1. Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло-территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.
2. Социальная структура (от лат. structura — строение) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.
Социальная общность — большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества — в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты — в политическом управлении обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.
Социальный институт — исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства — политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.
Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.
Социальные отношения — взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.
3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.
Самодостаточность — способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.
Автономность и самодостаточность общества — не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.
4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры». Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения — Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы — россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.
Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.
Типология общества
В научной литературе существуют различные подходы к типоло - гизации общества. Одни исследователи делят общества на открытые и закрытые, другие — на первобытные и современные, третьи — на варварские и цивилизованные и т. д.
Рассмотрим два основные подхода к типологизации обществ: формационный и цивилизационный.
1. Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым К. Марксом в середине XIX в. По мнению Маркса, господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обусловливают формирование соответствующих сфер общества (надстройки): социальной, политической и духовной. Маркс считал, что общество в своем историческом развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и (в перспективе) коммунистическую. Каждой формации присущ определенный способ производства материальных и духовных благ. Например, капиталистический способ производства основывается на труде наемных рабочих, феодальный — на труде прикрепленных к земле крестьян, рабовладельческий — на подневольном труде рабов и т. д.
Одним из существенных недостатков формационного подхода многие исследователи считают чрезмерное преувеличение роли экономических факторов в развитии общества и преуменьшение роли других сфер жизнедеятельности. Так, один из критиков марксизма М. Вебер считал, что в становлении буржуазного общества в Германии доминирующую роль сыграла протестантская этика.
В современной социологии доминирующей является точка зрения, согласно которой все сферы общества находятся в диалектическом единстве. И на каждом этапе развития общества определяющей может стать любая из основных сфер жизнедеятельности: политическая, экономическая, социальная, духовная, а экономика детерминирует весь исторический процесс развития общества лишь в конечном счете.
2. Цивилизационный подход типологизации общества был предложен американским социологом Даниелем Беллом (род. в 1919 г.). Он делил историю развития общества на три основные стадии: до-индустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.
Доиндустриальная цивилизация. Для нее характерны следующие основные признаки: основной способ производства — земледелие и скотоводство (на ранних стадиях — собирательство, охота); натуральный способ ведения хозяйства (все, что производится, в основном идет на удовлетворение собственных потребностей); в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни (подавляющее большинство населения живет вне города); низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности.
Доиндустриальный тип общества называют также традиционным.
Индустриальная цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т. е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах); высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования. В эпоху индустриализации значительные изменения происходят в социальной структуре общества: происходит рост городского населения и одновременно уменьшается количество сельских жителей; возникают крупные промышленные центры — города- гиганты (мегаполисы); большое количество сельских поселений приходит в упадок; значительно возрастает количество людей, занятых в промышленном производстве.(рабочих, техников, инженеров и т. д.).
Постиндустриальная цивилизация — новый качественный этап в развитии общества. Для нее характерны следующие признаки: автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи — информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни.
Цивилизационный подход типологизации общества также имеет свои слабые стороны. Он фактически не учитывает такие периоды развития общества, какдикость и варварство. Ведь цивилизация трактуется многими учеными (например, Л. Морганом, Ф. Энгельсом) как ступень общественного развития, следующая за варварством. Поэтому возникает вопрос о «включении» или «не включении» периодов дикости и варварства в доиндустриальную цивилизацию.
Гражданское общество
Гражданское общество — это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества. Институты придают хаотичному движению индивидов организованный целенаправленный характер участия в общественной жизни. Они создают множество центров власти в различных сферах общества (экономической, политической, социальной и др.) и тем самым ограничивают всевластие государства.
Во взаимодействии общество—государство первичным является общество. Во-первых, общество возникло задолго до появления государства. Во-вторых, государство является производным от общества, а не наоборот. Именно граждане через свои общественные структуры формируют государственные органы власти, которые по сути выполняют роль наемных управляющих (менеджеров). Произвол государства и его органов в отношении индивидов или общества в целом возникает там и тогда, когда этот произвол терпят сами граждане. В условиях гражданского общества предполагается, что все государственные органы находятся под жестким контролем общества и любые нарушения прав и свобод граждан со стороны государства строго пресекаются.
Основные признаки гражданского общества:
• разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;
• демократия и плюрализм в политической сфере;
• рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;
• экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях;
• социальную основу гражданского общества составляет средний класс — это экономически, политически, социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами;
• приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;
• идеологический и религиозный плюрализм;
• свобода слова и средств массовой информации.
Гражданское общество и правовое государство возникают только на определенной стадии развития человеческого общества, на определенном уровне экономического, политического и социального развития и политической культуры.
Социальное взаимодействие, социальные отношения, социальный контроль
Социальное взаимодействие
Социальное действие — это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и проч.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей. Социальное взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, обмена действиями между двумя и более акторами.
Социальное взаимодействие является одним из ключевых понятий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других — «ответ на вызов».
Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по. себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.
В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.
Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иными словами, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.
Исследование проблем социального взаимодействия всегда находилось в центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального взаимодействия внесли М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.
М. Вебер считает, что источником социального действия и взаимодействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социальных действий характерными являются такие качества, как осознанность, рациональность и ориентированность на других. По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие — это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению. При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет».
Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60-х гг. XX в. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Дж. Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Однако между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как, кроме экономической и иной выгоды, действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов, например желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат или напротив — желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение. Дальнейшее развитие и интерпретацию теория социального взаимодействия получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.
Социальные отношения
Социальные отношения — отношения между группами людей, занимающих разное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающихся образом жизни, уровнем и источниками доходов, структурой личностного потребления. Субъектами социальных отношений являются 'различные общности людей, вступающие в активное взаимодействие между собой, на основе которого формируется определенный способ их совместной деятельности.
Социальные отношения представляют собой отношения равенства и неравенства социальных групп по положению и роли в общественной жизни. С одной стороны, социальные отношения — это взаимоотношения групп друг с другом, способные принимать характер сотрудничества или конфликта (на основе совпадения или столкновения интересов этих групп). Такие взаимоотношения могут принимать форму прямых контактов либо косвенную форму — например, через отношения с государством. Изменения характера этих взаимоотношений обусловливаются изменениями в социальном положении и социальном облике взаимодействующих общностей.
С другой стороны, понятием "социальные отношения" характеризуется взаимное положение групп в обществе, т. е. то содержание, которое вкладывается в понятие социальных различий. Последние связаны с неодинаковыми, неравноценными возможностями и условиями существования и развития личности в зависимости от ее принадлежности к той или иной социальной общности.
Социальный контроль
Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.
В качестве механизмов социального контроля выступают различные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты регулируют социальный контроль политическими методами и т. д.
Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения — социальные нормы.
Социальные нормы — это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей. Их (нормы) можно разделить на два основных вида:
1) правовые нормы — нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах, например Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения и др. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;
2) нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.
Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать их соответствующему поведению, во-вторых, осуществлять контроль за соблюдением норм. Рассмотрим эти условия подробнее.
1. Определенные стандарты социального поведения прививаются индивиду уже в раннем детстве. В период первичной социализации в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли, учится различать в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным, определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения, стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.
2. Общество в ходе своего функционирования не только формирует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их исполнением, якое, как общественное мнение, средства массовой информации, органы внутренних дел, суды и т. д. Оно также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащим соблюдением. Индивид, качественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» — наказания.
Социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают индивидам определенные стандарты социального поведения. Например, популярный артист эстрады, победив на губернаторских выборах и получив статус губернатора, вынужден отказаться от своей прежней роли и играть роль солидного политического лидера; вчерашний курсант, получив звание и статус офицера, должен играть роль строгого командира.
Методы контроля весьма многообразны и их применение варьируется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей. Так, проявление трусости в обычных условиях может быть наказано презрительным отношением окружающих; аналогичный поступок, совершенный солдатом в военное время, нередко приравнивается к предательству и наказывается публичным расстрелом.
Старейший и наиболее простой способ социального контроля — физическое насилие. Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.
Политический контроль является прерогативой государственных органов власти и общественно-политических институтов гражданского общества. Однако и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой, может использовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов. Политические методы социального контроля наиболее эффективны, так как они опираются на государственную власть и могут использовать в своих целях легитимное насилие.
Не менее эффективны экономические методы социального контроля. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы. Например, лояльный по отношению к своим нанимателям работник может быть поощрен дополнительным материальным вознаграждением, а работник, не проявляющий должной лояльности, может лишиться части своего заработка и даже своего места работы.
Существуют и другие методы социального контроля, напримеридеологические, религиозные, социокультурные, моральноэтические и т. д.
Значительное место в социальном контроле занимает такой феномен, каксамоконтроль. Этот сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида. Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является интериоризация. Это процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. Социальные ценности и нормы становятся своими внутренними нормами, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля.
Сознание дает возможность оценивать ту или иную ситуацию с точки зрения чувственных и умственных образов.
Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения.
Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности и поступать в соответствии со своими убеждениями.
Тема 3. Социальная стратификация (4 часа)
Формирование представлений о социальной стратификации явилось непосредственным следствием разработки структурного подхода в социологии во второй половине XIX – начале XX столетия, начиная с О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера и вплоть до Э. Дюркгейма и Т. Парсонса. В рамках этого подхода сформировалось представление о том, что все отношения в обществе, будь то межгрупповые или межличностные взаимодействия или устойчивые связи, имеют ранговый характер, то есть связываемые ими индивиды, группы, общности часто входят в состав различных по своему ранговому уровню социальных систем. При этом такое ранжирование является устойчивым, а связи, соответственно, приобретают институциональный характер.
Первым серьезную систематизацию понятий, которые являются ключевыми для современной теории социальной стратификации (такие понятия, как «социальная мобильность», «одномерная/многомерная стратификация»), осуществил П. Сорокин. Кроме того, теория социальной стратификации вобрала в себя концепцию социальных классов индустриального общества, предложенную М. Вебером; дальнейшее развитие в рамках теории социальной стратификации получило структурно-аналитическое направление в социологии; востребованной оказалась концепция социального конфликта (Р. Дарендорф, Р. Коллинз).
Теория социальной стратификации позволила в значительной степени углубить понимание целого ряда ключевых проблем социального знания. В то же время теория социальной стратификации многократно с успехом использовалась для изучения и описания обществ, различных по своим культурным традициям, по уровню социально-экономического и политического развития, что подтверждает ее неоспоримую познавательную и общетеоретическую ценность.
Термин «стратификация» (от латинского stratum — «слой») был заимствован из геологии, где он обозначает определенную последовательность залегания горных пород, каждая из которых образует слой, определенным образом соотнесенный с другими слоями. В социологии под социальной стратификацией понимается наличие в обществе множества социальных позиций, отличающихся между собой степенью власти и престижа, определенными правами, обязанностями и привилегиями, объемом доступных материальных благ. П. Сорокин определяет социальную стратификацию следующим образом: «Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния» [Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С.302]. Другими словами, социальная стратификация – это социальное расслоение, обусловленное различием занимаемых индивидами социальных позиций, которые позволяют иметь доступ к определенному объему социокультурных благ.
Индивиды, обладающие сходными позициями в системе распределения социокультурных благ, то есть находящиеся на одном уровне социальной иерархии, будут составлять определенный социальный слой, или страту. Таким образом, социальная страта — это совокупность индивидов, обладающих сходными позициями в системе социальной иерархии общества. Такая схожесть социальных позиций обуславливает схожесть социально-экономической и культурной среды, в которой существуют представители той или иной страты. Люди, получившие одинаковое образование, обладающие одинаковым уровнем доходов, выросшие в схожих социально-культурных условиях, работающие по одной специальности скорее всего будут иметь много общего и в предпочтительном образе жизни. Именно поэтому социальные слои, страты, классы — это не только теоретическая модель, охватывающая людей с одинаковыми социальными позициями, но и существующая в реальности общность индивидов со схожими стилями жизни, способами поведения, культурными ценностями, политическими и идеологическими убеждениями.
Для описания социальной неоднородности кроме понятия «социальная стратификация» применяется более широкое понятие «социальная дифференциация», которое подразумевает любые — а не только ранговые — социальные различия. Так, люди, увлекающиеся коллекционированием насекомых, объединены этим общим признаком, но признак этот не имеет никакого отношения к процессу социального расслоения (стратификации). Коллекционировать, скажем, бабочек могут представители любых социальных групп и слоев, представители разных профессий, что никак не сказывается на социальной иерархии. Совсем иная ситуация, когда мы имеем дело с ученым-энтомологом как представителем определенной профессии, то есть конкретного вида хозяйственной деятельности, которая включена в общую систему общественного разделения труда и занимает определенное положение в иерархии профессиональных статусов.
Шкалы социальной стратификации:
Для эффективного описания и анализа стратификационных процессов в современных обществах социологи применяют четыре основные шкалы стратификации:
- доход;
- образование;
- власть;
- престиж.
Эти шкалы имеют количественное измерение, с их помощью можно описать социальное положение как отдельного члена общества, так и целых социальных групп; кроме того, с помощью шкал стратификации можно составить своеобразный срез всего общества, расположив на соответствующих шкалах в процентном выражении весь состав населения, разбитый на группы. Индивиды, занимающие сходные позиции по всем шкалам стратификации, составляют одну страту. Рассмотрим более подробно каждую из предложенных выше шкал.
Доход - это количество денежных поступлений индивида, семьи в расчете на каждого ее члена, на душу населения региона или страны за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму средств, полученную в виде заработной платы, пенсий, пособий, гонораров, отчислений от прибыли и т.д. В случае, когда доходы превышают расходы, происходит аккумулирование (накопление) средств и образуется богатство - накопленный доход. В качестве богатства могут выступать не только накопленные ликвидные денежные средства. Любая ликвидная собственность является богатством: дом или другое жилище, автомобиль, ценные бумаги, одежда и т.д.
Образование измеряется числом лет обучения. Например, начальная школа - 4 года, неполная средняя - 9, средняя - 11, вуз - 4-6 и даже 7 (в медицинских ВУЗах), аспирантура - 3-4, докторантура - 3 и, таким образом, современный украинский профессор имеет за плечами более 20 лет образования. Длительное время традиционно обучаются медики. Но кроме формального количества лет обучения не малую, а иногда и решающую, роль играют место обучения и его эффективность (о чем может свидетельствовать, например, аттестат или приложение к диплому). Выпускники схожих специальностей, но обучавшиеся в разных ВУЗах, неформально могут иметь в глазах своего социального окружения разный уровень образования. То же можно сказать и о эффективности образования. В современном обществе образование как один из стратификационных показателей, несомненно, играет ключевую роль. Например, в США сегодня разница в доходах людей, имеющих и не имеющих высшее образование, составляет 2 и более раза.
Власть формально измеряется количеством людей, на которых распространяется принятое индивидом решение. В общем смысле под властью понимается возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Например, решение президента Украины распространяется на всех жителей страны, решение ректора - на студентов и профессорско-преподавательский состав ВУЗа, родителей - на их собственных детей.
Престиж, в отличие от рассмотренных выше трех шкал стратификации престиж - это субъективный показатель, он не поддается такому же четкому, формализованному измерению. Престиж - это уважение социального статуса личности, сложившееся в общественном мнении. Как правило, престижность определенного социального положения определяется интуитивно, приблизительно. Тем более, что в определении престижности положения конкретной личности всегда задействован целый спектр социальных показателей. Но современная социология при помощи специальных методов может измерять и престиж. Например, в США с 1947 г. Национальный центр изучения общественного мнения периодически проводит опросы рядовых американцев с целью определить общественный престиж различных профессий. Усредненные результаты этих опросов в целом позволяют составить довольно объективную картину распределения престижности основных сфер профессиональной деятельности для этой страны.
Социальная роль стратификационных процессов
Что же послужило причиной возникновения социальной стратификации? Естественная основа процессов стратификации — это социальные связи и взаимодействие людей. Сторонники теории социальной стратификации постулируют неравный доступ к социокультурным благам не только как ключевой момент социального развития, но и как естественный результат самоорганизации любой социальной системы. То есть если есть общество, то обязательно есть и стратификация как обязательный атрибут социальной системы.
Неравномерный доступ к благам обеспечивает социальной системе возможность стимулировать стремление индивидов заниматься социально важными видами деятельности и вступать в социально значимые взаимодействия. Более востребованные, с точки зрения интересов общества, виды деятельности или взаимодействия поощряются в большей степени, нежели другие виды деятельности или взаимодействия.
Например, в ситуации, когда в обществе начинает ощущаться недостаток специалистов определенной специальности, этот недостаток может обусловить рост заработной платы таких специалистов. Кроме того, может возрасти престижность этой специальности (например, по причине того же роста заработной платы, или по причине общественного осознания важности данной специальности). В современных условиях подобное социальное стимулирование переживают, например, специальности, связанные с компьютерными технологиями, престижность и материальное обеспечение которых находятся значительно выше среднего уровня.
Таким образом, социальная стратификация выполняет в жизни общества регулятивно-организующую роль, способствуя приспособлению социальной системы к изменениям среды или собственной структуры. Когда решение, принимаемое одним индивидом или группой, в определенных условиях является сигналом к действию для всего общества, становится возможным мобилизовать все необходимые или, по крайней мере, доступные материальные, интеллектуальные, культурные ресурсы для решения конкретной задачи. Особенно наглядно это проявляется во время военных столкновений, природных бедствий, техногенных катастроф, когда ситуация требует незамедлительной и организованной реакции. Но и в обычных условиях слаженное взаимодействие невозможно без четкой социальной градации. При этом нужно понимать, что такая регулятивная функция присуща стратификационным процессам в любом — даже наиболее простом или досовременном — обществе.
Где бы ни появилось общество, оно всегда является определенным образом организованным, при этом стратификация выступает одним из основных факторов этой организации. Во всех общественных системах существуют индивиды, наделенные особыми правами или полномочиями в определенных ситуациях (вождь, толкователь законов, военный предводитель, шаман, жрец или другой служитель культа), в то время как остальные члены социума добровольно или вынужденно являются исполнителями, воплощающими волю лидеров. Роль лидера может исполнять как отдельный индивид (вождь, тиран, монарх), так и группа (аристократия, олигархия, правительство). Такая выстроенная на основе иерархии система позволяет значительно повысить эффективность социального взаимодействия, результативность человеческой деятельности. При этом не нужно путать объективную необходимость наличия социальной иерархии для обеспечения устойчивого существования социальной системы со всевозможными злоупотреблениями властью (узурпация, диктатура, тирания).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что процессы социальной стратификации во временной перспективе обеспечивают возможность организации и перераспределения социокультурных ресурсов. При этом происходит не только активное приспособление к изменяющимся условиям (путем перераспределения человеческих, материальных и культурных ресурсов), но и сохранение собственной идентичности общества (путем сохранения самой стратификационной системы, в основе которой лежат традиции, обычаи, нормы, ценности данного общества). Так, одну и ту же социальную проблему разные общества могут решать совершенно по-разному. И различия эти будут обусловлены именно отличием базисных компонентов культуры этих обществ. Следовательно, мы можем заключить, что стратификационные процессы конкретного самобытного общества обладают собственными особенностями, среди которых наибольшее значение имеют их динамичность, нормативность, степень поляризации (противостояния одних социальных слоев другим). Например, в Новое время в странах Западной цивилизации такие следствия стратификационных процессов, как классовые противоречия, национальные и религиозные конфликты очень часто принимали крайние формы. Это было обусловлено не только объективной остротой социальной ситуации, но и культурно-историческими особенностями западных обществ.
Тема 4. Социальные изменения и социальный конфликт (2 часа).
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.
Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон” . Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.
Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них: возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми? На рисунке 1 показаны основные темы исследования конфликтов в современной конфликтологии. Конфликты классифицированы по своей структуре и по направлениям исследований.
Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.
Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.
Тема 5. Политическая власть (4 часа)
Политическая власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения. В политологии часто встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.
Биологический подход представлен, в частности, в работах французского социолога М. Марсаля, считающего, что власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными. Антропологический подход подразумевает, что политическая власть распространяется на все социальные, в том числе и доклассовые образования; социальные антропологи объявляют политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. Сторонники психологического подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом, считая, что власть - это явление не общественное, а психологическое. Суть социологического подхода состоит в сведении власти к политическому влиянию одной группы на другую. В его рамках выделяются следующие определения власти:
а) бихевиористское, в соответствии с которым власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей;
б) телеологическое, согласно которому власть - это достижение определенных целей, получение намеченных результатов;
в) инструменталистское, трактующее власть как возможность использования определенных средств, в том числе насилия;
г) структуралистическое, характеризующее власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым;
д) функционалистское, рассматривающее власть под углом зрения осуществляемых ею функций;
е) конфликтологическое, определяющее власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов. Исходным пунктом социологического анализа политической власти является ответ на вопрос, интересам каких социальных групп эта власть служит. Что касается философского подхода к понятию "власть", то власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т. д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение.
Сущность и содержание политической власти четче выявляются на фоне рассмотрения взаимодействия гражданского и политического общества.
Под ГРАЖДАНСКИМ обществом чаще всего понимается независимая от государства и существующая наряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социальных групп, движений, объединений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формой выражения многообразных интересов личности. В систему гражданского общества входят экономические, брачно-семейные, этнические, воспитательные, образовательные, культурные, информационные, религиозные отношения, способные существовать и развиваться относительно независимо от государства. Весьма существенным признаком гражданского общества является экономическая и социальная свобода его индивидов. Эта свобода существует там и тогда, где и когда индивиды: не отчуждены от собственности, а выступают в качестве ее полноправных субъектов.
Важный признак гражданского общества состоит также в том, что оно апеллирует к естественным, неотчуждаемым правам человека, создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов.
Если попытаться коротко определить гражданское общество, то можно сказать, что оно представляет собой совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных главным образом негосударственными и неполитическими методами обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов.
Что касается ПОЛИТИЧЕСКОГО общества, то оно не что иное, как официальное выражение гражданского общества. Ведущую роль в нем играют институты и учреждения политической власти. На первом месте среди них стоит государство, т. к. именно оно претендует прежде всего на официальное выражение гражданского общества. Для осуществления своих функций государство как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления, но и особой системой социальных норм - правовых норм, имеющих общеобязательное значение. Важная роль в политическом обществе принадлежит также политическим партиям, которые, выступая от имени тех или иных слоев и социальных групп гражданского общества, ведут борьбу за обладание государственной властью, стремясь таким образом сделать свои интересы всеобщими.
Гражданское общество выступает в роли демократического компенсаторного механизма, призванного перераспределять власть государства, а политическое общество использует свои властные полномочия для предотвращения деструктивных проявлений как с той, так и с другой стороны.
Культурно-исторический опыт многих стран, в особенности западных, со всей очевидностью свидетельствует. что переход к гражданскому обществу отнюдь не означает отказа от политического общества. Если говорить в общем плане, то гражданско-политическое общество - это такое общество, в котором в равной степени и наиболее полно реализуются многообразные потребности и интересы человека и как гражданина и как политического объекта. Важнейшей чертой такого общества является открытость, выражающаяся в доступе граждан ко всем источникам информации, широкой гласности осуществляемых общественно-политических мероприятий, свободе слова, приверженность общечеловеческим принципам морали, свободу деятельности иностранных и международных организаций.
Плюрализм как существенная черта гражданско-политического общества характеризует все его сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Кроме того, гражданско-политическое общество - это правовое общество, объединяющим началом которого является защита прав человека во всех сферах общественной, политической, экономической и личной жизни. К числу основополагающих принципов гражданско-правового общества как правового общества относятся следующие:
1) господство закона;
2) связанность законом самого государства и его органов;
3) незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность;
4) взаимная ответственность государства личности, предполагающая с одной стороны, четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а с другой - закрепление и соблюдение политического и правового статуса личности;
5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов, что требует полной независимости суда, прокуратуры и арбитража, совершенствования процессуального законодательства, соблюдения норм правосудия и права на защиту.
Реальная роль тех или иных институтов политической власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране находят выражение в понятии государственного режима.
В последние десятилетия постепенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных органов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политического режима без учета руководящей роли коммунистической партии). Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом режиме (категория политологии), а о государственном режиме. Однако эти понятия нельзя разводить или противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот.
Государственный режим - это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Характер государственного режима в стране. применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государственного управления определяется многими факторами. На него оказывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоотношения между органами государства, господствующая в стране идеология и др.
В мировой научной литературе существует множество классификаций политических режимов и в гораздо меньшей степени - государственных. Большинство исследователей используют укрупненную классификацию исходя из совокупности признаков, не зависящих от географических факторов. С этой точки зрения различают три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный. Эти же главные членения применяются и для государственных режимов. Более дробные деления приводятся внутри этих трех главных разновидностей.
Различные разновидности ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО государственного режима на практике до сих пор были связаны с условиями свободной рыночной или социально ориентированной рыночной экономики.
Известны два различных подхода к концепции демократии: либеральный и марксистско-ленинский. При первом акцент делается на политическую демократию ( многопартийность, политические права и личные свободы, правовое государство и т. д.), при втором во главу угла ставится требование социальной демократии (власть трудящихся и ликвидация имущественного неравенства, всесильное государство как главное орудие создания нового строя и т. д.)
В свою очередь в рамках концепции либеральной демократии существует множество различных школ и направлений. Одной из наиболее влиятельных является теория плюралистической демократии . Согласно этой теории, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления (заинтересованные группы) обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов . В современном "государстве благоденствия", считают приверженцы это теории Р. Даль, В. Кий, А. Роуз и др.
Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсусной или социетальной демократии (Дж. Лиджпхард). Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методами компромиссов, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение осуществляется прежде всего сверху, государством.
Концепция социетальной демократии в основном отражает положение лишь в части тех развитых государств, где социал-демократия длительное время стояла у власти или имеет очень сильные позиции (Австрия, Норвегия, Финляндия, Швеция и др.).
Третья современная теория - теория плебисцитарной демократии - была разработана на опыте Франции голлистского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху НТР, и, во-вторых, с открытыми этой революцией возможностями для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управляться профессионалами (состав парламента не всегда отвечает этим требованиям), во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдумов.
В рамках трех главных теорий есть множество других школ: представительной демократии (ее основа - представительные учреждения), непосредственной демократии (она исходит из принятия решений на собраниях, съездах и других форумах всех граждан-избирателей), демократии партий (ее основа - соревнование политических партий за влияние на избирателей и определение политики государства партией, получившей большинство на выборах парламента или президента) и т.д.
С точки зрения конституционного права демократический государственный режим характеризуется следующими чертами:
1) признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только проправительственным, но и оппозиционным партиям;
2) политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, следовательно, формирование основных высших органов государства путем всеобщих и свободных выборов гражданами;
3)разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;
4) обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции;
5) свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи действуют в рамках закона.
АВТОРИТАРНЫЙ (властный) режим также может существовать в условиях различного общественного строя. Он имел место в развитых капиталистических странах (например, его элементы были во Франции в условиях президентства де Голля). Это довольно частое явление в большинстве развивающихся стран (Индонезия, Марокко, Перу и т. д.).
Авторитарные режимы ищут свое обоснование в различных вариантах концепции героев и толпы. Одним из таких вариантов является теория правящей элиты В. Парето и Г. Моска и развитая затем Р. Михельсом, Р. Милсом и др. Концепции элитаристов нашли продолжение в теориях массового общества и массового государства, исходные начала которых были разработаны М. Вебером, Э. Ледерером, Г. Марселем и др. Они представляют себе общество страны в виде толпы, в которой отдельный человек подчиняется поведению толпы и действует в соответствии с примитивными эмоциями - патриотизмом, расизмом, ненавистью и т. д. Для действий толпы нужен вождь, который направляет ее, хотя она этого и не осознает.
Теории элитаризма в каких-то элементах реализуется во многих государствах, теория массового государства - воплотилась в жизнь при фашистских режимах в Германии, Италии, Испании, Португалии.
С позиций конституционного права авторитарный режим характеризуется следующими чертами:
1) политические права и свободы граждан признаются в ограниченном объеме, который не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной политики, не предоставляет права некоторым оппозиционным партиям действовать легально;
2) переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства на основе выборов, но сам выбор партий избирателями ограничен. Выборы депутатов парламента происходят часто на основе этнических и религиозных пристрастий, выборы президентов подчинены харизматическому принципу;
3) признается лишь ограниченный политический плюрализм, разрешаются только некоторые организации, причем только на определенных условиях, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства, права политической оппозиции нарушены, ее издания подвергаются цензуре, а ее лидеры подвергаются арестам. Это нередко происходило в Гондурасе, Кении, Тунисе, Белоруссии и др;
4) принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается. Акты президента или правительства вторгаются в сферу законодательной власти и нередко имеют большее значение, чем закон. Судебная деятельность во многом находится под контролем исполнительной власти;
5) плюрализм политической идеологии ограничивается;
6) вооруженные силы часто играют политическую роль.
Некоторые признаки претерпевают модификации в специфических условиях тех или иных государств, в результате чего возникают разновидности авторитарных режимов (олигархический, конституционно-авторитарный и др.)
В основе ТОТАЛИТАРНОГО режима лежат разные концепции. Его идеологи используют расистские "теории",массового государства, харизматического лидера и толпы, диктатуре пролетариата, двойной роли армии и т.п.
Тоталитарный режим также возможен в условиях различного общественного строя. Он существовал в высокоразвитой капиталистической Германии (фашизм) и социалистических государствах (СССР, Румыния, Албания). С точки зрения институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами:
1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов: не только выступления против нее, но и простая критика рассматриваются законом как уголовное преступление;
2)переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия, а если допускается существование других, то они, как массовые общественные организации, находятся под контролем партии; руководящая роль партии закреплена конституционно;
3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; принцип демократического централизма, требовал безусловного подчинения меньшинства большинству. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все существующие общественные организации, создается единый механизм политического властвования. Иногда, как это было в Гвинее, провозглашается создание целостного, слитного организма "партии-государства", членами единственной партии объявляются все граждане, а органы государства, как это было в Заире становятся органами партии (парламент - законодательный совет партии, правительство - исполнительный совет и т. д.);
4) разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти. Представительные органы либо распущены, либо являются единственными законодательными органами. Местное самоуправление также лишено всякого реального значения: на местах правят назначенные представители главы государства и правительства, а если их нет (власть Советов), то реальные полномочия сосредоточены в руках партийных органов;
5) единая обязательная политическая идеология обеспечивается государственным принуждением в явственных или скрытых формах.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.