Дидактический анализ урока – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.).
Таблица 3 – Примерный вариант дидактического анализа урока технологии
Дата:_________________ Смена:________ | ||
Класс:______________________________ | ||
ФИО учителя:________________________________________________________________ | ||
Количество учащихся:_________ Продолжительность урока:_________________________ | ||
Тема:___________________________________________________________________ | ||
________________________________________________________________________ | ||
Тип урока ( в т.ч. по ФГОС)____________________________________________________ _________________________________________________________________________ | ||
№ п/п | Этап урока | Содержание анализа этапа урока |
1 | Организационный момент. Подготовка учащихся к началу работы на уроке | - готовность учителя: рабочее место, пособия, инструменты, ТСО; психологический настрой; - готовность учащихся к уроку: наличие рабочей одежды, состояние рабочих мест, документации; общее настроение класса; - постановка мотивирующей цели для учащихся; - как осуществлен переход к следующему этапу урока: плавно, логично, незаметно или резко; - расход времени на этап урока. |
2 | Проведение анализа ошибок, допущенных учащимися на предыдущем уроке | - способы анализа причин возникновения ошибок: все объяснил сам учитель; призвал к самостоятельному поиску; задавал наводящие вопросы и другое; - ошибки учащихся учтены все или только типичные; - как учитель показывает ошибки: на доске, на чертеже, на образце, на изделии, с помощью ТСО и т.п., сравнением, сопоставлением с технологической картой и другое; - определялись ли последствия ошибок; - намечались ли пути исправления ошибок учащихся и какими способами;- расход времени на этап урока. |
3 | Проверка ранее усвоенных ЗУН учащихся | - цель и объект проверки; методы и приёмы проверки; характер вопросов и заданий ученикам; - реакция учителя на степень подготовленности учащихся; - формирование способности самостоятельно оценивать свою деятельность (совместная рефлексия на уроке); - расход времени на этап урока. |
4 | Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала | - способы организации внимания: восстановление технологической ситуации прошлого урока и т.п. - способы психологической установки учащихся на усвоение нового: вызван внутренний интерес; - расход времени на этап урока. |
5 | Изучение нового материала | - как осуществлен переход к этапу урока: логично, с предварительной подготовкой к усвоению или неожиданно, резко; - доступность, логика, доходчивость, убедительность изложения и т.д.; - использование наглядности и ТСО: техника показа, логическая связь объяснения и показа и т.д.; - методика изложения нового материала: способы сообщения новых знаний; - степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; - контакт с учащимися: обстановка сопутствующая изложению нового материала (доброжелательность, спокойствие, нервозность, напряженность); степень заинтересованности учащихся новым материалом; связь теории с практикой; - поведение учителя в процессе изложения нового материала: внешний вид, жесты; речевые особенности: темп речи, интонация и т.п.; - расход времени на этап урока. |
6 | Вводный инструктаж | - следование инструктажа логике при объяснении практических действий; показ приемов и операций; - наглядность инструктажа (практический показ приемов и операций, использование средств наглядности и технической документации); - расход времени на этап урока. |
7 | Самостоятельная практическая работа учащихся. Текущий инструктаж | - формы организации деятельности учащихся на этапе; - организация практической работы: целевые обходы; степень исполнительности и самостоятельности учащихся; учет индивидуальных особенностей учащихся; соблюдение технологической дисциплины; организация рабочих мест; основные затруднения в работе и т.п.; - активность, работоспособность, степень занятости, внимание учащихся на уроке; - организация контроля и самоконтроля практической работой учащихся; определяется ли учителем степень понимания теоретических знаний через формирование практических умений; - развитие самостоятельности учащихся: создаются ли ситуации для самостоятельных решений в процессе работы; способы стимулирования творчества школьников; - расход времени на этап урока. |
8 | Заключительный инструктаж | - было ли сделано заключение по уроку: подведены общие итоги; дана общая оценка работе учащихся; учитель выразил свое отношение к положительным и отрицательным явлениям на уроке и т.п. - как проведена оценка качества выполнения практической работы учащимся; - проведение рефлексии учащимися; - расход времени на этап урока. |
9 | Выдача домашнего задания | - соответствие домашнего задания теме урока; - характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный, индивидуальный); - объём домашнего задания; - посильность домашнего задания для всех учащихся; - инструктаж по выполнению задания; - расход времени на этап урока. |
10 | Уборка индивидуальных рабочих мест и помещения | - организация уборки индивидуальных рабочих мест и мастерской; степень самоуправления; сложился ли прядок уборки (дежурства); формы контроля со стороны учителя; - расход времени на этап урока. |
11 | Общие замечания по уроку. Выводы и педагогическая ценность урока | - достигнута ли цель урока; - оптимально ли определены тип и структура урока; - обеспечены ли логические переходы от этапа к этапу; - соответствие методов обучения поставленным целям; - соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся и др.); - особенности профессиональных и личностных качеств учителя; - прочие замечания. |
Общие выводы по уроку:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ выполнил: ________________________
(Фамилия И.О. студента)
Рекомендации по составлению
Дата: 2018-11-18, просмотров: 225.