерий является основой выделения двухпартийной системы (бипартизма), многопартийной системы и системы «двух с половиной партий».

Двухпартийностьдостаточно функциональна, поскольку обеспечивает эффективную работу политической системы в целом. Прежде всего, она отражает существование естественного политического дуализма. «Это означает, что политический выбор, - как подчеркивал М. Дюверже, - обычно выступает в дуалистической форме... Всякая политика предполагает выбор между двумя типами решений».

Кроме того, двухпартийность способствует созданию эффективного и стабильного правительства, которое опирается на поддержку парламентского большинства из числа депутатов победившей партии. Избранное прямым всеобщим голосованием парламентское большинство позволяет функционировать правительству в течение всего срока полномочий. Более того, двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересовисокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель выбирает цели и руководителей, обязанных их достичь.

Однако таковы плюсы двухпартийности в идеале. На практике же она коррелирует с рядом переменных, что позволяет различать ее типы. Так, «жесткая»двухпартийность отличается от «мягкой»дисциплиной голосования. В условиях «жесткой» двухпартийности (например, двухпартийной системы в Великобритании) при принятии важных политических решений депутаты каждой партии стремятся голосовать одинаково. В противном случае те, кто нарушил дисциплину голосования, исключаются из партии. «Мягкая» двухпартийность (например, в США) не предписывает депутатам обязательную дисциплину голосования.

Различают также «совершенную»и «несовершенную»двухпартийность. «Совершенная» двухпартийность означает, что две партии набрали 90% голосов, причем одной из них обеспечено абсолютное большинство парламентских мест. Такая партия может руководить водиночку, не вступая в союз с другими партиями.

«Несовершенная» двухпартийность возникает в том случае, если число мандатов, полученных двумя крупными партиями на выборах, не позволяет им в одиночку завоевать абсолютное большинство. Им приходится объединяться с третьей партией. Подобная партийная система получила названиесистемы «двух с половиной партий».

В противоположность достаточно жесткой двухпартийной модели многопартийная система(взаимодействие осуществляют более двух партий) отличается гибкостью испособна эффективно сдерживать социальные конфликты. Являясь институциональным выражением плюрализма социальных интересов истатусов, многопартийная система ориентирована на поиск согласия и компромиссов между политическими силами, не обладающими явным политическим доминированием.

Достижение согласия, как и обеспечение системной стабильности, во многом зависит от характера взаимоотношений между правительственными партиями и оппозицией. В обществах без демократических традиций, зрелой политической культуры многопартийная система является причиной частых правительственных кризисов. К тому же многопартийность не способствует обобщению интересов, поскольку каждая партия стремится выражать требования только своего электората.

Действующие на политической сцене партии различаются масштабом влияния на общество и власть. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: а) числа членов партии; б) количества избирателей, проголосовавших за нее; в) числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются влиянием на процесс принятия политических решений.

По политическому «весу» выделяются четыре типа партий:

1) мажоритарная партия,т. е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;

2) партия с мажоритарным признанием,т. е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;

3) доминирующая партия,т. е. получившая относительное большинство депутатских мест;

4) миноритарная партия,т. е. имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет тип партийной системы.Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием, т. е. стабильным доминированием втечение долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократической партии Японии, консервативной партии Великобритании в70 - 80-х годах). Кроме того, можно

отметить партийные системы с присутствием доминирующей партии (как христианские демократы в ФРГ), вынужденной искать союзников в лице других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять коалицию миноритарных партий (это присуще партийным системам Бельгии, Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой для стабильных и эффективных правительств.

Существуют и другие основания классификации партийных систем. Док. Лапаломбара и М. Ветер предлагают бинарную типологию, противопоставляя друг другу «конкурентные»и «неконкурентные» системы партий.Так, для «конкурентных» систем характерны ситуации гегемонии или чередования партий у власти. В порядке уменьшения конкуренции они выделяют многопартийные системы, двухпартийные системы, многопартийные системы с господствующей партией (например, партийная система Индии во главе с Индийским национальным конгрессом). Неконкурентные партийные системы основаны на подавлении всех политических объединений властвующей партией. Примерами однопартийной системы могут выступать коммунистические, фашистские и развивающиеся системы.

Тема 8. Политическая элита и политическое лидерство (4 часа)

В политологии как науке и учебной дисциплине, исследованию и феномену политической элиты отводится центральное место. Термин элита (от фр. Elite- лучший, отборный), начиная с 17 века, стал употребляться для именования избранных людей, прежде всего, всей знати. Элита существует в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и политической.

Политическая элита - привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Теория элиты (элитизм) - это совокупность социально-политических концепции, утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры являются высшие привилегированные слои, правящее меньшинство, господствующее над остальным населением.

Функции политической элиты:

1. Стратегическая - определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы всего общества, отдельных классов.

2. Коммуникативная - предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения.

3. Организаторская - осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь

4. Интегративная - укрепление стабильности и единство общества, устойчивости ее экономической и политической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

 

Существует следующие типы элит:

Политическая элита - это группа людей, обладающая инструментами власти. Виды

политической элиты: высшая, средняя, административная.

Экономическая - социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Она осуществляет свое экономическое господство, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения.

Военная - играет важную роль в обществе, в политических процессах, используется

как средство в политике.

Научная и техническая - включает одаренную часть интеллектуальной элиты.

Культурная и духовная - включает наиболее авторитетных и влиятельных деятеле искусства, просвещения и литературы, творческой интеллигенции
Теневая и контрэлита – часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции.

В античной философии элитарное мировоззрение наиболее полно было сформулировано Платоном. Впоследствии в то же русло влились взгляды многих других мыслителей -от Н. Макиавелли до Ф. Ницше и А. Шопенгауэра. По мнению Н. Макиавелли, -«элита - это правящая группа, осуществляющая руководство обществом».

В зависимости от форм осуществления власти элита делится на львов - сторонников неприкрытого насилия и лис- предпочитающих более гибкие методы управления.

Однако, как целостная система взглядов элитизм состоялся в первой половине 20 века в работах В. Парето, Г. Моска и Р. Михельса.

Главная суть этих теории:

1. Общество закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам, способностям, интеллекту и богатству.

2. Развитие любого общества направляется и зависит от политической элиты

3. Главное предназначение политической элиты - принятие политических

решений

4. Формирование и смена элит идет в борьбе за власть

Политическая власть строится в форме пирамиды. На каждой ступени власти, в любом ее звене, партии есть свои пирамиды власти, управляющие ими, и везде есть группы, составляющие аппарат власти. Возглавляющие их руководители ведут за собой подчиненных, отсюда и термин "лидер" - ведущий или идущий впереди ( от англ. to lead- вести).

Лидер - это ведущий, авторитетный член организации, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль.
\

Характерные черты политического лидера:
- острый ум, политическая интуиция;
- организаторский талант, ораторские способности;
- популярность, умение нравиться людям, завоевывать их симпатии;
- политическая воля, готовность брать ответственность на себя;
- наличие яркой политической программы, отвечающей интересам политических групп.

Теории политического лидерства:

- теории черт; лидерство - это выдающееся качество человека;
- теория конституентов (определяющей роли последователей); лидерство - это особого рода отношения: избиратели - последователи - активисты- лидер
- ситуационная - сложившиеся конкретные обстоятельства, место и время определяют отбор политического лидера и его поведение.
- психологическая - обладание руководящими позициями позволяет подавлять различные комплексы.
- интегративная; лидерство - это влияние целого ряда факторов, система их взаимодействия.

Классификация политических лидеров:

1. По масштабам лидерства: общенациональные, определенного класса, определенных слоев, групп, этносов и партии.
2. По отношению руководителя к подчиненным: авторитарные, демократические, либеральные.
3. По стилю лидерства (М. Херманн):
• Лидер-пожарный - ориентируется на самые актуальные, горящие проблемы, требования момента.
• Лидер - знаменосец - собственное видение действительности, идеал, мечта, способная увлечь массы (Ленин, М.Л. Кинг, М. Ганди )
• Лидер - служитель - всегда стремится к роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом.
• Лидер - торговец - характерно умение привлекательно преподнести идеи, планы, привлечь массы к их осуществлению.

 

Политическое лидерство в условиях современного Казахстана существует на различных уровнях - общегосударственном, региональном и местном, локальном, когда лидерство осуществляется в определенной местности или группы, а также политического движения и партии. В переходный период в обществе требуется сильный, по-настоящему популярный, харизматический лидер, имеющий всенародную поддержку. Деятельность политического лидера всегда должна быть направлена на интеграцию и стабилизацию общества, объединение масс.

1. Понятие элиты, основные концепции. Функции и типология элит.

2. Концепции политического лидерства.
3. Политическое лидерство и правящая элита современного Казахстана.

 

При рассмотрении первого вопроса покажите по каким причинам существуют и функционирует политические элиты. Разберите основные теории и концепции классиков элитизма - В.Парето, Г.Моска, Р.Михельса, как они обосновывают причины существования управляющей элиты и ее особую роль в политическом процессе? Изучите современные концепции элитаризма, которые возникли на базе классических теорий. Рассмотрите подробно макиавеллистский подход в исследовании современной политической элиты. Можно ли говорить, что он особенно актуален в постсоветских государствах, приведите примеры.

Далее покажите какие способы пополнения элиты наиболее актуальны в наше время. В большинстве стран элита представляет из себя достаточно закрытую общественную группировку, можно ли говорить об узурпации властных полномочий узким слоем общества как в демократических странах, так и в остальных странах.

 

Обратите внимание и раскройте содержание основных функций политической элиты:
- регулирование политических отношений между гражданами;
- координацию деятельности всех ветвей власти;
- согласование политических интересов различных социальных групп;
- разработку политической идеологии;
- поддержание политической стабильности общества;
- разрешение и устранение политических конфликтов.

Покажите какие типы элит выделяются в политологии, что служит основанием для классификации элит?

Рассмотрите институт политического лидерства и какие типы политических лидеров востребованы в современном мире?

Как соотносятся понятия «элита» и «политический лидер», какое из них шире? Какие существуют подходы к трактовке понятия «лидер», что характеризует сложность этого феномена?

Как вы думаете, почему в подавляющем большинстве политические лидеры - мужчины,

является ли это свидетельством гендерного неравенства?

Проанализируйте основные современные теории политического лидерства, покажите как с помощью этих подходов можно объяснить приход к власти известных политических лидеров?

Раскройте какая существует типология политических лидеров?

Какие функции в обществе выполняют политические лидеры?

Можно ли отнести известных действующих лидеров к одному из типов по предложенным классификациям?

Также обдумайте, в чем специфика харизматического лидерства, возможен ли такой тип лидерства в современном Казахстане?

В третьем вопросе более подробно остановитесь на проблеме формирования политической элиты в Казахстане. Каково влияние родовых, жузовых предрассудков на формирование института политического лидерства и элиты?

Легитимны ли заявления о незаменимости того или иного политического лидера, которые часто звучат во время выборов?

В чем причины таких заявлений?

Возможно ли такое в демократическом обществе?

Как вы относитесь к деятельности отдельных наших парламентариев, которые формально принадлежат к политической элите?

 

Тема 9. Мировая политика (4 часа)

Для начала выработаем рабочее определение, что такое «мировая политика», на основании которого, как гипотезы, и будет строиться повествование. Легче всего это сделать, разобрав каждую составную дефиницию, а вслед за этим суммировать их.

С первой частью проблем не возникает. Думаю, все согласятся с тем, что «мировой» — это нечто, отвечающее критериям глобального, планетарного, общезначимого.

Однако понятие «политика» становится для нас «убийцей смысла», в силу существования огромного количества интерпретаций этой категории.

В самом общем смысле политика обозначает сферу всего политического. То есть сферу, где проходит процесс распределения власти, через специфическую систему социальных отношений. И если понятие «мировое» отвечает за масштаб, то понятие «политика» дает нам нечёткое представление о смысловом наполнении термина «мировая политика».

Делая заведомо неправильный, с методологической точки зрения, шаг, можем сказать:

«Мировая политика» — это общемировая сфера, некое политическое поле, где происходят процессы получения, распределения и отчуждения власти.

Это и будет нашим рабочим определением. Попытаемся его критически осмыслить.

Итак, мировая политика одновременно представляет форму и процесс, подразумевая, что в нашем мире существуют референты этого абстрактного понятия.

И формально они действительно существуют — политика в рамках ООН. Эта организация одновременно отвечает и за объем, и за политический процесс. Однако стоит заметить, что вся нормативная база ООН носит в большей степени декларативный характер. А потому является лишь мнимой, виртуальной формой «всемирного правительства», которое, максимум, может претендовать на звание всемирного «пресс-центра».

Мировую политику легко определить в биполярном мире. Во времена холодной войны она, по большому счёту, и осуществлялась во взаимоотношениях, политической игре между «западом» и «востоком».

Что происходит в наши дни?

Можем ли мы с полной уверенностью сказать о том, что, к примеру, Испания является игроком на геополитической арене? Ответ — и «да», и «нет». Ведь как государственное образование, Испания, вне всяких сомнений, играет определённую политическую роль в ЕС, она член ООН. А это значит, что формально у неё есть представители в аллюзии на мировое правительство.

Однако не доминирует ли политика ЕС над интересами Испании? И если так, то кто является геополитическим игроком: Испания или ЕС?

А может, и сама Испания, как государство — уже давно утратило способность к политической деятельности? И вместо неё всей политикой занимаются Telefonica, Endesa и какая-нибудь Iberdrola?

Возможно, государство Испания уже давно стало фантомом. А на его месте появилась корпорация «Испания»…

Можем ли мы говорить о том, что наднациональные организации являются акторами на политическом поле? В какой мере ЕС — это конгломерат государств, не путать с конгломератом экономических элит? И соответствует ли курс ЕС курсу НАТО? В последнее время эти организации идут рука об руку. Или во взаимоотношениях НАТО и ЕС красной линией подчёркнуты именно характер отношений между управленческой бюрократией?

С другой стороны, возникает вопрос: представляют ли иные региональные межгосударственные организации такой же сплоченный организм, как ЕС?

Подведем итоги.

На всемирном политическом поле представлены несколько групп игроков, между которыми и проходит процесс распределения власти.

Первая группа — экономические элиты, группы людей, контролирующие ТНК.

Вторая группа — национальные бюрократии суверенных государств. Таких, как США, Япония, Китай, частично Индия, Россия, Израиль и, с недавних пор, Иран.

Третья группа — наднациональные, региональные организации. А точнее, одна организация — ЕС. Какими бы разными ни были входящие в него государства, курс у них единый. И отстаиваются интересы европейского сообщества, а на практике — всех европейских государств.

Возможно, следовало бы описать роль НАТО в международной политике. Однако реалии этой организации таковы, что военная администрация НАТО в США и военная администрация НАТО в Европе имеют абсолютно разное видение перспектив развития. В рамках ЕС, НАТО выполняет функцию дополнительного интегрирующего, в военном плане, начала.

Это то, что касается реальности. А теперь к нашим баранам…

Мировая политика многими воспринимается как международные отношения.

Однако не все международные отношения политические. Это раз. Кроме того, степень влияния международных отношений на международную политику в разы меньше, чем степень влияние «внутринародных» отношений на международную политику. В первую очередь это касается деятельности национальных правительств.

Большинством украинцев «мировая политика» воспринимается как нечто абстрактное и виртуальное.

Знакомства с событиями на международной арене, в лучшем случае, проходят в интернете, в худшем — через телевизор. Поэтому сам международный политический процесс остается закрытым для включённого наблюдения.

Нас знакомят лишь с «решениями», «договорами» и «декларациями». Мы даже потенциально не можем быть участниками процесса, если только не входим в высший административный класс вышеуказанных групп.

Это значит, что для нас мировая политика носит виртуальный и хаотический характер одновременно. Ведь мы признаем существование различных игроков на международной политической арене.

Феномен мировой политики тесно связан с целой группой виртуальных образов.

Первым, и самым главным выступает экстремизм (терроризм), как безликая жестокость и зло, порожд ённое другой, «примитивной» культурой. Вокруг него выстраивается политика современных западных государств, он служит поводом для оправдания собственных действий. Он же являться стимулом и формой навязывания страха.

Люди виртуально воспринимают мировую политику, и так же виртуально воспринимают терроризм.

Получается, что мнимая структура поддерживается за счёт других мнимых структур. И когда они закреплены в сознании людей, они превращаются в свершившееся событие, факт, с которым приходится считаться. СМИ — это только инструментарий…

Каждый раз, когда нам пытаются навязать новое «событие» — порождается ещё один комплекс мнимых, виртуальных образов для манипулирования.

Но подробнее об этом — в следующий раз. А пока я рекомендую Вам выключить телевизор на недельку, и стараться не читать новости даже в интернете. И Боже Вас упаси, не читайте избирательный «спам»: если кампания хорошая, агитаторы наведаются к Вам домой, вот с ними и поговорите.

Освободившееся время можно потратить на чтение художественной, специализированной или научной литературы, общение с близкими людьми или крепкий сон. В любом случае, это будет в разы полезней и эффективней, чем просматривание „джинсы“.

А уже после информационного отдыха — можно возвращаться к прежней жизни и вновь становиться ретранслятором навязываемой действительности, одной из ниш которой является „мировая политика“.

Тема 10. Международные отношения (2 часа)

Международные отношения

род общественных отношений в сфере межнационального и межгосударственного общения.

Международные отношения характеризуются также совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Так, в международной энциклопедии социальных наук международные отношения рассматриваются как "человеческая дея­тельность, в процессе которой индивиды из более чем одного госу­дарства, индивидуально или в группах, взаимодействуют". Западные политологи считают, что международные отношения - это "взаимо­действие между двумя или более государствами", а внешняя политика как внешнее действие одной нации.

Различные точки зрения на понятие международных отношений сводятся по существу к двум способам исследования этих отношений. В первом случае международные отношения рассматриваются как осо­бый род общественных отношений, в другом - сводятся к взаимодейс­твию их участников.

Имеется ряд трактовок проблемы взаимодействия международ­ной и внутренней политики. Первая точка зрения отдает приоритет в этом взаимодействии международным отношениям. Её сторонники считают, что внутренняя политика государства определяется разви­тием внешних факторов (географический детерминизм, геополитические концепции). Вторая точка зрения предпочитает рассмотрение международных отношений как непосредственного продолжения внут­ренней политики, которая в первую очередь обусловлена определенным способом производства, господствующим экономическим базисом. На этой позиции стоят марксистки ориентированные теоретики.

Исходя из третьей трактовки, внутренняя политика, внешняя политика и международные отношения взаимно уравновешивают друг друга, они равноправны. Сторонники такой трактовки исходят из то­го, что в основе внутренних и международных отношений лежат еди­ные законы общественного развития. Взаимодействие и взаимовлияние внутренних и внешних факторов не являются исходно заданными, а зависят в каждом конкретном случае от конкретных исторических обстоятельств и ситуации.

В перечисленных подходах выделяется существенная сто­рона проблемы взаимовлияния и взаимодействия международных и внутренних отношений. Однако, при игнорировании других аспектов есть опасность упрощения в анализе международных отношений. Об­щественное развитие сегодня характеризуется взаимопереплетением, взаимосвязью внешней и внутренней политики при сохранении извест­ных различий между ними.

В теории международных отношений большое внимание уделяется проблеме многофакторного взаимодействия участников международных отношений. К существенным видам связей, в которые вступают участники между­народных отношений, относятся: дипломатические (осуществляются в рамках официальных правительственных структур); экономические (выступают в качестве материальной основы всей системы международ­ных отношений); социальные (формируются за счет международных контактов неправительственных структур - политических партий, профсоюзных, научных, экологических и других общественных органи­заций и движений); военные, культурные и другие.

Основным участником системы международных отношений является суверенное государство. Государство – системообразующий элемент, а межгосударственные связи являются структурообразующими. В отечественной и зарубежной политологии - это общепринятый подход. Таким образом, наряду со системообразующими элементами сложная система обладает и несистемообразующими элементами. В настоящее время специалисты в области международных отношений выделяют четыре класса несистемообразующих элементов: политические (партии); общественно-политические (церковь, профсоюзы и т.д.); культурно-научные и экономические организации.

Помимо государства как традиционного субъекта в число активных участников международных отношений входят междуна­родные организации, которые подразделяются на правительственные и неправительственные. Примером наиболее влиятельного участника пер­вого вида в системе международных отношений является Организация Объединенных Наций (ООН).К международным неправительственным ор­ганизациям относятся политические и общественные организации типа Социнтерна - международного объединения социал-демократических партий, «Гринписа» - международной организации экологов и т.д.

Мы видим, что в системе международных отношений расширяется число ее участников, растет многообразие их взаимодействий, формируется новый механизм поддержки стабиль­ного развития отношений на мировой арене.

Обнаруживаются определенные закономерности, имеющие разные векторы. С одной сто­роны, можно наблюдать максимальную реализацию государственности и суверенитета участников международных отношений, когда националь­ные общности заявляют о себе как о равноправных субъектах на ми­ровой арене. С другой стороны действует тенденция усиления интег­рации все большего числа участников международных отношений, уп­рочения институциональных форм широкого гуманитарного, экономи­ческого и политического сотрудничества.

























ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.