Запоминание учебного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

1.1. Структура вуза: Структурные подразделения вуза – ректорат, факультет, кафедра, институт, лаборатория. Функции деканата. Расписание и виды учебных занятий. Учебный поток, учебная группа. Куратор группы. Права и обязанности старосты группы. Права и обязанности студентов.

1.2. Работа с учебным материалом: Конспектирование лекций. Рекомендации по конспектированию. Проработка материала лекций. Запоминание и усвоение учебного материала. Рекомендуемые приемы, облегчающие усвоение и запоминание.

1.3. Аттестация учебной работы студентов: Рейтинговая система оценки знаний студентов. Устный опрос. Собеседование. Защита лабораторных, семестровых и курсовых работ, курсовых и дипломных проектов. Контрольная неделя. Зачет. Экзамен. Требования к подготовленности студентов. Порядок сдачи и пересдачи задолженностей. Отчисление студентов из вуза.

1.4. Студенческие стипендии: Порядок назначения и лишения стипендий. Социальные стипендии. Повышенные стипендии. Стипендии Президента РФ, Правительства РФ, Областной думы и иные. Условия получения диплома с отличием.

2. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА

2.1. Объекты профессиональной деятельности специалиста: Объекты профессиональной деятельности. Характеристика профессиональной деятельности специалиста: проектно-конструкторской, производственно-тех-нологической, организационно-управленческой, научно-исследовательс-кой, ремонта и технического обслуживания. Профессиональные задачи в каждом из этих видов деятельности.

2.2. Квалификационные требования к специалисту: Квалификационные требования к специалисту в области проектирования, информационного обслуживания, организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению, техническому контролю и авторскому надзору.

2.3. Общие требования к образованности инженера: Знание основных учений гуманитарных и социально-экономических наук. Знание этических и правовых норм. Владение культурой мышления. Умение организовать свой труд и вести здоровый образ жизни. Понимание сути общественных процессов. Формирование политических взглядов. Формирование качеств интеллигентности.

3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Исторические этапы конструкторской деятельности: Экскурс в историю проектирования и конструирования. Конструктор-одиночка. Появление моделей, эскизов и чертежей. Возникновение и развитие конструкторских коллективов. Появление и развитие средств автоматизации проектирования.

3.2. Особенности конструкторской деятельности: Ужесточение требований к функциональным и потребительским качествам машин. Моральный износ изделий. Роль и задачи инженера-конструктора в создании новых машин. Роль научно-исследовательской деятельности проектировщика. Требования к подготовленности и постоянному профессиональному росту конструктора.

3.3. Этапы разработки новой техники: Фундаментальные исследования. Научно-исследовательские работы. Опытно-конструкторские работы. Опытный образец, опытная партия машин. Испытания и доработка новой техники.

4. ОБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

4.1. Общее устройство колесных и гусеничных машин: Общее устройство колесной машины. Общее устройство гусеничной машины. Отличия в конструкциях колесных и гусеничных машин. Колесная ходовая часть, гусеничная ходовая часть – особенности устройства, достоинства и недостатки. Трансмиссии колесных и гусеничных машин – особенности устройства, достоинства и недостатки. Особенности управления колесными и гусеничными машинами, устройство систем управления.

4.2. Основные узлы и агрегаты трансмиссий колесных и гусеничных машин: Виды и принцип действия двигателей. Муфты сцепления – назначение, устройство и работа. Карданные передачи – назначение и устройство. Коробки передач – назначение, разновидности, способы переключения передач. Главная передача – назначение и разновидности. Дифференциал – назначение, разновидности, устройство и работа. Планетарный механизм поворота – устройство и работа. Многодисковая фрикционная муфта поворота. Конечная передача – назначение, разновидности и работа. Тормоза – назначение, разновидности и работа.

4.3. Основные узлы ходовых частей колесных и гусеничных машин: Шины – разновидности и устройство. Одноосные и многоосные колесные машины. Подвеска ведомых и ведущих мостов – схемы, используемые упругие элементы, демпферы и стабилизаторы. Гусеничный обвод – устройство и работа. Разновидности гусеничных цепей, гребневое и цевочное зацепления. Передний и задний привод. Механизм натяжения гусеницы. Жесткая, полужесткая и эластичная подвеска остова.

5. ИСТОРИЯ АВТОТРАКТОРОСТРОЕНИЯ В РОССИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ

5.1. История создания двигателей и науки о них: Паровой двигатель. Двухтактный двигатель Ленуара на светильном газе. Четырехтактный двигатель Н. Отто. Бензиновый двигатель Брайтона. Двигатели Г. Даймлера, К. Бенца и Г. Форда. Двигатель Рудольфа Дизеля. Российский двигатель И.С. Костовича. Разработки российских ученых Г.В. Тринклера и Я.В. Мамина. Труды по тепловому расчету двигателя В.И. Гриневецкого. Теория рабочего процесса в трудах российских ученых Н.Р. Бриллинга, Е.К. Мазинга, Б.С. Стечкина, А.С. Орлина, Д.Н. Вырубова, В.Н. Болтинского, Н.С. Ждановского, И.М. Ленина, М.Г. Круглова. Появление и развитие конструкций ДВС с турбонаддувом.

5.2. История отечественного автомобилестроения: Первый российский автомобиль Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе. Первое серийное производство на заводе Лесснера в Санкт-Петербурге. Появление заводов в Москве, Смоленске, Ростове-на-Дону, Орле и Одессе. Русско-Балтийский вагонный завод в Риге. Автомобилестроение во время первой мировой войны. Мелкосерийное производство на заводах в Москве и Ярославле. Программа «социалистической индустриализации», начало массового производства автомобилей в СССР. Заводы в Москве и Горьком, автомобили АМО-3, ГАЗ-А. Начало производства ЗИС-5. Автомобилестроение во время Великой отечественной войны. Появление заводов в Ульяновске и Миассе. Начало выпуска ГАЗ-51 и М20 «Победа», ГАЗ-63, ГАЗ-69 и ГАЗ-12. Освоение производства Московским автозаводом марок ЗИС-150, ЗИС-154, ЗИС-110 и ЗИС-151. Выпуск автомобилей большой грузоподъемности на ЯАЗе. Начало производства легковых автомобилей «Москвич-401». Появление заводов в Минске (МАЗ) и Кутаиси (КАЗ). Новые поколения машин на ГАЗе, ЗИЛе, МАЗе, ЯАЗе, УРАЛе, КАЗе. Новые машины ПАЗ-652, ЛАЗ-695Б, РАФ-10 «Латвия», ЛиАЗ-158, БелАЗ-525 и БелАЗ-540. Завод в Кременчуге, выпуск КрАЗ-219 и КрАЗ-222. Завод в Запорожье, выпуск ЗАЗ-965 «Запорожец». Модернизированные модели в 1960-1966 годах. Бум 70-х годов. Постройка ВАЗа и КамАЗа. 80-е годы – годы застоя. «Шоковая терапия» 1991-1994 годов. Падение производства. Импорт подержанных иномарок. Отверточная сборка. Внедрение импортных технологий и конструкций.

5.3. История отечественного тракторостроения: Трактор Ф.А. Блинова. Проекты Д.А. Загряжского и С. Маевского. «Русский трактор» конструкции Я.В. Мамина. «Коломенец-1», «Запорожец». Тракторы «Карлик» и «Гном» Я.В. Мамина. Г-50, Г-75 и З-90 Харьковского паровозоремонтного завода. «Фордзон-Путиловец», СХТЗ-15/30, «Универсал». Тракторы ЧТЗ С-60, С-65. Пахотный трактор СХТЗ-НАТИ. КД-35, КДП-35, Т-38 Липецкого завода. Тракторы ДТ-54, ДТ-54А (СТЗ, ХТЗ, АТЗ). Производство ХТЗ-7, ДТ-14, ДТ-20 на ХТЗ. Самоходные шасси ДСШ-14, ДВСШ-16 (ХЗТСШ). Производство Т-16, ДТ-24, Т-26 на Владимирском заводе, Т-28Х3, Т-28Х4 на Ташкентском заводе, МТЗ-2, МТЗ-5, МТЗ-7 на Минском заводе, ЮМЗ-6Л/6М на Днепропетровском. Новые поколения машин – Т-40 (ЛТЗ), МТЗ-50, МТЗ-52 (МТЗ), Т-75, Т-74 (ХТЗ), Т4, Т4А (АТЗ), ДТ-75, ДТ-75М (ВгТЗ). Пахотные тракторы К-700, Т-150, Т-150К. Универсально-пропашные Т-25, Т-25А (ХТЗ), МТЗ-80, МТЗ-82 (МТЗ). Новые поколения машин: МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-1221 (МТЗ), ДТ-175С, ДТ-175М, ВТ-100 (ВгТЗ), ХТЗ-120, ХТЗ-121, ХТЗ-2511 (ХТЗ), Т-170 (ЧТЗ), ЛТЗ-55А, ЛТЗ-155 (ЛТЗ). Годы застоя. Падение производства, ликвидация заводов. Импорт тракторов. Совместные производства.

5.4. Основные тенденции развития тракторостроения: Создание гаммы мощностной категории машин. Постоянный рост мощности и улучшение показателей двигателей. Экологичность. Рост числа передач и скоростей. Гидрооборудование. Увеличение навесоспособности и оборудованности ВОМами. Увеличение доли машин с четырьмя ведущими колесами. Дисковые тормоза, охлаждаемые маслом. Электроника. Прогрессивные материалы. Дизайн, эргономика и эстетика. Сертификация.

ИТОГИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студенты должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

Студент должен знать:

– основы организации учебного процесса в вузе;

– основные положения квалификационной характеристики специалиста;

– основные понятия о специальности;

– объекты профессиональной деятельности специалиста;

– историю двигателестроения, автотракторостроения в России и тенденции развития мирового тракторостроения.

Студент должен уметь:

– работать с учебным материалом;

– защищать отчеты по лабораторным работам, семестровые работы;

– анализировать основные исторические этапы развития конструкторской деятельности;

– анализировать основные исторические этапы развития двигателестроения, автомобиле- и тракторостроения в России;

– анализировать основные тенденции развития мирового тракторостроения.

Студент должен иметь навыки:

– работы с учебным материалом;

– защиты отчетов по лабораторным работам, семестровых работ;

– анализа основных исторических этапов развития конструкторской деятельности;

– анализа основных исторических этапов развития двигателестроения, автомобиле- и тракторостроения в России;

– анализа основных тенденций развития мирового тракторостроения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Элементы структуры вуза

Главное назначение всех видов образовательных заведений – образование, воспитание, обучение. Так определяют их цель государственные образовательные стандарты и другие нормативные правовые акты Правительства России. Обучение специалистов инженерных направлений сопряжено с необходимостью дать им широкую систему знаний и умений. За пять лет учебы студент осваивает свыше 60 разных дисциплин. Изучение каждой из них имеет свои сложности.

Образовательный процесс в высшем учебном заведении – это целенаправленная деятельность pyководящего, профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, студентов, обеспечивающая подготовку квалифицированных специалистов для народного хозяйства России по специальностям и квалификациям, предусмотренным рабочим и учебными планами.

Высшее учебное заведение функционирует как единый учебно-научный комплекс при участии всех его подразделений в обучении студентов и организации образовательного процесса, а также исполнению ими решений Ученого совета вуза и его ректора.

Факультет – структурное учебное подразделение вуза, непосредственно подчиненное ректору вуза, а также проректорам по курируемым ими направлениям деятельности. Факультет обеспечивает реализацию образовательных программ профессионального высшего образования по определенному набору родственных специальностей. Реализация образовательных программ профессионального высшего образования осуществляется на факультете в течение 5 лет и предусматривает итоговую аттестацию выпускников государственной комиссией.

Основным учебным подразделением факультета является кафедра. Кафедра возглавляется заведующим, имеющим, как правило, ученое звание профессора и ученую степень доктора наук. В состав кафедры входят профессора, доценты, старшие преподаватели, старшие и младшие научные сотрудники, аспиранты, старшие лаборанты, учебно-вспомогательный персонал, установленный штатным расписанием.

Основные функции кафедры:

1) проведение лекций, лабораторных, практических и семинарских занятий, руководство всеми видами практик, самостоятельной работой студентов, проведение курсовых экзаменов и зачетов;

2) организация воспитательной работы со студентами;

3) разработка и представление на утверждение в установленном порядке учебных программ;

4) подготовка учебников, учебных пособий, учебно-методических руководств и наглядных пособий;

5) проведение научно-исследовательской работы, привлечение студентов к проведению учебно-исследовательской и научно-исследова-тельской работы, внедрение в практику результатов этих работ;

6) пропаганда научных знаний;

7) подготовка научно-педагогических кадров и повышение квалификации преподавателей.

 

5.2. Права и обязанности студентов. Учебный распорядок

Права и обязанности студентов и других обучающихся в вузе определяются законодательством Российской Федерации, Уставом вуза и иными предусмотренными Уставом локальными актами. Поведение и дисциплина студентов регламентируется правилами внутреннего распорядка вуза.

Студенты имеют право:

– получать образование в соответствии с государственным образовательным стандартом по избранной специальности (направлению) подготовки;

– определять по согласованию с деканом набор дисциплин обучения специальности, направлению в пределах, установленных учебным планом;

– участвовать через ученые советы институтов и вуза в общественных организациях, в решении важнейших вопросов деятельности вуза;

– бесплатно пользоваться библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза;

– избирать и быть избранным в Ученый совет вуза (факультета);

– осваивать, помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям), другие учебные дисциплины, преподаваемые в вузе на платной основе по договору, а также преподаваемые в других вузах (по согласованию между их руководителями);

– досрочно сдавать экзамены и зачеты при выполнении всех требований, предусмотренных учебной программой данной дисциплины;

– принимать участи в научно-исследовательской работе и других видах деятельности, определенных Уставом;

– представлять свои работы для публикации;

– завершать образование в сокращенные сроки по индивидуальному плану без изменения обязательной программы обучения и требований к специалистам соответствующей квалификации;

– в индивидуальном порядке переходить с платного обучения на бесплатное по решению ректора вуза при наличии свободных мест;

– обжаловать приказы и распоряжения администрации в установленном законом Российской Федерации порядке;

– пользоваться бесплатно лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальными залами, библиотеками, вычислительными центрами и другими учебными и учебно-вспомогательными учреждениями, а также спортивными базами, сооружениями, спортивным инвентарем и другим имуществом, принадлежащим вузу;

– участвовать в научно-исследовательской работе, организуемой высшим учебным заведением и научным студенческим обществом;

– участвовать через общественные организации в обсуждении вопросов совершенствования учебного процесса, воспитательной работы, а также вопросов успеваемости, трудовой и учебной дисциплины студентов, назначения стипендий, распределения мест в общежитиях и других вопросов, связанных с учебой и бытом студентов.

Студенты участвуют в общественной жизни коллектива вуза, в работе спортивных секций, творческих научно-технических кружков, студенческих клубов, в художественной самодеятельности.

Студенты обязаны:

– систематически и глубоко овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности;

– овладевать теорией и повышать свой научный и культурный уровень;

– приобретать навыки организации массовой и воспитательной работы;

– посещать обязательные учебные занятия и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами;

– активно участвовать в общественно-полезном труде;

– соблюдать принципы морали, нравственности и правила общежития;

– выполнять правила внутреннего распорядка высшего учебного заведения и студенческого общежития.

Нарушение указанных норм может повлечь наказание вплоть до отчисления из вуза.

За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе для студентов могут устанавливаться различные формы морального и материального поощрения. Выбор формы материального поощрения осуществляется ректором в пределах имеющихся в вузе внебюджетных средств.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента вуза после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) отпуска по беременности и родам.

Студенты участвуют в пропаганде научных знаний, а также в общественных мероприятиях, проводимых высшим учебным заведением среди населения.

При неявке на занятия по уважительным причинам студент обязан не позднее чем на следующий день поставить об этом в известность декана факультета и в первый день явки в учебное заведение объяснить причины пропуска занятий, в случае болезни студент представляет в деканат факультета справку установленного образца.

Студенты обязаны бережно и аккуратно относиться к собственности вуза (инвентарю, учебным пособиям, книгам, приборам и др.).

Каждому студенту при его зачислении в высшее учебное заведение вручается студенческий билет. Билет выдается на все время обучения. При выбытии из вуза студент сдает билет в отдел кадров, и его присоединяют к личной карточке студента.

В случае утери студенческого билета ректор может наложить на студента дисциплинарное взыскание и дать указание о выдаче нового билета (с отметкой «дубликат»). Дубликат студенческого билета сохраняет номер утерянного студенческого билета.

Каждому вновь принятому в вуз студенту выдается зачетная книжка установленного образца. Зачетная книжка выдается на все время пребывания студента в вузе.

В зачетную книжку обязательно заносятся результаты всех семестровых испытаний по практическим занятиям и производственной практике (экзаменов и зачетов) за все годы обучения, а также результаты сдачи государственных экзаменов или защиты дипломных проектов за подписями лиц, проводивших экзамены (принимавших зачеты).

По окончании вуза студент сдает зачетную книжку декану факультета, и со сделанными в ней отметками о выдаче диплома и направлении окончившего вуз студента на работу ее присоединяют к личному делу.

 

Работа с учебным материалом

Работа студента с учебным материалом представляет собой сложный процесс. В вузе объем и сложность материала, предназначенного для усвоения в единицу времени, намного больше, чем в средней школе. Поэтому студент должен активнее, чем школьник, участвовать в образовательном процессе.

Особая роль в этом процессе отводится конспектированию. Конспектирование необходимо, чтобы иметь при себе тот лекционный материал, который еще не вошел в учебники, а также материал печатных работ, к которым нет постоянного доступа.

 

Конспектирование лекций

 

Одним из основных видов учебных занятий является лекция. Лекции надо уметь слушать и конспектировать. Основная задача при слушании лекции – учиться мыслить, понимать идеи, излагаемые лектором. При конспектировании лекции активизируется не только зрительная и слуховая, но и моторная память. Установлено, что студенты, ведущие конспекты, лучше усваивают материал, меньше устают. Результат усвоения лекции во многом зависит от подготовленности студента, от того, как усвоен материал предыдущих лекций. Слушать лекции нужно внимательно, не отвлекаясь, не думая о постороннем.

При конспектировании следует соблюдать ряд правил:

– для каждого курса лекций необходимо иметь отдельную тетрадь;

– записывать излагаемое лектором надо не дословно, а понимая смысл, изложить материал своими словами;

– теоремы (определения), формулировки законов, выводы целесообразно записывать полностью;

– на каждой странице конспекта нужно иметь поле для пометок;

– для повышения скорости записи необходимо пользоваться сокращениями слов и выражений, условными знаками; каждый студент может разработать собственную систему сокращений;

– надо научиться быстро и четко делать чертежи, рисунки, графики, использовать для этого цветные карандаши или многоцветные ручки;

– целесообразно выделять главы и разделы, подчеркивать основное.

С конспектом лекций нужно работать. Прежде всего, следует привести конспект в порядок, восстановить опущенные лектором преобразования, выправить чертежи, проверить сомнительные места и т.д.

Эту работу лучше провести прямо в день лекции, пока ее содержание еще свежо в памяти. Конспект не заменяет учебник, а помогает выбрать из него основное. Поэтому нужно изучать не только учебник, но и дополнительную литературу. Целесообразно дополнять конспект выписками из проработанных книг, указывая источник, из которого сделаны выписки. При проработке материала наибольшее внимание следует уделить трудному материалу. Самое главное – осмысливание материала, размышление над ним.

Конспектирование лекций предполагает смысловое переконструирование информации, в результате чего рождаются собственные мысли. Это шаг к творчеству, то есть к высшему уровню усвоения. Чаще всего к старшим курсам студент самостоятельно осваивает приемы работы с учебным материалом. Конспектирование представляет собой как бы сжатие информации с обеспечением отсутствия потерь при последующем ее развертывании. При этом необходимо максимально облегчить и задачу запоминания.

В процессе прослушивания речи преподавателя или чтении текста нужно постоянно принимать решение о том, что подлежит записи, а что не имеет смысла записывать. В высказываниях имеется материал, так или иначе известный студенту, который дается для сохранения логической последовательности или в расчете на менее информированного человека. Встречается материал, лишь косвенно относящийся к делу. Надо взять за правило записывать только новое и только необходимое, хотя есть соблазн фиксировать полностью и известные подробности, и детали высказываний, имеющие косвенное отношение к предмету.

Для сокращения записей и большей наглядности можно применять частичную схематизацию. К формам частичной схематизации можно отнести и выделение в тексте элементов, несущих наиболее важную смысловую нагрузку цветом или рамкой. Такое выделение предполагает легкость нахождения нужного элемента без прочтения всего текста. Времени на запоминание текста при заучивании затрачивается меньше, ибо такое выделенное ключевое слово или фраза мгновенно восстанавливает в памяти остальные части.

Применение схематизации придает каждой странице конспекта свой, присущий только ей, одномоментно схватываемый облик, структуру, которая облегчит запоминание. При подготовке к экзаменам по конспектам усилий на припоминание и запоминание тратится меньше.

В процессе конспектирования необходимо прибегать к сокращению отдельных слов и словосочетаний. Сокращения эти должны легко прочитываться. Прежде всего, следует приучить себя применять принятые сокращения: «кг» вместо «килограмм», «м» вместо «метр». Но этого все-таки мало. Сокращать можно и нужно многие слова. В первую очередь часто встречающиеся, затем наиболее характерные для данной дисциплины и просто хорошо поддающиеся сокращению слова. Информативную основную нагрузку несет начало слова и согласные. Поэтому, например, слово «коэффициент» можно дать как «коэф.», или «кфцнт», или «кфц». Если расшифровка сокращения трудна, то имеет смысл несколько раз в тексте рядом с сокращенной записью тут же расшифровать ее в скобках, пока принятое сокращение не запомнится.

Устойчивые словосочетания принято сокращать по первым буквам. В технически дисциплинах встречаются такие принятые сокращения: ДВС, КПД и т. д. Целесообразно, однако, не удовлетворяться уже вошедшими в обиход словами, а работать над своим словарём подобных сокращений.

 

Студенческие стипендии

Студентов, успевающих на «хорошо» и «отлично», обеспечивают стипендией в установленном размере.

Ректору вуза по представлению декана факультета дано право лишать студентов стипендии за нарушение дисциплины и наличие текущей академической задолженности. В случае особой необходимости ректору вуза дано право назначать студентам единовременное пособие. Наиболее активные студенты, успешно сочетающие отличную учебу с научной работой, представляются на назначение именных стипендий. Стипендии назначают студентам высших учебных заведений с учетом их успеваемости и участия в научной работе, в первую очередь имеющим отличные и хорошие оценки. Студентам, получившим по результатам экзаменационной сессии отличные оценки по всем предметам и проявившим себя в общественной работе, размер стипендии может быть повышен. Ректоры вузов при участии декана могут в отдельных случаях назначать студентам, имеющим только отличные и хорошие оценки по результатам экзаменационной сессии и проявившим себя в общественной и научно-технической работе, повышенную стипендию.

Стипендиальные комиссии организуются под председательством декана или его заместителя сроком на один год. Студентам 1 курса стипендии в первом семестре назначают с учетом оценок, полученных на вступительных экзаменах в обычном размере. Во втором и последующих семестрах стипендии назначают с первого числа следующего за экзаменационной сессией месяца. Студентам, получившим неудовлетворительные оценки и пересдавшим экзамены по этим дисциплинам после экзаменационной сессии, стипендию не назначают независимо от того, какие оценки они получили.

Студентам, получившим неудовлетворительные оценки и пересдавшим экзамены по этим дисциплинам в период экзаменационной сессии, стипендию назначают на общих основаниях.

Студенту вуза, сдавшему курсовые экзамены с оценкой «отлично» не менее чем по 75 % всех дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам – с оценкой «хорошо» и сдавшему государственные экзамены с оценкой «отлично», а также проявившему себя в научной и общественной работе, выдается диплом с отличием.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Тракторы и автомобили. Конструкция: учеб. пособие / О. И. Поливаев [и др.]; под ред. О. И. Поливаева. – М.: КноРус, 2010. – 252 с.

2. Технология тракторостроения: учеб. для студ. вузов / А. В. Победин [и др.]; под ред. А. В. Победина; ВолгГТУ. – Волгоград: ВолгГТУ, 2011. – 476 с.

3. Родичев, В. А. Тракторы и автомобили: Двигатель, шасси, оборудование, электрооборудование: учеб. для учеб. завед. начал. профес. образов. / В. А. Родичев, Г. И. Родичева. – М.: Колос, 2000. – 335 с.

4. Тракторы: конструкция: учебник / под общ. ред. И. П. Ксеневича, В. М. Шарипова. – М.: Машиностроение, 2000. – 821 с.

5. Специальное рабочее оборудование наземных транспортных средств для трубопроводного транспорта. Часть 1: учеб. пособие / Шевчук В.П., Шеховцов В.В., Ляшенко М.В., Победин А.В. – Волгоград, 2009.

6. Специальное рабочее оборудование наземных транспортных средств для трубопроводного транспорта. Часть 2: учеб. пособие / Шевчук В.П., Шеховцов В.В., Ляшенко М.В., Победин А.В. – Волгоград, 2009.

7. Планетарные коробки передач / В.М. Шарипов и др. Под общ. ред. В.М. Шарипова. – М.: МГТУ «МАМИ», 2000.

8. http://amastercar.ru/articles/engine_ustroistvo.shtml

9. http://amastercar.ru/articles/engine_ustroistvo.shtml

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Двигатель_внутреннего_сгорания

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Двигатель_внутреннего_сгорания

12. https://yandex.ru/images/search?text=Двигатели.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Устройство_трактора.

14. http://www.stroyteh.ru/wiki/%D3%F1%F2%F0%EE%E9%F1%F2%E2%EE+%F2%F0%E0%EA%F2%EE%F0%E0

15. http://www.ya-fermer.ru/osnovnye-chasti-traktora

16. http://ppt4web.ru/tekhnologija/klassifikacija-i-obshhee-ustrojjstvo-traktorov.html

17. http://otherreferats.allbest.ru/transport/00167437_0.html

18. https://yandex.ru/images/search?text=Тракторы.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

19. http://amastercar.ru/articles/auto_repair_device.shtml

20. http://znanieavto.ru

21. https://market.yandex.ru/search.xml?clid=545&cvredirect=0&text=автомобили.%20устройство

22. http://unit-car.com/ustroystvo.html

23. http://1avtorul.ru/ustrojstvo-avtomobilya.html

24. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Устройство_автомобиля

25. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Устройство_автомобиля

26. http://ustroistvo-avtomobilya.ru/traktora/promy-shlenny-e-modifikatsii-kolesny-h-traktorov/

27. https://yandex.ru/images/search?text=Промышленные%20тракторы.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

28. http://stroy-technics.ru/article/klassifikatsiya-selskokhozyaistvennykh-traktorov

29. http://www.studfiles.ru/preview/3822205/page:7/

30. https://yandex.ru/images/search?text=Сельскохозяйственные%20тракторы.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

31. http://znanieavto.ru/mufta/mufta-scepleniya.html

32. http://felisov.ru/trans/sceplenie.html

33. https://yandex.ru/images/search?text=Муфты%20сцепления.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

34. http://avtomotospec.ru/poleznoe/ustrojstvo-mexanicheskoj-korobki-peredach-i-princip-ee-raboty.html

35. http://amastercar.ru/articles/transmission_of_car_6.shtml

36. http://systemsauto.ru/box/mkpp.html

37. https://yandex.ru/images/search?text=Коробка%20передач.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

38. http://ustroistvo-avtomobilya.ru/transmissiya/ustrojstvo-kardannoj-peredachi/

39. http://autoustroistvo.ru/transmissiya/kardannaya-peredacha/

40. https://yandex.ru/images/search?text=Карданная%20передача.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

41. http://tezcar.ru/u-glav-peredacha.html

42. https://yandex.ru/images/search?text=Главная%20передача.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

43. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дифференциал_(механика)

44. https://yandex.ru/images/search?text=Дифференциал.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

45. http://vunivere.ru/work24593

46. http://ustroistvo-avtomobilya.ru/traktora/mehanizmy-povorota-gusenichny-h-traktorov/

47. http://www.studfiles.ru/preview/4692915/

48. https://yandex.ru/images/search?text=Планетарный%20механизм%20поворота.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

49. http://www.ngpedia.ru/id246780p1.html

50. http://ga-avto.ru/traktor/50.html

51. https://yandex.ru/images/search?text=Конечная%20передача.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

52. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гусеничный_движитель

53. http://studopedia.ru/4_17460_naznachenie-obshchee-ustroystvo-gusenichnogo-dvizhitelya-hodovoy-chasti-bmp--bmp-.html

54. https://yandex.ru/images/search?text=Гусеничный%20движитель.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

55. http://www.mami.ru/storage/files/kaf/auto/books/46.pdf

56. http://stroy-technics.ru/article/podveska-gusenichnogo-traktora

57. https://yandex.ru/images/search?text=Подвеска%20остова.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

58. https://yandex.ru/images/search?text=Снегоболотоходы.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

59. https://yandex.ru/images/search?text=Карьерные%20самосвалы.%20Устройство&stype=image&lr=38&noreask=1&source=wiz

60. https://yandex.ru/images/search?text=Экскаваторы.%20Устройство

61. https://yandex.ru/images/search?text=Погрузчики.%20Устройство

62. https://yandex.ru/images/search?text=Автогрейдеры.%20Устройство

63. https://yandex.ru/images/search?text=Автокраны.%20Устройство

64. https://yandex.ru/images/search?text=Харвестеры.%20Устройство

65. https://yandex.ru/images/search?text=Форвардеры.%20Устройство



Виктор Викторович Шеховцов

Михаил Вольфредович Ляшенко

СОДЕРЖАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

1.1. Структура вуза: Структурные подразделения вуза – ректорат, факультет, кафедра, институт, лаборатория. Функции деканата. Расписание и виды учебных занятий. Учебный поток, учебная группа. Куратор группы. Права и обязанности старосты группы. Права и обязанности студентов.

1.2. Работа с учебным материалом: Конспектирование лекций. Рекомендации по конспектированию. Проработка материала лекций. Запоминание и усвоение учебного материала. Рекомендуемые приемы, облегчающие усвоение и запоминание.

1.3. Аттестация учебной работы студентов: Рейтинговая система оценки знаний студентов. Устный опрос. Собеседование. Защита лабораторных, семестровых и курсовых работ, курсовых и дипломных проектов. Контрольная неделя. Зачет. Экзамен. Требования к подготовленности студентов. Порядок сдачи и пересдачи задолженностей. Отчисление студентов из вуза.

1.4. Студенческие стипендии: Порядок назначения и лишения стипендий. Социальные стипендии. Повышенные стипендии. Стипендии Президента РФ, Правительства РФ, Областной думы и иные. Условия получения диплома с отличием.

2. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА

2.1. Объекты профессиональной деятельности специалиста: Объекты профессиональной деятельности. Характеристика профессиональной деятельности специалиста: проектно-конструкторской, производственно-тех-нологической, организационно-управленческой, научно-исследовательс-кой, ремонта и технического обслуживания. Профессиональные задачи в каждом из этих видов деятельности.

2.2. Квалификационные требования к специалисту: Квалификационные требования к специалисту в области проектирования, информационного обслуживания, организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению, техническому контролю и авторскому надзору.

2.3. Общие требования к образованности инженера: Знание основных учений гуманитарных и социально-экономических наук. Знание этических и правовых норм. Владение культурой мышления. Умение организовать свой труд и вести здоровый образ жизни. Понимание сути общественных процессов. Формирование политических взглядов. Формирование качеств интеллигентности.

3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Исторические этапы конструкторской деятельности: Экскурс в историю проектирования и конструирования. Конструктор-одиночка. Появление моделей, эскизов и чертежей. Возникновение и развитие конструкторских коллективов. Появление и развитие средств автоматизации проектирования.

3.2. Особенности конструкторской деятельности: Ужесточение требований к функциональным и потребительским качествам машин. Моральный износ изделий. Роль и задачи инженера-конструктора в создании новых машин. Роль научно-исследовательской деятельности проектировщика. Требования к подготовленности и постоянному профессиональному росту конструктора.

3.3. Этапы разработки новой техники: Фундаментальные исследования. Научно-исследовательские работы. Опытно-конструкторские работы. Опытный образец, опытная партия машин. Испытания и доработка новой техники.

4. ОБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

4.1. Общее устройство колесных и гусеничных машин: Общее устройство колесной машины. Общее устройство гусеничной машины. Отличия в конструкциях колесных и гусеничных машин. Колесная ходовая часть, гусеничная ходовая часть – особенности устройства, достоинства и недостатки. Трансмиссии колесных и гусеничных машин – особенности устройства, достоинства и недостатки. Особенности управления колесными и гусеничными машинами, устройство систем управления.

4.2. Основные узлы и агрегаты трансмиссий колесных и гусеничных машин: Виды и принцип действия двигателей. Муфты сцепления – назначение, устройство и работа. Карданные передачи – назначение и устройство. Коробки передач – назначение, разновидности, способы переключения передач. Главная передача – назначение и разновидности. Дифференциал – назначение, разновидности, устройство и работа. Планетарный механизм поворота – устройство и работа. Многодисковая фрикционная муфта поворота. Конечная передача – назначение, разновидности и работа. Тормоза – назначение, разновидности и работа.

4.3. Основные узлы ходовых частей колесных и гусеничных машин: Шины – разновидности и устройство. Одноосные и многоосные колесные машины. Подвеска ведомых и ведущих мостов – схемы, используемые упругие элементы, демпферы и стабилизаторы. Гусеничный обвод – устройство и работа. Разновидности гусеничных цепей, гребневое и цевочное зацепления. Передний и задний привод. Механизм натяжения гусеницы. Жесткая, полужесткая и эластичная подвеска остова.

5. ИСТОРИЯ АВТОТРАКТОРОСТРОЕНИЯ В РОССИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ

5.1. История создания двигателей и науки о них: Паровой двигатель. Двухтактный двигатель Ленуара на светильном газе. Четырехтактный двигатель Н. Отто. Бензиновый двигатель Брайтона. Двигатели Г. Даймлера, К. Бенца и Г. Форда. Двигатель Рудольфа Дизеля. Российский двигатель И.С. Костовича. Разработки российских ученых Г.В. Тринклера и Я.В. Мамина. Труды по тепловому расчету двигателя В.И. Гриневецкого. Теория рабочего процесса в трудах российских ученых Н.Р. Бриллинга, Е.К. Мазинга, Б.С. Стечкина, А.С. Орлина, Д.Н. Вырубова, В.Н. Болтинского, Н.С. Ждановского, И.М. Ленина, М.Г. Круглова. Появление и развитие конструкций ДВС с турбонаддувом.

5.2. История отечественного автомобилестроения: Первый российский автомобиль Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе. Первое серийное производство на заводе Лесснера в Санкт-Петербурге. Появление заводов в Москве, Смоленске, Ростове-на-Дону, Орле и Одессе. Русско-Балтийский вагонный завод в Риге. Автомобилестроение во время первой мировой войны. Мелкосерийное производство на заводах в Москве и Ярославле. Программа «социалистической индустриализации», начало массового производства автомобилей в СССР. Заводы в Москве и Горьком, автомобили АМО-3, ГАЗ-А. Начало производства ЗИС-5. Автомобилестроение во время Великой отечественной войны. Появление заводов в Ульяновске и Миассе. Начало выпуска ГАЗ-51 и М20 «Победа», ГАЗ-63, ГАЗ-69 и ГАЗ-12. Освоение производства Московским автозаводом марок ЗИС-150, ЗИС-154, ЗИС-110 и ЗИС-151. Выпуск автомобилей большой грузоподъемности на ЯАЗе. Начало производства легковых автомобилей «Москвич-401». Появление заводов в Минске (МАЗ) и Кутаиси (КАЗ). Новые поколения машин на ГАЗе, ЗИЛе, МАЗе, ЯАЗе, УРАЛе, КАЗе. Новые машины ПАЗ-652, ЛАЗ-695Б, РАФ-10 «Латвия», ЛиАЗ-158, БелАЗ-525 и БелАЗ-540. Завод в Кременчуге, выпуск КрАЗ-219 и КрАЗ-222. Завод в Запорожье, выпуск ЗАЗ-965 «Запорожец». Модернизированные модели в 1960-1966 годах. Бум 70-х годов. Постройка ВАЗа и КамАЗа. 80-е годы – годы застоя. «Шоковая терапия» 1991-1994 годов. Падение производства. Импорт подержанных иномарок. Отверточная сборка. Внедрение импортных технологий и конструкций.

5.3. История отечественного тракторостроения: Трактор Ф.А. Блинова. Проекты Д.А. Загряжского и С. Маевского. «Русский трактор» конструкции Я.В. Мамина. «Коломенец-1», «Запорожец». Тракторы «Карлик» и «Гном» Я.В. Мамина. Г-50, Г-75 и З-90 Харьковского паровозоремонтного завода. «Фордзон-Путиловец», СХТЗ-15/30, «Универсал». Тракторы ЧТЗ С-60, С-65. Пахотный трактор СХТЗ-НАТИ. КД-35, КДП-35, Т-38 Липецкого завода. Тракторы ДТ-54, ДТ-54А (СТЗ, ХТЗ, АТЗ). Производство ХТЗ-7, ДТ-14, ДТ-20 на ХТЗ. Самоходные шасси ДСШ-14, ДВСШ-16 (ХЗТСШ). Производство Т-16, ДТ-24, Т-26 на Владимирском заводе, Т-28Х3, Т-28Х4 на Ташкентском заводе, МТЗ-2, МТЗ-5, МТЗ-7 на Минском заводе, ЮМЗ-6Л/6М на Днепропетровском. Новые поколения машин – Т-40 (ЛТЗ), МТЗ-50, МТЗ-52 (МТЗ), Т-75, Т-74 (ХТЗ), Т4, Т4А (АТЗ), ДТ-75, ДТ-75М (ВгТЗ). Пахотные тракторы К-700, Т-150, Т-150К. Универсально-пропашные Т-25, Т-25А (ХТЗ), МТЗ-80, МТЗ-82 (МТЗ). Новые поколения машин: МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-1221 (МТЗ), ДТ-175С, ДТ-175М, ВТ-100 (ВгТЗ), ХТЗ-120, ХТЗ-121, ХТЗ-2511 (ХТЗ), Т-170 (ЧТЗ), ЛТЗ-55А, ЛТЗ-155 (ЛТЗ). Годы застоя. Падение производства, ликвидация заводов. Импорт тракторов. Совместные производства.

5.4. Основные тенденции развития тракторостроения: Создание гаммы мощностной категории машин. Постоянный рост мощности и улучшение показателей двигателей. Экологичность. Рост числа передач и скоростей. Гидрооборудование. Увеличение навесоспособности и оборудованности ВОМами. Увеличение доли машин с четырьмя ведущими колесами. Дисковые тормоза, охлаждаемые маслом. Электроника. Прогрессивные материалы. Дизайн, эргономика и эстетика. Сертификация.

ИТОГИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студенты должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

Студент должен знать:

– основы организации учебного процесса в вузе;

– основные положения квалификационной характеристики специалиста;

– основные понятия о специальности;

– объекты профессиональной деятельности специалиста;

– историю двигателестроения, автотракторостроения в России и тенденции развития мирового тракторостроения.

Студент должен уметь:

– работать с учебным материалом;

– защищать отчеты по лабораторным работам, семестровые работы;

– анализировать основные исторические этапы развития конструкторской деятельности;

– анализировать основные исторические этапы развития двигателестроения, автомобиле- и тракторостроения в России;

– анализировать основные тенденции развития мирового тракторостроения.

Студент должен иметь навыки:

– работы с учебным материалом;

– защиты отчетов по лабораторным работам, семестровых работ;

– анализа основных исторических этапов развития конструкторской деятельности;

– анализа основных исторических этапов развития двигателестроения, автомобиле- и тракторостроения в России;

– анализа основных тенденций развития мирового тракторостроения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Элементы структуры вуза

Главное назначение всех видов образовательных заведений – образование, воспитание, обучение. Так определяют их цель государственные образовательные стандарты и другие нормативные правовые акты Правительства России. Обучение специалистов инженерных направлений сопряжено с необходимостью дать им широкую систему знаний и умений. За пять лет учебы студент осваивает свыше 60 разных дисциплин. Изучение каждой из них имеет свои сложности.

Образовательный процесс в высшем учебном заведении – это целенаправленная деятельность pyководящего, профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, студентов, обеспечивающая подготовку квалифицированных специалистов для народного хозяйства России по специальностям и квалификациям, предусмотренным рабочим и учебными планами.

Высшее учебное заведение функционирует как единый учебно-научный комплекс при участии всех его подразделений в обучении студентов и организации образовательного процесса, а также исполнению ими решений Ученого совета вуза и его ректора.

Факультет – структурное учебное подразделение вуза, непосредственно подчиненное ректору вуза, а также проректорам по курируемым ими направлениям деятельности. Факультет обеспечивает реализацию образовательных программ профессионального высшего образования по определенному набору родственных специальностей. Реализация образовательных программ профессионального высшего образования осуществляется на факультете в течение 5 лет и предусматривает итоговую аттестацию выпускников государственной комиссией.

Основным учебным подразделением факультета является кафедра. Кафедра возглавляется заведующим, имеющим, как правило, ученое звание профессора и ученую степень доктора наук. В состав кафедры входят профессора, доценты, старшие преподаватели, старшие и младшие научные сотрудники, аспиранты, старшие лаборанты, учебно-вспомогательный персонал, установленный штатным расписанием.

Основные функции кафедры:

1) проведение лекций, лабораторных, практических и семинарских занятий, руководство всеми видами практик, самостоятельной работой студентов, проведение курсовых экзаменов и зачетов;

2) организация воспитательной работы со студентами;

3) разработка и представление на утверждение в установленном порядке учебных программ;

4) подготовка учебников, учебных пособий, учебно-методических руководств и наглядных пособий;

5) проведение научно-исследовательской работы, привлечение студентов к проведению учебно-исследовательской и научно-исследова-тельской работы, внедрение в практику результатов этих работ;

6) пропаганда научных знаний;

7) подготовка научно-педагогических кадров и повышение квалификации преподавателей.

 

5.2. Права и обязанности студентов. Учебный распорядок

Права и обязанности студентов и других обучающихся в вузе определяются законодательством Российской Федерации, Уставом вуза и иными предусмотренными Уставом локальными актами. Поведение и дисциплина студентов регламентируется правилами внутреннего распорядка вуза.

Студенты имеют право:

– получать образование в соответствии с государственным образовательным стандартом по избранной специальности (направлению) подготовки;

– определять по согласованию с деканом набор дисциплин обучения специальности, направлению в пределах, установленных учебным планом;

– участвовать через ученые советы институтов и вуза в общественных организациях, в решении важнейших вопросов деятельности вуза;

– бесплатно пользоваться библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза;

– избирать и быть избранным в Ученый совет вуза (факультета);

– осваивать, помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям), другие учебные дисциплины, преподаваемые в вузе на платной основе по договору, а также преподаваемые в других вузах (по согласованию между их руководителями);

– досрочно сдавать экзамены и зачеты при выполнении всех требований, предусмотренных учебной программой данной дисциплины;

– принимать участи в научно-исследовательской работе и других видах деятельности, определенных Уставом;

– представлять свои работы для публикации;

– завершать образование в сокращенные сроки по индивидуальному плану без изменения обязательной программы обучения и требований к специалистам соответствующей квалификации;

– в индивидуальном порядке переходить с платного обучения на бесплатное по решению ректора вуза при наличии свободных мест;

– обжаловать приказы и распоряжения администрации в установленном законом Российской Федерации порядке;

– пользоваться бесплатно лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальными залами, библиотеками, вычислительными центрами и другими учебными и учебно-вспомогательными учреждениями, а также спортивными базами, сооружениями, спортивным инвентарем и другим имуществом, принадлежащим вузу;

– участвовать в научно-исследовательской работе, организуемой высшим учебным заведением и научным студенческим обществом;

– участвовать через общественные организации в обсуждении вопросов совершенствования учебного процесса, воспитательной работы, а также вопросов успеваемости, трудовой и учебной дисциплины студентов, назначения стипендий, распределения мест в общежитиях и других вопросов, связанных с учебой и бытом студентов.

Студенты участвуют в общественной жизни коллектива вуза, в работе спортивных секций, творческих научно-технических кружков, студенческих клубов, в художественной самодеятельности.

Студенты обязаны:

– систематически и глубоко овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности;

– овладевать теорией и повышать свой научный и культурный уровень;

– приобретать навыки организации массовой и воспитательной работы;

– посещать обязательные учебные занятия и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами;

– активно участвовать в общественно-полезном труде;

– соблюдать принципы морали, нравственности и правила общежития;

– выполнять правила внутреннего распорядка высшего учебного заведения и студенческого общежития.

Нарушение указанных норм может повлечь наказание вплоть до отчисления из вуза.

За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе для студентов могут устанавливаться различные формы морального и материального поощрения. Выбор формы материального поощрения осуществляется ректором в пределах имеющихся в вузе внебюджетных средств.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента вуза после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) отпуска по беременности и родам.

Студенты участвуют в пропаганде научных знаний, а также в общественных мероприятиях, проводимых высшим учебным заведением среди населения.

При неявке на занятия по уважительным причинам студент обязан не позднее чем на следующий день поставить об этом в известность декана факультета и в первый день явки в учебное заведение объяснить причины пропуска занятий, в случае болезни студент представляет в деканат факультета справку установленного образца.

Студенты обязаны бережно и аккуратно относиться к собственности вуза (инвентарю, учебным пособиям, книгам, приборам и др.).

Каждому студенту при его зачислении в высшее учебное заведение вручается студенческий билет. Билет выдается на все время обучения. При выбытии из вуза студент сдает билет в отдел кадров, и его присоединяют к личной карточке студента.

В случае утери студенческого билета ректор может наложить на студента дисциплинарное взыскание и дать указание о выдаче нового билета (с отметкой «дубликат»). Дубликат студенческого билета сохраняет номер утерянного студенческого билета.

Каждому вновь принятому в вуз студенту выдается зачетная книжка установленного образца. Зачетная книжка выдается на все время пребывания студента в вузе.

В зачетную книжку обязательно заносятся результаты всех семестровых испытаний по практическим занятиям и производственной практике (экзаменов и зачетов) за все годы обучения, а также результаты сдачи государственных экзаменов или защиты дипломных проектов за подписями лиц, проводивших экзамены (принимавших зачеты).

По окончании вуза студент сдает зачетную книжку декану факультета, и со сделанными в ней отметками о выдаче диплома и направлении окончившего вуз студента на работу ее присоединяют к личному делу.

 

Работа с учебным материалом

Работа студента с учебным материалом представляет собой сложный процесс. В вузе объем и сложность материала, предназначенного для усвоения в единицу времени, намного больше, чем в средней школе. Поэтому студент должен активнее, чем школьник, участвовать в образовательном процессе.

Особая роль в этом процессе отводится конспектированию. Конспектирование необходимо, чтобы иметь при себе тот лекционный материал, который еще не вошел в учебники, а также материал печатных работ, к которым нет постоянного доступа.

 

Конспектирование лекций

 

Одним из основных видов учебных занятий является лекция. Лекции надо уметь слушать и конспектировать. Основная задача при слушании лекции – учиться мыслить, понимать идеи, излагаемые лектором. При конспектировании лекции активизируется не только зрительная и слуховая, но и моторная память. Установлено, что студенты, ведущие конспекты, лучше усваивают материал, меньше устают. Результат усвоения лекции во многом зависит от подготовленности студента, от того, как усвоен материал предыдущих лекций. Слушать лекции нужно внимательно, не отвлекаясь, не думая о постороннем.

При конспектировании следует соблюдать ряд правил:

– для каждого курса лекций необходимо иметь отдельную тетрадь;

– записывать излагаемое лектором надо не дословно, а понимая смысл, изложить материал своими словами;

– теоремы (определения), формулировки законов, выводы целесообразно записывать полностью;

– на каждой странице конспекта нужно иметь поле для пометок;

– для повышения скорости записи необходимо пользоваться сокращениями слов и выражений, условными знаками; каждый студент может разработать собственную систему сокращений;

– надо научиться быстро и четко делать чертежи, рисунки, графики, использовать для этого цветные карандаши или многоцветные ручки;

– целесообразно выделять главы и разделы, подчеркивать основное.

С конспектом лекций нужно работать. Прежде всего, следует привести конспект в порядок, восстановить опущенные лектором преобразования, выправить чертежи, проверить сомнительные места и т.д.

Эту работу лучше провести прямо в день лекции, пока ее содержание еще свежо в памяти. Конспект не заменяет учебник, а помогает выбрать из него основное. Поэтому нужно изучать не только учебник, но и дополнительную литературу. Целесообразно дополнять конспект выписками из проработанных книг, указывая источник, из которого сделаны выписки. При проработке материала наибольшее внимание следует уделить трудному материалу. Самое главное – осмысливание материала, размышление над ним.

Конспектирование лекций предполагает смысловое переконструирование информации, в результате чего рождаются собственные мысли. Это шаг к творчеству, то есть к высшему уровню усвоения. Чаще всего к старшим курсам студент самостоятельно осваивает приемы работы с учебным материалом. Конспектирование представляет собой как бы сжатие информации с обеспечением отсутствия потерь при последующем ее развертывании. При этом необходимо максимально облегчить и задачу запоминания.

В процессе прослушивания речи преподавателя или чтении текста нужно постоянно принимать решение о том, что подлежит записи, а что не имеет смысла записывать. В высказываниях имеется материал, так или иначе известный студенту, который дается для сохранения логической последовательности или в расчете на менее информированного человека. Встречается материал, лишь косвенно относящийся к делу. Надо взять за правило записывать только новое и только необходимое, хотя есть соблазн фиксировать полностью и известные подробности, и детали высказываний, имеющие косвенное отношение к предмету.

Для сокращения записей и большей наглядности можно применять частичную схематизацию. К формам частичной схематизации можно отнести и выделение в тексте элементов, несущих наиболее важную смысловую нагрузку цветом или рамкой. Такое выделение предполагает легкость нахождения нужного элемента без прочтения всего текста. Времени на запоминание текста при заучивании затрачивается меньше, ибо такое выделенное ключевое слово или фраза мгновенно восстанавливает в памяти остальные части.

Применение схематизации придает каждой странице конспекта свой, присущий только ей, одномоментно схватываемый облик, структуру, которая облегчит запоминание. При подготовке к экзаменам по конспектам усилий на припоминание и запоминание тратится меньше.

В процессе конспектирования необходимо прибегать к сокращению отдельных слов и словосочетаний. Сокращения эти должны легко прочитываться. Прежде всего, следует приучить себя применять принятые сокращения: «кг» вместо «килограмм», «м» вместо «метр». Но этого все-таки мало. Сокращать можно и нужно многие слова. В первую очередь часто встречающиеся, затем наиболее характерные для данной дисциплины и просто хорошо поддающиеся сокращению слова. Информативную основную нагрузку несет начало слова и согласные. Поэтому, например, слово «коэффициент» можно дать как «коэф.», или «кфцнт», или «кфц». Если расшифровка сокращения трудна, то имеет смысл несколько раз в тексте рядом с сокращенной записью тут же расшифровать ее в скобках, пока принятое сокращение не запомнится.

Устойчивые словосочетания принято сокращать по первым буквам. В технически дисциплинах встречаются такие принятые сокращения: ДВС, КПД и т. д. Целесообразно, однако, не удовлетворяться уже вошедшими в обиход словами, а работать над своим словарём подобных сокращений.

 

Запоминание учебного материала

Само составление конспекта, как уже говорилось, включает непроизвольное запоминание. Но этого мало. Обычно требуется работа и по заучиванию. Чаще всего это происходит в процессе воспроизведения текста в уме или вслух. При этом практически всегда активно вызывается в представлении конспект или книжный текст. Иногда этого бывает достаточно. Но лучше, если тренировочное воспроизведение будет происходить с использованием ручки и бумаги, так как здесь включается моторная память. В тренировочной тетради надо постараться воспроизвести весь материал в том виде, в котором он представлен в конспекте, составленном с учетом вышеприведенных советов. При этом в тренировочной тетради надо сохранять то же расположение, которое имеется на листе конспекта.

Перенесите в тренировочную тетрадь сначала то, что вспомнится само собой. Оставьте пустые места для материала, который не припоминается, постарайтесь воспроизвести, однако, структуру информативных элементов конспекта, «лицо» страницы. Теперь с опорой на вспомнившееся попытайтесь восстановить остальное и заполнить пробелы. Часть элементов обязательно воспроизведется в памяти. А то, что не вспомнилось, надо перенести в тренировочную тетрадь, заглядывая в конспект. Теперь заново попытайтесь восстановить уже весь конспект, без пробелов. Вы убедитесь, что это гораздо легче. Те же места, которые плохо воспроизводятся, постарайтесь, перенося их в тренировочную тетрадь, воспроизвести несколько раз, постоянно заглядывая в конспект, до тех пор, пока они не будут воспроизводиться свободно.

У студента вуза обязательно возникнет необходимость и механического заучивания. Многое в теоретических дисциплинах (законы, теоремы, словарный состав иностранного языка) требуется просто запомнить. В таких случаях полезно разработать для себя мнемонический тренажер, который представляет собой картотеку, состоящую из одинаковых по размеру плотных карточек (например, каталожных). Работая с тренажером, надо, как и при заучивании материала конспекта, писать в тренировочной тетради то, что требует усвоения особенностей написания и графического изображения. При этом опять-таки, тренировочное написание и зарисовки могут быть лишь наметкой, намеком. Это необходимо, но это и достаточно.

5.3.3. Аттестация учебной работы студентов

Курсовые экзамены преследуют цель оценить работу студента за курс, семестр. Оцениваются полученные теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.

Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного усвоения студентами лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также формой проверки прохождения учебной и производственной практики и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с утвержденной программой. В отдельных случаях зачеты могут проходить как по предметам в целом, так и по отдельным их частям.

Студенты обязаны сдать все экзамены и зачеты в строгом соответствии с учебными планами, а также утвержденными программами, едиными для дневных, вечерних и заочных высших учебных заведений.

Курсовые экзамены на дневных факультетах сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами.

Деканам факультетов предоставляется право разрешать успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими установленных практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам.

Студенты, которым разрешен, в порядке исключения, в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, устанавливаемые деканами факультетов.

Студенты дневных факультетов, а также вечерних отделений допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи установленных работ по дисциплинам учебного плана данного семестра.

При наличии уважительных причин декану факультета в отдельных случаях предоставляется право допускать до экзаменационных сессий студентов дневного обучения, не сдавших зачеты по дисциплинам, по которым не установлены экзамены.

Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденным соответствующим учреждением, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.

Расписание экзаменационной сессии составляют с таким расчетом, чтобы на подготовку по каждой дисциплине было отведено, как правило, не менее 3‑4 дней.

Экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме. При проведении экзаменов могут быть использованы технические средства. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам дополнительные вопросы, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.

Экзамены принимают лица, которым в соответствии с действующими положениями разрешено чтение лекций (лекторы данного потока). Зачеты принимают преподаватели, руководящие практическими занятиями группы или читавшие лекции по данному курсу.

Зачеты по практическим и лабораторным работам принимают по мере их выполнения. По отдельным дисциплинам зачеты могут проводиться в виде контрольных работ на практических занятиях.

Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студентов на семинарах.

По некоторым предметам зачеты проводят путем опроса студентов. Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях.

Зачеты по отдельным курсам, не имеющим экзаменов, проводят по окончании чтения лекций до начала экзаменационной сессии.

Успеваемость студентов определяется оценками в диапазоне от 0 до 100 единиц в соответствии с принятой вузе рейтинговой системой.

Положительные оценки заносят в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительную оценку проставляют только в экзаменационной ведомости.

Неявку на экзамен отмечают в экзаменационной ведомости словами «не явился». Если эта неявка была связана с неуважительной причиной, то декан факультета проставляет неудовлетворительную оценку.

Студентов, полностью выполнивших требования учебного плана данного курса, успешно сдавших все экзамены и зачеты, переводят на следующий курс распоряжением декана факультета.

Пересдача экзамена с целью получения удовлетворительной оценки в период экзаменационной сессии, как правило, не допускается. В отдельных случаях при наличии уважительных причин декан факультета может разрешить студентам пересдачу одного экзамена в период экзаменационной сессии тому же экзаменатору. Пересдача экзамена с целью получения удовлетворительной оценки по одному и тому же предмету допускается не более 2 раз.

Повторная сдача экзамена с целью повышения положительной оценки разрешается ректором вуза в исключительных случаяx.

 

5.3.4. Академический отпуск студента

Вопрос о предоставлении академического отпуска и об оставлении студента на повторное обучение решается ректором по представлению декана при наличии уважительных причин (болезни, семейных обстоятельств, служебных командировок), подтвержденных документально с учетом мнения общественных организаций вуза и факультета.

Студенту, оставленному на повторное обучение независимо от полученных оценок за курс, по представлению декана ректор может установить дисциплины, по которым он должен вновь выполнить домашние, лабораторные и практические задания, прослушать курс лекций и сдать зачеты и экзамены.

Повторное обучение студента после академического отпуска на одном из курсов допускается в виде исключения не более 2 раз за весь срок его пребывания в вузе.

Основанием для предоставления академических отпусков студентам по медицинским показаниям является снижение трудоспособности вследствие нарушений функций организма, обусловленных хроническими болезнями, длительными и частыми заболеваниями, а также беременностью и родами.

Вопрос о предоставлении академического отпуска студентам по медицинским показаниям решается ректором вуза на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, а там, где ее нет, главного врача лечебно-профилактического учреждения (здравпункта), занимающегося медицинским обслуживанием студентов.

 

Студенческие стипендии

Студентов, успевающих на «хорошо» и «отлично», обеспечивают стипендией в установленном размере.

Ректору вуза по представлению декана факультета дано право лишать студентов стипендии за нарушение дисциплины и наличие текущей академической задолженности. В случае особой необходимости ректору вуза дано право назначать студентам единовременное пособие. Наиболее активные студенты, успешно сочетающие отличную учебу с научной работой, представляются на назначение именных стипендий. Стипендии назначают студентам высших учебных заведений с учетом их успеваемости и участия в научной работе, в первую очередь имеющим отличные и хорошие оценки. Студентам, получившим по результатам экзаменационной сессии отличные оценки по всем предметам и проявившим себя в общественной работе, размер стипендии может быть повышен. Ректоры вузов при участии декана могут в отдельных случаях назначать студентам, имеющим только отличные и хорошие оценки по результатам экзаменационной сессии и проявившим себя в общественной и научно-технической работе, повышенную стипендию.

Стипендиальные комиссии организуются под председательством декана или его заместителя сроком на один год. Студентам 1 курса стипендии в первом семестре назначают с учетом оценок, полученных на вступительных экзаменах в обычном размере. Во втором и последующих семестрах стипендии назначают с первого числа следующего за экзаменационной сессией месяца. Студентам, получившим неудовлетворительные оценки и пересдавшим экзамены по этим дисциплинам после экзаменационной сессии, стипендию не назначают независимо от того, какие оценки они получили.

Студентам, получившим неудовлетворительные оценки и пересдавшим экзамены по этим дисциплинам в период экзаменационной сессии, стипендию назначают на общих основаниях.

Студенту вуза, сдавшему курсовые экзамены с оценкой «отлично» не менее чем по 75 % всех дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам – с оценкой «хорошо» и сдавшему государственные экзамены с оценкой «отлично», а также проявившему себя в научной и общественной работе, выдается диплом с отличием.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 303.