Возникновение и развитие экономической науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Любая наука возникает как результат желания людей найти ответы на интересующие их вопросы. Первые экономические вопросы возникли в глубокой древности, и хотя они выглядели единичными, само название экономики пришло к нам из глубины веков. Представитель Древней Греции Ксенофонт среди прочих научных трудов оставил нам "Экономикос" (IV век до н.э.). Сложное греческое слово, составленное из двух: "ойкос" (дом, хозяйство) и "номос" (правило, закон) дало название новой науке. Однако становление экономической науки прошло длительный и сложный путь.

Первые ростки новой науки просматриваются в эпоху рабовладельческого строя в виде отдельных учений о ведении хозяйства. И насколько само хозяйство было раздробленным и обособленным, настолько и первые учения носили прикладной характер.

Рождение экономики как теоретической науки было вызвано объективными экономическими изменениями и формированием общественного хозяйства в рамках государства. Социально-экономические предпосылки формирования экономической науки: Великие географические открытия XV – XVII вв., бурное развитие торговли колониальными товарами; первоначальное накопление капитала (торговый, ростовщический, пиратский); скачок в развитии производства, рост мануфактур.

Фундаментальный вопрос для человечества – это источник богатства. С превращением разрозненного хозяйства в общественное вопрос оформился в определение источника общественного богатства. В разные времена, в зависимости от степени развития хозяйства, ученые находили разные ответы, но каждый следующий ответ был новой ступенью в развитии экономической науки.

Первой теоретической школой в экономике был меркантилизм. Представители этой школы (напр., А. Монкретьен[2]) четко и недвусмысленно указали на сферу возникновения общественного богатства – торговлю. Время господства меркантилизма (XV – XVII в.в.) – это время развития торговли между странами и учение выглядело убедительным: товары закупались по низким ценам, перевозились в другую страну и продавались по высоким ценам. Таким образом, источником общественного богатства являлась международная торговля. Экономическая наука того времени воздействовала и на формирование государственной экономической политики. Государство должно было, по мнению меркантилистов, проводить политику протекционизма.

Развитие производства показало несостоятельность торговли, как сферы возникновения общественного богатства. Если товарный обмен эквивалентен, то ни у продавца, ни у покупателя не возникает нового богатства, а появляется лишь новый продукт той же ценности, что и прежний. Если же обмен неэквивалентен, то одна сторона обогащается за счет другой. В таком случае происходит перераспределение богатства между участниками торговли.

Следующими были физиократы (XVII в.), которые видели источник богатства в сельскохозяйственном производстве ( Ф. Кенэ, А. Тюрго)[3]. При использовании земли богатство возникает естественным путем, а условие его – плодородие почвы.

Переход от ручного труда к машинному и бурное развитие промышленности (XVIII в.) показало ограниченность учения физиократов. Формируется классическая научная система взглядов на экономические процессы – политическая экономия.

Формирование классической политической экономии было обусловлено определенными социально-экономическими предпосылками.

Во-первых, промышленный переворот – это долговременный и сложный процесс научных открытий и технических изобретений, внедрения в производство различных механизмов и машин.

 Во-вторых, замена ручного труда машинным. Превращение мануфактур в фабрики и заводы. Появление массового наемного труда.

В-третьих, углубление общественного разделения труда - выделение крупных сфер: промышленности, сельского хозяйства, торговли, нематериальной сферы; разделение этих сфер по отраслям; разделение труда внутри фабричного производства.

В-четвертых, разделение собственников по факторам производства. Формирование нового классового общества: капиталисты – собственники капитала; пролетарии – собственники труда; собственники земли; появление интеллигенции.

В-пятых, развитие конкуренции.

Классическая политэкономия внесла существенный вклад в развитие экономической науки, так как ответила на главный вопрос – где и как формируется богатство народов (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо)[4]. Была сформирована теория трудовой стоимости. Источником общественного богатства было признано материальное производство. Только в процессе производства формируется стоимость товара, которая содержит первоначальные затраты и определенный прирост (прибавочную стоимость или прибыль).

Классики всесторонне исследовали рынок, обосновали корыстный мотив поведения участников рынка, роль конкуренции в саморегулировании рынка ("невидимая рука" рынка). Рынок был признан самодостаточным и динамичным, не нуждающимся во внешнем регулировании. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь частных собственников рассматривалось как излишнее и невозможное. Государство должно было выполнять лишь функции "ночного сторожа". Рыночная экономическая система в целом была представлена как оптимальная и вечная.

Однако теория не могла оставаться вечной и застывшей. В последней трети XIX века формируется особое направление экономической науки – маржинализм, вызванное изменениями в экономической и общественной жизни развитых стран.

Экономические предпосылки появления маржинализма: а) концентрация и централизация капитала, формирование крупной частной собственности, рост производительности труда, возрастание ассортимента товаров, значительный рост предложения изделий и услуг; б) отставание спроса от предложения, затоваривание рынков, стабильное и расширяющееся повторение кризисов перепроизводства: 1825 г. - в Англии, 1836 г. - в Англии и США, 1847 г. - в Англии, США, Франции и Германии, 1857 г. - мировой кризис, далее – регулярно, через каждые 8-10 лет.

Социальные предпосылки кризиса классической политэкономии: развитие профсоюзного движения; формирование революционной ситуации в европейских странах, отрицающих капитализм в целом; экономические проблемы стали решать непрофессионалы – журналисты, юристы, политики, профсоюзные деятели.

Все эти изменения вызвали кризисное состояние классической политэкономии. Произошел раскол в науке и появились два направления: а) вульгарная (от лат. vulgarus – простой) политэкономия, представляющая прибыль как результат применения капитала, а сам капитал понимался как результат воздержания его собственника (по Смиту); б) марксистская политэкономия, представляющая прибыль как неоплаченный труд наемных рабочих.

В результате, практически одновременно (в 70-х гг. XIX в.) в ряде стран (Германии, Австрии, Швейцарии и США) произошло обновление экономической науки, получившее название маржинальной революции. Идеи маржинализма были выдвинуты представителями австрийской школы (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк)[5], а затем развиты учеными кембриджской (А. Маршалл)[6] и американской школ (Д. Кларк)[7]

Теоретические основы маржинализма можно кратко обобщить следующим образом.

Во-первых, была создана теория предельной полезности. Трудовая теория стоимости утверждала, что в основе рыночной цены лежат затраты труда на изготовление товара. Следовательно, рыночная цена формируется со стороны предложения. Теория предельной полезности утверждает, что рыночную цену определяет потребитель, исходя из: а) полезности для него данного товара; б) величины запаса у него этого товара. Чем больше полезность – тем выше спрос, чем больше запас – тем ниже спрос. Следовательно, цена потребителя определяется полезностью последней (предельной) приобретаемой единицы товара. Этот подход затем распространился на понятия предельной производительности, предельных издержек, предельного дохода.

Во-вторых, субъективно – психологический подход к экономическим явлениям. Классики исследовали поведение классов и групп, подверженных воздействию объективных экономических законов. Маржиналисты рассматривают поведение экономического человека. Экономический человек – это индивид в любой роли (потребитель, предприниматель, наемный работник), который всегда стремится максимизировать свой доход (выгоду) и минимизировать затраты или усилия. Впервые были сформулированы психологические основы массового поведения потребителей. При этом основой экономического анализа служит субъективная оценка экономическим человеком личных выгод и потерь. Отсюда вывод - рыночная цена есть результат столкновения различных субъективных оценок полезности данного товара со стороны потребителей и производителей. А рыночное хозяйство в целом рассматривается как совокупность рациональных индивидов, каждый из которых решает проблему выбора между затратами и результатами, между настоящим и будущим, между полученным и упущенным, между потреблением и накоплением.

В-третьих, был обоснован принцип редкости, ограниченности ресурсов. Предметом экономической науки была провозглашена проблема рационального использования ограниченных ресурсов. Основу экономического анализа составляют отношения между человеком и благом, а не отношения между людьми (как у классиков). Если благо имеется в изобилии (неограниченно), то, как бы ни велика была его общая полезность (например, воды), полезность последней единицы будет равна нулю. И, наоборот, ограниченность не очень полезного блага (например, бриллиантов) приводит к росту предельной полезности.

В-четвертых, маржиналисты широко использовали математические методы исследования экономики – дифференциальные уравнения, графики, схемы, таблицы.

В целом, новизна маржиналистского подхода заключалась в переходе с анализа поведения производителя (предложение) на анализ поведения потребителя (спрос). Господствующей стороной в экономике становится спрос. Однако маржиналисты сохранили основу классической политэкономии: а) объект исследования – свободный рынок; б) воздействие государства на экономику излишне и не нужно. В результате, маржиналистское направление получило название неоклассической экономической теории, а ее родоначальником признан А. Маршалл. В XX веке проблема создания и распределения общественного богатства уточняется и углубляется. Речь теперь идет о том, как сохранить равновесие между рациональным использованием ограниченных ресурсов, полной занятостью трудового фактора и ростом благосостояния всех членов общества. Насущные задачи в определении равновесия и поддержания динамизма общественного хозяйства в целом  заставили по-иному взглянуть на роль государства в экономических процессах. В XX веке сформировалось особое теоретическое направление – кейнсианство (Д. Кейнс)[8].

Появление кейнсианства было обусловлено существенными изменениями в экономической и общественной жизни ряда стран. Предпосылки кейнсианства: а) массовое появление монополий и отрицательные последствия их господства; б) углубление экономических кризисов перепроизводства ("Великая депрессия" 1929-1933 гг.); в) возросшее влияние профсоюзов и их монопольное положение на рынке труда; г) положительный пример СССР, демонстрирующего достоинства государственного регулирования экономики. Общим результатом этих предпосылок стало резкое отставание спроса от предложения и кризис рыночной экономической системы в целом.

Вклад Д. Кейнса в развитие экономической науки можно кратко обобщить в следующих положениях. Во-первых, обоснование ограниченности прежних теоретических подходов, фиаско стихийной рыночной экономики, углубленный анализ психологии потребителя: чем выше доходы, тем выше склонность к сбережению и ниже – к потреблению. Во-вторых, создание теории "эффективного спроса". Кейнс выявил роль мультипликатора и доказал необходимость стимулирования спроса путем инвестирования. В-третьих, обоснование необходимости макроэкономического подхода и государственного регулирования рыночной экономики.

Последователи Кейнса (Э. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Харрод, Е. Домар)[9] дополнили его положения концепцией акселератора, теорией встроенных стабилизаторов, признанием ведущим фактором экономического роста научно-технического прогресса.

В настоящее время существует множество школ и направлений экономической теории. Но все их можно разделить по главному критерию – роли государства в рыночной экономике. Так, кейнсианское и неокейнсианское направления объединяют сторонников государственного регулирования рыночной экономики. Другие направления (монетаризм, экономика предложения) образуют движение под девизом: "Назад к Смиту". Представители этого направления различаются своими концепциями, но объединены одинаковой исходной постановкой: государственное регулирование влечет отрицательные последствия, так как только свободный рынок обеспечивает эффективность производства, освобождает и стимулирует инициативу и энергию предпринимателей. При этом монетаристы (М. Фридмен[10]) предлагают ограничить роль государства контролем за уровнем инфляции. Сторонники экономики предложения (например, А. Лаффер[11]) оставляют за государством лишь налоговую политику.

Очевидно, что приоритет использования той или иной теории может быть обусловлен комплексом экономических и социальных условий в конкретных странах.

§ 3.Предмет и метод экономической науки.

Экономика изучает рациональное поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Рациональное поведение предполагает оптимальное соотношение между потребностями и ограниченными ресурсами, а также постоянный выбор между результатом действий и упущенной возможностью.

Рациональное поведение человека – это соотношение "выгод" и "затрат", которое проявляется как минимизация затрат и максимизация выгод.

 

Экономические   Никакая наука не способна вместить в свой

законы.             предмет всю массу вариантов   экономического поведения людей. Ведь их совершается столь много, что любая наука утонет лишь при их описании. Но достаточно давно уже замечено, что в процессе хозяйственной деятельности проявляются одинаковые варианты поведения людей, если исходные условия у них одинаковы. Если выделить и описать основные параметры внешних и внутренних условий (причин), воздействующих на людей, то можно с определенной уверенностью обобщить варианты одинакового поведения большей части людей (во всяком случае – рациональных людей). Внешние (объективные) условия – это проявления окружающей экономической среды. Например, товары, деньги, доходы, занятость и пр. Внутренние (субъективные) условия – это индивидуальные оценки, экономические интересы, предпочтения и пр.

Анализируя хозяйственную жизнь, ученые выявляют закономерные (устойчиво повторяемые) связи между одинаковыми условиями и одинаковым поведением людей. Обобщенные и проверенные закономерности называются экономическими законами или принципами (по западной терминологии).

Понятие "экономические законы" (это термин классической политэкономии) возникло значительно раньше понятия "принципы" и в настоящее время считается несколько устаревшим и ограниченным, так как учитывает лишь внешние, объективные условия, воздействующие на поведение людей. Экономический закон – это устойчивая, многократно повторяемая причинно-следственная связь по поводу экономических процессов и явлений. Экономические законы выражают отношения между людьми.

Понятие "принципы поведения" возникло в ходе "маржиналистской революции" и считается более полным и современным, так как учитывает и субъективные мотивы поведения рационального человека. Принцип – это обобщение, показывающее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий. Принципы выражают отношения людей к благам.

Несмотря на некоторые разночтения в этом вопросе, следует уточнить и конкретизировать предмет экономической науки. Экономическая теория изучает не просто рациональное поведение людей, а экономические принципы (законы) поведения людей в рыночной системе.

Функции экономической Экономическая теория выпол -

науки.                    няет ряд определенных функций. 1. Познавательная функция. Экономическая наука начинается со сбора, накопления и обобщения конкретных фактов. Научность достигается лишь при условии обобщения множества реальных и типичных фактов. В процессе обобщения используются признанные способы и приемы, создаются модели. Выводы и заключения, формулируемые на базе исследования моделей, называются гипотезами – пробными утверждениями о чем-либо. Высказанные гипотезы основательно проверяются. Сумма проверенных гипотез образует теорию – совокупность научных положений, объединенных общим принципом. Если гипотеза – высказанная, но не доказанная идея, то теория – доказанная и проверенная идея. Концепция – это среднее состояние между гипотезой и теорией.

Анализируя хозяйственную жизнь, ученые выявляют экономические законы (принципы) и описывают их. В этом состоит суть познавательной функции.

2. Методологическая функция. Экономическая теория, как фундаментальная наука, дает методологическую основу для прикладных экономических наук. Методология – это общий подход к изучению экономических явлений, система методов и приемов анализа при определенном философском подходе.

В настоящее время в экономической науке господствует рационалистическая методология, которая предполагает выявление и изучение законов рационального поведения на основе целостного исследования рыночной экономической системы. При этом отрицается классовый подход и идеологическая функция науки.

3. Критическая функция. Экономическая наука выясняет как достижения, так и недостатки различных стадий хозяйства. При этом устанавливается, когда именно каждая исторически обусловленная стадия развития хозяйства, выполнив свою прогрессивную роль, начинает устаревать и тормозить экономическое развитие.

4. Прогностическая функция. Экономическая теория создает основу для научно-обоснованного предвидения развития экономики в перспективе.

5. Практическая (прагматическая) функция – это измерение соответствия созданной теории и действующей практики. При этом возможны два подхода.

Если за основу берут имеющуюся реальность хозяйствования и измеряют через нее существующую теорию, то такой подход называется позитивным. При этом, как правило, наблюдаются "лишние" факты, которые своим проявлением либо не охвачены теорией, либо противоречат ей. Само по себе наличие таких фактов – нормальное явление. Экономическая наука, как известно, выявляет экономические законы. Следовательно, часть единичных фактов будет не отражена теорией. Весь вопрос в том, сколь много набирается таких "лишних" фактов. Если их набралось достаточно много и они образуют уже закономерную тенденцию, следует понимать, что теория отстала от практики и ее необходимо либо развивать, либо качественно менять.

Если за основу берут созданную теорию, признавая ее достаточной и полной, и измеряют через нее реальность хозяйствования, то такой подход называется нормативным. Нормативный подход проявляется через разработку принципов и методов рационального хозяйствования. Этот подход используется в процессе выработки и обоснования экономической политики государства.

Выполнение всех функций экономической наукой формирует процесс экономических знаний, который можно представить бесконечным продолжением логических ступенек (см. схему 1).

Схема 1

 

Реальность (факты хозяйственной жизни)

 

Гипотезы

 

Теория

Рекомендации

(рецепты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Экономическая политика (принятие решений)

Реальность…

 

 

 

 

                                       

 

Последовательность стадий от анализа реальности до формирования теории показывает позитивный подход в экономике, а от теории до реальной хозяйственной жизни – нормативный подход.

На нормативном подходе базируется экономическая политика. Экономическая политика – это действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Экономическая политика содержит разные направления, имеющие конкретные названия: бюджетная политика, налоговая политика и пр. Цели экономической политики многообразны и зависят от степени развития страны. Некоторые цели экономической политики противоречивы (дилемма целей).

Методы экономической        Методология основывается на

науки.                                  методах – определенных приемах и способах, с помощью которых достигается поставленная цель. Предмет науки указывает – что исследуется, методы науки указывают на то, как исследуется.

К основным методам экономической науки относятся следующие.

Метод абстрагирования (научной абстракции) – это отвлечение от внешних, второстепенных деталей и выделение главной, сущностной основы явления. Например, существует миллион разновидностей товаров, а суть у них одна: товар – это предмет, изготовленный для продажи.

Метод анализа и синтеза. Вначале объект исследования разделяется на отдельные части и каждая часть изучается отдельно, затем изучается синтезированное явление.

Моделирование. Модель (схема) – упрощенное представление о взаимосвязях между главными экономическими показателями исследуемых объектов. Модели могут быть текстовыми, графическими, математическими, компьютерными.

Метод функционального анализа отражает принципы взаимной зависимости экономических явлений. Аргумент – независимая переменная, функция – переменная зависимая. Например, спрос есть функция цены (аргумента). Однако часто функция и аргумент могут меняться местами.

При функциональном анализе часто используются графики. График – схематичное изображение зависимости между аргументом и функцией. Если линия идет по нисходящей – связь между двумя переменными обратная. Если линия идет по восходящей – связь прямая. Зависимость может быть линейной (постоянной), тогда график – прямая линия. Если же связь нелинейная (изменяющаяся), тогда график – кривая линия.

 

Структура экономической       Экономическая наука в науки.                               целом представляет сложную органическую систему знаний о хозяйствовании.

В экономической науке выделяют два уровня:

1. Фундаментальная экономическая наука – это экономическая теория.

2. Прикладные экономические науки, которые в свою очередь делятся по отраслевому признаку (экономика промышленности, экономика строительства, экономика сельского хозяйства и пр.) и по функциональному признаку (бухучет, аудит, маркетинг и пр.).

Экономическая теория имеет также свою внутреннюю структуру.

Микроэкономика – изучение отдельного элемента хозяйствования, взятого изолированно, вне связи с другими подобными элементами. Например, отдельное семейное хозяйство, или предприятие, или отдельный товар.

Макроэкономика – изучение совокупности связей между отдельными элементами и представление этих связей, как единого целого. Например, создание, распределение и использование продукта в стране; общественное воспроизводство; циклическое развитие национальной экономики и т.д.

Мегаэкономика – изучение связей между различными национальными хозяйствами. Совокупность таких связей образует мировое хозяйство.

Выводы:

1. Потребности и ресурсы составляют противоречивое единство: потребности бесконечно увеличиваются; ресурсы являются ограниченными. Ограниченность ресурсов выявила три основополагающие проблемы хозяйствования: что, как и для кого производить. Свободный выбор экономической деятельности всегда имеет оборотную сторону – издержки упущенных возможностей.

2. Человечество вынуждено осуществлять производство необходимых благ. Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, выступают факторами производства. Основные факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательство. Использование дополнительных факторов производства характеризует степень хозяйственного развития страны.

3. Воспроизводство – необходимое условие жизнедеятельности человека. Потребление – фаза реализации цели хозяйственной деятельности и возникновения новых потребностей. Производство – процесс создания благ, необходимых для удовлетворения потребностей. Распределение – фаза присвоения условий и результатов производства на основе правовых норм общества. Обмен – фаза соединения созданных благ и конкретных потребителей. Единство производства, распределения, обмена и потребления требует непрерывности кругооборота в экономике.

4. Экономическая наука возникла как результат развития капиталистического производства и формирования общественного хозяйства в масштабах государства. Использование ресурсов для создания общественного богатства обусловило создание фундаментальной науки о хозяйствовании. Развитие экономической науки продвигалось вслед за развитием способов производства необходимых благ.

 

 

Термины и понятия:

Производство. Факторы производства. Благо. Воспроизводство. Потребности. Ресурсы. Издержки упущенных возможностей. Экономическая теория. Политическая экономия. Экономическая политика.

 

Вопросы и учебные задания:

1. Возможен ли выход уровня производства за пределы линии графика 1 – в ту или иную сторону?

2. Перечислите собственные потребности и классифицируйте их по выбранным критериям.

3. Приведите примеры проявления идей маржинализма в хозяйственной жизни.

4. Приведите примеры нормативного и позитивного подходов в экономике.

5. Приведите примеры микроэкономической и макроэкономической сфер.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 213.