Хасмонейский период (все даты до н.э.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

152 г.                        Йонатан становится первосвященником

143 г.                        Убийство Йонатана

142 г.                        Переход правления к Симеону

141 г.                        Взятие Акры Симеоном

140 г.                        Народное собрание утверждает Симеона первосвященником и

                  

              правителем

134 г.                        Убийство Симеона

134-104 гг.               Иоанн Гиркан

104-103 гг.               Аристобул I

103-76 гг.                 Александр Яннай

76-67 гг.                   Саломея Александра

67-63 гг.                   Война между Гирканом I и Аристобулом II

63 г.                          Завоевание Палестины Помпеем


К 152 г. до н.э. Хасмоней Йонатан прочно установил свою власть над Иудеей. С этого момента и до завоевания Иудеи Римом в 63 г. до н.э. в Земле Израиля правили потомки Иуды Макавея. Йонатан воспользовался нестабильностью в Селевкидской империи, чтобы расширить контролируемую им территорию за пределы собственно Иудеи, заняв юг Самарии и прибрежные южные города Экрона с прилегающими территориями, которые были до этого центрами эллинистической культуры. В 148 г. до н.э. он был убит Трифоном, одним из претендентов на селевкидский трон.

Власть Йонатана наследовал его брат Симеон. В 142 г. до н.э. Симеон был признан селевкидским царем Деметрием II Никанором (145-138 и 129-125 гг. до н.э.). Чтобы заручиться поддержкой Иудеи, Деметрий освободил страну от уплаты налогов, что стало последним этапом в обретении ею полной независимости. Подобно своему брату Йонатану, Симеон исполнял функции как светского правителя, так и первосвященника. В 140 г. до н.э. народное собрание формально подтвердило такое положение вещей и право сыновей Симеона наследовать оба эти поста. Последний продолжил завоевательную политику Йонатана и овладел портом Яффа с целью обеспечить выход Иудеи к морю. Он также продолжал искоренять язычество по всей стране, а его высшим достижением стало изгнание селевкидского гарнизона, который все еще занимал Акру в Иерусалиме. Когда селевкидский царь Антиох VII Сидет (138-129 гг. до н.э.) попытался заставить Симеона вернуть захваченные им территории, тот нанес сокрушительное поражение одному из его военачальников. Правление Симеона закончилось в 134 г. до н.э., когда он и два его сына были убиты его зятем (вероятно, не без участия Селевкидов).

Власть Симеона наследовал уцелевший сын Иоанн Гиркан. Первые два года его правления прошли в войне с Селевкидами. Так как последние нуждались в помощи Иоанна в войне против парфян, они предложили начать мирные переговоры, и стороны пришли к соглашению: Селевкиды признавали Иоанна как правителя, а Хасмонеи выплачивали им компенсацию за завоеванные территории. После смерти Антиоха VII в 129 г. до н.э. последовавший развал Селевкидской империи позволил Иоанну вернуть себе полную независимость и утвердить свою власть над всей Землей Израиля. Продолжая экспансию на юге, он завоевал Идумею и насильно обратил ее население в иудаизм. Он также занял территорию в Трансиордании, разгромил эллинистические города и покорил самаритян. Умер Иоанн в 104 г. до н.э.

Иоанну наследовал его сын Аристобул I, который царствовал всего один год (104-103 гг. до н.э.). Он продолжил завоевания своего отца, покорив итуреев на севере и обратив их в иудаизм, и установил контроль над Галилеей. Аристобул проявлял крайнюю жестокость по отношению к своей матери, заключил в тюрьму трех своих братьев и приказал убить четвертого, Антигона. Он умер от тяжелой болезни и угрызений совести, будучи известен как первый из Хасмонеев, называвший себя "царем".

Брат Аристобула Александр Яннай пришел к власти в 103 г. до н.э., когда он женился на вдове Аристобула Саломее Александре (Шломцион). В период его правления, окончившийся с его смертью в 76 г. до н.э., все оставшиеся нееврейские города в Палестине были завоеваны. Он и Иоанн Гиркан ста ли правителями, чьи завоевания явились настоящим приме ром достижений Хасмонеев, расширили границы Иудеи и включили в них всю Землю Израиля.

Тем не менее, была и оборотная сторона медали. Макавеи сражались не только за освобождение евреев от чужого владычества или в целях приобретения власти и богатства. Изначально восстание было направлено против той части еврейского общества, которая неудержимо стремилась к эллинизации. Эта борьба переросла в войну против Селевкидской империи только тогда, когда Селевкиды стали помогать эллинизаторам в преследованиях евреев и иудаизма. Постепенно сами наследники Макавеев начали усваивать элементы эллинизма, организовывать жизнь при дворе на эллинистический манер, все дальше удаляясь от еврейского образа жизни. Та кой переход объяснялся необходимостью для любого монарха того времени использовать приемы эллинистической чеканки монет, дипломатии и бюрократии. Хасмонеи стали прибегать к помощи иноземных наемников, чтобы защитить себя от собственного народа.

Оппозиция династии Хасмонеев возникала с разных сторон. Во-первых, они так и не примирились с остатками эллинизаторов старого типа, сохранившихся среди земельной аристократии. Во-вторых, фарисеи (о которых подробнее будет сказано чуть позже в этой главе) возражали против концентрации в руках Хасмонеев светской и религиозной власти, требуя, чтобы те отказались от первосвященства, так как у них не было соответствующей этому посту родословной. В-третьих, другие группы, чья точка зрения отражена в некоторых свитках Мертвого моря, принимали легитимность Хасмонеев как первосвященников, но обвиняли их в присвоение также и политической власти.

Все эти факторы вынудили уже Александра Янная подготовить свою жену Саломею Александру к наследованию престола и рекомендовать ей поиск компромисса с оппозицией. Это ей с успехом удавалось в течение примерно девяти лет, вплоть до ее смерти в 67 г. до н.э. Тем не менее, она не смогла твердо определить своего наследника, и ее сыновья Гиркан II и Аристобул II начали междоусобную войну за обладание престолом. В итоге оба они обратились за помощью к римлянам. К этому моменту Рим уже занял Сирию и готовился поглотить Иудею. Аристобул вошел в позднейшую историю как истинный герой, человек, унаследовавший дух Макавеев и желавший лишь освобождения от иноземного владычества. Гиркан же изображался как человек слабый, эгоистически стремившийся к власти ради власти. В 63 г. до н.э., воюя друг с другом, каждый из братьев обратился за помощью к римскому полководцу Помпею, стоявшему тогда в Сирии. После серии переговоров Помпеи решил воспользоваться ситуацией для того, чтобы осуществить давнюю мечту Рима об овладении Палестиной, связывавшей между собой Африку и Азию. Он некоторое время натравливал братьев друг на друга, после чего совершил молниеносный бросок к Иерусалиму и взял его приступом.

Это было концом хасмонейской династии. Римляне стали теперь настоящими хозяевами страны. Они даровали Гиркану II титул первосвященника, а Аристобула II заключили под стражу. Он и его сыновья в течение нескольких лет показали себя истинными потомками Макавеев, постоянно ускользая из-под ареста и пытаясь вопреки всему отбить Иудею у римлян. Однако звезда Хасмонеев уже закатилась.


Фарисеи и саддукеи

Феномен религиозного сектантства сложился на фоне только что описанных нами событий. Уже в библейский период в израильской религии существовали различные течения, и в ряде случаев те самые проблемы, которые вызывали разногласия, легли в основу конфликтов в хасмонейский период. Однако природа сектантства, о котором мы говорим, совершенно иная. Главным вопросом в библейские времена было то, необходимо ли почитать только одного Бога Израиля или возможно синкретическое отождествление его с ханаанскими божествами и культом. Именно это стало одной из главных причин отвержения иудеями самаритян и последующего раскола между ними. Тот же вопрос снова возник в начале эллинистического периода, в годы, приведшие к эллинистической реформе и гонениям Антиоха IV. Народ сплотился вокруг

Макавеев именно потому, что, подобно библейским пророкам, древним собирателям и редакторам исторических книг Библии, они не позволяли играть с абсолютным монотеизмом, которому были привержены. Теперь, однако, разногласия начали возникать в ином контексте. Во-первых, несмотря на то, что авторитетность канонизированной Торы не вызывала больше сомнений, существовало много различных подходов к ее интерпретации. Во-вторых, хотя крайние формы эллинизации и были отвергнуты, предстояло определить, в каких рамках ассимиляция и эллинизация, а также сепаратизм и благочестие могут быть допустимы. Окончательно эти вопросы будут решены только после разрушения Храма и возникновения раввинистического иудаизма. Пока же они решались не в изолированной обстановке религиозных диспутов, а в политической, социальной и даже экономической жизни хасмонейского периода.

Согласно нашим источникам, хасмонейские правители опирались на собрание советников, называвшееся Герусия. Это собрание возникло в результате шаткой коалиции между фарисеями и саддукеями, двумя группами, которые были наиболее активны в политической жизни государства. Подобно всем остальным группам, которые будут описаны далее, они обладали ярко выраженными религиозными идеологиями и социальными характеристиками.

Фарисеи Название фарисеев происходит от ивритского слова перушим ("отделенные"). Это название, вероятнее всего, означало их отказ от ритуально нечистой пищи и от совместных трапез с простым народом, позднее известным из раввинистических источников как ам хаарец ("народ земли"), который не был скрупулезен в отношении законов чистоты, предписанной для левитов, и отделения десятины. Возможно, что вначале термин использовался противниками фарисеев в негативном смысле. Таннайские источники называют тех, кто соблюдал законы чистоты, хаверим (товарищи), а их группы - хавурот, хаверим противопоставляются ам хаарец. Хотя большинство историков отождествляет эти группы с фарисеями, источники никогда не смешивают между собой два понятия. В раввинистических источниках фарисеи обозначаются иногда как "мудрецы", что является анахронизмом, связанным с представлением мудрецов Талмуда о себе как о продолжателях фарисейской традиции. Хотя влияние фарисеев постоянно росло, пока, наконец, не стало доминирующим в религиозной жизни еврейского народа, во времена Ирода они насчитывали всего шесть тысяч человек.

Фарисеи имели три отличительные черты. Во-первых, они представляли в основном средние и низшие классы общества. Во-вторых, возможно, вследствие своего социального статуса, они не были глубоко эллинизированы и принадлежали к традиционной ближневосточной культуре. Хотя они вполне могли использовать греческую терминологию и интеллектуальные методы, фарисеи считали авторитетными только древние традиции Израиля. В-третьих, они принимали то, что называ лось "традиция отцов" - внебиблейские законы и обычаи, которые, как утверждалось, передавались из поколения в поколение. Это учение дополняло письменную Тору, и было частью того, что позднее мудрецы назовут "устным законом". Фарисеи считались очень скрупулезными в соблюдении закона и были экспертами в его интерпретации.

В значительном числе основополагающих законов фарисеи придерживались тех же, взглядов, которые позже войдут в раввинистическую традицию. Они принимали идеи бессмертия души и посмертного воздаяния, которые отвергались саддукеями. В отличие от последних фарисеи также верили в ангелов.

Они соглашались с существованием божественного провидения, веря, что человек наделен свободой воли, но Бог может принимать участие в людских делах. Саддукеи полностью отвергали такое участие, для них свобода воли была абсолютной и ничем не ограниченной. Для сравнения: ессеи, как и секта Мертвого моря, верили в абсолютное предопределение. Несмотря на то, что Иосиф Флавий, являющийся нашим единственным источником по вопросам теологических разногласий между двумя группами, представляет их взгляды в соответствии с греческими философскими воззрениями, реально они могут быть соотнесены с различными интерпретациями библейской традиции и поэтому в основе своей могут считаться достоверными.

Из доступных нам свидетельств становится ясно, что фарисеи не были единодушны по наиболее острым вопросам того периода. Некоторые из них выступали за примирительную политику по отношению к правительству, пока оно позволяло практиковать еврейскую традицию в соответствии с фарисейскими требованиями. Другие считали, что никакое правительство неприемлемо до тех пор, пока оно не действует в соответствии с фарисейскими понятиями о соблюдении Торы, и призывали своих соотечественников к восстанию. Эти разногласия могут быть прослежены на протяжении всей истории фарисеев, они сохранили свое значение и в раввинистическом иудаизме, став центральными в двух еврейских восстаниях против Рима.

В дошедших до нас источниках фарисеи впервые появляются под этим именем во времена правления брата Иуды Макавея Йонатана (ок. 150 г. до н.э.). Многие ученые пытались идентифицировать фарисеев с хасидеями, которые были союзниками Иуды во время макавейского восстания, или, по крайней мере, возвести к последним их родословную. Эту гипотезу, однако, нельзя считать доказанной. Наши знания о хасидеях очень ограничены, и весьма вероятно (если ориентироваться на использование этого термина в позднейшей раввинистической литературе), что они являлись не настоящей сектой, а скорее просто группой благочестивых людей.

Раввинистические источники возводят фарисеев к членам Великого Собрания, которые, как утверждается, руководили религиозной жизнью Израиля в персидский и раннеэллинистический периоды. Некоторые современные ученые отождествляют членов Великого Собрания с "писцами" (соферим). В таком случае "писцы" могли бы рассматриваться как предшественники фарисеев. К сожалению, исторические свидетельства не дают оснований для окончательных выводов. Единственное, что можно утверждать, - фарисеи как одна из лидирующих политических и религиозных групп в хасмонейский период не могли возникнуть на пустом месте. Их теология и организация должны были сформироваться раньше, хотя насколько раньше, сказать невозможно. В любом случае в хасмонейский период фарисеи появляются в составе Герусии в коалиции с саддукеями и представителями других слоев общества. Здесь они пытались отстоять свое понимание того, как следует жить еврейскому народу и как им управлять. Сложившиеся при Иоанне Гиркане и Александре Яннае условия все сильнее и сильнее вынуждали их к активному участию в политической жизни. По мере того как Хасмонеи все больше эллинизировались, оппозиция фарисеев к ним становилась резче. При Иоанне Гиркане наблюдалось очевидное сближение между фарисеями и Хасмонеями.

Напротив, во времена Александра Янная фарисеи были в состоянии открытой войны с царем, который в результате потерпел поражение в 89 г. до н.э. от селевкидского царя Деметрия III Эвкероса (96-88 гг. до н.э.). Это послужило причиной для примирения между царем и фарисеями. Во время правления Саломеи Александры они играли доминирующую роль, контролируя жизнь государства (хотя, возможно, степень их влияния преувеличивается исследователями). Существуют значительные разногласия по вопросу о том, насколько поздние раввинистические заявления о доминировании фарисеев в ритуалах Иерусалимского Храма могут приниматься всерьез. Не так давно существовала тенденция пренебрегать этими свидетельствами как позднейшей переделкой истории, порожденной событиями, происшедшими после катастрофы 70 г. н.э. Недавно опубликованные свитки Мертвого моря заставляют пересмотреть все предыдущие оценки.

Эти тексты показывают, что позиции, приписывавшиеся фарисеям в Мишне, действительно существовали в Иерусалимском Храме. Нельзя точно сказать, определялось ли такое до минирование фарисейской точки зрения политическим влиянием фарисеев или же их взгляды были в хасмонейский пери од общепринятым подходом.

Иосиф Флавий постоянно подчеркивает популярность фарисеев среди народа. По всей вероятности, это было действительно так в последние годы эпохи Второго Храма, свидетелем которых выступает сам Иосиф Флавий (хотя необходимо учитывать и его личные профарисейские симпатии). Популярность фарисеев вместе с уникальным подходом к еврейскому закону, которого они придерживались, заложила основы их взлета в еврейской политической и религиозной жизни. Концепция "устного закона", которая выросла из фарисейской "традиции отцов" давала иудаизму возможность адаптироваться к новым и многообразным обстоятельствам, с которыми он столкнулся в период Мишны и Талмуда и позже. Фарисейской традиции предстояло стать раввинистическим иудаизмом, основой для последующей еврейской жизни и цивилизации.


Саддукеи

Саддукеи уже около 150 г. до н.э. были вполне сформировавшейся группой. Эта группа носила преимущественно аристократический характер. Большинство ее членов либо принадлежали к числу священников, либо были связаны с первосвященническими родами семейными узами. Они склонялись к умеренному эллинизму и были привержены религии Израиля, находясь в то же время под сильным культурным влиянием окружения, в котором жили. Название саддукеев происходит от имени Цадок - так звали первосвященника Иерусалимского Храма во времена царя Соломона.

Цадокитская семья первосвященников возглавляла религиозную элиту страны на протяжении всего периода Первого Храма (за исключением тех моментов, когда в Храме совершалось иноземное богослужение) и во времена Второго Храма, пока пост первосвященника не перешел под контроль Хасмонеев. Книга Иезекииля (44:9-16) наделяла священническими обязанностями исключительно этот клан.

Саддукеи отвергали "традицию отцов", которую фарисеи рассматривали как закон. Поэтому позднейшие раввинистические источники изображают их противниками "устного закона". Замечания некоторых их духовных руководителей, что саддукеи принимали только авторитет Торы и отвергали Пророков и возникающий корпус Писаний, не подтверждается ранними источниками.

Трудно датировать многие из тех расхождений, которые тексты таннаев приписывают фарисеям и саддукеям. Некоторые из них дошли до нас лишь в составе поздних постраввинистических источников, но очевидно, что информация, сохранившаяся в тексте Мишны, представляет значительно больший интерес. Саддукеи требовали возмещения убытка, нанесенного чьим-либо слугой, в то время как фарисеи предписывали это только в случае убытка, нанесенного чьим-либо домашним скотом в соответствии с их интерпретацией Исхода (21:32,35-36).

Саддукеи утверждали, что лжесвидетели должны приговариваться к казни лишь в том случае, если в результате их свидетельств сам обвиняемый был казнен (Второзаконие 19:19-21). Фарисеи накладывали такое наказание даже тогда, когда обвиняемый оставался жив. Саддукеи критиковали непоследовательность в интерпретации фарисеями законов чистоты, в то время как фарисеи считали, что саддукеи неправильно толкуют законы о менструации, и потому объявляли их женщин ритуально нечистыми. В целом саддукеи рассматривали законы чистоты, как относящиеся только к Храму и его священникам, и не видели причин распространять их на повседневную жизнь всего народа Израиля, что являлось краеугольным камнем фарисейского подхода.

Фундаментальным является вопрос о причинах такого рас хождения. Позднейшая еврейская традиция утверждала, что все разногласия объяснялись неприятием саддукеями "устного закона". Исходя из этого предположения, современные исследователи стали воспринимать саддукеев как привержен цев буквального прочтения Торы и принятия лишь прямого смысла ее установлении. Однако такой взгляд не может объяснить большинства подходов к закону, приписываемых фарисеям.

Недавние находки в пещерах на берегу Мертвого моря оказали большую помощь в этом отношении. Один из текстов (так называемый Микцат Маасе ха-Тора - "Некоторые вопросы, относящиеся к Торе") написан в форме послания основателей секты, которые, очевидно, были близко связаны с саддукеями, к правящим кругам в Иерусалиме и перечисляет двадцать два правовых вопроса, по которым существовали разногласия. Сопоставление этих пунктов и фарисейско-саддукейских диспутов, отраженных в раввинистической литературе, приводит к выводу, что авторы послания придерживались взглядов, позднее приписанных саддукеям, а их оппоненты среди верхушки иерусалимских священников разделяли точку зрения фарисеев. Анализ этого документа и связанных с ним материалов привел к выводу о том, что саддукеи имели свои методы библейской экзегезы и в соответствии с ними выводили законы, отличавшиеся от законов фарисеев и их сторонников.

Между саддукеями и фарисеями существовали также теологические расхождения. Как уже говорилось, саддукеи отрицали идеи посмертного воздаяния и бессмертия души. Они не верили в ангелов как в сверхъестественные существа, хотя не могли не признавать большого количества божественных "посланников", упоминаемых в Библии. В соответствии с их представлениями о полной свободе человеческой воли, Бог не принимал участия в людских делах.

Нельзя сказать, что секта саддукеев возникла в какой-то определенный момент времени. Власть священнической аристократии, возводившей свою родословную к временам Первого Храма, заметно возросла в персидский и эллинистический периоды, в результате перехода к этой аристократии управления как духовной, так и светской жизнью народа. Часть священников оказалась в числе крайних эллинизаторов, но большая часть нижнего звена оставалась верной Торе и традиционному стилю жизни.

Возможно, что после восстания небольшая и преданная своему делу группа саддукейских священников сформировала основу той группы, которая в итоге стала сектой Мертвого моря. Они не желали мириться с замещением первосвященника из рода Цадока Хасмонеем, которое произошло в 152 г. до н.э. Между ними и иерусалимскими священниками существовали разногласия и по целому ряду вопросов еврейского закона. Недавние исследования показали, что вскоре после перехода поста первосвященника к Хасмонеям, эта группа удалилась в Кумран на побережье Мертвого моря. Другая часть саддукеев, умеренные эллинизаторы, осталась в Иерусалиме, и именно они известны нам из книг Иосифа Флавия и позднейшей раввинистической литературы как саддукеи в строгом смысле слова. Они продолжали играть ключевую роль среди хасмонейской аристократии, поддерживая династию и входя вместе с фарисеями в Герусию. Саддукеи были в ней доминирующей силой на протяжении большей части правления Иоанна Гиркана и всего правления Александра Янная и отошли на вторые роли после того, как Саломея Александра объединилась с фарисеями. Саддукеи восстановили свое влияние в эпоху царя Ирода, когда они нашли общий язык с иродианской династией. В итоге именно решение нижнего звена саддукейских первосвященников о приостановлении ежедневных жертвоприношений за римского императора, стало первым шагом к полномасштабному восстанию против Рима в 66 г. н.э.

С саддукеями были тесно связаны боэциане, которые придерживались взглядов, близких к саддукейским. Большинство исследователей связывает возникновение боэциан с Симеоном бен Боэцием, которого Ирод в 24 г. до н.э. назначил первосвященником, чтобы тот приобрел достаточный статус для брака с дочерью Ирода Мариам (II). Однако это предположение остается недоказанным, и определенные параллели, существующие между установлениями боэциан и материалом в свитках Мертвого моря, указывают на более раннюю дату. Между саддукеями и боэцианами, несомненно, существовали некоторые различия, но, судя по всему, последние были од ним из ответвлений первых.

Наиболее серьезное разногласие между боэцианами и фарисеями из зафиксированных в раввинистической литературе было связано с календарем. Боэциане утверждали, что первое приношение Омер (ячменного снопа, см. Левит 23:9-14) должно происходить в воскресенье, а не на второй день Пасхи, в соответствии с Левит 23:11 - "на следующий день после Субботы". Гарантией того, что праздник приходится на правильный день недели, должен был служить новый календарь, который подобно календарю, известному по рукописям Мертвого моря и псевдоэпиграфической книге Юбилеев, основывался на солнечных месяцах и солнечном годе. В результате следования этому календарю праздник Шавуот (Пятидесятница) всегда приходился на воскресенье. Хотя такой подход лучше сочетался с буквальной интерпретацией слов "на следующий день после Субботы", фарисеи не могли принять ни такого нововведения как солнечный календарь (библейский календарь основывался на лунных месяцах), ни интерпретации, которая обосновывала его необходимость. Для них "Суббота" в данном случае означала праздник. Некоторые исследователи приписывают идею о солнечном календаре не боэцианам, а саддукеям, что связано с путаницей в рукописях раввинистических текстов.

Саддукейская система взглядов, несомненно, оказала значительное влияние на политические и религиозные тенденции в иудаизме эпохи Второго Храма. Одно из ответвлений саддукеев сыграло решающую роль в формировании секты Мертвого моря. Существуют свидетельства того, что саддукейские традиции продолжали существовать достаточно долго и оказали влияние на секту караимов, возникшую в VIII в. н.э. Но после разрушения Храма в 70 г. н.э. саддукеи перестали быть значимым фактором в еврейской истории. Система жертвоприношений, в которой они играли столь важную роль, более не существовала. Иерусалимский Храм, являвшийся основой их власти, был разрушен, и их жесткие подходы мало подходили для адаптации иудаизма к новому окружению и новым обстоятельствам.


Апокалиптические и аскетические движения

Фарисеи и саддукеи были главными действующими лицами в политической и религиозной жизни еврейского народа в греко-римской Палестине. Постепенный переход влияния от священников саддукеев к ученым фарисеям стал частным проявлением перехода от Храма к Торе, который характеризовал иудаизм этого периода. Другой составляющей иудаизма Палестины было большое число апокалиптических и аскетических сект. Часть из них сыграла значительную роль в формировании базы, на которой позднее возникло христианство.

Другие проповедовали мессианские идеи, которые дважды толкали евреев на восстание против Рима. Наконец, многие послужили толчком к возникновению тех мистических течений, которые, в конце концов, проникнут в раввинистический иудаизм. Члены каждой из этих групп отличались беззаветной преданностью той интерпретации Торы, которой группа придерживалась, и к связанным с этой интерпретацией учениям.


Ессеи

Знаменитая своим благочестием и своеобразной теологией секта ессеев была известна по-гречески как "эссеной" или "эссайой". Существует множество предположений по поводу возможной этимологии этого названия, среди которых производные от сирийского хасе - "благочестивые", арамейского асайа - "целители", греческого хосиос - "святые" и ивритского хашаим - "молчаливые". Сам по себе такой набор вариантов, ни один из которых не получил единодушного признания среди ученых, указывает на то, что происхождение термина не может быть точно установлено. Самая недавняя и вместе с тем самая правдоподобная теория утверждает, что это название было заимствовано у последователей культа Артемиды в Малой Азии, чье поведение и одежда напоминают те, которые были приняты группой в Земле Израиля.

До XX в. ессеи были известны только по греческим источникам, в основном из сочинений Филона и Иосифа Флавия. После обнаружения в 1947 г. свитков Мертвого моря секта, создавшая их, была единодушно отождествлена с ессеями, описываемыми у двух упомянутых авторов. И хотя сам термин "ессеи" ни разу не появляется в кумранских рукописях, такая точка зрения подтолкнула многих исследователей интерпретировать греческие тексты, описывающие ессеев, опираясь на информацию свитков и наоборот. В результате возник замкнутый круг, который препятствует объективной оценке ессеев. Только после того, как мы рассмотрим свидетельства, касающиеся их самих, можно приступать к сравнению этих свидетельств и информации, полученной из свитков Мертвого моря.

Согласно данным Филона и Иосифа Флавия число ессеев достигало примерно четырех тысяч человек. Очевидно, их общины были разбросаны по всей Палестине, хотя есть свидетельства того, что они избегали больших городов. Римский историк Плиний сообщает, что ессейское поселение существовало между Иерихоном и Эн Геди на западном побережье Мертвого моря. Такое местоположение в окрестностях Кум-рана, которое сразу же ассоциируется с поселением, находящимся рядом с пещерами, где были обнаружены свитки, привело к отождествлению ессеев Филона и Иосифа Флавия с сектой, переписавшей и спрятавшей свитки Мертвого моря. Вступить в секту ессеев могли только взрослые мужчины, хотя дети и обучались в соответствии с нормами общины. Послушание лидерам общины было обязательным. Те, кто нарушил ее устав, могли быть изгнаны решением суда, состоявшего из ста человек. Кандидаты на вступление в секту получали три предмета: топорик, фартук и белое одеяние, и должны были пройти обширный курс инициации, включавший в себя год испытательного периода. После этого они допускались к ритуальному омовению. Затем кандидатам предстояло еще два года испытательного срока, по истечении которых они приносили клятву, единственную клятву, разрешенную ессеям. Она содержала обещание быть благочестивым и богопослушным, справедливым к людям, честным по отношению к другим ессеям, правильно передавать учения секты и хранить их в тайне от посторонних. Среди сокровенных знаний, которые надлежало держать в тайне, были имена ангелов. После окончания испытаний те, кто прошел инициацию, могли участвовать в совместных трапезах общины и рассматривались как ее полноправные члены.

Ессеи практиковали общинную собственность. Вступив в секту, новые члены передавали ей свою собственность, и избиравшиеся руководители употребляли этот дар в общих интересах. В результате все были равны между собой, без разделения на богатых и бедных. Члены общины зарабатывали на жизнь различными занятиями, включая сельское хозяйство и ремесло. Ессеи избегали занятий торговлей и производством оружия. Все полученные от работы средства передавались лидерам общины, которые распределяли их для приобретения предметов первой необходимости и на уход за пожилыми или больными членами. Помимо помощи своим единомышленникам, ессеи также занимались благотворительностью по всей стране. Специальные представители в городах заботились о тех из них, кто путешествовал.

Характерной чертой ессеев была воздержанность и отказ от роскоши. Имущество было необходимо лишь для удовлетворения жизненных потребностей. Ессеи придерживались этого принципа по отношению к пище, питью, одежде, по той же причине они избегали умащений. Сильнее всего аскетизм проявлялся среди тех, кто брал на себя обет безбрачия. В то же время есть основания полагать, что во многих случаях отказ от брака не был изначальным и вступал в силу к концу жизни, когда человек уже имел детей.

Ессеи начинали свой день с молитвы. Их отношение к Иерусалимскому Храму было неоднозначно. Соглашаясь с тем, что центром богослужения является Иерусалим, они не принимали интерпретации законов чистоты и жертвоприношений священниками Храма. Поэтому они посылали в Храм добровольные приношения, но сами в его ритуалах не участвовали. После молитвы ессеи работали. Видимо, в середине дня они собирались для очистительных ритуалов и общей трапезы, приготовленной священниками, в которой члены секты участвовали, облаченные в особые одежды. Когда все занимали свои места, пекарь и повар распределяли пищу в порядке старшинства. Священник произносил благословение до и после трапезы. Затем члены общины возвращались к работе и собирались еще раз вечером для другой трапезы. На закате они возносили молитвы Богу.

Большое внимание уделялось ритуальной чистоте. Омовения были обязательными не только перед общей трапезой, но также после испражнений и контактов с человеком, не входящим в общину, или послушником. Члены секты были очень умеренны в удовлетворении естественных потребностей. Они часто мылись в целях сохранения ритуальной чистоты и воздерживались от плевков. Обычно они носили белые облачения и считали скромность в одежде очень важной. Ессеи верили в не подлежащую изменениям судьбу. Они изучали и аллегорически интерпретировали Библию; весьма примечательной была их строгость в соблюдении Субботы. Их учения были записаны в книгах, которые надлежало передавать с большой осторожностью. Ессеи считались эксперта ми в области лечебных растений и свойств камней, чью целительную силу они узнали, по их собственным утверждениям, из древних писаний.

Наиболее важной из их доктрин было представление о бессмертии души. Согласно Иосифу Флавию, ессеи полагали, что только душа сохраняется после смерти, вероятно, эта концепция имела эллинистическое происхождение. Несмотря на утверждение историка, что в этом отношении взгляды ессеев были близки религиозным воззрениям фарисеев, многие ученые считают, что ессеи подверглись сильному влиянию современных им эллинистических учений, таких как пифагорейство.

Иосиф Флавий впервые упоминает ессеев в своем описании правления Йонатана Хасмонея (152-143 гг. до н.э.), вкратце рассказывая о религиозных течениях того времени. Согласно его же свидетельствам, ессеи принимали участие в войне 66-73 гг. н.э. против Рима, и многие из них подверглись пыткам со стороны римлян. После разгрома страны, последовавшего за неудачным восстанием, ессеи исчезают с исторической сцены.


Секта Мертвого моря

Секта Мертвого моря (или кумранская секта) утверждала, что обладает единственно верной интерпретацией Торы. Подобно другим апокалиптическим движениям того периода, эта группа верила в скорое наступление мессианской эры. Только те, кому было предначертано принять участие в событиях последних времен и кто жил в соответствии с уставом секты, примут участие в заключительной победной битве против сил зла. Для того чтобы подготовить себя к новой эпохе, члены секты жили, согласно своему пониманию законов чистоты и святости, в главном центре своего движения, вблизи пещер Кумрана на берегу Мертвого моря.

По описаниям самих сектантов, их группа возникла тогда, когда ее первые члены решили отделиться от иерусалимского иудаизма, который они считали оскверненным. Основатели секты, по всей видимости, священники из рода Цадока, покинули Иерусалим и нашли убежище в Кумране.

Секта была организована в соответствии с жесткими правилами. Существовала разработанная система инициации, которая длилась несколько лет, и во время которой кандидаты постепенно допускались к ритуально чистым трапезам секты. Члены секты должны были жить, следуя детально разработанным правилам и в соответствии с интерпретацией еврейского закона. Решения, касающиеся законов и постановлений секты, принимались ее собранием. Существовала система судов, занимавшихся нарушением закона. Новые законы выводились во время регулярно организуемых сессий по вопросам библейской экзегезы, которая рассматривалась сектой как откровение свыше.

Ежегодно происходили церемонии обновления завета, во время которых все члены секты получали наставления в зависимости от их статуса в сектантской иерархии. Подобные наставления были частью подготовки к эсхатологической битве.

Кумраниты верили, что в "последние времена", которые должны были вскоре наступить, они в союзе с ангелами разгромят все другие народы и грешников из народа Израиля. После этого придут два мессии: мессия из рода царя Давида, который будет осуществлять светское правление, и мессия - потомок Аарона, который возродит ритуал жертвоприношений. Оба они возглавят великую мессианскую трапезу, в надежде на которую члены секты регулярно вкушали свою пищу в со стоянии ритуальной чистоты.

Свитки Мертвого моря опровергают широко распространенное мнение об отказе сектантов от брака. Секта строго придерживалась солнечного календаря, в отличие от смешанного календаря с солнечными годами и лунными месяцами, который использовался остальными евреями. Хотя принцип частной собственности соблюдался, члены секты могли свободно пользоваться имуществом друг друга.

Мы уже говорили, что после обнаружения свитков Мертвого моря большинство исследователей решило, что эти документы происходят из библиотеки ессеев, живших в Кумране. Действительно, существует много параллелей между сектой, описанной греческими источниками, и сектой, оставившей кумранские рукописи. Обе группы имели схожие обряды инициации, хотя процедура, описанная в классических источниках, несколько отличается от того, что мы видим в свитках. Согласно нашим источникам, ессеи регулярно практиковали общие трапезы, тогда как кумранские тексты упоминают лишь случайные застолья такого рода. Ессеи имели лишь общинную собственность, в то время как в Кумране пользование собственностью было общим, а владение - частным. Законы чистоты у ессеев, схожие с теми, которым следовали в Кумране, не были уникальными для того периода.

Главной слабостью такого отождествления является то, что в кумранских свитках отсутствует слово "ессеи" или его эквивалент, в то время как фраза "сыновья Цадока", отражающая связь секты с саддукеями, встречается в них довольно часто. Кроме того, существует много мелких различий между текстами, описывающими ессеев, и свитками Мертвого моря, и у нас нет данных о том, что ессеи придерживались сильной апокалиптической традиции. Нам также неизвестно, чтобы они использовали солнечный календарь, подобно кумранской секте. Те, что отождествляют секту Мертвого моря с ессеями, объясняют все эти небольшие различия тем, что Филон и Иосиф Флавий в своих описаниях ессеев учитывали вкусы греко-язычных читателей и потому опускали упоминания об апокалиптических идеях этой группы, которые могли быть истолкованы в связи с восстанием против Римской империи.

Если обе группы действительно могут быть идентифицированы друг с другом, то кумранские свидетельства дополняют картину, рисуемую классическими авторами. В противном случае нам придется признать существование двух групп, имевших схожие учения и стиль жизни. Палестина в эпоху Второго Храма изобиловала всевозможными сектами и движениями, которые вносили свою лепту в религиозное брожение того времени. Иосиф Флавий сам дает понять, что называемое им "философией" ессеев включало в себя несколько разных групп. Если община Мертвого моря и в самом деле была сектой ессеев, то, возможно, она являлась одним из их ответвлений, во многом отличавшимся от тех, которые описываются в литературных источниках.


Заключение

Мы рассмотрели основные секты эпохи Второго Храма. Наряду с другими более мелкими группами, чья литература дошла до нас в составе апокрифов и псевдоэпиграфов, или теми, от которых сохранились только их названия, главные секты участвовали в политической и религиозной жизни страны на протяжении всего своего существования. Иудаизм периода Второго Храма включал в себя множество конкурирующих политических и религиозных идеологий. Разгром народа и разрушение его Храма, сопровождавшиеся потерей политической независимости евреев в результате Великого восстания 66-73 гг. н.э. раз и навсегда ответили на многие из поставленных вопросов. Саддукеи лишились основы своего влияния, ессеи и сектанты Мертвого моря были физически уничтожены, а их центры разрушены. Крайние апокалиптические теории были дискредитированы.

Некоторые сектантские учения сыграли свою роль в развитии христианства, но мы отложим обсуждение этого вопроса до того момента, когда поближе познакомимся с литературой иудаизма периода Второго Храма. Средневековое еврейское движение караимов также косвенно впитало в себя некоторые элементы саддукейского и сектантского наследия. Однако именно фарисейской традиции предстояло оформить позднейшее развитие раввинистического иудаизма в его средневековом и современном проявлении.

 

 








Дата: 2018-12-28, просмотров: 420.