Издавна было замечено особое свойство человека в отношениях с другими людьми. В русском языке такое свойство называется по-разному: соревнование, состязание, соперничество. Соперничество – это стремление человека к опережению других, к победе над другими, вызванное борьбой за существование. В настоящее время соперничество понимают как всеобщий социологический закон, действие которого распространяется на все формы бытия: труд, быт, отдых, спорт, игра, потребление, присвоение богатства, образование, получение информации и пр.
Конкуренция – это форма соперничество в сфере товарных отношений, это рыночное соперничество. Конкуренция – это борьба за наибольший доход, это стремление опередить соперника в присвоении наибольшего дохода. Конкуренция может проявляться только при определенных условиях.
Во-первых, экономическая обособленность факторов и результатов производства. Наиболее четко соперничество за наибольший доход проявляется при частной собственности. Однако и при коллективной собственности борьба за опережение соперника проявляется повсеместно (напр., соревнование корпораций). Конкуренция практически не проявляется лишь в условиях господства общей неделимой собственности (напр., социалистическое соревнование в СССР).
Во-вторых, равные исходные характеристики участников конкуренции. Как в обычной жизненной ситуации не могут соревноваться, например, министр и бомж, студент и генерал, так и в экономической сфере необходимы одинаковые исходные условия хозяйственной деятельности для соперников. Например, не могут конкурировать малое предприятие и олигополия. Конкуренция возможна лишь по горизонтальному положению участников, а не по вертикальному.
В-третьих, условия свободного выбора действий: предпринимательства, наемного труда, покупок, продаж, ценообразования и пр.
Конкуренция играет особую роль в экономическом развитии. Конкуренция обеспечивает динамичность экономики, поступательное развитие производства, исключает застой в хозяйстве. Конкуренция "принуждает" производителей искать все новые способы роста производительности, применять все новейшие изобретения и открытия, искать соответствующие условия для применения своих способностей и навыков. Конкуренция – это движение. Отсутствие или ограничение конкуренции – это застой или торможение в развитии.
Виды Проявление конкуренции многообразно.
конкуренции. Можно классифицировать виды конкуренции по определенным признакам (критериям деления).
По сферам проявления:
а) внутрифирменная конкуренция между работниками за наибольшую зарплату;
б) внутриотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за покупателей и, в конечном счете, за наибольшую прибыль;
в) межотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за наиболее выгодные отрасли и, в конечном счете, за наибольшую прибыль;
г) международная конкуренция между странами за объемы мирового рынка.
По способам конкурентной борьбы:
а) ценовая конкуренция;
б) неценовая конкуренция.
По видам рынков:
а) совершенная конкуренция;
б) несовершенная конкуренция.
Классификация конкуренции по видам рынков – самая важная в теории конкуренции. Уже отмечалось, что конкуренция может существовать только при определенных условиях. И эти условия концентрируются в рыночной ситуации. Рыночная ситуация – это степень свободы выбора действий для производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).
Показатели рыночных ситуаций:
-количество производителей и потребителей на рынке;
-степень дифференциации отраслевого товара;
-способ формирования цен на отраслевые товары;
-возможность вхождения новых участников на отраслевой рынок и выход из него.
Таблица 5
Вид рынка | Степень свободы выбора (рыночная ситуация) | Вид конкуренции |
1. Свободный, стихийный рынок. | 1. Полная свобода выбора. | 1. Совершенная, чистая конкуренция. |
2. Монопольный рынок (чисто монопольный). | 2. Полное отсутствие выбора. | 2. Отсутствие конкуренции |
3. Смешанный рынок (в разных моделях). | 3. Ограниченная свобода выбора (полусвобода). | 3. Несовершенная конкуренция. |
История развития рыночной экономики показывает эволюцию рыночной ситуации и проявление разной степени свободы в рыночных отношениях. Можно выделить три вида рынков, на каждом из которых формируется своя особая рыночная ситуация, которая, в свою очередь, формирует особый вид конкуренции. Эта логическая связь представлена в таблице 5.
Анализ конкуренции по видам рынков столь важен и актуален (в том числе и для современной России), что требует специального рассмотрения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 225.