Постановление следователя о назначении экспертизы. Определение суда о назначении экспертизы. Особенности назначения дополнительной, повторной, комплексной, комиссионной экспертиз. Материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы. Ознакомление эксперта с обстоятельствами дела. Выбор эксперта, экспертного учреждения.
Процесс экспертного исследования, его основные черты. Стадии экспертного исследования, их характеристика. Особенности процесса исследования при производстве комиссионных и комплексных судебных экспертиз. Экспертная инициатива: побудительные мотивы, пределы, формы проявления. Внутреннее убеждение эксперта и особенности его формирования.
Заключение эксперта в системе судебных доказательств. Содержание и структура экспертного заключения. Доказательственное значение и выводы судебного эксперта. Вероятность и достоверность в экспертном исследовании. Пути и формы использования результатов экспертных заключений в доказывании по уголовным делам. Оценка заключения органом, назначившим экспертизу. Критерии оценки заключения эксперта. Помощь специалиста в оценке заключения эксперта.
Экспертные ошибки: их виды, классификация, пути выявления и устранения.
Таблица 2.2.1
Разделы дисциплины (модули) и трудоёмкость по видам учебных занятий (в академических часах)
(через дробь указана трудоёмкость для заочной формы обучения)
№ п/п | Название разделов, тем дисциплины | Общая трудоёмкость (в часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость | |||
аудиторные учебные занятия | самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | лекции | семинары, практические занятия | лабораторные работы | |||
1. | Специальные знания и формы их использования в судопроизводстве | 27 | 2 | 0 | 0 | 25 |
2. | Концептуальные основы теории судебной экспертизы | 27 | 0 | 0 | 0 | 27 |
3. | Методология судебной экспертизы | 27 | 0 | 2 | 0 | 25 |
4. | Понятие и классификация судебных экспертиз | 27 | 0 | 0 | 0 | 27 |
5. | Порядок назначения и производства судебной экспертизы | 27 | 0 | 2 | 0 | 25 |
Экзамен | 9 | |||||
Итого | 144 | 2 | 4 | 0 | 129 |
Таблица 2.2.2
Темы лекций, их содержание и трудоемкость
Номер темы | Наименование темы | Содержание | Количество часов |
1. | Специальные знания и формы их использования в судопроизводстве. | Понятие и сущность специальных знаний. Правовые, научные и организационные основы судебной экспертизы. Судебный эксперт и его компетенция. Правовой статус судебного эксперта. Система экспертных учреждений РФ, их структура и функции. | 2 |
Итого
Таблица 2.2.3
Темы практических занятий, их содержание и трудоёмкость
Номер темы | Наименование и краткое содержание | Цель и характер занятия | Кол-во часов | Литература и/или электронный источник |
3 | Методология судебной экспертизы: Дайте понятие и приведите известные классификации методов экспертного исследования. Перечислить и раскрыть содержание методов морфологического анализа. Перечислить и раскрыть содержание методов элементного анализа. Перечислить и раскрыть содержание методов молекулярного анализа. Перечислить и раскрыть содержание методов структурного анализа. Изучить предложенное преподавателем заключение эксперта. Кратко изложить основные принципы методов исследования, использованных экспертом при проведении экспертизы. Назвать свойства объектов, которые были изучены данными методами. Разработать алгоритм исследования одного из объектов криминалистических экспертиз, с указанием методов экспертного исследования | Цель: закрепить и углубить знания закрепить и углубить знания о методологических основах судебной экспертизы, сформировать умения по оценке выбора методов экспертного исследования Ведущие методы: метод коллективной познавательной деятельности, групповая дискуссия, метод устного контроля, объяснение. | 2 | 1-7, 9 |
5 | Порядок назначения и производства судебных экспертиз Сформулировать определение образцов для сравнительного исследования. Сформулировать требования, предъявляемые к образцам для сравнительного исследования. Изучить фабулу уголовного дела. Определить, какие обстоятельства могут быть установлены в ходе производства экспертиз. Определить последовательность назначения экспертиз. Определить какие образцы и в каком количестве необходимы для последующего производства судебных экспертиз. Вынести необходимые постановления о получении образцов для сравнительного исследования. Вынести постановления о назначении соответствующих видов судебных экспертиз. Дать характеристику стадий экспертного исследования. Раскрыть особенности процесса исследования при производстве комиссионных и комплексных судебных экспертиз. Сформулировать понятие экспертной инициативы Указать процессуальные требования к содержанию и форме заключения эксперта. Перечислить и раскрыть критерии оценки заключения эксперта. Назовите виды экспертных ошибок, дайте их классификацию, укажите пути их выявления и устранения. Назовите виды экспертных ошибок, дайте их классификацию, укажите пути их устранения. | Цель: закрепить и углубить знания в сфере правового регулирования судебной экспертизы, сформировать умения работы с нормативно-правовыми актами, сформировать умения и навыки назначения судебных экспертиз; Ведущие методы: групповая дискуссия, метод устного контроля, объяснение, работа с документами, анализ конкретной ситуации, решение ситуационных задач, практическое применение знаний. | 2 | 1-9, 11-17 |
Итого | 4 |
Таблица 2.2.4
Интерактивные образовательные технологии,
используемые для заочной формы обучения
Тема | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Кол-во часов |
1. Специальные знания и формы их использования в судопроизводстве. | Лекция | Проблемная лекция | 2 |
Практическое занятие | анализ конкретных ситуаций | 2 | |
Итого | 4 |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 4 часа для заочной формы обучения.
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Структуру учебной дисциплины составляют пять тем, которые в целом образуют определенную систему теоретических основ юридических и естественнонаучных знаний по получению юридически значимой информации, их использовании для ее проверки, анализа, оценки и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений
Профессиональная ориентация учебной дисциплины предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу студентов по изучению рекомендованных нормативно-правовых актов, специальной литературы, выработке практических умений и навыков назначения судебных экспертиз, анализа их содержания, оценки и использования в интересах расследования преступлений.
Таблица 3.1
Тема, объем и литература для самостоятельной работы студентов
Номер темы | Тема СРС | Кол-во часов | Литература и/или электронный источник (ссылка на номер источника) |
1. | Специальные знания и формы их использования в судопроизводстве | 25 | 1-7, 9, 10-17 |
2. | Концептуальные основы теории судебной экспертизы | 27 | 1-6, 9 |
3. | Методология судебной экспертизы | 25 | 1-7, 9 |
4. | Понятие и классификация судебных экспертиз | 27 | 1-6, 8, 9, 11-17 |
5. | Порядок назначения и производства судебной экспертизы | 25 | 1-9, 11-17 |
Итого | 129 |
Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков применения навыков назначения и оценки судебных экспертиз, и их использования в интересах расследования преступлений на основе программы по курсу «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве» кафедрой разработан практикум по выполнению практических заданий.
Практикум представляет собой определенную систему практических учебных работ, которые требуют от обучающихся усиленной практико-ориентированной деятельности. Студентам выдается разрабатываемый на кафедре практикум по выполнению практических работ в электронном виде. Пактические работы отражают учебные вопросы, краткие сведения по теории, порядок выполнения работы, содержание заданий и рекомендации по их выполнению, вопросы и литературу, рекомендуемую для выполнения практических работ.
В итоге выполнения практикума студенты должны знать основной теоретический материал, который закрепляется в ходе выполнения практических работ; получить умения и навыки назначения и оценки судебных экспертиз, и их использования в интересах расследования преступлений.
Таблица 3.2
Формы контроля самостоятельной работы студентов
Номер темы | Наименование и краткое содержание контрольных мероприятий | Цель и характер контрольных мероприятий |
1. | Тесты и практикум (комплекс практических заданий) по теме «Специальные знания и формы их использования в судопроизводстве» | Проверка знаний, умений и навыков при тестировании, выполнении практических работ |
2. | Тесты по теме «Концептуальные основы теории судебной экспертизы» | Проверка знаний и умений при тестировании |
3. | Тесты и практикум (комплекс практических заданий) по теме «Методология судебной экспертизы» | Проверка знаний и умений при тестировании, выполнении практических работ |
4. | Тесты и практикум (комплекс практических заданий) по теме «Понятие и классификация судебных экспертиз» | Проверка знаний, умений и навыков при выполнении практических работ |
5. | Тесты и практикум (комплекс практических заданий и ситуационных задач) по теме «Порядок назначения и производства судебной экспертизы» | Проверка знаний, умений и навыков при выполнении практических работ |
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонды оценочных средств представляют собой комплекс разноуровневых заданий, позволяющих оценить самостоятельную работу студентов, направленную на формирование компетенций и достижение планируемых результатов обучения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 245.