Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АВТОРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Москва 2005

 

АННОТАЦИЯ

 

В процессе проведения оперативно-технической работы «Автороведческое исследование речемыслительных навыков автора анонимного документа с целью определения его социально-биографических характеристик» были разработаны методические рекомендации по исследованию речемыслительных навыков автора анонимного документа с целью определения его социально-биографических характеристик, произведен отбор экспериментального массива документов, проведена систематизация признаков письменной речи, используемых при определении социально-биографических характеристик автора текста анонимного документа, разработаны тестовые задания, которые позволяют осуществить оперативную проверку степени усвоения изученного материала по автороведческой диагностике, создано специализированное программное обеспечение, представляющее собой информационно-обучающую систему, на основе разработанной методической базы. 


CОДЕРЖАНИЕ

Аннотация                                                                                                          2 Список исполнителей                                                                                        3

Введение                                                                                                             5

1. Теоретические основания автороведческого исследования                7

Предмет автороведческого исследования                                    7

Основные разновидности речемыслительных норм                        7

Нормы языка                                                                         7

Нормы речи                                                                           8

Нормы мышления                                                                 8

1.3. Содержание речемыслительного навыка                                             9

1.4. Текст как основной объект автороведческого исследования            9

1.5. Письменная речь автора текста и ее основные признаки                 11

2. Определение социально-биографических характеристик автора

анонимного документа на основе системного анализа его письменной речи                                                                                                               13

2.1. Автор – исполнитель                                                                            13

2.2. Пол                                                                                                         15

2.3. Возраст                                                                                                  18

2.4. Образование                                                                                          22

2.5. Родной язык                                                                                          26

2.6. Национальность                                                                                    29

2.7. Профессия                                                                                             31

2.8. Психические отклонения от нормы                                                    31

2.9. Место жительства                                                                                 35

3. Автороведческая разработка текста с целью определения социально-биографических характеристик его автора                                                    37

4. Тесты по автороведению                                                                             42

Список литературы                                                                                           86

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Определение социально-биографических характеристик автора анонимного документа (пол, возраст, образование, родной язык, национальность, профессия, место жительства) является важной задачей, стоящей перед оперативными работниками, которые занимаются розыском авторов анонимных документов, и перед специалистами криминалистических подразделений.

Актуальность научной разработки данной автороведческой проблемы обусловлена тем, что на практике определение облика автора текста анонимного документа вызывает трудности, которые связаны с недостаточным теоретико-методическим обоснованием проблемы.

Отдельные аспекты проблемы определения социально-биографических характеристик автора текста анонимного документа освещены в таких автороведческих исследованиях, как «Основы лингвистического исследования текстов анонимных документов. М., 1983», «Методика определения психических отклонений автора анонимного документа по признакам письменной речи и почерка. М., 1983», «Разработка методических основ анализа текстов с маскировкой особенностей письменной речи. М., 2000».

В то же время данные методические рекомендации представляют собой первое комплексное автороведческое исследование, в котором проведена систематизация признаков письменной речи, по которым определяются основные социально-биографические характеристики автора анонимного документа.

Данные о признаках, отражающих особенности письменной речи авторов анонимных документов, были получены и проверены на экспериментальном материале (бытовые письма, листовки, жалобы, заявления, публицистические статьи – более 200 текстов).

Методические рекомендации состоят из введения, аннотации, 4 разделов и списка литературы.

В разделе 1 излагаются теоретические основания автороведческой диагностики, дается определение понятий «норма», «речемыслительный навык», «признаки письменной речи», «текст».

В разделе 2 содержится краткое описание сущности социально-биографических характеристик авторов анонимных документов и подробный перечень признаков, которые позволяют высказать предположения об авторе/исполнителе текста, половой принадлежности, возрасте, образовании, родном языке, национальности, профессии, психических отклонениях, месте жительства.

В разделе 3 приводится образец автороведческой разработки текста с целью определения социально-биографических характеристик его автора.

В разделе 4 содержатся тестовые задания, с помощью которых осуществляется оперативная проверка степени усвоения изученного материала по автороведческой диагностике.

Данные методические рекомендации носят практический характер и рекомендуются для обучения специалистов-криминалистов различных подразделений, имеющих филологическое образование или прошедших специальную подготовку по учебной программе Института.

 



Содержание речемыслительного навыка

В процессе жизнедеятельности человеку представляется возможность овладеть всеми перечисленными нормами. Те нормы, которые он усваивает и устойчиво использует при построении высказываний, трансформируясь соответствующим образом, составляют в сумме содержание его речемыслительного навыка.

Следует подчеркнуть, что содержание навыка образуют не нормы в чистом виде, а их индивидуальное отражение в психике человека. Поэтому характеристикой навыка в равной степени является как наличие особенностей некоторой нормы, так и наличие отклонений от ее требований.

Таким образом, содержанием навыка является устойчивый в высказываниях человека комплекс свойств некоторых речемыслительных норм и комплекс отклонений от них. 

 

 

АВТОР – ИСПОЛНИТЕЛЬ

Задача определения автора и исполнителя анонимного текста возникает на начальном этапе изучения анонимного документа. Суть исследования составляет изучение соотношения функций автора и исполнителя в анонимном документе. Здесь возможны два варианта решения:

1) разделение функций автора и исполнителя (автор и исполнитель – разные лица);

2) совмещение функций автора и исполнителя (автор и исполнитель – одно лицо).

Если делается вывод, что автор и исполнитель – одно лицо, то дальнейшие предположения о чертах личности автора и исполнителя суммируются, если делается вывод, что автор и исполнитель – разные лица, то составляется два облика – автора и исполнителя документа.

Ниже перечислены основные критерии, на основании которых можно решить вопрос об авторе и исполнителе текста анонимного документа.


 


ОДНО ЛИЦО

– орфографические, пунктуационные особенности (уровень грамотности) соответствуют лексическим, стилистическим и синтаксическим особенностям (уровень культуры речи);

– степень выработанности почерка соответствует уровню развития речемыслительного навыка (владение стилями речи, уровень грамотности, развития мышления);

– совпадение таких личностных характеристик, как пол и возраст, установленных раздельно почерковедческим и автороведческим исследованиями;

– отсутствие в тексте следов последующей правки другим лицом;

– наличие неисправленных ошибок и дописок тем же почерком;

– отсутствие редактирования стиля изложения.

 

 

РАЗНЫЕ ЛИЦА

– низкий уровень грамотности (орфографические, пунктуационные особенности) не соответствует высокому уровню развития культуры речи (лексическим, стилистическим и синтаксическим особенностям);

– высокий уровень грамотности (орфографические, пунктуационные особенности) не соответствует низкому уровню культуры речи (лексико-стилистическим, синтаксическим особенностям);

– степень выработанности почерка не соответствует уровню развития речемыслительного навыка (владение стилями речи, уровень грамотности, развития мышления);

– несовпадение таких личностных характеристик, как пол и возраст, установленных раздельно почерковедческим, автороведческим и биологическим исследованиями;

– наличие в тексте явных следов последующей правки другим лицом;

– наличие исправленных ошибок;

– редактирование стиля изложения, замена фрагментов текста.

 

ПОЛ

Автороведческое исследование с целью определения пола автора анонимного документа предполагает анализ как смысловых, так и языковых особенностей письменной речи в совокупности. Неверно утверждение, что тексты экстремистского характера пишут только мужчины, а женщины – только тексты бытовой тематики.

Только выделив весь комплекс признаков, присущих письменной речи автора, можно определить, на какую половую принадлежность они могли бы указывать. Кроме того, о поле автора говорят результаты биологического и почерковедческого исследований.

Таким образом, предположение о поле автора анонимного документа высказывается специалистом только после проведения комплексного анализа письменной речи, выделения лексических, тематических, логико-структурных, синтаксических, психолингвистических признаков письменной речи автора (достаточное количество выделенных признаков – 5-10).

Наиболее характерные признаки письменной речи мужчин и женщин приводятся ниже.

 


2.2.1. МУЖЧИНЫ

– экстремистская тематика;

– наличие экстремистских высказываний и угроз;

– выступление от имени группы лиц;

– использование суждений ультимативного характера;

– аргументированность мысли, обоснованность изложения;

– последовательность, конкретность, предметность в изложении фактов, событий;

– категоричность суждений;

– наличие четкой, логической структуры текста;

– использование армейского жаргона;

– четкая, свободная ориентация в традиционно мужских сферах деятельности;

– вводные слова имеют характер констатации или утверждения;

– частое использование бранной, в том числе нецензурной лексики;

– частое использование лексико-семантических парадигм со значением «борьба, террор, война»;

– выбор более грубых форм для выражения эмоций недовольства, возмущения, гнева;

– доминирование эмоций самоутверждения, борьбы;

– четкость в определении параметров времени, расстояния, меры, количества при описании события;

– преобладание рационалистических оценок события;

– проявление цинизма при описании экстремальных ситуаций.

 


ЖЕНЩИНЫ

 

– бытовая тематика;

– жажда справедливого наказания, возмездия со стороны, не своими силами;

– попытка пристыдить за поступки, воззвать к совести;

– многословность изложения;

– бездоказательность, наличие множества побочных ассоциаций;

– наличие множества слов, выражающих различную степень неуверенности, неопределенности;

– использование эмоционально-нейтральных слов или выражений вместо синонимичных им слов и выражений, представляющихся автору неприличными, грубыми или нетактичными;

– использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– четкая, свободная ориентация в традиционно женских сферах деятельности;

– поэтичность, образность речи при описании чувств;

– частое использование лексико-семантических парадигм со значением «дом, семья, зарплата»;

– эмоциональность речи в целом;

– просительно-заверительный характер речи;

– морализаторский тон повествования;

– проявление эмоций унижения, стыда, страха, растерянности;

– доминирует этическая оценка происходящего;

– высказывания экстремистской направленности носят смягченный характер;

– наличие различных логических ошибок;

– использование слов категории состояния;

– наличие множества различных усилительных частиц;

– частое использование вопросительных, побудительных предложений.

ВОЗРАСТ

 

Категория «возраста» – одна из основных типовых характеристик облика автора анонимного документа. В общем плане она является своеобразным показателем движения и развития свойств личности во времени.

Возраст автора накладывает специфический отпечаток на составленный анонимный документ, который является исчерпывающей возрастной характеристикой своего автора. Возрастные особенности, отобразившиеся в отдельном анонимном документе, это, образно говоря, застывшая информация, которая уже не подвержена никаким изменениям.

В то же время, сама категория «возраста» сильно меняется с течением времени: к примеру, молодое поколение начала ХХI века существенно отличается от молодежи середины 80-х по своим убеждениям, ценностным ориентациям, увлечениям – соответственно, для их письменной речи будут характерны совершенно различные признаки. Именно поэтому методические разработки по определению возраста автора анонимного документа, написанные специалистами-автороведами в советское время, практически потеряли свою актуальность.

В данной методике автором делается только первый шаг на пути систематизации тех признаков, которые свидетельствуют о возрастных особенностях автора, и приведенный ниже перечень непременно будет совершенствоваться и дополняться новыми признаками, выявленными при проведении автороведческого (а также почерковедческого) анализа анонимного документа.

При этом следует помнить, что главной задачей специалиста является не определение конкретного возраста пишущего, а обоснованное отнесение его к той или иной возрастной категории (возрастному периоду): молодой возраст (17-25 лет), средний возраст (25-50 лет), пожилой возраст (50-65 лет).

Исследование школьного возраста (до 18 лет) и старшего (более 65 лет) не проводилось в связи с малой вероятностью составления данными возрастными категориями лиц анонимных документов, имеющих значение для практической деятельности криминалистических подразделений ФСБ России.


2.3.1. МОЛОДОЙ ВОЗРАСТ (17-25 лет)

– грубовато-фамильярное отношение к адресату;

– использование лексико-семантических парадигм со значением «дискотека, компьютер, Интернет»;

– повышенная эмоциональность изложения;

– требование опубликовать письмо в средствах массовой информации;

– чрезмерная жесткость планируемых акций;

– наличие ценностных ориентаций, характерных для молодых (негативное отношение к прошлому, преклонение перед Западом, излишняя уверенность в своих способностях);

– использование лексических конструкций, характерных для лиц молодого возраста;

– наличие «детских» наименований;

– увлечение элементами конспирации;

– краткость суждений;

– четкость в определении параметров времени, расстояния, меры, количества при описании;

– частое и устойчивое употребление жаргонизмов, возникших относительно недавно;

– грубый характер речи в целом;

– склонность к выражению эмоций одним словом;

– сокращенно-упрощенное наименование объектов, учреждений, районов;

– использование, в основном, элементов разговорного стиля речи;

– частое использование просторечной лексики;

– неустойчивость речевого навыка (в равной степени слабое владение всеми стилями речи);

– частое использование простых конструкций предложений;

– наличие вводных слов и вставных конструкций, подчеркивающих динамичный характер речи;

– оптимистичный характер повествования;

– проявление негативного отношения к прошлому страны, неуважение к нему и непонимание его идеалов;

– шкала ценностей, характерная для большинства молодых людей;

– современность автора.

 




СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (25-50 лет)

– сфера интересов, связанная с активной деятельностью;

– «производственная» тематика;

– упоминание о здравствующих родственниках (мать, отец);

– наличие ценностных ориентаций, характерных для лиц среднего возраста (активный интерес к работе, карьерному росту);

– использование лексических конструкций, характерных для лиц среднего возраста;

– вера в справедливое наказание со стороны репрессивных органов;

– четкость, аргументированность изложения;

– сформировавшиеся навыки владения деловым, научным, публицистическим стилями речи;

– использование негативной лексики, характерной для «советского» периода;

– высокая грамотность и разнообразный лексико-фразеологический состав;

– использование метафор, сравнений, цитат из литературных произведений;

– наличие эмоций, ответственности, долга;

– подчеркивание своего отрицательного отношения к молодым;

– злобно-завистливый, скептический характер наблюдений;

– частое использование лексики финансового характера.

 


2.3.3. ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ (50–65 лет)

– религиозная тематика;

– морализаторский тон повествования;

– уважительное отношение к адресату послания;

– наставительность и апелляция к жизненному опыту;

– витиеватый стиль изложения;

– «историческая» тематика, конфликт «советское – буржуазное»;

– подробность, детальность, обстоятельность описаний;

– частые отвлечения, связанные с замечаниями критического характера в адрес относящихся к делу объектов, лиц, фактов;

– использование лексических конструкций, характерных для лиц пожилого возраста;

– зрелый, глубокий характер обобщений, замечаний, рассуждений, оценок, свидетельствующий о развитых навыках мышления и письменно-речевого общения;

– использование архаизмов, устаревших слов;

– использование элементов официально-делового стиля при описании повседневных явлений, предметов быта, окружающей обстановки;

– использование религиозной лексики, метафор, сравнений в качестве ругательных слов;

– употребление полных названий учреждений, предприятий;

– отражение в тексте вошедшего в привычку у старшего поколения официально-делового стиля собраний, заседаний;

– использование вышедших из употребления слов и словосочетаний;

– использование патриотической лексики;

– использование негативной лексики периода 60–70 гг.;

– правильная расстановка знаков препинания в предложениях с однородными членами, в сложноподчиненных предложениях;

– использование устаревших написаний отдельных слов;

– попытка пристыдить за поступки, воззвать к совести;

– проявление сентиментальности;

– воспевание прошлого, верность его идеалам, неприятие современной жизни;

– желчный, мелочный характер обид, замечаний;

– интересы, занятия, увлечения, характерные для лиц старшего поколения;

– мысли, раздумья о существовании загробной жизни, о смерти;

– замечания, характеристики, свидетельствующие о богатом житейском опыте автора;

– шкала ценностей (материальных и духовных), характерных для большинства пожилых людей.

 


ОБРАЗОВАНИЕ

 

Определение уровня образования происходит при анализе уровня грамотности и уровня культуры речи автора анонимного документа.

У лиц, только что окончивших среднюю школу (или техникум), уровень культуры речи, как правило, – невысокий (в связи с неустойчивостью речевого навыка), а уровень грамотности – зависит от «индивидуального» уровня образования, который затем, при отсутствии постоянной письменной практики, значительно снижается (происходит процесс забывания ряда правил, отход от требований языковой нормы).

В методике рассматривается две градации среднего образования: в пределах среднего – при низком уровне грамотности и уровне культуры речи автора; на уровне среднего – при среднем уровне грамотности и уровне культуры речи автора.

При высшем образовании уровень грамотности и уровень культуры речи (в особенности) повышаются; в связи с тем, что письменная практика принимает постоянный характер, происходит овладевание нормативными стилями речи, речемыслительный навык автора совершенствуется и развивается.

При определении высшего образования желательно указывать его возможную направленность – техническое, гуманитарное, юридическое, финансовое и т.д.

В заключение следует отметить, что в настоящее время определение «уровня образования» можно считать достаточно условным в связи с тем, что по сравнению с советским временем наличие диплома о высшем образовании далеко не всегда соответствует высокому уровню культуры речи, а направленность образования может не соответствовать характеру профессиональной деятельности автора анонимного документа.

Ниже приводится перечень признаков, которые характерны для лиц со средним образованием (в двух градациях) и с высшим образованием.  

 


2.4.1. СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (в пределах среднего)

– большое количество грубых орфографических ошибок;

– правильное написание лишь элементарных с точки зрения орфографии словоформ;

– большое количество грубых ошибок практически на все правила пунктуации;

– использование только простых знаков препинания (запятая, точка);

– преобладание простых конструкций предложений;

– редкое использование конструкций с причастными и деепричастными оборотами;

– использование только простых союзов для связи слов и частей предложений;

– наличие синтаксических ошибок различного характера;

– частое использование простых широкоупотребительных слов;

– частое использование просторечной лексики;

– наличие в тексте грубых лексических ошибок (речевая недостаточность, неправильный выбор слова, повторение слов);

– отсутствие в тексте метафор;

– отсутствие в тексте элементов публицистического, научного, ораторского стилей речи;

– наличие элементов разговорного стиля речи;

– наличие грубых стилистических ошибок (частое неправильное употребление слов с различной стилистической окраской, стилистически неоправданное употребление фразеологизмов);

– использование просторечно-обиходных частиц типа «вот» для связи предложений;

– изменение нейтрального порядка слов в предложении;

– наличие грубых синтаксических ошибок (речевые ошибки при употреблении однородных членов, сложных предложений, ошибки в согласовании определений и приложений, ошибки в выборе форм управления).


2.4.2. СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (на уровне среднего)

– употребление перечислительных конструкций из 2–3 членов;

– использование простых, широкоупотребительных союзов и союзных слов;

– правильное написание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова;

– правильное написание слов с чередованием глухих и звонких согласных;

– отсутствие ошибок при переносе слов;

– правильное написание сложных и сложносокращенных слов;

– преобладание простых предложений;

– использование только простых союзов для связи слов и частей предложений;

– использование только простых знаков препинания;

– редкое использование конструкций с причастными и деепричастными оборотами;

– частое использование широкоупотребительных слов;

– использование отдельных средств образности речи;

– использование отдельных, наиболее распространенных синонимических рядов и антонимических пар;

– наличие отдельных лексических ошибок (стилистически не оправданное употребление многозначных слов, нарушение лексической сочетаемости отдельных слов, речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова);

– владение нормами ораторского стиля речи;

– употребление отдельных элементов делового стиля речи (отсутствие придаточных предложений – замена их на причастные и деепричастные обороты, тенденция к сведению текста в рамки одного предложения);

– наличие отдельных негрубых стилистических ошибок (неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской, стилистически не оправданное употребление метафор);

– наличие отдельных синтаксических ошибок (речевые ошибки при употреблении однородных членов предложения, ошибки в выборе форм управления).


2.4.3. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– преобладание сложноподчиненных предложений с различного вида придаточными;

– частое употребление сложносочиненных предложений с союзами «и», «но»;

– частое использование бессоюзных предложений;

– использование конструкций с вводными словами;

– использование конструкций с причастными и деепричастными оборотами;

– частое употребление конструкций с однородными членами предложения;

– использование сложных союзов для связи частей предложения;

– правильное написание слов с суффиксами «н» – «нн»;

– правильное написание слов с приставками «пре» – «при», с чередующимися гласными в корне слова;

– частое использование сложных знаков препинания (двоеточие, тире);

– правильная постановка знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью;

– отсутствие пунктуационных ошибок в сложных конструкциях предложений;

– богатый словарный запас автора;

– частое употребление метафор;

– употребление сравнительных оборотов;

– частое использование слов, подчеркивающих логику построения высказывания;

– использование фразеологизмов;

– устойчивое владение нормами публицистического стиля речи (употребление именных предложений, употребление синонимического повтора со значением подобия);

– устойчивое владение нормами научного стиля речи (употребление научных терминов, отглагольных существительных, предложений тождества, связочных глаголов);

– употребление элементов делового стиля речи (построение текста по трехчастной модели, использование сложных предложений с перечислением, использование штампов и субститутов, аббревиатур и сокращений делового стиля).






РОДНОЙ ЯЗЫК

Проблема установления родного языка автора документа теснейшим образом связана с проблемой правильности или, соответственно, неправильности речи.

Языковая среда, окружающая пишущего в начальный период овладения им речью, формирует последнюю, и особенности этой среды, установленные в раннем детстве, закрепляются и нередко остаются в языковом сознании (а отсюда и в речи) человека на протяжении всей жизни.

В настоящих методических рекомендациях исследовались только тексты на русском языке.

Ниже приводятся признаки письменной речи лиц, для которых русский язык является родным (лексические, стилистические, орфографические, синтаксические), и признаки письма иностранца на русском языке (в число иностранцев входят как представители стран Западной Европы, так и народов Кавказа).

Следует заметить, что в том случае, если анонимный документ составлен от имени так называемых «лиц кавказской национальности» и содержит высказывания экстремистского характера, определение родного языка автора приобретает первостепенное значение для проведения оперативно-розыскных мероприятий.


2.5.1. РОДНОЙ ЯЗЫК АВТОРА – РУССКИЙ

– правильное написание слов с непроизносимыми и двойными согласными, числительных, неопределенных и отрицательных местоимений;

– отсутствие грубых орфографических ошибок, не свойственных системе русского языка;

– правильное написание кратких и полных прилагательных и причастий, различных частиц;

– использование изобразительно-выразительных средств языка (в частности – метафоры);

– употребление сравнительных оборотов;

– использование разнообразных лексических конструкций;

– частое использование слов, подчеркивающих логику построения высказывания;

– использование фразеологических оборотов;

– использование разнообразных по семантике синонимических рядов и антонимических пар;

– использование профессионализмов, жаргонизмов;

– владение нормами ораторского, публицистического, научного, делового стилей речи;

– использование просторечно-обиходных частиц типа «вот» для связи предложений;

– использование сложноподчиненных, сложносочиненных, бессоюзных предложений;

– высокая степень распространенности предложений;

– использование конструкций с вводными словами;

– частое использование конструкций с однородными членами;

– частое употребление конструкций с причастными и деепричастными оборотами;

– использование сложных союзов для связи слов в предложении;

– использование различных знаков препинания (запятой, скобок, тире, двоеточия).




НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Определение национальности и родного языка автора тесно взаимосвязаны. В качестве общей закономерности можно отметить то, что чаще всего анонимные документы составляются на родном языке (т.е. языке, на котором получено образование).

Отдельные случаи заведомо умышленной замены одного языка другим сравнительно легко распознаются как ухищрения анонима и препятствием для определения национальности автора не являются.

ПРОФЕССИЯ

В исследуемом тексте могут содержаться прямые указания на характер профессиональной деятельности автора (описание производственных процессов, упоминание конкретных должностных работников определенного предприятия или организации), может использоваться т.н. «профессиональная» лексика, свойственная лицам определенной профессии (финансовая, юридическая, уголовная, медицинская, научная).

Таким образом, основными признаками письменной речи, с помощью которых можно определить профессию автора анонимного документа, являются смысловые, лексические и стилистические признаки, которые перечислены ниже.

 

 

МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА

Место жительства автора анонимного документа определяется на основе анализа, прежде всего, тематических признаков (содержания текста), а также прямых указаний на место отправления письма на конверте (датоштемпель, адресная часть получателя и отправителя). Кроме того, в тексте может употребляться лексика, характерная для определенных регионов (в частности – диалектизмы), а также т.н. местные реалии (названия местных улиц, учреждений, памятников).

При этом определяется не место рождения автора, а тот город (населенный пункт), в котором автор находился в момент отправления письма (так что правильнее говорить – не место жительства, а территориальное отношение определенного лица к определенному населенному пункту).

Ниже приводятся признаки, позволяющие определить место жительства автора текста анонимного документа.

 

 

Раздел 3. АВТОРОВЕДЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕКСТА С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-БИОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЕГО АВТОРА

В данном разделе Вашему вниманию предлагается автороведческая разработка анонимного текста экстремистского характера. В результате данного диагностического исследования были выявлены основные социально-биографические характеристики автора текста анонимного документа, которые впоследствии были использованы для его розыска.  

 

«Уважаемый Господин Лужков!

Сообщаем Вам, что параллельно с вашей подготовкой к юбилею Москвы, нами в течении года установлены взрывы большой мощности в разных р-нах Москвы под 12 крупными зданиями, в каждом из которых постоянно находятся более тысячи человек.

В случае установления места нахождения зарядов, они будут взорваны, т.к. каждое из этих зданий находится под постоянным контролем наших людей.

Мы гарантируем отсутствие взрыва в случае выполнения наших требований. С вашей стороны необходимо подготовить к отправке 20 миллионов долларов в два этапа. Первую партию в 10 миллионов упаковать в ящики по одному миллиону в каждый. Ящики погрузить в ВАЗ любой модификации на заднее сидение. Машину, полностью заправленную, доставить на Горьковское шоссе к столбу с отметкой 28 км в 13.00 4-го сентября с.г. В машине никого не должно быть. Ключи должны быть в замке зажигания.

Машина и груз в процессе доставки будут тщательно проверены. Водители, доставляющий груз, о характере вышеуказанного груза знать не должны. Это в ваших интересах. Учитывая трудности правительства Москвы, мы даем вам возможность подготовить отправку второй партии груза в 10 миллионов долларов после празднования юбилея Москвы. О месте и времени сообщим дополнительно.

При условии четкого выполнения наших требований, слежки или задержки людей, доставляющих груз, доставка будет прекращена, а мы взрываем первые четыре здания. Через сутки после взрывов – повторить. В случае выполнения требований даем полную гарантию – в дальнейшем подобных акций не применять.

Афиширование данной акции не в ваших интересах т.к. этим могут воспользоваться другие организации или группировки.

Русские мстители».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974.

2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.

3. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. М., 1979.

4. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1977.

5. Вул С.М. Теоретические и методические вопросы криминалистического исследования письменной речи. М., 1977.

6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

7. Ковтукова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и анализа членения предложения. М., 1976.

8. Лексико-стилистический анализ документов. М., 1960.

9. Ломтев Т.П. Основы синтаксиса современного русского языка. М., 1958.

10. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

11. Муравицкая М.П. Некоторые вопросы полисемии. М., 1964.

12. Об основных понятиях теории идентификации. М., 1962.

13. Основы лингвистического исследования текстов анонимных документов. М., 1983.

14. Правила русской орфографии и пунктуации. М., 1956.

15. Резников Л.О. Понятие и слово. Л., 1958.

16. Савкин А.Ф. Установление автора анонимного документа по письменной речи. Научно-практическое пособие. М., 1978.

17. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973.

18. Техника экспертизы документов. Вып 1. 1965.

19. Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. М., 1978.

20. Шмелев Д.И. Стилистическая членимость высказывания в современном русском языке. М., 1976.

21. Частотный словарь русского языка. М., 1977.

 

рег. № 16/3/3/

 

Москва 2005

 

АННОТАЦИЯ

 

В процессе проведения оперативно-технической работы «Автороведческое исследование речемыслительных навыков автора анонимного документа с целью определения его социально-биографических характеристик» были разработаны методические рекомендации по исследованию речемыслительных навыков автора анонимного документа с целью определения его социально-биографических характеристик, произведен отбор экспериментального массива документов, проведена систематизация признаков письменной речи, используемых при определении социально-биографических характеристик автора текста анонимного документа, разработаны тестовые задания, которые позволяют осуществить оперативную проверку степени усвоения изученного материала по автороведческой диагностике, создано специализированное программное обеспечение, представляющее собой информационно-обучающую систему, на основе разработанной методической базы. 


CОДЕРЖАНИЕ

Аннотация                                                                                                          2 Список исполнителей                                                                                        3

Введение                                                                                                             5

1. Теоретические основания автороведческого исследования                7

Предмет автороведческого исследования                                    7

Основные разновидности речемыслительных норм                        7

Нормы языка                                                                         7

Нормы речи                                                                           8

Нормы мышления                                                                 8

1.3. Содержание речемыслительного навыка                                             9

1.4. Текст как основной объект автороведческого исследования            9

1.5. Письменная речь автора текста и ее основные признаки                 11

2. Определение социально-биографических характеристик автора

анонимного документа на основе системного анализа его письменной речи                                                                                                               13

2.1. Автор – исполнитель                                                                            13

2.2. Пол                                                                                                         15

2.3. Возраст                                                                                                  18

2.4. Образование                                                                                          22

2.5. Родной язык                                                                                          26

2.6. Национальность                                                                                    29

2.7. Профессия                                                                                             31

2.8. Психические отклонения от нормы                                                    31

2.9. Место жительства                                                                                 35

3. Автороведческая разработка текста с целью определения социально-биографических характеристик его автора                                                    37

4. Тесты по автороведению                                                                             42

Список литературы                                                                                           86

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Определение социально-биографических характеристик автора анонимного документа (пол, возраст, образование, родной язык, национальность, профессия, место жительства) является важной задачей, стоящей перед оперативными работниками, которые занимаются розыском авторов анонимных документов, и перед специалистами криминалистических подразделений.

Актуальность научной разработки данной автороведческой проблемы обусловлена тем, что на практике определение облика автора текста анонимного документа вызывает трудности, которые связаны с недостаточным теоретико-методическим обоснованием проблемы.

Отдельные аспекты проблемы определения социально-биографических характеристик автора текста анонимного документа освещены в таких автороведческих исследованиях, как «Основы лингвистического исследования текстов анонимных документов. М., 1983», «Методика определения психических отклонений автора анонимного документа по признакам письменной речи и почерка. М., 1983», «Разработка методических основ анализа текстов с маскировкой особенностей письменной речи. М., 2000».

В то же время данные методические рекомендации представляют собой первое комплексное автороведческое исследование, в котором проведена систематизация признаков письменной речи, по которым определяются основные социально-биографические характеристики автора анонимного документа.

Данные о признаках, отражающих особенности письменной речи авторов анонимных документов, были получены и проверены на экспериментальном материале (бытовые письма, листовки, жалобы, заявления, публицистические статьи – более 200 текстов).

Методические рекомендации состоят из введения, аннотации, 4 разделов и списка литературы.

В разделе 1 излагаются теоретические основания автороведческой диагностики, дается определение понятий «норма», «речемыслительный навык», «признаки письменной речи», «текст».

В разделе 2 содержится краткое описание сущности социально-биографических характеристик авторов анонимных документов и подробный перечень признаков, которые позволяют высказать предположения об авторе/исполнителе текста, половой принадлежности, возрасте, образовании, родном языке, национальности, профессии, психических отклонениях, месте жительства.

В разделе 3 приводится образец автороведческой разработки текста с целью определения социально-биографических характеристик его автора.

В разделе 4 содержатся тестовые задания, с помощью которых осуществляется оперативная проверка степени усвоения изученного материала по автороведческой диагностике.

Данные методические рекомендации носят практический характер и рекомендуются для обучения специалистов-криминалистов различных подразделений, имеющих филологическое образование или прошедших специальную подготовку по учебной программе Института.

 



Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АВТОРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 839.