Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе.
План воспитательной работы – это не что иное, как модель будущего состояния воспитательного процесса.
При составлении плана воспитательной работы целесообразно владеть следующей информацией:
· состав классного коллектива обучающихся (общее количество учащихся, количество мальчиков, девочек);
· возраст учащихся и психолого-педагогических особенности данного возраста;
· наличие в классе лидеров и аутсайдеров;
· наличие сформированных микрогрупп классного коллектива, что их объединяет;
· наличие проблем во взаимоотношениях учащихся класса и причины их возникновения;
· интересы, увлечения и предпочтения учеников класса.
В план воспитательной работы необходимо включить следующую информацию:
· цель и задачи воспитательной работы;
· предполагаемые воспитательные результаты;
· основные направления работы; данный раздел плана может быть составлен по видам деятельности, тематическим периодам (по выбору);
· конкретные мероприятия, планируемые в рамках данных направлений (видов деятельности, тематических периодов и т.п.). Планируемые мероприятия с обучающимися должны быть рассчитаны на их возраст, предполагать некую системность, способствовать реализации целей и задач воспитательной системы образовательного учреждения. Они должны быть интересными, развивающими, разнообразными по форме и содержанию, а также способствовать созданию условий для формирования основных ценностных ориентиров обучающихся, к которым относятся: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, социальная ответственность и компетентность, нравственные чувства, убеждения, этическое сознание, экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни, трудолюбие, творческое отношение к образованию, труду и жизни, готовность к сознательному выбору профессии. Не следует забывать и о том, что в плане обязательно должны быть отражены мероприятия общешкольного и городского уровня. В качестве обязательного (!) мероприятия студентом-практикантом должна быть включена (спланирована) и проведена самостоятельно разработанная этическая беседа.
Формы плана воспитательной работы могут быть разнообразными. Студенту-практиканту целесообразно учитывать требования, которые предъявляются к форме планирования данного вида работ в конкретном общеобразовательном учреждении (базе практики)*.
Таблица 9 – Вариант № 1 оформления плана воспитательной работы на период практики (планирование по видам деятельности)
Виды деятельности | Название мероприятия и форма его проведения | Предполагаемый уровень воспитательного результата | Лидеры самоуправления, участвующие в организации мероприятия | Сроки проведения |
Игровая | ||||
Познавательная | ||||
Проблемно-ценностное общение | ||||
Досугово-развлекательная деятельность | ||||
Спортивно-оздоровительная деятельность | ||||
Туристско-краеведческая деятельность | ||||
Художественное творчество | ||||
Трудовая (производственная) деятельность | ||||
Социальное творчество и др. |
Таблица 10 – Вариант № 2 оформления плана воспитательной работы на период практики (планирование по направлениям деятельности)
Направления деятельности | Название мероприятия и форма его проведения | Предполагаемый уровень воспитательного результата | Лидеры самоуправления, участвующие в организации мероприятия | Сроки проведения |
Здоровый образ жизни | ||||
Духовно-нравственное воспитание | ||||
Гражданско-патриотическое воспитание и др. |
Таблица 11 – Вариант № 3 оформления плана воспитательной работы на период практики (планирование по тематическим периодам)
Тематический период | Название мероприятия и форма его проведения | Предполагаемый уровень воспитательного результата | Лидеры самоуправления, участвующие в организации мероприятия | Сроки проведения |
Осенние страницы школьного календаря | ||||
На крыльях новогодней сказки | ||||
«О мужестве, о доблести, о славе» и др. |
* – Предложенные варианты планирования воспитательной работы не являются образцом для точного копирования и приведены лишь как способ демонстрации возможных форм составления плана.
План воспитательной работы с классом на период практики утверждается классным руководителем, тем самым он санкционирует и одобряет выбранную студентом форму его представления.
Рекомендации по составлению самоанализа в период практики
Самоанализ (рефлексия от познелат. reflexio – обращение назад) деятельность человека, направленная на осмысление, осознание своих действий и состояний.
Цель самоанализа (рефлексии) – припомнить, выявить, осознать, оценить основные элементы своей деятельности, её смысл, способы, возникающие проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п.
Самоанализ деятельности позволит студенту-практиканту осознать полученный опыт, свою индивидуальность, скорректировать направленность личности, определить сильные и слабые стороны профессиональной деятельности и профессионального поведения, осмыслить свои педагогические суждения.
Примерный план самоанализа результативности деятельности студента-практиканта:
· какая(-ие) цель(-и) ставилась(-ись) в период прохождения производственной педагогической практики? Удалось ли достичь её?
· самооценка профессиональных качеств личности; целесообразно дать самооценку проективных и аналитических качеств;
Прогностические умения педагога предполагают ориентацию на четкое представление в сознании цели его деятельности; прогностические умения связаны с готовностью и способностью разрабатывать образовательно-воспитательные проекты (планы), планировать и обосновывать отбор содержания обучения (учебной работы) и воспитания (воспитательной работы); отбирать виды деятельности, адекватные поставленным учебно-воспитательным задачам; предвидеть возможные отклонения, нежелательные явления и выбор возможных способов их преодоления, а также примерно оценить предполагаемые затраты средств, труда и времени участников образовательного процесса.
Аналитические умения предполагают готовность и способность анализировать педагогические явления (видеть условия, причины, мотивы, стимулы, формы проявления и д.п.); находить в педагогической теории положения, соответствующие рассматриваемым явлениям и другие).
· сложности, нерешенные проблемы / достоинства, удачи;
· вывод об уровне собственной профессиональной компетентности;
· самооценка своего физического и эмоционального состояния;
· рекомендации по самосовершенствованию.
Рекомендации по выступлению на итоговой конференции
Выступление на итоговой конференции – это вид учебно-исследовательской работы, цель которого развитие аналитических умений практически осмысливать и оценивать свою профессиональную деятельность в период практики.
Примерный план выступления на итоговой конференции:
1 Общие впечатления о педагогической практике, условиях ее организации и прохождения.
2 Педагогические удачи, находки в период прохождения практики.
3 Трудности (психологического, личностного, методического характера и т.п.), встретившиеся в ходе практики. Как они преодолевались?
4 Чему научились за время практики? Какими знаниями и умениями необходимо дополнительно овладеть для коррекции собственной профессиональной деятельности?
5 Предложения по совершенствованию педагогической практики?
При оценке выступления на итоговой конференции учитывается:
· качество сообщения;
· четкость, последовательность (логика);
· лаконичная грамотная речь;
· соблюдение регламента;
· аргументированные ответы на вопросы.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 230.