Религия как тип мировоззрения
По мере развития человеческого общества, накопления знаний и умений возникает, казалось бы, парадоксальная ситуация: на смену мифологической уверенности в объяснимости всего мира приходит сомнение, осознание ограниченности и недостаточности знаний. Вместе с сомнением появляется вера, в том числе – религиозная: если мы, люди, знаем и можем не все, то должен быть кто-то всезнающий и всемогущий, опора и гарант нашей жизни и деятельности. Такова первая причина появления религии.
Корни религии уходят в глубокую древность, в мифологию, но как социальное явление религия формируется позже и связано это с изменениями в обществе. На смену первобытному обществу с его однородностью, равенством приходит общество классовое: появляются бедные и богатые, эксплуататоры и эксплуатируемые. Возникает отчуждение – социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоками отчуждения являются обособление человека в процессе производства и возникновение частной собственности. Происходит отчуждение процесса труда (труд становится вынужденным и подневольным, например, рабским), продуктов труда (то, что произвел раб, ему не принадлежит), культуры (подневольный труженик не имеет возможностей приобщиться ко всем достижениям культуры) и т.д. Такова вторая причина появления религии. Религия – это иллюзорный способ снятия отчуждения, решения неразрешимых проблем.
Многообразие культур
Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Можно выделять мировую и национальную культуры. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура – синтез культур различных классов, социальных слоев и групп конкретного общества.
Сложность понимания феномена культуры в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. Поэтому в социологии принято говорить о разнообразии культур, выделяя три ее формы: народная, элитарная, массовая и две ее разновидности: субкультура и контркультура.
Народная культура создается в повседневной трудовой деятельности, бытовом общении анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Элитарная культура ориентирована на небольшую группу избранных людей, обладающих повышенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью, в силу чего они претендуют расцениваться как элита.
Целью культуры становится самовыражение художника (творца). С середины ХХ в. широкое распространение получил термин «массовая культура». Ее распространение связано с проникновением в большинство стран мира средств массовой информации и их доступностью представителям всех социальных слоев. Массовая культура ориентирована на усредненный уровень развития потребителей, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры, является авторской и имеет самую широкую аудиторию слушателей, читателей, зрителей.
Для изучения культуры важно рассмотреть понятие субкультуры. В противоположность доминирующей культуре, принимаемой и разделяемой большинством членов общества, субкультура представляет собой систему ценностей, стилей жизни, групповых норм, стереотипов поведения, создаваемых социальной группой. Субкультура отличается от доминирующей языком, который может принимать форму жаргона, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды и прически, но не противостоит ей. Наличие субкультур – показатель многообразия культуры общества, ее способности к адаптации, развитию. Контркультура – это такая система ценностей, норм, стандартов поведения определенной социальной группы, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.
Рыночное равновесие
Рыночное равновесие возникает при равенстве спроса и предложения. Цена, при которой спрос равен предложению, называется равновесной. Равновесная цена (Ре) – это единственная цена, при которой планы производителей по изготовлению товара полностью совпадают с планами потребителей по его покупке. Равновесный объем продаж (Qe) – это объем продаж, при котором количество спрашиваемого товара равно количеству предлагаемого то-вара по данной цене.
Однако рынок – это динамичный механизм, поэтому равновесие нарушается.. Неравновесие заключается в отклонении реальной рыночной цены от равновесной цены. Может быть два случая:
а) цена установилась на уровне ниже равновесной цены. В этом случае величина спроса больше величины предложения: на рынке возникает товарный дефицит. А значит, возникает конкуренция между потребителями за товар, что ведет к увеличению цены до уровня равновесия;
б) цена установилась на уровне выше равновесной цены. В этом случае величина предложения больше величины спроса: возникает товарный излишек. Следовательно, на рынке данного товара производители конкурируют за потребителя, а значит, происходит снижение цены до уровня равновесной
Религия как тип мировоззрения
По мере развития человеческого общества, накопления знаний и умений возникает, казалось бы, парадоксальная ситуация: на смену мифологической уверенности в объяснимости всего мира приходит сомнение, осознание ограниченности и недостаточности знаний. Вместе с сомнением появляется вера, в том числе – религиозная: если мы, люди, знаем и можем не все, то должен быть кто-то всезнающий и всемогущий, опора и гарант нашей жизни и деятельности. Такова первая причина появления религии.
Корни религии уходят в глубокую древность, в мифологию, но как социальное явление религия формируется позже и связано это с изменениями в обществе. На смену первобытному обществу с его однородностью, равенством приходит общество классовое: появляются бедные и богатые, эксплуататоры и эксплуатируемые. Возникает отчуждение – социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоками отчуждения являются обособление человека в процессе производства и возникновение частной собственности. Происходит отчуждение процесса труда (труд становится вынужденным и подневольным, например, рабским), продуктов труда (то, что произвел раб, ему не принадлежит), культуры (подневольный труженик не имеет возможностей приобщиться ко всем достижениям культуры) и т.д. Такова вторая причина появления религии. Религия – это иллюзорный способ снятия отчуждения, решения неразрешимых проблем.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 224.