ТРАНСПОРТОМ И ПО ЛИНИЯМ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи обусловлены прежде всего специфическими физико-химическими свойствами таких товаров, а также особенностями технологического процесса их транспортирования (трубопроводный транспорт и линии электропередачи относятся к стационарному виду транспорта).

Особенности порядка и условий передачи через таможенную границу Союза товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, определены гл. 41 ТК ЕАЭС и гл.39 ФЗ № 289-ФЗ:

− особенности порядка совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском таких товаров;

− особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом.

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ – вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние по трубам сырья (жидкостей или газов) и продуктов (любых химически стабильных веществ, которые возможно перемещать по трубопроводам).

Преимущества:

− возможность прокладки по местности разного рельефа;

− неограниченность объемов перекачки;

− полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;

− отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;

− автоматизация начально-конечных операций;

− самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда (это связано, в частности, с небольшим числом работников для выполнения перекачки);

− эффективность работы на любых расстояниях перемещения.

Недостатки: экологические проблемы; неуниверсальность.

Трубопроводный транспорт представляет собой различные системы магистральных и немагистральных трубопроводов, предназначенных для транспортирования нефти, нефтепродуктов, газа и продуктов его переработки, а также некоторых иных видов товаров (аммиака, воды, угля и т.д.).

ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ – вид транспорта (система энергетического оборудования), предназначенный для передачи электроэнергии посредством электрического тока.

Электрическая энергия – это энергия электромагнитного поля, являющегося особым видом материи.

Особым в том смысле, что существует в пустоте. В тоже время обладает:

энергией                                  W0 = m× c2,

массой                                      m0 = 10-17 , кг/м;

количеством движения            V = m × c.

Электроэнергия – специфическая форма товара. Она не обладает таким основным свойством, присущим другим товарам, как накопление и возможность удовлетворения растущего спроса запасами.

Специфика электроэнергии как товара проявляется через такие признаки, как производство, доставка (передача и распределение) и потребление электроэнергии в силу ее физической природы происходят практически одновременно и ее невозможно складировать (накапливать) в значительных объемах, т.е. произведенный товар не может храниться на складах производителя, потребителя или в пути, а практически мгновенно доставляется до потребителя и потребляется им. Кроме того, электроэнергия является в высшей степени стандартизованным продуктом, поставляемым множеством производителей и мгновенно потребляемым множеством потребителей, поэтому невозможно определить, кто произвел электроэнергию, а можно лишь контролировать объемы поставки и объемы потребления.

Перемещение электроэнергии через таможенную границу осуществляется по межгосударственным линиям электропередачи, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами.

Товары, перемещаемые трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру с использованием показаний приборов учета.

Как определено в п. 1 ст.201 ФЗ № 289-ФЗ, Минфин России совместно с Минэнерго России определяют перечень технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи:

− приказ ФТС РФ № 1486, Минэнерго РФ № 290 от 19.07.2011 «Об утверждении перечня технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение нефти, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из Российской Федерации трубопроводным транспортом, расположенных в Российской Федерации»;

− приказ Министерства финансов РФ и Министерства энергетики РФ от 28.11.2017 № 207н/1127 «Об утверждении перечня технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение электроэнергии, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из Российской Федерации по линиям электропередачи, расположенных в Российской Федерации».

Их территориальное расположение приведено в табл.7.2.

Таблица 7.2

Территориальное расположение приборов учета товаров, перемещаемых

трубопроводным транспортом или по линиям электропередач

 

При вывозе При ввозе

расположение приборов учёта на территории

− государства-члена, являющегося страной отправления; − сопредельного государства – при условии наличия международных договоров, определяющих порядок доступа к этим приборам должностных лиц таможенных органов; − сопредельных и (или) иных государств в местах, определенных в соответствии с условиями сделки, на основании которой товары вывозятся с таможенной территории Союза. − государства-члена, являющегося страной назначения; − сопредельного государства – при условии наличия международных договоров, определяющих порядок доступа к этим приборам должностных лиц таможенных органов; − сопредельных и (или) иных государств в местах, определенных в соответствии с условиями сделки, на основании которой товары ввозятся на таможенную территорию Союза.

 

В целях предотвращения несанкционированного доступа и изменения информации в показаниях приборов учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, на такие приборы, расположенные на территории РФ, таможенными органами могут налагаться средства идентификации в присутствии владельца объекта или уполномоченных им лиц. По результатам наложения (снятия) средств идентификации составляется акт[23].

Владелец объекта, на котором установлены приборы учета, обязан обеспечить доступ к ним уполномоченным должностным лицам таможенных органов РФ, для проведения таможенного контроля и наложения (снятия) средств идентификации. Кроме того, он представляет таможенному органу информацию о применяемом способе и (или) порядке учета (измерения) товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи: по запросу таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место установки приборов учета, или при изменении применяемого способа и (или) порядка учета (измерения) товаров. Информация представляется не позднее 15 рабочих дней со дня получения запроса таможенного органа или изменения применяемого способа и (или) порядка учета (измерения) товаров.

Перемещение товаров трубопроводным транспортом через таможенную границу ЕАЭС допускается:

− при ввозе – после их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ЕАЭС, либо – после их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой, в соответствии с ФЗ № 289-ФЗ;

− при вывозе – после их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, обусловлены тем, что:

− декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования (п. 8 ст. 104 ТК ЕАЭС);

− при подаче таможенной декларации не требуется предъявление товаров таможенному органу;

− допускаются смешивание товаров, изменение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортирования и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и стандартами, действующими в РФ.

Сохранение в неизменном виде энергоносителей (сырой нефти, природного газа, продуктов их переработки), перемещаемых трубопроводным транспортом, практически невозможно ввиду технологических особенностей функционирования систем трубопроводов. Энергоносители обладают специфическими физико-химическими свойствами, которые могут изменяться в процессе транспортирования в зависимости от ряда объективных факторов. В процессе транспортирования изменяются качественные и количественные показатели товара.

Изменение количественных параметров товара, находящегося под таможенным контролем, происходит из-за эксплуатационных потерь – естественной убыли при хранении и проведении операций приема-отпуска, при транспортировании, убыли, связанной с утечками товара, воздействием метеорологических факторов, убыли из-за погрешности средств измерения.

Количество и (или) качество товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, определяются на основании:

− показаний приборов учета товаров:

− документов о товарах, фактически поставленных по соответствующим договорам, актов сдачи-приемки (приема-сдачи) товаров, сертификатов качества таких товаров;

− иных документов, подтверждающих адресное распределение объемов произведенных, поставленных и потребленных товаров, за расчетный период, определяемый законодательством РФ.

Порядок взаимодействия таможенных органов государств – членов Союза по обмену информацией о товарах, перемещаемых трубопроводным транспортом, в том числе при осуществлении смешанных перевозок по территориям нескольких государств-членов, определяется ЕЭК.

Идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, не осуществляется, что не препятствует таможенным органам устанавливать в таможенных целях количество, качество и другие характеристики товаров, используя сведения, содержащиеся в документах, показания счетчиков и других измерительных приборов.

Особенности декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров трубопроводным транспортом определяются ФЗ № 289-ФЗ.

При ввозе в РФ товаров и вывозе их из РФ трубопроводным транспортом допускается их временное периодическое таможенное декларирование. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений ввоза или вывоза ориентировочного количества товаров в течение заявленного декларантом периода, не превышающего срока действия внешнеторгового договора, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно количеству товаров, планируемому к ввозу на таможенную территорию Союза и (или) в РФ или вывозу, их потребительским свойствам и (или) предусмотренному условиями внешнеторгового договора порядку определения цены указанных товаров на день подачи временной таможенной декларации.

В соответствии с п.3 ст.204 ФЗ № 289-ФЗ допускается подача одной временной таможенной декларации на товары, ввозимые или вывозимые одним и тем же лицом, перемещающим товары согласно условиям одной таможенной процедуры в рамках исполнения обязательств по нескольким внешнеторговым договорам (в том числе по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты) .

Декларант подает временную таможенную декларацию на период времени более одного квартала, а на природный газ – одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду. Если в течение указанного периода времени изменяется количество товаров, то допускается подача дополнительной временной таможенной декларации.

Полная таможенная декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки товаров. По мотивированному обращению декларанта таможенный орган продлевает срок подачи полной таможенной декларации, но не более чем до 90 дней. Продление срока подачи полной таможенной декларации не продлевает сроков уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом либо полной таможенной декларации.

Таможенные пошлины уплачиваются за товары, вывозимые из РФ, за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин, действующим на 15-е число месяца поставки товаров.

Не менее 50% суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных на основе сведений, указанных во временной таможенной декларации, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки. При этом исчисление сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется исходя из количества товаров пропорционально соответствующего одному календарному месяцу поставки, если во временной таможенной декларации указан период поставки, превышающий один календарный месяц.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки, уплачивается оставшаяся часть сумм вывозных таможенных пошлин, исчисляемая на основе уточненных сведений о вывезенных товарах и ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 15-е число месяца поставки.

При ввозе товаров трубопроводным транспортом ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки, исходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации. Для целей исчисления и уплаты таможенных платежей применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на 15-е число месяца, предшествующего месяцу поставки.

Уточненные сведения о товарах, ввезенных за каждый календарный месяц поставки, подаются в таможенный орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки. Если суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов увеличиваются в результате уточнения сведений, доплата сумм осуществляется одновременно с представлением уточненных сведений. Пени в этом случае не начисляются.

При таможенном декларировании перемещаемого трубопроводным транспортом природного газа для подтверждения его количества и качества используются акты о фактических поставках товаров, составленные на основании показаний приборов учета, расположенных в местах, определенных условиями внешнеторговых договоров, на основании которых осуществляется такое перемещение.

Ввоз и вывоз с таможенной территории Союза товаров (электроэнергия), перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются до подачи таможенной декларации таможенному органу.

Таможенная декларация для помещения электроэнергии под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта подается не позднее последнего числа календарного месяца, следующего за каждым календарным месяцем ее фактической поставки, если иной срок не установлен законодательством РФ о таможенном регулировании.

При подаче таможенной декларации не требуется предъявление электроэнергии таможенному органу. Декларированию подлежит ввезенное на таможенную территорию или вывезенное с таможенной территории Союза фактическое количество электроэнергии.

Количество электроэнергии определяется на основании:

− показаний приборов учета электрической энергии, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих перемещение электроэнергии;

− актов о фактических поставках электроэнергии по соответствующим договорам;

− актов сдачи-приемки (приема-сдачи) и иных документов, подтверждающих фактическое перемещение электроэнергии, как сальдо-переток электроэнергии, равный алгебраической сумме перетоков электроэнергии в противоположных направлениях по всем находящимся в работе межгосударственным линиям электропередачи всех классов напряжения, за каждый календарный месяц, если иной порядок определения количества электроэнергии не установлен законодательством РФ.

Особенности таможенного декларирования внеплановых (технологических) сальдо-перетоков электроэнергии, обусловленных параллельной работой энергосистем, устанавливаются ФЗ № 289-ФЗ.

Электрическая энергия, имеющая статус товара Союза, для перемещения с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территорию государства, не являющегося членом Союза, не помещается под таможенную процедуру таможенного транзита. При этом электроэнергия сохраняет статус товара Союза.

При перемещении электроэнергии через территорию государства, не являющегося членом Союза, отправитель и получатель представляют до последнего числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем перемещения товаров, либо до истечения срока, установленного ФЗ № 289-ФЗ, в уполномоченный таможенный орган (таможенные органы), на территории которого зарегистрирован отправитель, получатель, заявление с указанием:

− наименований отправителя и получателя электроэнергии, перемещенной по линиям электропередачи;

− номера и даты заключения договора, на основании которого осуществляется перемещение электроэнергии (при наличии);

− периода перемещения электроэнергии;

− количества перемещенной электрической энергии;

− наименования мест установки приборов учета электроэнергии и (или) наименования межгосударственных линий электропередачи, по которым осуществлялось перемещение электроэнергии.

Порядок взаимодействия таможенных органов государств-членов по обмену информацией о товарах, перемещаемых по линиям электропередачи, в случае их перемещения по территориям нескольких государств-членов определяется ЕЭК.

Особенности декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе и вывозе товаров по линии электропередачи определяются в ст.205 ФЗ № 289-ФЗ. В частности, декларированию подлежат ввезенное и вывезенное фактическое количество электроэнергии и (или) сальдо-переток как алгебраическая сумма перетоков электроэнергии в противоположных направлениях по межгосударственным линиям электропередачи за каждый календарный месяц. В таможенной декларации количество ввезенной или вывезенной электроэнергии указывается за каждый календарный месяц как сальдо-переток электрической энергии либо раздельно как фактически ввезенное или вывезенное количество электроэнергии, скорректированное на величину имеющихся при перемещении электрической энергии потерь в электрических сетях.

Минфин РФ по согласованию с Минэнерго РФ устанавливает перечень сведений, подлежащих представлению в таможенные органы при перемещении электроэнергии по линиям электропередачи через таможенную территорию Союза в условиях параллельной работы энергосистем.

При перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи таможенный орган вправе потребовать предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях:

1) если декларант осуществляет внешнеэкономическую деятельность менее одного года;

2) если декларантом обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не исполнена в сроки, установленные ФЗ № 289-ФЗ;

3) если декларант имеет неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

С целью организации эффективного таможенного контроля за перемещением товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи учрежден специальный таможенный орган – Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ) (рис.5).

 

 

 


Рис.5. Эмблема Центральной энергетической таможни

 

Таможня создана в соответствии с приказом ГТК России от 11.05.2000 № 390 «О Центральной энергетической таможне» путем реорганизации Энергетической таможни. Приказом руководителя ФТС от 17.02.2016 № 294 утверждено Положение о ЦЭТ. Согласно этому Положению, ЦЭТ является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах ее компетенции.

 


[1] К средствам идентификации относятся пломбы, печати, цифровая, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, штампы, сейф-пакеты и иные средства, обеспечивающие идентификацию товаров (п. 2 ст. 341 ТК ЕАЭС).

[2] Под заинтересованным российским лицом понимается юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель (ст.135 ФЗ № 289-ФЗ)

[3] Постановление Правительства РФ от 25.10.2012 № 1096 "Об утверждении перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2012 г. № 44 ст. 6039

[4] Идентификация товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной допускается замена временно ввезенных товаров.

[5] Допускается использование временно ввезенных товаров, являющихся транспортными средствами, за пределами таможенной территории Союза в качестве транспортных средств международной перевозки в порядке, установленном ТК ЕАЭС. При этом действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) не прекращается и не приостанавливается.

[6] Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9.09.2011 № 732 «Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения»// "Российская газета" от 9 ноября 2011 г. № 251

 

[7] Постановление Правительства РФ от 29.05.2003 № 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства"// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2171

[8] За исключением природного газа, закачиваемого в подземные хранилища газа за пределами таможенной территории Союза либо помещаемого в газотранспортную систему в целях обеспечения технологического процесса транспорта газа.

[9] Идентификация товаров не требуется, когда в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной или в случаях, определенных ТК ЕАЭС, допускается замена временно вывезенных товаров.

[10] В случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары, в отношении которых законодательством государства-члена не установлена обязательность их возврата на территорию этого государства, срок действия таможенной процедуры временного вывоза в отношении этих товаров не продлевается, а указанные товары подлежат помещению под таможенную процедуру экспорта (п. 5 ст. 229 ТК ЕАЭС).

[11] Всемирная почтовая конвенция, или Всеобщий единый почтовый договор, также известный как Бернский договор (англ. Treaty of Bern), – международно-правовое соглашение о порядке международных почтовых связей, заключенное впервые в 1874 г. в Берне между государствами – членами ВПС.

[12] Express Mail Service (EMS) – международный сервис экспресс-доставки почтовой корреспонденции, скорость доставки которой оплачивается клиентом.

[13] Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях» (в ред. решений Коллегии ЕЭК от 07.06.2012 № 67, от 16.08.2012 № 134).// http://www.tsouz.ru

[14] United Parcel Service, Inc., или UPS (NYSE: UPS) – компания США, специализирующаяся на экспресс-доставке и логистике.

[15] FedEx (NYSE: FDX) – компания США, предоставляющая почтовые, курьерские и другие услуги логистики по всему миру.

[16] DHL – немецкая международная компания, один из лидеров мирового логистического рынка.

[17] Приказ Минфина России и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.03.2017 № 54н/162 «Об определении мест международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации».// publication.pravo.gov.ru: 25.04.2017 г.

[18]Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования"

[19] Товары, приобретенные физическими лицами, прибывшими на таможенную территорию Союза, в магазинах беспошлинной торговли, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, рассматриваются как товары для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Союза в сопровождаемом багаже физического лица при его следовании через таможенную границу Союза.

[20] Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях была принята на Конференции полномочных представителей 22 мая 2001 года в Стокгольме, Швеция. Конвенция вступила в силу 17 мая 2004 года

[21] В соответствии со ст. 264 ТК ЕАЭС временный ввоз может быть заявлен только в отношении транспортных средств для личного пользования.

[22] За исключением: 1) транспортных средств для личного пользования, ввозимых в соответствии со ст. 298, 299 ТК ЕАЭС; 2) товаров, в отношении которых установлены ограничения по пользованию и (или) распоряжению.

[23] Порядок наложения (снятия) средств идентификации на приборы учета товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, определяется ФТС России совместно с Минэнерго России (п.2 ст.207 ФЗ № 289-ФЗ).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 246.