Глава 8 Иудео-христианский раскол
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С точки зрения позднейшей истории западной цивилизации ни один из аспектов еврейской истории рассматриваемого периода не важен так, как цепь событий, приведшая к возникновению христианства. Новая религия имела глубокие корни в иудаизме эпохи Второго Храма, но в то же время ей предстояло радикально порвать с предшествующей традицией. В связи с этим особенно важно понять как исторический фон этого периода, так и процессы, приведшие к расколу между двумя общинами.


Римское владычество в Иудее

Мы проследили историю хасмонейской династии до того момента, когда она прервалась в 63 г. до н.э. посреди гражданской войны и распри. Как было отмечено, упадок этой великой династии произошел под воздействием тех же сил эллинизации, против которых столь яростно восстали Маккавеи. Последние часы независимости наступили в тот момент, когда Аристобул II и Гиркан II начали братоубийственную войну, отдавшую Иудею в руки римлян. Аристобул был закован в цепи и отправлен в Рим, а Гиркана II утвердили в сане первосвященника, отвечавшего за внутреннюю жизнь народа. Во всех отношениях Иудея была низведена до положения римского данника. Она управлялась римским прокуратором, отвечавшим за ее политическую, военную и фискальную организацию. Система управления в ней была существенно реорганизована Габинием, римским наместником в Сирии с 57 по 55 гг. до н.э., который разделил страну на пять синедрионов, то есть административных округов.

Новая структура должна была заменить старую систему топархий (административных округов, состоявших из центральных городов и окружавших их сельских районов), которая возникла в правление царя Соломона, а затем была перенята ассирийцами, вавилонянами, персами, Птолемеями и Селевкидами. Цель этой реорганизации была дестабилизировать население и сделать любое организованное сопротивление невозможным. Юлий Цезарь вернул Иудее часть отобранных у нее территорий и назначил Гиркана этнархом (по-гречески "правитель народа"). Будучи слабым человеком, Гиркан не мог самостоятельно ни контролировать ситуацию в Иудее, ни собирать налоги, вследствие чего идумеянин Антипатр, чей отец насильно был обращен в иудаизм во времена Иоанна Гиркана, начал приобретать все большее влияние при дворе. Вскоре под его контроль перешли почти все вопросы государственного управления, а вместе с ними и власть, которая формально принадлежала Гиркану как первосвященнику и дополняла полномочия, данные ему римлянами, видевшими в Антипатре свое доверенное лицо. Решение последнего поставить собственных сыновей Ирода и Фазаеля наместниками в Галилее и Иерусалиме (соответственно) заложило основы будущей иродианской династии.

Ирод, которому в то время исполнилось двадцать пять лет, приступил к очистке Галилеи от тех, кого придворный историк Николай из Дамаска называл "разбойниками", но кто на самом деле мог бы стать ядром движения сопротивления против римского владычества. Между 47 и 46 гг. до н.э. применявшиеся Иродом меры "правосудия" привели к его конфликту с Синедрином, и только вмешательство Антипатра, отца Ирода, предотвратило месть последнего за то, что он был вызван в суд. Проблемы Ирода в отношениях с соотечественниками не повлияли на отношение к нему римлян, которые назначили его "стратегом" (наместником и командующим войсками) Келесирии (греческое название Палестины и Юго-Западной Сирии).

В 43 г. до н.э. Антипатр был отравлен, и вопрос о судьбе Палестины вновь оказался открытым. Ирод и Фазаель смогли сохранить свои позиции и после перехода власти над всей Азией к Антонию в 42 г. до н.э. Несмотря на жалобы соотечественников, отправивших к Антонию посольства, Ирод и Фазаель получили титулы тетрархов.

Их судьба, как и судьба Палестины в целом, заметно изменилась после парфянского вторжения в 40 г. до н.э. Парфяне поддержали младшего сына Аристобула II и племянника Гиркана II Антигона II (Маттафию) Хасмонея, который, будучи последним отпрыском рода Хасмонеев, уже несколько раз пытался вернуть себе власть над Иудеей. Фазаель и Гиркан II не могли остановить вторжение и позволили заманить себя в парфянскую ловушку. Гиркану отрезали уши, чтобы дисквалифицировать его как первосвященника (первосвященником не мог быть человек с телесными изъянами), а Фазаель покончил жизнь самоубийством. Одному лишь Ироду удалось распознать хитрость парфян и скрыться.

Еще раз Иудея оказалась под властью царя из рода Хасмонеев. Ирод понял, что вернуть власть он сможет только при помощи римлян. Он отправился в Рим, где убедил Сенат провозгласить его царем Иудеи, несмотря на отсутствие у него как армии, так и реальных прав на престол. Ирод рассчитывал, что желание Рима изгнать парфян из провинции подтолкнет Сенат к поддержке его притязаний, - и оказался прав. В 39 г. до н.э. Ирод высадился в Птолемаиде (современный Акко) и быстро собрал под свое знамя часть северян, а также римские войска, получившие приказ Сената помочь ему. Его первая атака на Иерусалим не увенчалась успехом, и Антигон сумел удержать город, но в это же время удача изменила парфянам, которые были изгнаны из большей части Сирии и Палестины.

К 37 г. до н.э. Ирод подчинил себе почти всю территорию страны. По приказу Антония Сессий, римский наместник в Сирии, предоставил Ироду помощь, которая дала ему возможность овладеть Иерусалимом. Антигон был взят в плен и обезглавлен по просьбе Ирода. Власть Хасмонеев над независимым еврейским народом в Земле Израиля подошла к концу.


Правление Ирода

63 - 40 гг. до н.э.     Гиркан - первосвященник и этнарх

57 - 55 гг. до н.э.     Габиний наместник в Сирии

47 или 46 г. до н.э. Конфликт Ирода с Синедрином

43 г. до н.э.              Отравление Антипатра

42 г. до н.э.              Антоний становится правителем Азии

40 г. до н.э.              Нашествие парфян

39 г. до н.э.              Ирод возвращается в Палестину

37 г. до н.э.              Осада и взятие Иерусалима

37 - 34 гг. до н.э.     Ирод - правитель Иудеи

34 г. до н.э.              Оправдание Ирода перед Антонием

31 г. до н.э.              Победа Ирода над набатейскими арабами

31 г. до н.э.              Землетрясение в Палестине

29 г. до н.э.              Казнь Мариамы

22 - 9 гг. до н.э.       Строительство Кесарии

20 или 19 г. до н.э. Начало строительство Храма

7 г. до н.э.                Казнь сыновей Ирода Александра и Аристобула

4 г. до н.э.                Казнь сына Ирода Антипатра

4 г. до н.э.                Смерть Ирода

4 г. до н.э. - 6 г. н.э. Архелай - этнарх

6 г. н.э.                     Смещение Архелая

26 - 36 гг. н.э.          Понтий Пилат

29 г. н.э                    Казнь Иоанна Крестителя Иродом Антипой

30 г. н.э.                   Распятие Иисуса римлянами


Ограничимся кратким обзором жизни и династии Ирода Великого, наиболее знаменитого и печально известного из иудейских царей. С самого начала его правления народное недовольство, с которым он уже столкнулся, когда был наместником Галилеи, достигло угрожающих размеров. Оппозицию возглавили некоторые фарисеи и часть знати. Только с помощью решительных и жестоких мер Ироду удалось овладеть ситуацией. В 35 г. до н.э. он для укрепления своих позиций назначил Хасмонея Аристобула III первосвященником и женился на его сестре Мариаме.

Однако по прошествии короткого времени, понимая, что Аристобул как наследник Маккавеев пользуется большой популярностью, Ирод распорядился утопить его. Это убийство стало первым в череде убийств, совершенных новым царем. Многие жертвы оказались членами его собственной семьи, превратившейся в источник самых мрачных и иррациональных страхов царя.

Устранив внутреннюю угрозу для своей власти, Ирод вскоре столкнулся с проблемами международного характера. В 34 г. до н.э. он был вызван к Антонию для разбирательства обстоятельств смерти Аристобула, но в результате был оправдан. Однако вскоре после этого египетская царица Клеопатра VII убедила Антония передать ей ряд территорий в районе Иерихона, входивших в число ценнейших сельскохозяйственных земель в царстве Ирода. Ирод поостерегся перечить этой влиятельной женщине и таким образом настроить ее против себя, вместо этого он договорился об аренде своих собственных земель.

В результате, выплатив сравнительно небольшую сумму, он сохранил свою территорию в неприкосновенности. А вот война Ирода против набатейских арабов, хотя и закончилась его победой в 31 г. до н.э., привела к тяжелым потерям. В том же году около тридцати тысяч человек погибли в результате землетрясения, и Ироду пришлось начать масштабные восстановительные работы. После поражения Антония в битве у мыса Акций Ирод быстро перешел на сторону Октавиана, ставшего теперь Цезарем Августом. В благодарность последний утвердил в 30 г. до н.э. Ирода на царстве и вернул ему территории, отобранные Клеопатрой.

В семейных делах ревность подтолкнула Ирода на казнь жены Мариамы в 29 г. до н.э. Последовавшие за этим психологическая депрессия и угрызения совести привели к веренице казней других членов семьи и придворных. Среди них были оставшиеся потомки Маккавеев, которых убили из-за боязни их возможных претензий на престол.

Укрепление власти Ирода сделало возможным реализацию масштабных строительных проектов. Были построены театры и амфитеатры, в верхнем городе Иерусалима был возведен дворец, а к северу от Храма - крепость Антония. В нееврейских районах, как внутри его царства, так и за пределами, Ирод строил храмы языческим божествам, а также в честь Цезаря и устраивал атлетические соревнования. Будучи сильно эллинизированным и рожденным матерью-нееврейкой и, следовательно, не являясь евреем согласно преобладавшей точке зрения, он старался, тем не менее, не оскорблять своих еврейских подданных. Временами, правда, он открыто попирал еврейские законы и религиозные чувства.

С 22 по 9 гг. до н.э. Ирод построил портовый город Кесарию на побережье Средиземного моря, предназначенный повысить роль его страны в международной торговле зерном.

Были существенно перестроены несколько крепостей, включая Масаду, в которой укрывалась семья Ирода в момент его бегства в Рим в 40 г. до н.э.

Самым грандиозным и красивым из проектов царя стала перестройка Иерусалимского Храма. Она началась в 20-19 гг. до н.э., но доработка деталей продолжалась и после смерти Ирода, вплоть до разрушения Храма римлянами в 70 г. н.э.

Несмотря на то, что Ирод во многих вопросах строительства Храма следовал требованиям фарисеев, в других случаях он игнорировал эти требования. В результате фарисеи оставались враждебны ему, и сомнительно, чтобы во время его правления синедрин продолжал функционировать. Ирод назначал и смещал первосвященников по своему желанию, в результате саддукейские слои также оказались в оппозиции к нему, как, впрочем, и задавленный тяжелыми налогами народ. Единственное, что позволяло Ироду сохранять контроль над страной, были его близкие отношения с Августом и римскими властями, а также постоянные репрессии, державшие население в подчинении.

Последние годы его царствования прошли под знаком постоянных семейных интриг. Сын Ирода от первого брака Антипатр сумел оклеветать перед ним двух сыновей от Мариамы - Александра и Аристобула. В результате Ирод сообщил Августу об их измене, подверг пыткам и казнил обоих, вероятно в 7 г. до н.э. Когда же Антипатр сам попытался захватить власть, его обвинили в покушении на жизнь царя и заключи ли под стражу. Вместе с домашними делами Ирода ухудшалось и его здоровье. В 4 г. до н.э. он казнил Антипатра и распорядился, чтобы после его смерти большая группа наиболее влиятельных граждан была умерщвлена, - план, который так и остался неосуществленным.

Смерть Ирода наступила через пять дней после казни сына. Вся страна вздохнула с облегчением, когда узнала, что правление этого тирана и убийцы подошло к концу.


Иудея под властью прокураторов





Дата: 2018-12-28, просмотров: 348.