Контактная работа, в том числе:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

 

Направление подготовки          44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

Направленность (профиль)       – История, Право

 

 

Программа подготовки           академический бакалавриат

Форма обучения очная

Квалификация (степень) выпускника          бакалавр

 

Краснодар 2017

Оглавление

Оглавление............................................................................................................................................ 2

1 Цели и задачи изучения дисциплины.................................................................................................. 3

1.1 Цели освоения дисциплины.............................................................................................................. 3

1.2 Задачи дисциплины.......................................................................................................................... 3

1.3 Место дисциплины в структуре образовательной программы............................................................ 3

1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………////////…….….…..…...3

2 Структура и содержание дисциплины.................................................................................................. 4

2.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ................................................................ 4

2.2 Структура дисциплины..................................................................................................................... 5

2.3 Содержание разделов дисциплины.................................................................................................... 6

2.3.1 Занятия лекционного типа............................................................................................................. 6

2.3.2 Занятия семинарского типа........................................................................................................... 11

2.3.3 Лабораторные занятия.................................................................................................................. 12

2.3.4 Примерная тематика курсовых работ............................................................................................ 12

2.4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 12

3. Образовательные технологии............................................................................................................ 14

3.1.Образовательные технологии при проведении лекций..................................................................... 14

3.2.Образовательные технологии при проведении практических занятий.............................................. 15

4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…….........…...16

4.1 Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля.....................................................................16

4.1.1 Примерные вопросы для устного опроса……….............................................................………...……….17

4.1.2 Примерные тестовые задания для внутрисеместровой аттестации…........…………………….…......…17

4.1.3 Примерные задания для практических работ ……………………………………….............................…19

4.1.4 Примерные задания для домашних работ ………………………………………………...…..........…......20

4.2 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации (зачет)…………………........…..21

4.2.1 Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………………………..........…..22

5.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины. 23

5.1 Основная литература:...................................................................................................................... 23

5.2 Дополнительная литература:........................................................................................................... 24

5.3. Периодические издания:................................................................................................................ 24

6.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины......................................................................................................................................... 25

7. Методические указания для студентов по освоению дисциплины...................................................... 26

8.Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине............................................................................................................................................................ 28

8.1 Перечень информационных технологий.......................................................................................... 28

8.2 Перечень необходимого программного обеспечения........................................................................ 28

8.3 Перечень информационных справочных систем.............................................................................. 28

9. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине.   29

 

 

1 Цель и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель освоения дисциплины

- формирование компетенции ОПК-5 (владение основами профессиональной этики и речевой культуры) на основе системы знаний, умений и навыков в области профессиональной этики.

1.2 Задачи дисциплины

1 формирование целостного представления об этических основах профессиональной деятельности и профессиональной морали педагога;

2 раскрытие сущности этического подхода к осмыслению профессиональной деятельности, ответственности, долга;

3 формирование личностно-нравственного облика и профессионально-личностных качеств педагога;

4 развитие коммуникационной культуры и конфликтологической компетентности; подготовка к реализации социально-коммуникативных функций в профессиональной среде и социально-партнерских взаимоотношениях;

5 овладение основами профессиональной этики, этикетными требованиями и навыками (принципами, нормами, правилами и т.д.), речевой профессиональной культуры и готовность к их реализации в практической педагогической й деятельности;              

6 развитие способностей к рефлексии, толерантному восприятию социальных и культурных различий, самоанализу, самооценке, самопознанию и саморазвитию.

1.3 Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Профессиональная этика» относится к базовой части образовательной программы.

Для освоения дисциплины «Профессиональная этика» студенты используют знания, полученные в ходе изучения дисциплин базовой части: «Философия», «История», «Педагогика» и «Психология», «История отечественной культуры».

Дисциплина «Профессиональная этика» является предшествующей для дисциплин «Педагогическая риторика»; «Толерантное воспитание школьников в полиэтнической среде». Компетенции, формируемые при ее освоении, необходимы в ходе прохождения студентами педагогических практик.

 

1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

       Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование общепрофессиональной компетенции (ОПК):

ОПК-5: владение основами профессиональной этики и речевой культуры.

№ п.п.

Индекс компетенции

Содержание компетенции (или её части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

знать уметь владеть
1. ОПК-5 владение основами профессиональной этики и речевой культуры - основные законы и категории профессиональной этики; - систему необходимых нравственных личностно-профессиональных качеств педагога; - правила, нормы и требования делового и межличностного этикета, в соответствии с которыми строить свое поведение в профессиональной деятельности; - основы речевой культуры, правила речевого этикета и коммуникативной грамотности, - принципы, функции профессионального речевого общения и взаимодействия с различными категориями субъектов коммуникации: учащимися, родителями, коллегами и социальными партнерами. - реализовать основные этические принципы поведения в профессионально-педагогической деятельности и взаимодействии с коллегами; - работать в коллективе, конструктивно строить отношения с учащимися, коллегами, социальными партнерами; - применять основы аргументации, мастерства убеждения как составляющие профессиональной культуры; - вести полемику, дискуссию в соответствии с требованиями и речевой культуры. - этическими правилами профессионально-педагогического и речевого взаимодействия с субъектами общения;  - способами предотвращения и прекращения конфликтов; сотрудничества и толерантного восприятия социальных и культурных различий, основами корпоративной культуры; - способами профессиональной речевой культуры в устной и письменной форме, диалогических и полилогических ситуациях общения, устанавливать контакт, обмениваться информацией субъектами взаимодействия.

2 Структура и содержание дисциплины

2.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зач. ед. (72 часа), их распределение по видам работ представлено в таблице (для студентов ОФО).

Вид учебной работы

Всего  часов Семестры (часы)

 

  5 сем.

Аудиторные занятия (всего):

34 34

Занятия лекционного типа

16 16

Лабораторные занятия 

- -

Занятия семинарского типа (семинары, практические занятия) 

18 18

Иная контактная работа:

Контроль самостоятельной работы (КСР)

2 2

Промежуточная аттестация (ИКР)

0,2 0,2

Самостоятельная работа, в том числе:

Курсовая работа

- -

Проработка учебного (теоретического) материала

8 8

Выполнение индивидуальных заданий (подготовка к деловым играм, устному журналу, анализ проблемных ситуаций, разработка резюме, написание эссе)

16 16

Подготовка к текущему контролю

11,8 11,8

Контроль:

Подготовка к экзамену

- -

Общая трудоемкость                                

час. 72 72 в том числе контактная работа 36,2 36,2 зач. Ед 2 2

2.2 Структура дисциплины

       Распределение видов учебной работы и их трудоемкости по разделам (темам) дисциплины.

Разделы (темы) дисциплины, изучаемые в 5-м семестре (очная форма)

Наименование разделов (тем)

Всего

Количество часов

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа
ЛК ПЗ ЛР СР
1 2 3 4 5 6 8
1 Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов   6,5 2 2 - 2,5
2 Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц   6,5   2   2 - 2,5
3 Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики     9     2     2 - 5
4 Этикет и имидж в профессиональной культуре личности   13   2   4 - 7
5 Содержание и специфика педагогической этики 9 2 2 - 5
6 Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты   8   2   2 - 4
7 Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса   8   2   2 - 4
8 Конфликтологическая компетентность педагога 9,8 2 2 - 5,8
  Итого по дисциплине:   16 18 - 35,8

Примечание: ЛК – лекции, ПЗ – практические занятия / семинары, ЛР – лабораторные занятия, СР – самостоятельная работа.

2.3 Содержание разделов дисциплины

Занятия лекционного типа

Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
1 2 3 4
1. Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов Функции, роль и место этики в системе наук, в культуре человечества. Гуманистическое содержание морали и нравственности. Профессиональная этика сущность, генезис и классификация видов: Этика бизнеса. Управленческая этика. Педагогическая этика. Биоэтика. Нетикет. Профессиональная этика как выражение нравственного прогресса человечества, как осознание культурно-гуманистического назначения профессии. Гуманизм – исходный принцип профессиональной этики. Условия возникновения, историческое развитие и специфика профессиональной морали. Категории профессиональной морали и этики: профессиональный долг, профессиональная честь и достоинство, справедливость, профессиональный такт. Современные проблемы профессиональной этики педагога. Из зарубежной и отечественной истории становления профессионально-этических традиций У(П)
2. Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц Структура профессиональной этики личности: моральное сознание, принципы, ценности, нормы; моральные отношения; моральные действия.           Этические нормы в деятельности организаций. Структура правил внутренней этики организации. Ориентация на нравственные нормы как критерий прогрессивного развития корпорации. Формы развития этического аспекта деятельности организации: этические кодексы, комитеты по этике, социальные ревизии и др. Кодексы профессиональной этики (морали), их место в общей системе нравственности. Соотношение моральных и правовых (устав, должностные инструкции) регуляторов поведения должностных лиц. Проблемы профессионального самосознания, самовоспитания, самоконтроля; регулирования поведение, взаимоотношения с субъектами профессиональной деятельности, коллегами, социальными партнерами в соответствии с требованиями морали, понятием о долге и служебной этике. У(П)
3. Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики Понятие корпорации, ее отличие от коллектива. Понятие о корпоративной культуре, социальной ответственности организации и нравственной ответственности личности. Структура, критерии и функции культуры корпорации. Корпоративизм профессиональной морали и пути его преодоления. Нравственно-психологический климат педагогического коллектива. Этика и социальная ответственность организаций. Понятие социальной ответственности, ее виды (перед планетой, государством, местным сообществом) и отличие от правовой, экономической ответственности. Преимущества и недостатки ведения активной социальной политики организации. У(П)
4. Этикет и имидж в профессиональной культуре личности   Этикет как средство общения. Возникновение и историческое развитие этикета. Этикет и мораль: единство и различие. Основные нормы и принципы этикета: вежливость, тактичность, чувство меры, скромность. Особенности норм современного этикета: демократизм, целесообразность, условность и символизм. Национальная специфика этикета. Из истории российского этикета. Этикетные формы поведения в педагогическом общении Этикет приветствий и представлений. Формы приветствия: вербальные, невербальные и др. Этикет обращений в деловом общении.   Роль педагога в этико-коммуникативной практике школьников. Воспитание культуры поведения учащихся: задачи и методы. Понятие об имидже и его структуре. Внешний облик делового человека. Понятие стиля, вкуса, элегантности. Основные требования к внешнему виду деловых людей. Особенности внешнего облика делового мужчины и деловой женщины. Модель поведения и критерии ее выбора. Проблемы культуры внешнего вида и одежды школьников в условиях современной социокультурной ситуации. Учитель как пример для учащихся в формировании культуры ПР
5. Содержание и специфика педагогической этики Понятие педагогической этики и место педагогической этики в системе профессиональных этик. Истоки педагогической этики ссии. Понятие и содержание педагогической этики, ее структура, принципы и функции. Профессионализм как нравственная черта личности педагога. Основные категории педагогической этики как научные понятия и качества личности педагога: нравственные нормы педагогического общения, моральные ценности,  педагогическая справедливость, педагогический долг, педагогическая честь, педагогическая совесть, педагогический такт, педагогический авторитет. Из истории развития педагогической этики. Роль и место педагогической этики в системе наук. Современные проблемы этики педагогического общения. Значение этико-педагогических аспектов в процессе гуманизации образовательной деятельности, выполнения долга и эффективного конструирования собственной профессиональной деятельности. Основные категории профессиональной этики, связанные с природой и спецификой феномена педагогического общения, их функции. Нравственно-психологический климат педагогического коллектива. Т
6. Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты Моральное измерение личности. Моральное сознание. Моральное поведение. Моральная оценка и ценности. Профессионально-значимые личностные качества педагога: педагогическая коммуникабельность, дру­желюбие и уверенность, убежденность и самокритичность, ис­кренность и способность владеть собой, целеустремленность и гибкость; эмпатия, индивидуальный подход, толерантность, рефлексия.        Общественный статус и морально-этический имидж учителя в обществе. Нравственный облик и требования к учителю ХХ1-го века. Критерии профессионального мастерства учителя. ПР
7. Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса Общение как нравственная ценность. Понятие педагогического общения. Его задачи и инструменты. Виды педагогического общения, его субъекты и компоненты. Перцептивный, коммуникативный и интерактивный аспекты педагогического общения. Сферы педагогического общения. Этический характер педагогического общения. Понятие «коммуникативный барьер». Барьер отрицательных эмоций, барьер установки, барьер первого впечатления, барьер взаимопонимания. Специфические барьеры педагогической деятельности. Педагогические приемы преодоления барьеров. Коммуникативная компетентность учителя. Стили и методы взаимодействия в педагогическом общении. Коммуникативная компетентность личности. Коммуникативная толерантность. Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся. Понимание учителем индивидуального своеобразия каждого ученика. Дифференцированный подход. Культура взаимодействия субъектов педагогического процесса. Параллели: педагог – учащиеся, педагог – родители, педагог – коллеги, педагог – администрация.. Социальное партнерство в образовательной среде. Т
8. Конфликтологическая компетентность педагога Понятие конфликта в педагогическом общении. Содержание, структура, специфика, классификация педагогических конфликтов. Его причины, конфликтогены, эскалация и другие компоненты. Типология конфликтов при обучении подростков и технология их преодоления и разрешения. Конфликты дисциплины. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия. Конфликты в методике обучения.Технология преодоления и разрешения  педагогических конфликтов. Этика управления педагогическими конфликтами. Конструктивность педагогических реакций в кризисные моменты. Алгоритм разрешения конфликтной ситуации. Процедура урегулирования конфликтов.  Такт учителя в ситуации конфликта. Моделирование эффективного общения. Э

Примечание: У(П) – устный (письменный) опрос, Т – тестирование, Э – эссе, ПР – практическая работа.

Занятия семинарского типа

Наименование раздела Тематика практических занятий (семинаров) Форма текущего контроля
1 2 3 4
1 Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов Практическое занятие 1. Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов  1. Профессиональная этика: понятие, сущность, место в системе наук о мире и человеке. 2. Из зарубежной и отечественной истории становления профессионально-этических традиций. 3. Классификация видов профессиональных этик:. деонтология (медицинская этика), этика бизнеса, управленческая этика, этика журналиста, инженерная этика, дипломатическая этика, судебная этика, педагогическая этика, биоэтика, нетикет. 4. Значимость (содержание) профессиональной этики в современном профессиональном, педагогическом и социальном взаимодействии. ПР
2 Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц Практическое занятие 2. Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц  Структура профессиональной этики личности. Структура правил внутренней этики организации. Моральные и правовые регуляторы поведения должностных лиц. Проблемы профессионального самосознания, самовоспитания, самоконтроля. ПР
3 Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики Практическое занятие 3. Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответствен- ности личности. Кодексы профессиональной этики 1. Содержание понятий корпоративная культура, социальная ответственности организации, нравственная ответственности личности. 2. Структура, критерии и функции культуры корпорации.  3. Проблемы корпоративизма профессиональной морали и пути его преодоления. 4. Кодексы профессиональной этики (морали), их место в общей системе нравственности. . ДЗ, У(П)
4 Этикет и имидж в профессиональной культуре личности   Практическое занятие 4. Этикет и имидж в профессиональной культуре личности 1. Понятие о культуре поведения и этикете. Принципы, функции, виды этикета. 2. Конкретные формы проявления этикета: - этикет приветствия, представления, обращения; - проведение бесед, переговоров, совещаний, презентаций и др. - поведение в официальных учреждениях и общественных местах. 4. Проблемы имиджа педагога в контексте организации профессионального общения. 5. Костюм педагога ХХI-го века глазами студентов (опыт конструирования). 6. Стиль одежды современных школьников: дискуссионные аспекты. 7. Роль и задачи педагога в воспитании культуры внешнего вида учащихся. Практическое занятие 5. Этикет и имидж в профессиональной культуре личности 1. Содержание этикетных требований ко взаимоотношениях поколений, полов, групп профессий, должностных лиц. 2. Этикетные формы поведения в педагогическом общении 3. Наука и искусство самопрезентации.  ДЗ, ПР
5 Содержание и специфика педагогической этики Практическое занятие 6. Содержание и специфика педагогической этики ХХ1-го века. 1. Понятие педагогической этики ее структура, принципы и функции. 2. Основные категории педагогической этики: профессиональный педагогический долг; особенности и критерии педагогической справедливости; профессиональная честь и достоинство; педагогическая совесть; авторитет педагога и его содержание. 3. Статус и этический имидж учителя в современном обществе. 4. Нравственный облик и требования к учителю ХХ1-го века. ПР
6 Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты  Практическое занятие 7. Личностно -профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты 1. Профессионализм как нравственная черта личности педагога. 2. Профессионально-значимые личностные качества педагога: - педагогическая коммуникабельность,  - дру­желюбие и уверенность, - убежденность и самокритичность, - ис­кренность и способность владеть собой, - целеустремленность и гибкость; - эмпатия, - толерантность, - рефлексия: - индивидуальный подход,. 3. Критерии профессионального мастерства учителя. ПР, ДЗ  
7 Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса Практическое занятие 8. Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса Педагогическое общение, его задачи и инструменты. Сферы педагогического общения. Стили и методы взаимодействия в педагогическом общении.  Понятие «коммуникативный барьер»: определение, виды, причины возникновения и пути преодоления. Коммуникативная компетентность и коммуникативная толерантность учителя. Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся. Этика отношений в системе «педагог-педагог». Этика отношений в системе «педагог-педагог». Этика служебных отношений педагогов с административно-управленческим персоналом. Сотрудничество педагогов и родителей в системе нравственных отношений. ПР, ДЗ
8 Конфликтологическая компетентность педагога Практическое занятие 9. Конфликтологическая компетентность педагога 1.Понятие конфликта и специфика его проявления в педагогическом общении. 2.Виды конфликтов, их причины, конфликтогены, эскалация конфликта (на основе анализа конфликтов из практики студентов, сюжетов кинофильмов, литературных произведений, публикаций периодики).      3.Технология управления межличностными конфликтами. Принципы преодоления (недопущения) конфликтов. Так учителя. 4. Правила (преодоления) прекращения конфликтов. Компромисс. Роль этических норм в решении спорных вопросов и конфликтных ситуаций ПР

Примечание: У(П) – устный (письменный опрос) опрос, ПР – практическая работа, ДЗ – домашнее задание.

Лабораторные занятия.

 

Лабораторные занятия не предусмотрены учебным планом.

Примерная тематика курсовых работ

 

Курсовые работы не предусмотрены учебным планом.

2.4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Вид СР Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины по выполнению самостоятельной работы  
1 2 3
1 Подготовка к практическом занятию (письменному опросу) по теме «Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов» 1. Александрова, З. А. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – М. : МПГУ, 2016. – 136 с. : ил. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398. 2. Козловская, Т. Н. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие. – Оренбург : ОГУ, 2015. – 218 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439222.
2 Подготовка к выполнению практического задания по теме занятия «Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц» 1. Афашагова, А. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720. 2. Козловская, Т. Н. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие. – Оренбург : ОГУ, 2015. – 218 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439222.  
3 Подготовка к контрольной работе, домашнего задания по теме занятия «Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики» 1. Козловская, Т. Н. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие. – Оренбург : ОГУ, 2015. – 218 с. – ISBN 978-5-7410-1196-6. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439222. 2. Психология делового общения руководителя образовательной организации [Электронный ресурс] : курс лекций : учеб. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 177 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=456087.  
4 Подготовка страниц устного журнала, домашнего задания по теме «Этикет и имидж в профессиональной культуре личности» 1. Александрова, З. А. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – М. : МПГУ, 2016. – 136 с. : ил. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398. 2. Золотухина-Аболина, Е. В. Основы светской этики: в помощь учителю [Электронный ресурс]. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 146 с.– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277899.
5 Подготовка к практической работе, тестированию по теме занятия  «Содержание и специфика педагогической этики» 1. Афашагова, А. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – 187 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720. 1. Нестерова, А. А. Профессиональная этика психолога : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Нестерова, Т. Ф. Суслова. — М. : Юрайт, 2017. — 356 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8758-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7CC86F87-51DD-486F-8F9F-B30C37B9CF49.
6 Подготовка к ролевой игре, домашнего задания по теме «Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты» 1. Александрова, З. А. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – М. : МПГУ, 2016. – 136 с. : ил. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398. 2. Афашагова, А. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – 187 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720.
7 Подготовка к практической работе, домашнего задания по теме занятия «Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса» 1. Афашагова, А. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720. 2. Садовская, В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения [Электронный ресурс] : учеб. и практикум для прикладного бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 208 с. – URL: www.biblio-online.ru/book/21632566-5A22-4B7E-89F6-545D680CEBE3.
8 Подготовка к деловой игре по теме занятий «Конфликтологическая компетентность педагога» 1. Нестерова, А. А. Профессиональная этика психолога : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Нестерова, Т. Ф. Суслова. — М. : Юрайт, 2017. — 356 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8758-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7CC86F87-51DD-486F-8F9F-B30C37B9CF49. 2. Козловская, Т. Н. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие. – Оренбург : ОГУ, 2015. – 218 с. – ISBN 978-5-7410-1196-6. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439222.

 

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в форме электронного документа,

Для лиц с нарушениями слуха:

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в форме электронного документа.

Образовательные технологии

При освоении данной дисциплины «Профессиональная этика», для реализации компетентностного подхода, используются активные и интерактивные образовательные технологии. Это позволит студентам развивать навыки нравственной оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм и ценностей морали, знаний предмета, истории и разделов классической и профессиональной этики, овладеть навыками поведения в коллективе в соответствии с нормами этики и этикета.

Важную роль призваны сыграть технология коллективной мыследеятельности, разбор проблемных ситуаций, иные педагогические и информационные технологии

В учебном процессе наряду с традиционными образовательными технологиями используются компьютерное тестирование, тематические презентации, интерактивные технологии.

Образовательные технологии при проведении лекций

Тема

Виды применяемых образовательных технологий

Кол.

час

1 2 3 4
1 Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов Аудиовизуальная технология 2
2 Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц Аудиовизуальная технология   2
3 Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики Аудиовизуальная технология 2
4 Этикет и имидж в профессиональной культуре личности   Презентационная технология   2
5 Содержание и специфика педагогической этики Интерактивная лекция (проблемное изложение)* 2*
6 Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты Аудиовизуальная технология 2
7 Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса Аудиовизуальная технология 2
8 Конфликтологическая компетентность педагога Аудиовизуальная технология (с элементами игровых технологий)интерактивных технологий 2
 

Итого по курсу

16
 

в том числе интерактивное обучение

2*

Образовательные технологии при проведении практических занятий

Тема

Виды применяемых образовательных технологий

Кол.

час

1 2 3 4
1 Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов Решение проблемных ситуаций Письменный опрос 2
2 Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц Выполнение творческих заданий. «Мозговой штурм». 2
3 Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики Составление примерных этических кодексов (структуры, одного из разделов) организаций с их взаимоэкспертизой 2
4 Этикет и имидж в профессиональной культуре личности   Устный журнал Анализ конкретных проблемных ситуаций Разработка резюме на соискание должности 4 (2*)
5 Содержание и специфика педагогической этики Проблемное обучение 2
6 Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты Деловая игра Решение конкретных проблемных ситуаций 2*
7 Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса Рефлексивная технология (Этические размышления) 2
8 Конфликтологическая компетентность педагога Деловая (ролевая) игра 2*
 

Итого по курсу

18
 

в том числе интерактивное обучение

6*

 

Подготовка к ролевой игре «Конкурс претендентов»

(на основе составленных резюме)

Все студенты в ходе домашнего задания разрабатывают свои резюме (по прилагаемому образцу, в соответствии со своими реальными возможностями и достижениями) для устройства на работу. Часть студентов-«работодателей», «представляя» различные образовательные организации (4-5 организаций), разрабатывает рекламные объявления о приеме на конкурсной основе сотрудников. Затем студенты, знакомясь с этими рекламами, предают свои резюме в учреждение, где хотели бы работать.

«Руководители» этих учреждений на основе анализа поступивших резюме выбирают для трудоустройства только одного «претендента»; на организованном специально приеме публично объявляют об этом, обосновывая свой выбор. С соблюдением правил служебного этикета, используя комплименты, информируют «не прошедших конкурс» претендентах о причинах отказа им.

Группа «экспертов» анализирует качество разработанных резюме, обоснованность подачи их претендентами в ту или иную организацию, ход организованного «работодателями» приема, качество подготовленных ими аргументов в пользу принятых на должность претендентов и качество комплиментов в адрес не прошедших по конкурсу.

Распределение ролей студентов осуществляется непосредственно на практическом занятии.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

 

Направление подготовки          44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

Направленность (профиль)       – История, Право

 

 

Программа подготовки           академический бакалавриат

Форма обучения очная

Квалификация (степень) выпускника          бакалавр

 

Краснодар 2017

Оглавление

Оглавление............................................................................................................................................ 2

1 Цели и задачи изучения дисциплины.................................................................................................. 3

1.1 Цели освоения дисциплины.............................................................................................................. 3

1.2 Задачи дисциплины.......................................................................................................................... 3

1.3 Место дисциплины в структуре образовательной программы............................................................ 3

1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………////////…….….…..…...3

2 Структура и содержание дисциплины.................................................................................................. 4

2.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ................................................................ 4

2.2 Структура дисциплины..................................................................................................................... 5

2.3 Содержание разделов дисциплины.................................................................................................... 6

2.3.1 Занятия лекционного типа............................................................................................................. 6

2.3.2 Занятия семинарского типа........................................................................................................... 11

2.3.3 Лабораторные занятия.................................................................................................................. 12

2.3.4 Примерная тематика курсовых работ............................................................................................ 12

2.4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 12

3. Образовательные технологии............................................................................................................ 14

3.1.Образовательные технологии при проведении лекций..................................................................... 14

3.2.Образовательные технологии при проведении практических занятий.............................................. 15

4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…….........…...16

4.1 Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля.....................................................................16

4.1.1 Примерные вопросы для устного опроса……….............................................................………...……….17

4.1.2 Примерные тестовые задания для внутрисеместровой аттестации…........…………………….…......…17

4.1.3 Примерные задания для практических работ ……………………………………….............................…19

4.1.4 Примерные задания для домашних работ ………………………………………………...…..........…......20

4.2 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации (зачет)…………………........…..21

4.2.1 Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………………………..........…..22

5.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины. 23

5.1 Основная литература:...................................................................................................................... 23

5.2 Дополнительная литература:........................................................................................................... 24

5.3. Периодические издания:................................................................................................................ 24

6.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины......................................................................................................................................... 25

7. Методические указания для студентов по освоению дисциплины...................................................... 26

8.Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине............................................................................................................................................................ 28

8.1 Перечень информационных технологий.......................................................................................... 28

8.2 Перечень необходимого программного обеспечения........................................................................ 28

8.3 Перечень информационных справочных систем.............................................................................. 28

9. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине.   29

 

 

1 Цель и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель освоения дисциплины

- формирование компетенции ОПК-5 (владение основами профессиональной этики и речевой культуры) на основе системы знаний, умений и навыков в области профессиональной этики.

1.2 Задачи дисциплины

1 формирование целостного представления об этических основах профессиональной деятельности и профессиональной морали педагога;

2 раскрытие сущности этического подхода к осмыслению профессиональной деятельности, ответственности, долга;

3 формирование личностно-нравственного облика и профессионально-личностных качеств педагога;

4 развитие коммуникационной культуры и конфликтологической компетентности; подготовка к реализации социально-коммуникативных функций в профессиональной среде и социально-партнерских взаимоотношениях;

5 овладение основами профессиональной этики, этикетными требованиями и навыками (принципами, нормами, правилами и т.д.), речевой профессиональной культуры и готовность к их реализации в практической педагогической й деятельности;              

6 развитие способностей к рефлексии, толерантному восприятию социальных и культурных различий, самоанализу, самооценке, самопознанию и саморазвитию.

1.3 Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Профессиональная этика» относится к базовой части образовательной программы.

Для освоения дисциплины «Профессиональная этика» студенты используют знания, полученные в ходе изучения дисциплин базовой части: «Философия», «История», «Педагогика» и «Психология», «История отечественной культуры».

Дисциплина «Профессиональная этика» является предшествующей для дисциплин «Педагогическая риторика»; «Толерантное воспитание школьников в полиэтнической среде». Компетенции, формируемые при ее освоении, необходимы в ходе прохождения студентами педагогических практик.

 

1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

       Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование общепрофессиональной компетенции (ОПК):

ОПК-5: владение основами профессиональной этики и речевой культуры.

№ п.п.

Индекс компетенции

Содержание компетенции (или её части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

знать уметь владеть
1. ОПК-5 владение основами профессиональной этики и речевой культуры - основные законы и категории профессиональной этики; - систему необходимых нравственных личностно-профессиональных качеств педагога; - правила, нормы и требования делового и межличностного этикета, в соответствии с которыми строить свое поведение в профессиональной деятельности; - основы речевой культуры, правила речевого этикета и коммуникативной грамотности, - принципы, функции профессионального речевого общения и взаимодействия с различными категориями субъектов коммуникации: учащимися, родителями, коллегами и социальными партнерами. - реализовать основные этические принципы поведения в профессионально-педагогической деятельности и взаимодействии с коллегами; - работать в коллективе, конструктивно строить отношения с учащимися, коллегами, социальными партнерами; - применять основы аргументации, мастерства убеждения как составляющие профессиональной культуры; - вести полемику, дискуссию в соответствии с требованиями и речевой культуры. - этическими правилами профессионально-педагогического и речевого взаимодействия с субъектами общения;  - способами предотвращения и прекращения конфликтов; сотрудничества и толерантного восприятия социальных и культурных различий, основами корпоративной культуры; - способами профессиональной речевой культуры в устной и письменной форме, диалогических и полилогических ситуациях общения, устанавливать контакт, обмениваться информацией субъектами взаимодействия.

2 Структура и содержание дисциплины

2.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зач. ед. (72 часа), их распределение по видам работ представлено в таблице (для студентов ОФО).

Вид учебной работы

Всего  часов Семестры (часы)

 

  5 сем.

Контактная работа, в том числе:

Аудиторные занятия (всего):

34 34

Занятия лекционного типа

16 16

Лабораторные занятия 

- -

Занятия семинарского типа (семинары, практические занятия) 

18 18

Иная контактная работа:

Контроль самостоятельной работы (КСР)

2 2

Промежуточная аттестация (ИКР)

0,2 0,2

Самостоятельная работа, в том числе:

Курсовая работа

- -

Проработка учебного (теоретического) материала

8 8

Выполнение индивидуальных заданий (подготовка к деловым играм, устному журналу, анализ проблемных ситуаций, разработка резюме, написание эссе)

16 16

Подготовка к текущему контролю

11,8 11,8

Контроль:

Подготовка к экзамену

- -

Общая трудоемкость                                

час. 72 72 в том числе контактная работа 36,2 36,2 зач. Ед 2 2

2.2 Структура дисциплины

       Распределение видов учебной работы и их трудоемкости по разделам (темам) дисциплины.

Разделы (темы) дисциплины, изучаемые в 5-м семестре (очная форма)

Наименование разделов (тем)

Всего

Количество часов

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа
ЛК ПЗ ЛР СР
1 2 3 4 5 6 8
1 Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов   6,5 2 2 - 2,5
2 Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц   6,5   2   2 - 2,5
3 Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики     9     2     2 - 5
4 Этикет и имидж в профессиональной культуре личности   13   2   4 - 7
5 Содержание и специфика педагогической этики 9 2 2 - 5
6 Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты   8   2   2 - 4
7 Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса   8   2   2 - 4
8 Конфликтологическая компетентность педагога 9,8 2 2 - 5,8
  Итого по дисциплине:   16 18 - 35,8

Примечание: ЛК – лекции, ПЗ – практические занятия / семинары, ЛР – лабораторные занятия, СР – самостоятельная работа.

2.3 Содержание разделов дисциплины

Занятия лекционного типа

Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
1 2 3 4
1. Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов Функции, роль и место этики в системе наук, в культуре человечества. Гуманистическое содержание морали и нравственности. Профессиональная этика сущность, генезис и классификация видов: Этика бизнеса. Управленческая этика. Педагогическая этика. Биоэтика. Нетикет. Профессиональная этика как выражение нравственного прогресса человечества, как осознание культурно-гуманистического назначения профессии. Гуманизм – исходный принцип профессиональной этики. Условия возникновения, историческое развитие и специфика профессиональной морали. Категории профессиональной морали и этики: профессиональный долг, профессиональная честь и достоинство, справедливость, профессиональный такт. Современные проблемы профессиональной этики педагога. Из зарубежной и отечественной истории становления профессионально-этических традиций У(П)
2. Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц Структура профессиональной этики личности: моральное сознание, принципы, ценности, нормы; моральные отношения; моральные действия.           Этические нормы в деятельности организаций. Структура правил внутренней этики организации. Ориентация на нравственные нормы как критерий прогрессивного развития корпорации. Формы развития этического аспекта деятельности организации: этические кодексы, комитеты по этике, социальные ревизии и др. Кодексы профессиональной этики (морали), их место в общей системе нравственности. Соотношение моральных и правовых (устав, должностные инструкции) регуляторов поведения должностных лиц. Проблемы профессионального самосознания, самовоспитания, самоконтроля; регулирования поведение, взаимоотношения с субъектами профессиональной деятельности, коллегами, социальными партнерами в соответствии с требованиями морали, понятием о долге и служебной этике. У(П)
3. Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики Понятие корпорации, ее отличие от коллектива. Понятие о корпоративной культуре, социальной ответственности организации и нравственной ответственности личности. Структура, критерии и функции культуры корпорации. Корпоративизм профессиональной морали и пути его преодоления. Нравственно-психологический климат педагогического коллектива. Этика и социальная ответственность организаций. Понятие социальной ответственности, ее виды (перед планетой, государством, местным сообществом) и отличие от правовой, экономической ответственности. Преимущества и недостатки ведения активной социальной политики организации. У(П)
4. Этикет и имидж в профессиональной культуре личности   Этикет как средство общения. Возникновение и историческое развитие этикета. Этикет и мораль: единство и различие. Основные нормы и принципы этикета: вежливость, тактичность, чувство меры, скромность. Особенности норм современного этикета: демократизм, целесообразность, условность и символизм. Национальная специфика этикета. Из истории российского этикета. Этикетные формы поведения в педагогическом общении Этикет приветствий и представлений. Формы приветствия: вербальные, невербальные и др. Этикет обращений в деловом общении.   Роль педагога в этико-коммуникативной практике школьников. Воспитание культуры поведения учащихся: задачи и методы. Понятие об имидже и его структуре. Внешний облик делового человека. Понятие стиля, вкуса, элегантности. Основные требования к внешнему виду деловых людей. Особенности внешнего облика делового мужчины и деловой женщины. Модель поведения и критерии ее выбора. Проблемы культуры внешнего вида и одежды школьников в условиях современной социокультурной ситуации. Учитель как пример для учащихся в формировании культуры ПР
5. Содержание и специфика педагогической этики Понятие педагогической этики и место педагогической этики в системе профессиональных этик. Истоки педагогической этики ссии. Понятие и содержание педагогической этики, ее структура, принципы и функции. Профессионализм как нравственная черта личности педагога. Основные категории педагогической этики как научные понятия и качества личности педагога: нравственные нормы педагогического общения, моральные ценности,  педагогическая справедливость, педагогический долг, педагогическая честь, педагогическая совесть, педагогический такт, педагогический авторитет. Из истории развития педагогической этики. Роль и место педагогической этики в системе наук. Современные проблемы этики педагогического общения. Значение этико-педагогических аспектов в процессе гуманизации образовательной деятельности, выполнения долга и эффективного конструирования собственной профессиональной деятельности. Основные категории профессиональной этики, связанные с природой и спецификой феномена педагогического общения, их функции. Нравственно-психологический климат педагогического коллектива. Т
6. Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты Моральное измерение личности. Моральное сознание. Моральное поведение. Моральная оценка и ценности. Профессионально-значимые личностные качества педагога: педагогическая коммуникабельность, дру­желюбие и уверенность, убежденность и самокритичность, ис­кренность и способность владеть собой, целеустремленность и гибкость; эмпатия, индивидуальный подход, толерантность, рефлексия.        Общественный статус и морально-этический имидж учителя в обществе. Нравственный облик и требования к учителю ХХ1-го века. Критерии профессионального мастерства учителя. ПР
7. Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса Общение как нравственная ценность. Понятие педагогического общения. Его задачи и инструменты. Виды педагогического общения, его субъекты и компоненты. Перцептивный, коммуникативный и интерактивный аспекты педагогического общения. Сферы педагогического общения. Этический характер педагогического общения. Понятие «коммуникативный барьер». Барьер отрицательных эмоций, барьер установки, барьер первого впечатления, барьер взаимопонимания. Специфические барьеры педагогической деятельности. Педагогические приемы преодоления барьеров. Коммуникативная компетентность учителя. Стили и методы взаимодействия в педагогическом общении. Коммуникативная компетентность личности. Коммуникативная толерантность. Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся. Понимание учителем индивидуального своеобразия каждого ученика. Дифференцированный подход. Культура взаимодействия субъектов педагогического процесса. Параллели: педагог – учащиеся, педагог – родители, педагог – коллеги, педагог – администрация.. Социальное партнерство в образовательной среде. Т
8. Конфликтологическая компетентность педагога Понятие конфликта в педагогическом общении. Содержание, структура, специфика, классификация педагогических конфликтов. Его причины, конфликтогены, эскалация и другие компоненты. Типология конфликтов при обучении подростков и технология их преодоления и разрешения. Конфликты дисциплины. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия. Конфликты в методике обучения.Технология преодоления и разрешения  педагогических конфликтов. Этика управления педагогическими конфликтами. Конструктивность педагогических реакций в кризисные моменты. Алгоритм разрешения конфликтной ситуации. Процедура урегулирования конфликтов.  Такт учителя в ситуации конфликта. Моделирование эффективного общения. Э

Примечание: У(П) – устный (письменный) опрос, Т – тестирование, Э – эссе, ПР – практическая работа.

Занятия семинарского типа

Наименование раздела Тематика практических занятий (семинаров) Форма текущего контроля
1 2 3 4
1 Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов Практическое занятие 1. Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов  1. Профессиональная этика: понятие, сущность, место в системе наук о мире и человеке. 2. Из зарубежной и отечественной истории становления профессионально-этических традиций. 3. Классификация видов профессиональных этик:. деонтология (медицинская этика), этика бизнеса, управленческая этика, этика журналиста, инженерная этика, дипломатическая этика, судебная этика, педагогическая этика, биоэтика, нетикет. 4. Значимость (содержание) профессиональной этики в современном профессиональном, педагогическом и социальном взаимодействии. ПР
2 Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц Практическое занятие 2. Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц  Структура профессиональной этики личности. Структура правил внутренней этики организации. Моральные и правовые регуляторы поведения должностных лиц. Проблемы профессионального самосознания, самовоспитания, самоконтроля. ПР
3 Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики Практическое занятие 3. Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответствен- ности личности. Кодексы профессиональной этики 1. Содержание понятий корпоративная культура, социальная ответственности организации, нравственная ответственности личности. 2. Структура, критерии и функции культуры корпорации.  3. Проблемы корпоративизма профессиональной морали и пути его преодоления. 4. Кодексы профессиональной этики (морали), их место в общей системе нравственности. . ДЗ, У(П)
4 Этикет и имидж в профессиональной культуре личности   Практическое занятие 4. Этикет и имидж в профессиональной культуре личности 1. Понятие о культуре поведения и этикете. Принципы, функции, виды этикета. 2. Конкретные формы проявления этикета: - этикет приветствия, представления, обращения; - проведение бесед, переговоров, совещаний, презентаций и др. - поведение в официальных учреждениях и общественных местах. 4. Проблемы имиджа педагога в контексте организации профессионального общения. 5. Костюм педагога ХХI-го века глазами студентов (опыт конструирования). 6. Стиль одежды современных школьников: дискуссионные аспекты. 7. Роль и задачи педагога в воспитании культуры внешнего вида учащихся. Практическое занятие 5. Этикет и имидж в профессиональной культуре личности 1. Содержание этикетных требований ко взаимоотношениях поколений, полов, групп профессий, должностных лиц. 2. Этикетные формы поведения в педагогическом общении 3. Наука и искусство самопрезентации.  ДЗ, ПР
5 Содержание и специфика педагогической этики Практическое занятие 6. Содержание и специфика педагогической этики ХХ1-го века. 1. Понятие педагогической этики ее структура, принципы и функции. 2. Основные категории педагогической этики: профессиональный педагогический долг; особенности и критерии педагогической справедливости; профессиональная честь и достоинство; педагогическая совесть; авторитет педагога и его содержание. 3. Статус и этический имидж учителя в современном обществе. 4. Нравственный облик и требования к учителю ХХ1-го века. ПР
6 Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты  Практическое занятие 7. Личностно -профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты 1. Профессионализм как нравственная черта личности педагога. 2. Профессионально-значимые личностные качества педагога: - педагогическая коммуникабельность,  - дру­желюбие и уверенность, - убежденность и самокритичность, - ис­кренность и способность владеть собой, - целеустремленность и гибкость; - эмпатия, - толерантность, - рефлексия: - индивидуальный подход,. 3. Критерии профессионального мастерства учителя. ПР, ДЗ  
7 Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса Практическое занятие 8. Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса Педагогическое общение, его задачи и инструменты. Сферы педагогического общения. Стили и методы взаимодействия в педагогическом общении.  Понятие «коммуникативный барьер»: определение, виды, причины возникновения и пути преодоления. Коммуникативная компетентность и коммуникативная толерантность учителя. Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся. Этика отношений в системе «педагог-педагог». Этика отношений в системе «педагог-педагог». Этика служебных отношений педагогов с административно-управленческим персоналом. Сотрудничество педагогов и родителей в системе нравственных отношений. ПР, ДЗ
8 Конфликтологическая компетентность педагога Практическое занятие 9. Конфликтологическая компетентность педагога 1.Понятие конфликта и специфика его проявления в педагогическом общении. 2.Виды конфликтов, их причины, конфликтогены, эскалация конфликта (на основе анализа конфликтов из практики студентов, сюжетов кинофильмов, литературных произведений, публикаций периодики).      3.Технология управления межличностными конфликтами. Принципы преодоления (недопущения) конфликтов. Так учителя. 4. Правила (преодоления) прекращения конфликтов. Компромисс. Роль этических норм в решении спорных вопросов и конфликтных ситуаций ПР

Примечание: У(П) – устный (письменный опрос) опрос, ПР – практическая работа, ДЗ – домашнее задание.

Лабораторные занятия.

 

Лабораторные занятия не предусмотрены учебным планом.

Примерная тематика курсовых работ

 

Курсовые работы не предусмотрены учебным планом.

2.4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Вид СР Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины по выполнению самостоятельной работы  
1 2 3
1 Подготовка к практическом занятию (письменному опросу) по теме «Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов» 1. Александрова, З. А. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – М. : МПГУ, 2016. – 136 с. : ил. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398. 2. Козловская, Т. Н. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие. – Оренбург : ОГУ, 2015. – 218 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439222.
2 Подготовка к выполнению практического задания по теме занятия «Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц» 1. Афашагова, А. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720. 2. Козловская, Т. Н. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие. – Оренбург : ОГУ, 2015. – 218 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439222.  
3 Подготовка к контрольной работе, домашнего задания по теме занятия «Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики» 1. Козловская, Т. Н. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие. – Оренбург : ОГУ, 2015. – 218 с. – ISBN 978-5-7410-1196-6. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439222. 2. Психология делового общения руководителя образовательной организации [Электронный ресурс] : курс лекций : учеб. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 177 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=456087.  
4 Подготовка страниц устного журнала, домашнего задания по теме «Этикет и имидж в профессиональной культуре личности» 1. Александрова, З. А. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – М. : МПГУ, 2016. – 136 с. : ил. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398. 2. Золотухина-Аболина, Е. В. Основы светской этики: в помощь учителю [Электронный ресурс]. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 146 с.– URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277899.
5 Подготовка к практической работе, тестированию по теме занятия  «Содержание и специфика педагогической этики» 1. Афашагова, А. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – 187 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720. 1. Нестерова, А. А. Профессиональная этика психолога : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Нестерова, Т. Ф. Суслова. — М. : Юрайт, 2017. — 356 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8758-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7CC86F87-51DD-486F-8F9F-B30C37B9CF49.
6 Подготовка к ролевой игре, домашнего задания по теме «Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты» 1. Александрова, З. А. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – М. : МПГУ, 2016. – 136 с. : ил. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398. 2. Афашагова, А. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – 187 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720.
7 Подготовка к практической работе, домашнего задания по теме занятия «Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса» 1. Афашагова, А. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720. 2. Садовская, В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения [Электронный ресурс] : учеб. и практикум для прикладного бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 208 с. – URL: www.biblio-online.ru/book/21632566-5A22-4B7E-89F6-545D680CEBE3.
8 Подготовка к деловой игре по теме занятий «Конфликтологическая компетентность педагога» 1. Нестерова, А. А. Профессиональная этика психолога : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Нестерова, Т. Ф. Суслова. — М. : Юрайт, 2017. — 356 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8758-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7CC86F87-51DD-486F-8F9F-B30C37B9CF49. 2. Козловская, Т. Н. Профессиональная этика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие. – Оренбург : ОГУ, 2015. – 218 с. – ISBN 978-5-7410-1196-6. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439222.

 

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в форме электронного документа,

Для лиц с нарушениями слуха:

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в форме электронного документа.

Образовательные технологии

При освоении данной дисциплины «Профессиональная этика», для реализации компетентностного подхода, используются активные и интерактивные образовательные технологии. Это позволит студентам развивать навыки нравственной оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм и ценностей морали, знаний предмета, истории и разделов классической и профессиональной этики, овладеть навыками поведения в коллективе в соответствии с нормами этики и этикета.

Важную роль призваны сыграть технология коллективной мыследеятельности, разбор проблемных ситуаций, иные педагогические и информационные технологии

В учебном процессе наряду с традиционными образовательными технологиями используются компьютерное тестирование, тематические презентации, интерактивные технологии.

Образовательные технологии при проведении лекций

Тема

Виды применяемых образовательных технологий

Кол.

час

1 2 3 4
1 Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов Аудиовизуальная технология 2
2 Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц Аудиовизуальная технология   2
3 Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики Аудиовизуальная технология 2
4 Этикет и имидж в профессиональной культуре личности   Презентационная технология   2
5 Содержание и специфика педагогической этики Интерактивная лекция (проблемное изложение)* 2*
6 Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты Аудиовизуальная технология 2
7 Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса Аудиовизуальная технология 2
8 Конфликтологическая компетентность педагога Аудиовизуальная технология (с элементами игровых технологий)интерактивных технологий 2
 

Итого по курсу

16
 

в том числе интерактивное обучение

2*

Образовательные технологии при проведении практических занятий

Тема

Виды применяемых образовательных технологий

Кол.

час

1 2 3 4
1 Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов Решение проблемных ситуаций Письменный опрос 2
2 Структура профессиональной этики личности. Моральные  и правовые регуляторы поведения должностных лиц Выполнение творческих заданий. «Мозговой штурм». 2
3 Диалектика социальной ответственности организации и профессионально-нравственной ответственности личности. Кодексы профессиональной этики Составление примерных этических кодексов (структуры, одного из разделов) организаций с их взаимоэкспертизой 2
4 Этикет и имидж в профессиональной культуре личности   Устный журнал Анализ конкретных проблемных ситуаций Разработка резюме на соискание должности 4 (2*)
5 Содержание и специфика педагогической этики Проблемное обучение 2
6 Личностно-профессиональные качества педагога: теоретический и практический аспекты Деловая игра Решение конкретных проблемных ситуаций 2*
7 Педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса Рефлексивная технология (Этические размышления) 2
8 Конфликтологическая компетентность педагога Деловая (ролевая) игра 2*
 

Итого по курсу

18
 

в том числе интерактивное обучение

6*

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 351.