В современной методологии науки наиболее четко вырисовываются три основные модели исторической реконструкции науки: 1) история науки как кумулятивный процесс; 2) история науки как развитие через научные революции; 3) история науки как совокупность сугубо индивидуальных интеллектуальных инициатив (кейс стадис). Все три типа исторических исследований сосуществуют в современной историографии науки, но возникли они в разное время и на разные периоды приходится доминирование в истории науки каждой из них. Рассмотрим подробнее эти теоретические модели.
2.1. Кумулятивистская модель. В науке, пожалуй, больше, чем в какой-либо иной сфере человеческой деятельности, очевидно, что в ее истории происходит постоянное накопление знаний. Это обстоятельство стало объективной основой для формирования кумулятивистской модели развития науки. Ее основные положения можно, вкратце, сформулировать так:
1. Каждый последующий шаг в науке можно сделать лишь опираясь на предыдущие достижения; новое звание всегда совершеннее, лучше старого, оно точнее, адекватнее воспроизводит действительность, а потому все предыдущее развитие науки можно рассматривать лишь как подготовку современного состояния.
2. В прошлом значение имеют только те элементы научного знания, которые соответствуют современным научным теориям. Идеи и принципы, которые были отвергнуты современным состоянием науки, являются ошибочными и в истории представляют собой заблуждения, своего рода отклонения в сторону от столбовой дороги ее развития.
Наиболее полно идеи кумулятивного, поступательного развития науки были сформулированы в конце XIX - начале XX в. такими видными учеными как Э.Мах и П.Дюгем. Они полностью освободили историю и от прерывностей и от качественного разнообразия отдельных ее этапов[2].
2.2. Более богатой в содержательном плане является вторая модель. Ее базовым конструктом выступает понятие научной революции. Научные революции - это вид новаций в исследовательской деятельности, которые отличаются от других видов не столько характером и механизмами своего генезиса, сколько своей значимостью и последствиями для развития науки и культуры. Революции в науке - это, как правило, не кратковременное событие. Поэтому в любой научной революции можно хронологически выделить некоторый более или менее длительный исторический период, в течение которого она происходит. Эти решающие этапы в развитии фундаментальных наук можно разделить по результатам и степени их влияния на развитие науки в целом - на глобальные научные революции и на «микрореволюции» в отдельных науках. Последние означают создание новых теорий в той или иной области науки, которые меняют представления об определенном, сравнительно узком круге явлений, но не оказывают решающего воздействия на существующую научную картину мира, не требуют коренного изменения самого способа научного мышления.
Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально иных представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы его познания. Глобальная научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее затем на определенный исторический период в лидера науки. Последнее означает, что происходит своеобразная экспансия ее представлений, принципов, методов на другие области знания и на все миропонимание в целом. В дальнейшем изложении мы рассмотрим несколько глобальных научных революций, имевших место в истории естествознания.
Первая научная революция произошла в эпоху, оставившую глубокий след в культурной истории человечества. Это был период конца XV – начала XVI вв., ознаменовавший переход от Средневековья к Новому времени. Инициировал эту научною революцию польский астроном Николай Коперник (1473—1543). В своем труде «Об обращениях небесных сфер» ученый утверждал, что Земля не является центром мироздания и что «Солнце, как бы восседая на Царском престоле, управляет вращающимся около него семейством светил». Это был конец старой аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира. На основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов Коперник создал новую, гелиоцентрическую систему мира, что явилось первой в истории человечества научной революцией. Возникло принципиально новое миропонимание, которое исходило из того, что Земля - одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам. Совершая обращение вокруг Солнца, Земля одновременно вращается и вокруг собственной оси, чем и объясняется смена дня и ночи, видимое нами движение звездного неба. Но гелиоцентрическая система мира, предложенная ученым, не сводилась только к перестановке предполагаемого центра Вселенной. Включив Землю в число небесных тел, которым свойственно круговое движение, ученый высказал очень важную мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов, подчиненном некоторым общим закономерностям единой механики. Тем самым было разрушено догматизированное представление Аристотеля о неподвижном «перводвигателе», якобы приводящем в движение Вселенную.
Концепция Коперника, кроме того, показала ограниченность чувственного познания, неспособного отличать то, что нам видится или мнится от того, что в действительности имеет место (визуально каждый из нас неоднократно наблюдал, что Солнце «ходит» вокруг Земли). Таким образом, ученый продемонстрировал слабость принципа объяснения окружающего мира на основе непосредственной видимости и доказал необходимость для науки критического разума. Учение Коперника подрывало опиравшуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Последняя, как известно, исходила из признания центрального положения Земли, что давало основание объявлять находящегося на ней человека центром и высшей целью мироздания. Кроме того, религиозное учение о природе противопоставляло земную материю, объявляемую тленной, преходящей — небесной, которая считалась вечной и неизменной. Однако в свете идей Коперника трудно было представить, почему, будучи «рядовой» планетой, Земля должна принципиально отличаться от других планет.
Вполне естественно, что католическая церковь не могла согласиться с этими выводами, затрагивающими основы ее мировоззрения. Защитники учения Коперника были объявлены еретиками и подвергнуты гонениям. Сам Коперник избежал преследования со стороны католической церкви лишь ввиду своей смерти. В 1616 г. труд польского ученого был занесен в папский «Индекс» запрещенных книг, откуда был вычеркнут лишь в 1835 г. Отмечая влияние работы Коперника на существовавшие в его время представления о природе, Ф. Энгельс писал: «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил — хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре — вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии, хотя выяснение между ними отдельных взаимных претензий затянулось до наших дней и в иных головах далеко еще не завершилось даже и теперь»[3].
Вторая научная революция связана с созданием классической механики. XVII век ознаменовался рождением современной науки у истоков которой стояли такие выдающиеся ученые, как Г.Галилей, И.Кеплер, И.Ньютон. В учении Галилео Галилея (1564-1642) были заложены основы нового механистического естествознания. Как свидетельствовал А. Эйнштейн, «самая фундаментальная проблема, остававшаяся в течение тысячи лет неразрешенной из-за сложности — это проблема движения»[4]. До Галилея общепринятым в науке считалось понимание движения, выработанное Аристотелем и сводившееся к следующему принципу: тело движется только при наличии внешнего на него воздействия, и, если это воздействие прекращается, тело останавливается. Ученый показал, что этот принцип Аристотеля (обратим внимание, что и это представление полностью согласуется с нашим повседневным опытом) является ошибочным. Вместо него ученый сформулировал совершенно иной принцип, получивший впоследствии наименование принципа инерции: тело либо находится в состоянии покоя, либо движется, не изменяя направления и скорости своего движения, если на него не производится какого-либо внешнего воздействия. Открытие, сделанное Галилеем, и последующее применение им методов научного рассуждения были одним из самых важных достижений в истории человеческой мысли, и оно знаменует собой действительное начало физики.
Большое значение для становления механики как науки имело исследование Галилеем свободного падения тел. Он установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы (как думал Аристотель), а пройденный падающим телом путь пропорционален квадрату времени падения. Ученый открыл, что траектория брошенного тела, движущегося под воздействием начального толчка и земного притяжения, является параболой. Кроме того, ученому принадлежит экспериментальное обнаружение весомости воздуха, открытие законов колебания маятника, немалый вклад в разработку учения о сопротивлении материалов.
Помимо этого, Галилей выработал некоторые общие условия дальнейшего прогресса естествознания, во весь голос заявившего о себе в эпоху Нового времени. Он понимал, что слепая вера в авторитет Аристотеля сильно тормозит развитие науки. Истинное знание, считал ученый, достижимо исключительно на пути изучения природы при помощи наблюдения, опыта (эксперимента) и вооруженного математическим знанием разума, - а не путем догматического истолкования текстов в рукописях античных мыслителей.
Самое главное в деятельности Галилея как ученого-астронома состояло в отстаивании справедливости учения Н. Коперника, которое подвергалось нападкам не только со стороны церковных кругов, но и со стороны некоторых ученых, высказывавших сомнения в его правильности. Ученый сумел показать несостоятельность всех этих сомнений и дать блестящее естественнонаучное доказательство справедливости гелиоцентрической системы в знаменитой работе «Диалог о двух главнейших системах мира - Птолемеевой и Коперниковой» [1632 г.].
С астрономическими наблюдениями Галилея, описанными им в сочинении «Звездный вестник» (1610 г.), ознакомился и дал высокую оценку один из крупнейших математиков и астрономов конца XVI — первой трети XVII вв. Иоган Кеплер (1571—1630)[5]. Ученый занимался поисками законов небесной механики и составлением звездных таблиц. На результате обобщения данных астрономических наблюдений он установил три закона движения планет относительно Солнца. В своем первом законе Кеплер отказывается от коперниковского представления о круговом движении планет вокруг Солнца. В этом законе утверждается, что каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Согласно второму закону Кеплера, радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени описывает равные площади. Из этого закона следовал вывод, что скорость движения планеты по орбите непостоянна и она тем больше, чем ближе планета к Солнцу. Третий закон Кеплера гласит: квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от него.
Вторая научная революция завершилась творчеством одного из величайших ученых в истории человечества - Исаака Ньютона (1643—1727). Его научное наследие чрезвычайно разнообразно: создание дифференциального и интегрального исчисления, важные астрономические наблюдения, которые он проводил с помощью собственноручно построенных зеркальных телескопов, а также большой вклад в развитие оптики. Но самым главным научным достижением Ньютона было продолжение и завершение дела Галилея по созданию классической механики. Благодаря их классическим трудам XVII век считается началом длительной эпохи торжества механики, господства механистических представлений о мире.
Ньютон сформулировал три основных закона движения, которые легли в основу механики как науки. Первый закон механики Ньютона — это принцип инерции, впервые предложенный еще Галилеем: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока оно не будет вынуждено изменить его под действием каких-то сил. Существо второго закона механики Ньютона состоит в констатации того факта, что приобретаемое телом под действием какой-то силы ускорение прямо пропорционально этой действующей силе и обратно пропорционально массе тела. Наконец, третий закон механики Ньютона — это закон равенства действия и противодействия. Этот закон гласит, что действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны. Данная система законов движения была дополнена открытым Ньютоном законом всемирного тяготения, согласно которому все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними.
Пожалуй, ни одно из всех ранее сделанных научных открытий не оказало такого громадного влияния на дальнейшее развитие естествознания, как открытие закона всемирного тяготения. Огромное впечатление на ученых производил масштаб обобщения, впервые достигнутый естествознанием. Это был поистине универсальный закон природы, которому подчинялось все — малое и большое, земное и небесное.
Необходимо подчеркнуть, что вторая глобальная научная революция определила переход к новому состоянию естествознания – дисциплинарно организованной науке. Соответственно особенностям дисциплинарной организации науки видоизменяются и ее философские основания. Они становятся гетерогенными, включают довольно широкий спектр смыслов тех основных категориальных схем, в соответствии с которыми осваиваются объекты (от сохранения в определенных пределах механицистской традиции до включения в понимание вещи - «состояния», «процесса» и других идей развития). В эпистемологии центральной становится проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук. Выдвижение ее на передний план связано с утратой прежней целостности научной картины мира, а также с экспликацией специфических нормативных структур в различных областях научного исследования. Поиск путей единства науки, проблема дифференциации и интеграции знания превращаются в одну из фундаментальных философских проблем, сохраняя свою остроту на протяжении всего последующего развития науки. Обобщая, можно заключить, что первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.
Своеобразным предвестником третьей революции в естествознании послужила работа немецкого ученого и философа Иммануила Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» [1755 г.]. В этом труде была сделана попытка исторического объяснения происхождения Солнечной системы. В гипотезе Канта утверждалось, что Солнце, планеты и их спутники возникли из некоторой первоначальной, бесформенной туманной массы, некогда равномерно заполнявшей мировое пространство. Ученый пытался объяснить процесс возникновения Солнечной системы действием сил притяжения, которые присущи частицам материи, составлявшим эту огромную туманность. Под влиянием притяжения из этих частиц образовывались отдельные скопления, сгущения, становившиеся центрами притяжения. Из одного такого крупного центра притяжения образовалось Солнце, вокруг него расположились частицы в виде туманностей, которые начали двигаться по кругу. В круговых туманностях образовались зародыши планет, которые начали вращаться также вокруг своей оси. Солнце и планеты сначала разогрелись вследствие трения слагающих их частиц, затем начали остывать.
Хотя Кант в своей работе опирался на классическую механику XVII в. (подзаголовок его труда весьма показателен: «Опыт об устройстве и механическом происхождении всего мироздания на основании ньютоновских законов»), он сумел создать развивающуюся картину мира, которая не соответствовала представлениям Ньютона. Идеи Канта о возникновении и развитии небесных тел были несомненным завоеванием науки середины XVIII века. Его космогоническая гипотеза пробила первую брешь в метафизическом взгляде на мир. Более сорока лет спустя, французский математик и астроном Пьер Симон Лаплас, совершенно независимо от Канта и двигаясь своим путем, высказал идеи, развивавшие и дополнявшие кантовское космогоническое учение. Имена создателей двух рассмотренных гипотез были объединены, а сами гипотезы довольно долго (почти столетие) просуществовали в науке в обобщенном виде — как космогоническая гипотеза Канта—Лапласа.
Представленные в учении Канта идеи оказали немалое влияние на дальнейшее совершенствование эволюционного учения в биологии. Знаменитая книга «Происхождение видов в результате естественного отбора» Чарлза Роберта Дарвина (1809-1882) была попыткой научного обобщения теории эволюции применительно к живому миру. Ученый, опираясь на огромный естественнонаучный материал из области палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, географии животных и растений, изложил факторы и причины биологической эволюции. Он показал, что вне саморазвития органический мир не существует и поэтому органическая эволюция не может прекратиться. Развитие – это необходимое условие существования вида, форма его приспособления к окружающей среде. Каждый вид, считал ученый, всегда находится на пути недостижимой гармонии с его жизненными условиями. Принципиально важной в учении Дарвина является теория естественного отбора. Согласно этой теории, виды с их относительно целесообразной организацией возникли и возникают в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в их борьбе за существование в данных условиях.
Еще одним поистине эпохальным событием в науке, внесшим большой вклад в процесс диалектизации естествознания, стало открытие периодического закона химических элементов. 1 марта 1869 г. выдающийся русский ученый-химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) разослал своим коллегам сообщение, которое он озаглавил «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве». В этом сообщении было изложено его великое открытие: существует закономерная связь между химическими элементами, которая заключается в том, что свойства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов. Обнаружив эту закономерную связь, ученый расположил элементы в естественную систему, в зависимости от их родства. В результате появилась также возможность предвидеть свойства ряда новых, еще не открытых элементов, для которых Д. И. Менделеев оставил в таблице пустые места. Первым элементом из предсказанных Менделеевым был элемент галлий, открытый в 1875 г. Из всего вышесказанного следует, что основополагающие принципы диалектики - принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи — получили во второй половине XVIII и особенно в XIX вв. мощное естественнонаучное обоснование.
Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.
В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, как бы «фотографирующей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания. Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике. Если в классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом (классический способ объяснения и описания может быть представлен как идеализация, рациональные моменты которой обобщаются в рамках нового подхода).
Итак, в рамках этой интеллектуальной стратегии претерпевают серьезные трансформации идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания. В отличие от классических образцов, обоснование теорий в квантово-релятивистской физике предполагало экспликацию при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости) и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия). Принятая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем. В отличие от малых систем такие объекты характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы.
Именно включение такого типа объектов в процесс научного исследования вызвало резкие перестройки в картинах реальности ведущих областей естествознания. Последовавшие за этим процессы интеграции названных когнитивных образований и развитие общенаучной картины мира стали осуществляться на базе представлений о природе как сложной динамической системе. Этому способствовало открытие специфики законов микро-, макро- и мегамира в физике и космологии, интенсивное изучение механизмов наследственности в тесной связи с изучением надорганизменных уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи. Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства. Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира. Последняя, в свою очередь, рассматривалась не как точный и окончательный портрет природы, а как постоянно уточняемая и развивающаяся система относительно истинного знания о мире. Все эти радикальные сдвиги в представлениях о мире и процедурах его исследования сопровождались формированием новых философских оснований науки.
Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. В науке все более утверждается понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов. На этой основе, как можно предположить, выросло новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п.
Изложенные выше материал дает основание заключить, что перестройки оснований науки, характеризовавшие глобальные революции в естествознании, были вызваны не только его экспансией в иные предметные области и обнаружением новых типов объектов, но и изменениями самого места и функций науки в общественной жизни. Основания естествознания в эпоху его становления (первая революция) складывались в контексте рационалистического мировоззрения ранних буржуазных революций, формирования нового (по сравнению с идеологией средневековья) понимания отношений человека к природе, принципиально иных представлений о предназначении познания, истинности знаний и т.п. Становление оснований дисциплинарного естествознания конца XVIII - первой половины XIX в. (вторая революция в нашей трактовке) происходило на фоне резко усиливающейся производительной роли науки, превращения научных знаний в особый общественный продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль при его потреблении. В этот период начинает формироваться система прикладных и инженерно-технических наук в качестве посредников между фундаментальными знаниями и производством. Различные сферы научной деятельности специализируются и складываются в соответствующие этой специализации научные сообщества.
Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX — начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации собственной погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации. В современную эпоху мы опять являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно квалифицировать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.
2.3. Реконструкция уникальности: ситуационное исследование. В последнее время на авансцену историко-научных исследований выходят кейс стадис (case studies), которые можно было бы называть ситуационными исследованиями. Это направление начало выдвигаться на передний план в 70-е годы ХХ века. В работах этого направления подчеркивается необходимость заострить внимание на частном событии из истории науки, которое произошло в определенном месте и в определенное время. Можно сказать, что кейс стадис – это перекресток всех возможных анализов науки, сфокусированный в одной точке с целью реконструировать одно событие из истории науки в его целости, уникальности и невоспроизводимости. Процесс индивидуализации изучаемых историко-научных событий, который начинается с выдвижения на передний план в качестве предмета изучения стиля мышления определенной эпохи, радикально трансформирующегося в ходе глобальной научной революции, завершается ситуационными исследованиями, которые являются уже прямым антиподом кумулятивистских, чисто линейных моделей развития науки.
Традиционно индивидуальное и особенное воспринималось исследователями как что-то противоположное логической общности, именно поэтому в среде специалистов распространено представление об эмпирическом характере кейс стадис. Это связано еще и с тем, что сами авторы кейс стадис, как правило, не уделяют сколь-нибудь значимого внимания своеобразию своих когнитивных приемов работы. Можно сказать, что кейс стадис получают распространение в какой-то мере стихийно, а не как результат сознательной переориентации историков в области методологии. Если в общей истории фокусировка внимания на особенном и уникальном имеет место давно и включена в определенного рода теорию истории (вспомним неокантианцев, О.Шпенглера и А.Тойнби), то для истории науки это достаточно оригинальный поворот исследований. Несложно заметить, что он трудно поддается методологизации, поскольку именно история научных идей в большей степени, чем история какой бы то ни было области социальной активности, всегда воспринималась как нечто максимально рациональное и упорядоченное.
Это, конечно, совсем не означает, что кейс стадис – абсолютно новый вид исторической реконструкции в историографии науки. Конечно же, такого рода работы были. Речь, думается, идет о доминировании какого-либо определенного типа исследований, о выдвижении кейс стадис на передний план. Точно так же и исследования кумулятивистского толка будут проводиться и впредь, поскольку они выражают очень важные черты развития науки, такие, как поступательность, зависимость каждого нового продвижения вперед от предыдущего уровня развития, увеличение объема знаний и т.д. Просто указанные черты исторического процесса постепенно утрачивают свое первостепенное значение, отходя сегодня на задний план в связи с изменениями в типе теоретизирования.
Итак, особенностью кейс стадис является то, что берутся для изучения локальные, фокусные точки, посредством анализа которых могут быть эксплицированы некие всеобщие характеристики того или иного периода. Однако на практике исследователю, как правило, очень редко удается выделить эти характеристики, обычно даже задачи такой не ставится. Отсюда не без основания возникает устойчивое впечатление чрезвычайной фрагментарности той исторической картины, которая создается на базе кейс стадис. Здесь изучаются, как правило, конкретные эпизоды, обладающие лишь частным значением. В силу этого остается непроясненным, какую роль они сыграли в последовательном развитии научных идей, в подготовке современного состояния научного знания.
Вероятно, будет справедливым утверждение, что кейс стадис в их сегодняшнем состоянии являются лишь неким симптомом перехода историков науки к предмету анализа как некоторому средоточию всеобщности. В данном случае элементарное событие не приобщается к некоторому всеобщему, находящемуся вне его, а наоборот, это всеобщее обнаруживается в нем самом и через общение с другим особенным событием. В теории, в логике истории на передний план выдвигается именно общение, вместо обобщения. Думается, можно заключить, что данное направление исторического исследования в основном дело будущего, но оно может занять доминирующее положение в историографии науки, если будет решена задача выявления всеобщего в частном, конкретном эпизоде.
Выделим методологическое своеобразие ситуационных исследований в науке. Во-первых, эти исследования сосредоточены не столько на окончательном результате научного открытия, сколько на самом событии, по возможности, целостном и неповторимом. Такое событие может, на первый взгляд, предстать чрезвычайно частным и незначительным, но оно несет в себе некоторые симптомы переломных, поворотных моментов в истории науки. С другой стороны, такие события, сознают это сами исследователи или нет, оказываются своеобразным перекрестком разных направлений историко-научного поиска, будь-то анализ процесса творчества, соответствующих социальных условий, соотношения общесоциального и собственно научного сообщества, структуры научного знания и т.д. Кейс стадис сочетает в себе, что очень важно, универсальность и локальность, точечность анализируемого события.
Во-вторых, для данного метода анализа важно, что в качестве целостного и уникального берется событие малое по объему: это, как правило, не культура какого-то длительного периода в истории, и не культура большого региона. Как раз напротив - изучаются события локализованные, такие, как отдельный текст, научный диспут, материалы конференции, научное открытие в определенном научном коллективе и т.д.
В-третьих, особое значение для кейс стадис приобретает возможность охарактеризовать их как некую воронку, в которую втягиваются и предшествующие события, и последующие, хотя предмет изучения характеризует лишь настоящее науки, ее, если можно так выразиться, «теперь».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 548.