Роль и задачи инженера-конструктора в создании новых машин
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В создании конкурентоспособных экономичных конструкций, отвечающих решению поставленных задач, ведущая роль принадлежит конструктору. История культурного человечества насчитывает несколько тысячелетий. Уже на первых стадиях его развития имелись зачатки науки и техники. Природа, окружающая людей, в привычном виде существует многие десятки тысяч лет. Настоящее же познание природы и связанное с этим развитие науки и техники началось с конца IХХстолетия, а особо бурное их развитие происходит на наших глазах (автомобиле- и самолётостроение, электротехника и радиотехника, электроника, ракетостроение). 80 процентов учёных всех времен живут в наши дни. За последние десятилетия в мире сделано больше научных открытий, чем за всю историю человечества. Масштабы современных научно-технических достижений грандиозны. В последние годы научно-технические достижения сделали доступными космос и глубины океана, ядерную энергию взамен топлива и т.п., влияние которых на судьбы человечества трудно переоценить. Причём сказанное касается не только области технического творчества. За последние 6 - 7 десятков лет созданы сотни тысяч типов различных машин, приборов, орудий труда и т.п. Во всех процессах их создания огромная роль принадлежит представителям такого рода технического творчества, которое названо конструированием. Всё, что связано с прогрессом науки и техники, связано с конструированием, т.е. с созданием, построением новых машин, приборов и т.д.

На заре развития техники создатель нового являлся в одном лице, как правило, изобретателем, конструктором и исполнителем своего детища в натуре. Это было возможно на ранней стадии развития техники. В настоящее время это уже стало невозможным. В настоящее время в связи с чрезвычайным усложнением и разнообразием объектов технического творчества создание новых машин стало под силу только квалифицированным коллективам, состоящим из специалистов самых разных профилей, в которых конструкторам принадлежит ведущая роль.

Можно утверждать, что только изобретательность порождает новое в науке и технике. Всё, что отличает новое от старого новыми качествами, свойствами и любыми преимуществами, есть плод изобретательства. От технической идеи, заложенной в изобретении, до её реализации необходим очень большой труд, значительная доля которого принадлежит конструктору. Создание новой машины даже по установившимся канонам чрезвычайно сложное дело, а оригинальной – во много крат сложнее.

В наше время, чтобы выпустить чертежи новой машины, требуются знания и опыт, которые необходимы конструктору и без которых часто обходится изобретатель чистой воды. Наряду с этим невозможно создать ничего нового, не внося в процесс творчества элементов изобретательства. Создание всякой новой конструкции должно быть результатом технически грамотного подхода, базирующегося на точных представлениях и знаниях.

При конструировании машины конструктор должен учитывать весь комплекс вопросов, связанных с создаваемой им машиной. Без преувеличения можно сказать, что нет другой инженерной специальности такого широкого диапазона. Поэтому стать квалифицированным конструктором – это большое достижение и большой труд, большая работа над собой.

Появлению любой новой машины, агрегата, механизма, детали предшествует большая проектная, конструкторская, исследовательская работа и работа производства. Внедрение любой новой конструкции в налаженное серийное или массовое производство вызывает необходимость технологической подготовки (оснастка, оборудование и т.д.), часто реконструкцию старых и строительство новых цехов.

Конструктор начинает и определяет трудный и сложный путь создания новой машины и заканчивает его в случае успеха внедрением в производство. На всем этом пути ему приходится решать много сложных и разнообразных задач как по конструкции самой машины, так и по условиям её производства.

Конструктор разрабатывает первичный документ ‑ чертёж, без которого невозможно существование производства. Только наличие законченных чертежей позволяет уверенно приступить к разработке технологического процесса, нормированию, определению типажа и количества оборудования, разработке пролетов цехов и завода в целом или его реконструкции. От качества чертежей зависит успех постановки новой машины на производство и её дальнейший выпуск. Сказанное относится не только к постановке на производство новой машины, но к любому конструктивному изменению машины, находящейся в производстве.

Сложность и ответственность конструкторских работ давно уже потребовали создания соответствующей организации, которая является неотъемлемой частью любого современного машиностроительного предприятия – конструкторского отдела.

При решении любой задачи конструктор должен найти наиболее правильное и рациональное решение. Это относится и ко всей машине в целом, и к любой детали. Но, разрабатывая новую машину, конструктор, как правило, базируется на хорошо известной, хорошо зарекомендовавшей себя конструкции. Преемственность новой конструкции позволяет быстрее её доработать и поставить на производство. Но это качество не должно снижать требования к новой конструкции, снижать её эксплуатационные показатели.

При конструировании новой машины необходимо учитывать перспективность её развития, предвидеть пути её развития. Это свойство имеет большое значение для возможностей модернизации машины, т.е. улучшения её эксплуатационных показателей без значительных изменений конструкции, без существенных изменений в технологии изготовления и безопасности морального старения.

Моральное старение не связано с долговечностью машины и может быть отнесено даже к недавно освоенному в производстве объекту. Моральное старение определяется прогрессом техники в данной области, в результате которого появляются более совершенные во всех отношениях машины, отличающиеся от выпускаемой настолько, что последнюю путём одной только модернизации нельзя довести до их уровня. Поэтому конструкторы должны постоянно отслеживать новые идеи и уметь предвидеть пути развития машин.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 407.