Прибыль и доход фирмы. Принцип максимизации прибыли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прибыль (Pr) определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками:

Pr = TR – ТС.

Совокупный доход (выручка) (TR) – это общая выручка, полу-

чаемая фирмой от продаж своей продукции:

TR = PQ.

Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу продукции:

AR = TR/Q.

В условиях совершенной конкуренции AR = P.

Предельный доход (MR) – прирост дохода за счет реализации дополнительной единицы продукции:

MR = ∆TR/∆Q.

Любой предприниматель заинтересован в получении прибыли. Различают экономическую и бухгалтерскую прибыль:

Бухгалтерская прибыль = TR (выручка) – ТС (бухгалтерские издержки).

Экономическая прибыль = TR (выручка) – экономические издержки.

Экономическую прибыль называют чистой прибылью или сверхприбылью (прибыль сверх нормальной).

Бухгалтерская прибыль всегда больше экономической прибыли.

Бухгалтерская прибыль показывает, насколько успешно работа-ла фирма в выбранной сфере деятельности . Наличие экономической прибыли показывает, насколько правильно выбрана сама сфера деятельности.

Получение максимальной прибыли зависит от установления оптимального объема продаж фирмой. Существует два основных метода определения оптимального объема производства, позволяющего максимизировать прибыль (или минимизировать убытки):

1) сопоставление совокупного дохода и совокупных издержек (оптимальным будет объем производства, при котором разница, т. е. прибыль, будет максимальной);

2) сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Пока MR > MC, производство дополнительной единицы товара вы-годно, общая прибыль продолжает возрастать. Если MC становятся больше MR, то производство дополнительной единицы товара невыгодно. Следовательно, прибыль достигает максимума при таком объеме производства, когда выполняется условие MC = M

18 Издержки фирмы. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Эффект от масштаба производства

Издержки производства – это совокупность расходов, которые несет предприятие в процессе производства и реализации продукции. В условиях рыночных отношений экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования (экономические издержки). Издержки в экономике, связанные с отказом от возможности производства альтернативных товаров и услуг, называются альтернативными (или вмененными) издержками.

Явные (или внешние) издержки – это плата за приобретаемые внешние ресурсы (закупка рабочей силы, сырья, топлива, оборудования и т. д.). Поскольку эти затраты в денежной форме отражаются в бухгалтерской отчетности, то их называют бухгалтерскими.

Кроме приобретаемых извне ресурсов, фирма может использовать ресурсы, принадлежащие ей самой (помещение, денежный капитал). В этом случае фирма теряет доход, который могла бы получить при альтернативном их использовании (сдача в аренду, банковский процент).

Сумма упущенных фирмой денежных платежей, которые она могла бы получить за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем (из возможных способов) его применении, представляет со-бой неявные (или внутренние) издержки.

К внутренним издержкам относят и нормальную прибыль. Нормальная прибыль – это та минимальная плата, необходимая для удержания предпринимательского таланта в данной сфере деятельности. Это минимальная плата за риск работы в данной сфере.

Совокупность альтернативных внешних (явных) и внутренних

(неявных) издержек называют экономическими издержками:

Экономические издержки = Внешние (явные) издержки + Внутренние (неявные) издержки + Нормальная прибыль.

Себестоимость соответствует бухгалтерским издержкам, т. е. не учитывает неявные издержки.

Выделяют и такой критерий классификации издержек, как временные интервалы, на протяжении которых они имеют место. С этой точки зрения издержки производства в краткосрочном периоде подразделяются на постоянные и переменные, а в долгосрочном периоде все издержки представлены переменными.

Постоянные издержки (FC) – это издержки, которые не зависят от объема выпускаемой

продукции. Они являются одинаковыми при любом объеме производства и существуют даже тогда, когда фирма закрывается (амортизационные отчисления, процент за кредит, арендную плату, страховые платежи).

Переменные издержки (VC) – те издержки, которые изменяются вместе с изменением количества производимой продукции (расходы на сырье, материалы, топливо, электроэнергию).

Совокупные или общие издержки производства (ТС) состоят из суммы всех постоянных и переменных издержек:

ТС = FC + VC.

Кроме общих издержек, предпринимателя интересуют средние издержки, величина которых всегда указывается в расчете на единицу продукции. С тем, что бы определить оптимальный размер производства рассчитывают следующие средние величины издержек: средние совокупные (АТС), средние переменные (AVC) и средние постоянные (AFC) издержки. Данные издержки определяются путем деления соответствующих затрат на объем производства.

Предельные издержки (МС) – затраты на выпуск дополнительной единицы продукции:

МС = ∆ТС/∆Q.

Предельные издержки показывают, во что обходится фирме увеличение объема производства на единицу.

Долгосрочный период в деятельности фирмы характеризуется тем, что она в состоянии изменить количество всех используемых производственных факторов, которые являются переменными. Следовательно, все издержки также являются только переменными.

Кривая долгосрочных средних издержек ( ATCL) объединяет наименьшие средние затраты, с которыми может быть произведен любой объем производства при условии, что все экономические ресурсы являются переменными.

Постепенно рост предприятия приводит к постоянному эффекту масштаба – средние издержки остаются неизменными, а с некоторой точки рост размеров предприятия становится неэффективным – он приводит к росту средних издержек. Возникает отрицательный эффект масштаба производства, основной причиной которого считается трудность в управлении крупным предприятием, нарушение координации действий всех служб фирмы, усиление бюрократизации.

Эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру отрасли. Если действие положительного эффекта масштаба непродолжительно, то в отрасли преимущественно мелкие и средние фирмы. В противном случае в отрасли господствуют крупные фирмы

Рыночное равновесие

Рыночное равновесие возникает при равенстве спроса и предложения. Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной. Равновесная цена (Ре) – это единственная цена, при которой планы производителей по изготовлению товара полностью совпадают с планами потребителей по его покупке. Равновесный объем продаж (Qe) – это объем продаж, при котором количество спрашиваемого товара равно количеству предлагаемого то-вара по данной цене.

Однако рынок – это динамичный механизм, поэтому равновесие нарушается.. Неравновесие заключается в отклонении реальной рыночной цены от равновесной цены. Может быть два случая:

а) цена установилась на уровне ниже равновесной цены. В этом случае величина спроса больше величины предложения: на рынке возникает товарный дефицит. А значит, возникает конкуренция между потребителями за товар, что ведет к увеличению цены до уровня равновесия;

б) цена установилась на уровне выше равновесной цены. В этом случае величина предложения больше величины спроса: возникает товарный излишек. Следовательно, на рынке данного товара производители конкурируют за потребителя, а значит, происходит снижение цены до уровня равновесной

Дата: 2018-12-28, просмотров: 219.