Педагогическая поддержка ученического самоуправления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагог-организатор является координатором внеурочной занятости учащихся, поэтому эта особенность служит отличительной характеристикой его деятельности. Все воспитательные воздействия педагога-организатора должны быть направлены, прежде всего, на активизацию позиции самого ребенка как субъекта воспитательного процесса, т.е. на актуализацию его самовоспитания, саморазвития, самообразования, самоопределения, самосовершенствования, самоуправления и саморефлексии. Следовательно, содержание работы педагога-организатора зависит от запросов, потребностей, мотивов, жизненных установок и активности конкретных детей, а индивидуальность и своеобразие каждого учащегося служит для него главным ориентиром в определении перспектив своего труда. Исходя из этого важнейшим средством гражданского и патриотического воспитания учащихся, формирования коллективных отношений в ученическом коллективе, является ученическое самоуправление.

Ученическое самоуправление — форма организации коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

При организации самоуправления важно развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В учреждении должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем учащиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Необходимо отметить, что типичной ошибкой педагогов-организаторов ученического самоуправления является такое взаимодействие с учащимися, когда, педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно – деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы – образуется новый орган самоуправления.

Формы органов ученического самоуправления и названия их могут быть самыми разнообразными: парламент, министерство, совет, комитет, совет клуба, учком и т.д.

Для создания органов самоуправления необходимо:

1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.

2. Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.

3. Предоставить педагогическую поддержку и помощь. Педагоги должны поделиться реальной школьной властью с учениками, т.е. делегировать полномочия.

Детям можно отдавать следующие области школьной жизни:

1. Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творческие дела и т.д..

2. Деятельность гражданской и патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими известными людьми.

3. Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама.

4. Спорт и спортивные мероприятия.

5. Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, работа на пришкольной территории и т.д.;

6. Производственная деятельность: труд на земле, в теплицах, на школьных животноводческих фермах (контроль над заработанными средствами, доходами, распределением, стимулированием и т.д.).

7. Производственно-коммерческая деятельность: в школьных мастерских, с организацией и выполнением заказов населения по ремонту бытовой техники, изготовлению рам, дверей, наличников и т.д.

8. Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

9. Реальное точечное участие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т.д.

Приведем краткие рекомендации по организации и проведению собрания учащихся. Необходимо отметить, что собрание может проходить в различных формах, и необязательно при этом соблюдать привычный ритуал (выборы президиума, заслушивание и обсуждение доклада). Наиболее интересной и эффективной формой проявления активности являются собрания-диспуты, на которых обсуждаются наболевшие проблемы жизни коллектива, вносятся конкретные предложения. В этом случае достаточно выбрать только председателя собрания – ведущего данного обсуждения.

Цель собрания-диспута : помощь в решении проблем, развитие у учащихся способности решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи собрания-диспута : вызвать детей на откровенный разговор друг с другом, формировать дисциплину среди школьников.

Правила для педагога :

1. не позволяйте детям осуждать или обвинять других;

2. не привлекайте детей к выслеживанию и выявлению правонарушителей;

3. не наказывайте весь коллектив за поведение отдельных ребят;

4. создавайте атмосферу сотрудничества.

Правила для детей:

1. решаем проблему сами;

2. не оказываем друг на друга давления;

3. слушаем друг друга, не перебивая.

Структура собрания:

· открытие собрания;

· представление обсуждаемой проблемы (педагогом-организатором или учащимися);

· изложение информации по проблеме;

· начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы...», «Результат получился таким, потому что...»;

· предложение решения проблемы;

· выбор решения;

· обсуждение предполагаемого результата решения

· рефлексия.

Процедура собрания:

· школьники сидят по кругу;

· продолжительность собрания для школьников начальной школы – 30 мин., для старших школьников – 45 мин.

Учить самоуправлению – значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение. Для решения этих задач может быть использована ролевая игра: День дублера, День самоуправления в школе и др.

Для педагога-организатора важно постоянно отслеживать, как развивается самоуправление в классах и школе. Для этого можно провести опрос учащихся по предлагаемой методике (Приложении 2). Предложенные в данной методике вопросы соответствуют функциям детского самоуправления и критериям развития его в ученических коллективах.

В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где учащиеся ощущают себя ответственными за происходящие в школе события, где они проявляют инициативу и творчество, стремятся к организации, где каждому есть дело до каждого.

Ввести в школе самоуправление – значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического руководства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними – главная задача управления школой.

Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы. Он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения.

Роль планирования в деятельности педагога-организатора

Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.

Анализ документации педагогов-организаторов показал, что многие из них, особенно те, кто только начинает свою трудовую деятельность, испытывают затруднения в планировании своей работы. Нередки факты, когда простой перечень массовых мероприятий без указаний целей, форм проведения, возраста их участников, выдается за план работы педагога-организатора.

Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам: научную обоснованность; целесообразность; социальную направленность; актуальность; реальность выполнения; гласность.

Процесс планирования как и любая деятельность предполагает определенную последовательность:

Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора школы (или заведующего отделом / начальника управления образования) о приеме его на работу. Они определяются на основании Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих».

Второй этап. Изучение нормативных правовых документов Республики Беларусь по вопросам образования, молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь, нормативных документов областных, районных отделов образования, комитетов, советов детских и молодежных общественных объединений и т.д. Особое внимание необходимо уделить изучению Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, как основного нормативного документа. Это поможет правильно определить цели, задачи воспитательной деятельности, планируемые результаты (промежуточные и конечные).

Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) школы на новый учебный год.

Четвертый этап. Проведение анкетирования, собеседований, деловых, организационно-деятельностных игр с целью диагностики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных интересных, полезных дел.

Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных, народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города (села), области, республики, событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных, областных, республиканских конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий, что поможет определить формы, сроки участия учащихся в социально значимой, общественной деятельности.

Чтобы перспективный годовой план не был слишком громоздким, можно оформить как приложения к нему:

а) перечень массовых мероприятий в виде календарных планов (с учетом сроков), а также указав цели, формы проведения, организаторов, участников и их возраст;

б) перспективные планы обучения избранного актива детских организа­ций; клубов, классов;

в) планы проведения мероприятий в период осенних, зимних, весенних каникул.

Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных целях его деятельности и отражает степень эффективности воспитательного процесса.

Результаты выражаются:

– в наличии личностно-ориентированной воспитательной системы в учреждении образования;

– в сформированных потребностях в самовоспитании, самообразовании, самоуправлении;

– в развитости у детей умений делать нравственный выбор, регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оценивать и контролировать свои действия;

– в осмыслении учащимися своего личностного достоинства, самоценности, осознании жизни как высшей ценности, оптимистическом мировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в развитом стремлении определить смысл своей жизни, сопоставлять ее с духовно-нравственными идеалами;

– в усвоении воспитанниками этических образцов поведения, элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии правонарушений;

– в адекватном эмоциональном отклике детей на воспитательные воздействия.

    Педагогу-организатору необходимо научить детей и подростков самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности, качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников среди учащихся, педагогов, родителей, представителей общественных объединений, тем лучше будут результаты воспитательной работы.

    Данные советы, рекомендации, как и любые методические материалы, предполагают творческий подход к их использованию, учет местных условий, особенностей и возможностей учреждений образования.


Приложение 1

Примерная структура годового плана воспитательной работы педагога-организатора

Разделы плана:

1. Вступление. Краткий анализ итогов воспитательной деятельности за предыдущий учебный год. Если педагог-организатор только начинает свою деятельность, то этот раздел плана пишется на основании материалов отчета, решений педсовета школы, бесед с классными руководителями, учащимися.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 254.