Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предприятия могут быть классифицированы по:

- сектору экономики;

- объекту деятельности;

- организационно-правовой форме;

- целям деятельности;

- размерам;

- типу производственных процессов;

- степени специализации.

По сектору экономики различают предприятия первичного, вторичного и третичного секторов.

Предприятия первичного сектора – непосредственно эксплуатируют природные ресурсы (например, нефтедобыча) и обеспечивают сырьем обрабатывающую промышленность (например, добыча рыбы).

Предприятия вторичного сектора – предприятия, преобразующие сырье в средства производства и предметы потребления (например, НП и НХП).

Предприятия третичного сектора (сфера услуг) – предоставляют различные услуги (например, транспорт, образование, банки, медицинские учреждения).

По объекту деятельности различают предприятия: сельского хозяйства, транспортные, строительные, торговые, предприятия, оказывающие услуги, промышленные.

По целям деятельности различают:

- предприятия, преследующие помимо удовлетворения потребностей членов общества, получение прибыли – коммерческие;

- предприятия, удовлетворяющие личные или коллективные потребности членов общества и не ставящие цели в получении прибыли - некоммерческие.

По размерам различают: мелкие, средние, крупные и очень крупные предприятия.

По типу производственных процессов различают предприятия массового, серийного и единичного производства.

По степени специализации различают: специализированные, диверсифицированные и комбинированные.

В соответствии с законодательством РФ создаются и осуществляют свою производственно-хозяйственную деятельности в зависимости от форм собственности следующие организационно-правовые формы предприятия:

- государственные;

- муниципальные;

- индивидуальные;

- хозяйственные товарищества;

- хозяйственные общества;

- потребительские кооперативы;

- учреждения;

- общественные и религиозные организации (объединения);

- фонды;

- акционерные общества (ЗАО, ОАО);

- предприятия, созданные на основе аренды и т.д.

По российскому законодательству предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект (юридическое лицо), созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Предприятие выступает юридическим лицом, что определяется совокупностью признаков:

1. Обособленность своего имущества;

2. Отвечает по обязательствам этим своим имуществом;

3. Наличие расчетного счета в банке;

4. Выступает от своего имени.

Обособленность имуществ выражается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором числится имущество предприятия.

 

Рассмотрим более подробно классификацию предприятий по организационно-правовой форме.

 

6 Уровни управления в организации

В управленческой деятельности, как и в производственной, имеется вертикальное и горизонтальное разделение труда.

Горизонтальное разделение труда предполагает расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений аппарата управления: производственного, планово-финансового и проектно-сметного отделов, бухгалтерии и т.д.

Вертикальное разделение труда – образует уровни управления: генеральный директор, его заместители, начальники функциональных отделов и т.д. Число уровней управления зависит от размера предприятия, от географического положения, от того, моно- или полипродуктивным оно является и т.д.

Структура управления предприятия складывается из ступеней и звеньев, обеспечивающих в совокупности решение всех задач управления.

Звено управления – самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций.

Ступень управления – это единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием, цехом и т.д.).

Аппарат управления предприятия, называемый также организационной структурой управления, представляет собой совокупность ступеней и звеньев.

Горизонтальные связи между отдельными элементами носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные связи – связи подчинения. Они являются следствием иерархичности управления, т.е. наличия нескольких уровней управления.

Управление очень многообразно, можно выделить виды:

1. Техническое управление (управление естественными технологическим процессами);

2. Государственное управление – это управление обществом, его жизнью через различные институты (правовая система, органы власти);

3. Идеологическое управление (внедрение в сознание членов общества различных идеологий и концепций);

4. Негосударственное и неполитическое управление социальными процессами (движение в защиту окружающей среды);

5. Хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций.

Исходя из определения управления, можно сформулировать и функции руководителя.

Один из вариантов трактовки функций руководителя:

 

Принимает информацию из внешних источников путем прямых контактов, через экспертов, сослуживцев и т.д.   Принимает информацию из внутренних источников от подчиненных.

 

  

 

Распространяет информацию для внешнего окружения путем прямых контактов, через распространителей информации и т.д.   Распространяет информацию для внутренних потребителей через подчиненных.

 

В зависимости от числа уровней управления, руководителей традиционно делят на 3 категории:

1. Руководители технического уровня, осуществляющие ежедневные действия по управлению производством.

2. Руководители управленческого уровня, осуществляющие координацию отдельных подразделений внутри предприятия.

3. Руководители институционального уровня, обеспечивающие разработку и подготовку к различного рода переменам.

Вертикальное разделение управленческого труда приводит к возникновению уровней управления и управленческой иерархии.

Выделяется три уровня менеджмента организации:

1. Высший уровень управления формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, освоением новых рынков, взаимоотношениями с государством и конкурентами и другими вопросами развития предприятия в настоящем и будущем. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это генеральный директор, директор, его заместители.

2. Средний уровень управленияобеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Менеджеры среднего уровня имеют широкую свободу действий при реализации решений и планов, принятых высшим руководством. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: начальники отделов, цехов (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или стране и директор филиала.

3. Нижний уровень управления обеспечивает непосредственное управление работой исполнителей. Менеджеры этого уровня обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления. Типичными названием должности на данном уровне является сменный мастер, начальники смены, участка и др.

Типология руководителей, предложенная Г.Левигт, рассматривает три типа руководителей:

Тип 1. «Заглядывающий в будущее»: смелые, яркие, харизматические, оригинальные, иногда эксцентричные, но бескомпромиссные люди. Примеры личностей такого типа: князь Владимир, Иван III, У.Черчилль, Дж. Гарибальди, М.Ганди, А.Гитлер. Эти люди руководствуются больше сердцем, чем рассудком. Они хорошо видят цель, но часто – не выдающиеся организаторы.

Тип 2. Аналитик (математик). Их «конек»: анализ данных и нахождение логических ошибок в аргументах оппонентов. Он интересуется цифрами и фактами, а не мнениями, рациональный и все проверяющий. У таких руководителей две крайности: либо – белое, либо – черное. Примером такого руководителя может служить И.Калита, Р.Макнамара, А.Аракчеев.

Тип 3. Практик. Это человек «действия», он почти не анализирует и мало заглядывает вперед, занимается «выкручиванием рук», ведет людей в «бой». Примером такого руководителя может служить А.Македонский, Юлий Цезарь, Петр I, Н.Бонапарт, В.Ленин, И.Сталин, И.Грозный.

Лучший вариант руководства тогда, когда руководителю типа 1, помогают руководители типа 2 и 3.

Различают руководителей, менеджеров с внутренней и внешней стратегией при принятии управленческого решения. Менеджерами с внутренней стратегией являются те, кто считает, что качество управленческого решения зависит от воли, собственной компетентности, интеллектуальных способностей. Менеджерами с внешней стратегией являются те, кто считает, что успехи или неудачи, прежде всего, зависят от внешних обстоятельств, на которые они не могут оказать влияния.

Менеджеры с внутренней стратегией обычно:

– проявляют большую активность в поисках информации и больше считаются с ней, чем менеджеры с внешней стратегией;

– более конструктивно действуют в ситуациях, когда возникают трудности при принятии решений. Менеджеры с внешней стратегией при этом более пассивны;

- более устойчивы к давлению или другим точкам зрения, селективно подходят к ним, корректируют свои позиции, не отступая от своей концепции принятого решения.

Менеджеры с внешней стратегией под давлением легко отказываются от своей позиции, стараются избежать риска, ответственности.

 


Внешняя среда и её элементы

 

Среда – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность организации

Организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой, внешними условиями, постоянно приспосабливаясь к ним.

Внешняя среда - это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании.

Анализ внешних факторов производится с тем, чтобы определить:

1. Какие их внешних факторов оказывают наиболее сильное влияние на Вашу фирму?

2. Какие  нужно предпринять действия, чтобы выйти из создавшегося положения.

Внешняя среда включает экономические, политические условия, законодательство, правительственные акты, конкурирующие организации, технику, технологию и другие составляющие.

Предприятие как открытая система зависит от внешнего окружения в отношении поставок ресурсов, энергии, рабочей силы, потребителей продукции, конкурентов.

В экономической литературе в качестве внешней среды приводятся обычно от 7 до 12 факторов. Есть и двадцатифакторная модель внешней среды, которая представлена следующими факторами:

1. Поставщики материальных ресурсов.

2. Поставщики технологий, техники.

3. Поставщики персонала.

4. Поставщики финансов.

5. Профсоюзы.

6. Общеэкономические факторы.

7. Политические факторы.

8. Международные факторы.

9. Государственные органы управления.

10. Налоговая система.

11. Социальные факторы.

12. Факторы образования.

13. Национальные факторы.

14. Региональные факторы.

15. Конкуренты.

16. Конкурентная среда.

17. Научно-технический прогресс.

18. Культурные факторы.

19. Барьеры входа в рынок.

20. Покупатель.

Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей.

Внешние факторы подразделяются на две группы : факторы прямого и факторы косвенного воздействия.

1. Среда прямого воздействия – факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. Это поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, законы и государственные учреждения, профсоюзы.

Среда прямого воздействия

 

 

Поставщики ресурсов

 

Потребители продукции и услуг
 

 

 

 

 
 

 

ПРЕДПРИЯТИЕ

 

 
 

 

 
  Профсоюзы  

 

 

 

  Конкуренты
   

Законодательство и государственные органы

   
             

 

 

2. Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности, и фирма их учитывает, планируя свое будущее. Это состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, события в других странах и др.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 473.