ИТОГО: Общая трудоемкость
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) |
Форма текущего контроля
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) |
Форма текущего контроля
4.2.2 Содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела в дидактических единицах |
1. | Становление политологии как науки. Объект, предмет, функции политологии. | Обоснование актуальности курса политологии. Обзор истории становления политологии как науки. Определение основных понятий курса, объекта, предмета, функций политологии. |
2. | Общество как социальная система. | Анализ теории общественного развития. Понятие социальной системы и общества в политологии. Теория формационного развития. Цивилизационный подход Л.Н. Гумилева. |
3. | Социальная стратификация. | Западная модель общественного развития. Анализ западной модели общества в работах Питирима Сорокина. Социальная стратификация и общественное устройство Российской Федерации. |
4. | Социальные изменения и социальный конфликт. | Понятие государственной трансформации и социального конфликта. Конфликтология как наука. Виды социального конфликта в политике. Роль социального конфликта в динамике общественного развития. |
5. | Политическая власть. | Понятие политической власти. Феномен политической власти на протяжении истории человечества. Теории становления и развития политической власти. Представители политической власти в Российской Федерации. |
6. | Государство – основной политический институт общества. | Понятие государства. Термин государство в истории, философии, социологии, политологии. Теории государственного развития в современном мире. Государство и общество: проблема взаимоотношений и сотрудничества. |
7. | Политические партии и общественные объединения. | Понятие политической партий и истории их возникновения. Отличие политической партии от других форм общественного объединения. Роль многопартийной системы в формировании демократии. Партии и общественные движения в Российской Федерации. |
8. | Политическая элита и политическое лидерство. | Понятие политической элиты и политического лидерства. Теории формирования политической элиты в мировой истории. Сравнительной анализ взаимосвязи политической элиты и политического лидерства. |
9. | Мировая политика. | Понятие мировой политики. Теории геополитического развития современного мира. Роль Российской Федерации в мировом политическом процессе. |
10. | Международные отношения. | Международные отношения в современном мире. Формирование международных организаций и их трансформация в геополитическом процессе. Опыт становления международных отношений во внешней политике Российской Федерации. |
Образовательные технологии
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела в дидактических единицах |
1. | Становление политологии как науки. Объект, предмет, функции политологии. | Лек.: лекция-информация, лекция-визуализация Практ. зан.: традиционный семинар, семинар-обсуждение докладов, занятие-практикум |
2. | Общество как социальная система. | Лек.: проблемная лекция Практ. зан.: традиционный семинар, семинар-обсуждение докладов, занятие-практикум, семинар-дискуссия |
3. | Социальная стратификация. | Лек.: лекция-визуализация, проблемная лекция Практ. зан.: семинар-обсуждение докладов, занятие-практикум |
4. | Социальные изменения и социальный конфликт. | Лек.: проблемная лекция Практ. зан.: семинар-обсуждение докладов, занятие-практикум |
5. | Политическая власть. | Лек.: лекция-информация, проблемная лекция Практ. зан.: традиционный семинар, семинар-дискуссия, занятие-практикум |
6. | Государство – основной политический институт общества. | Лек.: проблемная лекция Практ. зан.: традиционный семинар, семинар-дискуссия, занятие-практикум |
7. | Политические партии и общественные объединения. | Лек.: лекция-визуализация, проблемная лекция Практ. зан.: традиционный семинар, семинар-дискуссия, занятие-практикум |
8. | Политическая элита и политическое лидерство. | Лек.: лекция-информация, проблемная лекция Практ. зан.: традиционный семинар, семинар-дискуссия, занятие-практикум |
9. | Мировая политика. | Лек.: проблемная лекция Практ. зан.: традиционный семинар, семинар-дискуссия, занятие-практикум |
10. | Международные отношения. | Лек.: проблемная лекция Практ. зан.: традиционный семинар, семинар-дискуссия, занятие-практикум |
26/46 ч. (67 %) интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела в дидактических единицах |
1. | Становление политологии как науки. Объект, предмет, функции политологии. | Лек.: лекция-информация |
2. | Общество как социальная система. | Практ. зан.: семинар-обсуждение докладов |
3. | Социальная стратификация. | Практ. зан.: семинар-дискуссия |
4. | Социальные изменения и социальный конфликт. | Практ. зан.: занятие-практикум |
5. | Политическая власть. | Лек.: проблемная лекция |
6. | Государство – основной политический институт общества. | Практ. зан.: традиционный семинар |
7. | Политические партии и общественные объединения. | Лек.: лекция-визуализация |
8. | Политическая элита и политическое лидерство. | Практ. зан.: семинар-дискуссия |
9. | Мировая политика. | Лек.: проблемная лекция |
10. | Международные отношения. | Практ. зан.: семинар-дискуссия |
4/8 ч. (60 %) интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Планирование СРС
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды СРС | История Обществознание | История Право |
1. | Становление политологии как науки. Объект, предмет, функции политологии. | Изучение содержания учебной и научной литературы для подготовки к практическим занятиям, текущему и промежуточному контролю; подготовка и написание рефератов и докладов. | 18 | 2 |
2. | Общество как социальная система. | Разработка презентаций по обозначенным темам, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к участию в научно-практических конференциях и олимпиадах; экспресс-опросы на лекциях; подготовка к тестированию текущих и остаточных знаний. | 18 | 4 |
3. | Социальная стратификация. | Поиск и обработка информации в информационно-ресурсном центре гуманитарного факультета и в сети Интернет. | 18 | 2 |
4. | Социальные изменения и социальный конфликт. | Изучение содержания учебной и научной литературы для подготовки к практическим занятиям, текущему и промежуточному контролю; подготовка и написание рефератов и докладов; выполнение письменных работ на заданные темы. | 18 | 2 |
5. | Политическая власть. | Изучение содержания учебной и научной литературы для подготовки к практическим занятиям, текущему и промежуточному контролю; подготовка и написание рефератов и докладов; выполнение письменных работ на заданные темы; выполнение домашних заданий разнообразного характера: подбор и изучение исторических источников, разработка и составление различных схем, выполнение графических работ с контурными картами и таблицами; составление глоссария, разработка презентаций по обозначенным темам, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к участию в научно-практических конференциях и олимпиадах; экспресс-опросы на лекциях; подготовка к тестированию текущих и остаточных знаний; поиск и обработка информации в информационно-ресурсном центре гуманитарного факультета и в сети Интернет. | 18 | 6 |
6. | Государство – основной политический институт общества. | Изучение содержания учебной и научной литературы для подготовки к практическим занятиям, текущему и промежуточному контролю; подготовка и написание рефератов и докладов; выполнение письменных работ на заданные темы. | 4 | 6 |
7. | Политические партии и общественные объединения. | Поиск и обработка информации в информационно-ресурсном центре гуманитарного факультета и в сети Интернет. | 4 | 6 |
8. | Политическая элита и политическое лидерство. | Изучение содержания учебной и научной литературы для подготовки к практическим занятиям, текущему и промежуточному контролю; подготовка и написание рефератов и докладов; выполнение письменных работ на заданные темы. | 2 | 4 |
9. | Мировая политика. | Поиск и обработка информации в информационно-ресурсном центре гуманитарного факультета и в сети Интернет. | 4 | 2 |
10. | Международные отношения. | Изучение содержания учебной и научной литературы для подготовки к практическим занятиям, текущему и промежуточному контролю; подготовка и написание рефератов и докладов; выполнение письменных работ на заданные темы; выполнение домашних заданий разнообразного характера: подбор и изучение исторических источников, разработка и составление различных схем, выполнение графических работ с контурными картами и таблицами; составление глоссария, разработка презентаций по обозначенным темам, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к участию в научно-практических конференциях и олимпиадах; экспресс-опросы на лекциях; подготовка к тестированию текущих и остаточных знаний; поиск и обработка информации в информационно-ресурсном центре гуманитарного факультета и в сети Интернет. | 4 | 2 |
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды СРС | История Обществознание | История Право |
1. | Становление политологии как науки. Объект, предмет, функции политологии. | Изучение содержания учебной и научной литературы для подготовки к практическим занятиям, текущему и промежуточному контролю; подготовка и написание рефератов и докладов. | 22 | 4 |
2. | Общество как социальная система. | Разработка презентаций по обозначенным темам, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к участию в научно-практических конференциях и олимпиадах; экспресс-опросы на лекциях; подготовка к тестированию текущих и остаточных знаний. | 23 | 4 |
3. | Социальная стратификация. | Поиск и обработка информации в информационно-ресурсном центре гуманитарного факультета и в сети Интернет. | 22 | 4 |
4. | Социальные изменения и социальный конфликт. | Изучение содержания учебной и научной литературы для подготовки к практическим занятиям, текущему и промежуточному контролю; подготовка и написание рефератов и докладов; выполнение письменных работ на заданные темы. | 22 | 4 |
5. | Политическая власть. | Изучение содержания учебной и научной литературы для подготовки к практическим занятиям, текущему и промежуточному контролю; подготовка и написание рефератов и докладов; выполнение письменных работ на заданные темы; выполнение домашних заданий разнообразного характера: подбор и изучение исторических источников, разработка и составление различных схем, выполнение графических работ с контурными картами и таблицами; составление глоссария, разработка презентаций по обозначенным темам, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к участию в научно-практических конференциях и олимпиадах; экспресс-опросы на лекциях; подготовка к тестированию текущих и остаточных знаний; поиск и обработка информации в информационно-ресурсном центре гуманитарного факультета и в сети Интернет. | 25 | 5 |
6. | Государство – основной политический институт общества. | Изучение содержания учебной и научной литературы для подготовки к практическим занятиям, текущему и промежуточному контролю; подготовка и написание рефератов и докладов; выполнение письменных работ на заданные темы. | 25 | 5 |
7. | Политические партии и общественные объединения. | Поиск и обработка информации в информационно-ресурсном центре гуманитарного факультета и в сети Интернет. | 26 | 6 |
8. | Политическая элита и политическое лидерство. | Изучение содержания учебной и научной литературы для подготовки к практическим занятиям, текущему и промежуточному контролю; подготовка и написание рефератов и докладов; выполнение письменных работ на заданные темы. | 25 | 3 |
9. | Мировая политика. | Поиск и обработка информации в информационно-ресурсном центре гуманитарного факультета и в сети Интернет. | 24 | 4 |
10. | Международные отношения. | Изучение содержания учебной и научной литературы для подготовки к практическим занятиям, текущему и промежуточному контролю; подготовка и написание рефератов и докладов; выполнение письменных работ на заданные темы; выполнение домашних заданий разнообразного характера: подбор и изучение исторических источников, разработка и составление различных схем, выполнение графических работ с контурными картами и таблицами; составление глоссария, разработка презентаций по обозначенным темам, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к участию в научно-практических конференциях и олимпиадах; экспресс-опросы на лекциях; подготовка к тестированию текущих и остаточных знаний; поиск и обработка информации в информационно-ресурсном центре гуманитарного факультета и в сети Интернет. | 24 | 4 |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1.1. Текущий контроль
В ходе текущего контроля оцениваются достижения студентов в процессе освоения дисциплины. Текущий контроль включает оценку самостоятельной (внеаудиторной) и аудиторной работы. В качестве оценочных средств используются:
· различные виды устного и письменного контроля (опрос на практическом занятии, выполнение контрольных работ и рефератов, написание эссе на обозначенные темы);
· компьютерное и бланочное тестирование;
5.4.2. Промежуточная аттестация по дисциплине
Промежуточная аттестация студентов по дисциплине предполагает зачет и экзамен (очная форма); экзамен (заочная форма).
ВопрОсы к ЗАЧЕТУ по ПОЛИТОЛОГИИ
1. Политология как наука. Предмет, функции, структура, методы.
2. Этапы становления политологии как науки на Западе. Развитие политологии в России: возникновение основных школ и направлений.
3. Политика как социальное явление.
4. Политическая власть ее признаки, сущность, функции, виды, формы проявления.
5. Легитимность власти и ее типы. Эффективность политической власти.
6. Генезис и сущность государства.
7. Государство как политический институт. Типы государства. Формы государственного правления.
8. Унитарное государство, федерация и конфедерация. Их сущность и сравнительный анализ.
9. Правовое, социальное государство и гражданское общество.
10. Понятие политического режима, его признаки, сущность, типология.
11. Тоталитаризм и его основные черты и проявления.
12. Авторитаризм как форма политического режима.
13. Демократия и ее сущность.
14. Политическая система общества: сущность, структура, функции, типы.
15. Гражданское общества и особенности его становления в современной России.
16. Понятие политической элиты. Ее структура, функции, роль в политической системе.
ВопрОсы к Экзамену по ПОЛИТОЛОГИИ
1. Политология как наука. Предмет, функции, структура, методы.
2. Этапы становления политологии как науки на Западе. Развитие политологии в России: возникновение основных школ и направлений.
3. Политика как социальное явление.
4. Политическая власть ее признаки, сущность, функции, виды, формы проявления.
5. Легитимность власти и ее типы. Эффективность политической власти.
6. Генезис и сущность государства.
7. Государство как политический институт. Типы государства. Формы государственного правления.
8. Унитарное государство, федерация и конфедерация. Их сущность и сравнительный анализ.
9. Правовое, социальное государство и гражданское общество.
10. Понятие политического режима, его признаки, сущность, типология.
11. Тоталитаризм и его основные черты и проявления.
12. Авторитаризм как форма политического режима.
13. Демократия и ее сущность.
14. Политическая система общества: сущность, структура, функции, типы.
15. Гражданское общества и особенности его становления в современной России.
16. Понятие политической элиты. Ее структура, функции, роль в политической системе.
17. Теории элит.
18. Природа и технология политического лидерства.
19. Типология политических лидеров.
20. Политические партии: признаки, функции, структура, значение.
21. Типология политических партий. Современные политические партии России.
22. Партийные и избирательные системы: их сущность, типология.
23. Общественно-политические организации и движения. Их место и роль в политической системе общества. Понятие политического «лобби».
24. Политическое сознание - важнейший элемент политической системы общества.
25. Политическая идеология, ее содержание, место и роль в структуре политики.
26. Виды политической идеологии (консерватизм, либерализм, социализм, социал-демократия, коммунизм, фашизм.)
27. Понятие политической культуры. Сущность, структура, типология. Политическая культура современной России.
28. Природа политических конфликтов, сущность и типы социально-политических конфликтов, способы их разрешения.
29. Мировое сообщество и международные отношения. Современные тенденции в развитии отношений между странами. Глобальные социально-политические проблемы мировой политики.
30. Место и роль России в мировой политике и политических процессах. Национально-государственные интересы России и проблемы Национальной безопасности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная литература
1. Гаджиев К.С. Политология. Изд. Логос. – М., 2011. – URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=84981
2. Желтов В.В. Сравнительная политология. Изд. Академический проект.– М., 2008.
3. Зеленков М.Ю. Политология: учебник для бакалавров. – М., 2012. – URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=114169
4. Тавадов Г.Т. Политология. Изд. Омега-А. – М., 2011.
6.2. Дополнительная литература
1. Добреньков В. И., Елишев С. О. Основы политологии. Консервативный взгляд: Учебное пособие. – М, 2013. – URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=137381
2. Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. – М., 1997.
3. Политология: Учеб. пособие для технических университетов /Под ред. М.А.Василика. – СПб., 1999.
4. Политический словарь / под ред. В.Ф. Халитова. – М., 1999.
5. Политология: Учеб. пособие/ под ред. И.А. Обертяевой. – Воронеж, 2004.
6. Российская социологическая энциклопедия /Под ред. Г.В.Осипова. – М., 1998.
7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М., 2000.
8. Радугин А.А., Радугин К.А. Политология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2000.
9. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1995.
10. Эндрейн Д., Чарльз Ф. Сравнительный анализ политических систем: эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. – М., 2000.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 215.