1. Анонимный документ представляет собой текст среднего объема, адресованный конкретному должностному лицу (мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову), содержащий высказывания экстремистского характера и угрозы совершения теракта на территории Москвы (текст исполнен на пишущей машине).
В результате проведенного диагностического автороведческого исследования были высказаны следующие предположения об облике автора текста исследуемого документа.
(курсивом указаны другие варианты написания отдельных выводов)
2. Автор и исполнитель текста документа, по-видимому, – одно лицо. Об этом свидетельствуют следующие признаки:
– орфографические, пунктуационные особенности (уровень грамотности) соответствуют лексическим, стилистическим, синтаксическим особенностям (уровень культуры речи);
– наличие неисправленных ошибок и описок: «в течении», «Водители, доставляющий груз»;
– отсутствие в тексте следов последующей правки другим лицом.
(Автор и исполнитель текста документа, по-видимому, – одно лицо, поскольку уровень грамотности, отразившийся в тексте документа, в целом соответствует уровню культуры речи, проявившемуся в нем.)
3. Вероятно, текст анонимного документа составлен мужчиной. На это указывают следующие признаки:
– экстремистская тематика;
– выступление от имени группы лиц;
– аргументированность мысли, обоснованность изложения;
– категоричность суждений;
– четкость в определении параметров времени, расстояния, количества при описании событий;
– последовательность, предметность в изложении фактов;
– четкая, свободная ориентация в традиционно мужских сферах деятельности: «Ключи должны быть в замке зажигания», «погрузив в ВАЗ любой модификации на заднее сидение».
4. Возраст автора документа, по-видимому, – средний; доказательством такого предположения служат следующие признаки:
– четкость, аргументированность изложения;
– сфера интересов, связанная с активной деятельностью;
– частое использование лексики финансового характера;
– сформировавшиеся навыки владения деловым стилем речи;
– использование лексических конструкций, характерных для лиц среднего возраста: «Мы гарантируем снятие зарядов в случае выполнения наших требований», «Афиширование данной акции не в ваших интересах».
5. Вероятно, автор имеет образование на уровне среднего; подтверждением такого вывода служат:
– использование простых, широкоупотребительных союзов и союзов слов;
– правильное написание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова;
– преобладание простых конструкций предложений;
– использование только простых знаков препинания;
– частое использование широкоупотребительных слов.
(Анализ лексико-стилистических и грамматических признаков, проявившихся в тексте, свидетельствует о наличии у автора образования на уровне среднего).
6. Родной язык автора, вероятно, – русский, о чем свидетельствуют следующие признаки:
– отсутствие грубых орфографических ошибок, не свойственных системе русского языка;
– частое использование конструкций с однородными членами;
– использование разнообразных лексических конструкций;
– частое употребление конструкций с причастными и деепричастными оборотами;
– высокая степень распространенности предложений;
– наличие в тексте элементов делового стиля речи.
(Исследуемый документ выполнен с соблюдением основных норм грамотности русского языка. Какие-либо признаки иноязычия в тексте отсутствуют. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что родной язык автора – русский.)
7. Вероятно, автор по национальности – русский, о чем свидетельствуют:
– составление текста в соответствии с нормами русского языка;
– использование лексических конструкций, характерных для лиц русской национальности;
– составление текста от имени «русских мстителей»
8. В тексте документа часто употребляются лексические конструкции, связанные с лексико-семантическими парадигмами «автомашина», «доставка груза»: «ВАЗ любой модификации», «Машину, полностью заправленную», «В машине никого не должно быть. Ключи должны быть в замке зажигания», «Водители, доставляющие груз, о характере вышеуказанного груза знать не должны», «мы даем вам возможность подготовить отправку второй партии груза», «или задержки людей, доставляющих груз, доставка будет прекращена», «подготовить отправку второй партии груза».
Анализируя семантические особенности вышеуказанных лексических конструкций, можно высказать предположение о том, что автор по роду своей деятельности связан с перевозкой грузов на автомашине.
9. В тексте документа были выявлены признаки владения автором деловым стилем речи. К ним относятся:
– использование субститутов и штампов делового стиля: «о характере вышеуказанного груза», «при условии четкого выполнения наших требований», «Сообщаем Вам, что»;
– употребление отглагольных существительных;
– использование сокращений делового стиля: «с.г.», «4-го», «т.к.», «р-нах».
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что автор имеет навыки составления деловой документации.
10. Признаков психических отклонений автора в тексте документа не выявлено.
11. Вероятно, автор проживает в городе Москве; доказательством такого предположения служат:
– упоминание в тексте местных реалий: «нами в течении года установлены взрывные заряды большой мощности в разных р-нах Москвы под 12 крупными зданиями в каждом из которых постоянно находятся более тысячи человек», «Машину, полностью заправленную, доставить на Горьковское шоссе к столбу с отметкой 28 км в 13.00 4-го сентября с.г.»;
– упоминание в тексте мэра Москвы Ю.М. Лужкова: «Уважаемый Господин Лужков! Сообщаем Вам, что параллельно с вашей подготовкой к юбилею Москвы».
(Вероятно, автор или кто-то из его ближайшего окружения имеет территориальное отношение к городу Москве.)
Таким образом, на основании проведенного автороведческого исследования текста анонимного документа были высказаны следующие предположения о возможных социально-биографических характеристиках автора документа: вероятно, автор и исполнитель текста документа – одно лицо, мужчина, среднего возраста, имеющий образование не ниже среднего (технической направленности), родной язык которого – русский, по национальности – русский, по роду своей деятельности связанный с перевозкой грузов на автомашине, имеющий навыки составления деловой документации, не имеющий психических отклонений от нормы, проживающий в городе Москве».
Раздел 4. ТЕСТЫ ПО АВТОРОВЕДЕНИЮ
*1*.ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
1. Что является, по Вашему мнению, предметом автороведческого исследования?
а) текст анонимного документа
б) различные проявления речемыслительного навыка
в) особенности письменной речи автора
2. Какой объем анонимных текстов достаточен для проведения автороведческого исследования?
а) любой
б) не менее 100–150 слов
в) не менее 10–20 слов
3. Что является, по Вашему мнению, содержанием речемыслительного навыка?
а) комплекс свойств речемыслительных норм и комплекс отклонений от них
б) комплекс признаков письменной речи автора документа
в) комплекс особенностей речемыслительного навыка автора
4. В каком случае можно говорить о непригодности текста для проведения диагностического автороведческого исследования?
а) в тексте имеются грамматические ошибки
б) текст составлен под диктовку
в) текст состоит из одного простого предложения
5. На какие три разновидности можно условно разделить речемыслительные нормы?
а) нормы языка, речи, мышления
б) нормы лингвистические, семантические, мыслительные
в) нормы языка, речи, атрибуции
6. Какие тексты являются непригодными для проведения автороведческого исследования?
а) тексты экстремистского характера
б) тексты, составленные от имени группы лиц
в) тексты, не являющиеся свободными высказываниями подозреваемого лица
7. Какие два вида информации содержатся в тексте документа?
а) основная и дополнительная
б) главная и второстепенная
в) прямая и косвенная
8. На какие группы подразделяются признаки письменной речи автора анонимного документа?
а) тематические, грамматические, психологические
б) содержательные, лексические, синтаксические, морфологические
в) смысловые, текстологические, языковые, психолингвистические
9. Что является конечной целью автороведческого исследования?
а) построение лингвистической модели речемыслительного навыка автора
б) определение обликовых характеристик автора
в) выявления отклонений от норм речи, мышления и языка
10. Какое из определений языка, по Вашему мнению, является верным?
а) язык – это система неких условных знаков и правил их сочетания, служащая для передачи определенной информации
б) язык – это система правил произношения, правописания, построения словосочетаний и предложений
в) язык – это система образования текстов или высказываний, состоящих из цепочки знаков, расположенных в соответствии с определенными правилами сочетания
11. Какое из нижеприведенных суждений о речемыслительном навыке автора анонимного документа является верным?
а) навык приобретается конкретным индивидуумом в процессе обучения соответствующим образцам и нормативам, принадлежащим к различным сферам человеческого общения
б) речемыслительный навык относится к врожденным свойствам личности
в) навык составляют нормы языка, речи и мышления, овладевая которыми человек вырабатывает умение понимать других людей и быть понятым ими
Дата: 2018-11-18, просмотров: 566.