Предмет автороведческого исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Автороведческое исследование принадлежит к числу тех криминалистических исследований, которые занимаются изучением проявлений навыковой деятельности (к их числу, к примеру, относится почерковедческое исследование, изучающее свойства письменно-двигательного навыка, или дактилографическое исследование, изучающее навык печати на пишущей машине). Предметом автороведческого исследования является проявление навыка речи и мышления, или речемыслительного навыка.

Этот навык не относится к врожденным свойствам личности, а приобретается конкретным индивидуумом в процессе обучения соответствующим образцам и нормативам, принадлежащим к различным сферам человеческого общения. В этом случае имеются в виду общепринятые нормы языка, речи и мышления, овладевая которыми человек вырабатывает умение понимать других людей и быть понятым ими. Речемыслительные нормы подразделяются на следующие разновидности: нормы языка, речи и мышления.

 

 

Основные разновидности речемыслительных норм

 

1.2.1. Нормы языка

Язык – это система неких условных знаков и правил их сочетания, служащая для передачи определенной информации. В результате языковой деятельности образуются тексты или высказывания, состоящие из цепочки знаков, расположенных в соответствии с определенными правилами сочетания.

Нормы языка, насколько они изучены и известны, сводятся в грамматики, в которых регламентируются правила произношения (фонетика, орфоэпия), правописания (графика, орфография, пунктуация), употребление слов в различных смысловых значениях (лексика), построение словосочетаний и предложений (синтаксис). В своей совокупности перечисленные правила обычно называют нормами грамотности.

 

1.2.2. Нормы речи

В отличие от области языка, к которой относятся общие правила построения высказываний, к области речи относятся правила их конкретного осуществления.

Если по правилам русского языка можно построить практически бесконечное количество разнообразных высказываний, то в речевой практике употребляется достаточно ограниченное количество их устойчивых разновидностей. Известно пять типов высказывания, за которыми закрепилось обозначение «стиль речи». К ним относятся: научный, деловой, публицистический, ораторский и разговорный стили.

Стили имеют различную тематику, допускают неодинаковую меру эмоционально-оценочного отношения к предмету высказывания, ориентируются на неодинаковое представление об адресате высказывания. От задач, которые выполняет в речевой практике каждый из стилей, зависит подбор необходимых ему языковых средств. Все известные виды морфем, слов, словосочетаний, предложений в различных комбинациях распределяются по пяти названным стилям речи.

 

 

1.2.3. Нормы мышления

Хотя проявления речи и мышления представляют собой единое целое, в некоторых случаях имеет смысл выделять особые нормы мышления, не находящие тождественного выражения в нормах языка и речи. К примеру, описание объекта может состоять из перечисления его свойств и характеристик, из указания на те ситуации, где он встречается, он может быть подведен под уже известную категорию подобных объектов. Ни одна из норм языка и речи прямо не влияет на выбор перечисленных мыслительных норм. Поэтому, в принципе, можно говорить об особых, собственно мыслительных нормах, которые со своей стороны руководят построением высказывания.

 

 

Содержание речемыслительного навыка

В процессе жизнедеятельности человеку представляется возможность овладеть всеми перечисленными нормами. Те нормы, которые он усваивает и устойчиво использует при построении высказываний, трансформируясь соответствующим образом, составляют в сумме содержание его речемыслительного навыка.

Следует подчеркнуть, что содержание навыка образуют не нормы в чистом виде, а их индивидуальное отражение в психике человека. Поэтому характеристикой навыка в равной степени является как наличие особенностей некоторой нормы, так и наличие отклонений от ее требований.

Таким образом, содержанием навыка является устойчивый в высказываниях человека комплекс свойств некоторых речемыслительных норм и комплекс отклонений от них. 

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 402.