Часов и видов учебных занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Юриспруденция

 

Направленность (профиль):

магистерская программа

«Уголовный процесс. Криминалистика. Судебная экспертиза»

 

Присваиваемая квалификация:

Магистр

 

Форма обучения

Заочная

(с использованием ДОТ)

 

Челябинск, 2017 г.


Рабочая программа дисциплины согласована:

 

Ученым советом Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования

 

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2017 г.

 

Председатель Ученого совета

Института экономики отраслей

бизнеса и администрирования                              В.И. Бархатов

 

Секретарь Ученого совета

Института экономики отраслей

бизнеса и администрирования                              Т.И. Горчакова

 

Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована кафедрой уголовного процесса и экспертной деятельности

 

Протокол заседания № ____ от «____» __________ 2017 г.

 

Заведующий кафедрой              ______________              А.Б. Сергеев

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 (030900.68) Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2010 года № 1763

 

Автор (составитель):

доцент кафедры уголовного процесса

и экспертной деятельности        _____________       Т.В. Попова

 

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «01» сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»

 

И.о. начальника управления

образовательной политики _________________    .Г. Зайнашева

 

 «____»__________ 2017 г.


Содержание

1. Вводная часть............................................................................................ 4
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины      4
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы 4
1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы      5
2. Структура и содержание учебной дисциплины......................................... 8
2.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………………………………………………………   8
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………………….………………………………….     8
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине........................................................................   18
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине........................................................................   20
4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования .……….. 20
4.2. Типовые контрольные задания или иные материалы ……….………... 23
4.3. Вопросы для проведения промежуточной аттестации …...……………. 29
4.4. Требования (критериальные показатели) к уровню освоения дисциплины…………………………………………...………………………... 33
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины...................................................................................   39
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.......................................................   41
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины....... 43
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине ..................................................   47
9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.........................................................   47
10. Описание наборов демонстрационного оборудования и учебно-методических пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации занятий лекционного типа ……………………………………………….…… 49




Вводная часть

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Преподавание учебной дисциплины «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве» имеет интегративный характер и направлено на формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в правоохранительной и правоприменительной сфере.

Цель обучения состоит в развитии у студентов личностных качеств и формировании системы знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности по обеспечению законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; по раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений.

Задачи обучения:

- обеспечить системное усвоение студентами основных положений законодательных и иных нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности в объеме, достаточном для самостоятельного осуществления профессиональной деятельности;

- способствовать формированию знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений;

- содействовать развитию профессионального интереса, формированию мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности юриста, установки на профессиональное самосовершенствование.

- обеспечить системное усвоение обучаемыми основных положений теоретических, правовых и организационных основ судебной экспертизы в объеме, достаточном для эффективного использования современных возможностей крими­налистических и иных судебных экспертиз в целях раскрытия и расследования преступлений.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре
образовательной программы

Учебная дисциплина «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве» являются дисциплиной вариативной части профессионального цикла образовательной программы (М 2.В 5.). Настоящая дисциплина является составной частью системы профессиональных дисциплин и специальных курсов, обеспечивающих подготовку по магистерской программе «Уголовный процесс. Криминалистика. Судебная экспертиза». Ее изучение опирается на знания по уголовному праву, уголовному процессу, криминалистике, полученные студентами в ВУЗе при освоении образовательных программ бакалавриата или специалитета. Кроме того, данная дисциплина тесно связана с содержанием курсов актуальные проблемы уголовно-процессуального права, технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений и некоторыми другими дисциплинами.

Учебная дисциплина «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве» поддерживает изучение (углубляет и расширяет материал) профильных предметов, таких как особенности расследования экономических преступлений, особенности расследования ятрогенных преступлений и некоторых других дисциплин.

Дисциплина при очной форме обучения изучается на 2 курсе.

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения ОП магистратуры обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

 

Коды компетенций (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Знает: - основные положения отраслевых и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права; - законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права; - правоприменительную практику. Умеет: - оперировать юридическими понятиями и категориями; - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; - оформлять юридические документы. Владеет: - юридической терминологией и приемами юридической техники; - навыками работы с законода­тельными и другими нормативными правовыми актами; - навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; - навыками анализа право­применительной и право­охранительной практики; - навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процес­суального права.
ПК-4 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления Знает: - теоретические, методические, процессуальные и организационные основы судебной экспертизы; - формы участия судебного эксперта в расследовании преступлений, их права, обязанности и ответственность; - систему методов и средств судебно-экспертных исследований; методики производства судебных экспертиз и исследований; современные возможности криминалистических и иных судебных экспертиз; Умеет: - производить выбор наиболее эффективных тактико-криминалистических средств разрешения сложившейся следственной ситуации; - правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований, - анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений эксперта (специалиста); Владеет: - навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм при расследовании преступлений; - навыками исследования, оценки и использования результатов судебных экспертиз в целях расследования преступлений.

 

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 5 зачетных единиц (ЗЕ), 180 академических часов.

Таблица 2.1.1

Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)

Объем дисциплины

Всего
заочное
Общая трудоемкость дисциплины, ЗЕ/часы 4/144
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего): 6
Аудиторная работа по учебному плану (всего): 6
в том числе:  
               Лекции 2
               Практические занятия 4
               Лабораторные работы  
Самостоятельная работа обучающихся 129
Вид промежуточной аттестации обучающегося (всего): 9
экзамен-2 курс для заочной формы обучения 9

 

 

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических

Итого

2

Таблица 2.2.3

Темы практических занятий, их содержание и трудоёмкость

Номер темы Наименование и краткое содержание Цель и характер занятия Кол-во часов Литература и/или электронный источник
3 Методология судебной экспертизы: Дайте понятие и приведите известные классификации методов экспертного исследования. Перечислить и раскрыть содержание методов морфологического анализа. Перечислить и раскрыть содержание методов элементного анализа. Перечислить и раскрыть содержание методов молекулярного анализа. Перечислить и раскрыть содержание методов структурного анализа. Изучить предложенное преподавателем заключение эксперта. Кратко изложить основные принципы методов исследования, использованных экспертом при проведении экспертизы. Назвать свойства объектов, которые были изучены данными методами. Разработать алгоритм исследования одного из объектов криминалистических экспертиз, с указанием методов экспертного исследования Цель: закрепить и углубить знания закрепить и углубить знания о методологических основах судебной экспертизы, сформировать умения по оценке выбора методов экспертного исследования Ведущие методы: метод коллективной познавательной деятельности, групповая дискуссия, метод устного контроля, объяснение. 2 1-7, 9
5 Порядок назначения и производства судебных экспертиз Сформулировать определение образцов для сравнительного исследования. Сформулировать требования, предъявляемые к образцам для сравнительного исследования. Изучить фабулу уголовного дела. Определить, какие обстоятельства могут быть установлены в ходе производства экспертиз. Определить последовательность назначения экспертиз. Определить какие образцы и в каком количестве необходимы для последующего производства судебных экспертиз. Вынести необходимые постановления о получении образцов для сравнительного исследования. Вынести постановления о назначении соответствующих видов судебных экспертиз. Дать характеристику стадий экспертного исследования. Раскрыть особенности процесса исследования при производстве комиссионных и комплексных судебных экспертиз. Сформулировать понятие экспертной инициативы Указать процессуальные требования к содержанию и форме заключения эксперта. Перечислить и раскрыть критерии оценки заключения эксперта. Назовите виды экспертных ошибок, дайте их классификацию, укажите пути их выявления и устранения. Назовите виды экспертных ошибок, дайте их классификацию, укажите пути их устранения. Цель: закрепить и углубить знания в сфере правового регулирования судебной экспертизы, сформировать умения работы с нормативно-правовыми актами, сформировать умения и навыки назначения судебных экспертиз; Ведущие методы: групповая дискуссия, метод устного контроля, объяснение, работа с документами, анализ конкретной ситуации, решение ситуационных задач, практическое применение знаний. 2 1-9, 11-17

Итого

4  

Таблица 2.2.4

Интерактивные образовательные технологии,
 используемые для заочной формы обучения

Тема Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Кол-во часов
1. Специальные знания и формы их использования в судопроизводстве. Лекция Проблемная лекция 2
  Практическое занятие анализ конкретных ситуаций 2

Итого

4

 

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 4 часа для заочной формы обучения.


3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Структуру учебной дисциплины составляют пять тем, которые в целом образуют определенную систему теоретических основ юридических и естественнонаучных знаний по получению юридически значимой информации, их использовании для ее проверки, анализа, оценки и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений

Профессиональная ориентация учебной дисциплины предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу студентов по изучению рекомендованных нормативно-правовых актов, специальной литературы, выработке практических умений и навыков назначения судебных экспертиз, анализа их содержания, оценки и использования в интересах расследования преступлений.

Таблица 3.1

Тема, объем и литература для самостоятельной работы студентов

Номер темы Тема СРС Кол-во часов Литература и/или электронный источник (ссылка на номер источника)
1. Специальные знания и формы их использования в судопроизводстве 25 1-7, 9, 10-17
2. Концептуальные основы теории судебной экспертизы 27 1-6, 9
3. Методология судебной экспертизы 25 1-7, 9
4. Понятие и классификация судебных экспертиз 27 1-6, 8, 9, 11-17
5. Порядок назначения и производства судебной экспертизы 25 1-9, 11-17
  Итого 129  

 

Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков применения навыков назначения и оценки судебных экспертиз, и их использования в интересах расследования преступлений на основе программы по курсу «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве» кафедрой разработан практикум по выполнению практических заданий.

Практикум представляет собой определенную систему практических учебных работ, которые требуют от обучающихся усиленной практико-ориентированной деятельности. Студентам выдается разрабатываемый на кафедре практикум по выполнению практических работ в электронном виде. Пактические работы отражают учебные вопросы, краткие сведения по теории, порядок выполнения работы, содержание заданий и рекомендации по их выполнению, вопросы и литературу, рекомендуемую для выполнения практических работ.

В итоге выполнения практикума студенты должны знать основной теоретический материал, который закрепляется в ходе выполнения практических работ; получить умения и навыки назначения и оценки судебных экспертиз, и их использования в интересах расследования преступлений.

Таблица 3.2

Формы контроля самостоятельной работы студентов

Номер темы Наименование и краткое содержание контрольных мероприятий Цель и характер контрольных мероприятий
1. Тесты и практикум (комплекс практических заданий) по теме «Специальные знания и формы их использования в судопроизводстве» Проверка знаний, умений и навыков при тестировании, выполнении практических работ
2. Тесты по теме «Концептуальные основы теории судебной экспертизы» Проверка знаний и умений при тестировании
3. Тесты и практикум (комплекс практических заданий) по теме «Методология судебной экспертизы» Проверка знаний и умений при тестировании, выполнении практических работ
4. Тесты и практикум (комплекс практических заданий) по теме «Понятие и классификация судебных экспертиз» Проверка знаний, умений и навыков при выполнении практических работ
5. Тесты и практикум (комплекс практических заданий и ситуационных задач) по теме «Порядок назначения и производства судебной экспертизы» Проверка знаний, умений и навыков при выполнении практических работ

 

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

 

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Фонды оценочных средств представляют собой комплекс разноуровневых заданий, позволяющих оценить самостоятельную работу студентов, направленную на формирование компетенций и достижение планируемых результатов обучения.


Примеры тестовых вопросов

 

Эксперт – это

A.  лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для производства судебной экспертизы и дачи заключения*

B.  лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию

C.  аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей

D.  работник судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей

E.  работник судебно-экспертного учреждения, привлекаемый к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, проведении судебной экспертизы и дачи заключения

2. Государственный эксперт – это:

A.  лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для производства судебной экспертизы и дачи заключения

B.  лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию

C.  аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей*

D.  аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, привлекаемый к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, проведении судебной экспертизы и дачи заключения

E.  работник судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей

 

Специалист – это

A.  лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для производства судебной экспертизы и дачи заключения

B.  лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для дачи заключения специалиста

C.  лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию

D.  аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей

E.  работник судебно-экспертного учреждения, привлекаемый к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

 

4. Определение уровня профессиональной подготовки государственных экспертов осуществляются

A. следователем

B. следователем, дознавателем, судом

C. экспертно-квалификационными комиссиями*

5. Уровень профессиональной подготовки государственных экспертов подлежит пересмотру

A. каждые три года

B. каждые пять лет*

C. каждые семь лет

6. Производство дополнительной судебной экспертизы назначается

A. в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения*

B. в случае недостаточной полноты ранее данного заключения

C. в связи с возникшими у следователя сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения

Заключение эксперта – это

A. представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами*

B. представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным сторонами

C. документ, являющийся вещественным доказательством и содержащий сведения об обстоятельствах, требующих специальных знаний

Заключение специалиста – это

A. представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами

B. представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным сторонами*

C. документ, являющийся вещественным доказательством содержащий сведения об обстоятельствах, требующих специальных знаний

Получать образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования у подозреваемого, обвиняемого в случаях, когда возникла необходимость проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных доказательствах, имеет право

A. следователь*

B. эксперт

C. специалист

D. прокурор

E. следователь с участием специалиста*

 

Задание № 7.1.

Сформулируйте определение образцов для сравнительного исследования

Задание № 7.2.

Сформулируйте требования, предъявляемые к образцам для сравнительного исследования.

Задание № 7.3.

Изучите фабулу уголовного дела. Определите, какие обстоятельства могут быть установлены в ходе производства судебных экспертиз. Определите последовательность назначения и производства судебных экспертиз.

Задание № 7.4.

Исходя из фабулы уголовного дела определите какие образцы и в каком количестве необходимы для последующего производства судебных экспертиз.

 

4.3. Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации (экзамена)

Вопросы для экзамена

1. Сформулируйте понятие специальных знаний.

2. Каково значение специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений?

3. Перечислите предпосылки возникновения судебной экспертизы.

4. Понятие судебной экспертизы.

5. Понятие предмета судебной экспертизы

6. Виды и содержание судебно-экспертных задач.

7. Объекты судебной экспертизы: понятие и классификации.

8. Понятие общей теории судебных экспертиз, её система.

9. Функции общей теории судебной экспертизы.

10. Частные экспертные теории и их роль с судебно-экспертной деятельности.

11. Понятие частных теорий родов (видов)судебной экспертизы.

12. Понятие и классификация методов судебной экспертизы.

13. Понятие и классификация экспертных методик, их содержание

14. Научные основы классификации судебных экспертиз: основные понятия и основания.

15. Классификация судебных экспертиз по порядку их регламентации в судопроизводстве.

16. Классификация судебных экспертиз по отраслям специальных знаний.

17. Организационно-правовые основы производства судебных экспертиз Российской Федерации

18. Система государственных судебно-экспертных учреждений России.

19. Негосударственные судебно-экспертные учреждения, задачи и правовые формы.

20. Субъекты судебно-экспертной деятельности, их виды.

21. Эксперт: правовой статус и компетенция.

22. Специалист: правовой статус и компетенция.

23. Структура постановления о назначении судебной экспертизы.

24. Виды материалов, направляемых судебному эксперту.

25. Требований, предъявляемые к образцам, получаемым для сравнительного экспертного исследования, и к условиям их получения.

26. Процесс экспертного исследования: стадии и их характеристика

27. Понятие и типы информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности

28. Природа внутреннего убеждения судебного эксперта и особенности его формирования.

29. Структура и содержание заключения судебного эксперта.

30. Формы выводов эксперта: вероятность и достоверность.

31. Понятие экспертной ошибки и ее виды.

32. Экспертные ошибки: причины и классификация.

33. Каковы формы использования специальных знаний в судопроизводстве?

34. Каково содержание федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»?

35. Ведомственные нормативные акты об экспертной деятельности

36. Характеристика общего понятия предмета судебной экспертизы как области практической деятельности.

37. Факторы, обусловливающие возрастающую роль судебной экспертизы в современных условиях.

38. Тенденции развития методов и методик экспертного исследования.

39. Каковы основные критерии оценки экспертных методов и методик, определяющие эффективность судебных экспертиз?

40. Виды судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации.

41. Виды судебных экспертиз, производимых в судебно-экспертных учреждениях Министерства здравоохранения России.

42. Виды судебных экспертиз, производимых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции России.

43. Структура судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции России.

44. Структура судебно-экспертных учреждений Министерства здравоохранения России.

45. Экспертно-криминалистическая служба МВД России.

46. Государственный судебный эксперт, его процессуальный статус.

47. Негосударственный судебный эксперт, его процессуальный статус.

48. Порядок ознакомление эксперта с обстоятельствами дела.

49. Выбор эксперта, экспертного учреждения.

50. Формирование внутреннего убеждения судебного эксперта и влияние на него объективных, субъективных факторов.

51. Логика экспертного исследования.

52. Назовите виды приложений к заключению судебного эксперта и порядок их оформления.

53. Назовите особенности оформления экспертных заключений при производстве комиссионных и комплексных судебных экспертиз.

54. Типичные объективные и субъективные причины, оказывающие влияние на совершение судебным экспертом ошибок, в ходе проводимого им исследования.

55. Каковы правовые основы судебной экспертизы?

56. Каковы научные основы судебной экспертизы?

57. Каковы организационные основы судебной экспертизы?

58. Каково соотношение понятий «судебный эксперт» и «специалист»?

59. Государственная и негосударственная судебно-экспертная деятельность.

60. Организационные и методические проблемы использования специальных знаний в судопроизводстве.

61. Каковы предпосылки возникновения и закономерности развития теории судебной экспертизы в России?

62. Назовите методы морфологического анализа, раскройте их содержание.

63. Назовите методы элементного анализа, раскройте их содержание.

64. Назовите методы молекулярного анализа, раскройте их содержание.

65. Назовите методы структурного анализа, раскройте их содержание.

66. Научные основы классификации судебных экспертиз.

67. Спорные вопросы классификации судебных экспертиз.

68. Тенденции и перспективы развития судебных экспертиз.

69. Формирование новых родов и видов судебных экспертиз.

70. Функции судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции России.

71. Функции судебно-экспертных учреждения Министерства здравоохранения России.

72. Функции экспертно-криминалистического центра МВД России.

73. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

74. Особенности правового статуса государственного судебного эксперта.

75. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к государственному судебному эксперту.

76. Подготовка судебных экспертов.

77. Независимость судебного эксперта.

78. Особенности назначения экспертизы в суде.

79. Особенности назначения дополнительной, повторной, комплексной, комиссионной экспертиз

80. Особенности процесса исследования при производстве комиссионных и комплексных судебных экспертиз.

81. Экспертная инициатива: побудительные мотивы, пределы, формы проявления

82. Заключение эксперта: место в системе судебных доказательств, критерии оценки органом, назначившим экспертизу.

83. Укажите процессуальные требования к содержанию и форме заключения эксперта.

84. Перечислите и раскройте на примерах критерии оценки заключения эксперта.

85. Назовите виды экспертных ошибок, укажите пути их выявления и устранения, приведите примеры

 

4.4. Требования (критериальные показатели) к уровню освоения дисциплины

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студента по дисциплине выстраивается на основе балловой оценки различных форм деятельности студентов. Итоговая оценка выставляется по результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, посещаемости занятий и других видов работ.

Формы контроля:

- текущий контроль успеваемости осуществляется путем тестирования и выполнения практикума;

- промежуточная аттестация осуществляется в форме письменного экзамена в конце семестра.

Ресурсы свободного доступа

9. AUP.Ru [Электронный ресурс] : административно-управленческий портал / АУП-Консалтинг. — [Б. м., 1999 –]. — Режим доступа: http://www.aup.ru/ , свободный (дата обращения: 16.09.2017)

10. Верховный Суд Российской Федерации [Электронный ресурс] : сайт — Москва, 2010-. Режим доступа: http://www.supcourt.ru/, свободный (дата обращения: 07.09.2017).

11. ГАРАНТ [Электронный ресурс] : информационно-правовой портал : сайт. – URL: http://www.garant.ru/, свободный (дата обращения: 19.09.2017).

12. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» [Электронный ресурс] : интернет-портал — Режим доступа: http://www.sudrf.ru/, свободный (дата обращения: 07.09.2017).

13. Государственная система правовой информации [Электронный ресурс] : Официальный интернет-портал правовой информации. — Москва, 2005-. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/, свободный (дата обращения: 07.09.2017).

14. Консультант Плюс [Электронный ресурс] : официальный сайт / Компания Консультант Плюс. — URL: http://www.consultant.ru/?utm_source=sps, свободный (дата обращения: 19.09.2017).

15. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Режим доступа: https://мвд.рф/, свободный (дата обращения: 07.09.2017). 

16. Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] : сайт — Москва. Режим доступа: http://minjust.ru/, свободный (дата обращения: 07.09.2017).

17. Научная библиотека Челябинского государственного университета [Электронный ресурс] :[сайт] / Челяб. гос. ун-т. — Челябинск, [2001-]. — Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/, свободный (дата обращения: 22.09.2017).

18. Следственный комитет [Электронный ресурс] : сайт — Москва, 2007-. Режим доступа: — http://www.sledcom.ru/, свободный (дата обращения: 07.09.2017).

19. Электронный каталог НБ ЧелГУ [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о всех видах лит, поступающих в фонд НБ ЧелГУ / Челяб. гос. ун-т. — Челябинск, [1992 –]. — Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/zgate/scripts/zgate.exe?Init+ruslanl.xml,simple.xsl+rus , свободный (дата обращения: 07.09.2017).

 

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебные занятия по образовательным программам проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и в форме самостоятельной работы обучающихся.

Контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя занятия лекционного типа, практические занятия, групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся.

Успешное освоение дисциплины предполагает активную работу студента на всех занятиях контактной формы (лекции, практические занятия), выполнение контрольных мероприятий, планомерную самостоятельную работу.

Теоретическое изучение соответствующих тем учебной дисциплины «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве» проводится на лекциях. Лекция дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины, лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными изучаемой науки.

Практические занятия дополняют и конкретизируют материал, изложенный в лекциях, учебной и справочной литературе по дисциплине «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве». Дисциплина «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве» является теоретико-прикладной дисциплиной, в связи с этим, студентам необходимо освоить не только теоретические положения, но и приобрести практические умения и навыки. Теоретические вопросы рассматриваются на лекциях, практические навыки приобретаются на практических занятиях и в процессе самостоятельной подготовки.

Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель практических занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли знания.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков применения специальных знаний в расследовании преступлений на основе программы по курсу «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве» кафедрой разработан практикум по выполнению практических работ.

Практикум представляет собой определенную систему практических учебных работ, которые требуют от обучающихся усиленной практико-ориентированной деятельности. Темы практических работ отражают учебные вопросы, краткие сведения по теории, порядок выполнения работы, содержание заданий и рекомендации по их выполнению, вопросы и литературу, рекомендуемую для подготовки к занятию.

Практические работы выполняются обучающимися самостоятельно. Преподаватель в ходе занятия должен не столько контролировать, сколько осуществлять научное и методическое руководство действиями обучающихся.

В процессе подготовки и выполнения практических работ студенты все необходимое, связанное с их выполнением, записывают в бланки практикумов. В практикум заносятся все результаты с соответствующими таблицами, схемами и описанием полученных результатов.

Самостоятельная работа студентов — это индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства преподавателя, которая призвана обеспечить более глубокое, творческое усвоение понятийного аппарата дисциплины «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве», содержания основных нормативно-правовых актов и учебной, учебно-методической и справочной литературы по данной учебной дисциплине, практическое применение полученных знаний.

Самостоятельная работа призвана, прежде всего, сформировать у студентов умения по правильной постановке вопросов, подлежащих разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований; анализу и правильной оценке содержания заключений эксперта (специалиста).

При самостоятельном изучении основной рекомендованной литературы студентам необходимо обратить внимание на основные положения, излагаемые в изучаемом тексте. Для того, чтобы убедиться насколько глубоко усвоено содержание темы, студент должен уметь дать четкие ответы на контрольные вопросы по изучаемой теме.

Работа с дополнительной литературой предполагает умение студентов выделять в ней необходимый аспект изучаемой темы (то, что в данной работе относится непосредственно к изучаемой теме).

Следует обратить особое внимание при самостоятельном изучении источников на новую для студента терминологию, без знания которой он не сможет усвоить содержание ключевых положений изучаемой дисциплины в целом. Обязательным элементом самостоятельной работы студентов с литературой является ведение необходимых записей.

В освоении дисциплины (модуля) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету является важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

В ходе освоения дисциплины применяются следующие информационные технологии:

- слайдовые презентации лекций по всем темам дисциплины по некоторым темам дисциплины (по усмотрению преподавателя);

- организация консультаций онлайн и с использованием электронной почты и форумов в социальных сетях;

- электронные библиотечные системы научной библиотеке ЧелГУ:

- университетская библиотека on-line;

- электронно-библиотечная система издательства «Лань»;

- электронно-библиотечная система «Юрайт».

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья освоение данной дисциплины (модуля) может быть частично осуществлено с использованием дистанционных образовательных технологий.

9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Институт права располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных рабочей программой дисциплины, в том числе криминалистической и специальной техникой, и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной подготовки обучающихся.

Проведение занятий лекционного типа проводятся в учебной аудитории, оборудованной мультимедийным комплексом для демонстрации слайдовых презентаций и иных видеоматериалов.

В целях совершенствования учебного процесса внедрены прогрессивные технологии обучения с учетом его практической направленности.

Во время занятий обучаемым демонстрируются учебно-методические материалы, учебные фильмы и иные дидактические материалы по изучаемым темам. Учебные фильмы и иные учебно-методические материалы позволяют дать обучаемым наглядное представление о современных возможностях судебных экспертиз.

Освоение дисциплины (модуля) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения:

– лекционная аудитория: мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха); источники питания для индивидуальных технических средств;

– учебная аудитория для практических занятий: мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха);

– учебная аудитория для самостоятельной работы: стандартные рабочие места с персональными компьютерами; рабочее место с персональным компьютером, с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и брайлевским дисплеем для студентов с нарушениями зрения.

В каждой аудитории, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено соответствующее количество мест для обучающихся с учетом ограничений их здоровья.

В учебные аудитории обеспечен беспрепятственный доступ для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень специальных технических средств обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющихся в Региональном учебно-научном центре инклюзивного образования ЧелГУ:

– Тифлотехническая аудитория: тифлотехнические средства: брайлевский компьютер с дисплеем и принтером, тифлокомплекс «Читающая машина», телевизионное увеличивающее устройство, тифломагнитолы, цифровые диктофоны; специальное программное обеспечение: программа речевой навигации JAWS, речевые синтезаторы («говорящая мышь»), экранные лупы.

– Сурдотехническая аудитория: радиокласс «Сонет-Р», программируемые слуховые аппараты индивидуального пользования с устройством задания режима работы на компьютере, интерактивная доска ActiveBoard с системой голосования, акустический усилитель и колонки, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон.

Юриспруденция

 

Направленность (профиль):

магистерская программа

«Уголовный процесс. Криминалистика. Судебная экспертиза»

 

Присваиваемая квалификация:

Магистр

 

Форма обучения

Заочная

(с использованием ДОТ)

 

Челябинск, 2017 г.


Рабочая программа дисциплины согласована:

 

Ученым советом Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования

 

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2017 г.

 

Председатель Ученого совета

Института экономики отраслей

бизнеса и администрирования                              В.И. Бархатов

 

Секретарь Ученого совета

Института экономики отраслей

бизнеса и администрирования                              Т.И. Горчакова

 

Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована кафедрой уголовного процесса и экспертной деятельности

 

Протокол заседания № ____ от «____» __________ 2017 г.

 

Заведующий кафедрой              ______________              А.Б. Сергеев

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 (030900.68) Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2010 года № 1763

 

Автор (составитель):

доцент кафедры уголовного процесса

и экспертной деятельности        _____________       Т.В. Попова

 

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «01» сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»

 

И.о. начальника управления

образовательной политики _________________    .Г. Зайнашева

 

 «____»__________ 2017 г.


Содержание

1. Вводная часть............................................................................................ 4
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины      4
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы 4
1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы      5
2. Структура и содержание учебной дисциплины......................................... 8
2.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………………………………………………………   8
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………………….………………………………….     8
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине........................................................................   18
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине........................................................................   20
4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования .……….. 20
4.2. Типовые контрольные задания или иные материалы ……….………... 23
4.3. Вопросы для проведения промежуточной аттестации …...……………. 29
4.4. Требования (критериальные показатели) к уровню освоения дисциплины…………………………………………...………………………... 33
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины...................................................................................   39
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.......................................................   41
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины....... 43
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине ..................................................   47
9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.........................................................   47
10. Описание наборов демонстрационного оборудования и учебно-методических пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации занятий лекционного типа ……………………………………………….…… 49




Вводная часть

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Преподавание учебной дисциплины «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве» имеет интегративный характер и направлено на формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в правоохранительной и правоприменительной сфере.

Цель обучения состоит в развитии у студентов личностных качеств и формировании системы знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности по обеспечению законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; по раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений.

Задачи обучения:

- обеспечить системное усвоение студентами основных положений законодательных и иных нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности в объеме, достаточном для самостоятельного осуществления профессиональной деятельности;

- способствовать формированию знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений;

- содействовать развитию профессионального интереса, формированию мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности юриста, установки на профессиональное самосовершенствование.

- обеспечить системное усвоение обучаемыми основных положений теоретических, правовых и организационных основ судебной экспертизы в объеме, достаточном для эффективного использования современных возможностей крими­налистических и иных судебных экспертиз в целях раскрытия и расследования преступлений.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре
образовательной программы

Учебная дисциплина «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве» являются дисциплиной вариативной части профессионального цикла образовательной программы (М 2.В 5.). Настоящая дисциплина является составной частью системы профессиональных дисциплин и специальных курсов, обеспечивающих подготовку по магистерской программе «Уголовный процесс. Криминалистика. Судебная экспертиза». Ее изучение опирается на знания по уголовному праву, уголовному процессу, криминалистике, полученные студентами в ВУЗе при освоении образовательных программ бакалавриата или специалитета. Кроме того, данная дисциплина тесно связана с содержанием курсов актуальные проблемы уголовно-процессуального права, технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений и некоторыми другими дисциплинами.

Учебная дисциплина «Теория и практика использования судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве» поддерживает изучение (углубляет и расширяет материал) профильных предметов, таких как особенности расследования экономических преступлений, особенности расследования ятрогенных преступлений и некоторых других дисциплин.

Дисциплина при очной форме обучения изучается на 2 курсе.

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения ОП магистратуры обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

 

Коды компетенций (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Знает: - основные положения отраслевых и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права; - законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права; - правоприменительную практику. Умеет: - оперировать юридическими понятиями и категориями; - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; - оформлять юридические документы. Владеет: - юридической терминологией и приемами юридической техники; - навыками работы с законода­тельными и другими нормативными правовыми актами; - навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; - навыками анализа право­применительной и право­охранительной практики; - навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процес­суального права.
ПК-4 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления Знает: - теоретические, методические, процессуальные и организационные основы судебной экспертизы; - формы участия судебного эксперта в расследовании преступлений, их права, обязанности и ответственность; - систему методов и средств судебно-экспертных исследований; методики производства судебных экспертиз и исследований; современные возможности криминалистических и иных судебных экспертиз; Умеет: - производить выбор наиболее эффективных тактико-криминалистических средств разрешения сложившейся следственной ситуации; - правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований, - анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений эксперта (специалиста); Владеет: - навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм при расследовании преступлений; - навыками исследования, оценки и использования результатов судебных экспертиз в целях расследования преступлений.

 

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 5 зачетных единиц (ЗЕ), 180 академических часов.

Таблица 2.1.1

Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)

Объем дисциплины

Всего
заочное
Общая трудоемкость дисциплины, ЗЕ/часы 4/144
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего): 6
Аудиторная работа по учебному плану (всего): 6
в том числе:  
               Лекции 2
               Практические занятия 4
               Лабораторные работы  
Самостоятельная работа обучающихся 129
Вид промежуточной аттестации обучающегося (всего): 9
экзамен-2 курс для заочной формы обучения 9

 

 

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических

часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины.




Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.